28251

Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс и др.)

Доклад

Психология и эзотерика

Бихевиоризм фактически сводит жизнедеятельность к манипуляциям и тем самым низводит человека до уровня стимульнореактивного механизма. Основные положения гуманистической психологии: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан чем статистические обобщения; переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь единый процесс становления и бытия человека; человек открыт к непрерывному развитию и самореализации...

Русский

2013-08-20

48 KB

94 чел.

Вопрос 13. Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс и др.).

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название „третьей силы“. (По мнению Маслоу, психоанализ обедняет представление о человеке, сосредоточившись на больных людях и болезненных проявлениях личности. Бихевиоризм фактически сводит жизнедеятельность к манипуляциям и тем самым низводит человека до уровня стимульно-реактивного механизма. А где же собственно человеческое в человеке? Именно это и призывал изучать Маслоу.)

Основные положения гуманистической психологии:

человек должен изучаться в его целостности;

каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; 

человеческая жизнь - единый процесс становления и бытия человека;

человек открыт к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

человек - это активное, творческое существо.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Главное в личности, согласно гуманистической психологии, устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г.Олпорт), в особенности творческих (А.Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения “идеального Я” (К Роджерс). 

Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструк-тивного начала человеческого Я. Выражая протест против концепций, игнорирующих специфически человеческое в личности, гуман. психоло-гия неадекватно и односторонне представляет личность, поскольку не признает обусловленность ее социально-историческими факторами.

Абрахам Маслоу (1908 – 1970) - американский психолог, один из основателей гуманистич. психологии. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей и др. Согласно Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Маслоу создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»,1954), в которой выделил пять основных „уровней“ потребностей. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности.

Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и контролирует внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, требует удовлетворения следующая. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Иерархия потребностей:

физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

потребность в безопасности (стабильность, порядок);

потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе (семья, дружба);

потребность в уважении и признании (самоуважение);

потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов (реализация потенций, способностей и талантов человека).

Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеч. потребностью. Правда, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Чем выше человек может подняться в иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Маслоу дал описание личностных особенностей самоактуализирующися людей, среди которых особенно выделил:

принятие (себя, других, природы),

чувство сопричастности, единения с другими,

"центрированность на задаче" (в отличие от центрированности на себе);

независимость,

естественность,

философское мировосприятие,

демократичность в общении,

более глубокие межличностные отношения

продуктивность.

Маслоу вводит понятие "комплекс Ионы" - отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как библейский персонаж (Иона), кот.считал себя недостойным быть пророком и попытался избежать ответственности пророчества,так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. При этом у человека возникает страх успеха, и он снижает уровень притяза-ний. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собств. развития.

Карл Роджерс (1902-1987) – амер. психолог, один из основателей гуманистической психологии.Автор книги „Центрированная на клиенте терапия“(1954).В качестве ядра личности рассматривал Я–концепцию,представленную динамикой соотношения Я–реального и Я–идеального.

По его представлениям, в личности сосуществуют две инстанции, которые должны работать согласованно:

„реальное Я“, представляющее собой систему представлений и оценок самого себя, зависящую от индивидуального опыта и актуальных оценок окружающих,

„идеальное Я“, представляющее собой то, каким человек хочет быть.

Разработал индирективную психотерапию, центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избе-гать оценок его поведения, но актуализировать его творческие потенции, требующиеся для самостоятельного решения его проблем. Роджерс назвал эту форму “терапией, центрированной на клиенте”, что означало трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как “клиента”, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой клиенту легче организовать свой внутренний (“феноменальный”) мир и достигнуть целостности собств.личности, понять смысл ее существования (“экзистенции”).

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (А.МАСЛОУ, К.РОДЖЕРС)

Основана на экзистенциальной философии, в центре – понятия становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает психическое здоровье. 

Личность трактуется как целое, созидательное и положительное существо, несообразно переносить результаты исследований животных на человека

Абрахам Маслоу

Описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей:

Физиологические

Безопасность и защита

Аффелиация и любовь

Самоуважение

Самоактуализация

Высшие потребности могут быть удовлетворены только после удовлетворения низших.

Категории мотивов:

Дефицитарные – нацелены на снижение напряжения, могут быть удовлетворены

Мотивы роста (метапотребности) – нацелены на повышение напряжения посредством поиска новых переживаний, принципиально не удовлетворимы до конца (истина, красота, справедливость)

Метапотребности биологически заложены в человеке, их неудовлетворение приводит к метапатололгии: апатия, цинизм, отчуждение.

Характеристики самоактуализирующейся личности:

Более эффективное восприятие реальности – беспристрастно, объективно, воспринимают мир и людей такими, какие они есть; толерантность к противоречивости и неопределенности (не боится неоднозначных решений)

Принятие себя, других, природы – нет сверхкритичности, принятие происходит и на уровне физиологической природы (хороший аппетит, сон)

Непосредственность, простота, естественность – может быть сознательно замаскирована социальными нормами (чтобы не раздражать окружающих) Õ терпимость, но социальные нормы легко отклоняются, если это необходимо

Центрированность на проблеме – приверженность задаче, призванию  

Независимость (потребность в уединении) – неприкосновенность внутренней жизни, не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости Õ богатство и полнота дружбы

Автономия (независимость от культуры и окружения) – полагается на свой потенциал и источники роста и развития

Свежесть восприятия – оценивают по достоинству даже самые обыденные события жизни

Вершинные переживания – экстатические состояния, которые переживаются в кульминационные моменты любви, творчества, слияния с природой

Общественный интерес – стараются помочь другим стать лучше

Глубокие межличностные отношения – в дружбе, любви (но с равными)

Демократичный характер – нет предубеждений, с удовольствие учатся

Разграничение средств и целей  наслаждаются средствами (физическими упражнениями), а не только целью (хорошее самочувствие)

Философское чувство юмора -  доброжелательное, не высмеивающее

Креативность – естественная и спонтанная креативность, которая присуща детям, а не креативность талантливого художника

Сопротивление окультуриванию – находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя определенную независимость от нее

 Карл Роджерс – феноменологическая теория

Поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Люди способны строить свою судьбу, они, по своей сути, целеустремленные, заслуживающие доверия и самосовершенствующиеся.

Все мотивы человека включены в 1 – тенденцию самоактуализации (врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя). Эта тенденция вдохновляет и регулирует поведение, результат – полноценно функционирующий человек.

Характеристики полноценно функционирующего человека:

Открытость переживанию – противоположна беззащитности, человек не боится воспринимать, он не искажает и не отрицает воспринятое и пережитое. Люди стремятся к тем переживаниям, которые оцениваются как Я-интенсифицирующие, и избегают Я-отрицающие.

Экзистенциальный образ жизни – жить полно и насыщенно в каждый момент существования, личность формируется из переживаний, а не переживания подстраиваются под личность

Организмическое доверие – поступать в соответствии с внутренним ощущением «Я поступаю правильно», а не по нормам, советам

Эмпирическая свобода – жить так как хочешь без ограничений и запретов, свобода выбора

Креативность – в идея, проектах, действиях; креативный человек член общества, но не его пленник 

Единственная реальность, с точки зрения человека, – субъективная = личный мир переживаний человека. Центральное место здесь занимает                  Я-концепция, ее развитие (формируется в младенчестве и раннем детстве) определяют:

Потребность в позитивном внимании – ребенок хочет, чтобы его любили, понимали и одобряли

Условия ценности (обусловленное позитивное внимание) – уточняют обстоятельства, при которых ребенок будет переживать позитивное внимание Õ ребенок старается соответствовать стандартам = ущерб становлению Я-концепции

Безусловное позитивное внимание – не за что-то, а просто потому, что он есть

Человек ведет себя в соответствии со своей Я-концепцией, если возникает несоответствие между Я-концепцией и организмическим переживанием, целостность Я защищается с помощью:

Искажения восприятия – несоответствующее переживание допускается в сознание в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я («я способный, просто мне не повезло»)  

Отрицания восприятия – уходит от осознания (завалил все экзамены, но приходит и  просит зачислить на курс)

Слишком большое несоответствие приводит к личностным расстройствам и психопатологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33233. Шунт 13.32 KB
  Устройство и принципы работы датчиков движения и присутствия Датчики движения и присутствия автоматически включают выключают освещение в помещении в зависимости от интенсивности естественного потока света и или присутствия людей. Датчики движения более просты по конструкции и реагируют только на активные движения например идущего человека.
33234. Электрическая цепь, Устройство трансформатора 13.12 KB
  Электрической цепью называется совокупность устройств и объектов образующих путь для электрического тока электромагнитные процессы в которых могут быть описаны с помощью понятий об электрическом токе ЭДС электродвижущая сила и электрическом напряжении. trnsformo преобразовывать это статическое электромагнитное устройство имеющее две или более индуктивно связанных обмоток на какомлибо магнитопроводе и предназначенное для преобразования посредством электромагнитной индукции одной или нескольких систем напряжений переменного тока в...
33235. Зако́н О́ма 13.08 KB
  закон Ома для полной цепи: сила тока в полной цепи равна электродвижущей силе источника деленной на сумму сопротивлений однородного и неоднородного участков цепи.
33236. Последовательное и параллельное соединения в электротехнике 13.47 KB
  Режим при котором вторичная обмотка трансформатора разомкнута а на зажимы первичной обмотки подано переменное напряжение называется холостым ходом трансформатора. Если к первичной обмотке подвести напряжение U1 по ней потечет ток который обозначим I0. Магнитный поток Ф возбуждаемый первичной обмоткой индуктирует во вторичной обмотке э. Тот же самый магнитный поток индуктирует в первичной обмотке э.
33237. Первый закон Кирхгофа 13.56 KB
  2Сердечник статора набирается из стальных пластин толщиной 035 или 05 мм. В продольные пазы статора укладывают проводники его обмотки которые соответствующим образом соединяют между собой образуя трехфазную систему. Для подключения обмоток статора к трехфазной сети они могут быть соединены звездой или треугольником что дает возможность включать двигатель в сеть с двумя различными линейными напряжениями. Для более низких напряжений указанных на щитке обмотки статора соединяются в треугольник для более высоких в звезду.
33238. Работа электрического тока 13.09 KB
  Мощность электрического тока показывает работу тока совершенную в единицу времени и равна отношению совершенной работы ко времени в течение которого эта работа была совершена.
33239. Второй закон Кирхгофа 13.06 KB
  В любом замкнутом контуре электрической цепи алгебраическая сумма ЭДС равна алгебраической сумме падений напряжений на всех его участках
33240. Магни́тное по́ле 13.55 KB
  Принцип работы асинхронного электродвигателя основан на взаимодействии вращающегося магнитного поля возникающего при прохождении трехфазного переменного тока по обмоткам обмоткам статора с током индуктированным полем статора в обмотках ротора в результате чего возникают механические усилия заставляющие ротор вращаться в сторону вращения магнитного поля при условии что частота вращения ротора n меньше частоты вращения поля n1 .
33241. Электромагнит 13.3 KB
  Обычно электромагнит состоит из обмотки и ферромагнитного сердечника который приобретает свойства магнита при прохождении по обмотке ток Регулирование скорости асинхронного двигателя Наиболее распространены следующие способы регулирования скорости асинхронного двигателя: изменение дополнительного сопротивления цепи ротора изменение напряжения подводимого к обмотке статора двигателя изменение частоты питающего напряжения а также переключение числа пар полюсов. Регулирование частоты вращения асинхронного двигателя путем введения...