28228

Акцептор действия П.К.Анохина

Доклад

Психология и эзотерика

Акцептор действия П. Внешний раздражитель вступает во взаимодействие с другими афферентными возбуждениями имеющими другой функциональный смысл и только в зависимости от синтеза всех этих афферентаций создаются условия для формирования целенаправленного действия. Обратная афферентация информирует о результатах совершенного действия давая возможность организму оценить степень успеха выполняемого им действия. Акцептор результатов действия предназначен для восприятия информации о полученном результате и сравнения ее с теми параметрами...

Русский

2013-08-20

1.08 MB

26 чел.

40. Акцептор действия П.К.Анохина.

Отношения центра и периферии (моторного аппарата) организованы по типу функциональных систем (П.К.Анохин, 1975). Суть этой организации заключается в том, что командный пункт - центр - имеет непрерывную информацию о выполнении задания. Это обеспечивается обратной афферентацией. В деятельности центра с помощью афферентных систем строится афферентная модель будущего движения со всеми его временными и пространственными параметрами. При рассогласовании параметров идеального, афферентного образа движения и реального результата центр вносит соответствующую поправку в эфферентную систему.

Схема Анохина – Павловская (доминирует социальный критерий: изучение мотивации, обучение элементам решения задач).

Внешний раздражитель вступает во взаимодействие с другими афферентными возбуждениями, имеющими другой функциональный смысл, и только в зависимости от синтеза всех этих афферентаций создаются условия для формирования целенаправленного действия.

Обстановочная афферентация: совокупность раздражений создает предпусковую интеграцию возбуждения, которая находится в скрытом состоянии, но может быть немедленно выявлена, как только подействует пусковой раздражитель.

Память помогает сделать поведенческий акт максимально точным.

Принятие решений – логический процесс функциональной системы.

После принятия решений формируется интеграл эфферентных возбуждений, который обеспечивает периферическое действие.

Обратная афферентация информирует о результатах совершенного действия, давая возможность организму оценить степень успеха выполняемого им действия.

Акцептор результатов действия предназначен для восприятия информации о полученном результате и сравнения ее с теми параметрами результатов, которые сложились еще в момент действия условного раздражения.

Акцептор результатов действия – психологический механизм предвидения и оценки результатов действия в системах функционирования. Представляет собой «информационный эквивалент результата», извлекаемый из памяти в ходе принятия решения; обусловливает организацию двигательной активности организма в поведенческом акте и сличает результат с его «отражением опережающим»:

  1.  при совпадении осуществленная функциональная схема распадается и организм может переходить к другому целенаправленному поведению;
  2.  при частичном несовпадении вводятся поправки в программу действия;
  3.  при полном несовпадении развивается ориентировочно-исследовательское поведение.

Этапы функционирования функциональной системы:

  1.  Афферентный синтез:

Пусковой стимул (может быть внешним или внутренним) действует на память и мотивацию одновременно → из памяти извлекается индивидуальный или генетический опыт. Пусковая афферентация приурочивает совокупность скрытых возбуждений определенному моменту, наиболее выгодному с точки зрения успеха достижения результата.

Мотивация также играет роль в подборе информации, необходимой для выработки решения.

Мотивация + память + пусковой стимул = обстановочная афферентация - ориентационная реакция.

  1.  Принятие решения – на основе афферентного синтеза вбирается линия поведения, цели и программа действий.

Этот выбор может совершаться с включением сознания или протекать моментально, автоматизированным путем.

Принятие решения представляет собой критический пункт, в котором происходит быстрое освобождение от избыточных степеней свободы и организация комплекса эфферентных возбуждений, способного обеспечить определенное действие.  

  1.  Формирование акцептора результата действия – модели будущего результата, извлекаемой из памяти в процессе принятия решения. АРД обусловливает организацию двигательной активности организма в поведенческом акте и осуществляет сличение результата с его «опережающим отражением»:

- в случае их совпадения функциональная система распадается, будучи осуществленной, и организм переходит к другому целенаправленному поведению

- в случае частичного несовпадения вводятся поправки в программу действий

- в случае полного несовпадения развивается ориентировочно-исследовательское поведение

  1.  Эфферентный синтез (эфферентное возбуждение) – динамическое объединение соматических и вегетативных функций в целостный поведенческий акт.
  2.  Целенаправленное действие – следствие действия – зависимый результат; параметры результата сравниваются с тем, что должно получиться (АРД)
  3.  Санкционирующая стадия поведенческого акта:

- АРД и параметры результата совпадают → положительная эмоция → распад функциональной системы

- АРД и параметры результата не совпадают →отрицательная эмоция → изменения в АРД/ориентировочные действия до тех пор, пока не будет совпадения (цикл)

Параметры результата информируют мозг о полезности совершаемого действия и составляют обратную афферентацию. Обратная афферентация информирует о результатах совершаемого действия, давая организму возможность оценить степень успешности.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60044. Роль государства в экономике 73 KB
  Цель урока: объяснить учащимся какую роль играет государство в рыночной экономике. Зачем экономике государство. Какие функции в обществе выполняет предпринимательство От чего зависит успех предпринимательской деятельности.
60047. Складання та розв’язання задач на матеріалі навколишнього світу, як засіб розвитку пізнавальних інтересів учнів 51 KB
  Дитина з малих років повинна розуміти що все досягається працею і що працювати непросто. Як правило всі діти 67 років з великим бажанням йдуть до школу їм все цікаво вони завжди хочуть відповідати руки їх постійно тягнуться вгору вони навіть...
60048. Розв’язання сюжетних задач 245.5 KB
  Мета заняття: дидактична: формувати навички розв’язування текстових задач розвивати в учнів усну і письмову культуру мовлення логічне мислення заохочувати учнів до самостійної навчальної діяльності виховувати у них позитивну мотивацію...