28217

Стадии формирования понятия (по Выготскому). Методы исследования и диагностики понятийного мышления

Доклад

Психология и эзотерика

Методы исследования и диагностики понятийного мышления. Понятийное мышление ведущий вид мышления характеризуется использованием понятий логических конструкций которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление осознанное вербальное мышление. С ее помощью было установлено что формирование понятий у детей проходит через 3 основные ступени: Образование неоформленного неупорядоченного множества отдельных предметов их синкретического сцепления обозначаемого одним словом.

Русский

2013-08-20

42 KB

86 чел.

28. Стадии формирования понятия (по Выготскому). Методы исследования и диагностики понятийного мышления.

Понятийное мышление – ведущий вид мышления, характеризуется использованием понятий, логических конструкций, которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление – осознанное вербальное мышление. Формируется в 6-7 лет.

Методика Выготского-Сахарова: «методика двойной стимуляции». С ее помощью было установлено, что формирование понятий у детей проходит через 3 основные ступени:

  1.  Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначаемого одним словом.

                         - выбор и объединение предметов наугад;

                         - выбор на основе пространственного расположения предметов;

                         - приведение к одному значению всех, ранее объединенных предметов

2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков. Комплексы имеют 4 вида: ассоциативный, коллекционный, цепной, псевдопонятие.

3. Образование настоящих понятий.

Наиболее распространенными методами исследования и диагностики понятийного мышления являются исследования его вербальных форм в основном используются бланковые вербальные варианты. Предполагает использование: индукции, дедукции. Характеризуется: высокой критичностью повышением понимания скрытого смысла и подтекста различие иерархии признаков (центральные, существенные, случайные, переферические)

Методы диагностики понятийного мышления: Основные методы: «Сравнение понятий» - выделение существенных признаков (Испытуемый должен указать общие, существенные признаки для пары понятий: зерно-яйцо), «Аналогии» – продлить грамматическую связь (пароход – утонуть, самолет - …)«Исключение лишнего» (Из ряда предложенных понятий надо оставить те, которые могут быть объединены по общему признаку, вычеркнув лишнее: часы, очки, весы, термометр., Определения понятий, Классификация картинок. Психофизиологические методы: (оценивается степень напряженности человека в момент решения задачи (по сложности)) ЭКГ, СС , температура лобной поверхности, окулография (измерение движений глаз). Методика Выготского – Сахарова: исследование мышления, способности формирования понятий. Материал – набор объемных фигур, отличающихся др. от др. формой, цветом и величиной. На нижней поверхности объектов нанесены условные обозначения в виде бессмысленных искусственных слогов (биг, цев, гур, лаг). Фигурам с одинаковой надписью присущи определенные признаки. Задача – обобщить признаки по группам. Выготский диагностировал нарушение процессов обобщения не только при явных расстройствах мышления, но и когда в обычной жизни трудно заметить нарушения понятийного мышления. Стандартизации методики нет. Методика ориентирована на качественный анализ особенностей мышления. Есть более простой (плоские фигуры) детский вариант Говорковой.

Вопрос 29. Методы исследования и диагностики понятийного мышления.

Понятийное мышление – ведущий вид мышления, характеризуется использованием понятий, логических конструкций, которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление – осознанное вербальное вышление.Формируется в 6-7 лет.

Предполагает использование:

  •  индукции
  •  дедукции.

Характеризуется:

  •  высокой критичностью
  •  повышением понимания скрытого смыслаи подтекста
  •  различие иерархии признаков
  •  центральные
  •  существенные
  •  случайные
  •  переферические

Методы диагностики понятийного мышления

Основные методы:

  1.  «Сравнение понятий» - выделение существенныхпризнаков
  2.  «Аналогии» – продлить грамматическую связь (пароход – утонуть, самолет - …)
  3.  «Исключение лишнего»
  4.  Определения понятий
  5.  Интерпретация пословиц и поговорок (переносный смысл)
  6.  Классификация картинок

Психофизиологические методы: (оценивается степень напряженности человека в момент решения задачи (по сложности))

  1.  ЭКГ
  2.  СС
  3.  температура лобной поверхности
  4.  окулография (измерение движений глаз)

.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ.

Понятийное мышление – это всегда осознанное вербализованное мышление. Наиболее распространенными методами исследования и диагностики понятийного мышления являются исследования его вербальных форм в основном используются бланковые вербальные варианты:

  1.  Тест «Вербальное мышление» для дошкольного возраста

вопрос

Ответы (оценка в баллах)

правильный

неправильный

другие

Чем похожи друг на друга молоток и топор?

+3 (два общих признака)

0

+2 (один признак)

  1.  Методика «Исключение лишнего» для школьного возраста

Из ряда предложенных понятий надо оставить те, которые могут быть объединены по общему признаку, вычеркнув лишнее: часы, очки, весы, термометр.

  1.  Методика «Аналогии» для взрослых

Испытуемый должен продлить логическую связь и заполнить пропуск: аллея – сад, улица - …

  1.  Методика «Сравнение понятий» для взрослых

Испытуемый должен указать общие, существенные признаки для пары понятий: зерно-яйцо.

  1.  Методика «Сложная аналогия» для взрослых

Испытуемый должен установить тип связи (причина-следствие, род-вид, часть-целое) для пар понятий: месть-поджог.

Подсчитывается сумма правильных ответов и в соответствии с групповой нормой переводится в баллы. В этих методиках определяется умение испытуемых выделять существенные признаки, сравнивать их между собой, исключать неподходящие, обобщать и классифицировать.

Существует также методика Выготского - Сахарова, посредством которой изучается способность формировать понятия: несколько объемных фигур, отличающихся друг от друга формой, цветом и величиной, надо выделить существенные признаки и разнести по группам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11831. Работа со строками в C++. Потоки ввода-вывода. Файловые операции 338.5 KB
  Лабораторная работа №11. Работа со строками в C. Потоки вводавывода. Файловые операции 1 Цель и порядок работы Цель работы ознакомиться с возможностями вводавывода языка C освоить основные операции работы со строками и файлами. Порядок выполнения работы: о...
11832. Перегрузка функций. Шаблоны функций 152.5 KB
  Лабораторная работа №12. Перегрузка функций. Шаблоны функций 1 Цель и порядок работы Цель работы ознакомиться с возможностью перегрузки функций и научиться применять полученные знания на практике. Научиться использовать шаблоны функции и функции с переменным количе...
11833. Модули. Многофайловые проекты 227 KB
  Лабораторная работа №13. Модули. Многофайловые проекты 1 Цель и порядок работы Цель работы ознакомиться с возможностью работы с многофайловыми проектами в среде разработки Visual Studio и научиться применять полученные знания при создании собственных модулей. Порядок...
11834. ВИЗНАЧЕННЯ КОЕФІЦІЄНТА ФІЛЬТРАЦІЇ ГРУНТУ 326.5 KB
  ВИЗНАЧЕННЯ КОЕФІЦІЄНТА ФІЛЬТРАЦІЇ ГРУНТУ Визначення коефіцієнта фільтрації грунту. Методичні вказівки до лабораторної роботи № 16 з дисциплін Гідравліка відкритих русел Гідрологія та гідрометрія Гідравліка гідрологія гідрометрія для студентів базових напрямів...
11835. Визначення коефіцієнта витрати при витіканні рідини через зовнішні насадки 546.5 KB
  Визначення коефіцієнта витрати при витіканні рідини через зовнішні насадки. Методичні вказівки до лабораторної роботи № 7 з дисциплін Технічна механіка рідин та газів Гідрогазодинаміка Гідравліка гідро та пневмоприводи для студентів базових напрямів Водні рес...
11836. Дослідження режимів руху рідини 416 KB
  Дослідження режимів руху рідини: Методичні вказівки до лабораторної роботи №3 з дисциплін Технічна механіка рідин і газів Гідрогазодинаміка Гідравліка гідро та пневмоприводи / Укладачі Б.М. Завойко О.О. Мацієвська Львів: Видавництво Національного університету Льві...
11837. Визначення коефіцієнта гідравлічного тертя 596 KB
  Визначення коефіцієнта гідравлічного тертя. Інструкція до лабораторної роботи з дисциплін Технічна механіка рідин і газів Гідрогазодинаміка Гідравліка гідро та пневмоприводи // Укладачі В.М. Жук Б.М. Горобець. Львів: Національний університет Львівська політехніка...
11838. Вимірювання тиску в рідинах і газах 470.5 KB
  Вимірювання тиску в рідинах і газах. Мета роботи Практичне засвоєння основних законів гідростатики ознайомлення з приладами для вимірювання тиску в рідинах і газах набуття навичок з вимірювання тиску різними приладами. Загальні положення 1.1. Основне рівня
11839. Демонстрування рівняння Бернуллі 497 KB
  Демонстрування рівняння Бернуллі. Мета роботи Демонстрування рівняння Бернуллі побудова геометричної пєзометричної та напірної ліній визначення втрат напору на окремих ділянках трубопроводу. 1. Загальні положення Рівняння Бернуллі є основним рівнянням гід...