28208

Целостность восприятия и законы Гештальта: влияние целого на элементы и факторы объединения отдельного в целое

Доклад

Психология и эзотерика

Целостность восприятия и законы Гештальта: влияние целого на элементы и факторы объединения отдельного в целое. ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ свойство восприятия состоящее в том что всякий объект воспринимается как целое даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы например тыльная часть вещи. Каждая часть входящая в образ восприятия приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.

Русский

2013-08-20

42.5 KB

12 чел.

19. Целостность восприятия и законы Гештальта: влияние целого на элементы и факторы объединения отдельного в целое.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект воспринимается как целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть вещи). Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей. На основе имеющегося опыта, знаний человек объединяет элементы в процессе восприятия в целостный образ. Целостность восприятия – внутренняя органическая взаимосвязь частей в образе (Грановская). Свойство целостности восприятия: всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не наблюдаемы. Гештальтпсихологами был сформулирован принцип прегнантности: наше восприятие стремится быть настолько простым и хорошим, насколько это позволяют условия стимула.

Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологии: Келлером и Вертгеймером. Они выделили 2 аспекта целостности восприятия:

  1.  объединение разных элементов в целое,
  2.  независимость образованной целостности от качества объектов, при этом восприятие целого влияет на восприятие его частей.

Правила группировки частей в целое /Вертгеймер/:

  1.  правило подобия - в фигуру объединяются элты, сходные по форме, цвету, величине и т.д.,
  2.  правило близости - в фигуру объединяются элементы близко расположенные,
  3.  хорошая форма - т.е. элементы, обладающие симметрией или периодичностью,
  4.  правило общей судьбы - множество элементов, двигающихся с одинаковой скоростью и по одной траектории (правило применимо и когда объекты неподвижны, движется наблюдатель).

Влияние целого на элементы:

  1.  Один и тот же элемент, включенный в разные структуры, воспринимается по-разному.
  2.  При замене отдельных элементов, при сохранении соотношения между ними общая структура образа остается неизменной.
  3.  При выпадении отдельных частей воспринимаемой фигуры общая структура образа остается неизменной.
  4.  В независимости от искажений и индивидуальных особенностей предмет относится к определенному классу (обобщенность).

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект воспринимается как целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть вещи). Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей. На основе имеющегося опыта, знаний человек объединяет элементы в процессе восприятия в целостный образ.

Целостность восприятия – внутренняя органическая взаимосвязь частей в образе (Грановская).

Свойство целостности восприятия: всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не наблюдаемы.

Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологи: Келлером и Вертгеймером.

Они выделили 2 аспекта целостности восприятия:

  1.  объединение разных элементов в целое,
  2.  независимость образованной целостности от качества объектов, при этом восприятие целого влияет на восприятие его частей.

Правила группировки частей в целое Вертгеймер):

  1.  правило подобия - в фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине и т.д.,
  2.  правило близости - в фигуру объединяются элементы близко расположенные,
  3.  хорошая форма - т.е. элементы, обладающие симметрией или периодичностью,
  4.  правило общей судьбы - множество элементов, двигающихся с одинаковой скоростью и по одной траектории (правило применимо и когда объекты неподвижны, движется наблюдатель).

Влияние целого на элементы:

  1.  Один и тот же элемент, включенный в разные структуры, воспринимается по-разному.
  2.  При замене отдельных элементов, при сохранении соотношения между ними общая структура образа остается неизменной.
  3.  При выпадении отдельных частей воспринимаемой фигуры общая структура образа остается неизменной.
  4.  В независимости от искажений и индивидуальных особенностей предмет относится к определенному классу (обобщенность).

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ И ЗАКОНЫ ГЕШТАЛЬТА: ВЛИЯНИЕ ЦЕЛОГО НА ЭЛЕМЕНТЫ И ФАКТОРЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ОТДЕЛЬНОГО В ЦЕЛОЕ.

Целостность восприятия относится к вторичным характеристикам восприятия наряду с константностью, предметностью и обобщенностью.

Целостность – демонстрирует отношение элементов и целого.

Основа целостности и структурности восприятия – отражение формы (контура) предмета, которая объективно выделяет предмет из окружения, являясь разделительной гранью двух реальностей, и выражает единство строения предмета как целого (Сеченов).

Это приобретенное свойство перцептивного образа, которое формируется в результате рефлекторной деятельности анализаторов и предметной деятельности человека.

В гештальтпсихологии были сформулированы законы восприятия, которым подчиняется восприятие формы. Для восприятия фигуры огромное значение имеет фон, который служит тем общим уровнем, на котором выступает фигура. Фигура и фон образуют вместе единую структуру одно не может существовать без другого.

Гештальтпсихологами был сформулирован принцип прегнантности: наше восприятие стремится быть настолько простым и хорошим, насколько это позволяют условия стимула.

Влияние целого на элементы:

  1.  Целое доминирует над элементами.

Между частями целого существуют отношения, которые выходят за пределы отдельных частей. Так, если части меняются с соблюдением пропорций, то их отношения (целостность) все еще остаются узнаваемыми (исполнение одной мелодии в разных тональностях).

  1.  Целостность проявляется во всех модальностях

Факторы объединения элементов в целое:

  •  Фактор близости – чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые целостные образы
  •  Фактор однородности
  •  Фактор сходства
  •  Фактор коллективного движения
  •  Фактор достраивания до целого – если фигура не закончена, то человек все равно стремится видеть ее как целое
  •  Фактор хорошей формы (закон прегнантности) – если общая структура лучше, чем ее части, то она воспринимается как одна, разделенная линией; если асти луше, чем целое, то фигура начинает делиться в оптическом поле на две.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30307. Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в драматургическом тексте 25 KB
  Проблема автора в литературоведении. Большинство ученых разделяют автора в первом значении его еще принято называть реальным или биографическим автором и автора во втором значении. Это пользуясь другой терминологией автор как эстетическая категория или образ автора. Иногда говорят здесь же о голосе автора считая такое определение более правомерным и определенным чем образ автора.
30308. Проблема романа в современном литературоведении 37 KB
  Проблема романа в современном литературоведении РОМАН франц . Роман эпос Нового времени; в отличие от народного эпоса где индивид и народная душа нераздельны в романе жизнь личности и общественная жизнь предстают как относительно самостоятельные; но частная внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем эпопейно т. Типичная романная ситуация столкновение в герое нравственного и человеческого личностного с природной и социальной необходимостью. Поскольку роман развивается в новое время где характер взаимоотношений человека и общества...
30313. Проблема связи и отношения между компонентами синтаксических единиц. Типы связи в традиционном и современном понимании 47 KB
  Проблема связи и отношения между компонентами синтаксических единиц. Синтаксические отношения самое глобальное понятие в синтаксисе. Синтаксические отношения есть абстракция от смысловых отношений. Все смысловые отношения различны но везде речь идет о действии лица и переходе действия на объект.
30314. Понятие о словосочетании. Разное понимание словосочетания в современной лингвистике. Типология словосочетаний 35 KB
  Непредикативное Интонационно не оформленное Коммуникационно не законченное ССЧ являясь синтаксической едцой может быть описано в 3х аспектах: Формальный Содержательный Коммуникативный Ссч строится по определенной структурной схеме. Ссч обладает смысловой устроенностью. ГЗ ссч это выраженные синтаксической связью синтаксические отношения между его компонентами рассматриваемые вне конкретного лексического наполнения. Ссч выполняет строительную функцию для предложения употребляется в качестве названия или заголовка составной...
30315. Предложение как синтаксическая единица. Его признаки и свойства. Понятие структурной схемы и парадигмы предложения 35.5 KB
  Понятие структурной схемы и парадигмы предложения. Универсальный признак предложения предикативность вслед за Шахматовым и Пешковским сформулировал Виноградов соотнесенность содержания предложения с действительностью. Существует широкое предикативность присуща всем предложениям и узкое понимание только те предложения в которых есть предикат предикативности. Универсальное свойство предложения позволяющее совокупности словоформ стать предложением интонационная оформленность.