28243

Направленность личности. Потребности и мотивы, мотивация. Ценностные ориентации

Доклад

Психология и эзотерика

Потребности и мотивы мотивация. Маслоу: Основой мотивов являются потребности которые в процессе развития индивида образуют своего рода пирамиду иерархию. В основании пирамиды лежат физиологические потребности голод жажда секс и т. Аффилиативные потребности потребность в принадлежности к какойлибо группе людей в общении и т.

Русский

2013-08-20

48 KB

77 чел.

46.Направленность личности. Потребности и мотивы, мотивация. Ценностные ориентации

Мотивационная сфера личности.

М.С.Л.- вся совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течении жизни. Эта сфера динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Однако некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, образующими как бы "стержень" всей сферы. Смена этих мотивов происходит только при существенных изменениях  условий жизни личности и ее жизнедеятельности в обществе.

Маслоу: Основой мотивов являются потребности, которые в процессе развития индивида образуют своего рода пирамиду, иерархию.

1. В основании пирамиды лежат физиологические потребности (голод, жажда, секс и т.д.), многие из которых, хотя и не все подчиняются принципу гомеостаза.

2. Следующий уровень- потребность в безопасности, т.е. нужда в порядке и устойчивости.

3. Аффилиативные потребности - потребность в принадлежности к какой-либо группе людей, в общении и т.д.

4. Потребность в уважении, престиже.

5. Потребность в самовыражении, проявлении своих возможностей, творчестве, самоактуализации.

Ломов: В мотивационной сфере личности отражаются так или иначе и ее индивидуальные и общественные потребности. Принадлежность к общности является одной из важнейших детерминант мотивационной сферы личности. Включаясь в каждую новую общность, личность усваивает ее потребности и интересы, что порождает новые мотивы и так или иначе трансформирует всю мотивационную сферу. Таким образом, переход от одного уровня мотивации к другому определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с другии людьми, с обществом в целом.

Ковалев:

1. Ситуационные мотивы, обусловленные конкретной обстановкой, в которой находится личность.

2. Мотивы, связанные с деятельностью.

3. Мотивы, связанные с жизнью в коллективе, членом которого человек является.

4. Мотивы, относящиеся к обществу в целом.

Являясь опосредованным системой общественных отношений отражением потребности, мотив не есть ее простая калька. Сходные потребности могут реализоваться в различных мотивах и, наоборот, за сходными мотивами могут стоять разные потребности. На базе какой-либо одной определенной потребности может формироваться целая констелляция мотивов, и, напротив, какой-либо один мотив может "вобрать" в себя несколько потребностей.

Потребности – исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования. Потребность – особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.

Потребность может быть осознанной и неосознанной. Когда она осознанна, у человека возникает побуждение к деятельности.

А.Маслоу предложил иерархию потребностей:

  1.  физиологические потребности (голод, жажда, холод и т.д.)
  2.  потребности безопасности (долговременное выживание, стабильность и т.д.)
  3.  потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие, продолжение рода)
  4.  потребности самоуважения (значение, компетентность)
  5.  потребности самоактуализации (реализация потенциала)

В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху.

Маслоу полагал, что последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека.

Мотив – это осознанная и определенная потребность, побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, совокупность  внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Потребность объективна, мотив – субъективен. Связь между потребностями и мотивами неоднозначна. Потребность может вызвать несколько мотивов, и мотив может быть вызван несколькими потребностями.

Потребностно-мотивационная сфера является исходным звеном направленности, которая выступает как системообразующее свойство личности. Направленность – система доминирующих мотивов (Мясищев).

Мотив является компонентом мотивационной сферы личности (МСЛ).

МСЛ – вся совокупность ее мотивов, которая формируется и развивается в течение жизни. В ходе жизни личности происходит дифференциация  и интеграция мотивов, на базе одного из них формируются другие. Мотивы связаны с конкретной ситуацией и зависят от нее. Развитие мотивационной сферы происходит по принципу «напластования» одних мотивов на другие.

Виды мотивов (по Ковалеву):

  1.  Ситуационные (обусловленные конкретной обстановкой)
  2.  Связанные с той или иной деятельностью
  3.  Связанные с жизнью в коллективе
  4.  Связанные с обществом в целом.

Потребности диктуют поведение людей. В мотивах индивидов отражаются не  только его  собственные потребности, но и потребности общества. Для субъекта мотив – побудительная сила, причина его поведения. Источником  побудительной силы мотива выступают потребности.

Характеристики потребностей: сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения, предметное содержание потребности.

Теории мотивов:

Маслоу – иерархия потребностей.

Рубинштейн – потребности, интересы, идеал.

Ломов – базовые, производные, высшие.

Кеттел – факторная структура мотивации (аттитюды, эрги).

Направленность личности.

Важнейшая характеристика личности – ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Большинство исследователей вкл. Н. в структуру характера, т.к. когда говорили о полноте характера, то говорили о направленности и мотивации.

Н. – одна из главных образований личности. Рассматривается как мотивационное ядро личности, это системообразующий фактор.

Направленность (Леонтьев) – динамический образ, кот. формируется под влиянием мотивов, но относятся только смыслообразующие мотивы.

Функции мотивов:

  1.  побуждение.
  2.  Направление.
  3.  Смыслообразование

Мотивы включаются в структуру направленности в той мере, в которой они обеспечивают смыслоообразование.

Направленность (Мясищев) – одна из основных системообразующих личности. Мотивы д.б. доминирующими и занимать главенствующее положение, кот определяет активность, сознательность отражения личностью окружающей среды.

Стороны направленности:

  1.  отражение (целеобразование)
  2.  регулятивная (регуляция деятельности проявляется в виде динамической совокупности мотивов)

Направленность (Рубинштейн) – динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность

Два аспекта направленности, как динамической тенденции:

  1.  предметное содержание
  2.  напряжение, кот. при этом возникает (энергетическая характеристика).

Характеристики направленности:

 стремление

тенденции

     потребность, интересы, идеалы

Стремление – характеристика предметного содержания. Осознание начального и конечного пункта в тенденции.

Потребности, интересы, идеалы - напряжение.

Интерес – то, что сказывается на направленности мыслей и внимании человека.

Идеалы – некоторые образцы: совокупность норм поведения, ценностей. Это абсолютный стандарт, который человек стремится достичь

Структуры мотивов, которые могут полагаться в основу направленности.

Платонов: влечение, желание, интересы, идеалы, мировоззрения, убеждения. Две последних – вершина развития направленности.

Ядов :фиксированная установка (человек часто сталкивается с ситуацией готовности к действию), социальная установка (аттитюд), направленность (жизненные цели, которые ставит перед собой человек), ценностная ориентация

Различные мотивы поведения образуют целостную структуру – направленность личности, которая характеризуется, прежде всего, иерархичностью, наличием в ней доминирующих мотивов, определяющих основные вектора активности личности (отношение к окружающей действительности, другим людям, к самому себе как преимущественная направленность на предметную деятельность, на других людей, на себя лично).

Рубинштейн рассматривал направленность как динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют деятельность человека.

Побуждением к деятельности являются потребности.

Потребность – побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Познавательная потребность проявляется в интересах. Интересы – активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Интересы характеризуются по содержанию, широте, глубине, устойчивости и действенности.

Методы изучения:

  1.  Тест Кеттелла, опросник Мюррея, опросник Мильмана.
  2.  Проективные методики: ТАТ в варианте Хекхаузена
  3.  Специализированные опросники

Профессионально – ориентированные техники диагностики мотивации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67289. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СТАЛИ 54 KB
  Инструментальные стали делятся на четыре категории: 1 пониженной прокаливаемости преимущественно углеродистые; 2 повышенной прокаливаемости легированные; 3 штамповые; 4 быстрорежущие. Углеродистые и легированные стали применяются для режущего инструмента при легких условиях работы и для измерительного инструмента.
67290. Приближенные способы преобразования 279 KB
  Универсальный способ получения случайных чисел базируется на кусочной аппроксимации функции плотности. Для вычисления k воспользуемся следующим соотношением: Алгоритм машинной реализации этого способа получения случайных чисел сводится к выполнению следующих действий...
67291. КУЛЬТУРА 19 ВЕКА: ПОЗИТИВИЗМ 70 KB
  Вместе с изменением представлений о строении материи пространстве времени движении путях развития флоры и фауны месте человека в природе о происхождении жизни на Земле изменяется и отношение человека к природе и обществу. В отличие от героя-романтика герой-реалист активно участвует в жизни пытаясь изменить её в лучшую сторону.
67292. Выбор характеристик качества в проектах программных средств 93 KB
  Описание в стандарте ISO 9126:14 характеристик качества программных средств не содержит рекомендаций и методик выбора их значений в требованиях к конкретным проектам. Далее должны быть разработаны процессы выбора установления...
67293. РАНЫ 123.5 KB
  Раной называется любое механическое повреждение при котором нарушается целостность покровов тела кожи или слизистых с возможным нарушением глубжележащих тканей и органов. Классификация ран По механизму повреждения...
67294. Международное сотрудничество области безопасности жизнедеятельности 19.49 KB
  Международное сотрудничество по охране труда осуществляется в рамках Международной организации труда МОТ Всемирной организации здравоохранения ВОЗ Федерации специалистов по охране труда и промышленной гигиене ИФАС а также международной организации по безопасности и охране труда...
67295. Монотеистические религии 34.5 KB
  Согласно Библейским преданиям основы религиозного и нравственного учения Христа наиболее полно изложены в Нагорной проповеди которая начинается девятью Заповедями Блаженства. Блаженны нищие духом ибо их есть царство небесное. Блаженны плачущие ибо они утешатся. Блаженны кроткие ибо они наследуют землю.
67296. НОРМЫ ПРАВА 132 KB
  Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм. Однако из этого положения не следует что понятия права и нормы права совпадают. Поскольку нормы права одна из разновидностей социальных норм на них распространяются общие черты присущие этим нормам.