28224

Понятие креативности. Дивергентное и конвергентное мышление

Доклад

Психология и эзотерика

Дивергентное и конвергентное мышление. Креативность творческое мышление творческие способности индивида характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. Факторы стимулирующие развитие креативности: ситуации незавершенности открытости разрешение и поощрение множества вопросов стимулирование ответственности и независимости внимание к интересам детей со стороны взрослых самостоятельные разработки и наблюдения неприклонение перед авторитетами Конвергентное и дивергентное мышление. Конвергентное мышление лат.

Русский

2013-08-20

36.5 KB

63 чел.

37. Понятие креативности. Дивергентное и конвергентное мышление.

Креативность (творческое мышление) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. Креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Продукт креативной деятельности является:

  1.  новым и адекватным по отношению к своей задаче,
  2.  данная задача не может быть решена по заранее известному алгоритму.

По мнению Торренса, креативность включает в себя: повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, действия по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, действия по проверке, изменению и опровержению гипотез, действия по формулированию результата решения.

Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Факторы, стимулирующие развитие креативности:

  •  ситуации незавершенности, открытости
  •  разрешение и поощрение множества вопросов
  •  стимулирование ответственности и независимости
  •  внимание к интересам детей со стороны взрослых
  •  самостоятельные разработки и наблюдения
  •  неприклонение перед авторитетами

Конвергентное и дивергентное мышление.

Конвергентное мышление (лат. convergere – сходиться) - форма мышления, которая основана на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи. Конвергентное мышление - стратегия решения задач с использованием известного алгоритма, приводящего к ожидаемым правильным результатам.

Конвергентное мышление представлено тремя свойствами интеллекта:

Уровневые свойства – характеризуют достигнутый уровень познавательных функций (вербальных и невербальных), являются основой познавательного отражения (сенсорное различение, скорость восприятия, оперирование пространственными представлениями и т.д.). Диагностируются с помощью интеллектуальной шкалы Векслера.

Комбинаторные свойства – характеризуют способность к выявлению разного рода связей, соотношений и закономерностей. В широком понимании – это способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно-временных, причинно-следственных, смысловых) компоненты опыта.

Процессуальные свойства – характеризуют элементарные процессы переработки информации, операции, приемы и стратегии интеллектуальной деятельности.

Дивергентное мышление (лат. divergere – расходиться) - форма мышления, которая основана на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Дивергентное мышление - творческое мышление, результатом которого является получение принципиально новой информации, или отыскание ранее неизвестных решений проблемы.

     Решение некоторых задач требует широты взглядов, гибкости, оригинальности, беглости мышления, изобретательности, нахождения оригинальных алгоритмов. Подобные решения осуществляются посредством дивергентного мышления. При этом возможными фазами дивергентного мышления являются: фаза подготовки, фаза инкубации, фаза озарения, фаза верификации.

Дж.Гилфордом были описаны 4 способности дивергентного (творческого) мышления:

  1.  беглость - способность генерировать большое количество идей;
  2.  гибкость - способность генерировать идеи в разных направлениях;
  3.  оригинальность - способность выдавать необычные, нестандартные идеи;
  4.  разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.

 В качестве основы для оценки дивергентного мышления часто используют кубическую модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. В конкретных психодиагностических методиках оказываются задействованы, прежде всего, следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы).

Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты:

  1.  придумать 120 предложений на заданную тему;
  2.  „суффиксы“ - придумать слова с определенным суффиксом;
  3.  придумать больше слов, связанных с заданной областью;
  4.  дается обычный предмет, для которого надо придумать максимальное количество способов применения;
  5.  тест „классификация“ - дано несколько фигур, которые надо распределить на классы;
  6.  подобрать синонимы для заданного слова;
  7.  даны два слова, надо определить, что их объединяет;
  8.  дана конфигурация из спичек, некоторые из которых надо переложить, чтобы получилась другая конфигурация.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30317. Основы описания простого предложения. Типы предложений 29 KB
  Основы описания простого предложения. коммуникативную задачу выражающуюся интонацией и порядком слов Актуальное членение предложения. структура; порядок слов и интонация; члены предложения как компоненты предикативной основы П. По характеру выражаемого в них отношения к действительности различаются предложения реальной и ирреальной модальности с разнообразными оттенками модальных значений: реальности и ирреальности предположения сомнения уверенности возможности невозможности и т.
30318. Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский язык в современном мире 45.5 KB
  Русский язык в современном мире. Русский язык в современном мире. Языки имеют национальные границы каждый из языков своеобразен.
30319. Понятие о стилях ЛЯ. Принципы их классификации 198.5 KB
  ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК наддиалектная подсистема форма существования национального языка которая характеризуется такими чертами как нормативность кодифицированность полифункциональность стилистическая дифференцированность высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка. Литературный язык является основным средством обслуживающим коммуникативные потребности общества; он противопоставлен некодифицированным подсистемам национального языка – территориальным диалектам городским койне городскому просторечию...
30320. Проблема нормативности литературной речи. Классификация речевых ошибок 53 KB
  Нормы: 1. Ожегов дал такое определение языковой нормы: Норма это совокупность наиболее пригодных для обслуживания общества средств языка складывающихся как результат отбора языковых элементов из числа сосуществующих наличествующих образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной в широком смысле оценки этих элементов. Искусственные нормы устанавливаются в результате нормотворческой деятельности языковедов путем подготовки и издания авторитетных словарей и справочников и даже законодательных актов ...
30323. Физико-химические основы технологических процессов 59.5 KB
  Физикохимические основы технологических процессов Этилбензол на нефтехимических предприятиях Украины и в ведущих капиталистических странах получают по каталитической реакции алкилирования бензола этиленом: С6Н6 С2Н4→С6Н5СН2СН3 2 Реакция алкилирования бензола этиленом можно классифицировать как: по зоне протекания химической реакции гетерогенная ; по использованию в ходе реакции катализатора...
30325. Роль А.С. Пушкина в развитии РЛЯ 46.5 KB
  Образование нац лит языка это процесс длит и постепенный.; б устранение препятствий в развитии языка в данном отношении много было сделано в течение XVIII в.: реформы Петра I; стилистическая система Ломоносова; создание “нового слога†Карамзиным; в закрепление языка в литературе. Главная историч заслуга Пушкина и состоит в том что им завершена закрепление рус народноразговорного языка в литре.