28241

Теории типов и черт характера. Акцентуации характера. Патологии характера

Доклад

Психология и эзотерика

Теории типов и черт характера. Акцентуации характера. Патологии характера. Классификация черт характера Ананьева: Коммуникативные Возникают первыми в процессе онтогенеза т.

Русский

2013-08-20

51 KB

20 чел.

44. Теории типов и черт характера. Акцентуации характера. Патологии характера.

Классификация черт характера Ананьева: 

  1.  Коммуникативные

Возникают первыми в процессе онтогенеза, т.к. ведущей деятельностью ребенка является непосредственное общение с окружающими его людьми. Человека становится субъектом отношений по мерее того, как он развивается во множестве жизненных ситуации в качестве объекта отношений со стороны других людей.

  1.  Предметно-действенные («деловые»)

Формируются на основе отношений, возникающих между субъектом и окружающей его объективной предметной средой, взаимодействие с которой определяет ее познание и предметную деятельность. Именно принятие субъектом этих отношений в качестве личностно значимых способствует формированию интеллектуальных, волевых и так называемых деловых свойств личности. Последующее их закрепление способствует переводу этих свойств в устойчивые черты характера. В онтогенезе непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью сменяется ведущей в раннем детстве предметной деятельностью.   

  1.  Система отношений личности к самой себе

Она формируется позже других, что обусловлено становлением Я-концепции и самосознания личности. Во всех видах деятельности эти отношения следуют за отношением  ситуации, предмету, средствам деятельности, другим людям. Требуется значительный опыт множества таких осознаний себя субъектом поведения, чтобы эти отношения к себе превратились в рефлексивные стороны характера. Они наиболее тесно связаны с целями жизни, ценностными ориентациями и выполняют функцию саморегулирования и контроля саморазвития. Именно эти свойства завершают структуру характера и определяют его целостность.  

Акцентуации характера

(по Личко) – чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Классификация акцентуаций по Личко:

По Леонгарду

  1.  гипертимный
  2.  циклоидный
  3.  лабильный
  4.  астеноневротический
  5.  сензитивный
  6.  психастенический
  7.  шизоидный
  8.  эпилептоидный
  9.  истероидный
  10.  неустойчивый
  11.  конформный
  1.  гипертимный
  2.  дистимный
  3.  циклоидный
  4.  застревающий
  5.  возбудимый
  6.  экзальтированный
  7.  эмотивный
  8.  демонстративный
  9.  тревожный
  10.  педантичный

Впервые предложено К.Леонгардом: им были выделены отделъные черты личности (акцентуированные), которые сами по себе не являются патологическими, однако при определенных условиях могут претерпевать различие в положительном или отрицательном направлении.

По Личко: акцентуация - чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Понятие "акцентуации" ("акцентуации характера" - А.Личко и др., "акцентуированные личности" - К.Леонгард) возникло после длительных поисков термина для адекватного обозначения "переходных ступеней между психопатией и нормальным состоянием" (В.М.Бехтерев), т.е. слабо выраженной, "латентной" (П.Б.Ганнушкин) психопатии.

Отличие от психопатий. Если при психопатии особенности характера достигают степени болезненного состояния, являются причиной социальной дезадаптации, то при акцентуации они выражены в меньшеп степени и затрудняют адаптацию только в отдельных случаях. Это наблюдается тогда, когда обстановка предъявляет к человеку повышенные требования, обращенные к какой-то определенной черте характера, которая уязвима, особо чувствительна именно к этой обстановке ("ахиллесова пята" акцентуированной личности).

Особенности. Акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. При повзрослении ребенка особенности его характера, проявлявшиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Соотношение с характером. Если характер в целом определяется как устойчивая направленность реагирования, то при отягощении характера акцентуацией на первый план выходят те или другие болезненные нарушения.

Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым свойственно:

1) нарушение потребностно-мотивационной сферы в форме доминирования амбивалентных состояний

2) снижение способности к социальной адаптации

3) повышенная ранимость, чувствительность к определенного рода воздействиям, вызывающим неадекватное реагирование (сниженная резистентность).

Классификация акцентуаций у подростков по Личко:

  •  Гипертимный (подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству); Сверхактивный. Эти подростки отличаются хорошим настроением , высоким жизненным тонусом, неудержимая энергия и активность. Часто не доводят дело до конца. Слабое звено: непереносимость однообразной обстановки, монотонности, скрупулезности, одиночества и безделья. Легко меняют увлечения, любят риск и авантюры. Азартные увлечения, стремятся к лидерству, любят новое и интересное, живой ум, хорогие способности. Неразборчивы в выборе знакомств и компаний. Половое чувство возникает рано. Склонны к употреблению наркотиков и алкоголя.
  •  Циклоидный (характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии) Характерны циклические изменения эмоционального фона. Периоды сниженного настроения сменяются фазами подъема. Высокая чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям. Страдают от публичных обвинений, возникает чувство неполноценности.  Положительные стороны такие же как и у гипертимов только в период подъема. Хобби подростка зависит от фаз, следовательно неустойчивые. В субдепрессивной фазе забрасывают, потом снова возврвщаются.
  •  Лабильный (этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо); Крайняя лабильность настроения, которая меняется крайне часто и резко.Богатство и яркость эмоциональных переживаний, чувствительность к знакам внимания. Слабое звено – непереносимость эмоционального отвержения со стороны значимых лиц. Положит стороны – общительность, добродушие, чувство привязанности и искренность. Хобби к информативно-коммуникативн типам. На роль лидера не претендуют Сексуальная активность ограничивается флиртом и ухаживанием.
  •  Астеноневротический (этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью); Гл. черты – повышенная утомляемость, склонность к ипохондрии. Слабое звено -  повышенная утомляемость и  раздражительность приводит к аффективным вспышкам, кот возникают по ничтожным поводам. Положит стороны- дисциплина, исполнительностью Тянутся в компанию от которой быстро устают и предпочитают одиночество или общение с близким другом. Сексуальное развитие рано, без отклонения
  •  Сензитивный (ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает); Большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. Робкий и застенчивый особенно в необычной обстановки, в себе видят множество недостатков в морально-этических и волевых сторонах. Слабое звено – объект недоброжелательного отношения окружающих. Положит стороны- Доброта, спокойствие, внимание к людям, довольно дисциплинированны, ответственность, самокритичность.  Увлечения: интеллектуально-эстетического характера. Разборчивы м привязчивы в дружбе.

  •  Психастенический (такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, однако, самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений - со скоропалительностью действий);
  •  Шизоидный (наиболее существенная черта этого типа – замкнутость); Характеристика: замкнутость и отрешенность в сочетанием недостатка интуиции и неумением сопереживать. Холодность и черствость. Слабое звено – ситуации где нужно установить эмоциональные контакты, а также когда посторонние пытаются вторгаться в их мир. Серьезность, немногословность, устойчивость интересов и постоянство щанятий, талантливые и умные.  
  •  Эпилептоидный (типичные черты - жестокость, властность, себялюбие);
  •  Истероидный (главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе);
  •  Неустойчивый (тяга к праздности, отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы); Конформный (бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе).

Классификация акцентуаций по Леонгардту (основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми, относится преимущественно к взрослым людям):

  •  Гипертимный (чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики);
  •  Дистимный (низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение);
  •  Циклоидный (свойственны довольно частые периодические смены настроения);
  •  Застревающий (занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость);
  •  Возбудимый (присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций);
  •  Экзальтированный (паникерство, подверженность сиюминутным настроениям);
  •  Эмотивный (чрезмерная чувствительность, слезливость);
  •  Демонстративный (эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы);
  •  Тревожный (свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение);
  •  Педантичный (предъявляет окружающим много формальных требований);
  •  Экстравертированный (отличается высокой контактностью);
  •  Интровертированный (характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71482. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 1.13 MB
  В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Этот период характеризуют три фундаментальные инновации: переход от механических и электрических средств...
71483. Микробиология 527 KB
  Настоящее учебно-практическое пособие по микробиологии, основам микробиологии, биологии и микробиологии, микробиологии рыбы и рыбных продуктов содержит сведения о морфологии, систематике и физиологии микроорганизмов- бактерий, мицелиальных грибов...
71484. Лабораторный практикум по микробиологии 558 KB
  Практикум имеет целью ознакомить студентов с морфологией и методами микроскопирования бактерий дрожжей мицелиальных грибов основами приготовления и способами стерилизации питательных сред и других предметов используемых в микробиологической практике.
71486. Основы электропривода 2.14 MB
  Электропривод предназначен для выполнения своей основной функции - приведения в движение исполнительных органов рабочих машин и механизмов и управления этим движением. ЭП включает в себя совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом электротехнических...
71487. Практикум з психології діяльності 1.37 MB
  Мета заняття: ознайомлення студентів з методикою дослідження ціннісних орієнтацій психоемоційного стану самооцінки стилю викладання і рівня суб’єктивного контролю вчителя. Ознайомлення студентів з методикою дослідження ціннісних орієнтацій психоемоційного стану самооцінки стилю...
71488. ОСНОВЫ УНИВЕРСАЛЬНОЙ АЛГЕБРЫ 3.93 MB
  Возникшая на стыке математической логики и классической алгебры универсальная алгебра в свою очередь оказала влияние как на эти разделы математики так и на более далекие области этой науки.
71489. Изучение конструкции и анализ действующих ошибок горизонтального оптиметра 327.5 KB
  Цель работы: изучение метрологических характеристик горизонтального оптиметра; изучение схемы; получение навыков измерения; анализ действующих ошибок. Оптическая схема трубки оптиметра показана на рис. 3 показана шкала видимая в поле зрения трубки оптиметра.
71490. Изучение гониометрических методов измерения узлов 81 KB
  Цель работы: Изучение гониометрических методов измерения узлов в машиностроении. Ознакомление с конструкцией гониометра-спектрометра ГС-5 1-лампа; 2 – сетка коллиматора; 3,4- объектив коллиматора; 5,6 – объектив зрительной трубы; 7 – сетка зрительной трубы; 8 – окуляр зрительной трубы...