28218

Отношение мышления и речи. Роль внутренней речи в процессе мышления (по А.Н.Соколову). Методы исследования внутренней речи

Доклад

Психология и эзотерика

Отношение мышления и речи. Роль внутренней речи в процессе мышления по А. Методы исследования внутренней речи. Внутренняя речь производная форма внешней звуковой речи специально приспособленная к выполнению мыслительных операций в уме.

Русский

2013-08-20

37 KB

23 чел.

29. Отношение мышления и речи. Роль внутренней речи в процессе мышления (по А.Н.Соколову). Методы исследования внутренней речи.

Внутренняя речь – скрытая вербализация, беззвучная речь, возникающая в процессе мышления про себя. Она недоступна восприятию других людей и не может быть средством общения. Внутренняя речь – производная форма внешней (звуковой) речи, специально приспособленная к выполнению мыслительных операций в уме. Внутренняя речь – словесная оболочка мышления. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова, т.к. предмет собственной мысли человеку вполне ясен и не требует от него развернутых словесных формулировок. Внутренняя речь может быть внутренней беседой, она социальна по своему содержанию.

Типы внутренней речи: 1.Речь, как средство мышления; использует специфическую структуру (коды образов и схем), осознается частично. 2.Внутреннее программирование – формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания; осознается частично 3. «Речь про себя» - внутреннее говорение, завершающее звено внутренней речи как процесса перехода от мысли к слову; представляет направленность сознания на самый акт объективации мысли в слове, т.е. это осознанный процесс.

Основные характеристики внутренней речи: 1. беззвучность 2.свернутость, сокращенность по сравнению с внешней речью 3. вторичность, производность от внешней речи. 4. процессуальность и изменение внутренней речи в зависимости от готовности ее перехода в речь внешнюю

Используется при: решении задач в уме; чтении про себя; мысленном планировании; запоминании; припоминании;

Функции внутренней речи: логическая переработка сенсорных данных, их осознание и понимание; самоинструкции при выполнении произвольных действий; самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний. Выражается внутренняя речь в виде семантических комплексов, состоящих из фрагментов слов и фраз, к которым присоединяются наглядные образы и условные знаки. В момент мыслительных затруднений внутренняя речь приближена к внутреннему монологу и может переходить в шепотную и громкую (чтобы точно анализировать объекты и контролировать мыслительную деятельность).

Выготский (1934): Внутренняя речь возникает из эгоцентрической речи (разговор ребенка с самим собой в процессе игры и других занятий); постепенно обеззвучивается и синтаксически редуцируется. Может быть сокращенной, идиоматической и предикатной (намечает, что утверждается, и опускает само собой разумеющееся, известное- о чем идет речь).

Методы исследования речи: А - наблюдение и самонаблюдение- беседаанкетирование - методы исследования значений слов

Б - прямые (определение вербального интеллекта) - косвенные (психофизиологические, ассоциативный эксперимент, семантический дифференциал), В - словарное разнообразие - скорость чтения - анализ почерка

Речь изучают во взаимосвязи ее с мышлением. Слово выражает понятие, его обобщение, поскольку является формой существования мысли. Речь, как и мышление, связана со всеми психическими процессами, но, кроме того, выполняет в их отношении интегративную функцию, выходя за пределы мышления. Экспериментальное исследование речи направлено в основном на выявление связей, существующих между значением слов и их смысловым содержанием, для чего чаще всего используются методики ассоциативного эксперимента. Общим для всех видом ассоциативного эксперимента является то, что в качестве критерия оценки результатов используется время ассоциативной реакции и характер (смысловое содержание) этой реакции. Эти критерии позволяют изучить динамические особенности речемыслительных процессов и структуру так называемого ассоциативного поля субъекта. Время ассоциативной реакции отражает скорость протекания первичных нервных процессов, что чаще всего служит индикатором эмоционального состояния субъекта, позволяя выявить интенсивность ассоциативных реакций у испытуемого.

Цепной ассоциативный эксперимент. Измеряется общий объем продуцируемых ассоциаций за единицу времени (чаще 1 мин.), опуская при этом длительность латентного периода формирования ассоциаций. Испытуемый должен за единицу времени произносить любые слова, не перечисляя их окружения. Определяется длина ассоциативного ряда, число и размер семантических гнезд, их средние размеры. N=19-21 слов в минуту, 3-4 гнезда в одну минуту по 5-6 слов в гнезде.

Свободный ассоциативный эксперимент (впервые использован Юнгом). Испытуемый должен как можно быстрее отвечать на слова экспериментатора первым пришедшим на ум словом. По характеру ассоциаций испытуемого, времени реакции, общему поведению можно судить о его установках, мотивах, эмоциональных сдвигах.

Роль внутренней речи по Соколову: Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный неосознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно. В результате его опытов с взрослыми, где в процессе восприятия текста или решения арифметической задачи им предлагалось одновременно вслух читать стихи или произносить простые слоги, было установлено, что обе эти задачи серьезно затрудняются при отсутствии внутренней речи. При восприятии текстов запоминались лишь отдельные слова, а их смысл не улавливался, что доказывает, что мышление предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых состоит внутренняя речь. Опыты, проведенные с младшими школьниками, показали, что простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы (зажимание языка зубами) вызывала серьезные затруднения в чтении, понимании текста, и приводила к грубым ошибкам при  письме. Письменный текст – наиболее развернутое речевое высказывание, предполагающее длительный и сложный путь умственной работы по переводу смысла в значение. Этот перевод также осуществляется с помощью скрытого процесса, связанного с работой артикуляционного аппарата. Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь – внешняя речь, направленная на себя, не предполагающая обратной реакции со стороны другого. При переходе из внешней во внутреннюю  эгоцентрическая речь постепенно исчезает. Убывание внешних проявлений эгоцентрической речи свидетельствует об усилении абстракции мысли от звуковой стороны речи.  

Активность эгоцентрической речи возрастает при возникновении затруднений в деятельности человека. Выготский считал, что убывание внешних проявлений эгоцентрической речи = усиление абстракции мысли от звуковой стороны речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19431. Понятие файла и файловой системы организации данных (папка, иерархическая структура, имя файла, тип файла, параметры файла) 76 KB
  Понятие файла и файловой системы организации данных папка иерархическая структура имя файла тип файла параметры файла. Основные операции с файлами и папками выполняемые пользователем. Понятие об архивировании и защите от вирусов. Все программы и данные хранятся в д...
19432. Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности, этики и права 60.5 KB
  Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности этики и права. Информационные ресурсы. Ресурс это запас или источник некоторых средств. Традиционно различают следующие виды общественных ресурсов: материальные энергетические трудовые финанс
19433. Технологии работы с текстовыми документами. Текстовые редакторы и процессоры: назначение и возможности 44 KB
  Технологии работы с текстовыми документами. Текстовые редакторы и процессоры: назначение и возможности. Основные структурные элементы текстового документа. Шрифты стили форматы. Основные приемы редактирования документа. Встраиваемые объекты. Понятие гипертекста. Дл
19434. Технологии работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений 303 KB
  Технологии работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений. Прикладные программы работы с графикой. Графический редактор. Основные инструменты и режимы работы. Раздел информатики занимающийс...
19435. Табличные базы данных (БД): основные понятия (поле, запись, первичный ключ записи); типы данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними 113.5 KB
  Табличные базы данных БД: основные понятия поле запись первичный ключ записи; типы данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними. Поиск удаление и сортировка данных в БД. Условия поиска логические выражения; порядок и ключи сортировки. Любой из на...
19436. Технология обработки информации в электронных таблицах (ЭТ). Структура электронной таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст 212.5 KB
  Технология обработки информации в электронных таблицах ЭТ. Структура электронной таблицы. Типы данных: числа формулы текст. Правила записи формул. Основные встроенные функции. Абсолютные и относительные ссылки. Графическое представление данных. При работе с документ...
19437. Основные принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей 102 KB
  Основные принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина файловые архивы интерактивное общение. Назначение и возможности электронной почты. Поиск информации в Интернете. В
19438. Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных моделей (на примерах). Реализация информационных моделей на компьютере 930 KB
  Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных моделей на примерах. Реализация информационных моделей на компьютере. Пример применения электронной таблицы в качестве инструмента математического моделирования. Человечество в своей деятельности научной ...
19439. Виды гражданских правоотношений 26.5 KB
  Виды гражданских правоотношений Классификация гражданских правоотношений может проводиться по различным основаниям: Абсолютные и относительные правоотношения выделяют по характеру взаимосвязи управомоченного и обязанного лица; В абсолютном правоотнош...