28227

Уровни построения движений по Н.А.Бернштейну. Схема управления движениями по Н.А.Бернштейну

Доклад

Психология и эзотерика

Каждый уровень имеет специфические свойственные только ему моторные проявления каждому уровню соответствует свой класс движений. Уровень А самый низкий и филогенетически самый древний. Уровень В уровень синергий. Этот уровень оторван от внешнего пространства но зато очень хорошо осведомлен о том что делается в пространстве тела.

Русский

2013-08-20

30 KB

61 чел.

39. Уровни построения движений по Н.А.Бернштейну. Схема управления движениями по Н.А.Бернштейну.

Бернштейн Николай Александрович (1896-1966) - отечественный психофизиолог, создатель концепций "физиологии активности" и уровней построения движений.

В системе управления движениями содержатся следующие элементы:

 1) эффектор (мотор), работа которого подлежит регулированию по данному параметру;

2) задающий элемент, вносящий в систему требуемое значение регулируемого параметра;

3) рецептор, воспринимающий фактические текущие значения параметра и сигнализирующий о них в прибор сличения;

4) прибор сличения, воспринимающий расхождение фактического и требуемого значений;

5) устройство, перешифровывающее данные прибора сличения в коррекционные импульсы, подаваемые по обратной связи на регулятор;

6) регулятор, управляющий по данному параметру функционированием эффектора.

Требуемое значение обозначается Sw, фактическое значение - Iw, расхождение между тем и другим (Iw - Sw) - символом Dw.

Кольцо функционирует следующим способом.

В программе записаны последовательные этапы сложного действия. В каждый момент обрабатывается какой-то ее частный этап, и соответствующая частная программа спускается в задающий прибор.

Из задающего прибора сигналы поступают на прибор сличения (Sw- «то, что должно быть»). На тот же блок от рецептора приходят сигналы обратной связи, сообщающие о состоянии рабочей точки (Iw – «то, что есть»). В приборе сличения эти сигналы сравниваются, и на выходе из него получаются Dw, т.е. сигналы рассогласования между требуемым и фактическим положением вещей. Они попадают на блок перешифровки, откуда выходят сигналы коррекции; через промежуточные центральные инстанции (регулятор) они попадают на эффектор.

Может оказаться, что Dw=0; это идеальный случай. Он означает, что данный элемент выполнен и можно перейти к реализации следующего пункта программы.

Стрелка на схеме от рецептора к задающему прибору означает следующее: по ходу движения случаются такие ситуации, когда экономичнее не давать коррекции к текущему движению, а просто перестроить его, пустить по другому руслу, т.е. изменить его частную программу. И тогда соответствующее решение принимается в микроинтервалы времени, и в этом обнаруживается двигательная находчивость организма.

Уровни построения движений.

Координация движения по Н.А.Бернштейну обеспечивается взаимодействием нескольких уровней построения движений.

В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Каждый уровень имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления, каждому уровню соответствует свой класс движений.

Уровень А – самый низкий и филогенетически самый древний. Заведует тонусом мышц, участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями. Есть немногие движения, которые регулируются уровнем А самостоятельно: это непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха.

Уровень В (уровень синергий). На этом уровне перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. Этот уровень оторван от внешнего пространства, но зато очень хорошо осведомлен о том, что делается в пространстве тела. Принимает участие в организации движений более высоких уровней, где берет на себя задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей. К собственным движениям этого уровня относятся такие, которые не требуют учета внешнего пространства: вольная гимнастика, потягивания, мимика и др.

Уровень С (уровень пространственного поля). На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т.е. вся информация о внешнем пространстве. На нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов – к их форме, положению, длине, весу и пр. (ходьба, лазанье, бег, прыжки, броски мяча, игра на бильярде и др.)

Уровень Д – смысловые действия с предметамиэто корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами (шнуровка ботинок, чистка картошки, управление автомобилем). Характерная особенность движений этого уровня состоит в том, что они сообразуются с логикой предмета. Это уже не столько движения, сколько действия.Уровень Е – последний, самый высокий уровень. Это уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь речевых движений, движений письма, а также движения символической (кодированной) речи – жестов глухих, азбуки Морзе и др. Движения этого уровня определяются не предментным, а отвлеченным, вербальным смыслом. Замечания:В организации сложных движений участвуют сразу несколько уровней – тот, на котором строится данное движение (ведущий) и все нижележащие уровни (их работа, как правило, не осознается).Одно и то же движение может строится на разных ведущих уровнях (напр., круговое

Уровень Е – символические действия с предметами, привнесение в них своего/нового смысла



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8513. Особенности и современное состояние мировой политики как науки и учебной дисциплины в Китае 64 KB
  Особенности и современное состояние мировой политики как науки и учебной дисциплины в Китае Политологические исследования в Китае стали развиваться сравнительно недавно, но, несмотря на это, обладают рядом специфических, свойственных только Китаю, ч...
8514. особенности китайского менеджмента 34 KB
  особенности китайского менеджмента В 11-й пятилетке (с 2006 по 2010 годы) Китай вышел на первое место в мире по темпам экономического роста Как пишет журнал Биржевой Лидер: КНР пугает успехами своего стратегического курса, причинами которых стал р...
8515. Китайский и японский стиль деловых переговоров 25.5 KB
  Китайский и японский стиль деловых переговоров Китайский стиль ведения переговоров четко разграничивает отдельные этапы, первоначальное уточнение позиций, их обсуждение и заключительный этап. На начальном этапе переговоров большое внимание уделяется...
8516. Китайский этикет 29 KB
  Китайский этикет История китайского этикета В Китае этикет имеет долгую историю, ведущую свое начало от священных ритуалов глубокой древности. Повседневная жизнь древних народов определялась сложной системой запретов, табу и необходимых действий, им...
8517. Основи теорії права. Правові відносини 132.5 KB
  Тема 2. Основи теорії права. Правові відносини Мета заняття.Ознайомити студентів із соціальними нормами та правом як особливим видом соціальних норм, ознаками, функціями та джерелами права. Охарактеризувати складові елементи системи права, сут...
8518. Соціальна структура суспільства 28.38 KB
  Соціальна структура суспільстваМЕТА: створити умови для: розуміння учнями всіх особливостей розвитку соціальної структури розвитку аналітичного та логічного мислення учнів на основі опрацювання історичного матеріалу вміння об...
8519. Суспільно-політичний розвиток західноукраїнських земель у 60 - першій половині 70-х рр. XIX ст 26.6 KB
  Тема уроку. Суспільно-політичний розвиток західноукраїнських земель у 60 - першій половині 70-х рр. XIX ст. Мета уроку: показати причини й особливості пожвавлення суспільно-політичного руху після революції 1848-1848 рр. довести реакційну...
8520. Психологические трудности детей-дошкольников из неполных семей 2.31 MB
  Семья для маленького ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире.
8521. Основи Цивільного права. Урок 189 KB
  Тема 5. Основи Цивільного права Мета заняття.Ознайомити студентів із цивільним правом, його джерелами та відносинами, що ним регулюються, субєктами та обєктами цивільно-правових відносин, суттю права власності та формами його захис...