28255

Особая роль осязания в структуре сенсорной организации человека и его значение в процессах познания и труда (Ананьев, Веккер, Ломов, Ярмоленко)

Доклад

Психология и эзотерика

Осязание в процессах познания и труда которая в 1961 году была удостоена премии К. Осязание органически связано со всей структурой чувственной репрезентации человека. Осязание способность животных и человека воспринимать действие факторов внешней среды с помощью рецепторов кожи опорнодвигательного аппарата мышц сухожилий суставов и др. Осязание существенно расширяет представления организма об окружающем мире играет важную роль в его жизнедеятельности.

Русский

2013-08-20

27 KB

8 чел.

Вопрос 17. Особая роль осязания в структуре сенсорной организации человека и его значение в процессах познания и труда (Ананьев, Веккер, Ломов, Ярмоленко).

В 1959 году выходит коллективная монография Ананьева Б.Г., Веккера Л.М., Ломова Б.Ф., Ярмоленко А.В. «Осязание в процессах познания и труда», которая в 1961 году была удостоена премии К.Д.Ушинского.

Базовая роль осязания в процессе чувственной репрезентации (Веккер)

Работа кожно-механического анализатора осуществляется на разных уровнях чувственного отражения – от простейшего уровня тактильных ощущений до специфически человеческих осязательных восприятий, обеспечивающих даже при отсутствии других видов восприятия высшие возможности человеческого познания. Осязание органически связано со всей структурой чувственной репрезентации человека.

Осязание - способность животных и человека воспринимать действие факторов внешней среды с помощью рецепторов кожи, опорно-двигательного аппарата (мышц, сухожилий, суставов и др.), а также некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др.). Восприятие предметов внешней среды с помощью осязания позволяет оценивать их форму, размеры, свойства поверхности, консистенцию, температуру, сухость или влажность, положение и перемещение в пространстве.

Осязание существенно расширяет представления организма об окружающем мире, играет важную роль в его жизнедеятельности.

Осязание в известной мере заменяет др. органы чувств (зрение, слух) в случае их повреждения. Пользуясь осязанием, слепые могут читать, выполнять различные тонкие ручные работы, ориентироваться в пространстве и т.д. У людей, лишённых как зрения, так и слуха, осязание - основной источник информации о внешнем мире и может быть развито исключительно высоко.

Связь осязания с основными жизненными функциями и трудом придает ему важное жизненное значение. Осязание является одной из основных форм отражения движущейся материи, особенно ее физико-механических свойств. Осязательные образы относительно адекватно воспроизводят форму и величину, пространственные признаки и отношения между частями предмета, с которыми человек вступает в непосредственный контакт.

Вместе со зрительными, слуховыми и др. осязательные образы являются важным источником мышления, опирающегося на непосредственный опыт.

Роль осязания часто недооценивают, на самом деле оно является одним из самых любимых способов познания ребенком окружающего мира.

Можно предположить, что отсутствие фактов полной, всеобщей и невозобновимой утраты осязания и кинестезии не является случайным. Подобная утрата была бы равносильна смерти.

Т.о. без преувеличения можно сказать, что пассивное и активное осязание – коренное явление жизнедеятельности высших животных и человека.

Осязание является не только одним из важных средств познавательной деятельности человека, но и одним из компонентов всей его жизнедеятельности.

Ведущую роль в общественной жизни человека играет труд. С предметными действиями в процессе труда непосредственно связано высокое развитие человеческого осязания.

Роль осязания в регулировании трудовых действий:

формирование представлений о будущем продукте труда

регулирование отдельных трудовых действий.

Осязание имеет особенно важное значение для тех видов труда, которые связаны с механической обработкой материала, т.к. благодаря осязанию и кинестезии человек познает такие свойства предмета как трердость, упругость, шероховатость и знание о сопротивлении материалов.

Осязание и кинестезия позволяют в каждый момент чувствовать предмет, орудие труда и меру производимых движений, что обеспечивает непрерывность контроля.

Различают 2 формы осязания:

непосредственное (ручная сборка, упаковка, вязание, шитье)

опосредованное (строгание, пиление)

В познании предмета труда участвуют обе формы. Представления о продукте труда является высшим регулятором трудового акта, определяющим систему действий. Это представление не сводится к зрительному или осязаемому образу, оно является лишь исходной основой, т.е. опосредовано участвует в регулировании процесса труда.

При нарушении осязания трудовые действия становятся невозможными, т.к. не контролируются чувствами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74848. Творчество Д.И. Фонвизина. «Недоросль» 14.62 KB
  Фонвизина Недоросль создателя подлинно самобытной национальной комедии который заложил внутри этой системы основы критического реализма. В комедии сочетаются яркие и правдивые сцены из жизни поместного дворянства и страстная проповедь просветительских идей об обязанностях правительства прямого честного гражданина. Хотя в основе сюжета лежит любовный конфликт стремление героев жениться на богатой наследнице все же основной конфликт комедии намного глубже. Другая проблема комедии истинное и ложное воспитание.
74849. А.Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву 14.28 KB
  Наиболее известное произведение Александра Радищева. Опубликовано в Российской империи в мае 1790 года. Работа печаталась без указания автора в домашней типографии Радищева. Роман представляет собой собрание разрозненных фрагментов, связанных между собой названиями городов и деревень, мимо которых следует путешественник. Автор рисует картины современной ему России, уделяя основное внимание положению крепостных крестьян...
74850. Просветительство и сентиментализм конца ХVIII века. Н.М. Карамзин. Его проза и поэзия 14.72 KB
  Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы. Поэзия Карамзина развившаяся в русле европейского сентиментализма кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени воспитанной на одах Ломоносова и Державина...
74851. И.А. Крылов – баснописец. Традиции сатирической литературы XVIII века. Своеобразие авторской позиции, проблема народности басен 15.46 KB
  Крылов – баснописец. Сюжеты ряда басен Крылова восходят к басням Лафонтена который в свою очередь заимствовал их у Эзопа Федра и Бабрия хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. Жанр басни под пером Крылова заметно изменился.
74852. Основные течения в романтизме. Элегический романтизм В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова 15.87 KB
  Романтики выдвигали принцип творчества, основанного на вдохновении, утверждали приоритет гения в искусстве. В романтическом искусстве больше всего ценилась свободная поэтическая индивидуальность. Романтизм – сложное историко-литературное явление: Жуковский понимал романтизм иначе, чем Рылеев. Отрицая жизнь в тех формах, в которых она существовала, романтики либо уходили в себя, творили в себе свой «антимир», мир мечты и поэзии (романтизм Жуковского);
74853. Заговоры (виды, композиция, особенности языка) 60.35 KB
  Мифологическая школа –Заговор первоначально молитвы, обращенные к божествам. С мифами их сближает отождествление природного и человеческого, обращение к мифологическим персонажам (природным стихиям, космическим объектам, мифическим существам). Заговоры испытали значительное влияние христианства: как обряда (крестное знамение, молитва), так и книжности (например, часто упоминаются христианские святые).
74854. Постоянный эпитет, сравнение, параллелизм 67.48 KB
  Параллелизм: не отождествление человеческой жизни с природною и не сравнение а сопоставление по признаку действия движения: дерево хилится девушка кланяется. Параллелизм основан на сопоставлении субъекта и объекта по категории движения. Неорганический недвижущийся мирвошел в лоно параллелизмов:он также жил.
74855. Волшебные сказки (происхождение, сюжеты, поээтика) 84.34 KB
  Сказки контаминируются-соединяются и в своих отдельных частях и полностью образы из одних сказок переходят в другие происходит творческий процесс разработки и варьирования основного сюжетного и образного фонда волшебных сказок в результате чего в пределах установившейся традиции появляются ранее не встречавшиеся комбинации сочетание мотивов и сюжетных положений. Многие волшебные сказки говорят о запрете оставлять дом открывать...
74856. Баллада как жанр 129.48 KB
  Баллада как жанр Баллады это эпические песни с семейно-бытовой тематикой в основе которых лежат трагические конфликты. Баллады на Руси по предположению ученых возникли на рубеже ХШ XIV веков когда постепенно начал угасать жанр былин эпических песен о подвигах могучих богатырей защитников родины. Так называют провансальские плясовые песни XI XVII веков от bllre плясать...