28240

Характер: свойства, детерминация, формирование

Доклад

Психология и эзотерика

Олпорт: Черты характера это нравственно оцениваемые черты личности следовательно определенной культуре определенная трактовка одного и того же свойства. Выраженность характера определяется четкостью тенденций и способностью подкрепить их. Мерлин: Черты характера это свойства личности в целом которые проявляются в социальнотипических ситуациях. Функции характера: 1.

Русский

2013-08-20

66.5 KB

13 чел.

44. Характер: свойства, детерминация, формирование.

Мясищев: Характер - структурная интеграция отношений (имеется в виду характерная для индивидуума структура личности). Личность характеризуется - направленностью, уровнем развития, структурой, динамикой  темперамента. Т.о. направленность - вектор, а характер - соотношение мотивов и отношений вообще.

Левитов: Характер - психический склад личности, выраженный в ее направленности и воли. Основное - направленность. Направленность определяет деятельность, воля подкрепляет ее.

Олпорт: Черты характера - это нравственно оцениваемые черты личности (следовательно определенной культуре определенная трактовка одного и того же свойства). Характер - согласование индивидуальных и групповых норм и ценностей.

Платонов: Характер - каркас личности. Содержательная сторона - направленность плюс воля плюс проявление в поведении: сложившийся стереотип поведения. Выраженность характера определяется четкостью тенденций и способностью подкрепить их.

Мерлин: Черты характера - это свойства личности в целом, которые проявляются в социально-типических ситуациях.

Функции характера: 1. Помогают человеку самоосуществиться в деятельности . 2. Экспрессивная функция (выражение отношения к чему-либо).

Эмпирические характеристики черт характера: 

1.Интегративные. Это всегда структура.

2.Индивидуально-своеобразное сочетание свойств.

3.Относится к социальному поведению человека.

4.Это всегда отношение, т.е. всегда есть мотивационный компонент.

5Автоматизированность проявлений черт характера. Черты долго закрепляются, но потом начинают проявляться автоматически. Автоматизм может привести к акцентуации.

6.Яркая выраженность

7.Наличие волевого компонента.

8.Относительная стабильность.

9.Формируется через воспитание.

При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти. свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера — «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как, «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера — «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый».

В зависимости от отношений личности выделяют 4 системы свойств характера: отношение к людям, отношение к труду, отношение к вещам, отношение к себе

Отношения взаимосвязаны, поэтому можно говорить лишь о группах свойств, зависящих преимущественно от определенного отношения личности. Свойства характера также взаимосвязаны, т.е. характер целостен. В системе отношений личности существуют стержневые (всегда социально-типичны) и производные.

Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и свойствами самой структуры характера:

1.глубина свойств – более глубокие свойства, определяющиеся стержневыми отношениями, связаны с более широкой системой других свойств

  1.  активность (сила характера) – определяется степенью противодействия внешним обстоятельствам
    1.  устойчивость/изменчивость свойств

Более глубокие свойства активнее и устойчивее.   

Характер формируется: на наследственность влияет воспитание и обстоятельства жизни. Во взаимодействии личности и среды выделяют 2 фактора: 

  •  характер воздействий обстоятельств жизни
  •  активность личности, формируемая обстоятельствами, воспитанием и изменяющая эти обстоятельства с целью наилучшего удовлетворения потребностей

Из всех условий жизни решающее значение для формирования характера имеют человеческие взаимоотношения, а из всех социальных воздействий – воспитание.

Большое значение имеет семья, т.к. там образуются отношения ребенка к людям, предметам, обязанностям, т.е. формируется его характер:

- родители жестко контролируют ребенка, строго наказывают → неуверенность, замкнутость, недоверчивость

- родители снисходительны, не делают замечаний, но и не поощряют → отсутствие любознательности, несдержанность

- родители доброжелательны, сочетают контроль с поддержанием у ребенка желания быть независимым → уверенность, любознательность, зрелость

Механизм формирования характера - деятельность: игровая, учебная, трудовая

Сначала у ребенка формируется ситуационный характер (ребенок легко поддается влиянию), в процессе игровой деятельности он постепенно закрепляется. У поступившего в школу формируются обобщенные отношения к различным сторонам действительности = убеждения. Свойства характера развиваются неравномерно, не одновременно и формируется характер всю жизнь.

Определенное психическое состояние, возникая достаточно часто, также может закрепиться и стать чертой характера.

Эмпирические характеристики характера:

  1.  полнота – разнообразие черт, свойств
  2.  цельность - характер это всегда индивидуально-своеобразное сочетание свойств
  3.  уравновешенность
  4.  выраженность – может доходить до акцентуации
  5.  оригинальность, самобытность
  6.  интегративность – характер это всегда структура
  7.  социальность – характер всегда проявляется в поведении
  8.  автоматизированность проявления черт характера, хотя закрепляются долго
  9.  мотивационный компонент - характер это всегда отношение
  10.  волевой компонент – черты характера могут компенсировать черты темперамента

Классификация черт характера Ананьева: 

  1.  Коммуникативные

Возникают первыми в процессе онтогенеза, т.к. ведущей деятельностью ребенка является непосредственное общение с окружающими его людьми. Человек становится субъектом отношений по мерее того, как он развивается во множестве жизненных ситуации в качестве объекта отношений со стороны других людей.

  1.  Предметно-действенные («деловые»)

Формируются на основе отношений, возникающих между субъектом и окружающей его объективной предметной средой, взаимодействие с которой определяет ее познание и предметную деятельность. Именно принятие субъектом этих отношений в качестве личностно значимых способствует формированию интеллектуальных, волевых и так называемых деловых свойств личности. Последующее их закрепление способствует переводу этих свойств в устойчивые черты характера. В онтогенезе непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью сменяется ведущей в раннем детстве предметной деятельностью.   

  1.  Система отношений личности к самой себе

Она формируется позже других, что обусловлено становлением Я-концепции и самосознания личности. Во всех видах деятельности эти отношения следуют за отношением  к ситуации, предмету, средствам деятельности, другим людям. Требуется значительный опыт множества таких осознаний себя субъектом поведения, чтобы эти отношения к себе превратились в рефлексивные стороны характера. Они наиболее тесно связаны с целями жизни, ценностными ориентациями и выполняют функцию саморегулирования и контроля саморазвития. Именно эти свойства завершают структуру характера и определяют его целостность.  

Вопрос 44. Свойства характера: их детерминация и формирование.

Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название “характер”).

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека в действительности и проявляющихся в его поведении.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти. свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера — «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как, «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера — «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый».

СВОЙСТВА ХАРАКТЕРА: ИХ ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных черт личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для данной личности способы поведения.

Мясищев: характер – структурная интеграция отношений, соотношение мотивов и отношений.

В зависимости от отношений личности выделяют 4 системы свойств характера:

  •  отношение к людям
  •  отношение к труду
  •  отношение к вещам
  •  отношение к себе

Отношения взаимосвязаны, поэтому можно говорить лишь о группах свойств, зависящих преимущественно от определенного отношения личности. Свойства характера также взаимосвязаны, т.е. характер целостен. В системе отношений личности существуют стержневые (всегда социально-типичны) и производные.

Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и свойствами самой структуры характера:

  •  глубина свойств – более глубокие свойства, определяющиеся стержневыми отношениями, связаны с более широкой системой других свойств
  •  активность (сила характера) – определяется степенью противодействия внешним обстоятельствам
  •  устойчивость/изменчивость свойств

Более глубокие свойства активнее и устойчивее.   

Характер формируется: на наследственность влияет воспитание и обстоятельства жизни. Во взаимодействии личности и среды выделяют 2 фактора: 

  •  характер воздействий обстоятельств жизни
  •  активность личности, формируемая обстоятельствами, воспитанием и изменяющая эти обстоятельства с целью наилучшего удовлетворения потребностей

Из всех условий жизни решающее значение для формирования характера имеют человеческие взаимоотношения, а из всех социальных воздействий – воспитание.

Большое значение имеет семья, т.к. там образуются отношения ребенка к людям, предметам, обязанностям, т.е. формируется его характер:

- родители жестко контролируют ребенка, строго наказывают неуверенность, замкнутость, недоверчивость

- родители снисходительны, не делают замечаний, но и не поощряют отсутствие любознательности, несдержанность

- родители доброжелательны, сочетают контроль с поддержанием у ребенка желания быть независимым уверенность, любознательность, зрелость

Механизм формирования характера - деятельность:

Сначала у ребенка формируется ситуационный характер (ребенок легко поддается влиянию), в процессе игровой деятельности он постепенно закрепляется. У поступившего в школу формируются обобщенные отношения к различным сторонам действительности = убеждения. Свойства характера развиваются неравномерно, не одновременно и формируется характер всю жизнь.

Определенное психическое состояние, возникая достаточно часто, также ожжет закрепиться и стать чертой характера.

Эмпирические характеристики характера:

  •  полнота – разнообразие черт, свойств
  •  цельность - характер это всегда индивидуально-своеобразное сочетание свойств
  •  уравновешенность
  •  выраженность – может доходить до акцентуации
  •  оригинальность, самобытность
  •  интегративность – характер это всегда структура
  •  социальность – характер всегда проявляется в поведении
  •  автоматизированность проявления черт характера, хотя закрепляются долго
  •  мотивационный компонент - характер это всегда отношение
  •  волевой компонент – черты характера могут компенсировать черты темперамента

  •  

Классификация черт характера Ананьева: 

  1.  Коммуникативные

Возникают первыми в процессе онтогенеза, т.к. ведущей деятельностью ребенка является непосредственное общение с окружающими его людьми. Человека становится субъектом отношений по мерее того, как он развивается во множестве жизненных ситуации в качестве объекта отношений со стороны других людей.

  1.  Предметно-действенные («деловые»)

Формируются на основе отношений, возникающих между субъектом и окружающей его объективной предметной средой, взаимодействие с которой определяет ее познание и предметную деятельность. Именно принятие субъектом этих отношений в качестве личностно значимых способствует формированию интеллектуальных, волевых и так называемых деловых свойств личности. Последующее их закрепление способствует переводу этих свойств в устойчивые черты характера. В онтогенезе непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью сменяется ведущей в раннем детстве предметной деятельностью.   

  1.  Система отношений личности к самой себе

Она формируется позже других, что обусловлено становлением Я-концепции и самосознания личности. Во всех видах деятельности эти отношения следуют за отношением  ситуации, предмету, средствам деятельности, другим людям. Требуется значительный опыт множества таких осознаний себя субъектом поведения, чтобы эти отношения к себе превратились в рефлексивные стороны характера. Они наиболее тесно связаны с целями жизни, ценностными ориентациями и выполняют функцию саморегулирования и контроля саморазвития. Именно эти свойства завершают структуру характера и определяют его целостность.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73202. Основы термодинамики, Связь теплоты и работы. Механический эквивалент тепла 134.5 KB
  Термодинамика, в отличие от статистической физики, не рассматривает конкретные молекулярные картины. На основании опытных данных формулируются основные законы (принципы или начала). Эти законы и их следствия применяются к конкретным физическим явлениям, связанным с превращением энергии...
73203. Процессы в газах 161.5 KB
  Если тело не получает извне никакой энергии, то работа А при расширении совершается за счет внутренней энергии U (U = кинетической энергии теплового движения атомов вещества + потенциальной энергии их взаимодействия друг с другом).
73204. Второй закон термодинамики 155.5 KB
  Первое начало термодинамики ничего не говорит о направлении теплообмена – от какого из двух различно нагретых тел должна передаваться теплота. Оно допускает переход теплоты как от горячих к холодным, так и наоборот.
73206. Волновое движение 1.28 MB
  В механике волновой процесс происходит в среде, частицы которой связаны между собой упругими силами. Общий характер волновых процессов обычно рассматривается на примере возникновения и распространения механических волн.
73207. Поляризация света. Естественный и поляризованный свет 240 KB
  Поляризация света –- физическая характеристика оптического измерения описывающая поперечную анизотропию световых волн т. источниками света являются атомы а их количество в источнике N то пространственную ориентацию для произвольно выбранного момента расположение векторов источника...
73208. Дисперсия света 170.5 KB
  Под действием энергии электромагнитной волны электроны атомов, молекул и ионов среды начинают совершать гармонические колебания и становятся источником вторичных электромагнитных волн. Электроны атомов, молекул и ионов – это внешние, слабосвязанные электроны называются оптическими электронами.
73209. Тепловое излучение 162.5 KB
  Энергетической светимостью тела называется поток энергии мощность светового излучения испускаемый единицей поверхности излучающего тела по всем направлениям. Энергетическая светимость является функцией частоты длины волны и температуры тела...
73210. Квантовые свойства электромагнитного излучения 270 KB
  Столетов провел подробное исследование по изучению действия света на заряженные тела. Выводы из опытов Столетова: Под действием света вещество теряет только отрицательный заряд. Число фотоэлектронов вырываемых с катода за единицу времени пропорционально интенсивности света.