28217

Стадии формирования понятия (по Выготскому). Методы исследования и диагностики понятийного мышления

Доклад

Психология и эзотерика

Методы исследования и диагностики понятийного мышления. Понятийное мышление ведущий вид мышления характеризуется использованием понятий логических конструкций которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление осознанное вербальное мышление. С ее помощью было установлено что формирование понятий у детей проходит через 3 основные ступени: Образование неоформленного неупорядоченного множества отдельных предметов их синкретического сцепления обозначаемого одним словом.

Русский

2013-08-20

42 KB

86 чел.

28. Стадии формирования понятия (по Выготскому). Методы исследования и диагностики понятийного мышления.

Понятийное мышление – ведущий вид мышления, характеризуется использованием понятий, логических конструкций, которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление – осознанное вербальное мышление. Формируется в 6-7 лет.

Методика Выготского-Сахарова: «методика двойной стимуляции». С ее помощью было установлено, что формирование понятий у детей проходит через 3 основные ступени:

  1.  Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначаемого одним словом.

                         - выбор и объединение предметов наугад;

                         - выбор на основе пространственного расположения предметов;

                         - приведение к одному значению всех, ранее объединенных предметов

2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков. Комплексы имеют 4 вида: ассоциативный, коллекционный, цепной, псевдопонятие.

3. Образование настоящих понятий.

Наиболее распространенными методами исследования и диагностики понятийного мышления являются исследования его вербальных форм в основном используются бланковые вербальные варианты. Предполагает использование: индукции, дедукции. Характеризуется: высокой критичностью повышением понимания скрытого смысла и подтекста различие иерархии признаков (центральные, существенные, случайные, переферические)

Методы диагностики понятийного мышления: Основные методы: «Сравнение понятий» - выделение существенных признаков (Испытуемый должен указать общие, существенные признаки для пары понятий: зерно-яйцо), «Аналогии» – продлить грамматическую связь (пароход – утонуть, самолет - …)«Исключение лишнего» (Из ряда предложенных понятий надо оставить те, которые могут быть объединены по общему признаку, вычеркнув лишнее: часы, очки, весы, термометр., Определения понятий, Классификация картинок. Психофизиологические методы: (оценивается степень напряженности человека в момент решения задачи (по сложности)) ЭКГ, СС , температура лобной поверхности, окулография (измерение движений глаз). Методика Выготского – Сахарова: исследование мышления, способности формирования понятий. Материал – набор объемных фигур, отличающихся др. от др. формой, цветом и величиной. На нижней поверхности объектов нанесены условные обозначения в виде бессмысленных искусственных слогов (биг, цев, гур, лаг). Фигурам с одинаковой надписью присущи определенные признаки. Задача – обобщить признаки по группам. Выготский диагностировал нарушение процессов обобщения не только при явных расстройствах мышления, но и когда в обычной жизни трудно заметить нарушения понятийного мышления. Стандартизации методики нет. Методика ориентирована на качественный анализ особенностей мышления. Есть более простой (плоские фигуры) детский вариант Говорковой.

Вопрос 29. Методы исследования и диагностики понятийного мышления.

Понятийное мышление – ведущий вид мышления, характеризуется использованием понятий, логических конструкций, которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление – осознанное вербальное вышление.Формируется в 6-7 лет.

Предполагает использование:

  •  индукции
  •  дедукции.

Характеризуется:

  •  высокой критичностью
  •  повышением понимания скрытого смыслаи подтекста
  •  различие иерархии признаков
  •  центральные
  •  существенные
  •  случайные
  •  переферические

Методы диагностики понятийного мышления

Основные методы:

  1.  «Сравнение понятий» - выделение существенныхпризнаков
  2.  «Аналогии» – продлить грамматическую связь (пароход – утонуть, самолет - …)
  3.  «Исключение лишнего»
  4.  Определения понятий
  5.  Интерпретация пословиц и поговорок (переносный смысл)
  6.  Классификация картинок

Психофизиологические методы: (оценивается степень напряженности человека в момент решения задачи (по сложности))

  1.  ЭКГ
  2.  СС
  3.  температура лобной поверхности
  4.  окулография (измерение движений глаз)

.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ.

Понятийное мышление – это всегда осознанное вербализованное мышление. Наиболее распространенными методами исследования и диагностики понятийного мышления являются исследования его вербальных форм в основном используются бланковые вербальные варианты:

  1.  Тест «Вербальное мышление» для дошкольного возраста

вопрос

Ответы (оценка в баллах)

правильный

неправильный

другие

Чем похожи друг на друга молоток и топор?

+3 (два общих признака)

0

+2 (один признак)

  1.  Методика «Исключение лишнего» для школьного возраста

Из ряда предложенных понятий надо оставить те, которые могут быть объединены по общему признаку, вычеркнув лишнее: часы, очки, весы, термометр.

  1.  Методика «Аналогии» для взрослых

Испытуемый должен продлить логическую связь и заполнить пропуск: аллея – сад, улица - …

  1.  Методика «Сравнение понятий» для взрослых

Испытуемый должен указать общие, существенные признаки для пары понятий: зерно-яйцо.

  1.  Методика «Сложная аналогия» для взрослых

Испытуемый должен установить тип связи (причина-следствие, род-вид, часть-целое) для пар понятий: месть-поджог.

Подсчитывается сумма правильных ответов и в соответствии с групповой нормой переводится в баллы. В этих методиках определяется умение испытуемых выделять существенные признаки, сравнивать их между собой, исключать неподходящие, обобщать и классифицировать.

Существует также методика Выготского - Сахарова, посредством которой изучается способность формировать понятия: несколько объемных фигур, отличающихся друг от друга формой, цветом и величиной, надо выделить существенные признаки и разнести по группам.