28237

Личность в системе отношений и структура отношений личности. Взгляды В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева

Доклад

Психология и эзотерика

Личность в системе отношений и структура отношений личности. Психология отношений специфическая теория личности имеет существенное значение при исследовании проблем нормального и патологического формирования личности происхождения болезней и механизмов их развития особенностей клинических проявлений лечения и предупреждения. Одно из фундаментальных положений психологии отношений является понимание личности как системы отношений индивида с окружающей средой. Эти отношения представляют собой преимущественно сознательную основанную на...

Русский

2013-08-20

46 KB

28 чел.

50. Личность в системе отношений и структура отношений личности. Взгляды В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева.

«Психология отношений» - специфическая теория личности, имеет существенное значение при исследовании проблем нормального и патологического формирования личности, происхождения болезней и механизмов их развития, особенностей клинических проявлений, лечения и предупреждения. Одно из фундаментальных положений «психологии отношений» является понимание личности как системы отношений индивида с окружающей средой. Эти отношения представляют собой преимущественно сознательную, основанную на опыте избирательную психологическую связь человека с различными сторонами жизни, которая выражается в его действиях, реакциях, переживаниях; а также связь личности с самой собой, как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и таким образом внутренне определяет его действия, переживания. Таким образом, в рамках «психология отношений» указывается, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней. (в основном это идеи Мясищева)

Начало исследования личности как системы отношений связано с именами основателей русской медицинской психологии В.М.Бехтерева и А.Ф.Лазурского. Эти исследования были продолжены и развиты их учеником В.П.Мясищевым, которому принадлежит более детальная разработка указанной концепции личности как в общепсихологическом плане, так и применительно к теории и практике медицины, и в особенности, к учению о неврозах и психотерапии.

Взгляд на личность Бехтерева В.Н.

Психологическое определение личности.

Кроме объединяющего начала под личностью следует понимать и направляющее начало, которое руководит мыслями.

Личность:

-интегрирующее в целое

- направляющее

Кроме внутреннего объединения и координации существует еще активное отношение к внешнему миру, которое основывается на индивидуальной переработке внешних воздействий

Личность – психический индивид со всеми его самобытными особенностями и представляющийся самодеятельным субъективным существом к окружающим внешним условиям.

Бехтерев один из идеологов бихевиоризма, так как считал крайне ценными внешние проявления личности.

Личность – две тесно связанные совокупности следов: органическая и социальная сфера. Социальная сфера развивается на почве органической, расширяет её в зависимости от социальных условий до степени, когда органические воздействия подавляются социальными воздействиями подчёркивается роль социальной сферы, которая является объединяющим звеном и возбудителем всех психорефлексов. Со вступлением в социум личная сфера не ограничивается только рефлексами. Развивается личная сфера социального характера, лежащая в основе нравственных и социальных отношений.

2 совокупности следов (рефлексов):

  •  биологическая сфера(органическая)
  •  социальная сфера

В зависимости от преобразования этих сфер – эгоист-альтруист. Социальная сфера не устраняет органическую, а частично подовляет и дополняет.

Концепция личности Лазурского А.Ф.

Личность – единство двух психологических механизмов. Обе части связаны и влияют друг на друга значительное развитие одной черты влечёт развитие остальных.

  1.  эндопсихика – в основном врождённые. Ядро личности, обнаруживает себя в основных психических функциях: память, внимание, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность
  2.  экзопсихика: отношения личности к окружающему миру.

Основная задача личности – приспособление (адаптация) к окружающей среде (на всех уровнях). Процесс адаптации может быть более или менее успешным в соответствии с этим 3 психических уровня:

  1.  низший: максимальное влияние внешней среды на психику человека, подчинение среде вне зависимости от эндоособенностей (плохо приспособленные).Поведение лбусловлено внешней средой и человек слепо подчиняется, следовательно плохо адаптируемый
  2.  средний: нормальный уровень приспособления (приспособившиеся).Ищет место в среде в зав-ти от склонностей и задатков. Более осознанный выбор Большая инициативность и работоспособность.
  3.  высший: не столько приспособление, сколько возникает желание переделать окружающий мир соответственно своим влечениям и потребностям осложнение развития процесса приспособления (приспособляющиеся).

Концепция личности Мясищева В.Н.Можно выделить 2 положения, значимые для осмысления проблемы личности:

  1.  Мясищев В.Н. первым в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. При этом специфика заключается в том, что в структуре личности нет отдельных составляющих, есть центральный элемент – отношение, замыкающее на себе все другие психологические характеристики – интегратор всех свойств.
  2.  Развитие и углубление традиций Лазурского, развитие идей об отношении личности (см.в начале).

Отношениясебе, к другим людям, к окружающему миру) – ядро личности, опосредует реакции и поведение человека. Важным моментом является представление о личности как о системе отношений, структурированной по степени обобщённости – от связи субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом. Отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которые преломляясь через «внутренние условия» способствуют формированию, развитию и закреплению личностных, субъективных отношений человека. Мясищев подчёркивает регулятивную роль отношения в поведении человека.

Структура отношения:

  1.  Когнитивный (оценочный) компонент восприятие и оценка объектов среды и самого себя. Проявляется в принятых личностью моральных ценностях, убеждениях, вкусах, идеалах.
  2.  Эмоциональный компонент формирования эмоционального отношения личности к объектам окружающей среды и самому себе. Выражается посредством привязанности, любви, симпатии или неприязни, вражды, антипатии.
  3.  Поведенческий (конативный) компонент выбор стратегий и тактик поведения по отношению к значимым объектам среды и самому себе. Выражается посредством потребностей.

Таким образом отдельные компоненты структуры отношений могут выступать как частичные отношения, его стороны, виды. Доминирующее отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека – направленность. Характеристики отношений:

  1.  Объектно-субъектный характер (характеристики субъекта и объекта)
  2.  связь с индивидуальным опытом
  3.  избирательность, связанная с социальной значимостью
  4.  сознательность
  5.  перспективный характер (прогнозирование)
  6.  регулирующая функция поведения
  7.  динамичность
  8.  обобщенность и целостность
  9.  содержательность

Развитие отношений

Личность – система отношений развитие личности обуславливается ходом развития её отношений.

  1.  до 2-х лет – период предоотношений: отсутствует элемент сознательности; неосознаваемая мотивация поведения;
  2.  в возрасте 2 – 3-х лет: выраженная избирательность отношений.
  3.  в школьном возрасте увеличивается число отношений.
  4.  в старшем шк.возрасте: принципы, убеждения, идеалы

Важным является отношение к самому себе: один из компонентов самосознания (самосознание: самопонимание, самооценка, саморегуляция). Завершает становление системы отношений, является наиболее поздним и зависимым от всех остальных. Таким образом, высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.

Отношения связаны с разными подструктурами личности. Так, с точки зрения Мясищева, динамические индивидуально-психологические свойства темперамента являются на уровне развитого характера "снятой" формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы. Характер – устойчивые и типичные для личности отношения превращаются в черты характера, оставаясь отношениями. Способности человека находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность – это не что иное, как потребность в определенном виде деятельности, или избирательно-положительное отношение к ней.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23750. Делители и кратные 59 KB
  Основные цели: формировать способность нового понятия на примере введения понятий делителя числа НОД чисел; формировать способность построения нового алгоритма на примере нахождения делителей чисел общих делителей НОД; тренировать способность нахождения парных делителей общих делителей разными способами НОД разными способами. 1 № 385 аб Чем является числа 60 16 и т. Какая разница между числами являющимися делителями в первой группе примеров и во второй Возникает затруднение при ответе на поставленный вопрос. Как...
23751. Рефлексия 56 KB
  первое число делится на 29. каждое число делится на 5: первое оканчивается 5 а второе оканчивается 0. сумма цифр делится на 3 12 значит и всё число делится на 3. оно чётное и сумма цифр делится на 9 27.
23753. Задачи для самопроверки (подготовка к контрольной работе) 61 KB
  3 Вычислительные ошибки. Назовите номера заданий в которых вы допустили ошибки. Какие ошибки допущены Разговор проводится по каждому заданию в котором допущена ошибка. Учитель последовательно выясняет у кого из детей на какой алгоритм были допущены ошибки и эти алгоритмы проговариваются во внешней речи.
23754. Набольший общий делитель 34.5 KB
  Основные цели: вывести алгоритм нахождения НОД чисел на основе их разложения на простые множители сформировать способность к использованию выведенного алгоритма для решения задач; повторить и закрепить решение неравенств задач на одновременное движение действия со смешанными числами. Что даёт нам умение раскладывать числа на простые множители Ещё один метод нахождения делителей числа. А что зная делители числа мы находили Общие делители НОД. Как называются все числа кратные 2 Четные числа.
23755. Программный SIP телефон (Soft-Phone) 1.26 MB
  Управление осуществляется мышью, команды необходимо расставить в порядке прохождения сверху вниз; изменение направления прохождения команд осуществляется щелчком мыши. Инициирует вызов абонент слева (Bart). Завершает вызов абонент справа (Moe). Проверка правильности производится нажатием на кнопку Соединить
23756. Наибольший общий делитель 69.5 KB
  Основная цель: тренировать способность к нахождению НОД на основе разложения чисел на простые множители способность к рефлексии собственной деятельности; повторить и закрепить решение уравнений решение задач методом уравнений графическое изображение множеств с помощью диаграммы Венна. Какой темой мы занимались на предыдущих уроках Нахождение НОД чисел методом разложения чисел на простые множители. Чему равен НОД взаимно простых чисел НОД взаимно простых чисел равен 1. Найдите: а НОД а b; б НОД b с; в НОД а с.
23757. Открытие нового знания 49.5 KB
  Можно ли утверждать что числа a b и c кратны числу 14 a = b = c = Числа a и b кратны числу 14 т. в разложении этих чисел есть множители числа 14 а число с нет т. в нём не содержится разложения числа 14. Найдите частное от деления числа a на число 14 числа b на число 14.
23758. Открытие нового знания 38 KB
  Здравствуйте ребята Какая основная задача стояла перед нами на прошлых уроках Мы вывели новый способ нахождения НОК используя разложение чисел на простые множители. Сегодня на уроке мы продолжим работать над нахождением НОК чисел и рассмотрим нахождение НОК разных чисел. Найдите НОК 15 24: а составляя множества К 15 и К 24; б перебирая кратные 24; в с помощью разложения чисел 15 и 24 на простые множители.