28263

Функции внимания, его характеристики и методы диагностики

Доклад

Психология и эзотерика

Функции внимания его характеристики и методы диагностики. Функции внимания: функция отбора значимых воздействий которые соответствуют потребностям данной деятельности; функция игнорирования других несущественных контролирующих воздействий; функция удержания сохранения выполняемой деятельности пока не будет достигнута цель т. Виды внимания: непроизвольное непреднамеренное произвольное преднамеренное Выделяют еще послепроизвольное внимание. Поддержание устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий.

Русский

2013-08-20

40.5 KB

26 чел.

Вопрос 25. Функции внимания, его характеристики и методы диагностики.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от др.

Функции внимания: 

функция отбора значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;

функция игнорирования других несущественных контролирующих воздействий;

функция удержания, сохранения выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, т.е. регуляции и контроля деятельности.

Виды внимания:

непроизвольное (непреднамеренное)

произвольное (преднамеренное)

Выделяют еще послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание - вниание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующие волевых усилий. Может быть вызвано действием сильного, контрастного или нового неожиданного раздражителя. Свойственно и животным, и человеку.

К особенностям действующих на человека раздражителей относятся следующие.

Сила и неожиданность раздражителя. Сильный звук, яркая вспышка света, резкий запах всегда привлекут внимание.

Новизна, необычность, контрастность раздражителя. Среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых предметов - темный и т.д.

Подвижность объекта, а также начало или, наоборот, прекращение действие раздражителя. Поэтому, например, маяки делают мерцающими, рекламу “прыгающей”.

Произвольное внимание – внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующие определенных волевых усилий.

Поддержание устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий. В.А.Крутецкий выделяет следующие:

Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности.

Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности.

Привычные условия работы.

Возникновение косвенных интересов.

Создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно воздействующих посторонних раздражителей.

Наблюдения и специальные исследования убеждают, что слабые побочные раздражители не снижают эффективности работы, а улучшают ее. Еще великий русский физиолог И.М.Сеченов пришел к выводу, что абсолютная тишина не повышает, а снижает эффект умственной работы, так как сосредоточить внимание на работе становиться очень трудно.

Послепроизвольное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Свойства внимания:

сосредоточенность - удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального;

устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте;

объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно (4-6 объектов у взрослого);

распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов при одновременном выполнении действий с ними;

переключение - намеренный, сознательный перенос внимания с одного объекта на другой.

Методы диагностики:

Исследование распределенияи переключения внимания - методика Шульте

Эксперимент основывается на разнообразии стимульного материала. Задача – совмещенное выполнение 2 или более заданий. В результатепроводится сопоставление показателей совмещенно выполненных действий и без него.

Стимульный материал - черно-красные таблички, в которых представлены 24 красных и 25 черных чисел с буквенными символами.

Задача - отыскивать красные числа от 1 до 24 в возрастающем порядке и черные от 25 до 1 в убывающем порядке. При совмещенном выполнении задания испытуемый отыскивает поочередно 1 - красное число, 25 - черное; 2 - красное, 24 – черное и т.д. Буквы, стоящие возле каждой цифры, записываются на ответном бланке отдельно для красных и черных чисел.

Время выполнения задания - 5 минут.

Измерение избирательности, устойчивости и концентрации внимания - корректурная пробы Бурдона-Амфимова

Корректурные пробы могут состоять из разных символов (букв, цифр, фигур, связанных и несвязанных текстов). Задача - обнаружение заданного сигнала среди других и фиксация на бланке.

Пример бланка: 40 плотных строчек по 30 букв в каждой строке.

Задача - просматривая строчки слева направо, подчеркивание в тексте букв «о» и перечеркивание букв «к».

Через минуту  выполнения задания экспериментатор позает сигнал «черта», и испытуемый должен поставить черту у той буквы, у которой его застал сигнал, а затем продолжить работу до следующего сигнала. По ходу работы возможно изменение инструкции. На 3 и 7 минуте выполнения задания экспериментатор без предупреждения вводит помехи, называя буквы алфавитаили пословицы. По окончанию работы испытуемый должен воспроизвести запомнившиеся пословицы.

Общее время – 10 минут.

В результате обработки данных выявляется точность выполнения, скорость выбора и строится график индивидуальной динамики устойчивости внимания и сравнение с групповыми показателями.

Измерение объема внимания – тахистоскопический метод

В тахистоскопе на короткое , точно измеряемое время выставляются наблюдению экспонаты: буквы, цифры, фигуры.

Эффект Струпа. В традиционном тесте Струпаиспользуются 3 типа карточек:

1 - черной краской написано слово, обозначающее цвет;

2 - обозначающее свет слово написано краской того же цвета;

3 - названия цветов написаны краской другого цвета.

Задача – как можно быствее прочитать слова на карточках 1-готипаиназвать цвета красок на карточках 2-го и 3-го типов.

Таким образом, в 1-ом случае релевантнымпризнаком стимула выступает форма букв, а во 2 и 3 – цвет букв. Чтение слова происходит быстрее чтения наименования цвета. Название цвета при несоответствующем значении слова (т.е. «синий» дляпримера со словом «красный») происходит гораздо медленнее, чем при соответствующем значении (т.е. когда слово «красный» написано красной краской). Этот тормозной эффект некоторые рассматривают как свидетельство семантической переработки стимула вплоть до уровня принятия решения и ответа.

ФУНКЦИЯ ВНИМАНИЯ, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ И МЕТОДЫ ИХ ДИАГНОСТИКИ.

Внимание – сквозной психический процесс, динамическая сторона сознания, характеризующая его направленность на объект и сосредоточение на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течении времени, необходимого для осуществления определенного акта деятельности или общения.

Функции внимания:

Направленность – преднамеренный или непреднамеренный выбор объектов психической деятельности и сохранение деятельности на некоторый промежуток времени, обеспечивая обработку выбранного сигнала.

Сосредоточенность – осуществление комплексной деятельности предполагает одновременной сосредоточение на всех сигналах (зрение, слух, кинестетика).

Контролируемость и регуляция деятельности – некоторые сигналы направляются в переработку, а некоторые нет.

Виды внимания:

Непроизвольное – привлекается сильным или новым раздражителем, в основе лежит механизм ориентировочного рефлекса.

Произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, не зависящее от свойств самого объекта, оно формируется сами человеком в зависимости от целей деятельности.

Постпроизвольное – формируется в результате сознательно поставленной цели, когда не предмет, а сама деятельность и ее результат переживаются как потребность.

Специфика внимания:

Не существует отдельно, всегда включено в практическую деятельность и познавательные процессы

Внимание не имеет своего содержания, это форма организации психической деятельности

Внимание улучшает процесс

Посредством него выражаются интересы, направленность личности

Характеристики внимания:

Статические (первичные) характеристики:

Объем – количество одновременно воспринимаемых объектов, всегда 7±2

Устойчивость – та длительность, с которой выделенные вниманием процессы сохраняют доминирующий характер

Концентрация – сосредоточение психической деятельности на объекте с торможением побочной деятельности (min 1,5 минут, max 15 минут)

Предметность – возможность абстрагироваться от сигналов одноименной модальности, сосредоточившись на объекте

Динамические (вторичные) характеристики:  

Респределяемость – способность удерживать в поле внимания одновременно несколько объектов и тем самым управлять несколькими видами деятельности

Переключаемость – способность быстро произвольно переносить внимание с одного объекта на другой, переходить от одной деятельности к другой

Интенсивность – напряженность (чем больше интерес и чем больше отвлекающих раздражителей, тем больше интенсивность внимания);

Изменение интенсивности – колебания внимания.

Избирательность – возможность успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели.

Методы изучения характеристик внимания:

Объем – предъявление множества объектов на тахистоскопе: бессмысленные слоги, слова, знакомые слова.

Переключаемость – таблицы Шульте

Устойчивость, концентрация и избирательность – корректурная проба Бурдона-Анфимова


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37070. Ценности и ценностные ориентации (Ценности жизни) 28 KB
  Рокича Ценности и ценностные ориентации Дать определение слов счастье успех цель и установить логическую связь между этими словами. Команды должны нарисовать важные по убывающей ценности Пирамиду счастья Дети: Крепкая семья преданные друзья любовь и уважение окружающих любимое дело и цель в жизни и кончено же успех.мы можем установить такую смысловую связь между этими словами: цельуспехсчастье.И только третий будет понастоящему счастливым: он видит большую красивую цель ради которой работает и живет.
37071. Гимн профессии! Классный час 57.5 KB
  Маяковский 1й слайд из презентации Л. Слово Бухр возникло в Германии 2й слайд Основоположник бухучета Лука Пачоли Корейко УБРАТЬ 3й слайд Л. 4й слайд Бухгалтерия это наука дающая мир душе сохраняющая богатства и продвигающая к счастью Пьер Пурр французский бухгалтер 1676 г. 5й слайд Вы бывали в бухгалтерии.
37072. Знакомство с детьми. Классный час 13.96 KB
  1 урок Например 1 апреля День смеха День дурака 1 апреля с давних времен считается праздником розыгрышей. По традиции этот день называют Днем дурака ведь в дурацкой ситуации может оказаться в этот день любой из нас.д 2 апреля День детской книги.
37073. Безопасность дорожного движения 76.5 KB
  Конкурсы викторины праздники по ПДД для школьников 2008 г. Праздник в школе: сценарии конкурсы викторины 2009 г. 1 конкурс Вопросы Вы видите 3 квадрата в которых находится буквы обозначающая область знаний из которой будут заданы вопросы командам. Подсчитывание баллов за 1 конкурс.
37075. ценарий проведения праздника Последний звонок в 11-м классе 50.5 KB
  По старой доброй традиции вот уже многие годы звуки “Школьного вальса†звучат на праздниках подобных нашему во всех школах нашей большой страны волнуя души и сердца учителей родителей и друзей тех кто собирается покидать стены родной школы. Будем надеяться что наша школа станет для сегодняшних одиннадцатиклассников своеобразным символом нежности и чистоты детства. Любовные Истории Школа Школьный двор и смех подружек Самый чистый самый звонкий И бегут по теплым лужам Босоногие девчонки И уже других качают Наши школьные качели...
37076. ПОЗНАЙ СЕБЯ (классный час для учащихся начальных классов) 47.15 KB
  На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества: Я большой Я сильный. Таким образом начинают осознаваться и оцениваться практические умения поступки моральные качества. Задачи: обучать учащихся умению увидеть и оценить свои возможности и способности; обучать умению объективно оценивать себя и своих друзей: свои личностные качества особенности поступков и действий их мотивы и цели. ЕСТЬ это те умения навыки качества которыми вы располагаете уже сегодня.
37077. Права на уединенность, на выражение собственного мнения, на свободу в принятии решений 41.5 KB
  Конвенция ООН о правах ребенка статьи 1216 закон Республики Беларусь О правах ребенка статья 10. Получивший одобрение перечень зачитывается а затем соотносится с текстом закона Республики Беларусь О правах ребенка статья 10 и Конвенции ООН о правах ребенка статьи 12 16. Надо ли вмешиваться в переписку ребенка Чем нарушается право на уединенность в нашей стране Плохими жилищными условиями правовой неграмотностью родителей. Конвенция ООН о правах ребенка статьи 12 15 Статья 12 1.
37078. Учение о социальном факте и структурный функционализм Э. Дюркгейма 16.3 KB
  В методологии Э. Дюркгейма социальный факт одновременно выступает как важный компонент его концепции структурного функционализма. Социологическое объяснение фактов, реальностей и явлений, исследуемых отдельно друг от друга, должно происходить в терминах социальных причин и социальных функций...