28251

Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс и др.)

Доклад

Психология и эзотерика

Бихевиоризм фактически сводит жизнедеятельность к манипуляциям и тем самым низводит человека до уровня стимульнореактивного механизма. Основные положения гуманистической психологии: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан чем статистические обобщения; переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь единый процесс становления и бытия человека; человек открыт к непрерывному развитию и самореализации...

Русский

2013-08-20

48 KB

89 чел.

Вопрос 13. Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс и др.).

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название „третьей силы“. (По мнению Маслоу, психоанализ обедняет представление о человеке, сосредоточившись на больных людях и болезненных проявлениях личности. Бихевиоризм фактически сводит жизнедеятельность к манипуляциям и тем самым низводит человека до уровня стимульно-реактивного механизма. А где же собственно человеческое в человеке? Именно это и призывал изучать Маслоу.)

Основные положения гуманистической психологии:

человек должен изучаться в его целостности;

каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; 

человеческая жизнь - единый процесс становления и бытия человека;

человек открыт к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

человек - это активное, творческое существо.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Главное в личности, согласно гуманистической психологии, устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г.Олпорт), в особенности творческих (А.Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения “идеального Я” (К Роджерс). 

Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструк-тивного начала человеческого Я. Выражая протест против концепций, игнорирующих специфически человеческое в личности, гуман. психоло-гия неадекватно и односторонне представляет личность, поскольку не признает обусловленность ее социально-историческими факторами.

Абрахам Маслоу (1908 – 1970) - американский психолог, один из основателей гуманистич. психологии. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей и др. Согласно Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Маслоу создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»,1954), в которой выделил пять основных „уровней“ потребностей. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности.

Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и контролирует внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, требует удовлетворения следующая. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Иерархия потребностей:

физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

потребность в безопасности (стабильность, порядок);

потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе (семья, дружба);

потребность в уважении и признании (самоуважение);

потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов (реализация потенций, способностей и талантов человека).

Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеч. потребностью. Правда, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Чем выше человек может подняться в иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Маслоу дал описание личностных особенностей самоактуализирующися людей, среди которых особенно выделил:

принятие (себя, других, природы),

чувство сопричастности, единения с другими,

"центрированность на задаче" (в отличие от центрированности на себе);

независимость,

естественность,

философское мировосприятие,

демократичность в общении,

более глубокие межличностные отношения

продуктивность.

Маслоу вводит понятие "комплекс Ионы" - отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как библейский персонаж (Иона), кот.считал себя недостойным быть пророком и попытался избежать ответственности пророчества,так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. При этом у человека возникает страх успеха, и он снижает уровень притяза-ний. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собств. развития.

Карл Роджерс (1902-1987) – амер. психолог, один из основателей гуманистической психологии.Автор книги „Центрированная на клиенте терапия“(1954).В качестве ядра личности рассматривал Я–концепцию,представленную динамикой соотношения Я–реального и Я–идеального.

По его представлениям, в личности сосуществуют две инстанции, которые должны работать согласованно:

„реальное Я“, представляющее собой систему представлений и оценок самого себя, зависящую от индивидуального опыта и актуальных оценок окружающих,

„идеальное Я“, представляющее собой то, каким человек хочет быть.

Разработал индирективную психотерапию, центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избе-гать оценок его поведения, но актуализировать его творческие потенции, требующиеся для самостоятельного решения его проблем. Роджерс назвал эту форму “терапией, центрированной на клиенте”, что означало трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как “клиента”, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой клиенту легче организовать свой внутренний (“феноменальный”) мир и достигнуть целостности собств.личности, понять смысл ее существования (“экзистенции”).

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (А.МАСЛОУ, К.РОДЖЕРС)

Основана на экзистенциальной философии, в центре – понятия становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает психическое здоровье. 

Личность трактуется как целое, созидательное и положительное существо, несообразно переносить результаты исследований животных на человека

Абрахам Маслоу

Описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей:

Физиологические

Безопасность и защита

Аффелиация и любовь

Самоуважение

Самоактуализация

Высшие потребности могут быть удовлетворены только после удовлетворения низших.

Категории мотивов:

Дефицитарные – нацелены на снижение напряжения, могут быть удовлетворены

Мотивы роста (метапотребности) – нацелены на повышение напряжения посредством поиска новых переживаний, принципиально не удовлетворимы до конца (истина, красота, справедливость)

Метапотребности биологически заложены в человеке, их неудовлетворение приводит к метапатололгии: апатия, цинизм, отчуждение.

Характеристики самоактуализирующейся личности:

Более эффективное восприятие реальности – беспристрастно, объективно, воспринимают мир и людей такими, какие они есть; толерантность к противоречивости и неопределенности (не боится неоднозначных решений)

Принятие себя, других, природы – нет сверхкритичности, принятие происходит и на уровне физиологической природы (хороший аппетит, сон)

Непосредственность, простота, естественность – может быть сознательно замаскирована социальными нормами (чтобы не раздражать окружающих) Õ терпимость, но социальные нормы легко отклоняются, если это необходимо

Центрированность на проблеме – приверженность задаче, призванию  

Независимость (потребность в уединении) – неприкосновенность внутренней жизни, не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости Õ богатство и полнота дружбы

Автономия (независимость от культуры и окружения) – полагается на свой потенциал и источники роста и развития

Свежесть восприятия – оценивают по достоинству даже самые обыденные события жизни

Вершинные переживания – экстатические состояния, которые переживаются в кульминационные моменты любви, творчества, слияния с природой

Общественный интерес – стараются помочь другим стать лучше

Глубокие межличностные отношения – в дружбе, любви (но с равными)

Демократичный характер – нет предубеждений, с удовольствие учатся

Разграничение средств и целей  наслаждаются средствами (физическими упражнениями), а не только целью (хорошее самочувствие)

Философское чувство юмора -  доброжелательное, не высмеивающее

Креативность – естественная и спонтанная креативность, которая присуща детям, а не креативность талантливого художника

Сопротивление окультуриванию – находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя определенную независимость от нее

 Карл Роджерс – феноменологическая теория

Поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Люди способны строить свою судьбу, они, по своей сути, целеустремленные, заслуживающие доверия и самосовершенствующиеся.

Все мотивы человека включены в 1 – тенденцию самоактуализации (врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя). Эта тенденция вдохновляет и регулирует поведение, результат – полноценно функционирующий человек.

Характеристики полноценно функционирующего человека:

Открытость переживанию – противоположна беззащитности, человек не боится воспринимать, он не искажает и не отрицает воспринятое и пережитое. Люди стремятся к тем переживаниям, которые оцениваются как Я-интенсифицирующие, и избегают Я-отрицающие.

Экзистенциальный образ жизни – жить полно и насыщенно в каждый момент существования, личность формируется из переживаний, а не переживания подстраиваются под личность

Организмическое доверие – поступать в соответствии с внутренним ощущением «Я поступаю правильно», а не по нормам, советам

Эмпирическая свобода – жить так как хочешь без ограничений и запретов, свобода выбора

Креативность – в идея, проектах, действиях; креативный человек член общества, но не его пленник 

Единственная реальность, с точки зрения человека, – субъективная = личный мир переживаний человека. Центральное место здесь занимает                  Я-концепция, ее развитие (формируется в младенчестве и раннем детстве) определяют:

Потребность в позитивном внимании – ребенок хочет, чтобы его любили, понимали и одобряли

Условия ценности (обусловленное позитивное внимание) – уточняют обстоятельства, при которых ребенок будет переживать позитивное внимание Õ ребенок старается соответствовать стандартам = ущерб становлению Я-концепции

Безусловное позитивное внимание – не за что-то, а просто потому, что он есть

Человек ведет себя в соответствии со своей Я-концепцией, если возникает несоответствие между Я-концепцией и организмическим переживанием, целостность Я защищается с помощью:

Искажения восприятия – несоответствующее переживание допускается в сознание в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я («я способный, просто мне не повезло»)  

Отрицания восприятия – уходит от осознания (завалил все экзамены, но приходит и  просит зачислить на курс)

Слишком большое несоответствие приводит к личностным расстройствам и психопатологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2123. Оценка тяговой характеристик СДМ с механической трансмиссией 1.22 MB
  Трактор МТЗ – 82 предназначен для выполнения различных сельскохозяйственных работ на повышенных скоростях с навесными и прицепными машинами.
2124. Предмет экономики минерального сырья 59.64 KB
  Предмет экономики минерального сырья. Дисциплина Экономика минерального сырья сформировалась на стыке экономических и геологических наук.
2125. Место минерального сырья в экономике 39.71 KB
  Экономика минерального сырья имеет дело главным образом со сферой производства, именно в этой сфере осуществляется добыча полезных ископаемых и превращение их в минеральное сырье.
2126. Структура минерально-сырьевого сектора экономики 18.13 KB
  Подсистема отрасли минерально-сырьевого комплекса (подотрасль). Минерально-сырьевой сектор экономики. Отрасль минерально-сырьевого комплекса (система).
2127. Основы экономики минерального сырья. Теория и практика 935.89 KB
  Факторы промышленной ценности месторождений полезных ископаемых. Роль распределения минеральных ресурсов в земной коре. Сырье для топливно-энергетического комплекса. Факторы предложения нефтяного сырья. Факторы спроса угольного сырья. Цены на урановое сырье. Проблемы экономики уранового сырья.
2128. Автоматизовані системи наукових досліджень (АСНІ) 907.68 KB
  Формальне визначення системи. Методологічні відмінності на рівні змінних і параметрів. Системи даних з нечіткими каналами спостереження. Особливості переходів, залежно від властивостей параметричної множини. Системи із станами, що змінюються. Дослідження і проектування за допомогою АСНІ.
2129. Симметричные вибраторы как специфические виды антенн 2.51 MB
  Распределение тока на симметричном вибраторе. Симметричный вибратор с емкостной нагрузкой на концах. Распределение напряжения по симметричному вибратору. Поле излучения симметричного вибратора. Резонансная длина вибратора. Основные методы настройки симметричных вибраторов.
2130. Анализ деятельности рельсобалочного цеха (РБЦ) ОАО МК 1.14 MB
  Проверка мощности главных двигателей стана. Сортамент готовой продукции цеха и исходной заготовки. Краткая характеристика основного и вспомогательного оборудования цеха. Расчет усилия прокатки при прокатке швеллера. Технологический процесс производства фасонных профилей из заготовки проката.
2131. Теорія та методологія географічної науки 3.84 MB
  Сучасні інформаційні технології як людський капітал. Прикладне і конструктивне значення географічних знань. Дискретні форми географічного простору. Субстанційний, реляційний і конвенціальний час.