28224

Понятие креативности. Дивергентное и конвергентное мышление

Доклад

Психология и эзотерика

Дивергентное и конвергентное мышление. Креативность творческое мышление творческие способности индивида характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. Факторы стимулирующие развитие креативности: ситуации незавершенности открытости разрешение и поощрение множества вопросов стимулирование ответственности и независимости внимание к интересам детей со стороны взрослых самостоятельные разработки и наблюдения неприклонение перед авторитетами Конвергентное и дивергентное мышление. Конвергентное мышление лат.

Русский

2013-08-20

36.5 KB

66 чел.

37. Понятие креативности. Дивергентное и конвергентное мышление.

Креативность (творческое мышление) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. Креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Продукт креативной деятельности является:

  1.  новым и адекватным по отношению к своей задаче,
  2.  данная задача не может быть решена по заранее известному алгоритму.

По мнению Торренса, креативность включает в себя: повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, действия по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, действия по проверке, изменению и опровержению гипотез, действия по формулированию результата решения.

Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Факторы, стимулирующие развитие креативности:

  •  ситуации незавершенности, открытости
  •  разрешение и поощрение множества вопросов
  •  стимулирование ответственности и независимости
  •  внимание к интересам детей со стороны взрослых
  •  самостоятельные разработки и наблюдения
  •  неприклонение перед авторитетами

Конвергентное и дивергентное мышление.

Конвергентное мышление (лат. convergere – сходиться) - форма мышления, которая основана на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи. Конвергентное мышление - стратегия решения задач с использованием известного алгоритма, приводящего к ожидаемым правильным результатам.

Конвергентное мышление представлено тремя свойствами интеллекта:

Уровневые свойства – характеризуют достигнутый уровень познавательных функций (вербальных и невербальных), являются основой познавательного отражения (сенсорное различение, скорость восприятия, оперирование пространственными представлениями и т.д.). Диагностируются с помощью интеллектуальной шкалы Векслера.

Комбинаторные свойства – характеризуют способность к выявлению разного рода связей, соотношений и закономерностей. В широком понимании – это способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно-временных, причинно-следственных, смысловых) компоненты опыта.

Процессуальные свойства – характеризуют элементарные процессы переработки информации, операции, приемы и стратегии интеллектуальной деятельности.

Дивергентное мышление (лат. divergere – расходиться) - форма мышления, которая основана на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Дивергентное мышление - творческое мышление, результатом которого является получение принципиально новой информации, или отыскание ранее неизвестных решений проблемы.

     Решение некоторых задач требует широты взглядов, гибкости, оригинальности, беглости мышления, изобретательности, нахождения оригинальных алгоритмов. Подобные решения осуществляются посредством дивергентного мышления. При этом возможными фазами дивергентного мышления являются: фаза подготовки, фаза инкубации, фаза озарения, фаза верификации.

Дж.Гилфордом были описаны 4 способности дивергентного (творческого) мышления:

  1.  беглость - способность генерировать большое количество идей;
  2.  гибкость - способность генерировать идеи в разных направлениях;
  3.  оригинальность - способность выдавать необычные, нестандартные идеи;
  4.  разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.

 В качестве основы для оценки дивергентного мышления часто используют кубическую модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. В конкретных психодиагностических методиках оказываются задействованы, прежде всего, следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы).

Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты:

  1.  придумать 120 предложений на заданную тему;
  2.  „суффиксы“ - придумать слова с определенным суффиксом;
  3.  придумать больше слов, связанных с заданной областью;
  4.  дается обычный предмет, для которого надо придумать максимальное количество способов применения;
  5.  тест „классификация“ - дано несколько фигур, которые надо распределить на классы;
  6.  подобрать синонимы для заданного слова;
  7.  даны два слова, надо определить, что их объединяет;
  8.  дана конфигурация из спичек, некоторые из которых надо переложить, чтобы получилась другая конфигурация.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18127. Розподіл електронів в твердому тілі за енергіями 879.5 KB
  Розподіл електронів в твердому тілі за енергіями Спочатку цей розподіл було знайдено чисто експериментально Фермі та Діраком. Задача полягає в тому щоб знайти число електронів що мають енергії в інтервалі Е Е dE тобто знайти функціюзакон розподілу електронів за е
18128. Термоелектронна емісія (ТЕЕ) 160.77 KB
  Термоелектронна емісія ТЕЕ ТЕЕ є випромінювання електронів розжареними тілами. Джерело енергії збудження електронів теплова енергія гратки. Густина струму термоемісії для кожного тіла є універсальною функцією параметри якої залежать від природи цього тіла структ...
18129. Вплив зовнішнього електричного поля на термоемісію катоду 188.56 KB
  Вплив зовнішнього електричного поля на термоемісію катоду Для того щоб визначити струм емісії катода необхідно зібрати елементарну схему що містить вікуумний діод ВД й джерела живлення з вимірювальними приладами. Діод має пряморозжарюваний W катод 1 і анод 2. ...
18130. Вплив КРП на ВАХ дiоду 200.71 KB
  Вплив КРП на ВАХ дiоду На практицi зустрiчається декiлька випадкiв впливу КРП на ВАХ. Маємо вакуумний дiод у якого анод i катод виготовлено з одного матерiалу наприклад з вольфраму тобто еа=ек. В зв€язку з цим маємо таку картину. Рiвнi Фермi Eok=Eoa. Значить Vкрп=0. Ро
18131. Зниження роботи виходу плівкових катодів 179.1 KB
  Зниження роботи виходу плівкових катодів пояснюється таким чином. Розглянемо спочатку WCs катод. Як відомо у. Потенціал іонізації атому. Потенціальна діаграма системи WCs це має такий вигляд: На цьому рисунку адатом цезію знаходиться на великі
18132. Фотоелектронна емісія 247.05 KB
  Фотоелектронна емісія Фотоелектронна емісія або зовнішній фотоелектричний ефект це випромінювання електронів поверхнею твердого тіла або рідини під впливом падаючих на неї квантів світла. Фотоефект був відкритий Герцем у 1882 році. Осн...
18133. Автоелектронна емісія 449.19 KB
  Автоелектронна емісія Автоелектронною емісією називається емісія електронів яка обумовлена сильним електричним полем у поверхні твердого тіла. Цю емісію ще називають холодною емісією електростатичною емісією тунельною емісією. При розгляданні впливу на термо...
18134. Вплив електричного поля на поверхневу іонізацію (автоіонізація) 350.78 KB
  Вплив електричного поля на поверхневу іонізацію автоіонізація Експериментальні дослідження ПІ відразу показали що зовнішнє електричне поле якщо воно тягне іони тобто на катоді €œ€ а на колекторі іонів €œ€œ поліпшує процес іонної емісії: ступінь поверхне...
18135. Развитие волоконно-оптических систем в мире и на Украине 724.12 KB
  Лекция 1. Развитие волоконнооптических систем в мире и на Украине Основное направление в применении волоконнооптических систем это создание и эксплуатация волоконных линий связи. Необходимость развития волоконнооптических линий связи ВОЛС была определена потр