28255

Особая роль осязания в структуре сенсорной организации человека и его значение в процессах познания и труда (Ананьев, Веккер, Ломов, Ярмоленко)

Доклад

Психология и эзотерика

Осязание в процессах познания и труда которая в 1961 году была удостоена премии К. Осязание органически связано со всей структурой чувственной репрезентации человека. Осязание способность животных и человека воспринимать действие факторов внешней среды с помощью рецепторов кожи опорнодвигательного аппарата мышц сухожилий суставов и др. Осязание существенно расширяет представления организма об окружающем мире играет важную роль в его жизнедеятельности.

Русский

2013-08-20

27 KB

11 чел.

Вопрос 17. Особая роль осязания в структуре сенсорной организации человека и его значение в процессах познания и труда (Ананьев, Веккер, Ломов, Ярмоленко).

В 1959 году выходит коллективная монография Ананьева Б.Г., Веккера Л.М., Ломова Б.Ф., Ярмоленко А.В. «Осязание в процессах познания и труда», которая в 1961 году была удостоена премии К.Д.Ушинского.

Базовая роль осязания в процессе чувственной репрезентации (Веккер)

Работа кожно-механического анализатора осуществляется на разных уровнях чувственного отражения – от простейшего уровня тактильных ощущений до специфически человеческих осязательных восприятий, обеспечивающих даже при отсутствии других видов восприятия высшие возможности человеческого познания. Осязание органически связано со всей структурой чувственной репрезентации человека.

Осязание - способность животных и человека воспринимать действие факторов внешней среды с помощью рецепторов кожи, опорно-двигательного аппарата (мышц, сухожилий, суставов и др.), а также некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др.). Восприятие предметов внешней среды с помощью осязания позволяет оценивать их форму, размеры, свойства поверхности, консистенцию, температуру, сухость или влажность, положение и перемещение в пространстве.

Осязание существенно расширяет представления организма об окружающем мире, играет важную роль в его жизнедеятельности.

Осязание в известной мере заменяет др. органы чувств (зрение, слух) в случае их повреждения. Пользуясь осязанием, слепые могут читать, выполнять различные тонкие ручные работы, ориентироваться в пространстве и т.д. У людей, лишённых как зрения, так и слуха, осязание - основной источник информации о внешнем мире и может быть развито исключительно высоко.

Связь осязания с основными жизненными функциями и трудом придает ему важное жизненное значение. Осязание является одной из основных форм отражения движущейся материи, особенно ее физико-механических свойств. Осязательные образы относительно адекватно воспроизводят форму и величину, пространственные признаки и отношения между частями предмета, с которыми человек вступает в непосредственный контакт.

Вместе со зрительными, слуховыми и др. осязательные образы являются важным источником мышления, опирающегося на непосредственный опыт.

Роль осязания часто недооценивают, на самом деле оно является одним из самых любимых способов познания ребенком окружающего мира.

Можно предположить, что отсутствие фактов полной, всеобщей и невозобновимой утраты осязания и кинестезии не является случайным. Подобная утрата была бы равносильна смерти.

Т.о. без преувеличения можно сказать, что пассивное и активное осязание – коренное явление жизнедеятельности высших животных и человека.

Осязание является не только одним из важных средств познавательной деятельности человека, но и одним из компонентов всей его жизнедеятельности.

Ведущую роль в общественной жизни человека играет труд. С предметными действиями в процессе труда непосредственно связано высокое развитие человеческого осязания.

Роль осязания в регулировании трудовых действий:

формирование представлений о будущем продукте труда

регулирование отдельных трудовых действий.

Осязание имеет особенно важное значение для тех видов труда, которые связаны с механической обработкой материала, т.к. благодаря осязанию и кинестезии человек познает такие свойства предмета как трердость, упругость, шероховатость и знание о сопротивлении материалов.

Осязание и кинестезия позволяют в каждый момент чувствовать предмет, орудие труда и меру производимых движений, что обеспечивает непрерывность контроля.

Различают 2 формы осязания:

непосредственное (ручная сборка, упаковка, вязание, шитье)

опосредованное (строгание, пиление)

В познании предмета труда участвуют обе формы. Представления о продукте труда является высшим регулятором трудового акта, определяющим систему действий. Это представление не сводится к зрительному или осязаемому образу, оно является лишь исходной основой, т.е. опосредовано участвует в регулировании процесса труда.

При нарушении осязания трудовые действия становятся невозможными, т.к. не контролируются чувствами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62889. Я здоровье берегу – сам себе я помогу 24.15 KB
  Цели урока: Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; Познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.
62891. Хочу всё о животных знать! 27.25 KB
  Цель: развивать творческие способности детей; развивать мышление и сообразительность интерес к природе животным; воспитывать уважение друг к другу командный дух; Оборудование: сигнальные карточки; карточки с вопросами и вариантами ответов...
62893. Свобода – выбор разумной личности 29.5 KB
  Цель: формирование у учащихся правовых норм как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного, осознанного выбора поведения и ответственности за него.
62894. Внеклассное мероприятие: «Быть уверенным – здорово!» 32.98 KB
  Взаимной зависимости, ответственности, контроля не наблюдается. В эмоциональных личных отношениях заметны некоторые симпатии и антипатии, хотя ученики стараются это особо не афишировать.
62896. Умелые руки не знают скуки 49.38 KB
  Цель: Активизация творческих способностей учащихся, поддержание интереса к предмету; совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе.