28208

Целостность восприятия и законы Гештальта: влияние целого на элементы и факторы объединения отдельного в целое

Доклад

Психология и эзотерика

Целостность восприятия и законы Гештальта: влияние целого на элементы и факторы объединения отдельного в целое. ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ свойство восприятия состоящее в том что всякий объект воспринимается как целое даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы например тыльная часть вещи. Каждая часть входящая в образ восприятия приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.

Русский

2013-08-20

42.5 KB

12 чел.

19. Целостность восприятия и законы Гештальта: влияние целого на элементы и факторы объединения отдельного в целое.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект воспринимается как целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть вещи). Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей. На основе имеющегося опыта, знаний человек объединяет элементы в процессе восприятия в целостный образ. Целостность восприятия – внутренняя органическая взаимосвязь частей в образе (Грановская). Свойство целостности восприятия: всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не наблюдаемы. Гештальтпсихологами был сформулирован принцип прегнантности: наше восприятие стремится быть настолько простым и хорошим, насколько это позволяют условия стимула.

Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологии: Келлером и Вертгеймером. Они выделили 2 аспекта целостности восприятия:

  1.  объединение разных элементов в целое,
  2.  независимость образованной целостности от качества объектов, при этом восприятие целого влияет на восприятие его частей.

Правила группировки частей в целое /Вертгеймер/:

  1.  правило подобия - в фигуру объединяются элты, сходные по форме, цвету, величине и т.д.,
  2.  правило близости - в фигуру объединяются элементы близко расположенные,
  3.  хорошая форма - т.е. элементы, обладающие симметрией или периодичностью,
  4.  правило общей судьбы - множество элементов, двигающихся с одинаковой скоростью и по одной траектории (правило применимо и когда объекты неподвижны, движется наблюдатель).

Влияние целого на элементы:

  1.  Один и тот же элемент, включенный в разные структуры, воспринимается по-разному.
  2.  При замене отдельных элементов, при сохранении соотношения между ними общая структура образа остается неизменной.
  3.  При выпадении отдельных частей воспринимаемой фигуры общая структура образа остается неизменной.
  4.  В независимости от искажений и индивидуальных особенностей предмет относится к определенному классу (обобщенность).

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект воспринимается как целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть вещи). Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей. На основе имеющегося опыта, знаний человек объединяет элементы в процессе восприятия в целостный образ.

Целостность восприятия – внутренняя органическая взаимосвязь частей в образе (Грановская).

Свойство целостности восприятия: всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не наблюдаемы.

Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологи: Келлером и Вертгеймером.

Они выделили 2 аспекта целостности восприятия:

  1.  объединение разных элементов в целое,
  2.  независимость образованной целостности от качества объектов, при этом восприятие целого влияет на восприятие его частей.

Правила группировки частей в целое Вертгеймер):

  1.  правило подобия - в фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине и т.д.,
  2.  правило близости - в фигуру объединяются элементы близко расположенные,
  3.  хорошая форма - т.е. элементы, обладающие симметрией или периодичностью,
  4.  правило общей судьбы - множество элементов, двигающихся с одинаковой скоростью и по одной траектории (правило применимо и когда объекты неподвижны, движется наблюдатель).

Влияние целого на элементы:

  1.  Один и тот же элемент, включенный в разные структуры, воспринимается по-разному.
  2.  При замене отдельных элементов, при сохранении соотношения между ними общая структура образа остается неизменной.
  3.  При выпадении отдельных частей воспринимаемой фигуры общая структура образа остается неизменной.
  4.  В независимости от искажений и индивидуальных особенностей предмет относится к определенному классу (обобщенность).

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ И ЗАКОНЫ ГЕШТАЛЬТА: ВЛИЯНИЕ ЦЕЛОГО НА ЭЛЕМЕНТЫ И ФАКТОРЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ОТДЕЛЬНОГО В ЦЕЛОЕ.

Целостность восприятия относится к вторичным характеристикам восприятия наряду с константностью, предметностью и обобщенностью.

Целостность – демонстрирует отношение элементов и целого.

Основа целостности и структурности восприятия – отражение формы (контура) предмета, которая объективно выделяет предмет из окружения, являясь разделительной гранью двух реальностей, и выражает единство строения предмета как целого (Сеченов).

Это приобретенное свойство перцептивного образа, которое формируется в результате рефлекторной деятельности анализаторов и предметной деятельности человека.

В гештальтпсихологии были сформулированы законы восприятия, которым подчиняется восприятие формы. Для восприятия фигуры огромное значение имеет фон, который служит тем общим уровнем, на котором выступает фигура. Фигура и фон образуют вместе единую структуру одно не может существовать без другого.

Гештальтпсихологами был сформулирован принцип прегнантности: наше восприятие стремится быть настолько простым и хорошим, насколько это позволяют условия стимула.

Влияние целого на элементы:

  1.  Целое доминирует над элементами.

Между частями целого существуют отношения, которые выходят за пределы отдельных частей. Так, если части меняются с соблюдением пропорций, то их отношения (целостность) все еще остаются узнаваемыми (исполнение одной мелодии в разных тональностях).

  1.  Целостность проявляется во всех модальностях

Факторы объединения элементов в целое:

  •  Фактор близости – чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые целостные образы
  •  Фактор однородности
  •  Фактор сходства
  •  Фактор коллективного движения
  •  Фактор достраивания до целого – если фигура не закончена, то человек все равно стремится видеть ее как целое
  •  Фактор хорошей формы (закон прегнантности) – если общая структура лучше, чем ее части, то она воспринимается как одна, разделенная линией; если асти луше, чем целое, то фигура начинает делиться в оптическом поле на две.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59146. Поетизація римської доблесті, патріотичного служіння державі, величі Риму як провідні настанови й основний пафос поеми 362.5 KB
  Мета: узагальнити знання про римську культуру та літературу, перевірити знання біографії Вергілія, проаналізувати уривок із 6-ї книги Енеїди, розвивати вміння порівнювати та виділяти головне, за допомогою мистецтвознавчої паралелі дати характеристику головному герою...
59147. Ідеологія тоталітарного режиму очима Довженка. Щоденник - звинувачувальний документ системі 29.5 KB
  Довженко і саме своїм Щоденником зробив першу досить вдалу спробу становити в нашому національному телескопі головне дзеркало на місце усунути в ньому бодай найбільші дефекти. Клас ділиться на дві групи кожна з яких має змогу представити ворогуючі політичн...
59148. Правда, обпалена війною... (Аналіз кіноповісті Україна в огні) 28 KB
  Мета: ознайомити учнів зі змістом кіноповісті проаналізувати твір; закріпити вивчене про кіноповість характеротворення поетику; розвивати творчу уяву і аналітичне мислення; виховувати національну гідність.
59150. Написання рядкової літери н (ен), складів, слів із нею 30.5 KB
  Мета: Вчити учнів писати малу букву н, склади та слова з нею; розвивати вміння правильно розміщувати букви на рядках, закріплювати знання назв елементів букв, виховувати у дітей увагу, старанність, спостережливість.
59151. Уроки з розвитку звязного мовлення. А вже весна, а вже красна... 58.5 KB
  Як правило на цих уроках більше говорить учитель навчаючи дітей переказувати а учні слухають як це робити. Учитель при необхідності коректує відповіді допомагає та згадує батьків тих учнів які працюють у журналістиці акцентуючи увагу на тому що робить спеціаліст кожного профілю.
59152. Козацькі забави. Уроки з фізичної культури 75.5 KB
  Вихідне положення руки зчеплені внизу 12 руки вгору піднятися на носки і потягнутися 34 опускаючи руки через сторони повернутися у вихідне положення. Вихідне положення ноги нарізно руки на пояс 1 нахил вправо з одночасним поворотом тулуба вправо 2 вихідне положення 34 те ж але в іншу сторону.
59153. Якими є моральні норми і правила співжиття у людському суспільстві 61 KB
  Хід: Звучить пєса Боккерині Менует Вчитель: Ми з вами діти живемо в оточенні інших людей і нам не байдуже те як вони відносяться до нас. Вчитель: До питань співіснування в суспільстві зверталися ще в Стародавній Греції.