28245

Номонетический (Кеттел и Айзенк) и идеографический (Олпорт и Келли) подходы к описанию личности. Метод факторного анализа в психологии личности

Доклад

Психология и эзотерика

Номонетический Кеттел и Айзенк и идеографический Олпорт и Келли подходы к описанию личности. Метод факторного анализа в психологии личности. ДИСПОЗИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Г. В своей первой книге Личность: психологическая интерпретация Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности.

Русский

2013-08-20

108.5 KB

16 чел.

55. Номонетический (Кеттел и Айзенк) и идеографический (Олпорт и Келли) подходы к описанию личности. Метод факторного анализа в психологии личности.

ДИСПОЗИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Г.ОЛПОРТА.

В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. В результате многократных корректировок он предложил определение личности: «Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление». Олпорт отмечает, что термины характер и темперамент часто использовались как синонимы личности, и объясняет, как каждый из них можно легко отличить от собственно личности. Слово «характер» традиционно вызывает ассоциацию с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности. Т.е. характер – это оцененная личность, а личность – это неоцененный характер. Темперамент, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и физической конституцией), из которого строится личность. Олпорт считал это понятие особенно важным при обсуждении наследственных аспектов эмоциональной природы  индивидуума. Концепция черт личности. Любой человек ведет себя с определенным  постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Олпорт дает в своей концепции «черты», которую он считал наиболее валидной  «единицей анализа» для изучения того, что представляют собой люди и как они своим поведением отличаются друг от друга. Олпорт определяет черту как «нейропсихическую  структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения». Т.е. черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Черты – это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответный реакций. Разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение. Многие ситуации, воспринимаемые человеком как равнозначные, дают толчок к развитию определенной черты, которая затем сама инициирует и выстраивает разнообразные виды поведения, эквивалентные в своих проявлениях данной черты. Эта концепция эквивалентности стимула и реакций, объединенных и опосредованных чертой, является главной составляющей теории личности Олпорта. Следует подчеркнуть, что черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. Люди активно выискивают социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей. Олпорт предлагает 8 основных критериев определения черты личности:

  1.  черты личности – это не только номинальное обозначение, они являются реальной и жизненно важной частью существования любого человека
  2.  черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности поведения.
  3.  черты личности являются движущими или, по крайней мере, определяющими элементами поведения. Они побуждают людей к такому поведению, в котором данные черты личности наиболее полно проявятся.
  4.  существование черт личности можно установить эмпирически посредством наблюдений за человеческим поведением на протяжении длительного времени.
  5.  черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой, скорее личность представляет собой набор перекрывающих друг друга черт.
  6.  черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки.
  7.  черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.
  8.  то, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Это объясняется тем, что не у каждого человека черты имеют одинаковую степень интегрированности, один и тот же человек может обладать противоречивыми чертами, кроме того, бывают случаи, когда  поведение обусловлено в большей мере общественными условиями, чем личностными чертами.

Олпорт проводил различие между общими  чертами и индивидуальными. Общие черты (измеряемые, узаконенные) включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры. Индивидуальные черты (морфологические) обозначают такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнений с другими людьми. Эта категория черт, проявляющихся уникально у каждого конкретного человека, наиболее точно отражает его личностную структуру. Типы индивидуальных диспозиций (три типа черт личности).Индивидуальные черты – индивидуальные диспозиции:

  1.  кардинальная диспозиция (главная страсть) – настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию. Олпорт утверждал, что очень немногие люди обладают кардинальной диспозицией.
  2.  центральные диспозиции не столь всеобъемлющие, но все же довольно яркие характеристики человека, это строительные блоки индивидуальности. Центральные диспозиции – это такие тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие.
  3.  вторичные диспозиции – черты менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые. Сюда следует включить предпочтения в еде и одежде, особые установки и ситуационно обусловленные характеристики человека. Олпорт отмечал, что надо очень близко знать человека, чтобы обнаружить его вторичные диспозиции.

Понятие личности включает в себя единство, структуру и интеграцию всех аспектов индивидуальности, придающих ей своеобразие. Поэтому, можно предположить, что существует некий принцип, организующий установки, оценки, мотивы, ощущения и склонности в единое целое. Согласно Олпорту, для решения проблемы познания и описания природы личности необходимы конструкты такого уровня обобщенности, как эго или стиль жизни. Но все эти термины содержат слишком много неоднозначных побочных оттенков значения и семантических неясностей, так что Олпорт вводит новый термин – проприум. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Речь идет о такой части субъективного опыта, как «мое», т.е. это не что иное, как самость. Олпорт полагал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства, и выделил семь различных аспектов «самости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости. Эти проприотические функции эволюционируют медленно, и в результате их окончательной консолидации формируется «Я», как объект субъективного познания и ощущения. Приводимые ниже отличительные функции личности представлены в порядке их последовательного появления у развивающегося индивидуума:

  1.  ощущение своего тела – телесная самость – в результате младенцы начинают отличать себя от других объектов.
  2.  ощущение самоидентичности (неизменности и непрерывности «Я», независимо от происходящих изменений) – когда посредством языка ребенок осознает самого себя в качестве определенного и постоянно важного лица.
  3.  чувство самоуважения – чувство гордости, которое ребенок испытывает тогда, когда он выполняет что-то самостоятельно.
  4.  расширение самости – «Я» начинает охватывать важные аспекты социального и физического окружения (начиная примерно с 4-6-летнего возраста). Дети приобретают этот опыт по мере того, как они начинают осознавать, что им принадлежит не только их собственное физическое тело, но также и определенные значительные элементы окружающего их мира, включая людей.
  5.  образ себя – в целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания других значимых людей – начинает развиваться в 5-6 лет.
  6.  рациональное управление самим собой – абстрактная аргументация и применение логики для разрешения повседневных проблем – между 6 и 12 годами ребенок начинает понимать, что он способен находить рациональные решения жизненных проблем и эффективно справляться с требованиями реальности, но он еще не доверяет самому себе настолько, чтобы быть морально независимым. Эта стадия развития проприума отражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание.
  7.  проприативное стремление – целостное чувство «Я» и планирование перспективных целей.

Кроме того, Олпорт предложил еще один аспект – познание самого себя, - который стоит над всеми остальными и синтезирует их. Основной в теории Олпорта является идея о том, что индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Он предлагал свой собственный анализ мотивации, перечисляя требования, которым должна отвечать адекватная теория мотивации:

  1.  она должна признавать согласованность мотивов во времени
  2.  она должна признавать существование различных видов мотивов
  3.  она должна признавать динамическую силу когнитивных процессов (Олпорт придавал большое значение когнитивным процессам и, в особенности, планированию будущего и стремлениям)
  4.  она должна признавать реальную уникальность мотивов

необходимый фундамент для теории мотивации обеспечивает концепция функциональной автономии, которая означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами, т.е. причины, по которым взрослый человек ведет себя так или иначе, не зависят от того, какие причины изначально побудили его к такому поведению. По Олпорту, личность свободна от прошлого – связи с прошлым исторические, а не функциональные. Первоначальной причины поведения больше нет, а поведение сохраняется – в этом состоит суть концепции функциональной автономии.

Олпорт различал два типа функциональной автономии:

  1.  устойчивая функциональная автономия связана с механизмами обратной связи  в нервной системе. Эти нейрофизиологические механизмы не меняются с течением времени и помогают поддерживать организм в функционирующем состоянии
  2.  собственная функциональная автономия относится к приобретенным интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям. Это главная система мотивации, которая обеспечивает постоянство в стремлении человека к соответствию с внутренним образом себя и достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста.

Процессы  собственной автономии подчиняются трем психологическим принципам:

  1.  принцип организации энергетического уровня: собственная автономия возможна, потому что уровень энергии, которым обладает человек, превышает необходимый для удовлетворения потребности выживания и приспособления.
  2.  принцип преодоления и компетенции: зрелым людям внутренне присуща мотивация преодоления и извлечения из окружающего мира уроков для себя, так же как и реализации поставленных целей. Поэтому любое поведение, ведущее к повышению уровня компетенции индивидуума, включается в контур его собственной мотивации.
  3.  принцип построения проприотической системы: все собственные мотивы уходят своими корнями в структуру «Я» индивидуума. В результате человек организует свою жизнь вокруг проприума во имя цели усиления «Я», отвергая все остальные.

Олпорт полагал, что созревание человека – это непрерывный процесс становления. Он видел также качественную разницу между зрелой личностью и незрелой (невротической). Психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами:

  1.  зрелый человек имеет широкие границы «Я», может посмотреть на себя «со стороны»
  2.  зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям: дружеской интимности и сочувствию.
  3.  зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие.
  4.  зрелый человек демонстрирует реалистическое восприятие, опыт и притязания
  5.  зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора

зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

ФАКТОРНОАНАЛИТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ (Р.КЕТТЕЛ, Г.АЙЗЕНК).

Реймонд Кеттел: структурная теория черт личности.

Личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Будучи сторонником мат. анализа личности, Кеттел придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации. Главная формула, используемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной степенью точности:

R=f(S, P)

R – ответная реакция человека, S – стимулирующая ситуация, P – структура личности

Несмотря на утверждение Кеттела о том, что поведение определяется взаимодействием черт и ситуационных переменных, его главная организующая концепция личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт

Черты личности – относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время; это гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени.

В результате проведения многократных процедур факторного анализа данных Кеттел пришел к выводу, что черты личности (или факторы) можно классифицировать несколькими способами:1.поверхностные черты – исходные черты.  Поверхностная  черта – совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в неразрывном единстве, не имеют единой основы и временного постоянства, и поэтому не считаются значимыми для объяснения поведения.

Исходные черты – основополагающие структуры, которые образуют блоки самого здания личности. Это некие объединенные величины или факторы, определяющие то постоянство, которое наблюдается в поведении человека.

Основополагающая структура личности образована примерно 16 исходными чертами. Шкала для их измерения – опросник Кеттела «16 личностных факторов».2.конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой. Конституциональные исходные черты развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Черты, сформированные окружающей средой, обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении. Они отражают характеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и формируют модель, запечатленную в личности ее окружением.3.способности, темперамент и динамические черты.

Исходные черты могут быть классифицированы в терминах модальности, посредством которой они выражаются. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Черты темперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Кеттел  рассматривает черты темперамента как конституциональные исходные черты, определяющие эмоциональность человека. Динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека, активирующие и направляющие субъекта к конкретным целям. 4.общие черты – уникальные черты. Общая черта присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Уникальные черты имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Уникальные черты особенно часто проявляются в сферах интересов и установок.

Источники данных для факторного анализа.

Свои данные Кеттел черпает из трех основных источников: данные регистрации реальных жизненных фактов (L-данные), данные самооценки при заполнении анкет (Q-данные) и данные объективных тестов (OT-данные).

Первоначально Кеттел подвергал факторному анализу только L-данные и обнаружил 15 факторов. Затем он попытался определить, будут ли подобные факторы получены на основе Q-данных. Результатом этих исследования явился «16 PF». Первые 12 факторов встретились как в Q-данных, так и в L-данных, а последние четыре фактора получены только по Q-данным.

Ганс Айзенк: теория типов личности. Элементы личности могут быть расположены иерархически. В схемы Айзенка присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. Каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций.

Основные типы личности.

В своем раннем исследовании Айзенк выявил два основных типа, которые назвал интроверсия – экстроверсия и нейротизм – стабильность. Эти два измерения личности статистически не зависят друг от друга. Соответственно, людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа.

                                                                                     

Стабильный

Hевротичный

Спокойный,

уравновешенный,

надежный,

контролируемый,

миролюбивый,

внимательный,

заботливый,

пассивный

Легко поддающийся

переменам настроения,

тревожный, ригидный,

рассудительный,

пессимистичный,

замкнутый, тихий,

необщительный

Лидер, беззаботный,

веселый,

покладистый,

отзывчивый,

разговорчивый,

дружелюбный,

общительный

Ранимый, беспокойный,

агрессивный,

возбудимый,

непостоянный,

импульсивный,

оптимистический,

активный

Никакая  из комбинаций этих типов личности не может быть более предпочтительной, чем другая. Они просто разные. Кроме того, Айзенк ввел третий тип измерения личности: психотизм – сила суперэго. Люди с высокой степенью выраженности этой суперчерты эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Нейрофизиологические основы черт и типов. Айзенк попытался установить нейрофизиологическую основу для каждой из трех суперчерт или типов личности. Интроверсия – экстроверсия тесно связана с уровнями корковой активации, как это показано электроэнцефалографическими исследованиями. Айзенк использует термин «активация» для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего экстремума (например, сон) до верхнего (например, состояние паники). Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции – по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующий на них. Экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить. Индивидуальные различия по стабильности – нейротизму отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. В особенности Айзенк связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведение. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на болезненные, непривычные, вызывающие беспокойство и иные стимулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц обнаруживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности. Что касается психотизма – силы эго, то в порядке рабочей гипотезы Айзенк увязывает этот аспект с системой, продуцирующей андрогены (химические вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, которые при попадании в кровь регулируют развитие и сохранение мужских половых признаков). Однако проведено слишком мало эмпирических исследований в этой области, чтобы подтвердить гипотезу Айзенка о связи между половыми гормонами и психотизмом. Нейрофизиологическая интерпретация аспектов поведения личности, предложенная Айзенком, тесно связана с его теорией психопатологии. В частности, различные виды симптомов или расстройств могут быть отнесены на счет комбинированного влияния черт личности и функционирования нервной системы. Например, у человека с высокой степенью интроверсии и нейротизма очень высок риск развития болезненных состояний тревоги, таких как обсессивно-компульсивные расстройства и фобии. Человек с высоким уровнем экстраверсии и нейротизма подвержен риску психопатических расстройств. Но психические расстройства не являются автоматическим результатом генетической предрасположенности. Вера Айзенка в генетический фундамент различного рода психических расстройств сочетается с равной по силе убежденностью в том, что факторы окружающей среды могут до некоторой степени изменить развитие такого рода нарушений. Для измерения черт личности Айзенк сконструировал множество опросников самооценки для определения индивидуальных различий по трем суперчертам личности. Самым последним из них является «Личностный опросник Айзенка» (EPQ). Опросник содержит пункты, релевантные данным трем факторам, образующим структуру личности. Кроме того, он включает шкалу лжи для выявления склонности личности к фальсификации ответов с целью показать себя в более привлекательном свете. Была составлена и анкета «Подростковый личностный опросник» для тестирования детей в возрасте 7-15 лет. Различия между интровертами и экстравертами. Большая часть усилий Айзенка направлена на определение того, имеются ли существенные различия в поведении, обусловленные индивидуальными различиями в пределах континуума интроверсия – экстраверсия. В обзоре исследований, основанных на предсказаниях по результатам тестирования в рамках теории Айзенка, представлено впечатляющее количество фактов. Например, экстраверты гораздо более терпимо относятся к боли, чем интроверты; они делают больше пауз во время работы, чтобы поболтать и попить кофе, возбуждение повышает эффективность их поступков и действий, в то время как интровертам оно лишь мешает. Одним из наиболее примечательных различий между интровертами и экстравертами является их чувствительность к стимуляции. Эта разница может быть легко продемонстрирована при помощи «теста лимонной капли». Если капнуть четыре капли лимонного сока на язык человека, окажется, что интроверты выделяют почти в два раза больше слюны, чем экстраверты. Основа этого явления связана с различными паттернами физиологического функционирования у интровертов и экстравертов. Айзенк особенно подчеркивает, что за различия в реакциях на стимуляцию у интровертов и экстравертов отвечает восходящее активирующее влияние со стороны ретикулярной формации ствола мозга.

5. Теория личностных конструктов. Методы исследования личностных конструктов.

Когнитивные теории личности. Слово когнитивный происходит от английского cognoscere – «знать». Психологи – приверженцы этого подхода утверждают, что человек это не машина, слепо реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту (например, как сдать общую психологию? А философию?). Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Теории: Келли, Бандура, Роттер.( Это Я так думаю, но это не значит что так есть на самом деле). Основателем теории личностных конструктов стал американский психолог Джордж Келли. Он же основал научную школу психологии личностных конструктов. Согласно теории Келли, человек является исследователем, строящим образ реальности на основе своей индивидуальной системы категориальных шкал - "личностных конструктов". Исходя из этого образца реальности, человек предвосхищает (конструирует) гипотезы о будущих событиях. Если эти гипотезы не подтверждаются, человек может перестроить свою систему личностных конструктов для повышения адекватности последующих предсказаний. Келли разработал методический принцип "репертуарных решеток", воплотившийся в ряд конкретных психодиагностических методик, использующихся в настоящее время в клинической психологии, психологии обучения и др. В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни. В системе Келли ключевой теоретический конструкт - это сам термин конструкт: "Человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Это приспособление не всегда является удачным. Все же без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированное и гомогенное, что человек не сможет осмыслить его".

Именно эти "понятийные системы, или модели" Келли определил как личностные конструкты. Иначе говоря, личностный конструкт - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Примерами личностных конструктов могут быть "взволнованный - спокойный, "умный - глупый", "мужской - женский", "религиозный – нерелигиозный, "хороший - плохой в "дружеский-враждебный". Это только несколько примеров многочисленных конструктов, которые человек использует, чтобы оценить значение переживаний своей повседневной жизни. Келли предполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе, то есть сущностъ мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного и белого, а не оттенков серого. Точнее, переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них есть общие свойства) и при этом отличаются от других. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходств и различий приводит к формированию личностных конструктов.  Подобно магниту, все конструкты имеют два противоположных полюса: полюс сходства конструкта (то, в чем они противоположны третьему элементу), и полюс контраста конструкта. Цель теории личностного конструкта - объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.

Свойства конструктов: 1.конструкт затрагивает определенный диапазон явлений. Этот диапазон применимости включает в себя все события, при которых конструкт применим. Конструкт "научный - ненаучный", например, вполне применим для интерпретации множества интеллектуальных достижений, но едва ли пригоден для объяснения преимуществ положения человека женатого или холостого.2.у каждого конструкта есть фокус применимости. Он относится к явлениям в рамках диапазона применимости, к которым конструкт наиболее применим. Например, конструкт "честный-нечестный" у одного человека имеет фокусом применимости то, что следует держать руки подальше от чужих денег и имущества. А другой человек может применитъ тот же конструкт к политическим событиям. Следовательно, фокус применимости конструкта всегда специфичен для человека, применяющего его.

Типы конструктов:

  1.  Конструкт, который стандартизирует ("упреждает") элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне, Келли назвал упредительным конструктом. Упредительную интерпретацию можно сравнить с такой характеристикой мышления ригидного человека, как "ничего, кроме".
  2.  В констелляторном конструкте элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в составе своей сферы. То есть, если явление относится к категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированы (раз мы относим человека к данной категории, мы наделяем его всеми соответствующими характеристиками).
  3.  Конструкт, оставляющий свои элементы для альтернативных конструкций, называется предполагающим конструктом. Этот тип конструкта прямо противоположен упредительному и констелляторному конструктам, так как он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир. (В этом случае трактовка кого-то как продавца автомобилей, является настолько предполагающей, что другие его личные качества не вытекают из нее.)
  4.  Классификация конструктов:
  5.  Всесторонние конструкты включают в себя относителъно широкий спектр явлений.
  6.  Частные конструкты включают в себя небольшой диапазон явлений.
  7.  Основные конструкты регулируют основную деятельность человека.
  8.  Периферические могут меняться, не изменяя значительно основную структуру.
  9.  Жесткие - дающие неизменный прогноз.
  10.  Свободные  позволяют делать различные прогнозы при сходных условиях.

Определение личности в теории Келли: личность представляет организованную систему более или менее важных конструктов; человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события. Для Келли личность эквивалентна конструктам, используемым индивидом в целях предвидения будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом.

Репертуарный тест ролевого конструкта. Келли разработал "Репертуарный тест ролевого конструкта" (сокращенно Реп-тест) для оценки важных конструктов, которые человек использует при интерпретации значимых людей в его жизни. Первоначально Реп-тест мыслился как диагностический инструмент для того, чтобы помочь психотерапевту понять систему личностных конструктов клиента и то, как он использует ее для оценки своего социального и материального окружения.  Испытуемому предлагается список названий ролей - от 20 до 30 различных обозначений ролей людей, которые предположительно важны или были важны для испытуемого (например, учитель, который ему нравился). Испытуемого просят написать для каждой роли имя лично знакомого человека, который больше всего подходит к этой роли. Люди, которых испытуемый внес в список, называются фигурами. После того, как перечень ролей заполнен, испытуемому предъявляют три имени фигур из перечня и просят установитъ "самое важное, что делает похожими две, но отличает их от третьей". Например, испытуемого могут попросить определить сходство или различие людей, которых он обозначил как сестру, брата и мать. Рассматривая триаду, испытуемый говорит, например, что брат и сестра похожи в том, что "спокойные", в отличие от матери, которая "гиперактивна". В терминологии Келли, конструкт, полученный таким "способом", это шкала "спокойный-гиперактивный". Данную процедуру повторяют с несколькими другими триадами (Келли рекомендует от 20 до 30 таких проб) для того, чтобы определить, как испытуемый классифицирует и дифференцирует перечисленных им людей. Основываясь на вербальном содержании выведенных конструктов, психолог может сделать предположение о том, как испытуемый воспринимает значимых для него людей и общается с ними. Эта форма Реп-теста называется формой перечня и применяется индивидуально.

Келли также разработал технику репертуарной решетки. Метод применения этой версии Реп-теста состоит в том, что испытуемому предъявляют специально подготовленную решетку или матрицу, в которой на одной оси перечислены значимые фигуры его жизни, а на другой - различные разряды, к которым он их относит. Испытуемый заполняет форму, обозначая людей, которые подходят к указанным ролям. Затем испытуемого просят заполнить первый ряд матрицы под колонками, обозначив тех людей кружками. Эти кружки обозначают три фигуры, которых испытуемый считает перворазрядными. Например, первый ряд матрицы содержит кружки в клетках под колонками 9,10 и 11(то есть "начальник", "доктор" и "отвергаемый человек"). Испытуемого просят подумать о важной характеристике, которая делает двух из этих трех людей похожими друг на друга и отличает их от третьего человека. Решив, чем эти две фигуры похожи, но отличаются от третьей, испытуемый перечеркивает два кружка, которые соответствуют двум похожим людям. Третий кружок остается не перечеркнутым. Затем испытуемый пишет короткое слово или фразу, которая показывает, чем эти две фигуры похожи, в колонке "полюс конструкта". В колонке "противоположный полюс" он пишет слово или короткую фразу, из которой ясно, чем третья фигура отличается от двух других. Напр., начальник и доктор похожи, потому что они "начальство", а отвергаемый человек "не начальство". Этот процесс продолжается до тех пор, пока испытуемый не заполнит все оставшиеся ряды. КАК ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕП-ТЕСТА. Конечным результатом Реп-теста является модель конструктов, которые человек использует для интерпретирования своей социальной действительности. С помощью Реп-теста можно определить относительную когнитивную сложность-простоту конструктной системы индивида. Одинаковые пометки обозначают малое количество конструктов и, следовательно, недифференцированное мнение о других (когнитивная простота). С другой стороны, неодинаковые пометки означают большое количество конструктов и, следовательно, высоко дифференцированную конструктную систему (когнитивная сложность). По Байери, люди, характеризующиеся когнитивной простотой, вероятно, будут игнорировать информацию, которая противоречит их сложившемуся впечатлению о других. Они чрезмерно просты и неразнообразны в межличностном общении. И напротив, люди с когнитивной сложностью, вероятно, будут кодировать все нюансы и тонкости личности другого человека, включая неизбежные противоречия. Они также смогут прогнозировать поведение других лучше, чем те, кто отличается когнитивной простотой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64209. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОТЕРЯ СЛУХА – ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ 97.5 KB
  Методы определения потерь слуха человека действовал 1980 по 1985 г. В итоге ранее абсолютным противопоказанием к продолжению работы в условиях шума являлось повышение порогов слуха на речевых частотах свыше 30 дБ а согласно данному документу...
64210. Развитие психической деятельности животных в онтогенезе 34 KB
  Для изучения этих процессов в зоопсихологии применяют биогенетический метод базирующийся на эволюционной теории развития видов. Изучение развития психики в онтогенезе предполагает рассмотрение следующих основных аспектов: Иными словами необходимо выяснить что получает особь в наследство от предыдущих поколений...
64211. Развитие психической деятельности в пренатальном периоде 30.5 KB
  Общим правилом эмбриогенеза является асинхронность развития органов систем и нервных центров которые регулируют их функции. Важно отметить что органы находящиеся на разных этапах развития всегда функционируют согласовано обеспечивая работоспособность всей системы организма.
64212. Сравнительный обзор развития двигательной активности зародышей 42 KB
  У морских козочек отряд бокоплавы до вылупления наблюдаются спонтанные и ритмичные движения головы и других частей эмбриона из которых впоследствии формируются специфические двигательные реакции этих рачков а к концу эмбриогенеза в день вылупления появляются двигательные ответы на тактильные раздражения.
64213. Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения 30.5 KB
  Развитие зрения и слуха также лучше всего изучены у эмбрионов птиц. Оптические реакции например зрачковый рефлекс формируются у птиц в конце пренатального периода когда начинают функционировать периферический и центральный отдел зрительного анализатора.
64214. Эмбриогенез и развитие психического отражения 27 KB
  Говорить о полноценной психической деятельности эмбриона нельзя так как в основе психического отражения лежит способность животного адекватно ориентировать свою деятельность по отношению к компонентам среды. Таким образом психическая деятельность эмбриона невозможна или ограничена...
64215. Развитие психической деятельности животных в раннем постнатальном периоде 33.5 KB
  Если рассматривать психическую деятельность эмбриона как поведение и психику в процессе их становления на начальной стадии существования особи то рождение является поворотным пунктом где весь процесс развития поведения получает новое направление.
64216. Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде 30 KB
  Появление инстинктивных движений является результатом реализации генетически закрепленной программы которая сформировалась в процессе филогенеза. Процесс развития инстинктивных движений в раннем постнатальном периоде...