28246

Жизненный путь личности: исследования и описаия процессов социализации и индивидуализации

Доклад

Психология и эзотерика

Сущность человеческой личности находит себе своё завершающее выражение в том что она не только развивается как всякий организм но и имеет свою историю. В отличие от всех живых существ человечество имеет историю а ее просто повторяющиеся циклы развития потому что деятельность людей изменяя действительность объективируется в продуктах материальной и духовной культуры которые передаются от поколения к поколению. Не только человечество в целом но и каждый человек является в какойто мере участником и субъектом истории человечества и в...

Русский

2013-08-20

47.5 KB

3 чел.

56. Жизненный путь личности: исследования и описаия процессов социализации и индивидуализации.

Личностью, как мы видели, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит себе своё завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю.

В отличие от всех живых существ человечество имеет историю, а ее просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство создаётся преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих и опираются на сделанное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в борьбу.

То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться в известном смысле и к каждому человеку. Не только человечество в целом, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле и сам имеет свою историю. Всякий человек имеет свою историю потому, что в известной мере развитие личности опосредовано результатом её деятельности, аналогично тому как развитие человечества опосредуется продуктами общественной практики, посредством которых устанавливается историческая преемственность поколений. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определённом аспекте: чем я был? что я сделал? чем я стал? — так ставится вопрос. Было бы неправильно думать, что в своих делах, в продуктах своей деятельности, своего труда личность лишь выявляется, будучи до и помимо них уже готовой и оставаясь после них тем же, чем она была. Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком. Конечно, правильно и то, что, для того чтобы сделать что-нибудь значительное, нужно иметь какие-то внутренние возможности для этого. Однако эти возможности и потенции человека глохнут и отмирают, если они не реализуются; лишь по мере того как личность предметно, объективно реализуется в продуктах своего труда, она через них растёт и формируется. Между личностью и продуктами её труда, между тем, что она есть, и тем, что она сделала, существует своеобразная диалектика. Вовсе не обязательно, чтобы человек исчерпал себя весь в том деле, которое он сделал; напротив, люди, в отношении которых мы чувствуем, что они исчерпали себя тем, что они сделали, обычно теряют для нас чисто личностный интерес. Тогда же, когда мы видим, что как бы много самого себя человек ни вложил в то, что он сделал, он не исчерпал себя тем, что он совершил, мы чувствуем, что за делом стоит живой человек, личность которого представляет особый интерес. У таких людей бывает внутренне более свободное отношение к своему делу, к продуктам своей деятельности; не исчерпав себя в них, они сохраняют внутренние силы и возможности для новых достижений.

Речь, таким образом, идёт не о том, чтобы свести историю человеческой жизни к ряду внешних дел. Меньше всего может такое сведение быть приемлемым для психологии, для которой существенно внутреннее психическое содержание и психическое развитие личности; но суть дела в том, что само психическое развитие личности опосредовано её практической и теоретической деятельностью, её делами. Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается.

В этом ключ к пониманию развития личности — того, как она формируется, совершая свой жизненный путь. Её психические способности не только предпосылка, но и результат её поступков и деяний. В них она не только выявляется, но и формируется. Мысль учёного формируется по мере того, как он формулирует её в своих трудах, мысль общественного, политического деятеля — в его делах. Если его дела рождаются из его мыслей, планов, замыслов, то и сами его мысли порождаются его делами. Сознание исторического деятеля формируется и развивается как осознание того, что через него и при его участии совершается. Подобно этому, когда резец скульптора из глыбы каменной высекает образ человеческий, он определяет не только черты изображаемого, но и художественное лицо самого скульптора. Стиль художника является выражением его индивидуальности, но и сама индивидуальность его как художника формируется в его работе над стилем его произведений. Характер человека проявляется в его поступках, но в его поступках он и формируется; характер человека — и предпосылка и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и складывается. Смелый человек поступает смело и благородный ведёт себя благородно; но для того чтобы стать смелым, нужно совершить в своей жизни смелые дела, и чтобы стать действительно благородным, — совершить поступки, которые наложили бы на человека эту печать благородства. Дисциплинированный человек обычно ведёт себя дисциплинированно, — но как становится он дисциплинированным? Только подчиняя всё своё поведение изо дня в день, из часа в час неуклонной дисциплине.

Подобно этому, для того чтобы овладеть высотами науки и искусства, нужны, конечно, известные способности. Но, реализуясь в какой-нибудь деятельности, способности не только выявляются в ней; они в ней же и формируются и развиваются. Между способностями человека и продуктами его деятельности, его труда существует глубочайшая взаимосвязь и теснейшее взаимодействие. Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает. Практика советской жизни даёт на каждом шагу богатейший фактический материал, свидетельствующий о том, как на работе, в учёбе и труде развёртываются и отрабатываются способности людей.

Беспрерывный подъём на самые верхи научного и художественного творчества дарований из толщи рабочего класса, из народных масс прежде, в царской России, угнетённых национальностей, дарований, которые глохли и гибли, когда им не давали проявляться, и которые, свободно реализуясь, сейчас так широко развиваются, — это факт, мимо которого подлинная наука никак не может пройти. Вызванные всем строем жизни Советского Союза, эти факты переделки людей и развития их способностей, нашедшие себе обобщённое выражение в выше сформулированных нами положениях, являются бьющим, разительным ответом советской действительности и советской науки на псевдонаучные фашистские измышления о высших и низших расах, о крови и расе, как решающих факторах, предопределяющих возможности индивида и его судьбы, — их так называемые антропологические, а в действительности зоологические представления о человеке, как экземпляре высшей или низшей породы. Этому их зоологическому «антропологизму» противостоит сейчас наш подлинный гуманизм.

Для человека не является случайным, внешним и психологически безразличным обстоятельством то, что всякий человек имеет биографию, своего рода историю его «жизненного пути». Недаром также в биографию человека включают прежде всего, где и чему учился, где и как работал, что он сделал, его труды. Это значит, что в историю человека, которая должна охарактеризовать его, включают прежде всею, что в ходе обучения он освоил из результатов предшествующего исторического развития человечества и что сам он сделал для его дальнейшего продвижения, — как он включился в преемственную связь исторического развития.

В тех случаях, когда, включаясь в историю человечества, отдельная личность совершает исторические дела, т. е. дела, которые входят не только в его личную историю, но и в историю общества, — в историю самой науки, а не только научного образования и умственного развития данного человека, в историю искусства, а не только эстетического воспитания и развития данной личности и т. д., — она становится исторической личностью в собственном смысле слова. Но свою историю имеет каждый человек, каждая человеческая личность. Всякий человек имеет историю, поскольку он включается в историю человечества. Можно даже сказать, что человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои «события» — узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека.

Пои этом всё то, что делает человек, опосредовано его отношением к другим людям и потому насыщено общественным человеческим содержанием. В связи с этим дела, которые делает человек, обычно перерастают его, поскольку они являются общественными делами. Но вместе с тем и человек перерастает своё дело, поскольку его сознание является общественным сознанием. Оно определяется не только отношением человека к продуктам его собственной деятельности, оно формируется отношением ко всем областям исторически развивающейся человеческой практики, человеческой культуры. Через посредство объективных продуктов своего труда и творчества человек становится человеком, поскольку через продукцию своего труда, через всё то, что он делает, человек всегда соотносится с человеком.

Советские психологи Рубинштейн и Ананьев сформулировали основные принципы изучения личности в процессе жизнедеятельности. Это прежде всего принцип историзма, где включение личности в историческое время позволяет рассматривать биографию как её личностную историю. Это генетический подход, дающий возможность выделить разные основания для определения этапов, ступеней её развития. И, наконец, это принцип связи развития и жизненного движения личности с её трудовой деятельностью, общением и познанием.

В центре концепции Ананьева – особенности типичной для всех людей биографии, центральная единица анализа жизненного пути в его концепции оказался возраст.

Рубинштейн. Разработанная им концепция личности как субъекта жизненного пути рассматривает не только зависимость от жизни, но и зависимость жизни от личности.

Обульханова-Славская. Выделяют три структуры жизненного пути: жизненная позиция, жизненная линия, смысл жизни. Активность формирует её жизненную позицию, состоящую в самоопределении личности. Жизненная позиция заключает в себе потенциал развития личности, совокупность объективных и субъективных возможностей, которые на основе такой позиции открываются.

Проник. Простейшими элементами жизненного пути являются события. Но одни и те же события различаются по своей роли в жизни разных людей. Поэтому нужен анализ не столько событий самих по себе, сколько их взаимодействий, влияний друг на друга и на ход жизни в целом. С точки зрения самой личности, события могут выступать по отношению друг к другу в роли причины или следствия, цели или средства.

Пехунен

Стратегия – способ разрешения конфликта.

Стратегия избегания конфликта:

- консерватизм, попытка сохранить привычный образ жизни, несмотря на изменившиеся условия

  •  Избегание, усиление активности в других сферах.

Стратегия ухода, когда человек прекращает всякие попытки борьбы.

Стратегия приспособления, для неё характерно принятие изменившийся ситуации:

  •  пассивное приспособление, мириться со своей судьбой
  •  - адаптивное самоограничение, выполнение только тех задач, на которые человек способен и при изменившийся ситуации
  •  активное приспособление, изменение отношения или способа действия.

Стратегия преодоления конфликта – развития

Жизненное пространство (Левин) : жизненное пространство – неразрывное единство человека и среды, реализованное им в теоретических и экспериментальных исследованиях. Основанием этого единства является то, что человек и ситуация – это не две разные сущности, ситуация становиться тем, что она есть только благодаря личности, а личность в данный момент такова, какова её жизненная ситуация. Важнейшая характеристика ситуации это то, что может человек в ней изменить. Структура жизненного пространства  включает в себя ряд областей, число и характер, которых в целом определяется многообразием сфер жизнедеятельности человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53994. Environmental problems 46.5 KB
  In my opinion, rubbish is the biggest problem. People put a lot of rubbish into rubbish dumps. This pollutes the ground and the water. My family tries to help the environment. At home we recycle most of our rubbish. We put paper, glass and plastic into special containers outside our house. In my view, this is a great system because it really helps the environment.
53995. The Best Place for Holidays 81.5 KB
  Today at the lesson we’ll speak about the best place for holidays, listen to the dialogue about visiting Malta, revise and identify the past tenses, put the verbs in brackets into the correct tense, read Vicky’s letter about her holidays in Madrid, in groups write the letter to a pen friend according to the plan, get to know if you “can taste the flower seeds”.
53996. Modern Inventions. The Internet 68 KB
  Communication in social networks was chosen as the object of our lesson because communication has always been an important part of young people's lives. Today they can choose between traditional and new ways of communication. Traditionally the young meet after classes with their school friends, make parties and go to the movies or disco clubs to have fun, relax and acquire new friends.
53997. CLOTHES ACCORDING TO THE SEASON 189 KB
  Now children, listen to me and guess: what season it is. 1. It often rains. The leaves are falling. They are red and brown. 2. It is hot and sunny. There are many flowers. They are red, yellow, pink and white. 3. It is warm. There are small green leaves on the trees. The birds are singing.
53998. Our Fafourite Holidays 81.5 KB
  Today we’re going to discuss very pleasant and interesting things. We’ll speak about holidays. We do love holidays, don’t we? By the end of the lesson you should be able to actively use the target vocabulary in your talk about some holidays’ celebrations.
53999. It Often Rains 58.5 KB
  Express your opinion in a chain. Mind the colour of your card. If you’ve got a green card you tell us about good points of the rainy weather; if your card is red you tell us about bad points of it.
54000. Science and Inventions “Scientists and their Contributions to the World Science” 134 KB
  Glad to hear that. The more so because I am going to give you some food for thought. As at the previous lessons we spoke about science and how it is important in our life, I think it won`t be difficult for you to understand and explain the meaning of the following words which were once said by a famous writer B.Shaw...
54001. Sports. Plural (irregular nouns) 223.5 KB
  On February we’ll have the world sport competitions which called the Olympic Games. There are winter and summer Olympic Games. The last summer Olympic Games were in Perkin in China. The next winter Olympic Games will take part in Vancouver in Canada. The team of our country will take part in these competitions.
54002. What’s the weather like? 148 KB
  Today we are going to speak about the weather, about your favourite seasons. You know, the weather is a safe topic for a conversation. That's why we should be good at it.