28247

Личность, сознание, деятельность в Концепциях Московской психологической школы. (В.М. Леонтьев и др.)

Доклад

Психология и эзотерика

Общая психология личности и персоналии. Понятие личности характеризуется двумя положениями: Л – целостное и неповторимое единство. Эмпирицзм в исследованиях личности – желание набрать максимальное количество данных и комплексно исследовать личностью Личность – как субъект общественных отношений. Считал что никакое комплексное исследование не в состоянии заменить знанияисторию развития этой личности.

Русский

2013-08-20

60 KB

1 чел.

51. Личность, сознание, деятельность в Концепциях Московской психологической школы. (В.М. Леонтьев и др.)

Леонтьев А.Н. Основные работы: 1971 Потребности, мотивы, эмоции; 1975 Деятельность, сознание, личность.

Общая психология личности и персоналии.

Сравнительный анализ. Понятие личности характеризуется двумя положениями:

-Л – целостное и неповторимое единство.

- Л управляет поведением.

Теория двух факторов: среда и наследственность определяют характеристики человека.

Эмпирицзм в исследованиях личности – желание набрать максимальное количество данных и комплексно исследовать личностью

Личность – как субъект общественных отношений.

Считал, что никакое комплексное исследование не в состоянии заменить знания(историю развития) этой личности.

Психология личности не заменяется комплексом физиологических, морфологических и функционально-психологических данных.

Метод исследования состоит в изучении статистических связей(корреляций) между отдельными чертами личности.

Московская психологическая школа. Парадигма деятельностного подхода

Современное развитие идеи смысловой детерминации жизнидеятельности человека: (человек как субъект жизнидеятельности)

Философские теории субъектности:

  •  самотрансценденция личности. Выход за границы самого себя, изменения себя, самосозидание. Стать другими ради чего-то. Преодоление своих границ.Человек то, что он может быть.
  •  проблема поступка
  •  выбор отношения к другим, выбор соц роли. Кто я  и кем я хочу быть. Субъективный выбор, целенаправленный выбор для чего-либо.
  •  Личностный выбор – выбор на протяжении всей жизни. То насколько он владеет своим сознанием.
  •  Свобода как психологическая категория Интернал-экстернал (Роттер)

А.Н.Леонтьев считал, что «самосознание — это осознание себя в системе общественных отношений».

Братусь Б.С. «Смысловая сфера личности»

Личность как несводимая к другим измерениям (темпераменту, индивидным свойствам и т.д.) конструкция не является самодостаточной.

Она не сама в себе несёт конечный смысл своего существования. Этот смысл обретается в зависимости от складывающихся отношений. То есть сущность личности – это некий способ, инструмент, средство организации, достижения сущности человека. Смысл сущности личности – в сущности человека, а сущность человека в самом себе несёт высшее оправдание.

Действует, любит и борется не личность, а человек, обладающий личностью. Через неё.

Стать личностью =

  1.  Занять определённую жизненную позицию (межлюдскую, нравственную)
  2.  Осознать её и нести за неё ответственность
  3.  Утверждать её своими поступками, делами, всей своей жизнью. Внешне: уровень самосознания человека, его желания, окружающие (если они направляют его на то, чтобы он задумался над смыслом). НО: существуют вполне объективные внутренние законы движения и деятельности, его собственная логика, подготавливающая изнутри ситуацию осмысления себя, своих действий и смысл жизни.

Предположим, что «задача на смысл» решена, и речь идёт об осознанности => говорим о личностных ценностях. Это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни (жизненные смыслы сами по себе далеко не всегда носят осознанный характер).

Именно общие смысловые образования (при их осознанности – личностные ценности) являются основными образующими единицами сознания личности. Они определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни (к миру, к другим людям, к себе…)

Эти отношения имеют 2 стороны:

- динамическую

- содержательную

Динамическая сторона – это характер направленности этих отношений, способы осуществления… То есть совокупность основных отношений к миру, к людям и к себе, задаваемых динамическими смысловыми системами, образует в своём единстве свойственную человеку нравственную позицию. Эта позиция тем прочнее, сем она более осознана (то есть когда появляются личностные ценности).

Смысловые образования – это основные конституирующие единицы сознания личности. Их специфические функции:

  1.  Создание образа, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличной, сегодняшней ситуации. Говорим лишь о мотивах => за счёт чего человек способен преодолевать сложившуюся логику бытия? Как он идёт к тому будущему, которое он сегодня не может представить. А это будущее – звено, определяющее движение личности. Смысловые образования – основа этого возможного будущего. Говоря о смысловом поле сознания,  следует иметь ввиду, что будущее присутствует здесь постоянно как необходимое условие, механизм развития, в каждый данный момент опосредуя настоящее.
  2.  Деятельность человека оценивается и регулируется:

  а) Успешностью

  б) Нравственная оценка

     Нравственная оценка не производится в процессе деятельности, это внеситуативная опора, особый психологический план. Эта опора – смысловые образования (например, честность – это не правило, а общий принцип)

Уровни смысловой сферы личности:

  1.  Нулевой Ситуационные смыслы (нет смысла стоять в очереди, билетов нам всё равно не достанется, так как их меньше, чем перед нами народа). Смысл здесь выполняет служебную регулятивную роль в осознании ситуации.
  2.  Первый Эгоцентрический (исходный момент – личная выгода). Все люди подразделяются на помогающих («хороших») и препятствующих («плохих»)
  3.  Второй Группоцентрический. Люди: свои и чужие. Не  только личная выгода, но и выгода и благополучие определенной группы близких людей.
  4.  Третий Просоциальный. Внутренняя смысловая устремленность человека на создание результатов, которые принесут равное благо другим.

Соответственно, поступки от первого уровня к четвёртому идут по возрастающей от низких к высоким, как мы их называем.

Однако уровни – это только вертикаль смысловых отношений, есть ещё и горизонталь – степень присвоенности этих отношений личностью. Существует три степени: ситуативные, неустойчивые смысловые содержания; устойчивые, личностно присвоенные; личностные ценности (см. раньше).

Л.И. Анцыферова «Психология формирования и развития личности»

Говорит о единстве социального и психологического развития личности, при этом отдаёт ведущую роль социальному. Как сама личность преломляет через свой внутренний мир все эти условия, детерминирующие её развитие?

В психологии, по словам Анцыферовой, нет понятия «внутренний мир». С позиции отражательной природы психики внутренний мир – это индивидуально интерпретирующий, насыщенный модальностями личностных эмоций, осмысленный внешний мир. Он содержит как намеченные планы, так и нереализованные замыслы. Чем полнее личность вкладывает себя в окружающий мир, тем богаче и многоцветнее её внутренний мир. Сокращается психическое расстояние между ней и окружающим миром.

Существуют психические предпосылки переживания человеком чуждости окружающего мира, обедняющего внутренний мир личности: неумение человека включаться в новые социальные группы, строить межличностные отношения, неразвитость процессов рефлексии.

Внутренний мир личности – сложная система способов субъекта переработки личностью каких-то ситуаций.

Причиной совершения поступков, не соответствующих своим определённым убеждениям, может быть неадекватное опознание конкретных социальных ситуаций. Часть психической жизни личности протекает на неосознанном уровне. Личность, развиваясь, овладевает всё более совершенными способами преобразования окружающего мира +  с другой стороны, она всё более выступает как субъект не только своего поведения, но и своего внутреннего мира.

Общество задаёт развивающейся личности некоторые общие принципы восприятия и интерпретации мира, формирует направленность на определённые ценности, предъявляет систему общественных норм и образцов.

На самом деле, границы норм размыты, а развивающаяся личность – активный субъект формирования собственных эквивалентов этих норм. То есть выход субъекта за границы социальных предписаний может быть или девиантным поведением или нормотворчеством.

Анцыферова выделяет 3 уровня развития личности:

  1.  Субъект не очень адекватно осознаёт свои истинные побуждения. Сам препятствует успешности своей деятельности, но рассматривает это как проявление злой воли окружающих (например, трудные подростки).
  2.  Личность – это субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы, сам формирует ситуации поведения. Способен к адекватному соотнесению своих возможностей с социальными задачами и требованиями деятельности.
  3.  Личность – субъект своего жизненного пути. На первом плане – такое качество индивидуальности, как  общественно-историческая значимость неповторимости субъекта. Личность обладает наибольшей степенью свободы: своими действиями разрешать противоречия развития общества. Разрешения противоречий в обществе => преобразование собственной жизненной ситуации (революционеры, реформаторы…)

А.В. Брушлинский «Проблема субъекта в психологической науке»

Рассуждает о социальном и индивидуальном. Отвергает «от социального -  к индивидуальному», ведь тогда индивид – лишь объект общественных воздействий, а не субъект. (вспомним многоуважаемого Б.Г. =)

Часто «от социального к индивидуальному» трактуется как «от (только) внешнего – к внутреннему».

Учитель => интериоризация => психическое…

Получается, что в начале предметной деятельности (которая является порождением психического) нет вообще никаких, даже простейших, психических компонентов, участвующих в её регуляции. Такого не может быть!

Простейшие проявления психики могут возникать ещё в период внутриутробного возникновения человеческой психики.

Опровергает и новейшую теорию интериоризации:

                                                                      Совместное => индивидуальное

Совместная деятельность не существует до и без индивидуальных действий, а последние не формируются лишь в результате первой. Индивид изначально является социальным.

Кроме того, всякая высшая психологическая функция проявляется в развитии ребёнка дважды, в двух планах:

                                           Соц. => психологическое

                                           Между людьми => внутри ребёнка (он ведь сам тоже думает, когда-то остаётся в одиночестве…)

То есть Брушлинский опровергает все вышеперечисленные теории. В них во всех индивид выступает в роли пассивного объекта, а не субъекта.

В противовес всему этому существует гуманистическая трактовка (человек как субъект). Она помогает системно, целостно раскрыть его специфическую активность во всех видах взаимоотношений с миром.

Взросление => повышение саморегуляции, самовоспитания… то есть внутренние условия, через которые всегда только и действуют все внешние причины (воспитание духовности невозможно без самовоспитания). Таким образом, возникает вопрос о том, насколько общество имеет право воспитывать человека. Подлинное воспитание –это сотворчество, освоение и созидание духовных ценностей в ходе совместной деятельности субъектов (воспитателей и воспитуемых).

Вывод:

Человек как субъект – высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного.

Такая целостность формируется в ходе индивидуального и исторического развития. Человеческий субъект изначально активен, но он не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности…

Субъект не сводится к личности, но каждая личность есть субъект!

Абульханова-Славская

Развивающаяся личность – структура, включённая в общественную жизнедеятельность. Непосредственное условие развития личности – свободное время (для развития другого человека – воспитание детей, - в котором происходит и развитие самой личности).

Общество – природа, то есть естественная необходимость. Психика – проводник социальных воздействий. Существуют непосредственные, то есть не опосредованные личностью, развивающиеся до её возникновения, формы участия человека в общественной жизнедеятельности, которые исторически приводят к появлению специальной формы личности, которая затем вступает в общественные  в отношения опосредованным этой личностью образом. Существует и индивидуальный уровень развития личности (вторая линия общественного развития). Общественный индивид => личность => «обособляющийся» => как личность включается в общественную организацию.

Личностная регуляция времени

4 аспекта рассмотрения проблемы психического времени:

1. Отражение

2. Временный аспект

3. Способность психики к регуляции времени

4. Личностная организация времени жизни

1. В психике одномоментно то, что объективно существует длительно и последовательно (память…) Сознательная интегрирующая способность психики к отражению времени и становится основой личностного уровня регуляции времени. То есть 4 уровень возникает как интеграл разномодальных временных возможностей психики и временной регуляции. Основа способностей отражения и регуляции времени – принцип раздвоения или несимметричности времен (объективного и субъективного).

На уровни личности появляется способность произвольно ускорять не только физические действия, но и естественные темпы запоминания, мышления… Временной масштаб личностной регуляции времени – это масштаб жизненного пути. Связь между субъективным и объективным временем устанавливает личность.

Личность как субъект жизни

Личность как субъект жизни характеризуют:

  1.  Уровень развития (потенцирующее и резервирующее время)
  2.  временнее особенности
  3.  Активность – практическая действенная форма реализации времени. Разрешение противоречий, сопряжение 2х времён…

4 типа регуляции времени:

1. Стихийно-обыденный (личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни). Ситуативность поведения, отсутствие инициативы…

2. Функционально-действенный тип (личность активно организует течение событий, направляет их), но: отсутствует жизненная линия!

3. Созерцательный тип (пассивный, отсутствие способности к организации времени). Понимание сложности жизни => уход в сферу научных перспектив. Это не позволяет проявить собственную активность

4. Созидательно-преобразующий (пролонгированная организация времени)

3 и 4 – жизненный путь = непрерывная линия.

Сами понимаете, какие-то выводы тут делать сложно, но если на экзамене просят… В общем, московская школа – это сплошная (голая) теория. Обобщения, какие-то схемы… Мудрецы, в общем. Если серьёзно, то многие московские психологи работали над проблемами смысловой сферы личности, субъекта и объекта, взаимоотношений социального и биологического в человеке…..


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4135. Спусковое регенеративное устройство триггер 502 KB
  Триггеры Триггер — это спусковое регенеративное устройство с двумя или более устойчивыми состояниями, переключаемыми в соответствии с сигналом, поступающим на информационные входы. Существует большое количество разновидностей триггеров, к...
4136. Шифраторы и дешифраторы 375.5 KB
  Шифраторы и дешифраторы Шифратор – специфический преобразователь кодов, - устройство, обеспечивающее выдачу определенного кода в ответ на возбуждение одного из входов. Шифраторы реализуют преобразование унитарного кода (другое название – к...
4137. Дослідження роботи служби www 107.91 KB
  Дослідження роботи служби www 1.Мета роботи Дослідити різноманітні види пошуку та пошукових систем, які використовуються в Internet Хід роботи Досить вказати пошуковий запит і клацнути мишкою на відповідній кнопці, на екрані буде відобра...
4138. Санітарний паспорт кабінету інформатики та інформаційно-комунікаційних технологій 43.5 KB
  Санітарний паспорт кабінету інформатики та інформаційно-комунікаційних технологій Паспортна частина Адреса: Смільчинецький навчально-виховний комплекс Черкаська обл. Лисянський район, с.Смільченці Побудована: по типовому проекту Розташ...
4139. Вивчення закону Ома 110.5 KB
  Вивчення закону Ома Мета роботи. Встановити залежність сили струм від напруги у зразку з монокристалу визначеної речовини та визначити його опір, питому електропровідність та концентрацію носіїв струму. Теоретичні відомості. Електричним струмом пров...
4140. Дослідження залежності моменту інерції тіла від положення осі обертання 192.5 KB
  Дослідження залежності моменту інерції тіла від положення осі обертання Мета роботи. Визначити момент інерції тіла при трьох різних положеннях осі обертання. Теоретичні відомості. Вектор лінійної швидкості спрямований по дотич...
4141. Мультиплексоры и демультиплексоры 372.5 KB
  Мультиплексоры и демультиплексоры относятся к классу комбинационных устройств, которые предназначены для коммутации потоков данных в линиях связи по заданным адресам. Большая часть данных в цифровых системах передае...
4142. Робота зі спільними ресурсами в середовищі Windows 2000/XP 60.68 KB
  Робота зі спільними ресурсами в середовищі Windows 2000/XP Мета навчитисьвідкривати доступ до ресурсів компьютера тавикористовуватимережеві ресурси в ОС Windows. Хід роботи Завдання Створюємо в своєму каталозі папку і наз...
4143. Приклад обєктно-орієнтованої розробки 93.5 KB
  Початок Віконний інтерфейс користувача(WUІ) - середовище, кероване подіями. Дії в середовищі ініціюються функціями зворотного виклику, що викликаються у відповідь на подію - користувальницьке введення. Ядром WUІ є цикл обробки подій, що організуєтьс...