28217

Стадии формирования понятия (по Выготскому). Методы исследования и диагностики понятийного мышления

Доклад

Психология и эзотерика

Методы исследования и диагностики понятийного мышления. Понятийное мышление – ведущий вид мышления характеризуется использованием понятий логических конструкций которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление – осознанное вербальное мышление. С ее помощью было установлено что формирование понятий у детей проходит через 3 основные ступени: Образование неоформленного неупорядоченного множества отдельных предметов их синкретического сцепления обозначаемого одним словом.

Русский

2013-08-20

42 KB

83 чел.

28. Стадии формирования понятия (по Выготскому). Методы исследования и диагностики понятийного мышления.

Понятийное мышление – ведущий вид мышления, характеризуется использованием понятий, логических конструкций, которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление – осознанное вербальное мышление. Формируется в 6-7 лет.

Методика Выготского-Сахарова: «методика двойной стимуляции». С ее помощью было установлено, что формирование понятий у детей проходит через 3 основные ступени:

  1.  Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначаемого одним словом.

                         - выбор и объединение предметов наугад;

                         - выбор на основе пространственного расположения предметов;

                         - приведение к одному значению всех, ранее объединенных предметов

2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков. Комплексы имеют 4 вида: ассоциативный, коллекционный, цепной, псевдопонятие.

3. Образование настоящих понятий.

Наиболее распространенными методами исследования и диагностики понятийного мышления являются исследования его вербальных форм в основном используются бланковые вербальные варианты. Предполагает использование: индукции, дедукции. Характеризуется: высокой критичностью повышением понимания скрытого смысла и подтекста различие иерархии признаков (центральные, существенные, случайные, переферические)

Методы диагностики понятийного мышления: Основные методы: «Сравнение понятий» - выделение существенных признаков (Испытуемый должен указать общие, существенные признаки для пары понятий: зерно-яйцо), «Аналогии» – продлить грамматическую связь (пароход – утонуть, самолет - …)«Исключение лишнего» (Из ряда предложенных понятий надо оставить те, которые могут быть объединены по общему признаку, вычеркнув лишнее: часы, очки, весы, термометр., Определения понятий, Классификация картинок. Психофизиологические методы: (оценивается степень напряженности человека в момент решения задачи (по сложности)) ЭКГ, СС , температура лобной поверхности, окулография (измерение движений глаз). Методика Выготского – Сахарова: исследование мышления, способности формирования понятий. Материал – набор объемных фигур, отличающихся др. от др. формой, цветом и величиной. На нижней поверхности объектов нанесены условные обозначения в виде бессмысленных искусственных слогов (биг, цев, гур, лаг). Фигурам с одинаковой надписью присущи определенные признаки. Задача – обобщить признаки по группам. Выготский диагностировал нарушение процессов обобщения не только при явных расстройствах мышления, но и когда в обычной жизни трудно заметить нарушения понятийного мышления. Стандартизации методики нет. Методика ориентирована на качественный анализ особенностей мышления. Есть более простой (плоские фигуры) детский вариант Говорковой.

Вопрос 29. Методы исследования и диагностики понятийного мышления.

Понятийное мышление – ведущий вид мышления, характеризуется использованием понятий, логических конструкций, которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление – осознанное вербальное вышление.Формируется в 6-7 лет.

Предполагает использование:

  •  индукции
  •  дедукции.

Характеризуется:

  •  высокой критичностью
  •  повышением понимания скрытого смыслаи подтекста
  •  различие иерархии признаков
  •  центральные
  •  существенные
  •  случайные
  •  переферические

Методы диагностики понятийного мышления

Основные методы:

  1.  «Сравнение понятий» - выделение существенныхпризнаков
  2.  «Аналогии» – продлить грамматическую связь (пароход – утонуть, самолет - …)
  3.  «Исключение лишнего»
  4.  Определения понятий
  5.  Интерпретация пословиц и поговорок (переносный смысл)
  6.  Классификация картинок

Психофизиологические методы: (оценивается степень напряженности человека в момент решения задачи (по сложности))

  1.  ЭКГ
  2.  СС
  3.  температура лобной поверхности
  4.  окулография (измерение движений глаз)

.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ.

Понятийное мышление – это всегда осознанное вербализованное мышление. Наиболее распространенными методами исследования и диагностики понятийного мышления являются исследования его вербальных форм в основном используются бланковые вербальные варианты:

  1.  Тест «Вербальное мышление» для дошкольного возраста

вопрос

Ответы (оценка в баллах)

правильный

неправильный

другие

Чем похожи друг на друга молоток и топор?

+3 (два общих признака)

0

+2 (один признак)

  1.  Методика «Исключение лишнего» для школьного возраста

Из ряда предложенных понятий надо оставить те, которые могут быть объединены по общему признаку, вычеркнув лишнее: часы, очки, весы, термометр.

  1.  Методика «Аналогии» для взрослых

Испытуемый должен продлить логическую связь и заполнить пропуск: аллея – сад, улица - …

  1.  Методика «Сравнение понятий» для взрослых

Испытуемый должен указать общие, существенные признаки для пары понятий: зерно-яйцо.

  1.  Методика «Сложная аналогия» для взрослых

Испытуемый должен установить тип связи (причина-следствие, род-вид, часть-целое) для пар понятий: месть-поджог.

Подсчитывается сумма правильных ответов и в соответствии с групповой нормой переводится в баллы. В этих методиках определяется умение испытуемых выделять существенные признаки, сравнивать их между собой, исключать неподходящие, обобщать и классифицировать.

Существует также методика Выготского - Сахарова, посредством которой изучается способность формировать понятия: несколько объемных фигур, отличающихся друг от друга формой, цветом и величиной, надо выделить существенные признаки и разнести по группам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37225. Доходы организации и их классификация 55.5 KB
  Суммы полученные в порядке предварительной оплаты продукции товаров работ услуг; авансы в счет оплаты продукции товаров работ услуг; суммы полученных задатков; суммы полученных залогов если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; суммы полученные в погашение кредита займа предоставленного заемщику. Доходы организации в зависимости от их характера условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на: Доходы от обычных видов деятельности выручка от продажи продукции и товаров а также...
37226. Содержание и классификация расходов предприятия 43.5 KB
  Термин расходы в большей степени имеет отношение к бухгалтерскому учету затрат в целях налогообложения прибыли . В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету Расходы организации ПБУ10 99 утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999г. Расходы предприятия в зависимости от их характера условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: Расходы по обычным видам деятельности расходы связанные с изготовлением продукции и продажей продукции приобретением и продажей товаров выполнением...
37227. Экономическое содержание, функции и виды прибыли 60 KB
  Экономическое содержание функции и виды прибыли. Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической науке. Экономическое содержание прибыли проявляется в выполняемых ею функциях среди которых можно выделить следующие: Прибыль характеризует экономический эффект полученный в результате деятельности организации т. Стимулирующая функция прибыли проявляется в том что прибыль выступает основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации обеспечивающих ее развитие...
37228. Практика и перспективы использования технических средств в учреждении культуры 40.5 KB
  Кроме финансовой затратности изготовления жестких декораций имеется и несколько отрицательных художественнопостановочных моментов их применения. Смена жестких декораций не всегда возможна в течение концерта или спектакля по техническим и экономическим причинам. Проекционные декорации создаваемые позволяют радикальным образом решить все проблемы связанные с использованием жестких декораций следующим образом. Проецируемый слайд точно вписывается в подвешенный экран без геометрических искажений создавая полную иллюзию реальности создаваемых...
37229. Электромузыкальные инструменты 69 KB
  Электромузыкальные инструменты Принцип действия Виды электромузыкальных инструментов Потребительские свойства электромузыкальных инструментов Хранение инструментов Заключение Введение Эмоциональный мир человека невозможно представить без музыки. А термин электрический музыкальный инструмент используется для обозначения инструментов звук которых воспроизводится механически и усиливается или изменяется с помощью электроники. Появлению электромузыкальных инструментов ЭМИ предшествовали инструменты построенные на...
37230. Фотоаппаратура в СКД 106 KB
  Фотоаппаратура в СКД История фотоаппаратуры Виды фотоаппаратов Основные детали фотоаппаратов Современная фотоаппаратура Управление современной фотоаппаратурой Режимы фотоаппаратов Заключение Введение Постоянный обмен информацией короткое время производства экономия финансов польза для окружающей среды вот только несколько причин которые объясняют гигантский рост интереса к фотоаппаратам . Фотоаппарат устройство для получения и фиксации неподвижных изображений материальных объектов при помощи света. Фотоаппарат фотокамера...
37231. Разработка художественно-технических приемов обеспечения проведения социально-культурного мероприятия техническими средствами СКД на основе сценарного плана социально-культурного мероприятия 141.5 KB
  Проведение школьной дискотеки 1.Интерьер помещения для дискотеки 1.Световое оборудование Заключение Введение В большинстве случаев к сожалению дискотеки в школах получают неудовлетворительную оценку. Раньше для успеха дискотеки достаточно было использовать кассету с зарубежными хитами а в качестве освещения использовать 4 фонаря и зеркальный шар.
37232. Техническое обеспечение социально-культурных мероприятий 87 KB
  Функции технических средств на каждом этапе подготовки мероприятия Технические средства и монтаж Заключение Введение В настоящее время всё больше актуализируется вопрос технического оснащения социальнокультурных мероприятий. При этом технические средства могут выступать не только в качестве оснащения социальнокультурной программы мероприятия но и содействовать при разработке этой программы от начального до завершающего этапа облегчать работу режиссёру творческой и технической группе. Если художественное оформление...
37233. Средства пожарной безопасности клубных помещений 75.5 KB
  Основные первичные средства пожаротушения: Огнетушители. Огнетушители предназначаются для тушения очагов горения в начальной их стадии а также для противопожарной защиты небольших сооружений машин и механизмов. Огнетушители бывают переносные и передвижные. Огнетушители с большим объемом заряда с массой не менее 20 но не более 400 кг; могут иметь одну или несколько емкостей с огнетушащим веществом относятся к передвижным их корпуса устанавливаются на специальные тележки.