28233

Диагностические и прогностические возможности интеллектуального тестирования (краткая характеристика основных интеллектуальных)

Доклад

Психология и эзотерика

В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности связанный с личностными характеристиками исследования связей интеллекта с эмоциональноволевыми особенностями социальноэкономическими условиями и т. В истории исследования генезиса интеллекта человека можно выделить 2 главных подхода взаимно обогащающих друг друга. Источник развития интеллекта – в нем самом развитие представляет собой развертывание стадий операторных механизмов по сформированным природой алгоритмам. Интеллект необходимо рассматривать как...

Русский

2013-08-20

64 KB

19 чел.

36. Диагностические и прогностические возможности интеллектуального тестирования (краткая характеристика основных интеллектуальных).

Интеллект – общие способности, которые результативны в рамках определенной структуры.

Интеллект – личная способность целесообразно использовать мыслительные средства для выполнения новых требований.

Интеллект – совокупность умственных способностей.

В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности, связанный с личностными характеристиками (исследования связей интеллекта с эмоционально-волевыми особенностями, социально-экономическими условиями и т. д.)

В истории исследования генезиса интеллекта человека можно выделить 2 главных подхода, взаимно обогащающих друг друга. Первый подход связан с именем Пиаже. В его исследованиях было показано, каким огромным природным потенциалом развития обладает интеллект.

Источник развития интеллекта – в нем самом, развитие представляет собой развертывание стадий операторных механизмов по сформированным природой алгоритмам. Источником развития является также актуальная жизнь субъекта, которая ставит проблемы, создает сложности и противоречия, которые необходимо преодолеть субъекту. Выход из противоречий позволяет формировать функциональные механизмы ассимиляции предметной реальности, иначе, интеллектуальные операции разных уровней (от сенсорно-моторных до формально-логических – понятийного мышления).

Другой подход отражен в работах А. Валлона, Выготского, Брунера. Ключевым для этих исследований был вопрос об опосредованиях общением интеллектуального развития человека. Интеллектуальное развитие рассматривалось как эффект общей социализации человека.

Интеллект необходимо рассматривать как сложную многоуровневую структуру:

  1.  интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом (социокультурный подход)
  2.  интеллект как следствие адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (генетический подход)
  3.  интеллект как особая форма человеческой деятельности (процессуально-деятельностный подход)
  4.  интеллект как продукт целенаправленного обучения
  5.  совокупность элементарных процессов обработки информации (информационный подход)
  6.  особая форма содержания сознания (феноменологический подход)
  7.  система разноуровневых познавательных процессов (структурно-уровневый подход)
  8.  фактор саморегуляции (регулятивный подход)

Модели интеллекта.

1. Структурная модель Гилфорда (трехфакторная): интеллект представляет собой многомерное явление, которое можно оценивать по 3-м измерениям: характеру, продукту и содержанию. Умственная операция может быть следующей:

по характеру (оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание)

по продукту может представлять собой единицу, класс, отношение, систему, трансформацию и рассуждение

по содержанию умственная операция может представлять собой действие с объектами, символами, преобразование смыслов, поведение.

Ввел тип измерения интеллекта:

1.содержание – природа материала или информация, на основе которой осуществляется действие.

изобразительные компоненты

символы

спонтанные элементы

поведенческие элементы

2.операции – что умеет испытуемый (познание, память)

операции познания

мнемические операции

продуктивная дивергенция

продуктивная конвергенция

оценивание

3.ответы, результаты – форма, в которой информация обрабатывается испытуемым

элементы

классы

установочные отношения

системы

трансформации

импликации

Модель интеллекта по Гилфорду включает 120 различных интеллектуальных процессов – частных способностей, определяющихся сочетанием трех групп аспектов.

Гилфорд отрицал реальность общего интеллекта, хотя в 98% случаев отдельные способности коррелировали между собой.

2. Теория Спирмена. Он выделил некий «генеральный» фактор интеллекта – фактор G, сущность которого сводится к индивидуальным различиям в «умственной энергии» (его составляет сумма результатов всех тестовых заданий). Фактор S – служит показателем специфических способностей.

Итак, с точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач такой адаптации.

3. Хебб выдвигает представление об интеллектах А и В. Интеллект А – это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности.

Интеллект В – формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой.

  1.  Кеттел утверждает, что у каждого с рождения имеется потенциальный, или «жидкий» интеллект. Именно он лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает своего наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта.

Соотношение креативности и интеллекта.

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Креативность – («творческость») – творческие способности.

Рензулли предлагает модель интеллектуальной одаренности, которая является «местом пересечения» трех факторов:

Тест Бине-Симона - средство для диагностики развития интеллекта, предложенное в 1905 г. А.Бине и Т.Симоном.   

Сначала тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые были расположены по критерию повышения трудности в соответствующие возрастные когорты: каждая задача определенной возрастной когорты должна была решаться 75% детей этого возраста с нормальным интеллектуальным развитием. По количеству правильно решенных ребенком задач определялся его умственный возраст. Понятие «умственного возраста» было использовано А. Бине и Т. Симоном в 1908 г. как количественный показатель развития интеллекта. Это - характеристика интеллектуального развития индивида на основе его сравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. Количественно выражается как возраст, в котором - по среднестатистическим данным - решаются те тестовые задания, которые доступны данному индивиду. По мнению Бине, этот уровень не зависит от обучения, а определяется лишь генетическими факторами.

Бине-Симон: шкала умственного развития. Первоначально (1905) содержала 30 тестов расположенных по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Уровень трудности определялся эмпирически на основе данных по выборке 50 нормальных детей 3-11 лет и незначительного количества слабоумных. Следующая редакция (1908) позволила выделять разные уровни интеллектуального развития нормальных детей (уровень=«умственный возраст»). Третья редакция (1911) продлила шкалу до уровня взрослых, но по-прежнему не предусматривала определение IQ. Затем преобразована в шкалу Станфорд-Бине, где введен IQ:   

умственный возраст    

календарный возраст 100  (IQ меньше 100 – субнорма)

Тест Векслера. Самым популярным тестом для диагностики интеллекта в нашей стране стал тест Д. Векслера (1939). Векслер отказался от представлений об интеллекте, как об «умственном возрасте», которые ввел А. Бине, создатель первого теста умственных способностей. Сам Векслер определял интеллект как комплексную глобальную способность индивида целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой.

Векслер выделил в интеллекте две составляющих, а также две сферы его проявления: вербальный интеллект и интеллект действия. Векслер предположил, что помимо общего интеллекта существуют вербальный и невербальный интеллекты, которые также следует измерять.

Векслер ввел понятие «возрастная норма». Испытуемый получал тестовый балл на основании сопоставления его результатов со средними результатами той возрастной группы, к которой он принадлежал. Коэффициент интеллекта выражался в единицах стандартного отклонения.

Тест предназначался для комплексного обследования пациентов психиатрической клиники. Главная цель применения теста - диагностика психических нарушений при различных заболеваниях (психозах, неврозах и пр.), а также определение уровня интеллектуального дефекта у лиц с врожденным интеллектуальным недоразвитием и со старческим слабоумием.

Тест Векслера сразу после своего появления стал широко применяться за пределами клиники: при профессиональном отборе, для оценки уровня интеллекта «нормальных», то есть психически здоровых взрослых и детей, и даже для оценки уровня интеллектуальной одаренности.

Версии теста Д.Векслера для взрослых состоят из 11 субтестов, версия для детей - из 12. Все версии имеют две шкалы: шкалу действия и словесную шкалу. Векслер полагал, что сумма баллов, полученных за все задания теста, характеризует общий интеллект, а сумма по каждой из шкал — невербальный и вербальный интеллекты.

Субтесты:

  1.  Осведомленность
  2.  Понятливость
  3.  Арифметический
  4.  Сходство
  5.  Словарь
  6.  Запоминание цифр
  7.  Недостающие детали
  8.  Последовательные картинки
  9.  Кубики Кооса
  10.  Сложение фигур
  11.  Шифровка
  12.  Лабиринты

Таким образом, тест должен был измерять три способности. Однако факторный анализ результатов применения «взрослой» версии теста показал, что тест на самом деле измеряет четыре способности: 1) общий интеллект, 2) словесное понимание, 3) перцептивную организацию, 4) способность, которая влияет на выполнение субтестов «Запоминание цифр», «Арифметический», «Шифровка».

Тест «Последовательные картинки», при выполнении которого испытуемый должен упорядочить «комическую историю», считается сложным: успешность его выполнения зависит как от перцептивной организации, так и от вербального понимания.

Выполнение каждого субтеста требует комплекса способностей. Поэтому следует подробно анализировать процесс выполнения отдельных субтестов. Важнейшее значение имеет анализ профиля, в частности, соотношение успешности выполнения субтестов, оценка степени разброса результатов относительно индивидуального среднего уровня (степень «пилообразности» профиля) и т.д. Каждый из дополнительных индексов имеет важное диагностическое значение.

Прогрессивные матрицы Равена - батарея тестов, разработанная английским психологом Дж.Равеном в 1938 г. для диагностики уровня интеллекта, основанная на работе наглядного мышления по аналогии. Имеет 2 варианта: 1) для взрослых и подростков с 12 лет и 2) для детей 5 - 11 летнего возраста.

Каждая задача теста заключается в том, чтобы в ограниченное для всего теста время на место пробела в правом нижнем углу основного рисунка („матрицы“), представляющего собой геометрический узор, вставить один из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Тест имеет 5 серий, по 12 матриц в каждой, с увеличением порядкового номера сложность задания растет.

Методика Равена - одна из наиболее сильных методик для исследования невербального интеллекта человека. Она предназначена для определения уровня развития логичности мышления человека, развития способностей к выявлению закономерностей и построению в соответствии с ними новых объектов.

Равен: прогрессивные матрицы, измерение интеллекта через выявление соотношений между абстрактными фигурами. Есть два варианта: цветной (более простой, для детей 5-11 лет и взрослых после 65 лет) – 12 матриц, 3 серии и черно-белый - 60 матриц (композиций) на 5 серий; стандартный IQ показывает в каком соотношении оказывается результат данного человека к величине распределения результатов для его возраста.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Тест структуры интеллекта был разработан Р.Амтхауэром в 1953 году для дифференциации кандидатов на различные виды обучения и деятельности в практике профессионального отбора.

Растущий интерес отечественных психологов к указанному тесту объясняется рядом преимуществ, отличающих его от известных методик исследования интеллекта Векслера, Равена и других.

Прежде всего, тест структуры интеллекта Амтхауэра пригоден не только для индивидуальных, но и для массовых исследований, что особенно важно в условиях обследования больших контингентов ограниченным числом психодиагностов.

При этом указанный тест имеет шкалу пересчета оценок в привычные для всех единицы IQ теста Векслера, что позволяет сравнивать результаты полученные на аналогичных выборках с помощью теста Векслера.

Тест структуры интеллекта был составлен Р.Амтхауэром в трех вариантах, два из которых являются равноценными и применимыми на выборках лиц с различным профессиональным и жизненным опытом. Тест составлен из 9 групп заданий (субтестов), ориентированных на исследование таких составляющих вербального и невербального интеллекта, каковыми являются: лексический запас, способность к абстрагированию, способность к обобщению, математические способности, комбинаторное мышление, пространственное воображение, способность к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации.

При нормировании стандартных показателей он придерживался возрастного критерия.

Субтесты:

1 - включает задания, ориентированные на исследование словарного запаса испытуемого ("чувство языка" по Амтхауэру),

2 - способности к абстрагированию,

3 - способности выносить суждение и умозаключение,

4 - способности к обобщению,

5 - математические способности,

6 - математические способности ("ряды чисел"),

7 - комбинаторное мышление ("геометрические фигуры"),

8 - пространственное воображение ("кубики Кооса"),

9 - способность к запоминанию и воспроизведению наглядной информации.

Амтхауэр: измеряет интеллект у людей 13-61 года. Разрабатывался как тест диагностики общих способностей в сфере профессиональной пригодности, состоит из 9 субтестов: 

1) логический отбор – индуктивное мышление, чувство языка

2) определение общих черт – способность к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями

   3) аналогии – комбинаторные способности

   4) классификация – способность выносить суждение

5) счет – уровень практического математического мышления

6) ряды чисел – индуктивное мышление, способность оперировать математическими закономерностями

7) выбор фигур – пространственное воображение, комбинаторные способности

8) кубики – пространственное мышление   

9) запоминание слов – способность сосредоточить внимание, память

Подсчитываются баллы по каждому из субтестов, баллы переводятся в шкальные оценки, чертится профиль, определяющий способности к практической или теоретической деятельности.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5276. Структура современной экономики США. Роль государства в экономике 78 KB
  Введение Экономика США — крупнейшая и одна из наиболее диверсифицированных национальных экономик мира, она также является локомотивом мировой экономики. Несмотря на общий для всех рыночных экономик механизм функционирования, основанный на домин...
5277. Банковская система 141 KB
  Банковская система Понятие и структура кредитной системы Банковская система: понятие, виды, структура, уровни, элементы. Характеристика элементов банковской системы Вопрос 1. Понятие и структура кредитной системы Выделяют два основ...
5278. Лесопиление. Окорка, пилорама с брусовкой 241.29 KB
  Введение. По объему выпускаемой продукции лесопромышленный комплекс в структуре промышленного производства России занимает пятое, по объемам экспорта - четвертое место. В нашей стране сосредоточены крупнейшие в мире лесосырьевые ресурсы...
5279. Независимая журналистика в России: проблемы существования. 93.5 KB
  Независимая журналистика в России: проблемы существования. Средства массовой информации и коммуникации часто вызывают полемику в обществе. Вопросы массовых коммуникаций важны потому, что прямо или косвенно оказывают влияние на жизни людей. Вопросы с...
5280. Подготовка к сварочно-наплавочным работам 76.5 KB
  Подготовка к сварочно-наплавочным работам Присварочно-наплавочных работах, подготовительные операции заключаются в следующем: зачистке мест сварки или наплавки металлическими щетками удалении загрязнений, ржавчины, остатков масел. При наличии...
5281. Изучение температурной зависимости электропроводности полупроводников 49.5 KB
  Изучить зависимость электропроводности полупроводникового образца от температуры. Определить ширину запрещенной зоны. Теоретическое введение Электропроводность материалов определяется выражением...
5282. Микропроцессоры и цифровая обработка сигналов 148 KB
  Задание 1. Разработать схему алгоритма и написать программу на языке программирования С. Вариант задания выбрать в соответствии с предпоследней цифрой шифра студента. Вариант 1. Сформировать массив из 10 чисел. Найти наибольший элемент массива и его...
5283. Вибір марок сталей і призначення технологічних параметрів термічної обробки деталей машин і інструментів 2.13 MB
  Розвиток технології машинобудування значною мірою залежить від технічного рівня інструментального виробництва. Термін служби інструменту, кількість проміжних перезаточок впливають на вартість готових виробів. Умовою виробництва високоякісного...
5284. Современные телекоммуникационные технологии 70 KB
  Современные телекоммуникационные технологии. Сформулируйте основные требования, предъявляемые к современным телекоммуникационным системам. Производительность – время реакции, пропускная способность и задержка передачи. Время реакции...