28208

Целостность восприятия и законы Гештальта: влияние целого на элементы и факторы объединения отдельного в целое

Доклад

Психология и эзотерика

Целостность восприятия и законы Гештальта: влияние целого на элементы и факторы объединения отдельного в целое. ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ свойство восприятия состоящее в том что всякий объект воспринимается как целое даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы например тыльная часть вещи. Каждая часть входящая в образ восприятия приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.

Русский

2013-08-20

42.5 KB

11 чел.

19. Целостность восприятия и законы Гештальта: влияние целого на элементы и факторы объединения отдельного в целое.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект воспринимается как целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть вещи). Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей. На основе имеющегося опыта, знаний человек объединяет элементы в процессе восприятия в целостный образ. Целостность восприятия – внутренняя органическая взаимосвязь частей в образе (Грановская). Свойство целостности восприятия: всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не наблюдаемы. Гештальтпсихологами был сформулирован принцип прегнантности: наше восприятие стремится быть настолько простым и хорошим, насколько это позволяют условия стимула.

Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологии: Келлером и Вертгеймером. Они выделили 2 аспекта целостности восприятия:

  1.  объединение разных элементов в целое,
  2.  независимость образованной целостности от качества объектов, при этом восприятие целого влияет на восприятие его частей.

Правила группировки частей в целое /Вертгеймер/:

  1.  правило подобия - в фигуру объединяются элты, сходные по форме, цвету, величине и т.д.,
  2.  правило близости - в фигуру объединяются элементы близко расположенные,
  3.  хорошая форма - т.е. элементы, обладающие симметрией или периодичностью,
  4.  правило общей судьбы - множество элементов, двигающихся с одинаковой скоростью и по одной траектории (правило применимо и когда объекты неподвижны, движется наблюдатель).

Влияние целого на элементы:

  1.  Один и тот же элемент, включенный в разные структуры, воспринимается по-разному.
  2.  При замене отдельных элементов, при сохранении соотношения между ними общая структура образа остается неизменной.
  3.  При выпадении отдельных частей воспринимаемой фигуры общая структура образа остается неизменной.
  4.  В независимости от искажений и индивидуальных особенностей предмет относится к определенному классу (обобщенность).

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект воспринимается как целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть вещи). Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей. На основе имеющегося опыта, знаний человек объединяет элементы в процессе восприятия в целостный образ.

Целостность восприятия – внутренняя органическая взаимосвязь частей в образе (Грановская).

Свойство целостности восприятия: всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не наблюдаемы.

Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологи: Келлером и Вертгеймером.

Они выделили 2 аспекта целостности восприятия:

  1.  объединение разных элементов в целое,
  2.  независимость образованной целостности от качества объектов, при этом восприятие целого влияет на восприятие его частей.

Правила группировки частей в целое Вертгеймер):

  1.  правило подобия - в фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине и т.д.,
  2.  правило близости - в фигуру объединяются элементы близко расположенные,
  3.  хорошая форма - т.е. элементы, обладающие симметрией или периодичностью,
  4.  правило общей судьбы - множество элементов, двигающихся с одинаковой скоростью и по одной траектории (правило применимо и когда объекты неподвижны, движется наблюдатель).

Влияние целого на элементы:

  1.  Один и тот же элемент, включенный в разные структуры, воспринимается по-разному.
  2.  При замене отдельных элементов, при сохранении соотношения между ними общая структура образа остается неизменной.
  3.  При выпадении отдельных частей воспринимаемой фигуры общая структура образа остается неизменной.
  4.  В независимости от искажений и индивидуальных особенностей предмет относится к определенному классу (обобщенность).

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ И ЗАКОНЫ ГЕШТАЛЬТА: ВЛИЯНИЕ ЦЕЛОГО НА ЭЛЕМЕНТЫ И ФАКТОРЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ОТДЕЛЬНОГО В ЦЕЛОЕ.

Целостность восприятия относится к вторичным характеристикам восприятия наряду с константностью, предметностью и обобщенностью.

Целостность – демонстрирует отношение элементов и целого.

Основа целостности и структурности восприятия – отражение формы (контура) предмета, которая объективно выделяет предмет из окружения, являясь разделительной гранью двух реальностей, и выражает единство строения предмета как целого (Сеченов).

Это приобретенное свойство перцептивного образа, которое формируется в результате рефлекторной деятельности анализаторов и предметной деятельности человека.

В гештальтпсихологии были сформулированы законы восприятия, которым подчиняется восприятие формы. Для восприятия фигуры огромное значение имеет фон, который служит тем общим уровнем, на котором выступает фигура. Фигура и фон образуют вместе единую структуру одно не может существовать без другого.

Гештальтпсихологами был сформулирован принцип прегнантности: наше восприятие стремится быть настолько простым и хорошим, насколько это позволяют условия стимула.

Влияние целого на элементы:

  1.  Целое доминирует над элементами.

Между частями целого существуют отношения, которые выходят за пределы отдельных частей. Так, если части меняются с соблюдением пропорций, то их отношения (целостность) все еще остаются узнаваемыми (исполнение одной мелодии в разных тональностях).

  1.  Целостность проявляется во всех модальностях

Факторы объединения элементов в целое:

  •  Фактор близости – чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые целостные образы
  •  Фактор однородности
  •  Фактор сходства
  •  Фактор коллективного движения
  •  Фактор достраивания до целого – если фигура не закончена, то человек все равно стремится видеть ее как целое
  •  Фактор хорошей формы (закон прегнантности) – если общая структура лучше, чем ее части, то она воспринимается как одна, разделенная линией; если асти луше, чем целое, то фигура начинает делиться в оптическом поле на две.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14780. Қазақстан опера өнерінің негізін салушы сахна жұлдыздары 36.5 KB
  Қазақстан опера өнерінің негізін салушы сахна жұлдыздары 2004 жылы Абай атындағы Мемлекеттік Академиялық опера және балет театрының құрылғанына 70 жыл толады. Осы айтулы мереке қарсаңында €œАсыл мұра€ жобасы €œҚазақстан опера өнерінің негізін салушы сахна жұлдызда...
14781. Қазақтың ұлттық аспаптары 127 KB
  Қазақтың ұлттық аспаптары. Адырна Адырна қазақ халқының өте ерте заманнан келе жатқан көп ішекті музыка аспабының бірі. Ежелгі заманда бұл аспапты аңшылар ұстаған. Садақ атып жебе тартып аң құстарды аулаған. Әуелде адырна садақ пішінді болды. Кейін бұл аспапты бұ
14782. Қазанғап күйші 63.5 KB
  Қазанғап күйші Тілепбергенұлы Қазанғап 1854-1927 қазақтың әйгілі күйшікомпозиторы. Туыпөскен жері – арал көлінің жағасы Құланды түбегінің Ақбауыр деген жері. Топырақ бұйырған жері – сол Ақбауыр маңы Айшуақ ауылының іргесі. Шыққан тегі – Ұлы жүз құрамындағы байырғ
14783. Қорқыт- қылқобыз өнерінің негізін қалаушы 81.61 KB
  Қорқыт қылқобыз өнерінің негізін қалаушы Қорқыт есімі де XIII ғасыр бойы халықтың мұңы мен зарын қуанышы мен қайғысын үміті мен арманын баяндап үні мен сарынын сақтап келген қобыз да оның әуені де киелі. Сондықтан Қорқыт десек қобызды қобыз десек Қорқытты көз а
14784. Қылқобыздың қос қыраны 62 KB
  Қылқобыздың қос қыраны Қылқобыздың шығу тарихын сонау атам заманнан белгілі бақсы балгерлерді жебеп жасқаушы түркілердің бабасы тұңғыш қобызшы Қорқыт ата есімімен байланыстырып аңыз етіп айтады. Халық арасына кең тараған аңызда былай дейді: – Қорқыт 20 жасқа тол...
14785. Манарбек Ержанов 97 KB
  Манарбек Ержанов Ержанов Манарбек 1901-1966 әнші актер композитор. Қазақстанның халық артисі. Ол Ақан сері Біржан сал және басқалары сияқты композиторлар әншілердің композиторлықәншілік мектебін лайықты тұрақты жалғастырушы болып табылады. Ол белгілі әнші жә...
14786. Музыкалық білім және музыкалық ғылымның өзекті мәселелері 38.5 KB
  Музыкалық білім және музыкалық ғылымның өзекті мәселелері Төл музыка дәстүр тереңінен тамыр тартып біліктілік пен кәсіпқойлық деңгейде шыңдалса ғана өрге шабады. Қазақтың дәстүрлі музыкасын жоғары кәсіптік деңгейде өркендету мәселесіне түбегейлі бет бұрылып ұл...
14787. Мусин Қапан Әубәкірұлы 249 KB
  Мусин Қапан Әубәкірұлы. 1921 жылы Батыс Қазақстан обылысы Жәнібек ауданының Ақоба ауылында дүниеге келген. 1970 жылдың 21 сәуірінде Алматы қаласында қайтыс болған. Қазақ композиторы. 19391941 жылдары Мәскеу консерваториясының қазақ студиясында дәріс алған. Ұлы Отан соғысыны
14788. Нұрғиса Тілендиев 56 KB
  Нұрғиса Тілендиев Тілендіұлы Нұрғиса 1925-1998 – қазақтың әйгілі күйші композиторы дирижер дәулескер домбырашы. Туып өскен жері Алматы облысының Іле ауданына қарасты Шилікемер ауылы. Топырқ бұйырған жері Жамбыл кесенесінің іргесі. Москваның П.И.Чайковский атын...