28237

Личность в системе отношений и структура отношений личности. Взгляды В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева

Доклад

Психология и эзотерика

Личность в системе отношений и структура отношений личности. Психология отношений специфическая теория личности имеет существенное значение при исследовании проблем нормального и патологического формирования личности происхождения болезней и механизмов их развития особенностей клинических проявлений лечения и предупреждения. Одно из фундаментальных положений психологии отношений является понимание личности как системы отношений индивида с окружающей средой. Эти отношения представляют собой преимущественно сознательную основанную на...

Русский

2013-08-20

46 KB

25 чел.

50. Личность в системе отношений и структура отношений личности. Взгляды В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева.

«Психология отношений» - специфическая теория личности, имеет существенное значение при исследовании проблем нормального и патологического формирования личности, происхождения болезней и механизмов их развития, особенностей клинических проявлений, лечения и предупреждения. Одно из фундаментальных положений «психологии отношений» является понимание личности как системы отношений индивида с окружающей средой. Эти отношения представляют собой преимущественно сознательную, основанную на опыте избирательную психологическую связь человека с различными сторонами жизни, которая выражается в его действиях, реакциях, переживаниях; а также связь личности с самой собой, как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и таким образом внутренне определяет его действия, переживания. Таким образом, в рамках «психология отношений» указывается, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней. (в основном это идеи Мясищева)

Начало исследования личности как системы отношений связано с именами основателей русской медицинской психологии В.М.Бехтерева и А.Ф.Лазурского. Эти исследования были продолжены и развиты их учеником В.П.Мясищевым, которому принадлежит более детальная разработка указанной концепции личности как в общепсихологическом плане, так и применительно к теории и практике медицины, и в особенности, к учению о неврозах и психотерапии.

Взгляд на личность Бехтерева В.Н.

Психологическое определение личности.

Кроме объединяющего начала под личностью следует понимать и направляющее начало, которое руководит мыслями.

Личность:

-интегрирующее в целое

- направляющее

Кроме внутреннего объединения и координации существует еще активное отношение к внешнему миру, которое основывается на индивидуальной переработке внешних воздействий

Личность – психический индивид со всеми его самобытными особенностями и представляющийся самодеятельным субъективным существом к окружающим внешним условиям.

Бехтерев один из идеологов бихевиоризма, так как считал крайне ценными внешние проявления личности.

Личность – две тесно связанные совокупности следов: органическая и социальная сфера. Социальная сфера развивается на почве органической, расширяет её в зависимости от социальных условий до степени, когда органические воздействия подавляются социальными воздействиями подчёркивается роль социальной сферы, которая является объединяющим звеном и возбудителем всех психорефлексов. Со вступлением в социум личная сфера не ограничивается только рефлексами. Развивается личная сфера социального характера, лежащая в основе нравственных и социальных отношений.

2 совокупности следов (рефлексов):

  •  биологическая сфера(органическая)
  •  социальная сфера

В зависимости от преобразования этих сфер – эгоист-альтруист. Социальная сфера не устраняет органическую, а частично подовляет и дополняет.

Концепция личности Лазурского А.Ф.

Личность – единство двух психологических механизмов. Обе части связаны и влияют друг на друга значительное развитие одной черты влечёт развитие остальных.

  1.  эндопсихика – в основном врождённые. Ядро личности, обнаруживает себя в основных психических функциях: память, внимание, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность
  2.  экзопсихика: отношения личности к окружающему миру.

Основная задача личности – приспособление (адаптация) к окружающей среде (на всех уровнях). Процесс адаптации может быть более или менее успешным в соответствии с этим 3 психических уровня:

  1.  низший: максимальное влияние внешней среды на психику человека, подчинение среде вне зависимости от эндоособенностей (плохо приспособленные).Поведение лбусловлено внешней средой и человек слепо подчиняется, следовательно плохо адаптируемый
  2.  средний: нормальный уровень приспособления (приспособившиеся).Ищет место в среде в зав-ти от склонностей и задатков. Более осознанный выбор Большая инициативность и работоспособность.
  3.  высший: не столько приспособление, сколько возникает желание переделать окружающий мир соответственно своим влечениям и потребностям осложнение развития процесса приспособления (приспособляющиеся).

Концепция личности Мясищева В.Н.Можно выделить 2 положения, значимые для осмысления проблемы личности:

  1.  Мясищев В.Н. первым в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. При этом специфика заключается в том, что в структуре личности нет отдельных составляющих, есть центральный элемент – отношение, замыкающее на себе все другие психологические характеристики – интегратор всех свойств.
  2.  Развитие и углубление традиций Лазурского, развитие идей об отношении личности (см.в начале).

Отношениясебе, к другим людям, к окружающему миру) – ядро личности, опосредует реакции и поведение человека. Важным моментом является представление о личности как о системе отношений, структурированной по степени обобщённости – от связи субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом. Отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которые преломляясь через «внутренние условия» способствуют формированию, развитию и закреплению личностных, субъективных отношений человека. Мясищев подчёркивает регулятивную роль отношения в поведении человека.

Структура отношения:

  1.  Когнитивный (оценочный) компонент восприятие и оценка объектов среды и самого себя. Проявляется в принятых личностью моральных ценностях, убеждениях, вкусах, идеалах.
  2.  Эмоциональный компонент формирования эмоционального отношения личности к объектам окружающей среды и самому себе. Выражается посредством привязанности, любви, симпатии или неприязни, вражды, антипатии.
  3.  Поведенческий (конативный) компонент выбор стратегий и тактик поведения по отношению к значимым объектам среды и самому себе. Выражается посредством потребностей.

Таким образом отдельные компоненты структуры отношений могут выступать как частичные отношения, его стороны, виды. Доминирующее отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека – направленность. Характеристики отношений:

  1.  Объектно-субъектный характер (характеристики субъекта и объекта)
  2.  связь с индивидуальным опытом
  3.  избирательность, связанная с социальной значимостью
  4.  сознательность
  5.  перспективный характер (прогнозирование)
  6.  регулирующая функция поведения
  7.  динамичность
  8.  обобщенность и целостность
  9.  содержательность

Развитие отношений

Личность – система отношений развитие личности обуславливается ходом развития её отношений.

  1.  до 2-х лет – период предоотношений: отсутствует элемент сознательности; неосознаваемая мотивация поведения;
  2.  в возрасте 2 – 3-х лет: выраженная избирательность отношений.
  3.  в школьном возрасте увеличивается число отношений.
  4.  в старшем шк.возрасте: принципы, убеждения, идеалы

Важным является отношение к самому себе: один из компонентов самосознания (самосознание: самопонимание, самооценка, саморегуляция). Завершает становление системы отношений, является наиболее поздним и зависимым от всех остальных. Таким образом, высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.

Отношения связаны с разными подструктурами личности. Так, с точки зрения Мясищева, динамические индивидуально-психологические свойства темперамента являются на уровне развитого характера "снятой" формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы. Характер – устойчивые и типичные для личности отношения превращаются в черты характера, оставаясь отношениями. Способности человека находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность – это не что иное, как потребность в определенном виде деятельности, или избирательно-положительное отношение к ней.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19351. Неметаллические проводниковые материалы 27.87 KB
  Лекция №3. Неметаллические проводниковые материалы. Сверхпроводники. При понижении температуры удельное сопротивление p металлов уменьшается. Представляет большой интерес электропроводность металлов при весьма низких криогенных температурах приближающихся к...
19352. Диэлектрические материалы 49 KB
  Лекция №4 Диэлектрические материалы. Диэлектрическими называются электротехнические материалы с. большим сопротивлением прохождению тока электроизоляционными диэлектрические материалы диэлектрики предназначенные для изоляции электрических цепей элемент
19353. Зависимость диэлектрической проницаемости от температуры и частоты переменного электрического тока 193.5 KB
  Лекция №5 Зависимость диэлектрической проницаемости от температуры и частоты переменного электрического тока Зависимость диэлектрической проницаемости от температуры давления влажности напряжения. Характер температурной зависимости ε диэлектриков с разл...
19354. Магнитные свойства материалов 223 KB
  Лекция №6 Магнитные свойства материалов. Величины с помощью которых оцениваются магнитные свойства материалов называются магнитными характеристиками. К ним относятся: абсолютная магнитная проницаемость; относительная магнитная проницаемость; темп
19355. Ферриты и их применение в технике сверхвысоких частот 102.5 KB
  Лекция №7 Ферриты и их применение в технике сверхвысоких частот. Ферриты от лат. ferrum железо в прямом смысле химические соединения окиси железа Fe2O3 с окислами других металлов; в более широком понимании сложные окислы содержащие железо и другие элементы. Большин...
19356. Радиокомпоненты. Резисторы. Общие сведения 530 KB
  Лекция №6 Радиокомпоненты. Резисторы. Общие сведения. Резистор это пассивный элемент радиоэлектронной аппаратуры РЭА предназначенный для создания в электрической цепи требуемой величины электрического сопротивления обеспечивающий перераспределение и регули
19357. Проволочные и непроволочные резисторы 51.5 KB
  Лекция №9 Проволочные и непроволочные резисторы Проволочные резисторы обычно предназначены для установки в те цепи где на них происходит рассеяние значительных мощностей причем компонент рассчитанный на мощность 50 Вт является достаточно распространенным возм...
19358. Содержание коррекционно-логопедического воздействия при дислалии. Этапы автоматизации и дифференциации звуков 69.5 KB
  Исходя из цели и задач логопедического воздействия, представляется оправданным выделить следующие этапы работ: подготовительный этап; этап формирования первичных произносительных умений и навыков; этап формирования коммуникативных, умений и навыков.
19359. Катушки индуктивности 124 KB
  Лекция № 12 Катушки индуктивности Классификация и основные технические параметры катушек индуктивности Как магнитное так и электрическое поля создаются тем или иным элементом цепи. В случае статических полей магнитное и электрическое поля могут суще...