28249

Гуманистический (К.Роджерс, А. Маслоу), экзистенциальный (В.Франкл, Р.Мэй, И. Ялом) и гештальт (Ф. Перлз, К.Левин) подходы к исследованию личности и психотерапия

Доклад

Психология и эзотерика

Основные положения гуманистической психологии: 1человек должен изучаться в его целостности; 2каждый человек уникален поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан чем статистические обобщения; 3переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; 4человеческая жизнь единый процесс становления и бытия человека; 5человек открыт к непрерывному развитию и самореализации которые являются частью его природы; 6человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и...

Русский

2013-08-20

68 KB

25 чел.

53. Гуманистический (К.Роджерс, А. Маслоу), экзистенциальный (В.Франкл, Р.Мэй, И. Ялом) и гештальт (Ф. Перлз, К.Левин) подходы к исследованию личности и психотерапия.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название „третьей силы“.

Основные положения гуманистической психологии:

1)человек должен изучаться в его целостности;

2)каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

3)переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;

4)человеческая жизнь - единый процесс становления и бытия человека;

5)человек открыт к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

6)человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

7)человек - это активное, творческое существо.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Главное в личности, согласно гуманистической психологии, устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г.Олпорт), в особенности творческих (А.Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения “идеального Я” (К Роджерс). Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я. Выражая протест против концепций, игнорирующих специфически человеческое в личности, гуман. психология неадекватно и односторонне представляет личность, поскольку не признает обусловленность ее социально-историческими факторами.

Абрахам Маслоу американский психолог, один из основателей гуманистич. психологии. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей и др. Согласно Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Маслоу создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»,1954), в которой выделил пять основных „уровней“ потребностей. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности.

Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и контролирует внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, требует удовлетворения следующая. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Иерархия потребностей:

  1.  физиологические потребности
  2.  потребность в безопасности
  3.  потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе (семья, дружба);
  4.  потребность в уважении и признании (самоуважение);
  5.  потребность в самоактуализации,

Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеч. потребностью. Правда, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Чем выше человек может подняться в иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Категории мотивов: Дефицитарные – нацелены на снижение напряжения, могут быть удовлетворены; Мотивы роста (метапотребности) – нацелены на повышение напряжения посредством поиска новых переживаний, принципиально не удовлетворимы до конца (истина, красота, справедливость)

Метапотребности биологически заложены в человеке, их неудовлетворение приводит к метапатололгии: апатия, цинизм, отчуждение. Маслоу дал описание личностных особенностей самоактуализирующихся людей, среди которых особенно выделил: принятие (себя, других, природы), чувство сопричастности, единения с другими; "центрированность на задаче" (в отличие от центрированности на себе); независимость, естественность, философское мировосприятие, демократичность в общении, более глубокие межличностные отношения, продуктивность.

Маслоу вводит понятие "комплекс Ионы" - отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как библейский персонаж (Иона), кот. считал себя недостойным быть пророком и попытался избежать ответственности пророчества, так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. При этом у человека возникает страх успеха, и он снижает уровень притязаний. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собств. развития.

Карл Роджерс (1902-1987) – амер. психолог, один из основателей гуманистической психологии. Автор книги „Центрированная на клиенте терапия“(1954).В качестве ядра личности рассматривал Я–концепцию, представленную динамикой соотношения Я–реального и Я–идеального.

По его представлениям, в личности сосуществуют две инстанции, которые должны работать согласованно:

  1.  „реальное Я“, представляющее собой систему представлений и оценок самого себя, зависящую от индивидуального опыта и актуальных оценок окружающих,
  2.  „идеальное Я“, представляющее собой то, каким человек хочет быть.

Разработал индирективную психотерапию, центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избегать оценок его поведения, но актуализировать его творческие потенции, требующиеся для самостоятельного решения его проблем. Роджерс назвал эту форму “терапией, центрированной на клиенте”, что означало трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как “клиента”, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой клиенту легче организовать свой внутренний (“феноменальный”) мир и достигнуть целостности собств. личности, понять смысл ее существования (“экзистенции”).

Характеристики полноценно функционирующего человека:

Открытость переживанию – противоположна беззащитности, человек не боится воспринимать, он не искажает и не отрицает воспринятое и пережитое. Люди стремятся к тем переживаниям, которые оцениваются как Я-интенсифицирующие, и избегают Я-отрицающие.

Экзистенциальный образ жизни – жить полно и насыщенно в каждый момент существования, личность формируется из переживаний, а не переживания подстраиваются под личность

Организмическое доверие – поступать в соответствии с внутренним ощущением «Я поступаю правильно», а не по нормам, советамЭмпирическая свобода – жить так как хочешь без ограничений и запретов, свобода выбора

Креативность – в идеях, проектах, действиях; креативный человек - член общества, но не его пленник 

Единственная реальность, с точки зрения человека, – субъективная = личный мир переживаний человека. Центральное место здесь занимает Я-концепция, ее развитие (формируется в младенчестве и раннем детстве) определяют:

  1.  Потребность в позитивном внимании – ребенок хочет, чтобы его любили, понимали и одобряли
  2.  Условия ценности (обусловленное позитивное внимание) – уточняют обстоятельства, при которых ребенок будет переживать позитивное внимание: ребенок старается соответствовать стандартам = ущерб становлению Я-концепции
  3.  Безусловное позитивное внимание – не за что-то, а просто потому, что он есть

Человек ведет себя в соответствии со своей Я-концепцией, если возникает несоответствие между Я-концепцией и организмическим переживанием, целостность Я защищается с помощью:

  •  Искажения восприятия – несоответствующее переживание допускается в сознание в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я
  •  Отрицания восприятия – уходит от осознания (завалил все экзамены, но приходит и просит зачислить на курс)

Слишком большое несоответствие приводит к личностным расстройствам и психопатологии.

Экзистенциализм – философия существования. Непосредственными родоначальниками экзистенциализма были Мартин Хайдеггер, К.Ясперс, Жан-Поль Сартр, Габриэль Марсель, Альбер Камю.

Экзистенциализм протестует против капитуляции личности перед кризисом. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности Экзистенциализм переносит акцент на познание качественной специфичности, индивидуальной неповторимости личности. Преимущественным объектом осмысления выступает бытие индивидуальности, смысл, знание, ценности, образующие «жизненный мир» личности. человек – это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистическом учении о «пограничных ситуациях» - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. И главная «пограничная ситуация» - это ситуация перед лицом смерти.Пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора. Человек постоянно должен выбирать ту или иную форму поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы.

Каждое наше действие создает образ человека, каким он должен, по нашим представлениям, быть. Выбирать себя одновременно означает утвердить те ценности, которые мы выбираем. Отсюда вытекает чувство тревоги за будущее всего человечества. Поскольку каждый человек делает выбор сам, у него нет никаких целеуказаний, то для каждого человека все происходит так, как будто все сообразуются с его поступками.

Способность человека выбирать образ будущего мира является характеристикой свободы человека. Свобода в экзистенциализме – это, прежде всего, свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной позиции индивида.

Со свободой теснейшим образом связана и ответственность человека. От каждого человека зависит очень многое, и не надо, в случае отрицательного развития событий, ссылаться на обстоятельства. Если человек поступает свободно, если существует свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит, он в ответе и за последствия своих действий.

Экзистенциальные факторы психотерапии (Ирвин Ялом)

  1.  Я осознаю, что жизнь порой бывает нечестна и несправедлива
  2.  Я осознаю, что в конечном итоге нельзя уйти от некоторых свойственных жизни страданий, так же как и от смерти.
  3.  Я смотрю в лицо базовым проблемам моей жизни и смерти и, таким образом, живу свою жизнь более честно и меньше вовлечен в обыденность.
  4.  Я понял, что должен принять на себя всю ответственность за способ, которым я живу свою жизнь, и при этом неважно, сколько поддержки и руководства я получаю от других.

Фактически вся категория экзистенциальных факторов оценивается пациентами очень высоко: они ставят ее перед такими высокоценными способами изменения, как универсальность переживаний, альтруизм, рекапитуляция опыта первичной семьи, руководство, идентификация и вселение надежды.

Очень важная концепция экзистенциальной терапии заключается в следующем: человеческие существа могут относиться к конечным проблемам бытия 2 способами:

  1.  мы можем подавлять или игнорировать свою ситуацию в этой жизни (забвение бытия). Используя этот способ, мы живем в мире вещей, и текущие события отвлекают нас, мы поглощены болтовней, потеряны в толпе.
  2.  мы можем пребывать в состоянии сознавания бытия, в которым мы познаем суть вещей. Мы осознаем бытие, принимаем свои возможности и ограничения, осознаем ответственность, которую несем за собственную жизнь.

В это (2) состояния могут перенести человека экстремальные переживания, предельные события, которые рывком возвращают человека к реальности и помогают ему выбрать приоритеты с надлежащей точки зрения.

Человек в своих проблемах и бедах отделен, одинок, он единичен, но при этом он един со всеми (задача терапевта показать это). Одна из пациенток Ялома сравнила себя с одинокой бригантиной плывущей во мраке. И даже несмотря на отсутствие возможности причалить, огромным утешением послужило зрелище огней других кораблей, рассекающих те же воды.

Смысл жизни.

Как истинный гуманист, Франкл верил: у каждого человека есть некий потенциал личностного роста, а также непреодолимое стремление его реализовать. Но для этого мыслителя понятие мотивации саморазвития и самореализации преобразуется в понятие мотивации поиска и реализации человеком смысла своей жизни. Данная мотивационная тенденция является основным двигателем поведения и развития личности. Для того чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом

Основной тезис учения о стремлении к смыслу: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Раз активность человека зависит от степени осмысленности его бытия, то следствием состояния экзистенциального вакуума является пассивность человеческой личности. Видимо, Франкла больше всего занимала именно социальная активность личности, постольку поскольку при фрустрации стремления к смыслу (синоним термина «экзистенциальный вакуум», тоже очень умное выражение) человеку остается либо поддаться конформизму, либо склониться перед тоталитаризмом, либо искать его, то бишь смысл.

Франкл изумляет своей практичностью. Тема-то вроде теоретическая (многих вы людей знаете, которые смысл своей жизни нашли?); смысл – вещь несколько эфемерная, интимная и сугубо индивидуальная: казалось бы, каждый сам должен решать, как его искать, и где, и с кем. Смело было уже просто начать обсуждать эту проблему на страницах книги. Но Франкл пошел дальше. Он предложил отличный рецепт поиска смысла, и суть его в следующем.

По идее, есть три варианта. Во-первых, ситуация, когда вы на грани голодной смерти, или по уши в долгах. В этой ситуации рецепт Франкла вам не потребуется, т. к. смысл будет и так кристально ясен: выбраться из долговой ямы или наесться от пуза. Ситуация вторая: все первичные потребности удовлетворены (более или менее), вы находитесь в состоянии некой ленивой расслабленности и благодушия. Берегитесь! Именно здесь вас и подстерегает экзистенциальный вакуум. В этой ситуации сделать жизнь осмысленной можно при помощи а) того, что мы даем жизни (це есть творчество) и б) того, что мы берем от мира (переживание). Короче, пойте, рисуйте, либо топайте в музей, театр, на природу или прыгать с парашютом. Ситуация номер тры: похожа на первую (вам плохо, даже очень плохо), отличие состоит в том, что вы не в силах что-либо изменить. То есть, как бы вы ни трепыхались, толку никакого. Здесь поиск смысла является единственным спасением. (Очхороший пример с семинара. К Карлу Роджерсу приходит старик и жалуется, что уже два года не может выйти из депрессии по поводу смерти своей жены. Роджерс предложил ему вообразить, что первым умер он (старик). Клиент живо представил, как страдала бы в этом случае его жена. Теперь его страдание стало осмысленным: он страдает для того, чтобы этого страдания не испытала его любимая. Метода работает!) Как видно, лишь в последнем случае нужно предпринимать действительно титанические усилия для поиска смысла. (Кстати, это называется «преображение страдания в достижение на человеческом уровне»).

Еще один важный момент: смысл единственен. Причем для каждого человека в каждой ситуации свой. И поисках вот этого самого ситуативного смысла нам должна помочь наша совесть. То есть если вы любите рисовать, не надо рисовать острием ножа на коже товарища. Или если вам по душе переживание уединения, все-таки не стоит, наверное, взрывать ядерную бомбу. Впрочем, если ваша совесть настолько покладиста – почему бы и нет?..

Франкл обещает: найдете смысл жизни, а все остальное приложится. Поиск смысла жизни является единственным стремлением, которое не ведет к провалу. Не стоит стремиться к самоактуализации, или к счастью – это все лишь следствия осмысленности вашей жизни.

Самотрансценденция личности.

Поясню само понятие. Самотрансценденция – выход за пределы себя (помните примеры Сорокина с лекций? Про то, что юмор – всегда выход за пределы себя). Суть в том, что человек тем человечнее, чем более он обращен к миру. Чем большая часть жизни будет тебе открыта, чем больше тебя будет в окружающем мире – тем в большей мере ты являешься человеком. Ну сами представьте: сидит какой-то чудик, ничего не делает, никуда не выходит, ни с кем не общается. Это знаете, похоже на то несчастное озеро, в которое ни один ручей не впадает. И ни одна даже самая крохотная речушечка из него не вытекает. Кстати, знаете, как это озеро называется? Правильно. Болото…

В 20-е годы XX в. К.Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную гештальтпсихологией, введя в нее "личностное измерение". К.Левин объяснял множество психологических феноменов в терминах разработанной им на основе принципа целостности теории поля. Гештальт-психологи (Вертгеймер, Кёлер, Коффка) сосредоточились на ощущении, Левин — на мирооощущении. В то же время основные положения гештальт-психологии нашли отражение в его теории. А именно следующие:

1.Образ мира, явления (иными словами — гештальт) создается не путем синтеза отдельных элементов, отдельных ощущений. Он возникает сразу как целостный феномен. То есть гештальт не является простой суммой частей, а представляет собой целостную структуру. Разумеется, в структуре можно выделить и исследовать отдельные части, но нельзя сказать, что целое определяется особенностями частей, напротив — каждая часть зависит от целого, от своей в него включенности.

2.Образ создается в «данный момент» (ad hoc) посредством инсайта, прошлый опыт в его создании существенной роли не играет. Этот тезис явился основным объектом критики гештальт-психологии в целом и теории Левина в частности. На это Левин возражал, что образы прошлого конечно же могут актуализироваться «в данный момент» и повлиять на поведение человека, но это совсем не такое влияние, которое акцентируют сторонники психоанализа и бихевиоризма.

3.Принцип изоморфизма, утверждающий тождество закономерностей в разных науках (например, психологические закономерности тождественны физическим). Следуя именно этому принципу, Левин использовал систему описания психических явлений, принятую в физике, химии, математике

Согласно Левину, жизненное пространство каждого человека включает все влияния, воздействующие на организм в данный момент. Эти влияния, которые Левин называл психол. фактами, включают в себя внутренние «события», такие как голод или усталость, и внешние события, например социальную ситуацию, а также (что, впрочем, менее важно) воспоминания о прошлом опыте. Графически личное жизненное пространство он представлял в виде эллипса. Сам же человек может быть представлен в форме кружка, расположенного внутри эллипса. Каждый психол. факт выступает частью эллипса. Каждой части может быть придана валентность соответственно тому, благоприятно ли это воздействие (+) или неблагоприятно (–). Сочетание всех валентностей и составляет основу для побуждения к действию.

После прихода к власти гитлеровцев гештальтпсихология как школа распалась в результате эмиграции большинства гештальтпсихологов. Идеи гештальтпсихологии оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия, когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психол. практики (в частности, гештальттерапии) и др. Вместе с тем критики гештальтпсихологии (среди которых были Л.С.Выготский, Лейпцигская школа и др.) отмечали антиисторизм и антигенетизм гештальтпсихологии, фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, сведение психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48007. СТАНОВЛЕННЯ ФІЛОСОФІЇ ЯК СИСТЕМИ ЗНАНЬ І СВІТОГЛЯДУ 1.26 MB
  Філософія і світогляд. Філософія як ядро філософського типу світогляду. Філософія історії. Філософія.
48008. Живопис. Курс лекцій 929 KB
  Вивчаючи натуру закони живопису студент розвиває почуття ритму як лінійного так і ритму основних мас тону і кольору вирішує складні пластичні просторові кольоросвітлові завдання. На основі засвоєння знань законів живопису оволодіння культурою використання кольору і форми студент набуває навичок що дають можливість кваліфіковано вирішувати творчі завдання. Використання контрасту та нюансу кольору у натюрморті 2729 Тема 5. Національні особливості використання кольору в живописних роботах 2935 Тема 6.
48009. Житлове право 251.5 KB
  Так громадянин має право на приватизацію державного житлового фонду але він може отримати його у приватну власність якщо він є наймачем державного комунального житла; наявне законодавство що регулює механізм приватизації житлового фонду; належна йому квартира будинок знаходиться у державному житловому фонді; волевиявлення проявляється у формі заяви та надання інших необхідних документів про склад сім'ї пільги паспорт тощо. Громадяни самостійно здійснюють право на одержання жилого приміщення в будинках державного і комунального...
48010. ОБЛІК ЗОВНІШНЬОЕКОНОМІЧНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ 2.51 MB
  Орієнтація нашої держави на ринкову економіку необхідність підготовки ґрунту для вступу України до Світової організації торгівлі постійне залучення іноземних інвесторів та розвиток комерційних відносин між вітчизняними й іноземними підприємствами доводить що облік зовнішньоекономічної діяльності підприємств є досить актуальною темою для дослідження. Зовнішньоекономічна діяльність – це діяльність суб‘єктів господарської діяльності України та іноземних суб‘єктів господарської діяльності яка побудована на взаємовідносинах між ними є...
48011. АНАЛІЗ ГОСПОДАРСЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄМСТВА 1.79 MB
  Система показників комплексного АГД Показники вихідних умов діяльності підприємства наявність необхідних матеріальних і фінансових ресурсів для нормального функціонування підприємства і виконання виробничої програми організаційнотехнічний рівень підприємства рівень маркетингової діяльності Показники використання засобів виробництва фондорентабельність фондовіддача фондомісткість середньорічна вартість основних засобів амортизація Показники використання предметів праці матеріаломісткість матеріаловіддача вартість предметів труда за аналізує...
48012. Координати у просторі 3.8 MB
  Закони додавання векторів Переставний закон: Сполучний закон: Правило паралелограма на площині Правило паралелепіпеда у просторі Віднімання векторів Різницею двох векторів називається такий вектор сума якого з другим вектором дорівнює першому. Множення вектора на число Множення вектора на додатне число Добутком ненульового вектора на число k 0 називається такий вектор співнапрямлений даному довжина якого дорівнює довжині даного вектора помноженій на k. Множення вектора на нуль...
48013. Економіка праці та соціально-трудові відносини, конспект лекцій 2.29 MB
  Економіка праці: Конспект лекцій. Висвітлено загальні теоретичні поняття з дисципліни Економіка праці та соціальнотрудові відносини: розглянуто основні теоретичні й практичні аспекти функціонування ринку праці проблеми зайнятості населення та її регулювання; розкрито питання еволюції концепцій доходів населення соціальної політики і соціального партнерства; висвітлено економічну сутність продуктивності праці методи її вимірювання; особлива увага приділена питанням організації оплати праці та її удосконаленню в умовах становлення...
48014. Форматирование HTML-документа 97.5 KB
  P P Элемент абзаца Вместе с элементом P можно использовать атрибут выравнивания lign: lign= left выравнивание по левому краю;lign= center выравнивание по центру;lign= right выравнивание по правому краю;lign= justify выравнивание по ширине; BR Элемент обеспечивающий принудительный переход на новую строку. NORB norb Этот элемент по своему действию является прямой противоположностью предыдущему. Этот элемент требует наличия конечного тега. CENTER center Элемент для центрирования текста а точнее любого содержимого рисунка таблицы...
48015. ПОЛІТОЛОГІЯ. НАВЧАЛЬНО-МЕТОДИЧНИЙ ПОСІБНИК 1.41 MB
  Історія розвитку світової та вітчизняної політичної думки Держава у політичній системі Світовий вимір політики. Історія розвитку світової та вітчизняної політичної думки . 157 ВСТУП Демократичний розвиток України як засвідчила її історія останніх років стає невід`ємним від рівня політичної культури людей – як керівників так і пересічних громадян. У свою чергу високий рівень політичної культури має базуватись на знаннях а не на упередженнях міфах утопічних сподіваннях буденних уявленнях щодо політики форм влади керування...