28241

Теории типов и черт характера. Акцентуации характера. Патологии характера

Доклад

Психология и эзотерика

Теории типов и черт характера. Акцентуации характера. Патологии характера. Классификация черт характера Ананьева: Коммуникативные Возникают первыми в процессе онтогенеза т.

Русский

2013-08-20

51 KB

22 чел.

44. Теории типов и черт характера. Акцентуации характера. Патологии характера.

Классификация черт характера Ананьева: 

  1.  Коммуникативные

Возникают первыми в процессе онтогенеза, т.к. ведущей деятельностью ребенка является непосредственное общение с окружающими его людьми. Человека становится субъектом отношений по мерее того, как он развивается во множестве жизненных ситуации в качестве объекта отношений со стороны других людей.

  1.  Предметно-действенные («деловые»)

Формируются на основе отношений, возникающих между субъектом и окружающей его объективной предметной средой, взаимодействие с которой определяет ее познание и предметную деятельность. Именно принятие субъектом этих отношений в качестве личностно значимых способствует формированию интеллектуальных, волевых и так называемых деловых свойств личности. Последующее их закрепление способствует переводу этих свойств в устойчивые черты характера. В онтогенезе непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью сменяется ведущей в раннем детстве предметной деятельностью.   

  1.  Система отношений личности к самой себе

Она формируется позже других, что обусловлено становлением Я-концепции и самосознания личности. Во всех видах деятельности эти отношения следуют за отношением  ситуации, предмету, средствам деятельности, другим людям. Требуется значительный опыт множества таких осознаний себя субъектом поведения, чтобы эти отношения к себе превратились в рефлексивные стороны характера. Они наиболее тесно связаны с целями жизни, ценностными ориентациями и выполняют функцию саморегулирования и контроля саморазвития. Именно эти свойства завершают структуру характера и определяют его целостность.  

Акцентуации характера

(по Личко) – чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Классификация акцентуаций по Личко:

По Леонгарду

  1.  гипертимный
  2.  циклоидный
  3.  лабильный
  4.  астеноневротический
  5.  сензитивный
  6.  психастенический
  7.  шизоидный
  8.  эпилептоидный
  9.  истероидный
  10.  неустойчивый
  11.  конформный
  1.  гипертимный
  2.  дистимный
  3.  циклоидный
  4.  застревающий
  5.  возбудимый
  6.  экзальтированный
  7.  эмотивный
  8.  демонстративный
  9.  тревожный
  10.  педантичный

Впервые предложено К.Леонгардом: им были выделены отделъные черты личности (акцентуированные), которые сами по себе не являются патологическими, однако при определенных условиях могут претерпевать различие в положительном или отрицательном направлении.

По Личко: акцентуация - чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Понятие "акцентуации" ("акцентуации характера" - А.Личко и др., "акцентуированные личности" - К.Леонгард) возникло после длительных поисков термина для адекватного обозначения "переходных ступеней между психопатией и нормальным состоянием" (В.М.Бехтерев), т.е. слабо выраженной, "латентной" (П.Б.Ганнушкин) психопатии.

Отличие от психопатий. Если при психопатии особенности характера достигают степени болезненного состояния, являются причиной социальной дезадаптации, то при акцентуации они выражены в меньшеп степени и затрудняют адаптацию только в отдельных случаях. Это наблюдается тогда, когда обстановка предъявляет к человеку повышенные требования, обращенные к какой-то определенной черте характера, которая уязвима, особо чувствительна именно к этой обстановке ("ахиллесова пята" акцентуированной личности).

Особенности. Акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. При повзрослении ребенка особенности его характера, проявлявшиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Соотношение с характером. Если характер в целом определяется как устойчивая направленность реагирования, то при отягощении характера акцентуацией на первый план выходят те или другие болезненные нарушения.

Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым свойственно:

1) нарушение потребностно-мотивационной сферы в форме доминирования амбивалентных состояний

2) снижение способности к социальной адаптации

3) повышенная ранимость, чувствительность к определенного рода воздействиям, вызывающим неадекватное реагирование (сниженная резистентность).

Классификация акцентуаций у подростков по Личко:

  •  Гипертимный (подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству); Сверхактивный. Эти подростки отличаются хорошим настроением , высоким жизненным тонусом, неудержимая энергия и активность. Часто не доводят дело до конца. Слабое звено: непереносимость однообразной обстановки, монотонности, скрупулезности, одиночества и безделья. Легко меняют увлечения, любят риск и авантюры. Азартные увлечения, стремятся к лидерству, любят новое и интересное, живой ум, хорогие способности. Неразборчивы в выборе знакомств и компаний. Половое чувство возникает рано. Склонны к употреблению наркотиков и алкоголя.
  •  Циклоидный (характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии) Характерны циклические изменения эмоционального фона. Периоды сниженного настроения сменяются фазами подъема. Высокая чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям. Страдают от публичных обвинений, возникает чувство неполноценности.  Положительные стороны такие же как и у гипертимов только в период подъема. Хобби подростка зависит от фаз, следовательно неустойчивые. В субдепрессивной фазе забрасывают, потом снова возврвщаются.
  •  Лабильный (этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо); Крайняя лабильность настроения, которая меняется крайне часто и резко.Богатство и яркость эмоциональных переживаний, чувствительность к знакам внимания. Слабое звено – непереносимость эмоционального отвержения со стороны значимых лиц. Положит стороны – общительность, добродушие, чувство привязанности и искренность. Хобби к информативно-коммуникативн типам. На роль лидера не претендуют Сексуальная активность ограничивается флиртом и ухаживанием.
  •  Астеноневротический (этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью); Гл. черты – повышенная утомляемость, склонность к ипохондрии. Слабое звено -  повышенная утомляемость и  раздражительность приводит к аффективным вспышкам, кот возникают по ничтожным поводам. Положит стороны- дисциплина, исполнительностью Тянутся в компанию от которой быстро устают и предпочитают одиночество или общение с близким другом. Сексуальное развитие рано, без отклонения
  •  Сензитивный (ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает); Большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. Робкий и застенчивый особенно в необычной обстановки, в себе видят множество недостатков в морально-этических и волевых сторонах. Слабое звено – объект недоброжелательного отношения окружающих. Положит стороны- Доброта, спокойствие, внимание к людям, довольно дисциплинированны, ответственность, самокритичность.  Увлечения: интеллектуально-эстетического характера. Разборчивы м привязчивы в дружбе.

  •  Психастенический (такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, однако, самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений - со скоропалительностью действий);
  •  Шизоидный (наиболее существенная черта этого типа – замкнутость); Характеристика: замкнутость и отрешенность в сочетанием недостатка интуиции и неумением сопереживать. Холодность и черствость. Слабое звено – ситуации где нужно установить эмоциональные контакты, а также когда посторонние пытаются вторгаться в их мир. Серьезность, немногословность, устойчивость интересов и постоянство щанятий, талантливые и умные.  
  •  Эпилептоидный (типичные черты - жестокость, властность, себялюбие);
  •  Истероидный (главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе);
  •  Неустойчивый (тяга к праздности, отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы); Конформный (бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе).

Классификация акцентуаций по Леонгардту (основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми, относится преимущественно к взрослым людям):

  •  Гипертимный (чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики);
  •  Дистимный (низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение);
  •  Циклоидный (свойственны довольно частые периодические смены настроения);
  •  Застревающий (занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость);
  •  Возбудимый (присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций);
  •  Экзальтированный (паникерство, подверженность сиюминутным настроениям);
  •  Эмотивный (чрезмерная чувствительность, слезливость);
  •  Демонстративный (эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы);
  •  Тревожный (свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение);
  •  Педантичный (предъявляет окружающим много формальных требований);
  •  Экстравертированный (отличается высокой контактностью);
  •  Интровертированный (характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73775. Профессионально-этические принципы работы практического психолога 25.21 KB
  Очевидные самоочевидные и даже в чем–то банальные принципы типа не кричи на клиента не бей клиента не плюй в клиента не наноси ему увечий и т. Например психолог–консультант неоправданно оскорбляет клиента доводя его до истерики или использует в некоторых случаях совершенно не адекватные методы был случай когда один весьма солидный специалист в профконсультации под видом инноваций применил метод иглоукалывания да еще в затемненной комнате при свечах и с полуобнаженным телом ошарашенного подростка. Роджерса пишет:...
73776. Этические проблемы в научной деятельности психолога 22.64 KB
  Проблема в том что для чистоты исследования часто приходится работать в режиме субъект–объектных отношений что предполагает повышенную этическую готовность и нравственную ответственность психолога–исследователя. Проблема недобросовестности исследования. Этическая проблема заключается в вынужденной необходимости истинных авторов соглашаться на такое соавторство ради того чтобы книга вообще была издана. Очень непростой является проблема семейственности в науке когда с одной стороны создаются благоприятные условия для откровенных...
73777. Важнейшие требования к личности практического психолога 14.66 KB
  Иными словами превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому а также психокоррекционному и психодиагностическому инструментарию при этом личностные характеристики психолога считаются чем–то вторичным. Подобная позиция присуща теоретическим концепциям рассматривающим психологическую помощь как воздействие психолога на клиента. Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов можно выделить следующие личностные черты желательные для практического психолога: ...
73778. Проблема «модели специалиста» и индивидуального стиля деятельности психолога 22.45 KB
  Обычно приводится примерно такое обоснование: невозможно втиснуть в модель все характеристики профессиональной деятельности вместе с необходимостью импровизировать в труде а также невозможно выделить общепризнанный стандартно–образцовый профиль личностных и профессиональных качеств специалиста под который можно было бы подгонять будущих психологов. Маркова выделяет следующие основные составляющие модели специалиста: 1 профессиограмму то есть описание самой деятельности психолога; 2 профессионально–должностные требования...
73779. Профессиональные деструкции в развитии психолога 22.97 KB
  Работа может способствовать личностному развитию но может иметь и отрицательные для личности последствия. Проблема в балансе соотношении позитивных и негативных изменений личности работника. Профессиональные деструкции проявляются в снижении эффективности труда в ухудшении взаимоотношений с окружающими в ухудшении здоровья и главное в формировании отрицательных личностных качеств и даже в распаде целостной личности работника. Специалисты обычно выделяют и анализируют негативные качества формирующиеся в работе школьных учителей: ...
73780. Эффективность труда психолога 20.5 KB
  Сложность оценки эффективности труда психолога связана с тем что основной результат его работы существует сокрыт во внутреннем мире других людей. Центральные вопросы связанные с оценкой эффективности деятельности профессионального психолога состоят в следующем: кто и по каким критериям может и должен производить эту оценку По всей видимости официально оценивать эффективность работы психолога должны четыре типа лиц или общественных групп: администрация организации где психолог работает профессиональное сообщество клиенты сам...
73781. Работа психолога в образовании: цели и направления работы 20.26 KB
  В рамках актуального направления обсуждаются и решаются злободневные проблемы и вопросы связанные с конкретными трудностями в обучении и воспитании детей с нарушениями в их поведении с трудностями в обшении в той или иной системе отношений и т. Разработано и используется много программ комплексного обследования детей. Психологическое просвещение направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям. Психо-профилактическая работа формирование педагогов детей родителей или лиц их заменяющих общей психологической культуры...
73782. Работа психолога в производственных организациях 21.12 KB
  Эта цель достигается посредством решения следующих задач: Планирование и маркетинг персонала: Разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом; анализ кадрового потенциала предприятия; анализ рынка труда; планирование и прогнозирование потребности в персонале; организация рекламы предприятия как работодателя поддержание его благоприятного имиджа; поддержка взаимосвязи с внешними источниками персонала...