28221

Основные характеристики памяти и методы их исследования

Доклад

Психология и эзотерика

У нормального человека в процессе запоминания впечатления внешнего мира подвергаются классификации отбору переработке. Опосредствованный осмысленный характер запоминания. Отбирая нужное существенное подлежащее сохранению человек пользуется для лучшего удержания этого материала какимлибо обозначением чаще всего словом Опосредствованное запоминание осмысленного материала это высший уровень запоминания. Если в раннем детстве ребенок многое запоминает механически то впоследствии он все более широко пользуется опосредствованными...

Русский

2013-08-20

37 KB

17 чел.

22. Основные характеристики памяти и методы их исследования.

Память - отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании воспринятого ранее. Характеристики памяти:

  1.  Классификация, отбор и переработка воспринимаемых впечатлений. Далеко не все впечатления внешнего мира усваиваются и воспроизводятся человеческим мозгом. У нормального человека в процессе запоминания впечатления внешнего мира подвергаются классификации, отбору, переработке.
  2.  Опосредствованный (осмысленный) характер запоминания. Отбирая нужное, существенное, подлежащее сохранению, человек пользуется для лучшего удержания этого материала каким-либо обозначением, чаще всего словом Опосредствованное запоминание осмысленного материала - это высший уровень запоминания. Если в раннем детстве ребенок многое запоминает механически, то впоследствии он все более широко пользуется опосредствованными способами запоминания.
  3.  Конкретный материал (предметы) запоминался лучше, чем более абстрактный.

Характеристики памяти:

  1.  Объем запечатленной информации
  2.  Время сохранения запечатленной информации
  3.  Содержательные характеристики (что запоминается – движения, образы, эмоции, слова)
  4.  Точность воспроизведения

Несмотря на разнообразие видов исследования памяти, в основе их лежит один общий принцип - рассмотрение этого явления как единой функциональной системы. Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания тот или иной стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести. В этих экспериментах всегда имеется четыре переменных: 1)     вариации стимульного материала и способа его предъявления испытуемому, 2) вариации способа запоминания стимульного материала, 3)     вариации интервала между запоминанием и воспроизведением (или узнаванием), 4)вариации способа воспроизведения запечатленного материала.

Методика Лурия - заучивание 10 слов. Испытуемому зачитываются 10 слов. После этого он должен воспроизвести те из них, которые запомнил. Долее этот же ряд зачитывается еще один раз. Испытуемый воспроизводит запомнившееся. Далее пять раз без повторений. Методика проверяет состояние слуховой памяти: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Мерцание кривой - может свидетельствовать об утомляемости, недостатке внимания.

Измерение объема кратковременной памяти (метод Джекобса). Измеряется число единиц, которое может быть правильно воспроизведено в заданном порядке после однократного предъявления. Стимульный материал - цифровые ряды. Минимальный ряд - 4 цифры. Максимальный ряд - 12 цифр. Цифры - от 1 до 9.

1)     нельзя повторять одно и то же число в одном ряду несколько раз,

2)     избегать расположенности чисел в каком-либо натуральном ряду (2,4,6,8 или 3.6,9...)

3)     избегать комплексов чисел, которые известны по историческим датам.

Ряды зачитываются с интервалом в 1 секунду. Инструкция: вам будут на слух предъявлены числовые ряды. Ваша задача - воспроизвести числовой ряд в том же порядке, в каком он был предъявлен.

Формула объема кратковременной памяти: Vкп = А + m/n + k/r, где А - наибольшая длина ряда чисел, воспроизведенная во всех четырех опытах правильно. М - количество рядов, больших чем А, воспроизведенных правильно во всех четырех опытах. N - число опытов К - интервал между рядами (k = 1)

Например: Vкп = 6 + 7/4 + 1/2 = 6 + 1,8 + 0,5 = 8,3

Норма: 7 +- 2

Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности. Непроизвольное запоминание - процесс памяти, в котором нет специальной направленности на запоминание материала. Оно является побочным результатом деятельности, направленной на выполнение какой-либо задачи. Продуктивность непроизвольного запоминания зависит от того, что является целью (объектом действий) человека, какими средствами он этой цели достигает и какими мотивами она побуждается. Мнемический эффект в условиях непроизвольного запоминания достигается в результате соответствия связей, установившихся в ходе (в результате) действий. Это основное правило и проверяется. Цель методики: выяснить зависимость непроизвольного запоминания от деятельности человека. Два групповых опыта: - классификация изображений предмета, - составление числового ряда

Методы исследования:

Заучивание 10 слов (Лурия) для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Метод пиктограмм (Лурия): сложные слова подбирают картинки по своим картинкам надо воспроизвести слова - возрастные особенности и патологии памяти

Метод опосредованного запоминания (предложили Выготский и Лурия, разработал Леонтьев): набор картинок и набор слов, надо подобрать к каждой картинке слово и запомнить его, через 40 минут надо вспомнить для какого слова была подобрана каждая карточка – продуктивность запоминания при использовании вспомогательных средств.

Воспроизведение рассказов: предъявляют текст (разной сложности) надо его воспроизвести – точность и объем запоминания  Метод сбережения: надо заучить материал до критерия безошибочного воспроизведения, через некоторое время (час, день, неделя) предлагают доучить до критерия безошибочного воспроизведения – процесс сохранения материала в памяти (фиксируется время, количество повторений). Метод тождественных рядов: предъявляют ряд стимулов, а через некоторое время предъявляют другой, более длинный ряд, включающий предыдущие стимулы – процесс узнавания. Метод антиципации: запоминание организованных в ряд стимулов на основе принципа организации самого ряда – процесс запоминания. Метод заучивания: повторное, иногда многократное предъявление стимула в течении некоторого периода времени, необходимого для заучивания – процесс запоминания 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37175. Реформы Петра Первого 89.44 KB
  Реформы Петра Первого. ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Историки насчитывают всего лишь несколько месяцев мирного времени за более чем 35летнее правление Петра. Понятно что именно армия и флот были главным предметом заботы Петра.
37176. Доходы бюджета 42 KB
  Доходы бюджета необходимо рассматривать прежде всего как фактор влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства на равновесие цен на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. Доходы бюджета выражают экономические отношения возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между...
37177. Расходы бюджета 29 KB
  По своему материальновещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Посредством такой формы функционирования бюджета как бюджетные расходы образуются доходы нетрудоспособных граждан и оказывается поддержка другим социальнонезащищенным слоям населения. Бюджетные расходы способны оказывать активное влияние на формирование экономического роста приоритетное финансирование научных исследований развитие прогрессивных...
37178. Межбюджетные отношения 36.5 KB
  Низкая доля собственных доходов в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах заметно снижает заинтересованность на местах в наращивании налогового потенциала в своевременном и полном поступлении налогов в бюджетную систему. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской...
37179. Бюджетный процесс 30 KB
  В соответствии с Бюджетным кодексом правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 26 августа. В первом чтении принимаются основные параметры бюджетапроходит в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную думу. Рассматривается: прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период с выделением объёма нефтегазовых доходов; приложения с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы; общий объём расходов; ...
37180. Возникновение бюджета 30 KB
  По экономической сущности государственный бюджет это денежные отношения возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда предназначенного для финансирования экономики социальнокультурных мероприятий нужд обороны и государственного управления. Благодаря ей можно прогнозировать социальноэкономические последствия бюджетной политики. Бюджет играет важную экономическую социальную и политическую роль в воспроизводственном...
37181. Бюджетное устройство 90.5 KB
  Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов. Бюджетная система федеративных госуда рств тр ехзвенная и состоит из федеративного федерального бюджета бюджетов членов субъектов федерации и местных бюджетов. Бюджетный кодекс РФ далее БК РФ даёт следующее определение бюджетной системы: Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета бюджетов субъектов РФ местных бюджетов и бюджетов государственных...
37182. Право регулирования денежного обращение страны 92.5 KB
  Главными задачами правового регулирования денежного обращения в России являются: обеспечение четкого разделения правовых полномочий и ответственности в сфере денежного обращения между Президентом РФ законодательной и исполнительной властями; поддержание необходимого темпа роста денежной массы в обращении и правильного соотношения между наличным и безналичным денежным обращением с целью стабильного и эффективного функционирования экономики страны; обеспечение законодательной и исполнительной власти правовыми нормами и инструментами...
37183. Денежно – кредитная политика 86 KB
  Согласно комментариям к федеральному закону О Центральном банке Российской Федерации Банка России денежно – кредитная политика определяется как основная часть единой государственной экономической политики проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен обеспечения максимально возможной занятости населения а также роста реального объёма производства. В отличие от первого определения второе подчёркивает возможность влияния денежно – кредитной политики не только на сферу обращения но и...