28229

Эмоции: их физиологические механизмы и психологические функции

Доклад

Психология и эзотерика

Эмоции: их физиологические механизмы и психологические функции. Эмоции одна из форм отражения. Эмоции отражают не сами объекты предметы явления а их отношения к потребностям целям и мотивам деятельности человека переживающего эти эмоции. Эмоции это процессы отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

Русский

2013-08-20

50.5 KB

13 чел.

31. Эмоции: их физиологические механизмы и психологические функции.

Эмоции – одна из форм отражения. Эмоции отражают не сами объекты, предметы, явления, а их отношения к потребностям, целям и мотивам деятельности человека, переживающего эти эмоции. 3 главных понятия: отражение, отношение, переживание. Эмоции – это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции характеризуются субъективными переживаниями человека и не связаны напрямую с возбуждением определенных рецепторов. Эмоции – сквозной психофизиологический процесс отражения отношений субъекта к объекту в условиях неопределенности.

Физиологические механизмы: Сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений – изменяется ритм дыхания, деятельность сердечно-сосудистой системы, меняется работа слюнных, слезных и потовых желез. Физиологически это значит, что возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения при определенных условиях распространяется и на подкорку, где находятся центры, управляющие деятельностью внутренних органов, что и обусловливает соответствующие изменения в организме. Положительное эмоциональное состояние повышает работоспособность, снижает утомляемость человека, оно всегда связано со значительным подъемом жизненного тонуса всего организма в целом. Отрицательные эмоциональные переживания связаны с такими изменениями в организме, которые снижают психическую активность человека, ведут к значительному ухудшению его деятельности, к падению трудоспособности. Ученые открыли существование в разных подкорковых отделах мозга своеобразных эмоциональных центров, которые условно были названы "центрами страдания" и "центрами наслаждения". Опыты над животными показали, что раздражение электрическим током этих центров вызывает соответствующую. Ретикулярная формация – активизирует деятельность всех других мозговых механизмов. Зрительные бугры Таламуса – их повреждение вызывает непроизвольные гримасы, асимметрию – одна сторона тела испытывает удовольствие, другая – боль. Лимбическая система. Это подкорковые образования, они вызывают усиление деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной систем.  

Корковые отделы оказывают регулирующее, тормозящее влияние на подкорковые структуры и, т.о., тормозят проявление эмоций. Лобные доли – при их нарушении возникает эмоциональное мышление, аутизм

. Основные функции эмоций:

  1.  приспособительная
  2.  сигнальная (отношение субъекта к тем или иным раздражителям становится сигналом благоприятного или неблагоприятного для него развития событий)
  3.  оценочная (оценочное отношение субъекта к отдельным событиям, условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению его деятельности)
  4.  регуляторная (эмоции обеспечивают определенный энергетический уровень, необходимый для преодоления сложной ситуации)
  5.  коммуникативная (человек выражает отношение к происходящим событиям: выразительные движения, мимика, жесты, позы, интонации, вздохи – являются языком человеческих чувств)

   6) Защитная – адаптация и сброс излишней энергии

Функции эмоций (по Симонову): компенсаторная (защищающая) – эмоции восполняют дефицит информации, подкрепляющая, переключающая

Компенсаторная (замещающая) функция эмоций. Эмоция – целесообразная избыточная мобилизация ресурсов (учащение сердцебиения, подъем кровяного давления и т.д.). В ситуации прагматической неопределенности, когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на энергетические траты, чем в разгар деятельности остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим сырьем. Вторая особенность – способность отвечать одной и той же реакцией на самый широкий круг внешних стимулов (при рождении цыплята клюют все, что попадается, а затем научаются). Эмоция сама по себе не несет в себе информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков. 

Подкрепляющая функция эмоций (т.е. испытывание какого-то удовольствия, выработка рефлекса).

Переключающая функция эмоций. При конкуренции эмоций (какая потребность вызывает большую эмоцию).

Характеристики эмоций:

  1.  Эмоции всегда окрашивают психические акты – у ощущений и  восприятия  есть эмоциональный тон, у представлений – эмоциональная насыщенность, в мышлении – эмоциональный компонент (интеллектуальные эмоции – сомнение, недоумение)
  2.  Возникают в сложных ситуациях, только перепады состояний дают сильные эмоции
  3.  Эмоция не психический, а психофизиологический процесс, всегда сопровождается вегетативными реакциями
  4.  Эмоция отражает отношение субъекта к объекту на фигуративном уровне, как в восприятии, но с усилением субъективного компонента; мышление отражает отношения на операциональном уровне, поэтому, в отличии от эмоций, требует времени и энергии
  5.  Эмоции полярны, но может возникать и амбивалентная=двойственная эмоция (любить и ненавидеть одновременно)
  6.  Целостность эмоций – на ситуацию всегда реагирует весь организм
  7.  Энергетическая насыщенность
  8.  Обобщенность – положительные эмоции более обобщенны, а отрицательные более уникальны

Теории эмоций в зарубежной психологии

Декарт. Рационалистическое учение о страстях. Природа страстей двойственна - страсти включают в себя: 1) телесный компонент и 2) мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Источник страстей – воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная особенность.

Первичные и вторичные страсти. Первичные: появляются в душе при соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Их назначение – сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни.

Спиноза. Душу имеет каждое явление. В душе два вида образований: идеи – то что отражает внешнюю действительность; аффекты – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию.

Три первичных аффекта: 1.удовольствие (радость) 2. неудовольствие (печаль). 2. желание

Когнитивисты.1. Двухфакторная теория Шехтера. Эмоция определяется физиологическими (ВНС) и когнитивными компонентами, связанными между собой. Физиологический компонент выполняет  энергетическую функцию, а когнитивный передает эмоциональную окраску (содержание), направленность.  2. Когнитивная модель эмоций Арнольд. Оценка ситуации с точки зрения ее полезности или опасности. Перцепция -> оценка возможных последствий воспринимаемой ситуации -> оценка принимает форму эмоционального отношения -> само действие: стремление или избегание.

Вундт выделил 2 вида "психических элементов" - это ощущения и чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы. Вундт представил трехмерное пространство с осями: удовольствие-неудовольствие, напряжение-разрядка и возбуждение-успокоение. Любое чувство может быть представлено точкой в этом пространстве.

Психоанализ: эмоции – это ключ к познанию мотивов. Инстинктивное влечение, желание, необходимость эмоциональной разрядки. Фрейд: четыре источника тревоги: боязнь утраты желанного объекта; боязнь утраты позитивного отношения со стороны другого; боязнь утраты себя (части себя); боязнь утраты любви к себе.

Теории эмоций в отечественной психологии

Рубинштейн. Эмоции и потребности. Эмоции связаны с потребностями, удовлетворение которых приводит к положительным эмоциям, неудовлетворение – к отрицательным. Эмоции и деятельность. С одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой – чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею. Внутренняя противоречивость деятельности – возбуждение. Гармоничный характер деятельности – успокоение.

Различные виды эмоциональных переживаний: три уровня эмоциональной сферы.

1 Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности – удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями

2 Предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможна классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные.

3 Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Отличительны от чувств, но родственные им аффекты и страсти.

Аффект - стремительный бурно развивающийся эмоциональный процесс взрывного характера, который при определенных обстоятельствах может дать разрядку в действии. Страсти – сильное, стойкое, длительное чувство, которое пустив корни в человеке захватывает его и владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!).

Леонтьев. Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни. К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.

Анохин. Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека. Эмоции охватывают весь организм.

Биологическая теория эмоций. В чем биологическая и физиологическая полезность эмоций.  Жизнь=формирование потребностей + их удовлетворение. Удовлетворение – положительная эмоция. Положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия. Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация – поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.

Симонов. Информационная теория эмоций. Эмоция – отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.  Э = П*(И – С), где Э - эмоция, П – потребность, (И – С) - оценка вероятности удовлетворения потребности, И – информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности; С – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент. Если И больше, чем С – отрицательная эмоция и наоборот. В этой формуле заключены отражательная и оценочная функции эмоций. Переключающая функция эмоций. При конкуренции эмоций (какая потребность вызывает большую эмоцию).   Подкрепляющая функция эмоций (т.е. испытывание какого-то удовольствия, выработка рефлекса). Компенсаторная (замещаюшая) функция эмоций. Эмоция – целесообразная избыточная мобилизация ресурсов (учащение сердцебиения, подъем кровяного давления и т.д.). В ситуации прагматической неопределенности, когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на энергетические траты, чем в разгар деятельности остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим сырьем. Вторая особенность – способность отвечать одной и той же реакцией на самый широкий круг внешних стимулов (при рождении цыплята клюют все, что попадается, а затем научаются). Эмоция сама по себе не несет в себе информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61505. Художественная деталь как средство характеристики героя литературного произведения 15.54 KB
  После того как собака укусила Пичугина как меняется город из лавок высовываются сонные физиономии и скоро собирается толпа. Как все произошло в действительности знают только двое но к сожалению собака не умеет разговаривать.
61506. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ГРУПП ВЕЩЕСТВ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ 58.13 KB
  Товароведение пищевых продуктов стало основой развития пищевой промышленности и одновременно способствовало развитию таких наук как например диетология физиология питания.
61507. Физические явления в химии. Химические реакции. Химические уравнения 23.9 KB
  За время моей педагогической практики мы с вами изучим блок Изменения происходящие с веществами. Жидкая вода лед и пар не разные вещества а одно и то же вода в разных агрегатных состояниях.
61508. Водные ресурсы Земли. Жесткость воды 254.32 KB
  Вода на нашей планете находится в состоянии круговорота. Под действием солнечной энергии вода испаряется с поверхности мирового океана и суши, а затем выпадает в виде атмосферных осадков.
61509. Изготовление панно «Курочка» 17.75 KB
  Познакомить детей с новым техническим приёмом резанья пластилина проволочной петлёй. Ребята как вы думаете из чего оно сделано Панно сделано из пластилина. Правильно оно сделано из пластилина.
61510. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ 591.35 KB
  Цель исследования - разработать и апробировать методическое обеспечение обучения художественной обработке металла на уроках технологии в шестом классе общеобразовательной школы.
61512. Кохання — то пречистий скарб душі 66.4 KB
  Мета: ознайомити з талановитими митцями слова (особливо рідного краю), зацікавити дивовижним світом їх творів; сприяти розширенню кругозору учнів, розвиткові зв’язного мовлення, формуванню в них прагнення до пізнання історії та культури рідного краю...