28228

Акцептор действия П.К.Анохина

Доклад

Психология и эзотерика

Акцептор действия П. Внешний раздражитель вступает во взаимодействие с другими афферентными возбуждениями имеющими другой функциональный смысл и только в зависимости от синтеза всех этих афферентаций создаются условия для формирования целенаправленного действия. Обратная афферентация информирует о результатах совершенного действия давая возможность организму оценить степень успеха выполняемого им действия. Акцептор результатов действия предназначен для восприятия информации о полученном результате и сравнения ее с теми параметрами...

Русский

2013-08-20

1.08 MB

29 чел.

40. Акцептор действия П.К.Анохина.

Отношения центра и периферии (моторного аппарата) организованы по типу функциональных систем (П.К.Анохин, 1975). Суть этой организации заключается в том, что командный пункт - центр - имеет непрерывную информацию о выполнении задания. Это обеспечивается обратной афферентацией. В деятельности центра с помощью афферентных систем строится афферентная модель будущего движения со всеми его временными и пространственными параметрами. При рассогласовании параметров идеального, афферентного образа движения и реального результата центр вносит соответствующую поправку в эфферентную систему.

Схема Анохина – Павловская (доминирует социальный критерий: изучение мотивации, обучение элементам решения задач).

Внешний раздражитель вступает во взаимодействие с другими афферентными возбуждениями, имеющими другой функциональный смысл, и только в зависимости от синтеза всех этих афферентаций создаются условия для формирования целенаправленного действия.

Обстановочная афферентация: совокупность раздражений создает предпусковую интеграцию возбуждения, которая находится в скрытом состоянии, но может быть немедленно выявлена, как только подействует пусковой раздражитель.

Память помогает сделать поведенческий акт максимально точным.

Принятие решений – логический процесс функциональной системы.

После принятия решений формируется интеграл эфферентных возбуждений, который обеспечивает периферическое действие.

Обратная афферентация информирует о результатах совершенного действия, давая возможность организму оценить степень успеха выполняемого им действия.

Акцептор результатов действия предназначен для восприятия информации о полученном результате и сравнения ее с теми параметрами результатов, которые сложились еще в момент действия условного раздражения.

Акцептор результатов действия – психологический механизм предвидения и оценки результатов действия в системах функционирования. Представляет собой «информационный эквивалент результата», извлекаемый из памяти в ходе принятия решения; обусловливает организацию двигательной активности организма в поведенческом акте и сличает результат с его «отражением опережающим»:

  1.  при совпадении осуществленная функциональная схема распадается и организм может переходить к другому целенаправленному поведению;
  2.  при частичном несовпадении вводятся поправки в программу действия;
  3.  при полном несовпадении развивается ориентировочно-исследовательское поведение.

Этапы функционирования функциональной системы:

  1.  Афферентный синтез:

Пусковой стимул (может быть внешним или внутренним) действует на память и мотивацию одновременно → из памяти извлекается индивидуальный или генетический опыт. Пусковая афферентация приурочивает совокупность скрытых возбуждений определенному моменту, наиболее выгодному с точки зрения успеха достижения результата.

Мотивация также играет роль в подборе информации, необходимой для выработки решения.

Мотивация + память + пусковой стимул = обстановочная афферентация - ориентационная реакция.

  1.  Принятие решения – на основе афферентного синтеза вбирается линия поведения, цели и программа действий.

Этот выбор может совершаться с включением сознания или протекать моментально, автоматизированным путем.

Принятие решения представляет собой критический пункт, в котором происходит быстрое освобождение от избыточных степеней свободы и организация комплекса эфферентных возбуждений, способного обеспечить определенное действие.  

  1.  Формирование акцептора результата действия – модели будущего результата, извлекаемой из памяти в процессе принятия решения. АРД обусловливает организацию двигательной активности организма в поведенческом акте и осуществляет сличение результата с его «опережающим отражением»:

- в случае их совпадения функциональная система распадается, будучи осуществленной, и организм переходит к другому целенаправленному поведению

- в случае частичного несовпадения вводятся поправки в программу действий

- в случае полного несовпадения развивается ориентировочно-исследовательское поведение

  1.  Эфферентный синтез (эфферентное возбуждение) – динамическое объединение соматических и вегетативных функций в целостный поведенческий акт.
  2.  Целенаправленное действие – следствие действия – зависимый результат; параметры результата сравниваются с тем, что должно получиться (АРД)
  3.  Санкционирующая стадия поведенческого акта:

- АРД и параметры результата совпадают → положительная эмоция → распад функциональной системы

- АРД и параметры результата не совпадают →отрицательная эмоция → изменения в АРД/ориентировочные действия до тех пор, пока не будет совпадения (цикл)

Параметры результата информируют мозг о полезности совершаемого действия и составляют обратную афферентацию. Обратная афферентация информирует о результатах совершаемого действия, давая организму возможность оценить степень успешности.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41478. Жизнь первобытных людей 12.4 MB
  Животный мир пестрел удивительными видами осанки, которые находят во время раскопок. Климат был теплым и влажным. Исполинские папоротники покрывали землю.
41479. Уголовно-процессуальное право Республики Казахстан 601.01 KB
  Целью фундаментальной юридической дисциплины «Уголовное процессуальное право Республики Казахстан» является усвоение студентами сложной и многогранной деятельности государственных органов и должностных лиц по возбуждению, предварительному расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел.
41480. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 948 KB
  Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психология человека» является составной частью учебно-методических материалов по данной учебной дисциплине (УМК «Психологии человека. Часть I».) и составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование».
41481. Входная информация формирования объема предложений по организации грузовых автомобильных перевозок 281 KB
  Оборотные средства включают в свой состав, как производственные запасы, так и денежные ресурсы, находящиеся в обращении. Стоимость оборотных средств определяем
41482. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения общей биологии 114.5 KB
  В курсе общей биологии при изучении вопросов охраны природы целесообразно разграничивать проблемы охраны сообществ и видов. Так в курсе общей биологии IX класса более полно раскрыть понятие об охране природы можно на примере рационального использования популяций и сохранения видового многообразия биосферы. При изучении темы Эволюционное учение следует так спланировать уроки чтобы выделить в самостоятельные разделы вопросы об антропогенных факторах популяционновидовых систем и природоохранительных факторах. Линнея Понятие вид...
41483. Формирование экологических идей, как направление природоохранного воспитания школьников. Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов 776.5 KB
  раз Земля обернула вокруг Солнца с момента возникновения общего предка бактерий растений животных человека. Начинают эстафету жизни зелёные растения затем её подхватывают животные а к финишу доносят грибы и бактерии где снова эстафета оказывается у растений. Посадка растений. Уничтожение некоторых видов растений.
41484. Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны 200 KB
  Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Рождественский Совокупность всех видов флоры и фауны Беларуси представляет ее биологическое разнообразие что является необходимым условием устойчивости биосферы.
41485. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения биологии 142.5 KB
  План Формы отрганизации экологического образования и воспитания в процессе изучения биологии. Система экологического образования и воспитания в области охраны окружающей среды сущность принципы цель задачи формы и методы Экологическое поле образовательного процесса. Концепция экологического воспитания в области охраны окружающей среды Литература Суравегина И. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Внутри предметные и межпредметные связи в содержании курса биологии...
41486. Класс рыбы 187.5 KB
  Работа учителя по формированию природоохранных знаний при изучении рыб птиц млекопитающих. В курсе биологии в частности зоологии понятие об использовании биологических ресурсов раскрывается через понятие промысел промысловые птицы пушной промысел промысел морского зверя география и техника рыбного промысла и т. Используя такого рода факты при изучении классов рыб птиц и млекопитающих у школьников следует формировать понимание того что в условиях нашей формы хозяйства происходит постепенный процесс перехода от промысла...