28236

«Образ Я» и «Я-концепция». Структура, этапы формирования, функции имеханизмы защиты

Доклад

Психология и эзотерика

Описательная составляющая Яконцепции образ Я или картина Я; составляющая связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам самооценка или принятие себя. Три главных элемента Я концепции: Когнитивная составляющая образ Я представление индивида о самом себе. Составляющие Яконцепции: реальное Я представление о себе в настоящем времени идеальное Я то каким субъект по его мнению должен был бы стать ориентируясь на моральные нормы. Бернс выделяет следующие основные ракурсы Яконцепции: Реальное Я установки...

Русский

2013-08-20

42.5 KB

36 чел.

49 . «Образ Я» и «Я-концепция». Структура, этапы формирования, функции имеханизмы защиты

Я-концепция - относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции - образ Я или картина Я; составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, - самооценка или принятие себя. Я -концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем. Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности.

Три главных элемента Я -концепции:

  1.  Когнитивная составляющая - образ Я - представление индивида о самом себе.
  2.  Эмоционально-оценочная составляющая - самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
  3.  Потенциальная поведенческая реакция - те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Составляющие Я-концепции: реальное Я (представление о себе в настоящем времени),  идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы).При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).

Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции:

  1.  Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.
  2.  Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
  3.  Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский: Образ Я - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Наиболее известным различением образов "Я" является различение "Я -реального" и "Я -идеального", а также различение "материального Я" и "социального Я".

Механизмы формирования Я-концепции:

1.интериоризация чужих оценок - теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули)

Мнение человека о себе зависит от того, как его оценивает референтная группа, причем сдвиг в Я-к., вызванный мнением группы может быть очень устойчив. Изменения будут более значительными, если человек думает, что референтная группа единодушна в оценке его качеств.

Интериоризация чужих мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (человек сначала приписывает другим какое-либо отношение к себе, а потом принимает/отвергает его в качестве оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим образом Я и ценностными критериями.

2.социальное сравнение – проявляется двояко: человек сравнивает «наличное Я» с «прошлым Я» и «будущим Я», а свои притязания с достижениями

формула Джемса:           самоуважение =   успех  

                                      притязания

человек сравнивает себя с другими людьми

Т.о., он учитывает не только свои успехи, но и успехи других, принимает в расчет ситуацию в целом.

Люди гораздо яснее осознают то, что они отличаются от других, т.е. от подразумеваемого среднего (физические недостатки, национальные меньшинства). Индивидуальность воспринимается как отличие от других и человек должен выбрать группу на которую он может/хочет ориентироваться и сравнивать себя с ней, а это определит его самоуважение. Процесс социального сравнения двусторонен – человек воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими, а других воспринимает и оценивает по себе, невольно приписывая другим собственные черты, считая их более правильными.

3.самоатрибуция – необихевиоризм Скиннера, теория самовосприятия Бена.

Человек черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из трех источников:

а) восприятия своих внутренних состояний

б) наблюдения своего открытого поведения

в) наблюдения обстоятельств, в которых это поведение осуществляется

Чем слабее  или непонятнее внутренние сигналы, тем больше человек судит о себе по своим поступкам. Причем, успех чаще приписывает себе, а причины неудач ищет вовне. Самоатрибуция селективна в отборе причинных факторов, в их интерпретации, в неодинаковом к ним внимании. Ту же функцию – оправдать свое поведение - выполняет эго-защитный механизм рационализации.

4.смысловая интеграция жизненных переживаний – смысловая интеграция образа Я

На ее основе все три предыдущих механизма образуют взаимосвязи и взаимопереходы.

Понятие смысловой интеграции подчеркивает системность и ценностно-смысловой характер, неразрывную связь между когнитивными (что, насколько и благодаря чему осознается) и мотивационными аспектами Я-к. Разная субъективная значимость разных аспектов Я позволяет людям находить оптимальные для себя направления самореализации. Дифференцированно-избирательная система личных ценностей и самооценок позволяет большинству людей сохранять высокое самоуважение, независимо от своих жизненных поражений и неудач. Формирование, развитие и изменение Я-к. обусловлено социальной средой. Человеческое Я осознается в контексте отношений как идентичность (Я или не Я) и как потенциальное взаимодействие Я – другой.   

Формы Я-концепции:

- реальное Я – каким человек видит себя в данный момент

- идеальное Я – каким хотел бы быть

- возможное Я – какое Я кажется ему возможным

- фантастическое (=воображаемое) Я – если бы все было возможно

- динамическое Я – каким я стану, достигнув поставленную цель

- представляемое Я – то, что репрезентируется окружающим

Могут быть также частные виды (профессиональное Я) и рассогласование может стать источником внутриличностного конфликта или фактором самосовершенствования.

Степени развития самосознания (для сравнения уровня развития самосознания у разных людей или на разных стадиях развития у одного и того же человека) (Розенберг):

  1.  степень когнитивной сложности и дифференцированности, которая измеряется числом и характером осознаваемых личностью собственных качеств; чем больше качеств, чем они сложнее и обобщеннее, тем выше уровень самосознания.
  2.  степень отчетливости образа Я, его субъективная значимость для человека; один человек много думает о себе, старается целенаправленно формировать себя, у другого рефлексия не развита, он действует, руководствуясь непосредственными побуждениями или логикой ситуации. Объекты рефлексии также могут разниться: один озабочен свое внешностью, другой – умственными способностями, третий – моральным обликом.
  3.  степень внутренней цельности, последовательности образа Я; т.к. человек видит себя под разными углами зрения, его самосознание противоречиво. Но характер противоречий может быть разным: один вариант – осознание расхождения в степени развития каких-либо свойств (человек знает, что у него недостаточно развиты какие-либо качества и старается их развить), другой вариант – человек осознает, что присущие ему свойства в принципе не совместимы друг с другом (высокий уровень притязаний при низкой оценке своих способностей в значимой сфере деятельности).
  4.  степень стабильности образа Я, устойчивости его во времени  

Образ Я многозначен, он включает в себя телесное чувство, образ тела, самотождественность, протяженность (мои мысли, мои вещи, моя религия). Образ Я, который складывается в результате личного жизненного опыта, оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, других людей и оценивание собственного поведения.

Основные направления исследования физического облика:

  •  тело как хранилище Я, как граница личного пространства
  •  внешность
  •  тело как носитель символических знаков

Роджерс: важно для развития Я-концепции:

- Потребность в позитивном внимании, - условия ценности (м. причинить вред),- безусловное позитивное внимание.

Механизмы защиты: искажение восприятия и отрицание (+ рационализация – «профессор несправедливо ставит мне оценки»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30136. Средства создания и сопровождения сайта 139.29 KB
  Подпись Дата Лист 2 КОГУ Проверил Бегун Э.контур утвердить Лит Листов КОГУ Лабораторная работа 9. Подпись Дата Лист 2 КОГУ Проверил Бегун Э.контур утвердить Лит Листов КОГУ создал hobby.
30137. Теория сплайнов. Параметры, влияющие на точность аппроксимации контура 3.81 MB
  SPLINE SPLINE kim spline проходит точно через заданные точки. Минимально допустимое количество точек определяется особенностями системы ЧПУ; например система ЧПУ Sinumerik позволяет построить кривые только через 6 смежных точек в то время как система ЧПУ WinPCNC через 4 точки в предельном случае можно использовать две точки но в этом случае кривая трактуется как отрезок прямой. Главная область применения этого типа сплайна прохождение через точки полученные от контрольноизмерительной машины КИМ или от аналогичных машин. В...
30138. Фазовые портреты кусочно-линейных систем 52.98 KB
  Вариант 5 В программе Синус построен график нелинейности с использованием аналитического выражения: Рис.1 Нелинейная система второго порядка с двузначной кусочнолинейной функцией Рис. Для данной нелинейности получаем следующие области: Получили следующие границы областей многолистного фазового портрета линии переключения нелинейностей: Рис. Фазовый портрет при начальных точках...
30139. Снижение себестоимости 1 м3 горной массы при ведении буровзрывных работ 632.92 KB
  Выбор и обоснование параметров буровзрывных работ для условий разреза БунгурскийСеверный. Дипломный проект по специальности Открытые горные работы 130403 Новокузнецк 2012 количество страниц таблиц иллюстраций источников чертежей . Излагаются сущность способа вскрытия месторождения системы разработки структуры комплексной механизации технологические схемы отработки участка месторождения электроснабжения карьера.8 Выводы 22 2 Генеральный план и технологический комплекс на поверхности 23 3 Горные...
30140. Изучение теоретических и практических основ управления персоналом на предприятии на примере ООО «Оригинал» 176.44 KB
  Эффективное управление трудовым потенциалом предприятия как фактор повышения его конкурентоспособности. Производственнохозяйственная деятельность предприятия ООО Оригинал 2.Основные направления деятельности предприятия.Основные техникоэкономические и финансовые показатели деятельности предприятия.
30142. Значение автомобильного транспорта в обеспечении перевозок грузов и пассажиров-для народного хозяйства. Задачи автомобильного транспорта 163 KB
  Автомобильный транспорт занимают одно из ведущих мест в транспортной артерии нашей страны. Большая часть грузовых перевозок и пассажирских перевозок осуществляется автомобильным транспортом. В настоящее время перед автомобильной промышленностью стоят большие задачи по выпуску автомобилей и автобусов, удовлетворяющих потребности в увеличении перевозимого груза и улучшения комфортности в кабинах грузовых автомобилей
30143. Мицеллярные эффекты в кинетикереакций взаимодействия малахитового зеленого, кристаллического фиолетового та бриллиантового зеленого с гидроксид ионом 771 KB
  Установлено, что не все используемые в опытах ПАВ влияют на скорость реакции обесцвечивания ФФ в щелочном растворе и все используемые в опытах ПАВ влияют на скорость реакции обесцвечивания КФ в щелочном растворе. Мицеллы ТХ-100 и смешанные мицеллы ТХ-100 с ДСН, ТХ-100 с Brij-35 не влияют на скорость реакции обесцвечивания ФФ в щелочном растворе
30144. ТЕОРИЯ УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ 138.08 KB
  Директор общества распоряжается средствами общества на основе законодательства Российской Федерации и в порядке установленном контрактом трудовым договором. Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия нужно хорошо знать как управлять финансами какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования какую должны занимать собственные средства а какую заемные. Сведения которые находятся в пассиве баланса позволяют определить – какие изменения произошли в структуре собственного...