28215

Развитие мышления в онтогенезе: сравнительный анализ эмпирических характеристик допонятийного и понятийного мышления

Доклад

Психология и эзотерика

Мышление – высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном участии языка речи. В онтогенезе мышление развивается по пути все большей генерализации признаков и объединения их в более крупные классы.Допонятийное мышление нагляднодейственное через практическое действие с объектом нагляднообразное с помощью образных представлений 2.Понятийное мышление словеснологическое с помощью логических понятий и знаков Допонятийное мышление – мышление при...

Русский

2013-08-20

43.5 KB

18 чел.

26. Развитие мышления в онтогенезе: сравнительный анализ эмпирических характеристик допонятийного и понятийного мышления.

Мышление – высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном участии языка (речи). По мнению Веккера специфика мышления заключается в самом процессе обратимого перевода информации с языка образов на символический речевой язык. В онтогенезе мышление развивается по пути все большей генерализации признаков и объединения их в более крупные классы.

Развитие мышления в онтогенезе:

1.Допонятийное мышление

  •  наглядно-действенное (через практическое действие с объектом),
  •  наглядно-образное (с помощью образных представлений),

2.Понятийное мышление (словесно-логическое - с помощью логических понятий и знаков)

Допонятийное мышление – мышление, при котором оперирование понятиями носит случайный неосознанный характер. Основу составляет непосредственное и конкретное отражение действительности.

Характеризуется: эгоцентризмом, т.е. невозможностью абстрагироваться от субъективных отношений, сенкритизмом (поверхностные признаки, не отражающие сущности объединяются в какой-то комплекс).

   О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними. Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, называется наглядно-действенным (предметно-действенным). Этот вид мышления онтогенетически является первым. Он связан с практическими действиями над предметами. Продолжительность – от рождения до 2-3 лет. В 2-3 года у ребенка появляется образ (набор характерных признаков для данного предмета). Мышление становится наглядно-образным. Предмет его мысли – предметы и явления, которые он воспринимает или представляет. Навыки анализа у него элементарны, в содержание обощений и понятий входят лишь внешние и часто несущественные признаки («бабочка – птица, потому что летает», «эффект Пиаже» - если пластилиновый шар смять в лепешку, то ребенок считает, что в лепешке пластилина больше, т.к. она занимает большую площадь). Продолжительность – от 2-3 до 6-7 лет.

Понятийное мышление – ведущий вид мышления, характеризуется использованием понятий, логических конструкций, которые существуют на базе языка и языковых средств. Реальность становится доступной человеку в своем словесном оформлении, и он, оперируя логическими понятиями, может познавать ее существенные закономерности и взаимосвязи. Эмпирические характеристики,: децентрация, т.е. умение абстрагироваться, выделять существенные признаки, критичность (полнота) понимания, включая подтекст. В 6-7 лет у ребенка появляется понятийное мышление (словесно-логическое).  Основная единица - понятие (выражается в словесном знаке). Понятие - единица мышления, выражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности. В этом возрасте не только расширяется круг представлений и понятий, но и сами понятия и представления становятся более полными и точными. Младшие школьники усваивают причинно-следственные связи.

Понятийное мышление формируется в процессе обучения через практику и опыт: совершенствуется способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Постепенно приходит умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение. Особенно интенсивно способность к рассуждению и доказыванию, абстрактное мышление начинают развиваться с переходом к изучению широкого круга общеобразовательных предметов в подростковом возрасте.

Мышление взрослого человека включает признаки 3-х видов мышления.

Павлов: асимметрия головного мозга: левое (понятийное мышление) – мыслители, правое (допонятийное мышление) – художники.

 Жан Пиаже выделил четыре стадии интеллектуального развития:

  1.  До 2 лет - детская мысль содержится в предметных действиях («сенсомоторная стадия»);
  2.  От 2 до 7 лет - они интериоризируются (переходят из внешних во внутренние), становятся предоперациями (действиями) ума («дооперациональная стадия»);
  3.  От 7 до 11 лет - возникают конкретные операции (стадия «конкретных операций»);

От 11 до 15 лет - формальные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные (от общего к частному) умозаключения (стадии «формальных операций»).

Допонятийное мышление

  1.  Эгоцентризм – пространственная характеристика, точка отсчета мышления в субъекте
  1.  Трансдукция – движение от частного к части
  1.  Синкретизм – связь всего со всем
  1.  Несовпадение объема и содержания понятия, смешивание объема и содержания
  1.  Необратимость операции, привязанность к наглядному образу
  1.  Нечувствительность к логическому противоречию
  1.  Непонимание переносного смысла

Понятийное мышление

  1.  Децентрация – событие с разных точек зрения
  1.  Индукция и дедукция
  1.  Иерархическая организация причинно-следственных связей
  1.  Совпадение объема и содержания понятия
  1.  Обратимость операции
  1.  Чувствительность к логическим противоречиям
  1.  Понимание переносного смысла


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67670. Планировка и застройка жилого образования в городе Екатеринбурге 168.5 KB
  Проектируемый участок расположен в исторической части города Екатеринбурга, рядом со старым Верх-Исетским заводом. Число объектов массового притяжения людей достаточно низкое: универсам и парк 22 партсъезда, расположенный неподалеку. В непосредственной близости к участку расположено несколько образовательных учреждений,...
67671. Ппроект здания в городе Пыть-Ях 4.69 MB
  Социальный и научно-технический прогресс, развитие производственных и культурных связей, повышение материального и культурного уровня жизни людей приводят к увеличению мобильности населения, в свою очередь это сопровождается ростом спроса на культурно – досуговые услуги.
67672. Расчет передающего устройства магистральной радиосвязи, предназначенного для передачи большого количества разнообразной информации (телеграфной, телефонной, данных) на значительные расстояния 618.05 KB
  Диапазон рабочих частот 1020 МГц Нагрузка симметричный фидер волновым сопротивлением 75 Ом. Цепь коррекции которая выравнивает коэффициент усиления по мощности двухтактного генератора по диапазону частот но и обеспечивает резестивное входное сопротивление рассматривается ниже.
67673. Понятие трудового договора в российском трудовом праве 45.16 KB
  Целью работы выступает следующее: раскрыть понятие трудового договора и дать краткую характеристику его условий. К задачам проведенного исследования можно отнести следующие: Анализ трудового законодательства о трудовом договоре; Раскрытие сущности трудового договора, его сторон и содержания...
67674. Проект редуктора нереверсивного с использованием программы Solid Works 2005 1.13 MB
  Редуктор проектируют либо для привода определенной машины, либо по заданной нагрузке и передаточному числу без указания конкретного задания. Наиболее распространены горизонтальные редукторы. Как горизонтальные, так и вертикальные редукторы могут иметь колеса с прямыми, косыми и круговыми зубьями.
67675. Изучение станка качалки привода штанговой глубинной насосной установки 646.55 KB
  В начале нашего века произошли коренные изменения в нефтепереработке. Быстрое распространение карбюраторных бензиновых двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием для автомобилей (а позже в авиации) потребовало огромного количества топлива.
67676. Завод по производству стальных пространственных конструкций 232 KB
  Эта жизненная среда называемая архитектурой воплощается в зданиях имеющих внутреннее пространство комплексах зданий и сооружений организующих наружное пространство улицы площади и города. В современном понимании архитектура это искусство проектировать и строить здания сооружения и их комплексы.
67677. Сталь 40ХНМА и прочая полезная информация 1.66 MB
  При выборе термической обработки необходимо представлять себе сущность изменений, происходящих в стали при этой обработке. Для этого необходимо знать основные положения металловедения, в частности строение стали и механизм протекания фазовых превращений.