28222

Факторы и способы повышения эффективности запоминания

Доклад

Психология и эзотерика

Факторы влияющие на извлечение информации из памяти: Осмысленность информации. Неожиданностъ информации. В задаче запоминания и последующего воспроизведения уход из сознания неожиданных знаков будет осуществляться медленнее все мнемотехники стараются использовать самые невероятные и странные комбинации предметов Близостъ информации по смыслу или по форме. Время между предъявлением информации и извлечением ее из памяти.

Русский

2013-08-20

38 KB

23 чел.

23. Факторы и способы повышения эффективности запоминания.

Факторы, влияющие на извлечение информации из памяти:

  1.  Осмысленность информации. Мы вспоминаем гораздо лучше то, что кажется нам осмысленным. Например, не будет никаких затруднений, чтобы запомнить слово "ПСИХОЛОГИЯ", но уже далеко не каждый запомнит ряд букв "ИПИОХОЯСЛГ".
  2.  Неожиданностъ информации. В задаче запоминания и последующего воспроизведения уход из сознания неожиданных знаков будет осуществляться медленнее (-> все мнемотехники стараются использовать самые невероятные и странные комбинации предметов)
  3.  Близостъ информации по смыслу или по форме. При восприятии рядом стоящие элементы имеют тенденцию группироваться в фигуру. То же самое происходит при извлечении из памяти. Иногда слова, извлекаемые из памяти, группируются ритмически.
  4.  Время между предъявлением информации и извлечением ее из памяти. Время между предъявлением и извлечением информации из памяти тоже влияет на качество воспроизведения. Чем больше времени прошло до начала воспроизведения, тем ниже будет полученный результат. Однако основное ухудшение происходит в самые первые часы и даже минуты после предъявления.

Еще в Древней Греции знали, что если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно лишь соотнести это (найти ассоциативную связь) с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение.

В основе большинства техник эффективного запоминания (мнемотехник) лежат воображение и ассоциация.

Принципы запоминания (при создании ассоциации):

  1.  Синестезия - соединение ощущений различных модальностей, тем самым закладывая в память более совершенный образ.
  2.  Движение - перемещающийся мнемонический объект гораздо легче «связать» с чем-либо и, следовательно, запомнить. Если образы двигаются, постарайтесь сделать их трехмерными. Используйте ритмичное движение.
  3.  Ассоциации - соотнесение запоминаемого с каким-либо устойчивым образом в вашем мозге.
  4.  Чувство юмора - чем смешнее, абсурднее и сюрреалистичнее будут созданные образы, тем легче и надежнее вы их запомните. Процесс запоминания должен приносить удовольствие.
  5.  Нумерация - повышает эффективность принципов порядка и последовательности
  6.  Символизм - подмена запоминаемого объекта каким-либо более значимым образом.
  7.  Использование цвета для создания ярких образов.
  8.  Упорядочение и/или построение последовательности позволяет быстрее отыскать необходимый образ, тем самым упрощая процесс доступа к информации.
  9.  Положительные и приятные образы быстрее запоминаются, чем негативные - мозгу не хочется обращаться к ним вновь.
  10.  Преувеличение размеров, формы, звуков запоминаемого образа.

Факторы продуктивности запоминания:

  1.  использование рациональных приемов (применение системы фактов, понятий, суждений),
    1.  понимание - условие осмысленного запоминания; то, что является понятным, ассоциируется с более ранним опытом и значениями,
    2.  составление плана заучиваемого материала,
    3.  классификация и систематизация,
    4.  повторение.

Мнемотехники:

  1.  Номер телефона или банковского счета легче запомнить, если сгруппировать цифры такого номера в блоки. Например, группу цифр 1258936788, лучше разбить на пять: 12, 58, 93, 67 и 88.
  2.  Метод рифм и ритма лежит в основе считалок, например: «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять». На химии запоминали валентность химических элементов с помощью такого стишка: «Калий, магний, серебро с водородом заодно».
  3.  Очень распространен метод акронимов. Он заключается в том, чтобы составлять сокращенные названия из первых букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет. Этот метод используют в названиях множества организаций: ООН, СЭВ, НАТО и т.д.
  4.  Метод акростихов, т.е. стихов, первые буквы каждой строки которых (если читать по вертикали) образуют какое-то слово или даже фразу. Для фиксирования в памяти падежей используют такую фразу: «Иван рубил дрова, Варвара топила печь». Каждый ребенок знает, как запомнить все цвета радуги: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан».
  5.  Цепной метод, более сложный, заключается в том, что элементы какого-то списка стараются ассоциировать друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары звеньев. Представьте себе, что вам надо запомнить список продуктов в продовольственном магазине: кофе, масло, ветчину, яйца, хлеб, цыпленка и капусту. Теперь исходите из первого образа, который придет вам в голову. Пусть это будет цыпленок, клюющий кофейные зерна, этот цыпленок вылупляется из яйца, лежащего в капусте, а листки этой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины. Запомнив этот сложный сюрреалистический образ, вы смело можете идти в магазин: ни одну из ваших покупок вы не забудете.
  6.  При подготовке своих речей древние греческие и римские ораторы использовали специальные мнемотехнические приемы. Они вспоминали все объекты, расположенные на дороге, по которой они ежедневно ходили в городе. Затем к каждому из этих мест они «привязывали» тезис или аргумент речи. Скажем, первый тезис мог соответствовать какой-то лавочке, второй - урне на углу улицы, третий - фонтану на площади. Когда же они произносили свою речь, они мысленно проходили по этой дороге и «забирали» в каждом месте соответствующий элемент.
  7.  В фильме "Визит к минотавру" скрипач запоминал номера телефонов, переводя их на музыкальный язык - ноты, и запоминал уже мелодию.

Можно «привязать» безликие цифры к какой-либо важной дате - дню рождения, № дома, историческому событию и т.д


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46045. Построение стратегии взаимодействия со СМИ 48 KB
  Считается даже что до восьмидесяти процентов всей работы в них приходится на взаимодействие со СМИ. По данным социологического исследования опубликованного в журнале Сообщение самую существенную часть расходов компании составляют связи со СМИ для формирования имиджа кандидата в целом. От степени умения и желания работать со СМИ нередко зависит успех деятельности различных предпринимательских структур органов власти отдельных руководителей политиков. СМИ обладают максимальным поражающим эффектом и придают информации определенный статус...
46048. Мотивы покупок 19.73 KB
  Мотивы покупок это сложные психологические структуры отдельные звенья которых зачастую не ясны самому потребителю. Важность мотивационного анализа обусловлена тем что мотивы совершения покупок часто носят иррациональный характер то есть такой который не может быть объяснен с позиций элементарной логики. Психоаналитики обнаружили что у мужчин и женщин различны мотивы покупки одних и тех же товаров. Структура потребностей и мотивы с позиции психологии рекламы Товары и услуги существуют для того чтобы удовлетворять человеческие...
46049. Экология, конспект лекций 765 KB
  Как часть биологического цикла, общая экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей средой. Экология изучает организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней вплоть до глобального, т.е. до биосферы в целом.
46050. Функции PR в обществе и организации 46 KB
  Третье издание международного Вебстерского толкового словаря определяет PR как науку и искусство налаживания взаимного понимания и доброжелательности между личностью фирмой или учреждением и общественностью.Брум предложили следующее определение: PR это функция управления способствующая налаживанию или поддержанию взаимовыгодных связей между организацией и общественностью от которой зависит ее успех или неудача. В основном они сосредоточены на отдельном признаке или направлении деятельности специалистов в области связей с...
46051. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами 19.54 KB
  Интеллектуальные права на произведения науки литературы и искусства являются авторскими правами. Автору произведения принадлежат следующие права: 1 исключительное право на произведение; 2 право авторства; 3 право автора на имя; 4 право на неприкосновенность произведения; 5 право на обнародование произведения. Она может представляться в форме следующих объектов авторского права определённых законодательством об авторском праве или содержать их: литературных произведений оригинальные рекламные сообщения касающиеся физического или...
46052. КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ РОССИЙСКОГО ЖУРНАЛИСТА 25 KB
  Журналист всегда обязан действовать исходя из принципов профессиональной этики зафиксированных в настоящем кодексе принятие одобрение и соблюдение которого является непременным условием для его членства в Союзе журналистов России. Журналист соблюдает законы своей страны но в том что касается выполнения профессионального долга он признает юрисдикцию только своих коллег отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было. Журналист...
46053. Теории потребительского поведения 8.37 MB
  Приходя на рынок, потребитель ставит перед собой цель: максимальное удовлетворение своих потребностей, получение наивысшего уровня полезности от потребления благ. Потребитель не является абсолютно свободным в своем выборе.