28214

Операциональная природа мышления как процесса отражения связей и отношений. Виды мыслительных операций

Доклад

Психология и эзотерика

Операциональная природа мышления как процесса отражения связей и отношений. Виды мышления =стадии развития: 1Нагляднодейственное элементарная форма практического мышления направленного на разрешение элементарных практических задач. Виды мышления: А. Типологические классификации мышления: При построении типологий виды мышления обычно различаются попарно как противостоящие друг другу по тем или иным конкретным характеристикам.

Русский

2013-08-20

45.5 KB

2 чел.

25. Операциональная природа мышления как процесса отражения связей и отношений. Виды мыслительных операций.

Мышление – высший  психический процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном опосредовании языком (речи).

Мышление - высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных связей и отношений на оперативном уровне. Мышление возникает на основе чувственного познания, но выходит далеко за его пределы.

Виды мышления (=стадии развития): 1)Наглядно-действенное - элементарная форма практического мышления, направленного на разрешение элементарных практических задач.  Признаки: - конкретность; - ограниченность характеристиками объектов -часто происходит при дефиците времени. Ведущая операция – сравнение, также представлен анализ и синтез (анализ доминирует над синтезом). Операнды - реальные объекты.  2).Наглядно-образное – единство представления и понятия (единичного и общего), осуществляемое в форме наглядного образа-представления. Признаки:- теряется длительный компонент, кажется, что решение происходит мгновенно

Операции (Фрейд): конденсация – объединение разнородных элементов в единый образ (по сути это свернутое сравнение), сопровождающееся подражанием; смещение – сдвиг внимания от центра события к периферии (центр события стирается, а какая-то деталь сохраняет сам смысл, опыт); символическая трансформация – перемещение акцента, когда какие-то незначительные предметы становятся символом целого события, чувства.

Операции (Рубинштейн): отождествление – сравнение, основанное на анализе и синтезе, когда сходные признаки подчеркиваются как главные (очень субъективно); агглютинация – склеивание кусочков разных образов, очень творческая и активная операция, в результате которой возникает то, что в природе не существует (русалка); типизация – выделение главного через повторяющееся, создание типа

Операнды – образы и образы понятий.    

3)Вербально-логическое – единство наглядного образа-представления и понятия, осуществляемого в форме общего понятия. Операции: анализ – мысленное расчленение предмета, явления и выявление составляющих его элементов, частей, сторон, синтез – восстанавливание расчлененного анализом целого, сопровождающееся вскрытием более или менее существенных связей и отношений элементов, выделенных анализом, абстрагирование – выделение и извлечение одной стороны явления или предмета, почему-либо существенной, и отвлечение от остальных сторон, обобщение – объединение предметов или явлений на основании раскрытия существенных связей, конкретизация – обратна абстрагированию и обобщению, реализует возврат ко всей полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта. Операнды – понятия. Понятие – опосредованное (культурно-историческим развитием) и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии более или менее существенных объективных связей и отношений и представленное в слове.   

Виды мышления:

А. Типологические классификации мышления: При построении типологий виды мышления обычно различаются попарно, как противостоящие друг другу по тем или иным конкретным характеристикам.

  1.  по содержанию используемых средств: наглядное и вербальное;
  2.  по степени соответствия реальности: реалистическое  и аутистическое;
  3.  по характеру протекания мыслительных процессов: интуитивное и аналитическое;
  4.  по характеру задач: практическое и теоретическое;

Б. Функциональные классификации мышления: Функционально различные виды мышления:

  1.  творческое - критическое,
  2.  абстрактное и конкретное (Гольдштейн).

В. Генетические классификации мышления. Выделяют три уровня развития мышления, различающиеся по форме предъявления объекта и способам познания мира: -наглядно-действенный (через практическое действие с объектом), -наглядно-образный (с помощью образных представлений), - словесно-логический (с помощью логических понятий и знаков)

Фазы  мыслительного процесса: 1)Осознание проблемной ситуации (постановка задачи), 2)Выбор способа решения ,3)Выдвижение гипотез, 4)Проверка гипотез, 5)Суждение, фиксирующее решение проблемы

Затем результат мыслительной работы спускается в практику, которая подвергает его испытанию и ставит перед мыслью новые задачи – развития, уточнения, исправления или изменения принятого решения проблемы.

Виды мышления (=стадии развития):

  1.  Наглядно-действенное – связано с практическими действиями над предметами; преобладает в 2-3 года. Характеризуется:
  •  высокой эгоцентричностью (фиксации точки отсчета на самом носителе психики)
  •  синкретизмом (случайные поверхностные признаки объединяются в комплекс, не отражающий сущности предмета = коллекция случайных признаков)
  •  трансдуктивным характером связи (от частного к частному)
  •  отсутствием иерархии (нет родовидовых отношений, отношений частного-общего)
  1.  Наглядно-образное – манипулирование образами; преобладает в период с 2-3 до 6-7 лет. Характеризуется: синкретизмом, субъективизмом с преобладанием эмоциональных компонентов, опирается на восприятие и представление (манипулирование не с самим объектом, а с его образом)
  2.  Вербально-логическое – мышление понятиями; характерно для старших школьников и взрослых, которые для решения задач используют суждения, умозаключения, готовые знания. Эмпирические характеристики: 1)Первичные: пространственно-временное поле мышления – пространственно-временные границы раздвигаются до бесконечности, человек может в своих размышлениях оказаться в любом месте и в любое время, модальность – снимаются модальностные ограничения, присущие перцептивному отражению, интенсивность – снимаются пороговые ограничения. 2) Вторичные:- проблемно-вопросительный характер понятийной мысли (возникает, когда есть вопрос к поставленной задаче), фазовая динамика – перцептивные процессы могут быть статическими и динамическими, мышление – только динамическим, структурность, многокомпонентность – связи и отношения предполагают наличие двух и более компонентов, речевая форма – мысль проявляется и формируется в слове, феномен понимания (=синтетического инсайта) – проявляется в легкости перехода с одного языка на другой (пока сложные связи не перенесены на вербальный уровень, это феномен не появится), обобщенность – посредством операций мыслью обобщаются предметные связи и отношения, опосредованность – опосредованность мыслительными операциями

Виды мышления (Пиаже):

  1.  Стадия сенсомоторного интеллекта (0-2 года) – врожденная двигательная основа (врожденные схемы: хватание, сосание) обеспечивает развитие всех видов мышления. Постепенно ребенок понимает, что мир состоит из объектов и он является одним из объектов этого мира. Стадии:
  •  упражнение рефлексов (1 мес.)- новая информация уподобляется врожденным схемам – ассимиляция (ребенок сосет одеяло)
  •  стадия первичных круговых рефлексов (2 мес.) – схемы приспосабливаются к ново информации – аккомодация (сосет избирательно) + сохраняется ассимиляция; связь объекта и моторики, «применяемой» к нему неслучайна, для разных объектов используются разные схемы; возникает связь слух-зрение По Сеченову – ассоциации), но только пока объект в поле зрения   
  •  стадия вторичных круговых движений (4-8 мес.) – происходит координация различных схем (ребенок толкает неваляшку, а не сосет); моторная активность связана с внешними предметами, появляются представления, ребенок может предвидеть (антиципация, экстраполяция)
  •  координация вторичных схем (8-2 мес.) – происходит координация цели и средства деятельности (ребенок вынимал прутья в кроватке, когда между прутьями поместили пачку сигарет, стал вынимать прутья так, чтобы пачка упала – координация двух различных схем)
  1.  Дооперациональное мышление (2-7/8 лет) – ребенок формирует понятия и пользуется символами (языком) для сообщения их окружающим. Эти понятия ограничены их непосредственным, эгоцентрическим опытом. Представления о причинах и следствиях ограничены, трудности классифицирования.  
  2.  Период конкретных операций (7/8-11/12 лет) – ребенок постигает объективные отношения между предметами и начинает мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам с учетом иерархии классов (понимают, что животное может быть одновременно собакой и терьером)
  3.  Период формальных операций (12 лет-вся жизнь) – подросток может проанализировать решение логической задачи как конкретного, так и абстрактного содержания: может строить планы на будущее или вспоминать прошлое, рассуждать по аналогии и метафорически.

Соотношение произвольной и непроизвольной регуляции: Непроизвольная регуляция проявляется в процессах: Ассоциации – включение в мысль тех психических предметных структур, которые в прошлом опыте были ассоциативно связаны с его компонентами. Персеверации (повторения) – возвращение и включение в течение мыслительного процесса отдельных психических структур (представлений).Произвольная регуляция осуществляется посредством: Детерминирующей тенденции – направление динамики за счет ожидаемого результата.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43799. Татарча-русча сүзлекләрдә тамыр рәвешендәге гарәп-фарсы алынмалары 295 KB
  Татар теленнән аермалы буларак, гарәп телендә сузыкларның әйтелеше тартыкларга бәйле. Сүздә нинди тартыклар белән килүенә карап, сузык авазның әйтелеше үзгәрә, ягъни сөйләмдә фонеманың төрле вариантлары барлыкка килә. Мәсәлән, а сузыгы эмфатик һәм башка кайбер тартыклар
43800. Использование метода проектов на формирование речевой компетенции на уроке иностранного языка 1.86 MB
  Психолого педагогические исследования по проблемам формирования речевых навыков на уроках иностранного языка. Опытнопрактические работы по использованию методов проектов как средство формирования речевых умений на уроках иностранного языка. Основная идея подобного подхода к обучению английского языка таким образом заключается в том чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Только метод проектов...
43801. Внутрихозяйственное землеустройство крестьянско-фермерского хозяйства «ДИДИНАГ» 98.87 KB
  После 1996 года были свернуты работы по оказанию помощи хозяйствам в осуществлении проектов внутрихозяйственного землеустройства авторскому надзору и составлению рабочих проектов по улучшению и охране земель даже на сельскохозяйственных землях находящихся в федеральной собственности. Состав и содержание проекта зависят от природных и социальноэкономических условий форм землевладения и землепользования специализации хозяйства состава и соотношения отраслей условий расселения развития элементов инфраструктуры. Размещение...
43803. Проект внутрихозяйственного землеустройства крестьянско-фермерского хозяйства «ДИДИНАГ» 124.15 KB
  В вышеперечисленных составных частях проекта внутрихозяйственного землеустройства разрабатываются общехозяйственные вопросы, создающие в итоге производственную структурную основу организации территории. Дальнейшая задача заключается в устройстве территории отдельных видов угодий, разделение их на обособленные хозяйственные участки: поля севооборотов, загоны очередного стравливания на пастбищах, сенокосооборотные и бригадные участки на сенокосах.
43804. Разрушительные процессы, происходящие в изоляции кабельных линий электропередач 313.46 KB
  Токопроводящие жилы предназначены для прохождения электрического тока, они бывают основными и нулевыми. Основные жилы применяются для выполнения основной функции силового кабеля- передачи по ним электроэнергии. Нулевые жилы предназначены для протекания разности токов фаз (полюсов) при неравномерной их нагрузке.
43805. Международная экономика 145.69 KB
  Экономическая взаимозависимость имеет прямые последствия для студента, слушающего вводный курс в международную экономику. Как на потребителей, так и на нас могут влиять изменения в интернациональной стоимости валюты. В случае, если японская йена или британский фунт вырастет по отношению к американскому доллару, означает, что цены на японские телевизоры или британские автомобили вырастут.
43806. ПРОЕКТ УЧАСТКА ЛАМИНИРОВАНИЯ ДСтП МОЩНОСТЬЮ 3МИЛ 600 ТЫС М2/ГОД 613.66 KB
  Древесностружечные плиты могут быть изготовлены с заранее заданной плотностью, прочностью и внешним видом, которые требуются в конструкциях, изделиях и деталях. Плитам можно также придать необходимую биостойкость, гидрофобность (водоустойчивость) и огнестойкость.
43807. Выявление взаимосвязи между школьными предметами и возможности реализации межпредметных связей на уроках технологии 1.24 MB
  Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга. Связь между учебными предметами является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей, определяет роль изучаемого предмета в будущей жизни.