28242

Способности: природа, типология, формирование и развитие

Доклад

Психология и эзотерика

Способности: природа типология формирование и развитие. Способности – индивидуальнопсихологические особенности определяющие успешность выполнения деятельности не сводимые к навыкам и умениям которые уже выработаны человеком. Способности оцениваются через темп и динамику развития человека: проявляются к 1213 годам в науке – до 20 лет.общие – проявляются во всех видах деятельности: интеллект – глубина обобщенность и подвижность знаний; первичные умственные способности: вербальные пространственные мнемические арифметические умение...

Русский

2013-08-20

64 KB

11 чел.

45. Способности: природа, типология, формирование  и развитие.

Способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности, не сводимые к навыкам и умениям, которые уже выработаны человеком.  В частности, С.Л.Рубинштейн понимал под способностями «...сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются». Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами: 1) способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения. Тем самым область психологии способностей — это раздел психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии). Способности оцениваются через темп и динамику развития человека: проявляются к 12-13 годам, в науке – до 20 лет.

Структура способностей:

1.общие – проявляются во всех видах деятельности:

-интеллект – глубина, обобщенность и подвижность знаний; первичные умственные способности: вербальные, пространственные, мнемические, арифметические, умение выстраивать умозаключения (индукция).

-обучаемость – способность овладевать уже известным

-креативность – способность создавать новое

2.специальные – проявляются в конкретном виде деятельности

Рубинштейн: способности – формальный эффект обучения. Способности базируются на задатках, но не сводимы к ним.

Задатки – анатомо-физиологические особенности:

  •  наследственные – от родителей
  •  врожденные – сформированные во внутриутробном развитии

Внутренние условия развития способностей:

  1.  интерес и склонность  определенной сфере деятельности
  2.  профессиональные знания
  3.  потребность в творческом осмыслении трудовой деятельности с целью ее рационализации
  4.  подвижность профессиональных знаний, умений и навыков; вообще ЗУН способствуют развитию способностей
  5.  целеустремленность, готовность  преодолению трудностей на пути достижения цели

Внешние условия (действуют только через внутренние):

  1.  самодеятельность в разнообразных формах, развивают интерес не только  своей деятельности, но и к смежным + развивают личную активность
  2.  недостаточное развитие одной способности может быть скомпенсировано развитием другой, от которой также зависит успешность выполнения деятельности

Лазурский: борьба между способностями – непременное условие их развития, т.е. успешность зависит от комплекса способностей.   

  1.  разработка методов развития способностей
  2.  диагностика общих способностей, которая может прогнозировать успешность социальной и профессиональной карьеры

У детей способности развиваются в зависимости от условий, их окружающих (куда родители отдали, те способности и будут развиваться). У взрослых способности развиваются в основном в процессе профессиональной деятельности, возможны 3 сценария:- способности развиваются в благоприятных условиях (творчество),- для развития способностей надо преодолевать трудности,- способности не развиваются, т.к. деятельность не интересна

Признаки способного человека:

  1.  склонность к какой-либо деятельности, мотивация
  2.  высокий темп обучения ЗУН
  3.  нестандартность результатов
  4.  внутренняя и внешняя помехоустойчивость
  5.  высокий уровень обобщенности, переноса

Одаренность - диапазон возможностей, который открывает реализацию наличных возможностей. Существует общая одаренность - способность к обучению, и специальная – высокий уровень специальных способностей.

Градации одаренности: талант – способность к достижениям высшего порядка. Гениальность – способность создавать что-то принципиально новое; Гениальность проявляется: незаурядность в различных областях, при наличии доминирующей стороны; осознание способности и включение ее в характер.

Способности  индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов).Способности общие свойства психики как единой системы, детерминирующие успешность любой деятельности. Способности специальные  свойства отдельных психических функциональных систем, детерминирующие продуктивность отдельных видов активности (математические, музыкальные, лингвистические и т. д.).Способности специфические  или парциальные способности, частные способности, «первичные умственные способности» — способности, детерминирующие успешность решения отдельных типов задач (на запоминание, вычисление, представление и т. д.), в отличие от общей способности. Термин введен Ч. Спирменом.

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. (Теплов). Нельзя говорить об одаренности вообще. Можно только говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности. Это обстоятельство имеет особенно важное значение при рассмотрении вопроса о так называемой "общей одаренности". Итак, понятие "одаренность" не имеет смысла без соотнесения его с конкретными, исторически развивающимися формами общественно-трудовой практики. От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т.е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. (Какую бы феноменальную и музыкальную одаренность ни имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста.)

Специальная одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-то деятельности.

Одаренный ребенок — ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Задатки — врожденные генетически детерминированные особенности центральной нервной системы или отдельных анализаторов, являются предпосылками развития способностей (Б. М. Теплов). Понятие широко используется в отечественной дифференциальной психофизиологии.

Общие и специальные способности: проблемы и методы их диагностики.

Способности - такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Развитие способностей осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности (Б.М.Теплов).

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Диагностика способностей.

С конца прошлого столетия для оценки способностей стали использовать различные стандартные психологические пробы, которые нередко сводились к вычислению показателя умственной одаренности - коэффициента интеллектуальности (IQ). Он был привлекателен исследователям тем, что позволял количественно, в цифрах выразить уровень интеллектуального развития. В ходе тестирования испытуемому на специальном бланке предлагалось установить логические отношения классификации, аналогии, обобщения и пр. между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста. Задачи также могут строиться из рисунков, геометрических фигур. Некоторые задания предполагают составление представленных деталей изображения предмета, геометрической фигуры, сбор из кубиков с разноокрашенными сторонами заданного рисунка, нахождение выхода из лабиринта и т.п. Обычно отдельные тесты сводятся в батарею тестов, нарастая по сложности.

Успешность испытуемого определяется числом правильно выполненных задач (с учетом затраченного времени), по которому выводится коэффициент интеллектуальности.

В дальнейшем в показатели интеллектуальности были введены результаты тестов по некоторым познавательным процессам (восприятию, памяти, воображению). Использование суммарного показателя интеллекта скрывает индивидуальные различия по отдельным тестам, хотя человек может иметь высокие показатели по вербальному и низкие по числовому тесту и, наоборот.

Однако в связи с тем, что большинство тестов интеллекта в основном измеряли вербальные способности и в какой-то мере способность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями, вскоре стала очевидна их ограниченность в определении способностей к различным видам деятельности. В настоящее время тесты определения способностей носят комплексный характер. Они исследуют общие способности к обучению, вербальные способности, числовые способности, пространственные способности, восприятие формы, двигательную координацию, пальцевую моторику и т.д.

Основной недостаток любого теста, в том числе и на определение уровня способностей, заключается в том, что получаемая информация свидетельствует лишь об уровне подготовки, о знаниях, умениях, навыках, о развитии профессионально важных качеств об отношении к обследованию и т.п. Хотя эти показатели и являются с определенной степенью вероятности основанием для прогнозирования успеха в деятельности, сущность способности все-таки остается невыясненной. Более строгая характеристика способностей может основываться на многостороннем анализе показателей в достаточно длительной динамике, в продолжительной деятельности, в различных условиях, способствующих полному раскрытию личности.

Именно на это указывал Л.С.Выготский, подчеркивая, что если ребенок не решает предложенной ему задачи, то этот факт сам по себе еще ничего не говорит о его способностях. Развитие ребенка происходит в процессе обучения его взрослыми и то, что ребенок не может сделать самостоятельно, он вполне может сделать с помощью взрослых, научившись через какое- то время делать это сам. Исходя из данного положения, Л.С.Выготский предложил проводить исследование как минимум дважды: первый раз, выясняя, как ребенок решает задачу самостоятельно, а второй - как с помощью взрослого. Оценка способностей ребенка, производимая по расхождению между результатами его самостоятельного решения и решения с помощью взрослого, была названа Л. С.Выготским зоной ближайшего развития.

 Способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности, не сводимые к навыкам и умениям, которые уже выработаны человеком.

Способности оцениваются через темп и динамику развития человека: проявляются к 12-13 годам, в науке – до 20 лет.

Структура способностей:

1.общие – проявляются во всех видах деятельности:

  1.  интеллект – глубина, обобщенность и подвижность знаний; первичные умственные способности:- вербальные - пространственные - мнемические- арифметические        - умение выстраивать умозаключения (индукция)
    1.  обучаемость – способность овладевать уже известным
    2.  креативность – способность создавать новое

2.специальные – проявляются в конкретном виде деятельности

Рубинштейн: способности – формальный эффект обучения. Способности базируются на задатках, но не сводимы к ним.

Условия развития способностей:

  •  необходимо учитывать сенситивный периоды развития различных функций
  •  необходима благоприятная социальная среда (окружение, которое обладает ЗУН и желает их передать)
  •  деятельность – одно из ведущих условий развития способностей – должна находиться в зоне оптимальной трудности: простая деятельность →  рутина, интерес снижается, сложная → не справляется, снижается мотивация

Интеллект измеряется тестами Векслера, Кетелла, Амтхауэра.

Обучаемость связана с абсолютной (оценки) и относительной (повышение уровня своих знаний) успешностью.

Креативность измеряется с помощью тестов Торренса, Гилфорда.

Специальные способности принято разделять по двум основаниям:

  1.  видам психических функций (моторные, сенсорные)
  2.  по видам деятельности (технические, профессиональные)

Диагностика моторных и психомоторных способностей: моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторных и кинестетически-моторных координаций, ловкости движений пальцев рук, точности мышечного усилия. Тест ловкости пальцев О'Коннора, тест ловкости Стромберга, тест ручной ловкости Пурдье, Минесотский тест скорости манипулирования, тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда (+ Кулагин, Марищук, Блудов); применяются в основном при профотборе и в спорте.

Диагностика сенсорных способностей: стандартные методы созданы для изучения зрения и слуха – тест визуальных и слуховых способностей (таблица Спеллена, тест Орто-Рейтера), тест музыкальной одаренности Симора, Массачусетский тест слухового восприятия; используются в клиническом тестировании для выявления дефектов развития тех/иных функций, отбор военных и при профотборе.

Диагностика технических способностей: ранние тесты «карандаш-бумага», тест Беннета (серия картинок с короткими опросами, для ответа на которые необходимо понимание общих технических принципов).

Все эти тесты направлены на выявлении знаний, опыта, накопленного человеком, они не дают представления о способах и времени приобретения опыта.

Отличие тестов способностей от тестов интеллекта в том, что диагностируемые функции принадлежат к конкретным, узким областям деятельности, их валидизация ориентирована на профессиональные критерии, а не на успех в обучении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37396. Экономическая эффективность совершенствование организации перевозок контейнеров на маршруте Симферополь-Джанкой 9.22 MB
  Сдельная заработная плата водителя Где коэффициент учитывающий класс перевозимого груза грн. Учитывающий размер премии грн. грн. Доплата за руководство бригадой Где размер доплаты за руководство бригадой грн.
37399. Моделирование движения заряженных частиц в электрических и магнитных полях 690 KB
  В дерева dd physics выберите Mthemtics Mthemticl Prticle Trcing pt. В дереве выберите Preset Studies Time Dependent. Построение геометрической модели Задание области в корой движутся частицы В окне Model Builder щелкните ПКМ Model 1 Geometry 1 и выберите Cylinder Перейдите к окну Settings для Cylinder. Выберите размер и форму сечения.
37400. Габаритний розрахунок монокуляра з вибором оптичної схеми об’єктива і окуляра 1.43 MB
  Наявність в трьох лінзових обєктивах великої кількості вільних параметрів марки стекол радіуси товщини і повітряні проміжки дозволяє істотно поліпшити їх абераційних корекцію в порівнянні з двох лінзовими. Окуляр Гюйгенса В цих окулярах компонентами є плосковипуклі або випуклоплоскі лінзи виготовлені із оптичного скла однієї марки. Показник заломлення Марка скла 4878 125 16475 К8 2599 29265 25 15163 ТФ1 Вибраний об’єктив має фокусну відстань f ’об = 100 мм. Показник заломлення Марка скла 14634...
37401. Расчет электромагнитных переходных процессов. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию 16.74 MB
  Составим схему замещения прямой последовательности Определим параметры схемы замещения прямой последовательности: Система Линия 1 Линия 2 Трансформатор Трансформатор Т1 Реактор Автотрансформатор Нагрузка 1 Нагрузка 2 Асинхронный двигатель Генератор 1 Генератор 2 Все параметры элемента генератор 2 точно такие же как и у элемента генератор 1 Найдем и для этого свернем схему Составим схему замещения обратной последовательности Определим параметры схемы замещения обратной...
37402. Исследование автоматических выключателей 928.5 KB
  Предмет исследования: В работе исследуется поведение автоматических выключателей при испытаниях по ГОСТ. Основные параметры автоматических выключателей: Номинальное рабочее напряжение Ue номинальное напряжение –действующее значение напряжения при котором обеспечивается работоспособность выключателя особенно в момент короткого замыкания. Стандартные кривые отключения: Существует несколько типов характеристик автоматических выключателей.
37403. Исследование устройства защитного отключения серии F360 458.5 KB
  Предмет исследования: в работе исследуется поведение устройства защитного отключения УЗО F360 при синусоидальном однополупериодном и импульсном токах. Теоретическая часть: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ АВТОМАТЫ И УЗО Дифференциальный автомат представляет собой устройство защиты которое срабатывает при возникновении некоторой разницы токов фазного и нулевого проводов. Различают устройства следующего типа: термомагнитные дифференциальные автоматы; дифференциальные модули; устройства защитного отключения УЗО. УЗО – это быстродействующий...
37404. Исследование контактора постоянного тока 574 KB
  Предмет исследования: в работе исследуются коммутационные процессы и динамические характеристики электромагнита контактора постоянного тока при включении и отключении по результатам осциллографирования соответствующих процессов. Теоретическая часть: Динамика работы на примере полного рабочего цикла электромагнита. 1 Рабочий цикл электромагнита: а – зависимость положения якоря от времени; б – зависимость тока в обмотке электромагнита от времени. Первым этапом рабочего цикла электромагнита рис.