28216

Понятия «эгоцентризм» и «децентрация» в стадиальной концепции интеллекта Жана Пиаже

Доклад

Психология и эзотерика

Пиаже показал что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими какими их дает непосредственное восприятие то есть он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ребенок думает например что луна следует за ним во время его прогулок останавливается когда он останавливается бежит за ним когда он убегает. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем что ребенок говорит не пытаясь воздействовать на собеседника и не осознает...

Русский

2013-08-20

36.5 KB

14 чел.

27. Понятия «эгоцентризм» и «децентрация» в стадиальной концепции интеллекта Жана Пиаже.

Пиаже выделил 4 стадии интеллектуального развития: сенсомоторная (до 2 лет) - детская мысль содержится в предметных действиях; дооперациональная (от 2 до 7 лет) - они интериоризируются (переходят из внешних во внутренние), становятся предоперациями (действиями) ума; стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) - возникают конкретные операции;  стадия формальных операций (от 11 до 15 лет) - формальные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные (от общего к частному) умозаключения.

Эгоцентризм – отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей. С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствие понимания относительности познания мира и координации точек зрения. С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания качеств собственного «Я» и собственной перспективы вещам и другим людям. Изначальный эгоцентризм познания - это не гипертрофия осознания "Я". Это, напротив, непосредственное отношение к объектам, где субъект, игнорируя "Я", не может выйти из "Я", чтобы найти свое место в мире отношений, освобожденных от субъективных связей. Пиаже показал, что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, то есть он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ребенок думает, например, что луна следует за ним во время его прогулок, останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает. Пиаже назвал это явление "реализмом". Именно такой реализм и мешает ребенку рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Это происходит потому, что дети не отделяют своего "Я" от окружающего мира, от вещей. Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична. Эгоцентрическая речь – речь для себя. Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем, что ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на собеседника, и не осознает различия собственной точки зрения и точки зрения других. Эгоцентризм означает смешение субъекта и объекта в процессе акта познания (более точный термин «центрация»).Наглядным примером эгоцентрической позиции ребенка служит эксперимент с макетом из трех гор, описанный Пиаже. Горы на макете были разной высоты и каждая из них имела какой-то отличительный признак - домик, реку, спускающуюся по склону, снежную вершину. Экспериментатор давал испытуемому несколько фотографий, на которых все три горы были изображены с различных сторон. Домик, река и снежная вершина были хорошо заметны на снимках. Испытуемого просили выбрать фотографию, где горы изображены так, как он видит их в данный момент, в этом ракурсе. Обычно ребенок выбирал правильный снимок. После этого экспериментатор показывал ему куклу с головой в виде гладкого шара без лица, чтобы ребенок не мог следить за направлением взгляда куклы. Игрушка ставилась на другую сторону макета. Теперь на просьбу выбрать фотографию, где горы были изображены так, как видит их кукла, ребенок выбирал снимок, где горы были изображены так, как он их видит сам. Так поступало большинство испытуемых дошкольного возраста. Дети до определенного возраста не умеют различать субъективный и внешний мир. Ребенок начинает с того, что отождествляет свои представления с вещами объективного мира, и лишь постепенно приходит к различению их друг от друга. Пиаже подчеркивал, что снижение эгоцентризма объясняется не добавлением знания, а трансформацией исходной позиции, когда субъект соотносит свою исходную точку зрения с другими возможными. Освободиться в каком-то отношении от эгоцентризма и его следствий – значит в этом отношении децентрироваться. Освободиться от эгоцентризма - значит осознать то, что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным "Я" систему общих и взаимных отношений. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом развития. Чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы 2 условия: - осознать свое "Я" в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; - координировать свою собственную точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную.

Развитие знаний о себе возникает у ребенка из социального взаимодействия. Смена умственных позиций осуществляется под влиянием развивающихся социальных взаимоотношений индивидов. Общество выступает для ребенка, как сумма социальных отношений, среди которых можно выделить 2 крайних типа: отношения принуждения (социальные отношения между ребенком и взрослым),  отношения кооперации (социальные отношения между самими детьми). Отношения принуждения навязывают ребенку систему правил обязательного характера. Отношения принуждения не способствуют смене умственной позиции. Социальные отношения между взрослыми и ребенком, особенно, если они опираются на принуждение, не приводят к осознанию ребенком своей субъективности. Для того, чтобы осознать свое "Я" необходимо освободиться от принуждения, необходимо взаимодействие мнений. Это взаимодействие сначала невозможно между ребенком и взрослым, потому что неравенство слишком велико. Такие отношения появляются с момента установления кооперации среди детей. При кооперировании возникает потребность приспособиться к другому лицу. Благодаря установлению отношений кооперации происходит осознание существования других точек зрения.

Все развитие Пиаже характеризовал движением от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации. уровня, на которых осуществляется децентрация:

  1.  на уровне сенсомоторного интеллекта (к 1,6-2 годам) – понимание, что мир состоит из объектов и он сам объект среди других, существующих независимо от него в пространстве и времени,
  2.  дооперациональная стадия – недостаток различий между собственной и другой точкой зрения. К 7-8 годам ребенок постигает объективные отношения между вещами и строит межличностные отношения в форме кооперации,
  3.  11-14 лет – когда подросток приписывает безграничные возможности своему мышлению, способному, по его мнению, преобразовать окружающий мир. Децентрация – ребенок из абстрактного реформатора общества превращается в деятеля.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37598. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 1.27 MB
  современные проблемы управления несостоятельными предприятиями [2. Кризисные предприятия в национальной экономике России [2.2] Понятие несостоятельного предприятия [2. Степень качества финансового состояния предприятия [2.
37599. СТИМУЛИРОВАНИЕ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.04 MB
  Теоретические основы организации стимулирования наемных работников в процессе предпринимательской деятельности [2.2] работников в предпринимательской деятельности [2. Анализ действующих систем стимулирования наемных работников [3.
37600. Издержки производства: экономическая природа, региональные особенности и резервы снижения (на примере отраслей нефтедобычи Республики Татарстан) 957 KB
  Экономическое содержание издержек производства. Классификация издержек производства. Региональные особенности издержек производства в нефтедобыче.
37601. Проектирование информационных систем 1.12 MB
  Приводимые в обзоре рекомендации могут способствовать успешному внедрению CASEсредств и уменьшить риск неправильных инвестиций. Несмотря на высокие потенциальные возможности CASEтехнологии увеличение производительности труда улучшение качества программных продуктов поддержка унифицированного и согласованного стиля работы далеко не все разработчики информационных систем использующие CASEсредства достигают ожидаемых результатов. Существуют различные причины возможных неудач но видимо основной причиной является неадекватное понимание...
37602. Определение мощности дизельного двигателя 202.67 KB
  Определение мощности дизельного двигателя: 1. Процесс снятия индикаторной диаграммы с цилиндров двигателя называется индицированием цилиндров. Индикаторная диаграмма снятая с двигателя изображает действительный цикл с учетом всех потерь а площадь индикаторной диаграммы индикаторную работу цикла Li. Если подставить в уравнение Pi в кг см2 Vh в литрах как принято в двигателестроении число оборотов вала n в об мин и обозначить количество цилиндров i а тактность двигателя ττ = 2 для двухтактного и...
37603. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УГЛА АТАКИ ПОТОКА НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ТУРБИННОЙ РЕШЕТКИ 317.21 KB
  ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УГЛА АТАКИ ПОТОКА НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ТУРБИННОЙ РЕШЕТКИ Вопросы пространственного обтекания турбинных решеток чрезвычайно сложны и теоретически решается лишь для некоторых простейших случаев поэтому основным достоверным материалом для суждения о качественной и количественной зависимостях между отдельными величинами при обтекании турбинных решеток сжимаемой средой является материал эксперимента. Рисунок 1 Характеристики турбинной решетки Результаты эксперимента β1 = 450 Углы потока 1 2 3 4...
37605. Изучение методов векторного синтеза и отображения модулированных сигналов в современных систем связи 3.35 MB
  Формирование с помощью программы VSG модулированного сигнала в соответствии с данными приведенными в таблице ниже. Использованные параметры сигнала: Выборок на символ 16; Количество символов 500; Опорный уровень 0 дБ.1 IQ составляющие сигнала QPSK во временной области без использования предмодуляционного фильтра Рисунок1.2 Векторная диаграмма и Сигнальное созвездие QPSK сигнала Далее по заданию вводим обработку сигнала с помощью предмодуляционного фильтра.
37606. Исследование однородной линии в установившемся режиме 282 KB
  Минск 2013 Цель работы: Наблюдение основных режимов работы линии исследование частотных свойств входного сопротивления. Домашнее задание: По исходным данным таблицы 1 согласно варианту рассчитали длину линии которой эквивалентна данная искусственная линия содержащая 16 звеньев. Таблица 1 Вариант L0 мкГн км C0 пФ км r0 Ом км n0 1 620 21200 11 15 Определили частоту при которой на линии укладывается одна длина волны =16.