28224

Понятие креативности. Дивергентное и конвергентное мышление

Доклад

Психология и эзотерика

Дивергентное и конвергентное мышление. Креативность творческое мышление творческие способности индивида характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. Факторы стимулирующие развитие креативности: ситуации незавершенности открытости разрешение и поощрение множества вопросов стимулирование ответственности и независимости внимание к интересам детей со стороны взрослых самостоятельные разработки и наблюдения неприклонение перед авторитетами Конвергентное и дивергентное мышление. Конвергентное мышление лат.

Русский

2013-08-20

36.5 KB

66 чел.

37. Понятие креативности. Дивергентное и конвергентное мышление.

Креативность (творческое мышление) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. Креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Продукт креативной деятельности является:

  1.  новым и адекватным по отношению к своей задаче,
  2.  данная задача не может быть решена по заранее известному алгоритму.

По мнению Торренса, креативность включает в себя: повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, действия по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, действия по проверке, изменению и опровержению гипотез, действия по формулированию результата решения.

Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Факторы, стимулирующие развитие креативности:

  •  ситуации незавершенности, открытости
  •  разрешение и поощрение множества вопросов
  •  стимулирование ответственности и независимости
  •  внимание к интересам детей со стороны взрослых
  •  самостоятельные разработки и наблюдения
  •  неприклонение перед авторитетами

Конвергентное и дивергентное мышление.

Конвергентное мышление (лат. convergere – сходиться) - форма мышления, которая основана на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи. Конвергентное мышление - стратегия решения задач с использованием известного алгоритма, приводящего к ожидаемым правильным результатам.

Конвергентное мышление представлено тремя свойствами интеллекта:

Уровневые свойства – характеризуют достигнутый уровень познавательных функций (вербальных и невербальных), являются основой познавательного отражения (сенсорное различение, скорость восприятия, оперирование пространственными представлениями и т.д.). Диагностируются с помощью интеллектуальной шкалы Векслера.

Комбинаторные свойства – характеризуют способность к выявлению разного рода связей, соотношений и закономерностей. В широком понимании – это способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно-временных, причинно-следственных, смысловых) компоненты опыта.

Процессуальные свойства – характеризуют элементарные процессы переработки информации, операции, приемы и стратегии интеллектуальной деятельности.

Дивергентное мышление (лат. divergere – расходиться) - форма мышления, которая основана на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Дивергентное мышление - творческое мышление, результатом которого является получение принципиально новой информации, или отыскание ранее неизвестных решений проблемы.

     Решение некоторых задач требует широты взглядов, гибкости, оригинальности, беглости мышления, изобретательности, нахождения оригинальных алгоритмов. Подобные решения осуществляются посредством дивергентного мышления. При этом возможными фазами дивергентного мышления являются: фаза подготовки, фаза инкубации, фаза озарения, фаза верификации.

Дж.Гилфордом были описаны 4 способности дивергентного (творческого) мышления:

  1.  беглость - способность генерировать большое количество идей;
  2.  гибкость - способность генерировать идеи в разных направлениях;
  3.  оригинальность - способность выдавать необычные, нестандартные идеи;
  4.  разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.

 В качестве основы для оценки дивергентного мышления часто используют кубическую модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. В конкретных психодиагностических методиках оказываются задействованы, прежде всего, следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы).

Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты:

  1.  придумать 120 предложений на заданную тему;
  2.  „суффиксы“ - придумать слова с определенным суффиксом;
  3.  придумать больше слов, связанных с заданной областью;
  4.  дается обычный предмет, для которого надо придумать максимальное количество способов применения;
  5.  тест „классификация“ - дано несколько фигур, которые надо распределить на классы;
  6.  подобрать синонимы для заданного слова;
  7.  даны два слова, надо определить, что их объединяет;
  8.  дана конфигурация из спичек, некоторые из которых надо переложить, чтобы получилась другая конфигурация.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66526. СОБЫТИЙНЫЕ МОДЕЛИ ДИСКРЕТНЫХ СИСТЕМ. ЯЗЫК МОДЕЛИРОВАНИЯ ESimPL 985 KB
  Ресурс может одновременно выделяться нескольким транзактам процессам. К статическим характеристикам процесса относятся: длительность; результат; потребляемые ресурсы; условия запуска активизации; условия останова прерывания.
66527. Итерационные алгоритмы 61 KB
  Дана целочисленная квадратная матрица N*N. Определить: Количество строк, содержащих только различные элементы. Матрицу N*N заполнить натуральными числами от 1 до N*N по спирали, начинающейся в верхнем левом углу и закрученной по часовой стрелке.
66528. Реализация функций времени 200.77 KB
  Карта распределения ресурсов R0 – количество отрезков времени R1 - текущее значение адреса ячейки РПД Ячейки РПД 20h – 29h – ячейки для записи результата
66529. Интерполирование с помощью многочленов 369.88 KB
  В соответствии с вариантом исходное уравнение имеет вид: По узлам и соответствующим значениям функции построить интерполяционный многочлен, представив его в виде линейной комбинации значений.
66531. УПРАВЛЕНИЕ ПАМЯТЬЮ В ОС UNIX И WINDOWS 148.11 KB
  Цель работы — изучение аспектов организации работы с внутренней и внешней памятью в операционных системах семейств Unix и Windows. Использованные теоретические сведения Материалы из методического пособия...
66532. Обслуговування сканерів 17.04 KB
  Помістити чорнобілу фотографію на скляну робочу поверхню зображенням вниз лицьовою стороною до скла. Якщо використовується сторінковий сканер вставте чорнобілий документ в лоток з механізмом автоподачі листа вихідного зображення і переконайтеся що він правильно орієнтований...
66533. Освоение технологии структурного программирования при разработке и создании программы на языке Турбо Паскаль для циклического вычислительного процесса с неизвестным числом повторений 259.5 KB
  Цели работы: Освоение методики нисходящей разработки (проектирования) программы методом пошаговой детализации с помощью псевдокода при решении задач с помощью ПК. Освоение методов структурного программирования при разработке и создании программы на языке...
66534. Управление памятью в ОС UNIX и Windows 46 KB
  Напишите набор программ, удовлетворяющих теоретическому понятию оверлея. Каждый оверлей должен осуществлять какие-либо вычисления, выводя результаты в терминал, далее он передает управление другому оверлею из комплекса. Всего в комплексе должно быть не менее 4 оверлеев.