28244

Когнитивный (Ж. Пиаже и Л.Колберг) СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНЫй (А.БАНДУРА, Д.РОТТЕР), и когнитивно-бихеворальный ( Б.Ф. Скиннер, А. Бек, А. Эллис) подходы к исследованию формирования личности

Доклад

Психология и эзотерика

Причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения познавательной сферы и окружения. Данный подход к анализу причин поведения который Бандура обозначил как взаимный детерминизм подразумевает что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимосвязанными причинами поведения. внутренние детерминанты поведения такие как вера и ожидание и внешние детерминанты такие как поощрение и наказание являются частью системы взаимодействующих влияний которые действуют не только на...

Русский

2013-08-20

44 KB

14 чел.

54.Когнитивный (Ж. Пиаже и Л.Колберг) СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНЫй (А.БАНДУРА, Д.РОТТЕР),  и когнитивно-бихеворальный ( Б.Ф. Скиннер, А. Бек, А. Эллис) подходы к исследованию формирования личности.

Социально-когнитивное направление является кульминацией рассуждений о том, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторами окружения. Особенности этого направления наиболее отчетливо представлены в работах Бандуры и Роттера, теории которых значительно отличаются от радикального бихевиоризма Скиннера, но сохраняют строгую научную методологию, которая характеризует бихевиористский  подход.

Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры.

С точки зрения Бандуры, люди не управляются интрапсихическими силами и не реагируют на окружение. Причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного  взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения. Данный подход к анализу причин поведения, который Бандура обозначил как взаимный детерминизм, подразумевает, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимосвязанными причинами поведения.

Открытое поведение                         влияние окружения (поощрение, наказание)

            Личностные факторы (вера, ожидание, самовосприятие)

Т.е. внутренние детерминанты поведения, такие как вера и  ожидание, и внешние детерминанты, такие как поощрение и наказание, являются частью системы взаимодействующих влияний, которые действуют не только на поведение, но также на различные части системы. Хотя на поведение влияет окружение, оно также частично является продуктом деятельности человека, т.е. люди могут оказывать какое-то влияние на собственное поведение. Т.о., социально-когнитивная теория описывает модель взаимной причинности, в которой познавательные, аффективные и другие личностные факторы и события окружения работают как взаимозависимые детерминанты.

Факторы обучения.. Бандура признает важность внешнего подкрепления, но не рассматривает его как единственный способ, при помощи которого приобретается, сохраняется или изменяется наше поведение. Поведение регулируется в значительной мере предвиденными последствиями. Т.е. новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления.  Многое в поведении, которое мы демонстрируем, приобретается посредством примера: мы просто наблюдаем, что делают другие, а потом повторяем их действия. Научение по моделям  или через наблюдение является наиболее характерной чертой теории Бандуры.

Другой характерной чертой является  роль способности человека к саморегуляции. Устраивая свое непосредственное окружение, обеспечивая когнитивную поддержку и осознавая последствия собственных действий, люди способны оказывать некоторое влияние на свое поведение. Функции саморегуляции имеют внешнее происхождение, но, однажды установившись, внутренние влияния частично регулируют то, какие действия выполняет человек. Кроме того, высшие интеллектуальные способности, например способность оперировать символами, дают нам мощное средство воздействия на наше окружение. Посредством вербальных и образных репрезентаций мы производим и сохраняем опыт таким образом, что он служит ориентиром для будущего поведения. Наша способность формировать образы желаемых будущих результатов выливается в бихевиоральные стратегии, направленные на то, чтобы вести нас к отдаленным целям. Используя способность к оперированию символами, мы можем решать проблемы, не обращаясь к действительному, открытому поведению проб и ошибок, можем предвидеть вероятные последствия различных действий и соответственно изменять наше поведение. Научение через моделирование. Бандура устанавливает, что фактически все феномены научения, приобретаемые в  результате прямого опыта, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением  других людей и его последствиями. Люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация (хранящаяся в долговременной памяти) служит ориентиром в их действиях. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами:

  1.  внимание – человек следит за поведением модели и точно воспринимает это поведение;
  2.  сохранение – человек помнит (долговременное сохранение) поведение модели;
  3.  моторно-репродуктивные процессы – человек переводит закодированные в символах воспоминания о поведении модели в новую форму ответа;
  4.  мотивационные процессы – если позитивное подкрепление (внешнее, косвенное или самоподкрепление) потенциально присутствует, человек совершает моделируемое поведение.

Подкрепление в научении через наблюдение.

Прямое подкрепление может помочь моделированию, но не является необходимым для него. Люди не только подвержены влиянию опыта, приобретенного в результате своих действий, но и регулируют поведение на основе ожидаемых последствий (косвенное подкрепление), а также создают их для себя сами (самоподкрепление). Косвенное подкрепление осуществляется, когда наблюдатель видит действие модели с результатом, который он осознает как результат предшествующих действий модели. При косвенном позитивном подкреплении наблюдатели ведут себя также как наблюдаемые ранее модели, получившие подкрепление. При косвенном наказании наблюдаемые аверсивные последствия снижают тенденцию вести себя подобным образом. Самоподкрепление наблюдается, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за  ее достижение, превышение или неудачу. Для обозначения усиливающего и уменьшающего эффекта самооценки Бандура использует термин саморегулирование, компонентами которого являются процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа.

Для объяснения личностного функционирования и изменения Бандура ввел постулат когнитивного механизма самоэффективности, который относится к умению людей осознавать свои способности выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации. Самооценка эффективности влияет на формы поведения, мотивацию, выстраивание поведения и возникновение эмоций. Приобретение самоэффективности  может происходить любым из четырех путей (или любой их комбинации): способности выстроить поведение (успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачи порождают низкие ожидания), косвенного опыта (наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими поведение, может вселить в человека надежду на самоэффективность и уверенность, что с подобной деятельностью вполне можно справиться), вербального убеждения (убеждение человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели) и состояния физического (эмоционального) возбуждения (люди с большей вероятностью добиваются успеха, если они не напряжены и эмоционально спокойны).

Джулиан Роттер: теория социального научения.

В центре внимания  этой теории лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно проанализировать взаимодействие четырех переменных: потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления, психологическая ситуация. Под потенциалом поведения понимается вероятность данного поведения, «встречающегося в какой-то ситуации или ситуациях в связи с каким-то одним подкреплением или подкреплениями». Ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения. С точки зрения Роттера, величина силы ожидания может варьировать от 0 до 100 и в целом основана на предыдущем опыте такой же или подобной ситуации. Ценность подкрепления – это степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому. Она также основана на предыдущем опыте и может меняться от ситуации к ситуации и с течением времени. Четвертой переменной является психологическая ситуация с точки зрения индивидуума, которую нужно рассматривать наряду с ожиданиями и ценностью подкрепления, прогнозируя возможность любого альтернативного варианта поведения. Роттер присоединяется к мнению Бандуры, что личностные факторы и события окружения во взаимодействии лучше всего предсказывают поведение человека. Основная формула прогноза поведения: Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления.

Роттер предполагает, что специфические цели обычно связаны с более широкими категориями, понимаемыми как потребности. Концептуально потребности можно описать как набор различных типов поведения, которые схожим образом приобретают те же или подобные наборы подкреплений. Роттер рассматривает следующие категории потребностей, применимых к прогнозу поведения человека:

  1.  статус признания – потребность чувствовать себя компетентным в широком спектре областей деятельности.
  2.  защита – зависимость – потребность, чтобы кто-то защитил нас от неприятностей и помог достичь значимых целей.
  3.  доминирование – потребность влиять на жизнь других людей и иметь возможность организовывать последствия на основе такого контроля.
  4.  независимость – потребность принимать самостоятельные решения и достигать цели без помощи других.
  5.  любовь и привязанность – потребность, чтобы вас принимали и любили другие люди.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55017. Використання надбудови. Пошук розв’язку електронних таблиць Microsoft Excel 466.5 KB
  В теоретичної частині роботи розглядається питання: Засіб Пошук розв’язку. Розв’язання задач з використанням функціональних можливостей електронних таблиць Microsoft Excel.
55018. Розв'язування показникових рівнянь 428 KB
  Мета: Систематизувати компетентність по розвязуванню показникових рівнянь. Виховувати наполегливість, вміння аналізувати, розвивати кмітливість. Обладнання: дошка, крейда, роздатковий матеріал.
55019. Інформація. Інформаційні процеси в системі. Апаратне забезпечення інформаційної системи 44 KB
  Мета: повторити і закріпити основні поняття вміння; поглибити розуміння учнями фактичного матеріалу: спонукати до самостійного опанування учнями предмета; розвивати пізнавальну активність увагу пам’ять уміння аналізувати;...
55020. СЕКРЕТНИЙ ПОКУПЕЦЬ 81.5 KB
  Мета конкурсу: узагальнення і поглиблення професійних знань, умінь та навичок продавця. Демонстрація досягнутого рівня підготовки студентів–практикантів та розвиток зацікавленості їх до майбутньої професії з предмету навчальна практика.
55021. ПОЛЕ ЧУДЕС 112.5 KB
  Цель: заинтересовать учащихся предметом; вовлечь их в самостоятельную работу; способствовать расширению кругозора учащихся; способствовать развитию внимания, мышления, памяти, смекалки, познавательной и творческой активности учащихся; воспитывать трудолюбие, ответственность, интерес к изучению математики.
55022. Наростання політичної боротьби у вересні – жовтні 1917р 37.5 KB
  Мета. Дати уявлення про платформу реформ які містила ЦР перед Демократичною нарадою у вересні 1917 року в Петрограді; розкрити фатальні наслідки прорахунків ЦР у воєнній політиці; показати вплив наростаючої анархії на становище в Україні; вказати на головні причини конфлікту ЦР та ТУ.
55023. POLITICAL SYSTEMS OF THE WORLD 105 KB
  Good afternoon! I m happy to see you! We have begun our lesson with the national anthem of our country. We are all citizens of Ukraine. In my opinion a man can’t live outside a state. The life of citizens depends on the political system of the state. I’m convinced that every citizen has to know everything about it. That’s why our theme today is Political systems of the world.
55024. Политическая география и геополитика 30.5 KB
  Политическая география и геополитика Ключевые вопросы Каковы основные положения традиционных геополитических теорий Какие принципы лежат в основе современных геополитических моделей Ратцель Фридрих Политическая география наука сравнительно новая. книгу Политическая география. Политическая география включает следующие основные направления: геополитику занимающуюся глобальной системой межгосударственными союзами географическое государствоведение изучающее отдельно взятые государства и территории политическую регионалистику...
55025. Политическая карта мира. Изменение на политической карте мира в новейшее время 158 KB
  Политическая карта мира. Изменение на политической карте мира в новейшее время. Сформулировать представления о разнообразии современного мира вспомнить классификацию стран показать место России в мире.