28227

Уровни построения движений по Н.А.Бернштейну. Схема управления движениями по Н.А.Бернштейну

Доклад

Психология и эзотерика

Каждый уровень имеет специфические свойственные только ему моторные проявления каждому уровню соответствует свой класс движений. Уровень А самый низкий и филогенетически самый древний. Уровень В уровень синергий. Этот уровень оторван от внешнего пространства но зато очень хорошо осведомлен о том что делается в пространстве тела.

Русский

2013-08-20

30 KB

62 чел.

39. Уровни построения движений по Н.А.Бернштейну. Схема управления движениями по Н.А.Бернштейну.

Бернштейн Николай Александрович (1896-1966) - отечественный психофизиолог, создатель концепций "физиологии активности" и уровней построения движений.

В системе управления движениями содержатся следующие элементы:

 1) эффектор (мотор), работа которого подлежит регулированию по данному параметру;

2) задающий элемент, вносящий в систему требуемое значение регулируемого параметра;

3) рецептор, воспринимающий фактические текущие значения параметра и сигнализирующий о них в прибор сличения;

4) прибор сличения, воспринимающий расхождение фактического и требуемого значений;

5) устройство, перешифровывающее данные прибора сличения в коррекционные импульсы, подаваемые по обратной связи на регулятор;

6) регулятор, управляющий по данному параметру функционированием эффектора.

Требуемое значение обозначается Sw, фактическое значение - Iw, расхождение между тем и другим (Iw - Sw) - символом Dw.

Кольцо функционирует следующим способом.

В программе записаны последовательные этапы сложного действия. В каждый момент обрабатывается какой-то ее частный этап, и соответствующая частная программа спускается в задающий прибор.

Из задающего прибора сигналы поступают на прибор сличения (Sw- «то, что должно быть»). На тот же блок от рецептора приходят сигналы обратной связи, сообщающие о состоянии рабочей точки (Iw – «то, что есть»). В приборе сличения эти сигналы сравниваются, и на выходе из него получаются Dw, т.е. сигналы рассогласования между требуемым и фактическим положением вещей. Они попадают на блок перешифровки, откуда выходят сигналы коррекции; через промежуточные центральные инстанции (регулятор) они попадают на эффектор.

Может оказаться, что Dw=0; это идеальный случай. Он означает, что данный элемент выполнен и можно перейти к реализации следующего пункта программы.

Стрелка на схеме от рецептора к задающему прибору означает следующее: по ходу движения случаются такие ситуации, когда экономичнее не давать коррекции к текущему движению, а просто перестроить его, пустить по другому руслу, т.е. изменить его частную программу. И тогда соответствующее решение принимается в микроинтервалы времени, и в этом обнаруживается двигательная находчивость организма.

Уровни построения движений.

Координация движения по Н.А.Бернштейну обеспечивается взаимодействием нескольких уровней построения движений.

В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Каждый уровень имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления, каждому уровню соответствует свой класс движений.

Уровень А – самый низкий и филогенетически самый древний. Заведует тонусом мышц, участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями. Есть немногие движения, которые регулируются уровнем А самостоятельно: это непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха.

Уровень В (уровень синергий). На этом уровне перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. Этот уровень оторван от внешнего пространства, но зато очень хорошо осведомлен о том, что делается в пространстве тела. Принимает участие в организации движений более высоких уровней, где берет на себя задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей. К собственным движениям этого уровня относятся такие, которые не требуют учета внешнего пространства: вольная гимнастика, потягивания, мимика и др.

Уровень С (уровень пространственного поля). На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т.е. вся информация о внешнем пространстве. На нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов – к их форме, положению, длине, весу и пр. (ходьба, лазанье, бег, прыжки, броски мяча, игра на бильярде и др.)

Уровень Д – смысловые действия с предметамиэто корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами (шнуровка ботинок, чистка картошки, управление автомобилем). Характерная особенность движений этого уровня состоит в том, что они сообразуются с логикой предмета. Это уже не столько движения, сколько действия.Уровень Е – последний, самый высокий уровень. Это уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь речевых движений, движений письма, а также движения символической (кодированной) речи – жестов глухих, азбуки Морзе и др. Движения этого уровня определяются не предментным, а отвлеченным, вербальным смыслом. Замечания:В организации сложных движений участвуют сразу несколько уровней – тот, на котором строится данное движение (ведущий) и все нижележащие уровни (их работа, как правило, не осознается).Одно и то же движение может строится на разных ведущих уровнях (напр., круговое

Уровень Е – символические действия с предметами, привнесение в них своего/нового смысла



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72440. СТАНДАРТЫ ВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ КАТАСТРОФАХ 253 KB
  В медицине катастроф необходима стандартизация действий врача, учитывая экстремальность ситуаций, массовый характер и однотипность поражений. Врач скорой помощи, первым прибывший на место катастрофы принимает руководство на себя. Основоположник сортировки Н.Н. Пирогов говорил, что при наличии большого количества...
72441. Лекции по деталям машин 63 KB
  Чтобы не потеряться в океане учебной и научной информации студенту необходим хотя бы простенький компас, которым, надеюсь, послужит предлагаемый конспект лекций. Именно для этого он и создавался. Учитывая же скромный объём, конспект является, образно говоря, путеводителем по незнакомой стране, и не может заменить само путешествие.
72442. История Курского края 1.11 MB
  Краеведение принадлежит к комплексным наукам. В самом термине «краеведение» заключено его определение. Оно изучает природу, историю, хозяйство, население края, его культуру, быт, то есть данная наука близка истории и географии, археологии и искусствоведению, этнографии и другим наукам.
72443. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ: ИСТОРИЯ 1.76 MB
  История в том числе история Отечества история России ставит своей целью показать место и роль её народов в мировом развитии помогает нам постигнуть свое особое место в длинной череде исторических поколений. К работе над курсом было привлечено еще одно дополнительное пособие для старшеклассников...
72445. История менеджмента 602.5 KB
  Управление — понятие широкое. Известно управление машинами, химическими или другими процессами. Оно основано на знании законов механики, физики, химии. Но в обществе происходит управление не только вещами, но и людьми, коллективами людей в процессе производства ими материальных благ.
72446. Общая теория статистики 2.05 MB
  Все показатели социально-экономической статистики и методология их исчисления рассматриваются в свете теории и практики применения системы национальных счетов в условиях рыночной экономики. В результате изучения общей теории статистики социально-экономической статистики и статистики финансов...
72447. Правление Ивана I Калиты. Именно при нём начинается возвышение Москвы 28.5 KB
  Тверской князь поддержал это восстание. Этим тут же воспользовался Иван Калита, поехал в Золотую Орду, нажаловался на Тверского князя. Его поставили во главе монгольского отряда для подавления восcтания. Тверь была захвачена и полностью разграблена.
72448. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 928 KB
  В настоящем пособии на основе ведущих концептуальных подходов к осмыслению историко-педагогического процесса предлагается целостное изложение основных явлений теории и практики образования начиная с рассмотрения предмета истории педагогики и образования и заканчивая...