28224

Понятие креативности. Дивергентное и конвергентное мышление

Доклад

Психология и эзотерика

Дивергентное и конвергентное мышление. Креативность творческое мышление творческие способности индивида характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. Факторы стимулирующие развитие креативности: ситуации незавершенности открытости разрешение и поощрение множества вопросов стимулирование ответственности и независимости внимание к интересам детей со стороны взрослых самостоятельные разработки и наблюдения неприклонение перед авторитетами Конвергентное и дивергентное мышление. Конвергентное мышление лат.

Русский

2013-08-20

36.5 KB

65 чел.

37. Понятие креативности. Дивергентное и конвергентное мышление.

Креативность (творческое мышление) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. Креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Продукт креативной деятельности является:

  1.  новым и адекватным по отношению к своей задаче,
  2.  данная задача не может быть решена по заранее известному алгоритму.

По мнению Торренса, креативность включает в себя: повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, действия по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, действия по проверке, изменению и опровержению гипотез, действия по формулированию результата решения.

Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Факторы, стимулирующие развитие креативности:

  •  ситуации незавершенности, открытости
  •  разрешение и поощрение множества вопросов
  •  стимулирование ответственности и независимости
  •  внимание к интересам детей со стороны взрослых
  •  самостоятельные разработки и наблюдения
  •  неприклонение перед авторитетами

Конвергентное и дивергентное мышление.

Конвергентное мышление (лат. convergere – сходиться) - форма мышления, которая основана на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи. Конвергентное мышление - стратегия решения задач с использованием известного алгоритма, приводящего к ожидаемым правильным результатам.

Конвергентное мышление представлено тремя свойствами интеллекта:

Уровневые свойства – характеризуют достигнутый уровень познавательных функций (вербальных и невербальных), являются основой познавательного отражения (сенсорное различение, скорость восприятия, оперирование пространственными представлениями и т.д.). Диагностируются с помощью интеллектуальной шкалы Векслера.

Комбинаторные свойства – характеризуют способность к выявлению разного рода связей, соотношений и закономерностей. В широком понимании – это способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно-временных, причинно-следственных, смысловых) компоненты опыта.

Процессуальные свойства – характеризуют элементарные процессы переработки информации, операции, приемы и стратегии интеллектуальной деятельности.

Дивергентное мышление (лат. divergere – расходиться) - форма мышления, которая основана на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Дивергентное мышление - творческое мышление, результатом которого является получение принципиально новой информации, или отыскание ранее неизвестных решений проблемы.

     Решение некоторых задач требует широты взглядов, гибкости, оригинальности, беглости мышления, изобретательности, нахождения оригинальных алгоритмов. Подобные решения осуществляются посредством дивергентного мышления. При этом возможными фазами дивергентного мышления являются: фаза подготовки, фаза инкубации, фаза озарения, фаза верификации.

Дж.Гилфордом были описаны 4 способности дивергентного (творческого) мышления:

  1.  беглость - способность генерировать большое количество идей;
  2.  гибкость - способность генерировать идеи в разных направлениях;
  3.  оригинальность - способность выдавать необычные, нестандартные идеи;
  4.  разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.

 В качестве основы для оценки дивергентного мышления часто используют кубическую модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. В конкретных психодиагностических методиках оказываются задействованы, прежде всего, следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы).

Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты:

  1.  придумать 120 предложений на заданную тему;
  2.  „суффиксы“ - придумать слова с определенным суффиксом;
  3.  придумать больше слов, связанных с заданной областью;
  4.  дается обычный предмет, для которого надо придумать максимальное количество способов применения;
  5.  тест „классификация“ - дано несколько фигур, которые надо распределить на классы;
  6.  подобрать синонимы для заданного слова;
  7.  даны два слова, надо определить, что их объединяет;
  8.  дана конфигурация из спичек, некоторые из которых надо переложить, чтобы получилась другая конфигурация.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65110. КНЯЗЬЯ КАЗАНСКИЕ, КНЯЗЬЯ БОЛГАРСКИЕ 103 KB
  Осенью этого года великий князь суздальский и нижегородский Дмитрий Константинович послал рать на Болгарского князя Асана вариант написания: Блъгарского князя Осана 4. высказана следующим образом: на Болгарского князя Асана еже ныне глаголются Казанцы выделено нами.
65111. Модель Татарстана: «За» И «Против» 134.5 KB
  Обычно Модель Татарстана противопоставляется опыту других регионов суверенизация которых была сопряжена с острыми кризисами Абхазия Чеченская республика Ичкерия и др. Но сам опыт Татарстана при этом рассматривается весьма однобоко в основном с точки зрения мирного характера...
65112. Об основных этапах становления татарской нации 248.5 KB
  Проблему формирования татарской нации на сегодня трудно считать изученной сколько-нибудь исчерпывающе. Ее автор выделил три основных этапа становления татарской буржуазной нации: первый с конца ХVII до конца ХVIII вв.
65113. Проблема этнического единства татар 73.5 KB
  Самый свежий пример подобного рода относится к крымским татарам среди которых недавно происходила большая дискуссия по вопросу об идентичности быть ли им крымскими татарами къырым татарлары къырым татар халкы или принять название крымчан къырымлы къырым халкы.
65114. ТАТАРЫ (ПОПУЛЯРНЫЙ ОЧЕРК ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ И ДЕМОГРАФИИ) 92.5 KB
  Татары являются одним из крупных тюркоязычных этносов. Татарский народ прошел длительный путь исторического развития и имел в прошлом свою государственность древнетюркские каганаты Причерноморская Булгария Хазарский каганат Волжская Булгария Золотая Орда Казанское Крымское...
65115. Образование Золотой Орды и формирование средневекового татарского этноса (XIII – первая четверть XV века) 299.5 KB
  Золотая Орда как великая евразийская империя вторая после Тюркского каганата существовал сравнительно недолгий период а на фоне истории мировой цивилизации и достаточно незначительный. Это государство современники называли поразному...
65116. ЮГО-ВОСТОК ТАТАРСТАНА: ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РЕГИОНА XIV-XVII ВЕКОВ 123.5 KB
  В связи с состоянием источников ранняя история татарского населения юго-восточных районов республики остается исследованной недостаточно. Дискуссионным остается вопрос о существовании в этой зоне татарского населения до начала XVIII века.
65117. Из истории изучения формирования тюркоязычного населения Пермского края 63.5 KB
  Тюркоязычное население Пермского края татары и башкиры длительное время поддерживали интенсивные этнические контакты. Именно поэтому история изучения формирования пермских татар и башкир рассматривается вместе.
65118. К вопросу о клановой принадлежности Тайбугидов (по русским и тюркским источникам) 45 KB
  Носители титула Сибирский князь Тайбугиды возводимые в сохранившихся в составе так называемых Сибирских летописей родословных к некоему князю Тайбуге см. Родословная их согласно Сибирским летописям выглядит так: I II III IV Царь Он князь Тайбуга князь Ходжа князь Мар Адер Одер...