28208

Целостность восприятия и законы Гештальта: влияние целого на элементы и факторы объединения отдельного в целое

Доклад

Психология и эзотерика

Целостность восприятия и законы Гештальта: влияние целого на элементы и факторы объединения отдельного в целое. ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ свойство восприятия состоящее в том что всякий объект воспринимается как целое даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы например тыльная часть вещи. Каждая часть входящая в образ восприятия приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.

Русский

2013-08-20

42.5 KB

11 чел.

19. Целостность восприятия и законы Гештальта: влияние целого на элементы и факторы объединения отдельного в целое.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект воспринимается как целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть вещи). Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей. На основе имеющегося опыта, знаний человек объединяет элементы в процессе восприятия в целостный образ. Целостность восприятия – внутренняя органическая взаимосвязь частей в образе (Грановская). Свойство целостности восприятия: всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не наблюдаемы. Гештальтпсихологами был сформулирован принцип прегнантности: наше восприятие стремится быть настолько простым и хорошим, насколько это позволяют условия стимула.

Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологии: Келлером и Вертгеймером. Они выделили 2 аспекта целостности восприятия:

  1.  объединение разных элементов в целое,
  2.  независимость образованной целостности от качества объектов, при этом восприятие целого влияет на восприятие его частей.

Правила группировки частей в целое /Вертгеймер/:

  1.  правило подобия - в фигуру объединяются элты, сходные по форме, цвету, величине и т.д.,
  2.  правило близости - в фигуру объединяются элементы близко расположенные,
  3.  хорошая форма - т.е. элементы, обладающие симметрией или периодичностью,
  4.  правило общей судьбы - множество элементов, двигающихся с одинаковой скоростью и по одной траектории (правило применимо и когда объекты неподвижны, движется наблюдатель).

Влияние целого на элементы:

  1.  Один и тот же элемент, включенный в разные структуры, воспринимается по-разному.
  2.  При замене отдельных элементов, при сохранении соотношения между ними общая структура образа остается неизменной.
  3.  При выпадении отдельных частей воспринимаемой фигуры общая структура образа остается неизменной.
  4.  В независимости от искажений и индивидуальных особенностей предмет относится к определенному классу (обобщенность).

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект воспринимается как целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть вещи). Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей. На основе имеющегося опыта, знаний человек объединяет элементы в процессе восприятия в целостный образ.

Целостность восприятия – внутренняя органическая взаимосвязь частей в образе (Грановская).

Свойство целостности восприятия: всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не наблюдаемы.

Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологи: Келлером и Вертгеймером.

Они выделили 2 аспекта целостности восприятия:

  1.  объединение разных элементов в целое,
  2.  независимость образованной целостности от качества объектов, при этом восприятие целого влияет на восприятие его частей.

Правила группировки частей в целое Вертгеймер):

  1.  правило подобия - в фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине и т.д.,
  2.  правило близости - в фигуру объединяются элементы близко расположенные,
  3.  хорошая форма - т.е. элементы, обладающие симметрией или периодичностью,
  4.  правило общей судьбы - множество элементов, двигающихся с одинаковой скоростью и по одной траектории (правило применимо и когда объекты неподвижны, движется наблюдатель).

Влияние целого на элементы:

  1.  Один и тот же элемент, включенный в разные структуры, воспринимается по-разному.
  2.  При замене отдельных элементов, при сохранении соотношения между ними общая структура образа остается неизменной.
  3.  При выпадении отдельных частей воспринимаемой фигуры общая структура образа остается неизменной.
  4.  В независимости от искажений и индивидуальных особенностей предмет относится к определенному классу (обобщенность).

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ И ЗАКОНЫ ГЕШТАЛЬТА: ВЛИЯНИЕ ЦЕЛОГО НА ЭЛЕМЕНТЫ И ФАКТОРЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ОТДЕЛЬНОГО В ЦЕЛОЕ.

Целостность восприятия относится к вторичным характеристикам восприятия наряду с константностью, предметностью и обобщенностью.

Целостность – демонстрирует отношение элементов и целого.

Основа целостности и структурности восприятия – отражение формы (контура) предмета, которая объективно выделяет предмет из окружения, являясь разделительной гранью двух реальностей, и выражает единство строения предмета как целого (Сеченов).

Это приобретенное свойство перцептивного образа, которое формируется в результате рефлекторной деятельности анализаторов и предметной деятельности человека.

В гештальтпсихологии были сформулированы законы восприятия, которым подчиняется восприятие формы. Для восприятия фигуры огромное значение имеет фон, который служит тем общим уровнем, на котором выступает фигура. Фигура и фон образуют вместе единую структуру одно не может существовать без другого.

Гештальтпсихологами был сформулирован принцип прегнантности: наше восприятие стремится быть настолько простым и хорошим, насколько это позволяют условия стимула.

Влияние целого на элементы:

  1.  Целое доминирует над элементами.

Между частями целого существуют отношения, которые выходят за пределы отдельных частей. Так, если части меняются с соблюдением пропорций, то их отношения (целостность) все еще остаются узнаваемыми (исполнение одной мелодии в разных тональностях).

  1.  Целостность проявляется во всех модальностях

Факторы объединения элементов в целое:

  •  Фактор близости – чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые целостные образы
  •  Фактор однородности
  •  Фактор сходства
  •  Фактор коллективного движения
  •  Фактор достраивания до целого – если фигура не закончена, то человек все равно стремится видеть ее как целое
  •  Фактор хорошей формы (закон прегнантности) – если общая структура лучше, чем ее части, то она воспринимается как одна, разделенная линией; если асти луше, чем целое, то фигура начинает делиться в оптическом поле на две.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74944. Ділення з остачею на двоцифрове число 136.5 KB
  Удосконалювати вміння розвязувати задачі на пропорційне ділення. Розвивати обчислювальні навички. Під час подорожі ми ознайомимося із діленням з остачею на двоцифрове число закріпимо вміння ділити числа що закінчуються нулями удосконалимо вміння розвязувати задачі.
74945. Умножение многозначного числа на однозначное число 447 KB
  Цели: продолжать знакомить учащихся с приёмом письменного умножения многозначного числа на однозначное число; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; развивать умение решать задачи; закреплять умение рассуждать делать выводы.
74946. Правило обчислення площі прямокутника та його застосування. Знаходження значень виразів на сумісні дії 162 KB
  Мета: повторити поняття «площа» та «квадратний сантиметр»; навчити користуватись правилом обчислення площі; проводити роботу, спрямовану на запобігання змішувань понять «площа» і «периметр»; розвивати логічне мислення, пам’ять; виховувати організованість і дисципліну розумової праці дітей.
74947. Дроби. Вершки и корешки 138.5 KB
  Деление на команды Все вы знаете русскую народную сказку Вершки и корешки. Мы разделимся на команды Вершки и Корешки. Команды это I и II вариант. Сейчас проведем тендер конкурс на право выбора названия варианта-команды: команда числителя Вершки и команда знаменателя Корешки.
74949. Заміна одних одиниць вимірювання величин іншими. Розв’язування задач на дві дії та складання обернених задач 129.5 KB
  Заміна одних одиниць вимірювання величин іншими. Формувати вміння використовувати набуті знання для заміни одних одиниць вимірювання величин іншими. Познайомити учнів зі старовинними одиницями вимірювання довжини і маси.
74950. Розв’язування задач на знаходження швидкості, часу та відстані 92 KB
  Мета: Ознайомити учнів зі способами визначення відстані, швидкості та часу; за допомогою пилки» формувати вміння розв’язувати задачі на основі творчих видів роботи; розвивати обчислюванні навички.
74951. Повторення вивченого «Нумерація чисел від 21 до 100» 45 KB
  Кожен герой мультика приготував для вас своє завдання. Увага відгадайте герої якого мультфільму пропонують вам перше завдання звучить пісня Ю. Щоб нікого не образити ми виконаємо і те і те завдання. Фрагмент пісні з Бременських музикантів готові малюнки кожної тварини яка буде пропонувати завдання.
74952. Розв’язування задач на зведення до одиниці. Вправи на засвоєння таблиці множення числа 8. Розпізнання многокутників 32.5 KB
  Удосконалювати вміння учнів розвязувати задачі на зведення до одиниці; домогтися засвоєння таблиці множення числа 8 напамять; закріплювати знання правил порядку дій; розвивати обчислювальні навички та вміння розвязувати рівняння...