28225

ВОЛЯ КАК ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ВОЛИ

Доклад

Психология и эзотерика

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ВОЛИ. Функции воли:1.Регулятивная внешняя используется когда усилия носят коллективный характер Характеристики воли: Направленность воля всегда направлена на объект Отдаленность идет работа на перспективу а не удовлетворение сиюминутных потребностей Устойчивость протяженность во времени Энергетическая волевые процессы возникают при слабом побуждении = низкой энергетичности Информационная только при наделении объекта социальной ценностью обеспечении личностного смысла возможно формирование дополнительного...

Русский

2013-08-20

42 KB

73 чел.

38.ВОЛЯ КАК ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ВОЛИ.

Воля – сознательная саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении целей; - созданные человеком дополнительные побуждения к внешним и внутренним действиям, обладающим недостаточной мотивацией.

Функции воли:1.Интегративная – внутренняя – мобилизация потенциала психики, 2.Регулятивная – внешняя – используется когда усилия носят коллективный характер

Характеристики воли: 

  •  Направленность – воля всегда направлена на объект
    •  Отдаленность – идет работа на перспективу, а не удовлетворение сиюминутных потребностей
      •  Устойчивость – протяженность во времени
      •  Энергетическая – волевые процессы возникают при слабом побуждении = низкой энергетичности
      •  Информационная – только при наделении объекта социальной ценностью, обеспечении личностного смысла возможно формирование дополнительного побуждения и возникновение волевых процессов

Воля, как и внимание не имеет своего содержания, это регуляторный процесс.

Классификация волевых проявлений: 1.волевые процессы – волевые компоненты психических процессов: произвольное внимание, волевые компоненты вербально-логического мышления, произвольная память, управление и контроль эмоций. 2. волевые состояния: решимость, оптимизм, готовность к действию (внутренняя мобилизация) 3. волевые свойства личности: целеустремленность – способность ставить цели и действовать в направлении их достижения, настойчивость – может быть компенсаторным: медленно, но верно я достигну своей цели, самостоятельность – умение отходить от воздействия внешних ситуаций.

Первые три свойства ↑ формируются в ходе социального развития человека, последние два ↓ заданы генетически. - решительность – умение быстро и обоснованно принимать решения и своевременно их исполнять (возникает при балансе возбуждения и торможения) -самообладание – способность контролировать свои поступки (возникает при преобладании торможения)

Структура волевого акта:

  1.  простой волевой акт: побуждение → цель → исполнение
  2.  сложный волевой акт: возникновение побуждения и предварительная постановка цели: желание (=цель) и «хотение» (=установка на ее реализацию)→ стадия обсуждения: борьба мотивов, организация желаний, сознательный выбор → решение → исполнение: готовность (внутренняя мобилизация), намерение

Волевые действия имеют рефлекторную природу (Павлов, Сеченов). Решающую роль играет вторая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию. Волевые действия возникают на основе речевых сигналов, т.е. обусловлены либо словесными указаниями другого, либо словами, произносимыми самим человеком во внутренней речи, когда он принимает решение. Слово не только «пусковой сигнал» для волевого действия, оно направляет и регулирует протекание волевого акта. Волевое действие может выражаться и в отказе от какого либо действия. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Методы измерения волевых свойств:

  1.  методика измерения волевого усилия Ильина, но здесь волевое усилие вырвано из контекста деятельности
  2.  методики изучения устойчивости и концентрации произвольного внимания
  3.  тест Кеттела, эмоционально-волевой блок
  4.  методика определения локуса контроля Дж. Роттера

Теории воли. Селиванов: воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных поступков и действий.  Волевое состояние – класс психических, временных состояний, не являющихся оптимальными внутренними условиями личности, способствующими преодолению

возникших трудностей. Волевое состояние является почвой для формирования волевых свойств. Единица волевой деятельности – сознательное действие. Структура сознательного действия: постановка цели действия → мысленное планирование исполнения → сила исполнения. Иванников: воля – способность и умение человека сознательно направлять свою деятельность в соответствии с определенными целями, произвольно регулировать свою мотивацию. Воля – способность и умение человека направить свою деятельность в соответствии с определенными принципами, целями, задачами. 

Калин: воля – система механизмов сознания, обеспечивающая самоуправление функциональной структурой психики и управление затратами ресурсов в процессе деятельности и поведения (акцент на субъективность воли). Центральное понятие – волевая регуляция – сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности (оптимального режима активности) и концентрирование этой активности в нужном направлении, т.е. для достижения наибольшей эффективности. Т.о., функция волевой регуляции – оптимизация становления и удержания необходимой формы деятельности. Важный аспект: быстрый анализ проблемных ситуаций, формирование информационной основы своевременного запуска операционных механизмов. Волевое регулирование реализуется в ряде действий. Волевое усилие (основной способ выполнения волевого действия) – однонаправленное, регулирующее проявление сознания, приводящее к установлению или удержанию необходимого состояния функциональной организации психики. Связь воли и мотивации: механизмы воли участвуют в разрушении противоречий в структуре мотивации, в процессе их становления и функционирования.

Ильин: воля – сознательное управление своими действиями и поступками, деятельностью и поведением.   Центральное понятие – волевое усилие – сознательное и, большей частью, осознанно совершаемое внутреннее усилие (над собой), являющееся поиском к совершению того или иного акта (интеллектуального, двигательного, перцептивного). Первичный механизм волевой регуляции характеризуется степенью интенсивности, длительности – этими характеристиками определяется выраженность силы воли. Волевая регуляция включает два аспекта:

  1.  воля как свобода поступков и действий
    1.  воля как свобода выбора пути достижения цели

Силы воли не существует. Проявление сил воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. Волевые качества – специфические проявления воли, связанные с преодолением трудностей. Проявление волевого качества определяется нейродинамическими особенностями, причем каждому качеству соответствует свой типологический комплекс. Нейродинамические качества – врожденный компонент воли, он уравновешивается моральными комплексами (=нравственными качествами личности), которые формируются в процессе социализации.

Чхартишвилли: поведение можно разделить на:

  •  импульсивное – потребность (=цель)→ удовлетворение→эмоциональное переживание
  •  волевое – личность→цель→результат→оценочное суждение


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80450. Гілка сакури та кетяг калини. Діалог японської та української культур 484.5 KB
  Мета. Показати зарубіжну країну через її народ, прослідкувати своєрідні риси національної культури та літератури, провести паралель між японською та українською культурами. Виховна мета. Прищеплювати інтерес до культури народів світу,прагнення до пізнання життя, повагу до самобутності...
80451. Складання казки «Барвінок». Розвиток зв’язного мовлення 51.5 KB
  Мета: вчити учнів висловлювати свої думки в логічній послідовності; збагачувати активний словник учнів; розвивати творчі здібності, спостережливість; виховувати любов до природи, вміння відчувати красу рідного слова. Обладнання: ілюстрації та малюнки дітей із зображенням барвінка, аудіозапис «Пори року» П.Чайковського.
80452. Урок Доброти 4.2 MB
  Обладнання: компютер дві презентації Казка про краплинку Твори Добро свічки картки для роботи в групах. Що на вашу думку може статися далі впасти зникнути або трапитись чудо Як хотіла жити Краплинка спокійно спати ні про що не думати байдужість безтурботність...
80453. Как правильно переходить дорогу (практическое занятие); разбор конкретных ситуаций 41 KB
  Как правильно переходить дорогу практическое занятие; разбор конкретных ситуаций. Кто-то норовит перебежать дорогу прямо перед вами рискуя попасть под ваши колеса. Вспомните как правильно нужно переходить дорогу. Где ж второй участник спора Он достиг конца пути И стоит у светофора...
80454. Герої мультфільмів. Теперішній тривалий час 1.62 MB
  Освітня мета: навчати порівнювати явища іноземної й мови рідної; формувати уявлення про мовну будову англійської мови; поглибити знання учнів про найвідоміші мультфільми світу; формувати усвідомлення важливості оволодіння іноземною мовою і потребою користуватися нею як засобом спілкування.
80455. Learn About the World Around 73 KB
  What season is it now? What month is it now? What are the four seasons of the year? What’s your favourite season? Why? What are the spring month? What’s your favourite spring month? Why? What is the weather like in March May?
80456. Спортивні ігри. Баскетбол 178 KB
  Завдання уроку: Освітні Ознайомлення із засобами загартування; Закріплення техніки ведення мяча правою лівою рукою в високій та низькій стійках; Повторення різновидів передач мяча однією та двома руками Ознайомлення з технікою виконання подвійного кроку.
80457. Звуки (с), (с’), позначення їх буквами Сс 155 KB
  Навчити читати склади, слова з новими буквами. Розвивати уміння читати анаграми. Виховувати бережливе ставлення до природи. Обладнання. Фішки звуків; демонстраційні картки з великою і малою буквами Сс...
80458. Закріплення знань про звук (дз), буквосполучення дз 34 KB
  Мета. Закріплення вміння читати склади,слова і текст з буквосполученням «дз», вміння робити звуко-буквенний аналіз слів. Розвивати мовленнєві навички,словниковий запас, пам’ять,увагу. Виховувати бережливе ставлення до природи,любов до птахів.