28215

Развитие мышления в онтогенезе: сравнительный анализ эмпирических характеристик допонятийного и понятийного мышления

Доклад

Психология и эзотерика

Мышление высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном участии языка речи. В онтогенезе мышление развивается по пути все большей генерализации признаков и объединения их в более крупные классы.Допонятийное мышление нагляднодейственное через практическое действие с объектом нагляднообразное с помощью образных представлений 2.Понятийное мышление словеснологическое с помощью логических понятий и знаков Допонятийное мышление мышление при...

Русский

2013-08-20

43.5 KB

19 чел.

26. Развитие мышления в онтогенезе: сравнительный анализ эмпирических характеристик допонятийного и понятийного мышления.

Мышление – высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном участии языка (речи). По мнению Веккера специфика мышления заключается в самом процессе обратимого перевода информации с языка образов на символический речевой язык. В онтогенезе мышление развивается по пути все большей генерализации признаков и объединения их в более крупные классы.

Развитие мышления в онтогенезе:

1.Допонятийное мышление

  •  наглядно-действенное (через практическое действие с объектом),
  •  наглядно-образное (с помощью образных представлений),

2.Понятийное мышление (словесно-логическое - с помощью логических понятий и знаков)

Допонятийное мышление – мышление, при котором оперирование понятиями носит случайный неосознанный характер. Основу составляет непосредственное и конкретное отражение действительности.

Характеризуется: эгоцентризмом, т.е. невозможностью абстрагироваться от субъективных отношений, сенкритизмом (поверхностные признаки, не отражающие сущности объединяются в какой-то комплекс).

   О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними. Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, называется наглядно-действенным (предметно-действенным). Этот вид мышления онтогенетически является первым. Он связан с практическими действиями над предметами. Продолжительность – от рождения до 2-3 лет. В 2-3 года у ребенка появляется образ (набор характерных признаков для данного предмета). Мышление становится наглядно-образным. Предмет его мысли – предметы и явления, которые он воспринимает или представляет. Навыки анализа у него элементарны, в содержание обощений и понятий входят лишь внешние и часто несущественные признаки («бабочка – птица, потому что летает», «эффект Пиаже» - если пластилиновый шар смять в лепешку, то ребенок считает, что в лепешке пластилина больше, т.к. она занимает большую площадь). Продолжительность – от 2-3 до 6-7 лет.

Понятийное мышление – ведущий вид мышления, характеризуется использованием понятий, логических конструкций, которые существуют на базе языка и языковых средств. Реальность становится доступной человеку в своем словесном оформлении, и он, оперируя логическими понятиями, может познавать ее существенные закономерности и взаимосвязи. Эмпирические характеристики,: децентрация, т.е. умение абстрагироваться, выделять существенные признаки, критичность (полнота) понимания, включая подтекст. В 6-7 лет у ребенка появляется понятийное мышление (словесно-логическое).  Основная единица - понятие (выражается в словесном знаке). Понятие - единица мышления, выражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности. В этом возрасте не только расширяется круг представлений и понятий, но и сами понятия и представления становятся более полными и точными. Младшие школьники усваивают причинно-следственные связи.

Понятийное мышление формируется в процессе обучения через практику и опыт: совершенствуется способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Постепенно приходит умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение. Особенно интенсивно способность к рассуждению и доказыванию, абстрактное мышление начинают развиваться с переходом к изучению широкого круга общеобразовательных предметов в подростковом возрасте.

Мышление взрослого человека включает признаки 3-х видов мышления.

Павлов: асимметрия головного мозга: левое (понятийное мышление) – мыслители, правое (допонятийное мышление) – художники.

 Жан Пиаже выделил четыре стадии интеллектуального развития:

  1.  До 2 лет - детская мысль содержится в предметных действиях («сенсомоторная стадия»);
  2.  От 2 до 7 лет - они интериоризируются (переходят из внешних во внутренние), становятся предоперациями (действиями) ума («дооперациональная стадия»);
  3.  От 7 до 11 лет - возникают конкретные операции (стадия «конкретных операций»);

От 11 до 15 лет - формальные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные (от общего к частному) умозаключения (стадии «формальных операций»).

Допонятийное мышление

  1.  Эгоцентризм – пространственная характеристика, точка отсчета мышления в субъекте
  1.  Трансдукция – движение от частного к части
  1.  Синкретизм – связь всего со всем
  1.  Несовпадение объема и содержания понятия, смешивание объема и содержания
  1.  Необратимость операции, привязанность к наглядному образу
  1.  Нечувствительность к логическому противоречию
  1.  Непонимание переносного смысла

Понятийное мышление

  1.  Децентрация – событие с разных точек зрения
  1.  Индукция и дедукция
  1.  Иерархическая организация причинно-следственных связей
  1.  Совпадение объема и содержания понятия
  1.  Обратимость операции
  1.  Чувствительность к логическим противоречиям
  1.  Понимание переносного смысла


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80286. Міжнародні організації з боротьби з легалізацією тіньових доходів 128.5 KB
  Створення структура і основні принципи діяльності Групи з розробки фінансових заходів з боротьби з відмиванням грошей FTF. Група з розробки фінансових заходів з боротьби з відмиванням грошей FTF застосувала до України контрзаходи і в кінці року ми були занесені в чорний список країн де відмиваються злочинні кошти. Основні міжнародні вимоги які необхідно враховувати при побудові національно системи боротьби з відмиванням грошей є такі: Адаптація Сорока рекомендацій FTF; Адаптація рекомендацій Базельського комітету Знай...
80287. Збитки від надзвичайних ситуацій та методи їх визначення 263.5 KB
  Класифікація збитків від наслідків надзвичайних ситуацій природного і техногенного характеру. Розрахунок збитків від різних видів наслідків надзвичайних ситуацій природного і техногенного характеру.
80288. Позабюджетна діяльність органів та підрозділів цивільного захисту 127.5 KB
  При укладанні договорів із субєктом обслуговування за узгодженням сторін обумовлюються особливості взаємодії обєкта з державною аварійно-рятувальною службою з питань надання необхідної інформації, доступу особового складу державної аварійно-рятувальної служби
80289. Соціальне забезпечення особового складу органів і підрозділів цивільного захисту 106.5 KB
  Соціальне забезпечення особового складу органів і підрозділів цивільного захисту. Загальні засади соціального захисту особового складу органів і підрозділів цивільного захисту ІІ. Державне обовязкове соціальне страхування особового складу органів і підрозділів цивільного захисту...
80290. Страхування, як вид цивільно-правових відносин 122.5 KB
  Страхування — це вид цивільно-правових відносин щодо захисту інтересів громадян та юридичних осіб у разі настання певних подій (страхових випадків), визначених договором страхування або чинним законодавством, за рахунок грошових фондів
80291. Основні та оборотні фонди, як поняття бухгалтерського обліку. Амортизація та знос основних фондів 78.5 KB
  Амортизація та знос основних фондів. Оцінка основних фондів. Знос і амортизація основних фондів. Особливістю виробничих основних фондів є функціонування в якості засобів праці в ряді виробничих процесів багатократне їх використання у виробництві в незмінній натуральній формі.
80292. Основні засоби бюджетних установ 115 KB
  Основні засоби - це матеріальні цінності, які використовуються в діяльності установ протягом періоду, що перевищує один рік, і вартість яких поступово зменшується у звязку із фізичним та моральним зносом.
80293. Економіка та цивільний захист 77.5 KB
  Коли ми кажемо що одна країна багатша за іншу то в якості мірила приймаємо такий показник як національне багатство. Так що ж ми розуміємо під національним багатством країни Національне багатство це сукупність матеріальних і духовних благ суспільства що охоплює основні та оборотні виробничі фонди будинки споруди машини сировина паливо тощо всіх форм власності...
80294. Фінансове забезпечення цивільного захисту 63.5 KB
  Матеріально-технічне та інше забезпечення діяльності МНС України, його поточна робота, а також забезпечення діяльності Міністра організовується першим заступником Міністра – керівником апарату МНС України.