28230

Классификация эмоций. Эмоции и чувства. Виды чувств

Доклад

Психология и эзотерика

Эмоции и чувства. По критерию мобилизации ресурсов организма: стенические вызывают прилив энергии астенические По модальности Плутчек: любовь Радость Принятие оптимизм подчинение Страх Удивление Печаль Отвращение Гнев агрессия благоговение Ожидание разочарование презрение жалость Основные виды эмоций классификация по силе и деятельности проявлений: аффекты страсти собственно эмоции настроение чувства стресс. Чувства еще...

Русский

2013-08-20

36 KB

109 чел.

32. Классификация эмоций. Эмоции и чувства. Виды чувств.

Эмоции – одна из форм отражения. Эмоции отражают не сами объекты, предметы, явления, а их отношения к потребностям, целям и мотивам деятельности человека, переживающего эти эмоции.  3 главных понятия: отражение, отношение, переживание. Эмоции – это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Классификация по знаку:

  1.  Положительные
  2.  отрицательные

Классификация по Злобину (По критерию потребности (эмоция как результат удовлетворения):

  1.  страх – реакция на угрозу.
  2.  грусть – связана с неудовлетворением своих потребностей, с потребностями продолжения рода.
  3.  гнев – связан с добычей ресурсов.
  4.  стыд – связан с обобщением.
  5.  радость – сознание своей нужности.
  6.  бесстрашие – уверенность человека, когда эмоция не сдерживает человека.

По критерию мобилизации ресурсов организма:

  •  стенические (вызывают прилив энергии)
  •  астенические

По модальности (Плутчек): любовь,   Радость, Принятие, оптимизм, подчинение Страх    Удивление                                                         Печаль    Отвращение  Гнев      агрессия благоговение  Ожидание разочарование презрение      жалость                            

Основные виды эмоций (классификация по силе и деятельности проявлений): аффекты, страсти, собственно эмоции, настроение, чувства, стресс.

  1.  Аффект – стремительный бурно развивающийся эмоциональный процесс взрывного характера, который при определенных обстоятельствах может дать разрядку в действии.
  2.  Страсть – сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его, владеет им.
  3.  Собственно эмоции – более длительные, чем аффекты. Реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные. В отличие от аффектов могут слабо проявляться.
  4.  Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно. Оно не ситуативно, а растянуто во времени.
  5.  Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).
  6.  Стресс – эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью.

Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. В зависимости от направленности выделяют следующие виды чувств:

  1.  моральные (переживание человеком его отношения к другим людям),
  2.  интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью),
  3.  эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы),
  4.  праксические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Моральные чувства. К ним относят все те чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственного начала, отправляясь от категорий морали, выработанных обществом. К области моральных чувств относится все то, что определяет наше отношение к самим себе, к людям, человеческим взаимоотношениям. Это сочувствие; чувство доброжелательности к людям; негодования по поводу несправедливости, жестокости, аморального поступка; чувство товарищества; чувство дружбы. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения. Эстетические чувства. В процессе общественного развития человек приобрел способность воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и понятиями прекрасного. Эстетические переживания очень многообразны и сложны. Они проходят градации, начиная от легкого волнения по поводу воспринятого и кончая глубокой взволнованностью увиденным. Эстетические переживания могут достигать большого уровня обобщенности, и тогда говорят о чувстве трагического, чувстве возвышенного, чувстве комического, чувстве юмора, присущих только человеку. Праксические чувства. Область человеческой практики (в самом широком смысле слова), т.е. разнообразные формы деятельности человека, делается предметом его эмоционального отношения. Поскольку праксические чувства представляют собой эмоциональный отклик на все богатство и разнообразие человеческой деятельности, постольку эти чувства характеризуются различным содержанием и различной степенью интенсивности переживания. Различия в сфере праксических чувств определяются характером (положительным или отрицательным) эмоциональной окраски осуществляемой деятельности. Для содержания и характера праксических чувств очень большую роль играет значимость для человека той деятельности, которую он осуществляет, с чем связывает ее для себя в отношении жизненных целей и планов, своих социальных запросов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82834. Особенности проведения ГИС в горизонтальных скважинах 59 KB
  Основные причины различия показаний методов ГИС в вертикальных и сильноискревленных стволах: Влияние пространственного взаиморасположения пласта и скважины Анизотропия свойств. В горизонтальных скважинах проникновения происходит в отдельных проницаемых пропластках непосредственно...
82835. Безработица. Причины образования, последствия 244 KB
  Актуальность темы заключается в том что проблема занятости и безработицы в наши дни становится неотъемлемым элементом жизни России оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую но и на политическую ситуацию в стране.
82836. Генная инженерия 65.36 KB
  Цели создания ГМО продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН FO рассматривает использование методов генетической инженерии для создания трансгенных сортов растений либо других организмов как неотъемлемую часть сельскохозяйственной биотехнологии.
82837. Вооруженные силы РФ на современном этапе 162.5 KB
  Конфронтация между Востоком и Западом уступила место партнерству. Наметилась важная позитивная тенденция создания европейской системы коллективной безопасности. Произошли и другие положительные сдвиги.
82838. Функціоналізм в американській психології 112.5 KB
  На відміну від структуралізму, який виник в Європі та поширилася на Сполучені Штати, функціоналізм виник на американському грунті. Однією з передумов його виникнення була дарвінівська теорія еволюції, що опанувала розумами як у Європі, так і в Америці в кінці XIX ст.
82839. Вода в організмі людини: роль і вміст 61 KB
  Кожна жива клітка організму людини містить цілющий водний розчин різних живильних речовин. В цілому організм людини перебуває на 8650 з води 86 у новонародженого і 50 у старого. Значення води в житті людини визначається тими функціями і тією величезною часткою яку вона займає в загальній...
82840. Медицина в средние века 34.72 KB
  В течении всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой. Как доказательство, приводят совершенное отсутствие в средние века гигиены, как в частных жилищах, так и вообще в городах, а так же свирепствования в течение всего этого периода убийственных эпидемии чумы...
82841. Стан природи і настрій людини в поезіях Лесі Українки. Розповідь про життя і творчість поетеси. Вірш «Давня весна» 49 KB
  Розширити поглибити й узагальнити знання учнів про дитячі роки поетеси її творчість; викликати емоційне сприйняття; розкрити вплив природи на настрій і почуття поетеси удосконалювати вміння порівнювати; знаходити і пояснювати метафори; розвивати виразність читання; образне мислення уяву.
82842. Леся Українка (стаття). Леся Українка. Вірш «Мамо, іде вже зима» 71 KB
  Тип уроку: комбінований. Обладнання: портрет Лесі Українки виставка видань її книжок підручник картки із завданнями магнітофон проектор мультимедійна дошка презентація до уроку. До уроку додається слайдова презентація яка стимулює пізнавальну активність учнів.