28251

Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс и др.)

Доклад

Психология и эзотерика

Бихевиоризм фактически сводит жизнедеятельность к манипуляциям и тем самым низводит человека до уровня стимульнореактивного механизма. Основные положения гуманистической психологии: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан чем статистические обобщения; переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь единый процесс становления и бытия человека; человек открыт к непрерывному развитию и самореализации...

Русский

2013-08-20

48 KB

85 чел.

Вопрос 13. Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс и др.).

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название „третьей силы“. (По мнению Маслоу, психоанализ обедняет представление о человеке, сосредоточившись на больных людях и болезненных проявлениях личности. Бихевиоризм фактически сводит жизнедеятельность к манипуляциям и тем самым низводит человека до уровня стимульно-реактивного механизма. А где же собственно человеческое в человеке? Именно это и призывал изучать Маслоу.)

Основные положения гуманистической психологии:

человек должен изучаться в его целостности;

каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; 

человеческая жизнь - единый процесс становления и бытия человека;

человек открыт к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

человек - это активное, творческое существо.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Главное в личности, согласно гуманистической психологии, устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г.Олпорт), в особенности творческих (А.Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения “идеального Я” (К Роджерс). 

Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструк-тивного начала человеческого Я. Выражая протест против концепций, игнорирующих специфически человеческое в личности, гуман. психоло-гия неадекватно и односторонне представляет личность, поскольку не признает обусловленность ее социально-историческими факторами.

Абрахам Маслоу (1908 – 1970) - американский психолог, один из основателей гуманистич. психологии. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей и др. Согласно Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Маслоу создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»,1954), в которой выделил пять основных „уровней“ потребностей. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности.

Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и контролирует внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, требует удовлетворения следующая. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Иерархия потребностей:

физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

потребность в безопасности (стабильность, порядок);

потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе (семья, дружба);

потребность в уважении и признании (самоуважение);

потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов (реализация потенций, способностей и талантов человека).

Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеч. потребностью. Правда, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Чем выше человек может подняться в иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Маслоу дал описание личностных особенностей самоактуализирующися людей, среди которых особенно выделил:

принятие (себя, других, природы),

чувство сопричастности, единения с другими,

"центрированность на задаче" (в отличие от центрированности на себе);

независимость,

естественность,

философское мировосприятие,

демократичность в общении,

более глубокие межличностные отношения

продуктивность.

Маслоу вводит понятие "комплекс Ионы" - отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как библейский персонаж (Иона), кот.считал себя недостойным быть пророком и попытался избежать ответственности пророчества,так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. При этом у человека возникает страх успеха, и он снижает уровень притяза-ний. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собств. развития.

Карл Роджерс (1902-1987) – амер. психолог, один из основателей гуманистической психологии.Автор книги „Центрированная на клиенте терапия“(1954).В качестве ядра личности рассматривал Я–концепцию,представленную динамикой соотношения Я–реального и Я–идеального.

По его представлениям, в личности сосуществуют две инстанции, которые должны работать согласованно:

„реальное Я“, представляющее собой систему представлений и оценок самого себя, зависящую от индивидуального опыта и актуальных оценок окружающих,

„идеальное Я“, представляющее собой то, каким человек хочет быть.

Разработал индирективную психотерапию, центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избе-гать оценок его поведения, но актуализировать его творческие потенции, требующиеся для самостоятельного решения его проблем. Роджерс назвал эту форму “терапией, центрированной на клиенте”, что означало трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как “клиента”, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой клиенту легче организовать свой внутренний (“феноменальный”) мир и достигнуть целостности собств.личности, понять смысл ее существования (“экзистенции”).

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (А.МАСЛОУ, К.РОДЖЕРС)

Основана на экзистенциальной философии, в центре – понятия становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает психическое здоровье. 

Личность трактуется как целое, созидательное и положительное существо, несообразно переносить результаты исследований животных на человека

Абрахам Маслоу

Описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей:

Физиологические

Безопасность и защита

Аффелиация и любовь

Самоуважение

Самоактуализация

Высшие потребности могут быть удовлетворены только после удовлетворения низших.

Категории мотивов:

Дефицитарные – нацелены на снижение напряжения, могут быть удовлетворены

Мотивы роста (метапотребности) – нацелены на повышение напряжения посредством поиска новых переживаний, принципиально не удовлетворимы до конца (истина, красота, справедливость)

Метапотребности биологически заложены в человеке, их неудовлетворение приводит к метапатололгии: апатия, цинизм, отчуждение.

Характеристики самоактуализирующейся личности:

Более эффективное восприятие реальности – беспристрастно, объективно, воспринимают мир и людей такими, какие они есть; толерантность к противоречивости и неопределенности (не боится неоднозначных решений)

Принятие себя, других, природы – нет сверхкритичности, принятие происходит и на уровне физиологической природы (хороший аппетит, сон)

Непосредственность, простота, естественность – может быть сознательно замаскирована социальными нормами (чтобы не раздражать окружающих) Õ терпимость, но социальные нормы легко отклоняются, если это необходимо

Центрированность на проблеме – приверженность задаче, призванию  

Независимость (потребность в уединении) – неприкосновенность внутренней жизни, не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости Õ богатство и полнота дружбы

Автономия (независимость от культуры и окружения) – полагается на свой потенциал и источники роста и развития

Свежесть восприятия – оценивают по достоинству даже самые обыденные события жизни

Вершинные переживания – экстатические состояния, которые переживаются в кульминационные моменты любви, творчества, слияния с природой

Общественный интерес – стараются помочь другим стать лучше

Глубокие межличностные отношения – в дружбе, любви (но с равными)

Демократичный характер – нет предубеждений, с удовольствие учатся

Разграничение средств и целей  наслаждаются средствами (физическими упражнениями), а не только целью (хорошее самочувствие)

Философское чувство юмора -  доброжелательное, не высмеивающее

Креативность – естественная и спонтанная креативность, которая присуща детям, а не креативность талантливого художника

Сопротивление окультуриванию – находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя определенную независимость от нее

 Карл Роджерс – феноменологическая теория

Поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Люди способны строить свою судьбу, они, по своей сути, целеустремленные, заслуживающие доверия и самосовершенствующиеся.

Все мотивы человека включены в 1 – тенденцию самоактуализации (врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя). Эта тенденция вдохновляет и регулирует поведение, результат – полноценно функционирующий человек.

Характеристики полноценно функционирующего человека:

Открытость переживанию – противоположна беззащитности, человек не боится воспринимать, он не искажает и не отрицает воспринятое и пережитое. Люди стремятся к тем переживаниям, которые оцениваются как Я-интенсифицирующие, и избегают Я-отрицающие.

Экзистенциальный образ жизни – жить полно и насыщенно в каждый момент существования, личность формируется из переживаний, а не переживания подстраиваются под личность

Организмическое доверие – поступать в соответствии с внутренним ощущением «Я поступаю правильно», а не по нормам, советам

Эмпирическая свобода – жить так как хочешь без ограничений и запретов, свобода выбора

Креативность – в идея, проектах, действиях; креативный человек член общества, но не его пленник 

Единственная реальность, с точки зрения человека, – субъективная = личный мир переживаний человека. Центральное место здесь занимает                  Я-концепция, ее развитие (формируется в младенчестве и раннем детстве) определяют:

Потребность в позитивном внимании – ребенок хочет, чтобы его любили, понимали и одобряли

Условия ценности (обусловленное позитивное внимание) – уточняют обстоятельства, при которых ребенок будет переживать позитивное внимание Õ ребенок старается соответствовать стандартам = ущерб становлению Я-концепции

Безусловное позитивное внимание – не за что-то, а просто потому, что он есть

Человек ведет себя в соответствии со своей Я-концепцией, если возникает несоответствие между Я-концепцией и организмическим переживанием, целостность Я защищается с помощью:

Искажения восприятия – несоответствующее переживание допускается в сознание в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я («я способный, просто мне не повезло»)  

Отрицания восприятия – уходит от осознания (завалил все экзамены, но приходит и  просит зачислить на курс)

Слишком большое несоответствие приводит к личностным расстройствам и психопатологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45828. Состояние и развитие рекламного рынка в России и мире. Законодательное регулирование рекламных процессов 21.03 KB
  Что такое реклама социальная реклама дальше требования к закону – общие и специальныеконкретные категории виды рекламы Защита этих прав и ответственность. История рекламы исчисляется не годами а тысячелетиями. С момента возникновения такой экономической категории как товар и установления товарного производства началось развитие рекламы как искусства. Журнал Лаборатория рекламы маркетинга и PR №1.
45829. Основы отношений со СМИ 28.42 KB
  Массовая информация предназначенные для неограниченного круга лиц печатные аудио аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; СМИ периодическое печатное издание радио теле видеопрограмма кинохроникальная программа иная форма периодического распространения массовой информации; При осуществлении своей деятельности специалисты PR должны помнить о Федеральном законе Об информации информационных технологиях и о защите информации который является основой для правового регулирования. ФЗ Об информации информационных...
45831. Типология и характеристика СМИ 17.6 KB
  Под СМИ понимается периодическое печатное издание радио теле видеопрограмма кинохроникальная программа иная форма периодического распространения массовой информации ФЗ о СМИ. Существующая система СМИ складывалась постепенно: вначале были только газеты и журналы в 19м веке добавились информационные службы в 20м – сначала радиостанции а потом и студии телевидения а сейчас широкое распространение получили электронные СМИ. Классификация СМИ: по формам распространения носителю по региону распространения по формам собственности...
45832. Стилистические особенности информационных жанров прессы 18.67 KB
  Цель информационного жанра – сообщить факт Пять групп жанров: оперативноновостные – заметка во всех ее разновидностях; оперативноисследовательские – интервью репортажи отчеты; исследовательсконовостные – корреспонденция комментарий колонка рецензия; исследовательские – статья письмо обозрение; исследовательскообразные художественнопублицистические – очерк эссе фельетон памфлет. К информационным жанрам относятся: Заметка; Отчет; Интервью; Репортаж и др. Интервью – представляющие общественный интерес ответы...
45833. Особенности работы редактора над телевизионной информационной заметкой 352.5 KB
  В этой работе мне бы хотелось выработать некую общую методику по работе над текстами телевизионных информационных заметок, рассмотреть основные их стилеобразующие черты, обобщить лексические, морфологические и синтаксические особенности телевизионной информационной заметки.
45834. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ 17.47 KB
  Для примера возьмем одно из крупнейших мировых информационных агентств – ИТАРТАСС. Его почти вековая история позволила тассовцам накопить уникальный творческий и профессиональный опыт. Богатейшими возможностями обладает банк данных ИНФОТАСС уникальный фотоархив включает в себя около 1 млн. Приведенные данные говорят об исключительно напряженной и масштабной работе сотрудников ИТАРТАСС.