28240

Характер: свойства, детерминация, формирование

Доклад

Психология и эзотерика

Олпорт: Черты характера это нравственно оцениваемые черты личности следовательно определенной культуре определенная трактовка одного и того же свойства. Выраженность характера определяется четкостью тенденций и способностью подкрепить их. Мерлин: Черты характера это свойства личности в целом которые проявляются в социальнотипических ситуациях. Функции характера: 1.

Русский

2013-08-20

66.5 KB

13 чел.

44. Характер: свойства, детерминация, формирование.

Мясищев: Характер - структурная интеграция отношений (имеется в виду характерная для индивидуума структура личности). Личность характеризуется - направленностью, уровнем развития, структурой, динамикой  темперамента. Т.о. направленность - вектор, а характер - соотношение мотивов и отношений вообще.

Левитов: Характер - психический склад личности, выраженный в ее направленности и воли. Основное - направленность. Направленность определяет деятельность, воля подкрепляет ее.

Олпорт: Черты характера - это нравственно оцениваемые черты личности (следовательно определенной культуре определенная трактовка одного и того же свойства). Характер - согласование индивидуальных и групповых норм и ценностей.

Платонов: Характер - каркас личности. Содержательная сторона - направленность плюс воля плюс проявление в поведении: сложившийся стереотип поведения. Выраженность характера определяется четкостью тенденций и способностью подкрепить их.

Мерлин: Черты характера - это свойства личности в целом, которые проявляются в социально-типических ситуациях.

Функции характера: 1. Помогают человеку самоосуществиться в деятельности . 2. Экспрессивная функция (выражение отношения к чему-либо).

Эмпирические характеристики черт характера: 

1.Интегративные. Это всегда структура.

2.Индивидуально-своеобразное сочетание свойств.

3.Относится к социальному поведению человека.

4.Это всегда отношение, т.е. всегда есть мотивационный компонент.

5Автоматизированность проявлений черт характера. Черты долго закрепляются, но потом начинают проявляться автоматически. Автоматизм может привести к акцентуации.

6.Яркая выраженность

7.Наличие волевого компонента.

8.Относительная стабильность.

9.Формируется через воспитание.

При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти. свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера — «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как, «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера — «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый».

В зависимости от отношений личности выделяют 4 системы свойств характера: отношение к людям, отношение к труду, отношение к вещам, отношение к себе

Отношения взаимосвязаны, поэтому можно говорить лишь о группах свойств, зависящих преимущественно от определенного отношения личности. Свойства характера также взаимосвязаны, т.е. характер целостен. В системе отношений личности существуют стержневые (всегда социально-типичны) и производные.

Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и свойствами самой структуры характера:

1.глубина свойств – более глубокие свойства, определяющиеся стержневыми отношениями, связаны с более широкой системой других свойств

  1.  активность (сила характера) – определяется степенью противодействия внешним обстоятельствам
    1.  устойчивость/изменчивость свойств

Более глубокие свойства активнее и устойчивее.   

Характер формируется: на наследственность влияет воспитание и обстоятельства жизни. Во взаимодействии личности и среды выделяют 2 фактора: 

  •  характер воздействий обстоятельств жизни
  •  активность личности, формируемая обстоятельствами, воспитанием и изменяющая эти обстоятельства с целью наилучшего удовлетворения потребностей

Из всех условий жизни решающее значение для формирования характера имеют человеческие взаимоотношения, а из всех социальных воздействий – воспитание.

Большое значение имеет семья, т.к. там образуются отношения ребенка к людям, предметам, обязанностям, т.е. формируется его характер:

- родители жестко контролируют ребенка, строго наказывают → неуверенность, замкнутость, недоверчивость

- родители снисходительны, не делают замечаний, но и не поощряют → отсутствие любознательности, несдержанность

- родители доброжелательны, сочетают контроль с поддержанием у ребенка желания быть независимым → уверенность, любознательность, зрелость

Механизм формирования характера - деятельность: игровая, учебная, трудовая

Сначала у ребенка формируется ситуационный характер (ребенок легко поддается влиянию), в процессе игровой деятельности он постепенно закрепляется. У поступившего в школу формируются обобщенные отношения к различным сторонам действительности = убеждения. Свойства характера развиваются неравномерно, не одновременно и формируется характер всю жизнь.

Определенное психическое состояние, возникая достаточно часто, также может закрепиться и стать чертой характера.

Эмпирические характеристики характера:

  1.  полнота – разнообразие черт, свойств
  2.  цельность - характер это всегда индивидуально-своеобразное сочетание свойств
  3.  уравновешенность
  4.  выраженность – может доходить до акцентуации
  5.  оригинальность, самобытность
  6.  интегративность – характер это всегда структура
  7.  социальность – характер всегда проявляется в поведении
  8.  автоматизированность проявления черт характера, хотя закрепляются долго
  9.  мотивационный компонент - характер это всегда отношение
  10.  волевой компонент – черты характера могут компенсировать черты темперамента

Классификация черт характера Ананьева: 

  1.  Коммуникативные

Возникают первыми в процессе онтогенеза, т.к. ведущей деятельностью ребенка является непосредственное общение с окружающими его людьми. Человек становится субъектом отношений по мерее того, как он развивается во множестве жизненных ситуации в качестве объекта отношений со стороны других людей.

  1.  Предметно-действенные («деловые»)

Формируются на основе отношений, возникающих между субъектом и окружающей его объективной предметной средой, взаимодействие с которой определяет ее познание и предметную деятельность. Именно принятие субъектом этих отношений в качестве личностно значимых способствует формированию интеллектуальных, волевых и так называемых деловых свойств личности. Последующее их закрепление способствует переводу этих свойств в устойчивые черты характера. В онтогенезе непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью сменяется ведущей в раннем детстве предметной деятельностью.   

  1.  Система отношений личности к самой себе

Она формируется позже других, что обусловлено становлением Я-концепции и самосознания личности. Во всех видах деятельности эти отношения следуют за отношением  к ситуации, предмету, средствам деятельности, другим людям. Требуется значительный опыт множества таких осознаний себя субъектом поведения, чтобы эти отношения к себе превратились в рефлексивные стороны характера. Они наиболее тесно связаны с целями жизни, ценностными ориентациями и выполняют функцию саморегулирования и контроля саморазвития. Именно эти свойства завершают структуру характера и определяют его целостность.  

Вопрос 44. Свойства характера: их детерминация и формирование.

Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название “характер”).

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека в действительности и проявляющихся в его поведении.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти. свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера — «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как, «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера — «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый».

СВОЙСТВА ХАРАКТЕРА: ИХ ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных черт личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для данной личности способы поведения.

Мясищев: характер – структурная интеграция отношений, соотношение мотивов и отношений.

В зависимости от отношений личности выделяют 4 системы свойств характера:

  •  отношение к людям
  •  отношение к труду
  •  отношение к вещам
  •  отношение к себе

Отношения взаимосвязаны, поэтому можно говорить лишь о группах свойств, зависящих преимущественно от определенного отношения личности. Свойства характера также взаимосвязаны, т.е. характер целостен. В системе отношений личности существуют стержневые (всегда социально-типичны) и производные.

Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и свойствами самой структуры характера:

  •  глубина свойств – более глубокие свойства, определяющиеся стержневыми отношениями, связаны с более широкой системой других свойств
  •  активность (сила характера) – определяется степенью противодействия внешним обстоятельствам
  •  устойчивость/изменчивость свойств

Более глубокие свойства активнее и устойчивее.   

Характер формируется: на наследственность влияет воспитание и обстоятельства жизни. Во взаимодействии личности и среды выделяют 2 фактора: 

  •  характер воздействий обстоятельств жизни
  •  активность личности, формируемая обстоятельствами, воспитанием и изменяющая эти обстоятельства с целью наилучшего удовлетворения потребностей

Из всех условий жизни решающее значение для формирования характера имеют человеческие взаимоотношения, а из всех социальных воздействий – воспитание.

Большое значение имеет семья, т.к. там образуются отношения ребенка к людям, предметам, обязанностям, т.е. формируется его характер:

- родители жестко контролируют ребенка, строго наказывают неуверенность, замкнутость, недоверчивость

- родители снисходительны, не делают замечаний, но и не поощряют отсутствие любознательности, несдержанность

- родители доброжелательны, сочетают контроль с поддержанием у ребенка желания быть независимым уверенность, любознательность, зрелость

Механизм формирования характера - деятельность:

Сначала у ребенка формируется ситуационный характер (ребенок легко поддается влиянию), в процессе игровой деятельности он постепенно закрепляется. У поступившего в школу формируются обобщенные отношения к различным сторонам действительности = убеждения. Свойства характера развиваются неравномерно, не одновременно и формируется характер всю жизнь.

Определенное психическое состояние, возникая достаточно часто, также ожжет закрепиться и стать чертой характера.

Эмпирические характеристики характера:

  •  полнота – разнообразие черт, свойств
  •  цельность - характер это всегда индивидуально-своеобразное сочетание свойств
  •  уравновешенность
  •  выраженность – может доходить до акцентуации
  •  оригинальность, самобытность
  •  интегративность – характер это всегда структура
  •  социальность – характер всегда проявляется в поведении
  •  автоматизированность проявления черт характера, хотя закрепляются долго
  •  мотивационный компонент - характер это всегда отношение
  •  волевой компонент – черты характера могут компенсировать черты темперамента

  •  

Классификация черт характера Ананьева: 

  1.  Коммуникативные

Возникают первыми в процессе онтогенеза, т.к. ведущей деятельностью ребенка является непосредственное общение с окружающими его людьми. Человека становится субъектом отношений по мерее того, как он развивается во множестве жизненных ситуации в качестве объекта отношений со стороны других людей.

  1.  Предметно-действенные («деловые»)

Формируются на основе отношений, возникающих между субъектом и окружающей его объективной предметной средой, взаимодействие с которой определяет ее познание и предметную деятельность. Именно принятие субъектом этих отношений в качестве личностно значимых способствует формированию интеллектуальных, волевых и так называемых деловых свойств личности. Последующее их закрепление способствует переводу этих свойств в устойчивые черты характера. В онтогенезе непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью сменяется ведущей в раннем детстве предметной деятельностью.   

  1.  Система отношений личности к самой себе

Она формируется позже других, что обусловлено становлением Я-концепции и самосознания личности. Во всех видах деятельности эти отношения следуют за отношением  ситуации, предмету, средствам деятельности, другим людям. Требуется значительный опыт множества таких осознаний себя субъектом поведения, чтобы эти отношения к себе превратились в рефлексивные стороны характера. Они наиболее тесно связаны с целями жизни, ценностными ориентациями и выполняют функцию саморегулирования и контроля саморазвития. Именно эти свойства завершают структуру характера и определяют его целостность.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4598. Основы программирования и алгоритмические языки. Конспект лекций 211.5 KB
  Лекция 1. Введение в язык java История возникновения языка Java Язык Java является одним из самых молодых языков программирования. Он моложе таких популярных языков, как Basic, Pascal, С и С++. Поскольку в момент создания Java язык С++ являлся...
4599. Основы объектно-ориентированного программирования. Конспект лекций 294.5 KB
  Основы объектно-ориентированного программирования Введение Язык С++ был создан как объектно-ориентированное продолжение одного из самых популярных в мире языков для разработки коммерческих программ. Язык С был разработан как нечто среднее между язык...
4600. Основные логические элементы. Основные приёмы работы в среде MatLab 84.5 KB
  Основные логические элементы Всё цифровое оборудование, от простого до сложного, сконструировано с использованием небольшого количества основных схем. Эти схемы, называемые логическими элементами, выполняют некоторые логические функции с двоичными д...
4601. Основы булевой алгебры. Построение комбинационных схем по структурной формуле на однотипных базовых элементах 163 KB
  Основы булевой алгебры Для описания работы схем вычислительной техники и автоматики используют булеву алгебру. Булевой функцией называют функцию f(x1, x2, х3,…, xn), аргументы которой x1, x1, x2, xn и сама функция принимают значение 0 или 1. Табл...
4602. Сумматор по модулю. Двоичный одноразрядный сумматор 67.5 KB
  Сумматор по модулю 2. Дискретные устройства, выполняющие операцию сложения над числами, представленными в двоичной системе счисления, называются двоичными сумматорами. Сумматор, который выполняет операцию сложения в одном разряде, называют одноразряд...
4603. Арифметические основы работы ЭВМ 70.5 KB
  Арифметические основы работы ЭВМ Правила выполнения арифметических действий над двоичными числами задаются таблицами сложения, вычитания и умножения. Таблица 1 Сложение Вычитание Умножение 0 + 0=0 0 – 0=0 0 x 0=0 0 + 1=1 1 – 0=1 0 x 1=0 1 ...
4604. Простейшие алгоритмы. Поиск 81.5 KB
  Простейшие алгоритмы. Поиск Линейный поиск В массиве ТИП найти элемент равный Алгоритм линейного поиска Цикл while завершит свою работу либо при нахождении элемен...
4605. Основные понятия и подходы к разработке программных продуктов 329.5 KB
  Программирование — молодая и быстро развивающаяся отрасль науки и техники. Опыт ведения реальных разработок и совершенствования имеющихся программных и технических средств постоянно переосмысливается, в результате чего появляются новые...
4606. Основные понятия языка программирования Delphi 448.5 KB
  Введение Среди множества языков программирования высокого уровня, используемых на персональных компьютерах, язык Pascal является одним из наиболее универсальных и легко изучаемых языков. Его удобно применять при создании сложных приложений, включая ...