28243

Направленность личности. Потребности и мотивы, мотивация. Ценностные ориентации

Доклад

Психология и эзотерика

Потребности и мотивы мотивация. Маслоу: Основой мотивов являются потребности которые в процессе развития индивида образуют своего рода пирамиду иерархию. В основании пирамиды лежат физиологические потребности голод жажда секс и т. Аффилиативные потребности потребность в принадлежности к какойлибо группе людей в общении и т.

Русский

2013-08-20

48 KB

76 чел.

46.Направленность личности. Потребности и мотивы, мотивация. Ценностные ориентации

Мотивационная сфера личности.

М.С.Л.- вся совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течении жизни. Эта сфера динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Однако некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, образующими как бы "стержень" всей сферы. Смена этих мотивов происходит только при существенных изменениях  условий жизни личности и ее жизнедеятельности в обществе.

Маслоу: Основой мотивов являются потребности, которые в процессе развития индивида образуют своего рода пирамиду, иерархию.

1. В основании пирамиды лежат физиологические потребности (голод, жажда, секс и т.д.), многие из которых, хотя и не все подчиняются принципу гомеостаза.

2. Следующий уровень- потребность в безопасности, т.е. нужда в порядке и устойчивости.

3. Аффилиативные потребности - потребность в принадлежности к какой-либо группе людей, в общении и т.д.

4. Потребность в уважении, престиже.

5. Потребность в самовыражении, проявлении своих возможностей, творчестве, самоактуализации.

Ломов: В мотивационной сфере личности отражаются так или иначе и ее индивидуальные и общественные потребности. Принадлежность к общности является одной из важнейших детерминант мотивационной сферы личности. Включаясь в каждую новую общность, личность усваивает ее потребности и интересы, что порождает новые мотивы и так или иначе трансформирует всю мотивационную сферу. Таким образом, переход от одного уровня мотивации к другому определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с другии людьми, с обществом в целом.

Ковалев:

1. Ситуационные мотивы, обусловленные конкретной обстановкой, в которой находится личность.

2. Мотивы, связанные с деятельностью.

3. Мотивы, связанные с жизнью в коллективе, членом которого человек является.

4. Мотивы, относящиеся к обществу в целом.

Являясь опосредованным системой общественных отношений отражением потребности, мотив не есть ее простая калька. Сходные потребности могут реализоваться в различных мотивах и, наоборот, за сходными мотивами могут стоять разные потребности. На базе какой-либо одной определенной потребности может формироваться целая констелляция мотивов, и, напротив, какой-либо один мотив может "вобрать" в себя несколько потребностей.

Потребности – исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования. Потребность – особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.

Потребность может быть осознанной и неосознанной. Когда она осознанна, у человека возникает побуждение к деятельности.

А.Маслоу предложил иерархию потребностей:

  1.  физиологические потребности (голод, жажда, холод и т.д.)
  2.  потребности безопасности (долговременное выживание, стабильность и т.д.)
  3.  потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие, продолжение рода)
  4.  потребности самоуважения (значение, компетентность)
  5.  потребности самоактуализации (реализация потенциала)

В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху.

Маслоу полагал, что последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека.

Мотив – это осознанная и определенная потребность, побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, совокупность  внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Потребность объективна, мотив – субъективен. Связь между потребностями и мотивами неоднозначна. Потребность может вызвать несколько мотивов, и мотив может быть вызван несколькими потребностями.

Потребностно-мотивационная сфера является исходным звеном направленности, которая выступает как системообразующее свойство личности. Направленность – система доминирующих мотивов (Мясищев).

Мотив является компонентом мотивационной сферы личности (МСЛ).

МСЛ – вся совокупность ее мотивов, которая формируется и развивается в течение жизни. В ходе жизни личности происходит дифференциация  и интеграция мотивов, на базе одного из них формируются другие. Мотивы связаны с конкретной ситуацией и зависят от нее. Развитие мотивационной сферы происходит по принципу «напластования» одних мотивов на другие.

Виды мотивов (по Ковалеву):

  1.  Ситуационные (обусловленные конкретной обстановкой)
  2.  Связанные с той или иной деятельностью
  3.  Связанные с жизнью в коллективе
  4.  Связанные с обществом в целом.

Потребности диктуют поведение людей. В мотивах индивидов отражаются не  только его  собственные потребности, но и потребности общества. Для субъекта мотив – побудительная сила, причина его поведения. Источником  побудительной силы мотива выступают потребности.

Характеристики потребностей: сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения, предметное содержание потребности.

Теории мотивов:

Маслоу – иерархия потребностей.

Рубинштейн – потребности, интересы, идеал.

Ломов – базовые, производные, высшие.

Кеттел – факторная структура мотивации (аттитюды, эрги).

Направленность личности.

Важнейшая характеристика личности – ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Большинство исследователей вкл. Н. в структуру характера, т.к. когда говорили о полноте характера, то говорили о направленности и мотивации.

Н. – одна из главных образований личности. Рассматривается как мотивационное ядро личности, это системообразующий фактор.

Направленность (Леонтьев) – динамический образ, кот. формируется под влиянием мотивов, но относятся только смыслообразующие мотивы.

Функции мотивов:

  1.  побуждение.
  2.  Направление.
  3.  Смыслообразование

Мотивы включаются в структуру направленности в той мере, в которой они обеспечивают смыслоообразование.

Направленность (Мясищев) – одна из основных системообразующих личности. Мотивы д.б. доминирующими и занимать главенствующее положение, кот определяет активность, сознательность отражения личностью окружающей среды.

Стороны направленности:

  1.  отражение (целеобразование)
  2.  регулятивная (регуляция деятельности проявляется в виде динамической совокупности мотивов)

Направленность (Рубинштейн) – динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность

Два аспекта направленности, как динамической тенденции:

  1.  предметное содержание
  2.  напряжение, кот. при этом возникает (энергетическая характеристика).

Характеристики направленности:

 стремление

тенденции

     потребность, интересы, идеалы

Стремление – характеристика предметного содержания. Осознание начального и конечного пункта в тенденции.

Потребности, интересы, идеалы - напряжение.

Интерес – то, что сказывается на направленности мыслей и внимании человека.

Идеалы – некоторые образцы: совокупность норм поведения, ценностей. Это абсолютный стандарт, который человек стремится достичь

Структуры мотивов, которые могут полагаться в основу направленности.

Платонов: влечение, желание, интересы, идеалы, мировоззрения, убеждения. Две последних – вершина развития направленности.

Ядов :фиксированная установка (человек часто сталкивается с ситуацией готовности к действию), социальная установка (аттитюд), направленность (жизненные цели, которые ставит перед собой человек), ценностная ориентация

Различные мотивы поведения образуют целостную структуру – направленность личности, которая характеризуется, прежде всего, иерархичностью, наличием в ней доминирующих мотивов, определяющих основные вектора активности личности (отношение к окружающей действительности, другим людям, к самому себе как преимущественная направленность на предметную деятельность, на других людей, на себя лично).

Рубинштейн рассматривал направленность как динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют деятельность человека.

Побуждением к деятельности являются потребности.

Потребность – побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Познавательная потребность проявляется в интересах. Интересы – активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Интересы характеризуются по содержанию, широте, глубине, устойчивости и действенности.

Методы изучения:

  1.  Тест Кеттелла, опросник Мюррея, опросник Мильмана.
  2.  Проективные методики: ТАТ в варианте Хекхаузена
  3.  Специализированные опросники

Профессионально – ориентированные техники диагностики мотивации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59912. Внеклассное мероприятие «Дорожный марафон» 45 KB
  Учитель: Правил дорожных на свете немало Все бы их выучить нем не мешало. Какие это препятствия Дети: читают Загадочный знак Площадь ребусов Песенная остановка Наведём порядок на дороге Секрет Учитель: А помогать нам и вести к завершению марафона будет нам наш городок.
59913. «Армейский калейдоскоп» (сценарий на 23 февраля) 41.5 KB
  Ведущий 1: Февральский ветер ворошил страницы в календаре порядок наводя Потом он вдруг решил остановиться на дате 23 февраля Давным-давно был праздник установлен Что говорить традиция сильна Мальчишек поздравляем снова мы им желаем мира и добра.
59914. Seasons. The weather 44 KB
  Now I will divide you into two teams. The first team will includes the children who were born in winter and autumn. The second team will include the children who was born in summer and spring.
59915. Путешествие в мир растений. Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы 45.5 KB
  Предварительная подготовка: ученики экскурсоводы заранее составляют и рисуют кроссворд подбирают материал о комнатных растения имеющихся в саду подготавливают загадки для ребят распределяют роли.
59916. Внеклассное мероприятие. Викторина: Моё здоровье – в моих руках 40.5 KB
  Цели. формировать здоровый образ жизни; воспитывать общую культуру здоровья; развивать коммуникативные умения учащихся. Предварительная подготовительная работа. Подготовка вопросов викторины.
59917. В гостях у Маршака (Игровое путешествие по произведениям С.Я. Маршака) 37 KB
  Маршака В 3-4х классах Оборудование. Маршака иллюстрированные изданияч его стихов и сказок. Теперь я буду читать вам отрывки из стихов Самуила Яковлевича Маршака.
59919. Внеклассное мероприятие «Час – дружбы, вежливости и доброты» 82 KB
  Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность доброту; умение видеть красоту в простом и обыденном; умение дарить тепло и доброту; способствовать развитию кругозора детей умению мыслить и рассуждать; развивать у учащихся эстетические и духовно-нравственные способности..
59920. Классный час «Путешествие эрудитов» 38.5 KB
  За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В случае если команда ответила неправильно или не знает как отвечать то ход переходит другой команде. И эта команда за правильный ответ на этот вопрос получает 05 балла.