28240

Характер: свойства, детерминация, формирование

Доклад

Психология и эзотерика

Олпорт: Черты характера это нравственно оцениваемые черты личности следовательно определенной культуре определенная трактовка одного и того же свойства. Выраженность характера определяется четкостью тенденций и способностью подкрепить их. Мерлин: Черты характера это свойства личности в целом которые проявляются в социальнотипических ситуациях. Функции характера: 1.

Русский

2013-08-20

66.5 KB

13 чел.

44. Характер: свойства, детерминация, формирование.

Мясищев: Характер - структурная интеграция отношений (имеется в виду характерная для индивидуума структура личности). Личность характеризуется - направленностью, уровнем развития, структурой, динамикой  темперамента. Т.о. направленность - вектор, а характер - соотношение мотивов и отношений вообще.

Левитов: Характер - психический склад личности, выраженный в ее направленности и воли. Основное - направленность. Направленность определяет деятельность, воля подкрепляет ее.

Олпорт: Черты характера - это нравственно оцениваемые черты личности (следовательно определенной культуре определенная трактовка одного и того же свойства). Характер - согласование индивидуальных и групповых норм и ценностей.

Платонов: Характер - каркас личности. Содержательная сторона - направленность плюс воля плюс проявление в поведении: сложившийся стереотип поведения. Выраженность характера определяется четкостью тенденций и способностью подкрепить их.

Мерлин: Черты характера - это свойства личности в целом, которые проявляются в социально-типических ситуациях.

Функции характера: 1. Помогают человеку самоосуществиться в деятельности . 2. Экспрессивная функция (выражение отношения к чему-либо).

Эмпирические характеристики черт характера: 

1.Интегративные. Это всегда структура.

2.Индивидуально-своеобразное сочетание свойств.

3.Относится к социальному поведению человека.

4.Это всегда отношение, т.е. всегда есть мотивационный компонент.

5Автоматизированность проявлений черт характера. Черты долго закрепляются, но потом начинают проявляться автоматически. Автоматизм может привести к акцентуации.

6.Яркая выраженность

7.Наличие волевого компонента.

8.Относительная стабильность.

9.Формируется через воспитание.

При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти. свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера — «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как, «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера — «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый».

В зависимости от отношений личности выделяют 4 системы свойств характера: отношение к людям, отношение к труду, отношение к вещам, отношение к себе

Отношения взаимосвязаны, поэтому можно говорить лишь о группах свойств, зависящих преимущественно от определенного отношения личности. Свойства характера также взаимосвязаны, т.е. характер целостен. В системе отношений личности существуют стержневые (всегда социально-типичны) и производные.

Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и свойствами самой структуры характера:

1.глубина свойств – более глубокие свойства, определяющиеся стержневыми отношениями, связаны с более широкой системой других свойств

  1.  активность (сила характера) – определяется степенью противодействия внешним обстоятельствам
    1.  устойчивость/изменчивость свойств

Более глубокие свойства активнее и устойчивее.   

Характер формируется: на наследственность влияет воспитание и обстоятельства жизни. Во взаимодействии личности и среды выделяют 2 фактора: 

  •  характер воздействий обстоятельств жизни
  •  активность личности, формируемая обстоятельствами, воспитанием и изменяющая эти обстоятельства с целью наилучшего удовлетворения потребностей

Из всех условий жизни решающее значение для формирования характера имеют человеческие взаимоотношения, а из всех социальных воздействий – воспитание.

Большое значение имеет семья, т.к. там образуются отношения ребенка к людям, предметам, обязанностям, т.е. формируется его характер:

- родители жестко контролируют ребенка, строго наказывают → неуверенность, замкнутость, недоверчивость

- родители снисходительны, не делают замечаний, но и не поощряют → отсутствие любознательности, несдержанность

- родители доброжелательны, сочетают контроль с поддержанием у ребенка желания быть независимым → уверенность, любознательность, зрелость

Механизм формирования характера - деятельность: игровая, учебная, трудовая

Сначала у ребенка формируется ситуационный характер (ребенок легко поддается влиянию), в процессе игровой деятельности он постепенно закрепляется. У поступившего в школу формируются обобщенные отношения к различным сторонам действительности = убеждения. Свойства характера развиваются неравномерно, не одновременно и формируется характер всю жизнь.

Определенное психическое состояние, возникая достаточно часто, также может закрепиться и стать чертой характера.

Эмпирические характеристики характера:

  1.  полнота – разнообразие черт, свойств
  2.  цельность - характер это всегда индивидуально-своеобразное сочетание свойств
  3.  уравновешенность
  4.  выраженность – может доходить до акцентуации
  5.  оригинальность, самобытность
  6.  интегративность – характер это всегда структура
  7.  социальность – характер всегда проявляется в поведении
  8.  автоматизированность проявления черт характера, хотя закрепляются долго
  9.  мотивационный компонент - характер это всегда отношение
  10.  волевой компонент – черты характера могут компенсировать черты темперамента

Классификация черт характера Ананьева: 

  1.  Коммуникативные

Возникают первыми в процессе онтогенеза, т.к. ведущей деятельностью ребенка является непосредственное общение с окружающими его людьми. Человек становится субъектом отношений по мерее того, как он развивается во множестве жизненных ситуации в качестве объекта отношений со стороны других людей.

  1.  Предметно-действенные («деловые»)

Формируются на основе отношений, возникающих между субъектом и окружающей его объективной предметной средой, взаимодействие с которой определяет ее познание и предметную деятельность. Именно принятие субъектом этих отношений в качестве личностно значимых способствует формированию интеллектуальных, волевых и так называемых деловых свойств личности. Последующее их закрепление способствует переводу этих свойств в устойчивые черты характера. В онтогенезе непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью сменяется ведущей в раннем детстве предметной деятельностью.   

  1.  Система отношений личности к самой себе

Она формируется позже других, что обусловлено становлением Я-концепции и самосознания личности. Во всех видах деятельности эти отношения следуют за отношением  к ситуации, предмету, средствам деятельности, другим людям. Требуется значительный опыт множества таких осознаний себя субъектом поведения, чтобы эти отношения к себе превратились в рефлексивные стороны характера. Они наиболее тесно связаны с целями жизни, ценностными ориентациями и выполняют функцию саморегулирования и контроля саморазвития. Именно эти свойства завершают структуру характера и определяют его целостность.  

Вопрос 44. Свойства характера: их детерминация и формирование.

Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название “характер”).

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека в действительности и проявляющихся в его поведении.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти. свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера — «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как, «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера — «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый».

СВОЙСТВА ХАРАКТЕРА: ИХ ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных черт личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для данной личности способы поведения.

Мясищев: характер – структурная интеграция отношений, соотношение мотивов и отношений.

В зависимости от отношений личности выделяют 4 системы свойств характера:

  •  отношение к людям
  •  отношение к труду
  •  отношение к вещам
  •  отношение к себе

Отношения взаимосвязаны, поэтому можно говорить лишь о группах свойств, зависящих преимущественно от определенного отношения личности. Свойства характера также взаимосвязаны, т.е. характер целостен. В системе отношений личности существуют стержневые (всегда социально-типичны) и производные.

Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и свойствами самой структуры характера:

  •  глубина свойств – более глубокие свойства, определяющиеся стержневыми отношениями, связаны с более широкой системой других свойств
  •  активность (сила характера) – определяется степенью противодействия внешним обстоятельствам
  •  устойчивость/изменчивость свойств

Более глубокие свойства активнее и устойчивее.   

Характер формируется: на наследственность влияет воспитание и обстоятельства жизни. Во взаимодействии личности и среды выделяют 2 фактора: 

  •  характер воздействий обстоятельств жизни
  •  активность личности, формируемая обстоятельствами, воспитанием и изменяющая эти обстоятельства с целью наилучшего удовлетворения потребностей

Из всех условий жизни решающее значение для формирования характера имеют человеческие взаимоотношения, а из всех социальных воздействий – воспитание.

Большое значение имеет семья, т.к. там образуются отношения ребенка к людям, предметам, обязанностям, т.е. формируется его характер:

- родители жестко контролируют ребенка, строго наказывают неуверенность, замкнутость, недоверчивость

- родители снисходительны, не делают замечаний, но и не поощряют отсутствие любознательности, несдержанность

- родители доброжелательны, сочетают контроль с поддержанием у ребенка желания быть независимым уверенность, любознательность, зрелость

Механизм формирования характера - деятельность:

Сначала у ребенка формируется ситуационный характер (ребенок легко поддается влиянию), в процессе игровой деятельности он постепенно закрепляется. У поступившего в школу формируются обобщенные отношения к различным сторонам действительности = убеждения. Свойства характера развиваются неравномерно, не одновременно и формируется характер всю жизнь.

Определенное психическое состояние, возникая достаточно часто, также ожжет закрепиться и стать чертой характера.

Эмпирические характеристики характера:

  •  полнота – разнообразие черт, свойств
  •  цельность - характер это всегда индивидуально-своеобразное сочетание свойств
  •  уравновешенность
  •  выраженность – может доходить до акцентуации
  •  оригинальность, самобытность
  •  интегративность – характер это всегда структура
  •  социальность – характер всегда проявляется в поведении
  •  автоматизированность проявления черт характера, хотя закрепляются долго
  •  мотивационный компонент - характер это всегда отношение
  •  волевой компонент – черты характера могут компенсировать черты темперамента

  •  

Классификация черт характера Ананьева: 

  1.  Коммуникативные

Возникают первыми в процессе онтогенеза, т.к. ведущей деятельностью ребенка является непосредственное общение с окружающими его людьми. Человека становится субъектом отношений по мерее того, как он развивается во множестве жизненных ситуации в качестве объекта отношений со стороны других людей.

  1.  Предметно-действенные («деловые»)

Формируются на основе отношений, возникающих между субъектом и окружающей его объективной предметной средой, взаимодействие с которой определяет ее познание и предметную деятельность. Именно принятие субъектом этих отношений в качестве личностно значимых способствует формированию интеллектуальных, волевых и так называемых деловых свойств личности. Последующее их закрепление способствует переводу этих свойств в устойчивые черты характера. В онтогенезе непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью сменяется ведущей в раннем детстве предметной деятельностью.   

  1.  Система отношений личности к самой себе

Она формируется позже других, что обусловлено становлением Я-концепции и самосознания личности. Во всех видах деятельности эти отношения следуют за отношением  ситуации, предмету, средствам деятельности, другим людям. Требуется значительный опыт множества таких осознаний себя субъектом поведения, чтобы эти отношения к себе превратились в рефлексивные стороны характера. Они наиболее тесно связаны с целями жизни, ценностными ориентациями и выполняют функцию саморегулирования и контроля саморазвития. Именно эти свойства завершают структуру характера и определяют его целостность.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30238. Налогообложение в СКСиТ 61.5 KB
  Предприятий для которых туризм представляет собой основной вид деятельности. – принадлежность к группе малых предприятий регламентируется среднегодовой численностью персонала для различных видов деятельности в пределах 30100 человек. По общероссийскому классификатору отраслей народного хозяйства ОКОНХ основные предприятия туристской сферы относятся к отрасли Здравоохранение физкультура и социальное обеспечение по Общероссийскому классификатору услуг населения ОКУН большинство видов деятельности туристских организаций относится к...
30239. Оценка эффективности деятельности предприятий СКСиТ 85.5 KB
  Оценка эффективности деятельности предприятий СКСиТ. Понятие эффективности Для того чтобы предприятие могло сформировать основные направления своего развития и выработать соответствующую экономическую стратегию необходимо сформулировать критерии к которым оно должно стремиться и соответствующие показатели характеризующие выполнение этих критериев. В общем виде показатель экономической эффективности функционирования предприятия определяется в виде отношения результата к затратам необходимым для достижения этого результата. E = F R...
30240. Прогнозирование и планирование деятельности предприятий СКСиТ 66.84 KB
  Туристским организациям как национальным государственным так и частным постоянно требуются статистические данные для выявления тенденций на рынке туризма. Статистика туризма показывает где и на что туристы тратят деньги. Таким образом статистика туризма может предоставить информацию жизненно необходимую для многих видов коммерческой деятельности. Такие сведения представляют несомненную ценность для тех кто занимается планированием развитием и практической реализацией как международного так и внутреннего туризма.
30241. Назначение, состав, этапы разработки бизнес-плана предприятий СКСиТ 55 KB
  Назначение состав этапы разработки бизнесплана предприятий СКСиТ. Значение бизнесплана. Бизнесплан – это документ описывающий все основные аспекты будущего коммерческого предприятия анализирующий проблемы с которыми может столкнуться фирма и способы их решения. Бизнесплан позволяет: всесторонне обосновать тот или иной проект или мероприятие; разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели; определить финансовые результаты о реализации проекта.
30243. Влияние туризма на развитие экономики дестинации, эффект мультипликации в туризме 79 KB
  Влияние туризма на развитие экономики дестинации эффект мультипликации в туризме. Индустрия туризма является важнейшим участником мировой торговли; во многих странах именно поступления от туризма формируют основную часть доходов в иностранной валюте. Здесь следует дать и некоторые другие определения используемые в макроэкономике туризма. В такой ситуации развитие доходного туризма может существенно поправить положение.
30244. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в СКСиТ 42 KB
  Общество с ограниченной ответственностью – это учрежденное одним или несколькими лицами общество УК которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск в пределах стоимости внесенных вкладов. Общество с дополнительной ответственностью это учрежденное одним или несколькими лицами общество УК которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров; участники ОДО солидарно несут субсидиарную...
30245. Экономические основы теории безубыточности предприятий СКСиТ 87.5 KB
  Общая характеристика затрат Целью любого коммерческого предприятия производящего продукцию или услуги является получение прибыли и чем больше прибыли оно получает тем лучше оно работает. Другими словами прибыль зависит от цены продукции и затрат себестоимости на ее производство. Но если цена продукции зависит от ситуации которая складывается на рынке то затраты на ее производство непосредственно зависят от финансовохозяйственной деятельности самого предприятия. Это видно из следующей формулы: ВД =V с с где ВД ...
30246. Понятие и структура основных фондов предприятий СКСиТ 86.5 KB
  Понятие и структура основных фондов предприятий СКСиТ. Понятие об основных фондах их классификация. Согласно новому положению по бухгалтерскому учету основных средств ПБУ 6 01 [Новое положение по бухгалтерскому учету основных средств ПБУ 6 01. Объекты основных средств стоимостью не более 2000 рублей за единицу могут списываться на затраты по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.