28222

Факторы и способы повышения эффективности запоминания

Доклад

Психология и эзотерика

Факторы влияющие на извлечение информации из памяти: Осмысленность информации. Неожиданностъ информации. В задаче запоминания и последующего воспроизведения уход из сознания неожиданных знаков будет осуществляться медленнее все мнемотехники стараются использовать самые невероятные и странные комбинации предметов Близостъ информации по смыслу или по форме. Время между предъявлением информации и извлечением ее из памяти.

Русский

2013-08-20

38 KB

23 чел.

23. Факторы и способы повышения эффективности запоминания.

Факторы, влияющие на извлечение информации из памяти:

  1.  Осмысленность информации. Мы вспоминаем гораздо лучше то, что кажется нам осмысленным. Например, не будет никаких затруднений, чтобы запомнить слово "ПСИХОЛОГИЯ", но уже далеко не каждый запомнит ряд букв "ИПИОХОЯСЛГ".
  2.  Неожиданностъ информации. В задаче запоминания и последующего воспроизведения уход из сознания неожиданных знаков будет осуществляться медленнее (-> все мнемотехники стараются использовать самые невероятные и странные комбинации предметов)
  3.  Близостъ информации по смыслу или по форме. При восприятии рядом стоящие элементы имеют тенденцию группироваться в фигуру. То же самое происходит при извлечении из памяти. Иногда слова, извлекаемые из памяти, группируются ритмически.
  4.  Время между предъявлением информации и извлечением ее из памяти. Время между предъявлением и извлечением информации из памяти тоже влияет на качество воспроизведения. Чем больше времени прошло до начала воспроизведения, тем ниже будет полученный результат. Однако основное ухудшение происходит в самые первые часы и даже минуты после предъявления.

Еще в Древней Греции знали, что если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно лишь соотнести это (найти ассоциативную связь) с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение.

В основе большинства техник эффективного запоминания (мнемотехник) лежат воображение и ассоциация.

Принципы запоминания (при создании ассоциации):

  1.  Синестезия - соединение ощущений различных модальностей, тем самым закладывая в память более совершенный образ.
  2.  Движение - перемещающийся мнемонический объект гораздо легче «связать» с чем-либо и, следовательно, запомнить. Если образы двигаются, постарайтесь сделать их трехмерными. Используйте ритмичное движение.
  3.  Ассоциации - соотнесение запоминаемого с каким-либо устойчивым образом в вашем мозге.
  4.  Чувство юмора - чем смешнее, абсурднее и сюрреалистичнее будут созданные образы, тем легче и надежнее вы их запомните. Процесс запоминания должен приносить удовольствие.
  5.  Нумерация - повышает эффективность принципов порядка и последовательности
  6.  Символизм - подмена запоминаемого объекта каким-либо более значимым образом.
  7.  Использование цвета для создания ярких образов.
  8.  Упорядочение и/или построение последовательности позволяет быстрее отыскать необходимый образ, тем самым упрощая процесс доступа к информации.
  9.  Положительные и приятные образы быстрее запоминаются, чем негативные - мозгу не хочется обращаться к ним вновь.
  10.  Преувеличение размеров, формы, звуков запоминаемого образа.

Факторы продуктивности запоминания:

  1.  использование рациональных приемов (применение системы фактов, понятий, суждений),
    1.  понимание - условие осмысленного запоминания; то, что является понятным, ассоциируется с более ранним опытом и значениями,
    2.  составление плана заучиваемого материала,
    3.  классификация и систематизация,
    4.  повторение.

Мнемотехники:

  1.  Номер телефона или банковского счета легче запомнить, если сгруппировать цифры такого номера в блоки. Например, группу цифр 1258936788, лучше разбить на пять: 12, 58, 93, 67 и 88.
  2.  Метод рифм и ритма лежит в основе считалок, например: «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять». На химии запоминали валентность химических элементов с помощью такого стишка: «Калий, магний, серебро с водородом заодно».
  3.  Очень распространен метод акронимов. Он заключается в том, чтобы составлять сокращенные названия из первых букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет. Этот метод используют в названиях множества организаций: ООН, СЭВ, НАТО и т.д.
  4.  Метод акростихов, т.е. стихов, первые буквы каждой строки которых (если читать по вертикали) образуют какое-то слово или даже фразу. Для фиксирования в памяти падежей используют такую фразу: «Иван рубил дрова, Варвара топила печь». Каждый ребенок знает, как запомнить все цвета радуги: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан».
  5.  Цепной метод, более сложный, заключается в том, что элементы какого-то списка стараются ассоциировать друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары звеньев. Представьте себе, что вам надо запомнить список продуктов в продовольственном магазине: кофе, масло, ветчину, яйца, хлеб, цыпленка и капусту. Теперь исходите из первого образа, который придет вам в голову. Пусть это будет цыпленок, клюющий кофейные зерна, этот цыпленок вылупляется из яйца, лежащего в капусте, а листки этой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины. Запомнив этот сложный сюрреалистический образ, вы смело можете идти в магазин: ни одну из ваших покупок вы не забудете.
  6.  При подготовке своих речей древние греческие и римские ораторы использовали специальные мнемотехнические приемы. Они вспоминали все объекты, расположенные на дороге, по которой они ежедневно ходили в городе. Затем к каждому из этих мест они «привязывали» тезис или аргумент речи. Скажем, первый тезис мог соответствовать какой-то лавочке, второй - урне на углу улицы, третий - фонтану на площади. Когда же они произносили свою речь, они мысленно проходили по этой дороге и «забирали» в каждом месте соответствующий элемент.
  7.  В фильме "Визит к минотавру" скрипач запоминал номера телефонов, переводя их на музыкальный язык - ноты, и запоминал уже мелодию.

Можно «привязать» безликие цифры к какой-либо важной дате - дню рождения, № дома, историческому событию и т.д


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26918. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ 3.86 KB
  Соотношение социальных и технических н СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫправила поведенияиспользуемые для регулирования общественных отношений.К ним относятся правовыеморальныекорпоративные нормы и др. Социальные нормы это правила социально значимого поведения людей. ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫэто совокупность нормопределяющих правила рационального обращения с орудиями труда предметами материального мира в целом.
26919. Предмет, метод и функции теории государства и права 7.59 KB
  Предмет метод и функции теории государства и права.философия праваметодологические проблемы правоведения; 2.социология прававопросы эффективного действия законодательства; 3.Специальная юридическая теорияпроблемы источников права классификацию юридических норм юридических фактов коллизии норм толкование и применение юридических норм.
26920. Власть в первобытном обществе и его социально-нормативная сфера 4.44 KB
  Власть в первобытном обществе и его социальнонормативная сфера. Обществосовокупность индивидов имеющих общие интересы которые носят постоянный и объективный характер взаимодействующих и сотрудничающих на основе этих интересов имеющих организованную силувласть. Власть это явление социальное. Власть заключается в том что один субъект дает указания а второй их выполняет.
26921. Основные причины возникновения государства. Пути возникновения государства 10.15 KB
  Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего непроизводящий но необходимый для успешного развития общества аппарат управления.расслоению общества появление частной собственности на орудия и продукты трудачто привело к соц.классовому расслоению общества В таких условиях первобытнообщинный строй был не в состоянии управлять делами обществав которых интересы индивидов перестали быть общимиболее тогостали несовместимыми. а в основании пирамиды с х...
26922. Основные теории происхождения государства 13.33 KB
  Основные теории происхождения государства. Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства. Она отстаивает идеи незыблемости вечности государства необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Глава этой семьи становится главой государства монархом.
26923. Понятие и признаки государства 9.9 KB
  Государство – это властнополитическая организация общества которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны издает юридически значимые веления имеет специальный аппарат управления и принуждения и обладает суверенитетом. Территория есть пространство государства занятое его населением на которое распространяется власть. На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц. также говорит о...
26924. Научные подходы к типологии государства 9.81 KB
  Научные подходы к типологии государства. Государство явление исключительно разностороннее многогранное обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Одним из вариантов такой классификации является типология государства основанная на наиболее важных сущностных его признаках. За основу смены циклов брал смену характера взаимоотношений гос власти и человека.
26925. Типы государств 9.74 KB
  типы государств Восточный тип государства. В некоторых государствах рабство носило семейный характер 5. В некоторых государствах складывается кастовая организация общества. Восточные государства выполняли следующие функции: 1.
26926. Сущность и функции государства 11.29 KB
  сущность и функции государства. Основные подходы к определению государства : 1. Сущность государства – это то что определяет его содержание цели характер его функционирования. Функции государства – главные основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач обусловленных его сущностью и социальным назначением.