28214

Операциональная природа мышления как процесса отражения связей и отношений. Виды мыслительных операций

Доклад

Психология и эзотерика

Операциональная природа мышления как процесса отражения связей и отношений. Виды мышления =стадии развития: 1Нагляднодейственное элементарная форма практического мышления направленного на разрешение элементарных практических задач. Виды мышления: А. Типологические классификации мышления: При построении типологий виды мышления обычно различаются попарно как противостоящие друг другу по тем или иным конкретным характеристикам.

Русский

2013-08-20

45.5 KB

2 чел.

25. Операциональная природа мышления как процесса отражения связей и отношений. Виды мыслительных операций.

Мышление – высший  психический процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном опосредовании языком (речи).

Мышление - высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных связей и отношений на оперативном уровне. Мышление возникает на основе чувственного познания, но выходит далеко за его пределы.

Виды мышления (=стадии развития): 1)Наглядно-действенное - элементарная форма практического мышления, направленного на разрешение элементарных практических задач.  Признаки: - конкретность; - ограниченность характеристиками объектов -часто происходит при дефиците времени. Ведущая операция – сравнение, также представлен анализ и синтез (анализ доминирует над синтезом). Операнды - реальные объекты.  2).Наглядно-образное – единство представления и понятия (единичного и общего), осуществляемое в форме наглядного образа-представления. Признаки:- теряется длительный компонент, кажется, что решение происходит мгновенно

Операции (Фрейд): конденсация – объединение разнородных элементов в единый образ (по сути это свернутое сравнение), сопровождающееся подражанием; смещение – сдвиг внимания от центра события к периферии (центр события стирается, а какая-то деталь сохраняет сам смысл, опыт); символическая трансформация – перемещение акцента, когда какие-то незначительные предметы становятся символом целого события, чувства.

Операции (Рубинштейн): отождествление – сравнение, основанное на анализе и синтезе, когда сходные признаки подчеркиваются как главные (очень субъективно); агглютинация – склеивание кусочков разных образов, очень творческая и активная операция, в результате которой возникает то, что в природе не существует (русалка); типизация – выделение главного через повторяющееся, создание типа

Операнды – образы и образы понятий.    

3)Вербально-логическое – единство наглядного образа-представления и понятия, осуществляемого в форме общего понятия. Операции: анализ – мысленное расчленение предмета, явления и выявление составляющих его элементов, частей, сторон, синтез – восстанавливание расчлененного анализом целого, сопровождающееся вскрытием более или менее существенных связей и отношений элементов, выделенных анализом, абстрагирование – выделение и извлечение одной стороны явления или предмета, почему-либо существенной, и отвлечение от остальных сторон, обобщение – объединение предметов или явлений на основании раскрытия существенных связей, конкретизация – обратна абстрагированию и обобщению, реализует возврат ко всей полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта. Операнды – понятия. Понятие – опосредованное (культурно-историческим развитием) и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии более или менее существенных объективных связей и отношений и представленное в слове.   

Виды мышления:

А. Типологические классификации мышления: При построении типологий виды мышления обычно различаются попарно, как противостоящие друг другу по тем или иным конкретным характеристикам.

  1.  по содержанию используемых средств: наглядное и вербальное;
  2.  по степени соответствия реальности: реалистическое  и аутистическое;
  3.  по характеру протекания мыслительных процессов: интуитивное и аналитическое;
  4.  по характеру задач: практическое и теоретическое;

Б. Функциональные классификации мышления: Функционально различные виды мышления:

  1.  творческое - критическое,
  2.  абстрактное и конкретное (Гольдштейн).

В. Генетические классификации мышления. Выделяют три уровня развития мышления, различающиеся по форме предъявления объекта и способам познания мира: -наглядно-действенный (через практическое действие с объектом), -наглядно-образный (с помощью образных представлений), - словесно-логический (с помощью логических понятий и знаков)

Фазы  мыслительного процесса: 1)Осознание проблемной ситуации (постановка задачи), 2)Выбор способа решения ,3)Выдвижение гипотез, 4)Проверка гипотез, 5)Суждение, фиксирующее решение проблемы

Затем результат мыслительной работы спускается в практику, которая подвергает его испытанию и ставит перед мыслью новые задачи – развития, уточнения, исправления или изменения принятого решения проблемы.

Виды мышления (=стадии развития):

  1.  Наглядно-действенное – связано с практическими действиями над предметами; преобладает в 2-3 года. Характеризуется:
  •  высокой эгоцентричностью (фиксации точки отсчета на самом носителе психики)
  •  синкретизмом (случайные поверхностные признаки объединяются в комплекс, не отражающий сущности предмета = коллекция случайных признаков)
  •  трансдуктивным характером связи (от частного к частному)
  •  отсутствием иерархии (нет родовидовых отношений, отношений частного-общего)
  1.  Наглядно-образное – манипулирование образами; преобладает в период с 2-3 до 6-7 лет. Характеризуется: синкретизмом, субъективизмом с преобладанием эмоциональных компонентов, опирается на восприятие и представление (манипулирование не с самим объектом, а с его образом)
  2.  Вербально-логическое – мышление понятиями; характерно для старших школьников и взрослых, которые для решения задач используют суждения, умозаключения, готовые знания. Эмпирические характеристики: 1)Первичные: пространственно-временное поле мышления – пространственно-временные границы раздвигаются до бесконечности, человек может в своих размышлениях оказаться в любом месте и в любое время, модальность – снимаются модальностные ограничения, присущие перцептивному отражению, интенсивность – снимаются пороговые ограничения. 2) Вторичные:- проблемно-вопросительный характер понятийной мысли (возникает, когда есть вопрос к поставленной задаче), фазовая динамика – перцептивные процессы могут быть статическими и динамическими, мышление – только динамическим, структурность, многокомпонентность – связи и отношения предполагают наличие двух и более компонентов, речевая форма – мысль проявляется и формируется в слове, феномен понимания (=синтетического инсайта) – проявляется в легкости перехода с одного языка на другой (пока сложные связи не перенесены на вербальный уровень, это феномен не появится), обобщенность – посредством операций мыслью обобщаются предметные связи и отношения, опосредованность – опосредованность мыслительными операциями

Виды мышления (Пиаже):

  1.  Стадия сенсомоторного интеллекта (0-2 года) – врожденная двигательная основа (врожденные схемы: хватание, сосание) обеспечивает развитие всех видов мышления. Постепенно ребенок понимает, что мир состоит из объектов и он является одним из объектов этого мира. Стадии:
  •  упражнение рефлексов (1 мес.)- новая информация уподобляется врожденным схемам – ассимиляция (ребенок сосет одеяло)
  •  стадия первичных круговых рефлексов (2 мес.) – схемы приспосабливаются к ново информации – аккомодация (сосет избирательно) + сохраняется ассимиляция; связь объекта и моторики, «применяемой» к нему неслучайна, для разных объектов используются разные схемы; возникает связь слух-зрение По Сеченову – ассоциации), но только пока объект в поле зрения   
  •  стадия вторичных круговых движений (4-8 мес.) – происходит координация различных схем (ребенок толкает неваляшку, а не сосет); моторная активность связана с внешними предметами, появляются представления, ребенок может предвидеть (антиципация, экстраполяция)
  •  координация вторичных схем (8-2 мес.) – происходит координация цели и средства деятельности (ребенок вынимал прутья в кроватке, когда между прутьями поместили пачку сигарет, стал вынимать прутья так, чтобы пачка упала – координация двух различных схем)
  1.  Дооперациональное мышление (2-7/8 лет) – ребенок формирует понятия и пользуется символами (языком) для сообщения их окружающим. Эти понятия ограничены их непосредственным, эгоцентрическим опытом. Представления о причинах и следствиях ограничены, трудности классифицирования.  
  2.  Период конкретных операций (7/8-11/12 лет) – ребенок постигает объективные отношения между предметами и начинает мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам с учетом иерархии классов (понимают, что животное может быть одновременно собакой и терьером)
  3.  Период формальных операций (12 лет-вся жизнь) – подросток может проанализировать решение логической задачи как конкретного, так и абстрактного содержания: может строить планы на будущее или вспоминать прошлое, рассуждать по аналогии и метафорически.

Соотношение произвольной и непроизвольной регуляции: Непроизвольная регуляция проявляется в процессах: Ассоциации – включение в мысль тех психических предметных структур, которые в прошлом опыте были ассоциативно связаны с его компонентами. Персеверации (повторения) – возвращение и включение в течение мыслительного процесса отдельных психических структур (представлений).Произвольная регуляция осуществляется посредством: Детерминирующей тенденции – направление динамики за счет ожидаемого результата.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72878. Экология сообществ. Биоценоз. Видовая, пространственная и экологическая структуры биоценоза 61.5 KB
  Видовая пространственная и экологическая структуры биоценоза. Различают видовую пространственную и экологическую структуру биоценоза. Показателями значимости каждого отдельного вида в видовой структуре биоценоза являются: обилие вида т.
72879. Экология популяций. Ареал. Статические и динамические показатели популяции 62 KB
  Статические и динамические показатели популяции Популяция это элементарная группировка организмов определенного вида обладающая всеми необходимыми условиями для поддержания своей численности необозримо длительное время в постоянно изменяющихся условиях среды.
72880. Экологическая валентность (толерантность, устойчивость, пластичность). Лимитирующий фактор 66.5 KB
  Количественно выражается интенсивностью и диапазоном действия экологических факторов при которых вид сохраняет нормальную жизнедеятельность. Действия факторов характеризуются их дозировкой амплитудой размахом колебаний. при оптимальной интенсивности факторов.
72881. Экологические биотические факторы среды: антагонистические (хищничество, паразитизм, конкуренция), неантагонистические (симбиоз - сожительство, мутуализм – взаимный, комменсализм – сотрапезник) 64 KB
  Экологические биотические факторы среды: антагонистические хищничество паразитизм конкуренция неантагонистические симбиоз сожительство мутуализм взаимный комменсализм сотрапезник. Конкуренция это использование ресурсов пищи воды света пространства одним организмом который тем самым...
72882. Экологические факторы и их классификация 59.5 KB
  Любой организм в природе испытывает на себе воздействие самых разнообразных компонентов внешней среды. Факторы среды экологические факторы разнообразны имеют разную природу и специфику действия. Абиотические факторы неживой природы: а климатические условия освещенности температурный режим и т.
72883. Метаболические процессы в живых организмах 62 KB
  Все происходящие в организме преобразования вещества и энергии объединены общим названием метаболизм обмен веществ. Он обеспечивает рост развитие обновление биологических структур а также накопление энергии синтез макроэргов.
72884. Экологические проблемы АЭС. Охрана окружающей среды 65.5 KB
  Иллюзия о безопасности ядерной энергетики была разрушена после нескольких больших аварий в Великобритании США и СССР апофеозом которых стала катастрофа на чернобыльской АЭС. При этом в отношении чернобыльского выброса многое остается неизвестным и риск здоровью населения от аварийных...
72885. Экологические проблемы ГЭС и способы их решения 61 KB
  ГЭС выполняют различные функции в общей системе энергообеспечения. ГЭС сокращают потребность в газомазутными топливе использование которого в качестве сырья в других отраслях промышленности химии металлургии дает значительно больший экономический эффект.
72886. Вредные выбросы ТЭС и методы их снижения 62.5 KB
  Методы химической очистки газов от NOХ бывают: окислительные основанные на окислении оксида азота в диоксид с последующим поглощением различными поглотителями; восстановительные основанные на восстановлении оксида азота до азота и кислорода с применением катализаторов...