28212

Виды ощущений. Сенсорная организация человека (по Б.Г.Ананьеву)

Доклад

Психология и эзотерика

Так тактильные вибрационные мышечные вестибулярные ощущения отражают определенные моменты и свойства механического движения различных тел в том числе и тела человека. Интерорецепция вкусовые болевые температурные ощущения специфически связаны с основными явлениями жизнедеятельности биологической формой движения материи. Биологические формы движения интероцептивные болевые вкусовые температурные ощущения В совместной деятельности различных анализаторов имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей определяемых общностью...

Русский

2013-08-20

39.5 KB

46 чел.

14. Виды ощущений. Сенсорная организация человека (по Б.Г.Ананьеву).

ОЩУЩЕНИЕ – это отражение отдельных свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). Анализатор – нервный аппарат восприятия, анализа и синтеза раздражителей.

ОЩУЩЕНИЕ - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материалъного мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Рецепторы – специализированные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.

Специфическая черта ощущений - отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.

Применяя сеченовскую концепцию ассоциации ощущений, Ананьев выделил два основных класса ощущений: интрамодальные (например, зрительно-зрительные, тактильно-тактильные и т.д.); интермодальные (например, зрительно-тактильные, обонятельно-вкусовые и т.д.).

Виды ощущений: По модальности (Ананьев):1 – зрительные; 2 – слуховые;        3 – обонятельные; 4 – вкусовые; 5 – температурные; 6 – тактильные (кожно-осязательные); 7 – мышечно-суставные (движения);8 – болевые; 9 – вестибулярные (между 2 и 5);10 – статико-динамические (равновесие и ускорение) 11 - органические

Несомненно, виды ощущений и их взаимосвязь находятся в причинной зависимости от форм движения материи в их взаимосвязях и взаимопереходах. Обращает на себя внимание дублирование сенсорных функций в процессе отражения одной и той же формы движущейся материи, но в разных ее свойствах и отношениях.

Так, тактильные, вибрационные, мышечные, вестибулярные ощущения отражают определенные моменты и свойства механического движения различных тел, в том числе и тела человека. Зрительные, слуховые, вибрационные, температурные связаны с различными формами молекулярного движения, а обоняние и вкус - с химической природой вещества и химической реакцией как особой химической формой движущейся материи. Интерорецепция, вкусовые, болевые,   температурные ощущения специфически связаны с основными явлениями жизнедеятельности - биологической формой  движения материи. Механические формы движения - тактильные, вибрационные, мышечные, вестибулярные. Молекулярные формы движения - зрительные, слуховые, вибрационные, температурные. Химические формы движения - обонятельные, вкусовые. Биологические формы движения - интероцептивные, болевые, вкусовые, температурные ощущения

В совместной деятельности различных анализаторов имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей, определяемых общностью объектов отражения в их взаимодействии и взаимопроникновении. Можно наметить известный порядок «цепочек» взаимосвязей. Эти цепочки не носят, конечно, линейного характера. Напротив, такой порядок можно выразить в сложно разветвленной цепи взаимосвязей по многим признакам.

Зрительные, тактильные, мышечно-суставные и статико-динамические ощущения составляют один ряд этой цепи. Через тактильные ощущения этот ряд соединяется с вибрационными, а через вибрационные - со слуховыми, которые в свою очередь связываются с мышечными ощущениями (артикуляционными и голосовыми). Особый ряд в системе анализаторных взаимосвязей составляют химические чувства (обоняние, вкус, хеморецепция внутренней среды), которые связываются с другими сенсорными явлениями жизнедеятельности (особенно температурными и болевыми). Тактильные ощущения сопровождают многие другие чувственные деятельности (вкус, обоняние, слух, температурные ощущения и т.д.), что объясняется особой ролью кожи как покрова и барьера тела, а вместе с тем участника основных процессов обмена веществ. Кинестезия является обязательным членом любой ассоциации ощущения, благодаря чему процессы отражения и накопления индивидуального опыта всегда проникают друг в друга.

Классификация ощущений Ч. Шеррингтона - модель дифференциации ощущений на основе анатомического расположения рецепторов. Было выделено три основных класса ощущений:

  1.  Экстерорецептивные, возникающие при действии на рецепторы, которые расположены на поверхности тела;
  2.  Проприорецептивные, или кинестезические, возникающие при действии на рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставных сумках, и свидетельствующие о движении и относительным положении частей тела;
  3.  Интерорецептивные, или органические, обусловленные обменными процессами во внутренней среде организма.

При этом экстерорецептивные ощущения подразделяются на дистантные (зрительные, слуховые), контактные (осязательные, вкусовые) и обонятельные, занимающие промежуточное положение между этими подклассами экстерорецепции.

Первичные эмпирические характеристики: 

1.Модальность – «способность» отражать определенные состояния и формы материи, к воздействиям которой (свет, звук, теплота) физиологически приспособлен данный анализатор

2. Интенсивность – количественная характеристика; зависит от силы раздражителя и функционального состояния анализатора.

Диапазон чувствительности определяется разницей между верхним и нижним абсолютными порогами. Минимальная чувствительность – нижний абсолютный порог (зависит от свойств нервной системы) – минимальная сила раздражителя, который вызывает едва заметное ощущение. Максимальная чувствительность – верхний абсолютный порог – максимальная сила раздражителя, дальнейшее увеличение вызывает болевые ощущения. Разностный порог – минимальная величина прироста к силе действия раздражителя, которая вызывает едва заметное изменение (ослабление/усиление) ощущения (зависит от модальности).    

3.Пространственная – ощущения позволяют точно локализовать объект в пространстве.

4. Временная – определяется длительностью ощущения, зависящей от времени действия раздражителя и от его силы. Каждое ощущение имеет свой определенный латентный период, но существует и межиндивидуальная вариативность.

Эффект последействия – ощущение продолжается после окончания действия раздражителя. Возникает последовательный образ, пока он соответствует по светлоте и цветовому фону – положительный послеобраз, когда начинает изменяться (со временем) – становится отрицательным.  5. Пространственно-временная – отражение движения

Значение ощущений: 1.Источник материала для мышления (при ограничении сенсорных импульсов наступает сенсорная депривация). 2.Участвуют в регуляции удовлетворения потребностей (удовлетворена потребность снижается чувствительность). 3.Участвуют в регуляции обменных процессов, обеспечивают гомеостаз. 4.Обеспечивают связь с внешним миром


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82134. ПОДОРОЖ ДО ЗООПАРКУ 56 KB
  Будують клітки для звірів та інші споруди зоопарку оздоблюють територію. Працівники радіовузла: Кореспонденти ведуть репортаж з місця подій редактор готує передачі в яких виступають: науковий співробітник медпрацівник бригадир будівельників директор зоопарку; транслюється концерт за заявками...
82135. До перлин зоряного неба! 51 KB
  Мета: ознайомити учнів з історією освоєння космічного простору; розкрити роль вітчизняної науки та українських вчених у створенні теоретичних основ космонавтики; показати визначальну роль астрономії у формуванні наукового світогляду людини, співробітництво України з іншими країнами...
82136. Пересопницьке Євангеліє – скарб минулого, святиня сьогодення 183.5 KB
  Мета: формувати в учнів повагу і бережливе ставлення до творчих надбань українського народу, розкрити значення Пересопницького Євангелія як визначної рукописної пам’ятки староукраїнської літературної мови і мистецтва, національної реліквії та державної святині; показати важливість Православ’я...
82137. Підведення підсумків осінніх спостережень, з’ясування змін, що відбуваються в живій та неживій природі, прихід Зими 412 KB
  Мета. Дати поняття про зміни, які відбуваються в природі восени та на початку зими; розширити знання учнів про характерні ознаки зими серед рослин, тварин; розвивати спостережливість, творчу уяву, мислення; виховувати дбайливе ставлення до природи, любов до прекрасного.
82138. Історична сторінка 299.5 KB
  Скільки часу потрібно Пятачку Вінні Пуха під дубом чекати Щоб Вінні Пух 49 метрів зміг здолати І дупла дуба яке міститься на цій висоті дістатися Та справжні чи ні бджоли які в ньому проживають дізнатися. Скільки стовпчиків потрібно Джері підготувати Щоб зводячи паркан всі ями використати.
82139. НАШІ ДРУЗІ – ДИТЯЧІ ЖУРНАЛИ 38.5 KB
  Ознайомити учнів із дитячими журналами розвивати пізнавальні інтереси розширювати читацький кругозір сприяти вихованню доброзичливості товариськості шани до рідного слова. Ми прийшли, малята, щоб вас привітати, Щастя, успіху усім радо побажати! Ви не можете, малята, все про все на світі знати.
82140. Журнали для дітей (Бібліотечний урок для 3-4 класи) 41.5 KB
  Обладнання: Сумка листоноши; виставка З поштової скриньки дитячі газети та журнали; словники папір олівці. Девіз уроку: Читай журнали та газети І подолай усі тенета Дізнаєшся про Всесвіт гарний Труди твої не будуть марні Хід уроку: Бібліотекар: Добрий день діти Сьогодні у нас незвичайний урок.
82141. ВЕЛИКА ВІТЧИЗНЯНА ВІЙНА 177.5 KB
  Учні заздалегідь готують фломастер або олівець і чистий аркуш паперу, розкреслений на декілька пронумерованих прямокутників. У кожному прямокутнику учасники повинні по порядку замалювати асоціативні тлумачення. Можуть бути запропоновані, наприклад, такі слова: відплата, смуток, горе, жах, сльози, печаль...
82142. Шкідливі звички 89.5 KB
  Мета: Дати поняття про погані звички і про їх наслідки розвивати бажання не вживати їх а якщо вони виникли то позбутися; виховувати культуру поведінки старанне ставлення й дбайливе ставлення до свого здоровя. Життєздатність і здоровя людей великою мірою залежить від самої людини.