28215

Развитие мышления в онтогенезе: сравнительный анализ эмпирических характеристик допонятийного и понятийного мышления

Доклад

Психология и эзотерика

Мышление высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном участии языка речи. В онтогенезе мышление развивается по пути все большей генерализации признаков и объединения их в более крупные классы.Допонятийное мышление нагляднодейственное через практическое действие с объектом нагляднообразное с помощью образных представлений 2.Понятийное мышление словеснологическое с помощью логических понятий и знаков Допонятийное мышление мышление при...

Русский

2013-08-20

43.5 KB

18 чел.

26. Развитие мышления в онтогенезе: сравнительный анализ эмпирических характеристик допонятийного и понятийного мышления.

Мышление – высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном участии языка (речи). По мнению Веккера специфика мышления заключается в самом процессе обратимого перевода информации с языка образов на символический речевой язык. В онтогенезе мышление развивается по пути все большей генерализации признаков и объединения их в более крупные классы.

Развитие мышления в онтогенезе:

1.Допонятийное мышление

  •  наглядно-действенное (через практическое действие с объектом),
  •  наглядно-образное (с помощью образных представлений),

2.Понятийное мышление (словесно-логическое - с помощью логических понятий и знаков)

Допонятийное мышление – мышление, при котором оперирование понятиями носит случайный неосознанный характер. Основу составляет непосредственное и конкретное отражение действительности.

Характеризуется: эгоцентризмом, т.е. невозможностью абстрагироваться от субъективных отношений, сенкритизмом (поверхностные признаки, не отражающие сущности объединяются в какой-то комплекс).

   О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними. Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, называется наглядно-действенным (предметно-действенным). Этот вид мышления онтогенетически является первым. Он связан с практическими действиями над предметами. Продолжительность – от рождения до 2-3 лет. В 2-3 года у ребенка появляется образ (набор характерных признаков для данного предмета). Мышление становится наглядно-образным. Предмет его мысли – предметы и явления, которые он воспринимает или представляет. Навыки анализа у него элементарны, в содержание обощений и понятий входят лишь внешние и часто несущественные признаки («бабочка – птица, потому что летает», «эффект Пиаже» - если пластилиновый шар смять в лепешку, то ребенок считает, что в лепешке пластилина больше, т.к. она занимает большую площадь). Продолжительность – от 2-3 до 6-7 лет.

Понятийное мышление – ведущий вид мышления, характеризуется использованием понятий, логических конструкций, которые существуют на базе языка и языковых средств. Реальность становится доступной человеку в своем словесном оформлении, и он, оперируя логическими понятиями, может познавать ее существенные закономерности и взаимосвязи. Эмпирические характеристики,: децентрация, т.е. умение абстрагироваться, выделять существенные признаки, критичность (полнота) понимания, включая подтекст. В 6-7 лет у ребенка появляется понятийное мышление (словесно-логическое).  Основная единица - понятие (выражается в словесном знаке). Понятие - единица мышления, выражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности. В этом возрасте не только расширяется круг представлений и понятий, но и сами понятия и представления становятся более полными и точными. Младшие школьники усваивают причинно-следственные связи.

Понятийное мышление формируется в процессе обучения через практику и опыт: совершенствуется способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Постепенно приходит умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение. Особенно интенсивно способность к рассуждению и доказыванию, абстрактное мышление начинают развиваться с переходом к изучению широкого круга общеобразовательных предметов в подростковом возрасте.

Мышление взрослого человека включает признаки 3-х видов мышления.

Павлов: асимметрия головного мозга: левое (понятийное мышление) – мыслители, правое (допонятийное мышление) – художники.

 Жан Пиаже выделил четыре стадии интеллектуального развития:

  1.  До 2 лет - детская мысль содержится в предметных действиях («сенсомоторная стадия»);
  2.  От 2 до 7 лет - они интериоризируются (переходят из внешних во внутренние), становятся предоперациями (действиями) ума («дооперациональная стадия»);
  3.  От 7 до 11 лет - возникают конкретные операции (стадия «конкретных операций»);

От 11 до 15 лет - формальные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные (от общего к частному) умозаключения (стадии «формальных операций»).

Допонятийное мышление

  1.  Эгоцентризм – пространственная характеристика, точка отсчета мышления в субъекте
  1.  Трансдукция – движение от частного к части
  1.  Синкретизм – связь всего со всем
  1.  Несовпадение объема и содержания понятия, смешивание объема и содержания
  1.  Необратимость операции, привязанность к наглядному образу
  1.  Нечувствительность к логическому противоречию
  1.  Непонимание переносного смысла

Понятийное мышление

  1.  Децентрация – событие с разных точек зрения
  1.  Индукция и дедукция
  1.  Иерархическая организация причинно-следственных связей
  1.  Совпадение объема и содержания понятия
  1.  Обратимость операции
  1.  Чувствительность к логическим противоречиям
  1.  Понимание переносного смысла


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45196. Определение стоимости проектных работ 19.42 KB
  Определение стоимости проектных работ Расчет на основании Справочника базовых цен на проектные работы для строительства на территории Самарской области 2я редакция Спр=Срасчед Уарх К1арх.КnобщSобщ 100 где Срасч ед стоимость строительства единицы мощности площади объёма объектов различного функционального назначения из журнала укрупнённых показателей стоимости строительства Уарх Уконстр. удельный показатель стоимости отдельных разделов проектаПриложение 2 таблица 3 и повышающих коэффициентов к ним табл. учитывающий...
45197. Определение затрат на проведение строительного контроля 15.51 KB
  Установить что в отношении объектов капитального строительства финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета: а если подготовка проектной документации завершена до вступления в силу настоящего Постановления заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля; б отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной...
45198. Размер платы за проведение государственной экспертизы 30 KB
  Размер платы за проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий выполняемых для строительства реконструкции капитального ремонта жилых объектов капитального строительства РПиж определяется по формуле: РПиж = БСиж x Kiгде: БСиж базовая стоимость государственной экспертизы результатов инженерных изысканий Ki коэффициент отражающий инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 г. Базовая стоимость государственной экспертизы результатов инженерных изысканий выполняемых для строительства реконструкции...
45199. Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, предоставляемых для строительства 30.5 KB
  Размер арендной платы за один квадратный метр земельного участка в год рассчитывается по формуле: А = Скад х Ки х Ка х Кс х Кв х Кпр где: Скад среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель в городском округе Самара; Ки коэффициент инфляции рассчитываемый как произведение индексов-дефляторов инвестиций предусмотренных в рамках прогноза социально-экономического развития Самарской области Ка коэффициент категории арендатора определяемый в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку; Кс коэффициент сроков...
45200. Определение и структура сметной стоимости строительства, строительно-монтажных работ и себестоимости строительно- монтажных работ (формулы Сстр, Ссмр, Сс, НР, СП) 25.5 KB
  Сметная стоимость строительно-монтажных работ Собор сметная цена оборудования Спр стоимость прочих затрат Сметная стоимость строительно-монтажных работ: Ссмр = Сс СП где: Сс сметная себестоимость строительно-монтажных работ СП сметная прибыль средства необходимые для покрытия отдельных расходов подрядных организаций на развитие производства соц.2001 ФОТ = От оплата труда рабочих Отм оплата труда машинистов Сметная себестоимость -работ: Сс = ПЗ НР где: ПЗ...
45201. Определение и структура прямых затрат 14.53 KB
  Стоимость материальных ресурсов франко-приобъектного склада отпускная цена транспортные расходы Оплата труда рабочих согласно ежемесячной статистике Учреждения статистики Стоимость эксплуатации машин: Эм = А Р Б Отм Э С Г П где: А амортизационные отчисления на полное восстановление Р затраты на ремонт и технич.оборудование Б затраты на замену быстроизнашивающихся частей Отм оплата труда машинистов Э затраты на...
45202. Накладные расходы. Определение, виды, база начисления, назвать основные статьи НР 14.12 KB
  Определение Для определения норм накладных расходов в локальных сметных расчетах используются методические указания по определению величины НР в строительстве МДС 81332004 и письма мин. МДС 81332004 МДС 81332004 и ремонтно-строительных работ прил. МДС 81332004
45203. Описание архитектуры производственного предприятия в системе ПитерСофт: Управление процессами 1.3 MB
  Что же собой представляет архитектура предприятия? В самом общем виде под архитектурой предприятия (ЕА - Enterprise Architecture) понимается всестороннее и исчерпывающее описание (модель) всех его ключевых элементов и межэлементных отношений.