28220

Память как сквозной психический процесс: ее функции, виды и процессы

Доклад

Психология и эзотерика

При выделении процессов памяти в качестве основания рассматривают различные функции выполняемые памятью в жизни и деятельности. Основные процессы памяти: запоминание сохранение воспроизведение Есть еще один процесс памяти забывание. Деятельность памяти начинается с запоминания т. Таким образом запоминание можно определить как процесс памяти в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Русский

2013-08-20

48.5 KB

11 чел.

21. Память как сквозной психический процесс: ее функции, виды и процессы.

Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Память - сквозной психический процесс, обслуживающий все уровни отражения, основа психической деятельности личности, определяющая характеристика психической жизни человека. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. При выделении процессов памяти в качестве основания рассматривают различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, Есть еще один процесс памяти - забывание.

Запоминание. Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Таким образом, запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Различают произвольное и непроизвольное запоминание. В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий. Как показали исследования непроизвольное запоминание оказывается значительно более успешным, когда запоминаемый материал входит в содержание цели выполняемого действия. Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого - запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или узнавания. Сохранение. Сохранение - это удерживание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозге. Различают активное и пассивное сохранение. В первом случае удерживаемый материал подвергается внутренним образованиям, от простого циклического повторения до включения в системы новых семантических связей, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения, во втором случае подобных активных преобразований обнаружить не удается. Узнавание и воспроизведение. Воспроизведение - процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения. Узнавание - появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия). Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, актуализируются без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Физиологически это означает наличие различных следов - стойких, прочных (воспроизведение) или слабых, нестойких и непрочных (узнавание). Припоминание - наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определённых волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти. Забывание. Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, “стирания” следов, затормаживания связей. Забывание впервые исследовалось Г. Эббингаузом. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит: от объема запоминаемого материала, от осознанности, от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта и т.д. Забывание - естественный и необходимый процесс. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, деталей. Мозг наш был бы перегружен информацией. А забывание даёт возможность мозгу освобождаться от избыточной информации.

Функции памяти:

  1.  интегративная – интегрирование когнитивных процессов (сенсорных и мыслительных) в целостную систему интеллекта
  2.  запечатление – прочное и точное сохранение материала в долговременной и кратковременной памяти в результате однократного предъявления на несколько секунд
  3.  сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте
  4.  воспроизведение – воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала

Виды памяти:

  1.  по объекту запоминания: образная (предметы и явления); ловесно-логическая (мысли); двигательная (движения); эмоциональная (чувства)
  2.  по степени волевой регуляции памяти: произвольная/непроизвольная
  3.   по длительности сохранения в памяти: кратковременная (короткое сохранение после однократного предъявления материала), долговременная (длительное сохранение информации после ее многократного предъявления), оперативная

Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности. Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, ровно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала осуществлять те или иные действия.

В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. 

Память долговременная - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память считается повторение, которое осуществляется на уровне кратковременной памяти. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту. В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, протекающие обычно в форме скрытого проговаривания.  Выделяют два вида повторения.

1.В первом случае оно носит относительно механический характер и не приводит к каким-либо заметным преобразованиям материала. Этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне кратковременной памяти, хотя недостаточен для ее перевода в долговременную память.

2.Долговременное запоминание становится возможным только при втором виде повторения, сопровождающемся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей. В отличие от долговременной памяти, в кратковременной памяти может храниться лишь очень ограниченное количество информации - не более 7+2 единиц материала. Современные исследования показывают, что ограничения кратковременной памяти не служат препятствием при запоминании больших объемов осмысленного перцептивного материала.

Кроме того, выделяют в отдельный вид памяти - оперативную память. Оперативной памятью называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности, которые в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно - использованную информацию, утратившую свою значение, помнить нерационально - ведь операционная память должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.

Теории памяти: Г. Эббингауз (ассоциативная теория памяти: закон забывания (запоминание 3-х буквенных бессмысленных слогов. В течении первого часа забывание – 60%, через 6 дней остается менее 20%). Сводит процесс запоминания исключительно к внешним ассоциативным связям по смежности (в пространстве или времени). А. Бине, К. Бюллер. Выдвигают на первый план смысловое содержание материала: воспроизводится основной смысловой остов текста, а не смежные части текстов. Но авторы пытаются превратить память в воспроизведение чистых мыслей, не зависимо от речевой формы. Рубинштейн и др. Концепция вытекает из единства мышления и речи и вскрывает это единство в процессе запоминания и воспроизведения. Всякая мысль дана в речевой форме, не будучи тождественна с ней, все же  внутренне с ней связана.

Методы изучения памяти. Первый метод – ассоциативный – был предложен в рамках ассоциативной школы психологии. Принцип метода сводился к следующему: если определённые психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь; и повторное появление одного из элементов этой связи вызывает появление в сознании всех остальных её элементов (три типа ассоциаций: по смежности, по сходству, по контрасту).

Методы определения типов памяти (зрит, слух, двигат.) Впервые предложен метод Мюллером и Шуманом (нач XX .) Авторы предлагали устанавливать тип памяти по результатам запоминания и воспроизведения бессмысленных слогов. Бессмысленный слог состоит из 2 согласных и 1 гласной по середине. Если при воспроизведении ряда испытуемый с большей чёткостью воспроизводит гласные, то это свидетельствует о доминировании слуховой памяти, если согласные – зрительной. Другой способ: испытуемому предлагается воспроизвести слово справа-налево. Слово предъявляется на слух. Испытуемый у которого преобладает зрительная память представит это слово написанным и воспроизведёт его без труда. Испытуемый с доминированием слуховой памяти будет испытывать трудности в воспроизведении слова. О доминировании двигательной памяти можно судить по тому факту, что испытуемый при чтении «про себя» шевелит губами или по раскачиванию туловища во время запоминания.

Методы измерения объёма памяти. Классический (М. Джекобс). В качестве стимулов – цифры, слова, буквы. Испытуемому предъявляется постепенно возрастающей длины ряды стимулов. Длина от 4 до 12 стимулов. После предъявления каждого ряда испытуемый его воспроизводит, результаты фиксируются. Опыт повторяется 3-4 раза. При этом в каждом опыте используются новые ряды стимулов. V= A+m/n+k/2, где V- объём КП, A – максимальная длина ряда во всех опытах воспроизведённого без ошибок, n – число опытов, m – кол-во рядов, больших чем А, также воспроизведённых без ошибок, к – интервал между рядами (ряд 2,4,6,8, тогда к = 2). V КП измеряется в абсолютных единицах кол-вом символов. Метод Бушке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53337. Методична розробка виховного заходу «Було колись на Хортиці…» 1.74 MB
  Звучить мелодія української пісні Реве та стогне Дніпр широкий Ведучий: Було колись на Хортиці ревіли гармати Було колись запорожці вміли панувати. Ій ведучий: Розмовляють розказують Як Січ будували Як козаки на байдарках Пороги минали Як гуляли по синьому Грілися в скутарі то як люльки запалили В Польщі на пожарі В Україну верталися Як бенкетували. 2ий...
53338. Помешкання. Житло в оренду 1016 KB
  Maria lives in a chalet on a mountain in Switzerland. These houses are made of wood. They have usually got two floors and an attic. Greg lives in a huge block of flats in Boston. His flat is on the fifteenth floor and it is in the center of the city. He lives at 332 Newbury Street. There are a lot of expensive shops in the area.
53340. HOUSEHOLD CHORES 122.5 KB
  Today we have some word–combinations on our topic. You can see many pictures on the blackboard. Please, tell me what the people in the pictures are doing. Use The Present Continuous Tense. Use the expressions...
53341. Домогосподарювання. (Householding) 367 KB
  Warming-up Yesterday I had a very hard day. I had a lot of homework. I cooked, I washed the dishes, cleaned the rooms, went shopping and ironed. I was very tired but nobody helped me. Usually my daughter helps me but yesterday she wasn’t at home. And what about you?
53343. Doing housework (Робота по дому) 143 KB
  How are you? Are you ready for the lesson? Please, mark your mood before starting our lesson. If you are fine, raise green cards. If you’re so-so, raise yellow cards. If you’re bad, raise red cards. (Учні підіймають свої картки відповідного кольору.) Cl: We are fine. We are ready for the lesson. Teacher: I am glad to hear you are fine. Today we are happy to have our English lesson in this classroom where you will do a lot of different tasks.