28222

Факторы и способы повышения эффективности запоминания

Доклад

Психология и эзотерика

Факторы влияющие на извлечение информации из памяти: Осмысленность информации. Неожиданностъ информации. В задаче запоминания и последующего воспроизведения уход из сознания неожиданных знаков будет осуществляться медленнее все мнемотехники стараются использовать самые невероятные и странные комбинации предметов Близостъ информации по смыслу или по форме. Время между предъявлением информации и извлечением ее из памяти.

Русский

2013-08-20

38 KB

23 чел.

23. Факторы и способы повышения эффективности запоминания.

Факторы, влияющие на извлечение информации из памяти:

  1.  Осмысленность информации. Мы вспоминаем гораздо лучше то, что кажется нам осмысленным. Например, не будет никаких затруднений, чтобы запомнить слово "ПСИХОЛОГИЯ", но уже далеко не каждый запомнит ряд букв "ИПИОХОЯСЛГ".
  2.  Неожиданностъ информации. В задаче запоминания и последующего воспроизведения уход из сознания неожиданных знаков будет осуществляться медленнее (-> все мнемотехники стараются использовать самые невероятные и странные комбинации предметов)
  3.  Близостъ информации по смыслу или по форме. При восприятии рядом стоящие элементы имеют тенденцию группироваться в фигуру. То же самое происходит при извлечении из памяти. Иногда слова, извлекаемые из памяти, группируются ритмически.
  4.  Время между предъявлением информации и извлечением ее из памяти. Время между предъявлением и извлечением информации из памяти тоже влияет на качество воспроизведения. Чем больше времени прошло до начала воспроизведения, тем ниже будет полученный результат. Однако основное ухудшение происходит в самые первые часы и даже минуты после предъявления.

Еще в Древней Греции знали, что если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно лишь соотнести это (найти ассоциативную связь) с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение.

В основе большинства техник эффективного запоминания (мнемотехник) лежат воображение и ассоциация.

Принципы запоминания (при создании ассоциации):

  1.  Синестезия - соединение ощущений различных модальностей, тем самым закладывая в память более совершенный образ.
  2.  Движение - перемещающийся мнемонический объект гораздо легче «связать» с чем-либо и, следовательно, запомнить. Если образы двигаются, постарайтесь сделать их трехмерными. Используйте ритмичное движение.
  3.  Ассоциации - соотнесение запоминаемого с каким-либо устойчивым образом в вашем мозге.
  4.  Чувство юмора - чем смешнее, абсурднее и сюрреалистичнее будут созданные образы, тем легче и надежнее вы их запомните. Процесс запоминания должен приносить удовольствие.
  5.  Нумерация - повышает эффективность принципов порядка и последовательности
  6.  Символизм - подмена запоминаемого объекта каким-либо более значимым образом.
  7.  Использование цвета для создания ярких образов.
  8.  Упорядочение и/или построение последовательности позволяет быстрее отыскать необходимый образ, тем самым упрощая процесс доступа к информации.
  9.  Положительные и приятные образы быстрее запоминаются, чем негативные - мозгу не хочется обращаться к ним вновь.
  10.  Преувеличение размеров, формы, звуков запоминаемого образа.

Факторы продуктивности запоминания:

  1.  использование рациональных приемов (применение системы фактов, понятий, суждений),
    1.  понимание - условие осмысленного запоминания; то, что является понятным, ассоциируется с более ранним опытом и значениями,
    2.  составление плана заучиваемого материала,
    3.  классификация и систематизация,
    4.  повторение.

Мнемотехники:

  1.  Номер телефона или банковского счета легче запомнить, если сгруппировать цифры такого номера в блоки. Например, группу цифр 1258936788, лучше разбить на пять: 12, 58, 93, 67 и 88.
  2.  Метод рифм и ритма лежит в основе считалок, например: «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять». На химии запоминали валентность химических элементов с помощью такого стишка: «Калий, магний, серебро с водородом заодно».
  3.  Очень распространен метод акронимов. Он заключается в том, чтобы составлять сокращенные названия из первых букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет. Этот метод используют в названиях множества организаций: ООН, СЭВ, НАТО и т.д.
  4.  Метод акростихов, т.е. стихов, первые буквы каждой строки которых (если читать по вертикали) образуют какое-то слово или даже фразу. Для фиксирования в памяти падежей используют такую фразу: «Иван рубил дрова, Варвара топила печь». Каждый ребенок знает, как запомнить все цвета радуги: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан».
  5.  Цепной метод, более сложный, заключается в том, что элементы какого-то списка стараются ассоциировать друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары звеньев. Представьте себе, что вам надо запомнить список продуктов в продовольственном магазине: кофе, масло, ветчину, яйца, хлеб, цыпленка и капусту. Теперь исходите из первого образа, который придет вам в голову. Пусть это будет цыпленок, клюющий кофейные зерна, этот цыпленок вылупляется из яйца, лежащего в капусте, а листки этой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины. Запомнив этот сложный сюрреалистический образ, вы смело можете идти в магазин: ни одну из ваших покупок вы не забудете.
  6.  При подготовке своих речей древние греческие и римские ораторы использовали специальные мнемотехнические приемы. Они вспоминали все объекты, расположенные на дороге, по которой они ежедневно ходили в городе. Затем к каждому из этих мест они «привязывали» тезис или аргумент речи. Скажем, первый тезис мог соответствовать какой-то лавочке, второй - урне на углу улицы, третий - фонтану на площади. Когда же они произносили свою речь, они мысленно проходили по этой дороге и «забирали» в каждом месте соответствующий элемент.
  7.  В фильме "Визит к минотавру" скрипач запоминал номера телефонов, переводя их на музыкальный язык - ноты, и запоминал уже мелодию.

Можно «привязать» безликие цифры к какой-либо важной дате - дню рождения, № дома, историческому событию и т.д


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26446. Почки (ren, nephros) 20.5 KB
  Структурная единица почки – эмбриональная долька – почечка а структурнофункциональная – нефрон. Степень сращения эмбриональных долек – тип почки: множественная медведь дельфин бороздчатая КРС гладкая свинья собака лошадь.
26447. Промежуточный мозг (diencephalon) 20 KB
  Зрительная часть включает в себя зрительные тракты перекрёст зрительных нервов в нём перекрещивается 2ая пера черепных нервов. Обонятельная часть гипоталамуса включает сосцевидное тело corpus mammilarae. Эпиталамус включает эпифиз подвешенный на уздечке – ЖВС которая регулирует ростовые и обменные процессы.
26448. Роговые производные. Копыта, копытца 20.5 KB
  Имеет все 3 слоя кожи формирует глазурь. Венчик corona состоит из 3 слоёв эпидермис формирует трубчатый рог. Эпидермис формирует листочковый рог. Подошва solla состоит из 2 слоёв эпидермис формирует мягкий трубчатый рог.
26449. Ротовая полость (cavum oris) 21.5 KB
  Внутри ротовой полости находится подъязычная кость к которой прикрепляются мышцы языка глотки и гортани. facialis: барабанная струна – chorda tympani – сосочки языка тройничный n. glossopharyngeus – сосочки языка подъязычный n. hypoglossus – мышцы языка.
26450. Семенник, семенниковый мешок 22.5 KB
  В головчатый конец вступают сосуды и нервы семенника участвующие в образовании семенного канатика. В центре органа средостение семенника. Придаток семенника epididymis является частью выводного протока.
26451. Семяпровод, семенной канатик, мочеполовой канал 22.5 KB
  В составе семенного канатика семяпровод направляется через паховый канал в брюшную полость далее идет в формируемой брюшиной брыжейке семяпровода в тазовую полость. Здесь семяпровод образует расширенную железистую часть ампулу. Позади шейки мочевого пузыря семяпровод соединяется с выводным протоком пузырьковидной железы в короткий семяизвергательный канал который открывается на семенном холмике в начале мочеполового канала.
26452. Сердце: топография, особенности птиц 20 KB
  У птиц отсутствует мышечная часть диафрагмы поэтому сердечная сумка связана связками с позвоночником и с печенью.
26453. Сердце (cardia, cor) 21.5 KB
  Сообщение с кругами кровообращения: в правое предсердие впадают краниальная и каудальная полые вены и сердечные вены; в левое предсердие впадают легочные вены; из правого желудочка выходит ствол легочных артерий; из левого желудочка – аорта с венечными артериями. Нервномышечная система: синоатриальный узел – между синусом краниальной полой вены и правым предсердием атриовентрикулярный узел – в основании межпредсердной перегородки пучок Гиса – идёт в межжелудочковой перегородке имеет 2 ножки. Кровоснабжение: правая и левая венечные артерии...
26454. Симпатическая НС 20 KB
  Ганглий – скопление тел нейронов на периферии. Голова иннервируется через краниальный шейный ганглий органы грудной полости – звездчатый ганглий органы брюшной полости – по большому и малому внутренностным нервам через полулунный ганглий тазовая полость – каудальный брыжеечный ганглий.