28212

Виды ощущений. Сенсорная организация человека (по Б.Г.Ананьеву)

Доклад

Психология и эзотерика

Так тактильные вибрационные мышечные вестибулярные ощущения отражают определенные моменты и свойства механического движения различных тел в том числе и тела человека. Интерорецепция вкусовые болевые температурные ощущения специфически связаны с основными явлениями жизнедеятельности биологической формой движения материи. Биологические формы движения интероцептивные болевые вкусовые температурные ощущения В совместной деятельности различных анализаторов имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей определяемых общностью...

Русский

2013-08-20

39.5 KB

41 чел.

14. Виды ощущений. Сенсорная организация человека (по Б.Г.Ананьеву).

ОЩУЩЕНИЕ – это отражение отдельных свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). Анализатор – нервный аппарат восприятия, анализа и синтеза раздражителей.

ОЩУЩЕНИЕ - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материалъного мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Рецепторы – специализированные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.

Специфическая черта ощущений - отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.

Применяя сеченовскую концепцию ассоциации ощущений, Ананьев выделил два основных класса ощущений: интрамодальные (например, зрительно-зрительные, тактильно-тактильные и т.д.); интермодальные (например, зрительно-тактильные, обонятельно-вкусовые и т.д.).

Виды ощущений: По модальности (Ананьев):1 – зрительные; 2 – слуховые;        3 – обонятельные; 4 – вкусовые; 5 – температурные; 6 – тактильные (кожно-осязательные); 7 – мышечно-суставные (движения);8 – болевые; 9 – вестибулярные (между 2 и 5);10 – статико-динамические (равновесие и ускорение) 11 - органические

Несомненно, виды ощущений и их взаимосвязь находятся в причинной зависимости от форм движения материи в их взаимосвязях и взаимопереходах. Обращает на себя внимание дублирование сенсорных функций в процессе отражения одной и той же формы движущейся материи, но в разных ее свойствах и отношениях.

Так, тактильные, вибрационные, мышечные, вестибулярные ощущения отражают определенные моменты и свойства механического движения различных тел, в том числе и тела человека. Зрительные, слуховые, вибрационные, температурные связаны с различными формами молекулярного движения, а обоняние и вкус - с химической природой вещества и химической реакцией как особой химической формой движущейся материи. Интерорецепция, вкусовые, болевые,   температурные ощущения специфически связаны с основными явлениями жизнедеятельности - биологической формой  движения материи. Механические формы движения - тактильные, вибрационные, мышечные, вестибулярные. Молекулярные формы движения - зрительные, слуховые, вибрационные, температурные. Химические формы движения - обонятельные, вкусовые. Биологические формы движения - интероцептивные, болевые, вкусовые, температурные ощущения

В совместной деятельности различных анализаторов имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей, определяемых общностью объектов отражения в их взаимодействии и взаимопроникновении. Можно наметить известный порядок «цепочек» взаимосвязей. Эти цепочки не носят, конечно, линейного характера. Напротив, такой порядок можно выразить в сложно разветвленной цепи взаимосвязей по многим признакам.

Зрительные, тактильные, мышечно-суставные и статико-динамические ощущения составляют один ряд этой цепи. Через тактильные ощущения этот ряд соединяется с вибрационными, а через вибрационные - со слуховыми, которые в свою очередь связываются с мышечными ощущениями (артикуляционными и голосовыми). Особый ряд в системе анализаторных взаимосвязей составляют химические чувства (обоняние, вкус, хеморецепция внутренней среды), которые связываются с другими сенсорными явлениями жизнедеятельности (особенно температурными и болевыми). Тактильные ощущения сопровождают многие другие чувственные деятельности (вкус, обоняние, слух, температурные ощущения и т.д.), что объясняется особой ролью кожи как покрова и барьера тела, а вместе с тем участника основных процессов обмена веществ. Кинестезия является обязательным членом любой ассоциации ощущения, благодаря чему процессы отражения и накопления индивидуального опыта всегда проникают друг в друга.

Классификация ощущений Ч. Шеррингтона - модель дифференциации ощущений на основе анатомического расположения рецепторов. Было выделено три основных класса ощущений:

  1.  Экстерорецептивные, возникающие при действии на рецепторы, которые расположены на поверхности тела;
  2.  Проприорецептивные, или кинестезические, возникающие при действии на рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставных сумках, и свидетельствующие о движении и относительным положении частей тела;
  3.  Интерорецептивные, или органические, обусловленные обменными процессами во внутренней среде организма.

При этом экстерорецептивные ощущения подразделяются на дистантные (зрительные, слуховые), контактные (осязательные, вкусовые) и обонятельные, занимающие промежуточное положение между этими подклассами экстерорецепции.

Первичные эмпирические характеристики: 

1.Модальность – «способность» отражать определенные состояния и формы материи, к воздействиям которой (свет, звук, теплота) физиологически приспособлен данный анализатор

2. Интенсивность – количественная характеристика; зависит от силы раздражителя и функционального состояния анализатора.

Диапазон чувствительности определяется разницей между верхним и нижним абсолютными порогами. Минимальная чувствительность – нижний абсолютный порог (зависит от свойств нервной системы) – минимальная сила раздражителя, который вызывает едва заметное ощущение. Максимальная чувствительность – верхний абсолютный порог – максимальная сила раздражителя, дальнейшее увеличение вызывает болевые ощущения. Разностный порог – минимальная величина прироста к силе действия раздражителя, которая вызывает едва заметное изменение (ослабление/усиление) ощущения (зависит от модальности).    

3.Пространственная – ощущения позволяют точно локализовать объект в пространстве.

4. Временная – определяется длительностью ощущения, зависящей от времени действия раздражителя и от его силы. Каждое ощущение имеет свой определенный латентный период, но существует и межиндивидуальная вариативность.

Эффект последействия – ощущение продолжается после окончания действия раздражителя. Возникает последовательный образ, пока он соответствует по светлоте и цветовому фону – положительный послеобраз, когда начинает изменяться (со временем) – становится отрицательным.  5. Пространственно-временная – отражение движения

Значение ощущений: 1.Источник материала для мышления (при ограничении сенсорных импульсов наступает сенсорная депривация). 2.Участвуют в регуляции удовлетворения потребностей (удовлетворена потребность снижается чувствительность). 3.Участвуют в регуляции обменных процессов, обеспечивают гомеостаз. 4.Обеспечивают связь с внешним миром


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54507. Музичні стилі та напрямки 462 KB
  Мета: познайомити учнів з творами композиторів різних стилів і напрямків; розвивати в учнів інтерес до слухання класичної музики, формувати музичну культуру, вчити впізнавати особливість музичних стилів (класичного, романтичного) та сфери їх емоційного впливу на людину; виховувати естетичний смак.
54508. Музика країн Європи і світу 68 KB
  Перша зупинка станція Мелодійна друга станція Ритмічна третя станція Музичних загадок четверта станція Композиторська пята Слухацька і остання станція Виконавська. Наступна зупинка станція Мелодійна. Станція Мелодійна. Наступна зупинка станція Ритмічна.
54509. Музыка в диалоге с современностью 31.5 KB
  К какому виду музыки относятся перечисленные произведения Бетховен. Римского-Корсакова Какой стиль создал американский композитор Джордж Гершвин В чем проявляется идея синтеза музыки и литературы Какие жанры в музыке ты знаешь Какая роль музыки в опере и в балете Имя какого небесного светила послужило основой в названии произведения Л. Сделай анализ полюбившегося тебе музыкального произведения по предложенной схеме: название автор стиль жанр мелодия темп лад динамика исполнитель и его...
54510. Музично-виконавський розвиток учня-піаніста на прикладі п єс «Дитячого альбому» П.І. Чайковського 1.15 MB
  Так само ретельно позначена і динаміка. Композитор користується як поступовим її розвитком, так і раптовими змінами тонких градацій звучності. Але ніде в циклі не позначено ff-автор наказує шкалу динаміки ppp-f. В творах циклу Чайковський застосував в основному прості форми, які легко піддаються аналізу.
54511. МУЗИКА - ЦЕ ГОЛОС НАШОГО СЕРЦЯ 80 KB
  На фоні музики Маленька нічна серенада Моцарта ведучі ведуть розповідь. 1ий ведучий Я слухаю музику і уявляю собі старовинний Зальцбург батьківщину Моцарта. Ми розповімо вам друзі про життя маленького Моцарта. І якщо хтонебудь скаже що в наших розповідях більше видумки ніж правди я відповім: Що ж а музика Моцарта хіба вона не казкове чудо Про Зальцбург і деякі обставини народження нашого героя 1ий ведучий У ті дні Зальцбург був столицею маленького церковного князівства.
54512. МУЗИКА ВІДКРИТОГО СЕРЦЯ 53 KB
  Церковний богослужебний спів виник разом з розповсюдженням християнства, а потім став розвиватися самостійно і історично склався як чисто національний вид музичного мистецтва. Стримані, виразні і величаві народні наспіви є величезним багатством нашої національної культури.
54513. Музыка в диалоге с современностью 37.5 KB
  Музыкальная викторина Задание: определить название прозвучавшего музыкального фрагмента. Драматизация Визитка музыкального произведения Задание: член команды выбирает карточку с названием произведения визитку которого нужно представить. Повторение средств музыкальной выразительности Задание: узнать произведение по его модели записанной на карточках. Ты мне – я тебе Команды придумывают друг другу музыкальное задание.
54514. ВИДИ МИСТЕЦТВ. ПОХОДЖЕННЯ МИСТЕЦТВ. СЛІДИ ПЕРВІСНОЇ МУЗИКИ 93 KB
  Так поступово сформувались різні види мистецтва: література графіка живопис скульптура архітектура декоративне мистецтво кіно хореографія театр цирк і музика. Музика приносить людині велике задоволення і насолоду. Що ж це за таке диво – МУЗИКА висловлювання дітей. Отже і музика має дуже давні корені.