28221

Основные характеристики памяти и методы их исследования

Доклад

Психология и эзотерика

У нормального человека в процессе запоминания впечатления внешнего мира подвергаются классификации отбору переработке. Опосредствованный осмысленный характер запоминания. Отбирая нужное существенное подлежащее сохранению человек пользуется для лучшего удержания этого материала какимлибо обозначением чаще всего словом Опосредствованное запоминание осмысленного материала это высший уровень запоминания. Если в раннем детстве ребенок многое запоминает механически то впоследствии он все более широко пользуется опосредствованными...

Русский

2013-08-20

37 KB

17 чел.

22. Основные характеристики памяти и методы их исследования.

Память - отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании воспринятого ранее. Характеристики памяти:

  1.  Классификация, отбор и переработка воспринимаемых впечатлений. Далеко не все впечатления внешнего мира усваиваются и воспроизводятся человеческим мозгом. У нормального человека в процессе запоминания впечатления внешнего мира подвергаются классификации, отбору, переработке.
  2.  Опосредствованный (осмысленный) характер запоминания. Отбирая нужное, существенное, подлежащее сохранению, человек пользуется для лучшего удержания этого материала каким-либо обозначением, чаще всего словом Опосредствованное запоминание осмысленного материала - это высший уровень запоминания. Если в раннем детстве ребенок многое запоминает механически, то впоследствии он все более широко пользуется опосредствованными способами запоминания.
  3.  Конкретный материал (предметы) запоминался лучше, чем более абстрактный.

Характеристики памяти:

  1.  Объем запечатленной информации
  2.  Время сохранения запечатленной информации
  3.  Содержательные характеристики (что запоминается – движения, образы, эмоции, слова)
  4.  Точность воспроизведения

Несмотря на разнообразие видов исследования памяти, в основе их лежит один общий принцип - рассмотрение этого явления как единой функциональной системы. Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания тот или иной стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести. В этих экспериментах всегда имеется четыре переменных: 1)     вариации стимульного материала и способа его предъявления испытуемому, 2) вариации способа запоминания стимульного материала, 3)     вариации интервала между запоминанием и воспроизведением (или узнаванием), 4)вариации способа воспроизведения запечатленного материала.

Методика Лурия - заучивание 10 слов. Испытуемому зачитываются 10 слов. После этого он должен воспроизвести те из них, которые запомнил. Долее этот же ряд зачитывается еще один раз. Испытуемый воспроизводит запомнившееся. Далее пять раз без повторений. Методика проверяет состояние слуховой памяти: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Мерцание кривой - может свидетельствовать об утомляемости, недостатке внимания.

Измерение объема кратковременной памяти (метод Джекобса). Измеряется число единиц, которое может быть правильно воспроизведено в заданном порядке после однократного предъявления. Стимульный материал - цифровые ряды. Минимальный ряд - 4 цифры. Максимальный ряд - 12 цифр. Цифры - от 1 до 9.

1)     нельзя повторять одно и то же число в одном ряду несколько раз,

2)     избегать расположенности чисел в каком-либо натуральном ряду (2,4,6,8 или 3.6,9...)

3)     избегать комплексов чисел, которые известны по историческим датам.

Ряды зачитываются с интервалом в 1 секунду. Инструкция: вам будут на слух предъявлены числовые ряды. Ваша задача - воспроизвести числовой ряд в том же порядке, в каком он был предъявлен.

Формула объема кратковременной памяти: Vкп = А + m/n + k/r, где А - наибольшая длина ряда чисел, воспроизведенная во всех четырех опытах правильно. М - количество рядов, больших чем А, воспроизведенных правильно во всех четырех опытах. N - число опытов К - интервал между рядами (k = 1)

Например: Vкп = 6 + 7/4 + 1/2 = 6 + 1,8 + 0,5 = 8,3

Норма: 7 +- 2

Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности. Непроизвольное запоминание - процесс памяти, в котором нет специальной направленности на запоминание материала. Оно является побочным результатом деятельности, направленной на выполнение какой-либо задачи. Продуктивность непроизвольного запоминания зависит от того, что является целью (объектом действий) человека, какими средствами он этой цели достигает и какими мотивами она побуждается. Мнемический эффект в условиях непроизвольного запоминания достигается в результате соответствия связей, установившихся в ходе (в результате) действий. Это основное правило и проверяется. Цель методики: выяснить зависимость непроизвольного запоминания от деятельности человека. Два групповых опыта: - классификация изображений предмета, - составление числового ряда

Методы исследования:

Заучивание 10 слов (Лурия) для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Метод пиктограмм (Лурия): сложные слова подбирают картинки по своим картинкам надо воспроизвести слова - возрастные особенности и патологии памяти

Метод опосредованного запоминания (предложили Выготский и Лурия, разработал Леонтьев): набор картинок и набор слов, надо подобрать к каждой картинке слово и запомнить его, через 40 минут надо вспомнить для какого слова была подобрана каждая карточка – продуктивность запоминания при использовании вспомогательных средств.

Воспроизведение рассказов: предъявляют текст (разной сложности) надо его воспроизвести – точность и объем запоминания  Метод сбережения: надо заучить материал до критерия безошибочного воспроизведения, через некоторое время (час, день, неделя) предлагают доучить до критерия безошибочного воспроизведения – процесс сохранения материала в памяти (фиксируется время, количество повторений). Метод тождественных рядов: предъявляют ряд стимулов, а через некоторое время предъявляют другой, более длинный ряд, включающий предыдущие стимулы – процесс узнавания. Метод антиципации: запоминание организованных в ряд стимулов на основе принципа организации самого ряда – процесс запоминания. Метод заучивания: повторное, иногда многократное предъявление стимула в течении некоторого периода времени, необходимого для заучивания – процесс запоминания 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14446. Технологія вишивання мережок 85.5 KB
  Тема. Технологія вишивання мережок. Мета: ознайомити учнів із технологією виконання мережок навчити виконувати мережки одинарний прутик подвійний прутик; виховувати акуратність і точність під час виконання вишивальних робіт. Обладнання: зразки швів виробів
14447. Технологія вишивання мережок. Розробка композиції виробу 74.5 KB
  Тема. Технологія вишивання мережок. Розробка композиції виробу. Мета: розширити знання учнів про технологію виконання мережок навчити виконувати мережку роздільний прутик; формуй ти художній смак почуття стилю й кольору під час розробку композиції вишивки підбору ...
14448. Кінцева обробка виробу. Догляд за вишитими виробами 45.5 KB
  Тема. Кінцева обробка виробу. Догляд за вишитими виробами. Мета: удосконалювати прийоми оздоблення виробів; навчити оформляти краї вишитих виробів доглядати за вишитими виробами; виховувати акуратність під час виконання вишивальних робіт; розвивати творчі здібності у...
14449. Технологія приготування страв. Приготування страв із крупів. Варіння основним способом 71.5 KB
  Тема: Технологія приготування страв. Приготування страв із крупів. Варіння основним способом. Мета: ознайомити з видами крупів їхнім значенням у харчуванні людини навчити визначати вид і якість крупів за зовнішніми ознаками готувати страву із крупів; удосконалювати в
14450. Приготування страв із макаронних виробів. Запікання 106.5 KB
  Тема. Приготування страв із макаронних виробів. Запікання. Мета: ознайомити учнів із видами макаронних виробів їхнім значенням у харчуванні людини із технологією запікання продуктів; навчити готувати страви з макаронних виробів; розширити знання й навички приготуван
14451. Приготування страв із молока й молочних продуктів 52 KB
  Тема. Приготування страв із молока й молочних продуктів. Мета: ознайомити учнів із видами молочних продуктів їхнім значенням у харчуванні людини навчити готувати страви з молочних продуктів подавати й оформлювати страви сервірувати стіл до вечері; формувати чіткість...
14452. Показники та методи фундаментального аналізу 327 KB
  Головною метою та результатом фундаментального аналізу є визначення «дійсної», справедливої ціни товару, що досліджується. Визначення справедливої ціни потребує не тільки багато зусиль, наявності правильної моделі визначення вартості, але і своєчасної та якісної інформації.
14453. Вирощування плодоягідних рослин 222 KB
  Тема. Вирощування плодоягідних рослин. Мета: ознайомити учнів з особливостями вирощування та догляду за плодоягідними кущами; виховувати бережливе ставлення до обладнання та інструментів; розвивати логічне мислення моторику рухів. Основні поняття: плодівництво пл...
14454. Енергетичні засоби у сільському господарстві 112 KB
  Тема. Енергетичні засоби у сільському господарстві. Мета : ознайомити учнів з енергетичними засобами які використовуються в с/г підприємствах класифікацією найбільш поширених тракторів як основних засобів енергетики мобільних процесів виховувати бережливе ставле