28219

Язык и речь: виды речи и ее функции

Доклад

Психология и эзотерика

Язык и речь: виды речи и ее функции. Речь конкретный продукт использования носителем языка системы вербальных знаков проявляющийся в различных процессах речи. Речь форма общения опосредствованная языком. Речь процесс использования языка.

Русский

2013-08-20

38.5 KB

74 чел.

30. Язык и речь: виды речи и ее функции.

Язык – это система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для цели коммуникации, закрепления и передачи общественно-исторического опыта, оформления мысли. Язык – всегда этническая принадлежность. Речь – конкретный продукт использования носителем языка системы вербальных знаков, проявляющийся в различных процессах речи. Речь - форма общения, опосредствованная языком.

Речевые процессы делятся на активные и пассивные. Левый край ромба – ведущий. Правая сторона требует особой подготовленности.

Отличия языка от речи: 1)Язык – совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь - процесс использования языка. Если язык представляет собой определенную систему знаков и правил их преобразования, то речь - это реальный процесс оперирования языком. 2) Язык стабилен, речь динамична. Речь как процесс – возможность развития языка как системы. Если язык достаточно устойчив, стабилен, и правила преобразования знаков остаются относительно неизменными, то речь предполагает динамику: использование и воспроизводство языка в живом речевом процессе является расширенным, порождая новые правила и законы.

3) Язык – система общественных значений, речь позволяет выражать индивидуальный смысл. Если язык есть система общественно выработанных обобщений, понятий, то речь отражает процесс их индивидуального присвоения, в ходе и результате которого понятия могут обретать различные конкретные смыслы. 4)Речью сначала овладевают в применении, и затем осознают правила. Язык сначала предполагает знакомство с терминами и правилами, а затем – применение в речи. Речь и язык различаются по способам овладения ими: если языком (иностранным или ЭВМ) человек сначала овладевает теоретически, последовательно осваивая его условные связи, то речью (на родном языке) - практически, осуществляя ее даже без специального осознания языковых правил.

Виды речи: Речь жестов и звуковая Письменная и устная Внешняя и внутренняя Диалогическая и монологическая

1. Современная речь является по преимуществу звуковой речью, но и в звуковой речи жест играет некоторую роль. Язык жестов является как бы аккомпонементом к основному тексту звуковой речи: жест имеет вспомогательное значение.

2. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Пишущий лишен способности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты), т.о. письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Письменная речь более безличная (деловая, научная). Однако она допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мысли, а в устной речи времени на шлифовку фраз нет.

3. Внешняя речь служит общению (хотя иногда человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак - доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и не может быть средством общения. Внутренняя речь - это средство организации и управления собственной жизнедеятельностью. Внутренняя речь – словесная оболочка мышления.

Особенности внутренней речи по сравнению с внешней:  предикативность (опускание подлежащего), сокращенность, фрагментарность, преобладание смысла над значением, тенденция к слипанию слов.

  1.  Монологическая речь – развернутая речь, в основе которой лежит и самостоятельный мотив, и самостоятельный замысел. Диалогическая – беседа, обычно ситуативная.

Функции речи:  Коммуникативная - основная функция (средство общения), ; Эмоциональная - ею обязательно обладает “аффективная речь” (свойственна человеку и животным, служит для выражения эмоциональных состояний, психологического контакта с себе подобными. Она осуществляется с помощью сигналов, раскрывающих переживаемое состояние, а не знаков, за которыми всегда стоят объекты внешнего мира.; Выразительная (включается в совокупность выразительных движений наряду с жестом, мимикой и др.); Номинативная (называющая, обозначающая), ; Сигнификативная (обозначающая) - внутренняя сторона знака – значение; Гностическая (сохранение и передача общественного опыта в виде знания); Интеллектуальная (обслуживает, формирует мышление); Планирующая, Регулирующая (регуляция действий).

(выразит ) - (гностич): функции внешней речи, (интел) - (регулир):  функции внутренней речи.

Эмпирические характеристики речи:

Полиморфность – речь имеет много форм: внешняя и внутренняя, звуковая и беззвучная и т.д. Полифункциональность – речь имеет множество функций, которые взаимодействуют друг и другом. Предметность – речь всегда отнесена к конкретному объекту или явлению, которое связано с каким-либо объектом. Обобщенность – любое понятие это уже обобщение.

Виды речи:

  1.  Феноменологическая классификация (Веккер):
  •  речь-описание, повествование, рассуждение – когнитивная функция речи
  •  речь-экспрессия – выражение своих эмоций и выработка своего отношения к явлению
  •  речь-команда – конативная функция (действенно-динамическая)

Эти аспекты могут находиться в диссонансе или работать вместе. Эта классификация показывает, что речь не только процесс, но и деятельность.

  1.  Эволюционная классификация:
  •  внешняя речь – коммуникативная функция
  •  эгоцентрическая
  •  внутренняя речь – интеллектуальная функция (1.речь, как средство мышления; 2.внутреннее программирование; 3.«речь про себя»)

Генетически первична внешняя речь, постепенно она переходит в эгоцентрическую – ее задача осуществлять интериоризацию (перевод опыта, полученного вовне во внутренний план), она помогает удерживать внимание и мотивацию.

Эта классификация показывает, что речь может трансформироваться в носителе.

  1.  Виды речи по активности:
  •  условно активные процессы – говорение, письмо (но может быть активное слушание и чтение)
  •  условно реактивные процессы – слушание, чтение (но может быть пассивное говорение и письмо)
  1.  Внешняя речь:
  •  письменная
  •  устная (диалогическая – более эмоциональна, свернута,  монологическая – формальна, развернута, подчинена законам жанра)

Онтогенез речи: 1.воркование/гуление (2-3 мес.) – совершенно бессмысленное звуковое выражение. 2.лепет (6 мес.) – появляются первые слоги, это уже подражание, зачастую бессмысленное, к 8 мес. Язык становится родным и начинается комбинирование слогов 3. ребенок начинает использовать свой потенциал (9-10 мес.) – родители управляют речью ребенка: дают формы, понятия, свое отношение к его речи. К 2-м годам формальная сторона речи сформирована.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10166. Периодизация развития техники как философская проблема. Основные способы периодизации развития техники 50.5 KB
  Периодизация развития техники как философская проблема. Основные способы периодизации развития техники. Закономерности исторического развития техники. Проблема периодизации. Предметная сторона Т. Техника и наука. Т как деятельность. ФТ выделяе...
10167. Взаимоотношение науки и техники на различных этапах эволюции техники 50 KB
  Взаимоотношение науки и техники на различных этапах эволюции техники Они не всегда были взаимосвязаны Т долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это не означает что в технике не применялись научные знания. Доинженерный период. Но наука не имела дисциплин
10168. Техногенная цивилизация, ее история и перспективы 108 KB
  Техногенная цивилизация ее история и перспективы. Информационное общество это высшая стадия развития техногенной цивилизации. Для характеристики его места в истории вернемся к общим представлениям о развитии культуры. С т.з. современной социальной философии сущ
10169. Чернобыльская радиация в вопросах и ответах 735.41 KB
  Когда в СССР сообщили об аварии на Чернобыльской АЭС Первая информация об аварии прозвучала в программе Время вечером 27 апреля, первая публикация в печати состоялась 28 апреля...
10170. Информационное общество как тип социальной организации 58 KB
  Информационное общество как тип социальной организации. Оценка сущности последней стадии в социальной философии ХХ в. претерпела эволюцию. Первоначально она характеризовалась как постиндустриальное общество Д. Белл технотронное общество З. Бжезинский. В 80х г...
10171. Проблема личности в информационном обществе 150 KB
  Проблема личности в информационном обществе Таким образом можно составить обобщенный свод проблем личности в информационном обществе. 1. Проблемы общения. С одной стороны благодаря Интернету мир превратился в мировую деревню: термин ввел в 70е гг. Маклюэн: все д...
10172. Гуманитарная философия техники. Льюис Мэмфорд: миф машины 44.5 KB
  Гуманитарная философия техникиИнженерная философия техники анализ техники как бы изнутри и в конечном счете интерпретация технического способа бытия человека в мире как парадигматического главного для понимания других типов человеческого мышления и действия мог
10173. Ортега-и-Гассет Х. 31.5 KB
  Х. Ортегаи-Гассет. Испанский философ Хосе Ортегаи-Гассет 18831955 в связи с анализом техники указывал на двойственность человека он отличен от природы и вместе с тем посредством техники он с ней сливается. По мысли Ортегии-Гассета современный мир сделали возможным тр...
10174. Смысл техники в философии Карла Маркса 41.5 KB
  Смысл техники в философии Карла Маркса О смысле техники и ее роли в человеческой истории философы много спорили. Широкое распространение получил марксистский подход который отождествлял технику с объективацией некоторых природных свойств в инструментальных целях тр