28264

Операциональная природа мышления как процесса отражения связей иотношений. Виды мыслительных операций

Доклад

Психология и эзотерика

Операциональная природа мышления как процесса отражения связей иотношений. Этот вид мышления онтогенетическиявляется первым. Понятие – единица мышления выражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности. Это основной вид мышления.

Русский

2013-08-20

62 KB

8 чел.

Вопрос 26. Операциональная природа мышления как процесса отражения связей иотношений. Виды мыслительных операций.

Мышление – высший  психический процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном опосредовании языком (речи).

Основные признаки:

Обобщение выделяет мышление как высший психический процесс. Мышление всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному.

Опосредование:

Мысль выражается в действии (действенное мышление). Этот вид мышления онтогенетическиявляется первым.

В 2-3 года у ребенка появляется образ (набор характерных признаков для данного предмета). У ребенка доминирует наглядно-образное мышление.

Понятие – единица мышления, выражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности. В 6-7 лет у ребенка появляется понятийное мышление (словесно-логическое). Это основной вид мышления.

Язык (речь) – самый емкий посредник мышления.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных связей и отношений на операторном уровпе (т.е. не копируя, а посредством операций).

Если восприятие отражает внешние свойства предметов, то мышление - их внутреннюю связь.

Задача мышления - выявление существенных необходимых связей между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления - отделить случайные совпадения от необходимых. Мышление представляет собой движение человеческой мысли. Она должна быть зафиксирована в образной и словесной форме. Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека.

Процесс мышления не является непроизвольным. Всегда должен быть побудитель - желание разрешить проблемную ситуацию. Выбор задачи - это начало мыслительного процесса.

Мыслительные операции:

Анализ - мысленное расчленение целого иа части. Мысленное выделение признаков, свойств и частей.

Синтез - мысленное соединение частей в единое целое или мысленное сочетание предметов и явлений, отдельных признаков свойств и частей.

Сравнение - выявление сходства и различия обьектов действительности. Человек можст одинаково действовать по отношению к сходным предметам и неодинаково - к отличным.

Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений друг с другом на основе выделения существенных признаков.

Абстракция - выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от остальных.

Классификация - это мысленное распределение объектов по отдельным группам и подгруппам на основе процесса сравнения и обобщения.

Конкретизация - позволяет перейти от общих отвлеченных свойств и признаков к конкретной действительности и чувственному опыту. Она способствует лучшему пониманию того, что было обобщено.

ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДА МЫШЛЕНИЯ КАК ПРОЦЕССА ОТРАЖЕНИЯ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙЙ.

Мышление - высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных связей и отношений на оперативном уровне.

Мышление возникает на основе чувственного познания, но выходит далеко за его пределы.

Виды мышления (=стадии развития):

Наглядно-действенное - элементарная форма практического мышления, направленного на разрешение элементарных практических задач.

Признаки:

конкретность

ограниченность характеристиками объектов

часто происходит при дефиците времени

Ведущая операциясравнение, также представлен анализ и синтез (анализ доминирует над синтезом).

Операнды - реальные объекты.  

Наглядно-образное – единство представления и понятия (единичного и общего), осуществляемое в форме наглядного образа-представления.

Признаки:

теряется длительный компонент, кажется, что решение происходит мгновенно

Операции (Фрейд):

конденсация – объединение разнородных элементов в единый образ (по сути это свернутое сравнение), сопровождающееся подражанием

смещение – сдвиг внимания от центра события к периферии (центр события стирается, а какая-то деталь сохраняет сам смысл, опыт)

символическая трансформация – перемещение акцента, когда какие-то незначительные предметы становятся символом целого события, чувства.

Операции (Рубинштейн):

отождествление – сравнение, основанное на анализе и синтезе, когда сходные признаки подчеркиваются как главные (очень субъективно)

агглютинация – склеивание кусочков разных образов, очень творческая и активная операция, в результате которой возникает то, что в природе не существует (русалка)

типизация – выделение главного через повторяющееся, создание типа

Операнды – образы и образы понятий.    

Вербально-логическое – единство наглядного образа-представления и понятия, осуществляемого в форме общего понятия.

Операции:

анализ – мысленное расчленение предмета, явления и выявление составляющих его элементов, частей, сторон

синтез восстанавливание расчлененного анализом целого, сопровождающееся вскрытием более или менее существенных связей и отношений элементов, выделенных анализом

абстрагирование – выделение и извлечение одной стороны явления или предмета, почему-либо существенной, и отвлечение от остальных сторон

обобщение – объединение предметов или явлений на основании раскрытия существенных связей

конкретизация обратна абстрагированию и обобщению, реализует возврат ко всей полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта.

Операнды – понятия.

Понятие – опосредованное (культурно-историческим развитием) и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии более или менее существенных объективных связей и отношений и представленное в слове.   

Виды мышления. Фазы мыслительного процесса.

Мышление – высший  психический процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном опосредовании языком (речи).

Виды мышления:

А. Типологические классификации мышления

При построении типологий виды мышления обычно различаются попарно, как противостоящие друг другу по тем или иным конкретным характеристикам.

по содержанию используемых средств: наглядное и вербальное;

по степени соответствия реальности: реалистическое  и аутистическое;

по характеру протекания мыслительных процессов: интуитивное и аналитическое;

по характеру задач: практическое и теоретическое;

Б. Функциональные классификации мышления

Функционально различные виды мышления:

творческое - критическое,

абстрактное и конкретное (Гольдштейн).

В. Генетические классификации мышления. 

Выделяют три уровня развития мышления, различающиеся по форме предъявления объекта и способам познания мира:

наглядно-действенный (через практическое действие с объектом),

наглядно-образный (с помощью образных представлений),

словесно-логический (с помощью логических понятий и знаков)

А.1) Наглядный и вербальный типы мышления являются “антагонистами”: носителям первого бывают труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме, а носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.

А.2) В отличие от обычного реалистического мышления было выявлено (на материале больных шизофренией) “аутистическое мышление” (Э.Блейлер), полностью подчиненное внутренним желаниям, мотивам человека, допускающее логические противоречия, отождествления себя с предметами, событиями, искажение реальности.

А.3) По характеру протекания познавательных процессов разделяют мышление интуитивного и аналитического типа: первое совершается непосредственно, как “ясное видение” открытого принципа или закона, второе - путем логических умозаключений, постепенно приводящих к нему.

А.4) Основой для построения типологий мышления может служить и характер задач, выполняемых человеком. Таково различение практического и теоретического интеллекта (Б.М.Теплов). Стоящие перед человеком задачи, условия их решения определяют качественно разные способы мыслительной работы. Так, практические задачи, в отличие от теоретических, обычно решаются в дефиците времени, полученный результат применяется сразу, что требует больших волевых усилий и т.п.

Б.1) Различают творческое и критическое мышление. Условия их успешного осуществления почти противоположны: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, не допускает переоценки собственных идей и т.п.

Б.2) Функциональными могут быть и разделения общих способов ориентации человека в мире. Таково различение абстрактной и конкретной “мыслительных установок” (К.Гольштейн), необходимое для анализа нарушений мышления у больных с мозговыми поражениями. Здоровый человек свободно владеет обеими установками: если окружающие условия знакомы и привычны, он действует в них “конкретно”, т.е. не задумываясь о причинах, если же объективная ситуация существенно изменяется и нужно понять, как следует в ней поступить, человек переходит к “абстрактному” способу поведения. Последняя способность утрачивается больным, и теперь окружающий их мир требует специальной организации, чтобы конкретное поведение в нем было адекватным.

В.1) Наглядно-действенное мышление определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними на практике. Практические познавательные предметные действия (“ручной интеллект”) являются основой любых более поздних форм отражения реальности.Человек оперирует предметом (или объектом).

В.2) На наглядно-образном уровне развития мышления человек оперирует наглядными изображениями объектов (образами) через их образные представления. Опирается на восприятие или представления.

В.3) Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций, которые существуют на базе языка и языковых средств. Реальность становится доступной человеку в своем словесном оформлении, и он, оперируя логическими понятиями, может познавать ее существенные закономерности и взаимосвязи. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Фазы  мыслительного процесса:

Осознание проблемной ситуации (постановка задачи)

Выбор способа решения

Выдвижение гипотез

Проверка гипотез

Суждение, фиксирующее решение проблемы

Затем результат мыслительной работы спускается в практику, которая подвергает его испытанию и ставит перед мыслью новые задачи – развития, уточнения, исправления или изменения принятого решения проблемы.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ. ФАЗЫ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Мышление - высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных связей и отношений на оперативном уровне.

Виды мышления (=стадии развития):

Наглядно-действенное – связано с практическими действиями над предметами; преобладает в 2-3 года. Характеризуется:

высокой эгоцентричностью (фиксации точки отсчета на самом носителе психики)

синкретизмом (случайные поверхностные признаки объединяются в комплекс, не отражающий сущности предмета = коллекция случайных признаков)

трансдуктивным характером связи (от частного к частному)

отсутствием иерархии (нет родовидовых отношений, отношений частного-общего)

Наглядно-образное – манипулирование образами; преобладает в период с 2-3 до 6-7 лет. Характеризуется:

синкретизмом

субъективизмом с преобладанием эмоциональных компонентов

опирается на восприятие и представление (манипулирование не с самим объектом, а с его образом)

Вербально-логическое – мышление понятиями; характерно для старших школьников и взрослых, которые для решения задач используют суждения, умозаключения, готовые знания. Эмпирические характеристики:

Первичные:

пространственно-временное поле мышления – пространственно-временные границы раздвигаются до бесконечности, человек может в своих размышлениях оказаться в любом месте и в любое время

модальность – снимаются модальностные ограничения, присущие перцептивному отражению

интенсивность – снимаются пороговые ограничения

Вторичные:

проблемно-вопросительный характер понятийной мысли (возникает, когда есть вопрос к поставленной задаче)

фазовая динамика – перцептивные процессы могут быть статическими и динамическими, мышление – только динамическим

структурность, многокомпонентность – связи и отношения предполагают наличие двух и более компонентов

речевая форма – мысль проявляется и формируется в слове

феномен понимания (=синтетического инсайта) – проявляется в легкости перехода с одного языка на другой (пока сложные связи не перенесены на вербальный уровень, это феномен не появится)

обобщенность – посредством операций мыслью обобщаются предметные связи и отношения

опосредованность – опосредованность мыслительными операциями

Виды мышления (Пиаже):

Стадия сенсомоторного интеллекта (0-2 года) – врожденная двигательная основа (врожденные схемы: хватание, сосание) обеспечивает развитие всех видов мышления. Постепенно ребенок понимает, что мир состоит из объектов и он является одним из объектов этого мира. Стадии:

упражнение рефлексов (1 мес.)- новая информация уподобляется врожденным схемам – ассимиляция (ребенок сосет одеяло)

стадия первичных круговых рефлексов (2 мес.) – схемы приспосабливаются к ново информации – аккомодация (сосет избирательно) + сохраняется ассимиляция; связь объекта и моторики, «применяемой» к нему неслучайна, для разных объектов используются разные схемы; возникает связь слух-зрение По Сеченову – ассоциации), но только пока объект в поле зрения   

стадия вторичных круговых движений (4-8 мес.) – происходит координация различных схем (ребенок толкает неваляшку, а не сосет); моторная активность связана с внешними предметами, появляются представления, ребенок может предвидеть (антиципация, экстраполяция)

координация вторичных схем (8-2 мес.) – происходит координация цели и средства деятельности (ребенок вынимал прутья в кроватке, когда между прутьями поместили пачку сигарет, стал вынимать прутья так, чтобы пачка упала – координация двух различных схем)

Дооперациональное мышление (2-7/8 лет) – ребенок формирует понятия и пользуется символами (языком) для сообщения их окружающим. Эти понятия ограничены их непосредственным, эгоцентрическим опытом. Представления о причинах и следствиях ограничены, трудности классифицирования.  

Период конкретных операций (7/8-11/12 лет) – ребенок постигает объективные отношения между предметами и начинает мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам с учетом иерархии классов (понимают, что животное может быть одновременно собакой и терьером)

Период формальных операций (12 лет-вся жизнь) – подросток может проанализировать решение логической задачи как конкретного, так и абстрактного содержания: может строить планы на будущее или вспоминать прошлое, рассуждать по аналогии и метафорически.

Виды мышления:

Продуктивное – новаторское

Логическое – сознательное            Т     Интуитивное – минимальная    

регулирование мыслью,                      осознанность, нет четких

осуществляется на базе                     этапов, быстрота

понятийных структур

Репродуктивное – шаблонное, но быстрое

Творческое мышление – продуктивное интуитивное

Фазы мыслительного процесса (как решения задач):

Проблемная ситуация

Отражение проблемной ситуации – является внутренним, психическим стартом мысли, оно делает проблему движущим началом мысли.

Обычно проблемная ситуация трактуется как выражение дефицита информации, необходимо для осуществления какого-либо действия, тогда как главное в существе вопроса – наличие информации об этом дефиците. В момент задавания вопроса отношения, которые призваны его разрешить еще не поняты, но это не значит, что они не раскрыты.  

Поиск решения – перебор возможных вариантов

Выдвижение гипотез

Проверка гипотез

Суждение – устранение дефицита информации, ответ на актуальный и потенциальный вопрос.

Соотношение произвольной и непроизвольной регуляции:

Непроизвольная регуляция проявляется в процессах:

Ассоциации – включение в мысль тех психических предметных структур, которые в прошлом опыте были ассоциативно связаны с его компонентами.

Персеверации (повторения) – возвращение и включение в течение мыслительного процесса отдельных психических структур (представлений).

Произвольная регуляция осуществляется посредством:

Детерминирующей тенденции – направление динамики за счет ожидаемого результата.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8616. Социальные функции культуры. Единство и многообразие культур 34.5 KB
  Социальные функции культуры. Единство и многообразие культур. Социальные функции культуры. Функции культуры - совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих и...
8617. Будущее как философская проблема 32.5 KB
  Будущее как философская проблема. Будущее человечества - это не аморфное и неопределенное грядущее, без каких-либо временных рамок и пространственных границ, в котором может произойти все, что подскажет фантазия. Научное предвидение и социальное про...
8618. Міжнародне економічне право. Конспект лекцій 935.5 KB
  Конспект лекцій з дисципліни Міжнародне економічне право для студентів освітньо-кваліфікаційного рівня магістр напряму підготовки 8.03040101 Правознавство / Укладач: Саєнко Б.Є. - Донецьк: ДонДУУ, 2011 Містить тематичний план, плани семінар...
8619. Конспект лекцій з менеджменту 608.5 KB
  Процеси глобалізації у світовій економіці, поглиблення поділу праці між країнами, формування сучасних організацій (транснаціональних корпорацій, холдингових компаній, промислово...
8620. Что такое философия 93.5 KB
  Что такое философия? Вопросы: Является ли философия системой знаний? Почему? Ответ обоснуйте. Какие определения философии даёт автор статьи? В чём отличие подлинного вопроса от неподлинного? Перечислите характерные черты акта...
8621. Философия и искусство, философия и наука, философия и религия: общие и отличительные черты 133 KB
  Философия и искусство, философия и наука, философия и религия: общие и отличительные черты Вопросы: 1. Почему вопрос о соотношении философии и религии С.Франк называет центральным вопросом человеческого жизнепонимания? Чем обусловлена его актуальнос...
8622. Особенности античной философии. Философы Милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен 123.5 KB
  Особенности античной философии. Философы Милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен Вопросы: 1. Является ли ранняя греческая мысль наукой? Ответ обоснуйте. 2. Является ли ранняя греческая мысль религией? Ответ обоснуйте. 3. Какие три идеи скрыва...
8623. Философия Парменида и Зенона 194 KB
  Философия Парменида и Зенона ПАРМЕНИД (540-470 до н.э.) Парменид, ученик Ксенофана и пифагорейца Аминия, был жителем полиса Элея, для которого разработал законы. Его годы творческого расцвета пришлись на 69-ю олимпиаду.Учение Парменида занимае...
8624. Философия Гераклита и Демокрита 33 KB
  Философия Гераклита и Демокрита Афоризмы Гераклита: Эту-вот Речь (Логос) сущую люди не понимают и прежде, чем выслушать её, и выслушав однажды. Ибо, хотя все люди сталкиваются напрямую с этой-вот Речью (Логосом), они подобны незнающим её, даро...