28222

Факторы и способы повышения эффективности запоминания

Доклад

Психология и эзотерика

Факторы влияющие на извлечение информации из памяти: Осмысленность информации. Неожиданностъ информации. В задаче запоминания и последующего воспроизведения уход из сознания неожиданных знаков будет осуществляться медленнее все мнемотехники стараются использовать самые невероятные и странные комбинации предметов Близостъ информации по смыслу или по форме. Время между предъявлением информации и извлечением ее из памяти.

Русский

2013-08-20

38 KB

23 чел.

23. Факторы и способы повышения эффективности запоминания.

Факторы, влияющие на извлечение информации из памяти:

  1.  Осмысленность информации. Мы вспоминаем гораздо лучше то, что кажется нам осмысленным. Например, не будет никаких затруднений, чтобы запомнить слово "ПСИХОЛОГИЯ", но уже далеко не каждый запомнит ряд букв "ИПИОХОЯСЛГ".
  2.  Неожиданностъ информации. В задаче запоминания и последующего воспроизведения уход из сознания неожиданных знаков будет осуществляться медленнее (-> все мнемотехники стараются использовать самые невероятные и странные комбинации предметов)
  3.  Близостъ информации по смыслу или по форме. При восприятии рядом стоящие элементы имеют тенденцию группироваться в фигуру. То же самое происходит при извлечении из памяти. Иногда слова, извлекаемые из памяти, группируются ритмически.
  4.  Время между предъявлением информации и извлечением ее из памяти. Время между предъявлением и извлечением информации из памяти тоже влияет на качество воспроизведения. Чем больше времени прошло до начала воспроизведения, тем ниже будет полученный результат. Однако основное ухудшение происходит в самые первые часы и даже минуты после предъявления.

Еще в Древней Греции знали, что если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно лишь соотнести это (найти ассоциативную связь) с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение.

В основе большинства техник эффективного запоминания (мнемотехник) лежат воображение и ассоциация.

Принципы запоминания (при создании ассоциации):

  1.  Синестезия - соединение ощущений различных модальностей, тем самым закладывая в память более совершенный образ.
  2.  Движение - перемещающийся мнемонический объект гораздо легче «связать» с чем-либо и, следовательно, запомнить. Если образы двигаются, постарайтесь сделать их трехмерными. Используйте ритмичное движение.
  3.  Ассоциации - соотнесение запоминаемого с каким-либо устойчивым образом в вашем мозге.
  4.  Чувство юмора - чем смешнее, абсурднее и сюрреалистичнее будут созданные образы, тем легче и надежнее вы их запомните. Процесс запоминания должен приносить удовольствие.
  5.  Нумерация - повышает эффективность принципов порядка и последовательности
  6.  Символизм - подмена запоминаемого объекта каким-либо более значимым образом.
  7.  Использование цвета для создания ярких образов.
  8.  Упорядочение и/или построение последовательности позволяет быстрее отыскать необходимый образ, тем самым упрощая процесс доступа к информации.
  9.  Положительные и приятные образы быстрее запоминаются, чем негативные - мозгу не хочется обращаться к ним вновь.
  10.  Преувеличение размеров, формы, звуков запоминаемого образа.

Факторы продуктивности запоминания:

  1.  использование рациональных приемов (применение системы фактов, понятий, суждений),
    1.  понимание - условие осмысленного запоминания; то, что является понятным, ассоциируется с более ранним опытом и значениями,
    2.  составление плана заучиваемого материала,
    3.  классификация и систематизация,
    4.  повторение.

Мнемотехники:

  1.  Номер телефона или банковского счета легче запомнить, если сгруппировать цифры такого номера в блоки. Например, группу цифр 1258936788, лучше разбить на пять: 12, 58, 93, 67 и 88.
  2.  Метод рифм и ритма лежит в основе считалок, например: «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять». На химии запоминали валентность химических элементов с помощью такого стишка: «Калий, магний, серебро с водородом заодно».
  3.  Очень распространен метод акронимов. Он заключается в том, чтобы составлять сокращенные названия из первых букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет. Этот метод используют в названиях множества организаций: ООН, СЭВ, НАТО и т.д.
  4.  Метод акростихов, т.е. стихов, первые буквы каждой строки которых (если читать по вертикали) образуют какое-то слово или даже фразу. Для фиксирования в памяти падежей используют такую фразу: «Иван рубил дрова, Варвара топила печь». Каждый ребенок знает, как запомнить все цвета радуги: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан».
  5.  Цепной метод, более сложный, заключается в том, что элементы какого-то списка стараются ассоциировать друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары звеньев. Представьте себе, что вам надо запомнить список продуктов в продовольственном магазине: кофе, масло, ветчину, яйца, хлеб, цыпленка и капусту. Теперь исходите из первого образа, который придет вам в голову. Пусть это будет цыпленок, клюющий кофейные зерна, этот цыпленок вылупляется из яйца, лежащего в капусте, а листки этой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины. Запомнив этот сложный сюрреалистический образ, вы смело можете идти в магазин: ни одну из ваших покупок вы не забудете.
  6.  При подготовке своих речей древние греческие и римские ораторы использовали специальные мнемотехнические приемы. Они вспоминали все объекты, расположенные на дороге, по которой они ежедневно ходили в городе. Затем к каждому из этих мест они «привязывали» тезис или аргумент речи. Скажем, первый тезис мог соответствовать какой-то лавочке, второй - урне на углу улицы, третий - фонтану на площади. Когда же они произносили свою речь, они мысленно проходили по этой дороге и «забирали» в каждом месте соответствующий элемент.
  7.  В фильме "Визит к минотавру" скрипач запоминал номера телефонов, переводя их на музыкальный язык - ноты, и запоминал уже мелодию.

Можно «привязать» безликие цифры к какой-либо важной дате - дню рождения, № дома, историческому событию и т.д


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59139. Україно, ти моя молитва! 40 KB
  Iй учень: Рідний край це наша Україна Найкраща в світі дорога земля. IIй учень: Я буду вчитись щоб знання здобути Нові зробити в світі відкриття. IIIй учень: Тепло долонь і розуму і серцю Я Україні милій віддаю. Люблю твої поля річки й джерельця Люблю Вітчизну дорогу мою IVй учень...
59141. Українська мова - наш скарб 41 KB
  Дівчинка. Батьківщина починається з батька і матері, з оселі, де ви вперше побачили світ, з мови, якою розмовляють ваші батьки, з подвіря, по якому ви бігали, з села чи міста, з України, де ви народилися. А Україна - це наша Батьківщина.
59143. Українсько-московський договір 1654 року та його наслідки для України 64.5 KB
  Мета проекту: Розкрити внутрішнє й зовнішнє політичне становище Гетьманщини наприкінці 1653 року. Ознайомити учнів з подямиї 1654 року та їх наслідками для України. Результати проекту: Глибоке розуміння теми внутрішнє й зовнішнє становище Гетьманщини наприкінці 1653 року; Оцінювати діяльність Б.
59144. Урок-память: Муза болю, сумління і гнiвy. Присвячується поету-воїну Євгену Маланюку 60 KB
  Вчитель. Так думав старшина армії Української Народної Республіки у ті далекі трагічні дні 1920-го, коли разом із тисячами собі подібних змушений був покидати рідну землю після того, як більшовизм остаточно підімяв спроби утвердити Українську незалежну державу.
59145. Я народився і жив для добра і любові. (Життєвий і творчий шлях Олександра Довженка) 49.5 KB
  Він як самоцвіт: скільки не обертай його а в ньому починають світитися все нові і нові грані. Довженка порівнюють із видатними майстрами епохи Відродження які були водночас і живописцями і поетами і архітекторами і природознавцями.
59146. Поетизація римської доблесті, патріотичного служіння державі, величі Риму як провідні настанови й основний пафос поеми 362.5 KB
  Мета: узагальнити знання про римську культуру та літературу, перевірити знання біографії Вергілія, проаналізувати уривок із 6-ї книги Енеїди, розвивати вміння порівнювати та виділяти головне, за допомогою мистецтвознавчої паралелі дати характеристику головному герою...
59147. Ідеологія тоталітарного режиму очима Довженка. Щоденник - звинувачувальний документ системі 29.5 KB
  Довженко і саме своїм Щоденником зробив першу досить вдалу спробу становити в нашому національному телескопі головне дзеркало на місце усунути в ньому бодай найбільші дефекти. Клас ділиться на дві групи кожна з яких має змогу представити ворогуючі політичн...