28224

Понятие креативности. Дивергентное и конвергентное мышление

Доклад

Психология и эзотерика

Дивергентное и конвергентное мышление. Креативность творческое мышление творческие способности индивида характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. Факторы стимулирующие развитие креативности: ситуации незавершенности открытости разрешение и поощрение множества вопросов стимулирование ответственности и независимости внимание к интересам детей со стороны взрослых самостоятельные разработки и наблюдения неприклонение перед авторитетами Конвергентное и дивергентное мышление. Конвергентное мышление лат.

Русский

2013-08-20

36.5 KB

65 чел.

37. Понятие креативности. Дивергентное и конвергентное мышление.

Креативность (творческое мышление) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. Креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Продукт креативной деятельности является:

  1.  новым и адекватным по отношению к своей задаче,
  2.  данная задача не может быть решена по заранее известному алгоритму.

По мнению Торренса, креативность включает в себя: повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, действия по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, действия по проверке, изменению и опровержению гипотез, действия по формулированию результата решения.

Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Факторы, стимулирующие развитие креативности:

  •  ситуации незавершенности, открытости
  •  разрешение и поощрение множества вопросов
  •  стимулирование ответственности и независимости
  •  внимание к интересам детей со стороны взрослых
  •  самостоятельные разработки и наблюдения
  •  неприклонение перед авторитетами

Конвергентное и дивергентное мышление.

Конвергентное мышление (лат. convergere – сходиться) - форма мышления, которая основана на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи. Конвергентное мышление - стратегия решения задач с использованием известного алгоритма, приводящего к ожидаемым правильным результатам.

Конвергентное мышление представлено тремя свойствами интеллекта:

Уровневые свойства – характеризуют достигнутый уровень познавательных функций (вербальных и невербальных), являются основой познавательного отражения (сенсорное различение, скорость восприятия, оперирование пространственными представлениями и т.д.). Диагностируются с помощью интеллектуальной шкалы Векслера.

Комбинаторные свойства – характеризуют способность к выявлению разного рода связей, соотношений и закономерностей. В широком понимании – это способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно-временных, причинно-следственных, смысловых) компоненты опыта.

Процессуальные свойства – характеризуют элементарные процессы переработки информации, операции, приемы и стратегии интеллектуальной деятельности.

Дивергентное мышление (лат. divergere – расходиться) - форма мышления, которая основана на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Дивергентное мышление - творческое мышление, результатом которого является получение принципиально новой информации, или отыскание ранее неизвестных решений проблемы.

     Решение некоторых задач требует широты взглядов, гибкости, оригинальности, беглости мышления, изобретательности, нахождения оригинальных алгоритмов. Подобные решения осуществляются посредством дивергентного мышления. При этом возможными фазами дивергентного мышления являются: фаза подготовки, фаза инкубации, фаза озарения, фаза верификации.

Дж.Гилфордом были описаны 4 способности дивергентного (творческого) мышления:

  1.  беглость - способность генерировать большое количество идей;
  2.  гибкость - способность генерировать идеи в разных направлениях;
  3.  оригинальность - способность выдавать необычные, нестандартные идеи;
  4.  разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.

 В качестве основы для оценки дивергентного мышления часто используют кубическую модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. В конкретных психодиагностических методиках оказываются задействованы, прежде всего, следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы).

Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты:

  1.  придумать 120 предложений на заданную тему;
  2.  „суффиксы“ - придумать слова с определенным суффиксом;
  3.  придумать больше слов, связанных с заданной областью;
  4.  дается обычный предмет, для которого надо придумать максимальное количество способов применения;
  5.  тест „классификация“ - дано несколько фигур, которые надо распределить на классы;
  6.  подобрать синонимы для заданного слова;
  7.  даны два слова, надо определить, что их объединяет;
  8.  дана конфигурация из спичек, некоторые из которых надо переложить, чтобы получилась другая конфигурация.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35413. Превращения энергии при свободных затухающих электромагнитных колебаниях. Функции энергии электрического и магнитного полей от времени 197.5 KB
  Основные параметры волны: амплитуда частота фаза период волновое число длина волны фазовая скорость. При распространении волны частицы среды не движутся вместе с волной а колеблются около своих положений равновесия. Волны бывают продольные когда колебания происходят вдоль линии распространения волны и поперечные когда колебания происходят поперек этой линии Поперечные волны б Продольные волны Продольные волны могут распространяться исключительно в среде тогда как поперечные и в вакууме. Часто нам приходится сталкиваться с...
35414. Животноводческая ферма 414.16 KB
  Техническое обслуживание машины и оборудования животноводческих комплексов и ферм организуется с учетом особенностей хозяйств, которые можно разделить на три группы
35415. Проектирование информационных систем в среде Rational Rose 469.5 KB
  Для успешной реализации проекта объект проектирования «Приемное отделение стационара» должен быть прежде всего адекватно реализован в программной среде Rational Rose
35416. ВЫЧИСЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ 88.5 KB
  ВАРИАНТ 13 Алгоритм: псевдокод Объявляем переменные alpha beta z1 z2; Считываем значения параметров и переводим их в радианы; Вычисление значения функций и вывод на экран. блоксхема НАЧАЛО alpha beta z1 z2 z1 = sinalpha cos2 beta alpha cosalpha sin2 beta alpha; z2 = 1 sin2 beta cos2 beta z1...
35417. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОПАДАНИЯ ТОЧКИ В ОБЛАСТЬ 85.07 KB
  Задание Согласно варианту №13 написать программу которая для вводимых координат точек определяет попадает ли точка в заштрихованную область на рисунке. Описание созданных функций Для реализации задания нам потребуется следующая функция: Имя: is_include Назначение: определить принадлежит ли точка области Входные данные: x – координата точки по оси Х y – координата точки по оси У Выходные данные: True – точка принадлежит False – точка не принадлежит Тестовые данные: Х У Результат 0.5 false 0 1 true Псевдокод Ввести...
35418. Java Lib 50.52 KB
  Научиться запаковывать свои классы в исполняемые jar файлы. Получить практические навыки по использованию сторонних библиотек в виде jar файлов. Изучить технологию JNI и научиться связываться с DLL написанными на С\С++
35419. ВЫЧИСЛЕНИЕ КУСОЧНОЙ ФУНКЦИИ 88.21 KB
  К достоинствам программы можно отнести: 1) Программа выполняет поставленную задачу и работает без ошибок.
35420. Программирование интернет приложений 29.89 KB
  При щелчке мышкой по графику должна отображаться точка, цвет которой зависит от попадания или непопадания в область, при этом компоненты графического интерфейса должны отображать значения координат точки. При задании значений координат точки и R на графике должна также отображаться точка соответствующего цвета.
35421. Оптичні методи вивчення біологічних обєктів 21.29 KB
  Показник заломлення середовища відносно вакууму називається абсолютним показником заломлення; чим більше абсолютний показник, тим речовина оптично більш густіша.