28264

Операциональная природа мышления как процесса отражения связей иотношений. Виды мыслительных операций

Доклад

Психология и эзотерика

Операциональная природа мышления как процесса отражения связей иотношений. Этот вид мышления онтогенетическиявляется первым. Понятие – единица мышления выражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности. Это основной вид мышления.

Русский

2013-08-20

62 KB

8 чел.

Вопрос 26. Операциональная природа мышления как процесса отражения связей иотношений. Виды мыслительных операций.

Мышление – высший  психический процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном опосредовании языком (речи).

Основные признаки:

Обобщение выделяет мышление как высший психический процесс. Мышление всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному.

Опосредование:

Мысль выражается в действии (действенное мышление). Этот вид мышления онтогенетическиявляется первым.

В 2-3 года у ребенка появляется образ (набор характерных признаков для данного предмета). У ребенка доминирует наглядно-образное мышление.

Понятие – единица мышления, выражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности. В 6-7 лет у ребенка появляется понятийное мышление (словесно-логическое). Это основной вид мышления.

Язык (речь) – самый емкий посредник мышления.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных связей и отношений на операторном уровпе (т.е. не копируя, а посредством операций).

Если восприятие отражает внешние свойства предметов, то мышление - их внутреннюю связь.

Задача мышления - выявление существенных необходимых связей между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления - отделить случайные совпадения от необходимых. Мышление представляет собой движение человеческой мысли. Она должна быть зафиксирована в образной и словесной форме. Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека.

Процесс мышления не является непроизвольным. Всегда должен быть побудитель - желание разрешить проблемную ситуацию. Выбор задачи - это начало мыслительного процесса.

Мыслительные операции:

Анализ - мысленное расчленение целого иа части. Мысленное выделение признаков, свойств и частей.

Синтез - мысленное соединение частей в единое целое или мысленное сочетание предметов и явлений, отдельных признаков свойств и частей.

Сравнение - выявление сходства и различия обьектов действительности. Человек можст одинаково действовать по отношению к сходным предметам и неодинаково - к отличным.

Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений друг с другом на основе выделения существенных признаков.

Абстракция - выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от остальных.

Классификация - это мысленное распределение объектов по отдельным группам и подгруппам на основе процесса сравнения и обобщения.

Конкретизация - позволяет перейти от общих отвлеченных свойств и признаков к конкретной действительности и чувственному опыту. Она способствует лучшему пониманию того, что было обобщено.

ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДА МЫШЛЕНИЯ КАК ПРОЦЕССА ОТРАЖЕНИЯ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙЙ.

Мышление - высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных связей и отношений на оперативном уровне.

Мышление возникает на основе чувственного познания, но выходит далеко за его пределы.

Виды мышления (=стадии развития):

Наглядно-действенное - элементарная форма практического мышления, направленного на разрешение элементарных практических задач.

Признаки:

конкретность

ограниченность характеристиками объектов

часто происходит при дефиците времени

Ведущая операциясравнение, также представлен анализ и синтез (анализ доминирует над синтезом).

Операнды - реальные объекты.  

Наглядно-образное – единство представления и понятия (единичного и общего), осуществляемое в форме наглядного образа-представления.

Признаки:

теряется длительный компонент, кажется, что решение происходит мгновенно

Операции (Фрейд):

конденсация – объединение разнородных элементов в единый образ (по сути это свернутое сравнение), сопровождающееся подражанием

смещение – сдвиг внимания от центра события к периферии (центр события стирается, а какая-то деталь сохраняет сам смысл, опыт)

символическая трансформация – перемещение акцента, когда какие-то незначительные предметы становятся символом целого события, чувства.

Операции (Рубинштейн):

отождествление – сравнение, основанное на анализе и синтезе, когда сходные признаки подчеркиваются как главные (очень субъективно)

агглютинация – склеивание кусочков разных образов, очень творческая и активная операция, в результате которой возникает то, что в природе не существует (русалка)

типизация – выделение главного через повторяющееся, создание типа

Операнды – образы и образы понятий.    

Вербально-логическое – единство наглядного образа-представления и понятия, осуществляемого в форме общего понятия.

Операции:

анализ – мысленное расчленение предмета, явления и выявление составляющих его элементов, частей, сторон

синтез восстанавливание расчлененного анализом целого, сопровождающееся вскрытием более или менее существенных связей и отношений элементов, выделенных анализом

абстрагирование – выделение и извлечение одной стороны явления или предмета, почему-либо существенной, и отвлечение от остальных сторон

обобщение – объединение предметов или явлений на основании раскрытия существенных связей

конкретизация обратна абстрагированию и обобщению, реализует возврат ко всей полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта.

Операнды – понятия.

Понятие – опосредованное (культурно-историческим развитием) и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии более или менее существенных объективных связей и отношений и представленное в слове.   

Виды мышления. Фазы мыслительного процесса.

Мышление – высший  психический процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном опосредовании языком (речи).

Виды мышления:

А. Типологические классификации мышления

При построении типологий виды мышления обычно различаются попарно, как противостоящие друг другу по тем или иным конкретным характеристикам.

по содержанию используемых средств: наглядное и вербальное;

по степени соответствия реальности: реалистическое  и аутистическое;

по характеру протекания мыслительных процессов: интуитивное и аналитическое;

по характеру задач: практическое и теоретическое;

Б. Функциональные классификации мышления

Функционально различные виды мышления:

творческое - критическое,

абстрактное и конкретное (Гольдштейн).

В. Генетические классификации мышления. 

Выделяют три уровня развития мышления, различающиеся по форме предъявления объекта и способам познания мира:

наглядно-действенный (через практическое действие с объектом),

наглядно-образный (с помощью образных представлений),

словесно-логический (с помощью логических понятий и знаков)

А.1) Наглядный и вербальный типы мышления являются “антагонистами”: носителям первого бывают труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме, а носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.

А.2) В отличие от обычного реалистического мышления было выявлено (на материале больных шизофренией) “аутистическое мышление” (Э.Блейлер), полностью подчиненное внутренним желаниям, мотивам человека, допускающее логические противоречия, отождествления себя с предметами, событиями, искажение реальности.

А.3) По характеру протекания познавательных процессов разделяют мышление интуитивного и аналитического типа: первое совершается непосредственно, как “ясное видение” открытого принципа или закона, второе - путем логических умозаключений, постепенно приводящих к нему.

А.4) Основой для построения типологий мышления может служить и характер задач, выполняемых человеком. Таково различение практического и теоретического интеллекта (Б.М.Теплов). Стоящие перед человеком задачи, условия их решения определяют качественно разные способы мыслительной работы. Так, практические задачи, в отличие от теоретических, обычно решаются в дефиците времени, полученный результат применяется сразу, что требует больших волевых усилий и т.п.

Б.1) Различают творческое и критическое мышление. Условия их успешного осуществления почти противоположны: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, не допускает переоценки собственных идей и т.п.

Б.2) Функциональными могут быть и разделения общих способов ориентации человека в мире. Таково различение абстрактной и конкретной “мыслительных установок” (К.Гольштейн), необходимое для анализа нарушений мышления у больных с мозговыми поражениями. Здоровый человек свободно владеет обеими установками: если окружающие условия знакомы и привычны, он действует в них “конкретно”, т.е. не задумываясь о причинах, если же объективная ситуация существенно изменяется и нужно понять, как следует в ней поступить, человек переходит к “абстрактному” способу поведения. Последняя способность утрачивается больным, и теперь окружающий их мир требует специальной организации, чтобы конкретное поведение в нем было адекватным.

В.1) Наглядно-действенное мышление определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними на практике. Практические познавательные предметные действия (“ручной интеллект”) являются основой любых более поздних форм отражения реальности.Человек оперирует предметом (или объектом).

В.2) На наглядно-образном уровне развития мышления человек оперирует наглядными изображениями объектов (образами) через их образные представления. Опирается на восприятие или представления.

В.3) Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций, которые существуют на базе языка и языковых средств. Реальность становится доступной человеку в своем словесном оформлении, и он, оперируя логическими понятиями, может познавать ее существенные закономерности и взаимосвязи. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Фазы  мыслительного процесса:

Осознание проблемной ситуации (постановка задачи)

Выбор способа решения

Выдвижение гипотез

Проверка гипотез

Суждение, фиксирующее решение проблемы

Затем результат мыслительной работы спускается в практику, которая подвергает его испытанию и ставит перед мыслью новые задачи – развития, уточнения, исправления или изменения принятого решения проблемы.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ. ФАЗЫ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Мышление - высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных связей и отношений на оперативном уровне.

Виды мышления (=стадии развития):

Наглядно-действенное – связано с практическими действиями над предметами; преобладает в 2-3 года. Характеризуется:

высокой эгоцентричностью (фиксации точки отсчета на самом носителе психики)

синкретизмом (случайные поверхностные признаки объединяются в комплекс, не отражающий сущности предмета = коллекция случайных признаков)

трансдуктивным характером связи (от частного к частному)

отсутствием иерархии (нет родовидовых отношений, отношений частного-общего)

Наглядно-образное – манипулирование образами; преобладает в период с 2-3 до 6-7 лет. Характеризуется:

синкретизмом

субъективизмом с преобладанием эмоциональных компонентов

опирается на восприятие и представление (манипулирование не с самим объектом, а с его образом)

Вербально-логическое – мышление понятиями; характерно для старших школьников и взрослых, которые для решения задач используют суждения, умозаключения, готовые знания. Эмпирические характеристики:

Первичные:

пространственно-временное поле мышления – пространственно-временные границы раздвигаются до бесконечности, человек может в своих размышлениях оказаться в любом месте и в любое время

модальность – снимаются модальностные ограничения, присущие перцептивному отражению

интенсивность – снимаются пороговые ограничения

Вторичные:

проблемно-вопросительный характер понятийной мысли (возникает, когда есть вопрос к поставленной задаче)

фазовая динамика – перцептивные процессы могут быть статическими и динамическими, мышление – только динамическим

структурность, многокомпонентность – связи и отношения предполагают наличие двух и более компонентов

речевая форма – мысль проявляется и формируется в слове

феномен понимания (=синтетического инсайта) – проявляется в легкости перехода с одного языка на другой (пока сложные связи не перенесены на вербальный уровень, это феномен не появится)

обобщенность – посредством операций мыслью обобщаются предметные связи и отношения

опосредованность – опосредованность мыслительными операциями

Виды мышления (Пиаже):

Стадия сенсомоторного интеллекта (0-2 года) – врожденная двигательная основа (врожденные схемы: хватание, сосание) обеспечивает развитие всех видов мышления. Постепенно ребенок понимает, что мир состоит из объектов и он является одним из объектов этого мира. Стадии:

упражнение рефлексов (1 мес.)- новая информация уподобляется врожденным схемам – ассимиляция (ребенок сосет одеяло)

стадия первичных круговых рефлексов (2 мес.) – схемы приспосабливаются к ново информации – аккомодация (сосет избирательно) + сохраняется ассимиляция; связь объекта и моторики, «применяемой» к нему неслучайна, для разных объектов используются разные схемы; возникает связь слух-зрение По Сеченову – ассоциации), но только пока объект в поле зрения   

стадия вторичных круговых движений (4-8 мес.) – происходит координация различных схем (ребенок толкает неваляшку, а не сосет); моторная активность связана с внешними предметами, появляются представления, ребенок может предвидеть (антиципация, экстраполяция)

координация вторичных схем (8-2 мес.) – происходит координация цели и средства деятельности (ребенок вынимал прутья в кроватке, когда между прутьями поместили пачку сигарет, стал вынимать прутья так, чтобы пачка упала – координация двух различных схем)

Дооперациональное мышление (2-7/8 лет) – ребенок формирует понятия и пользуется символами (языком) для сообщения их окружающим. Эти понятия ограничены их непосредственным, эгоцентрическим опытом. Представления о причинах и следствиях ограничены, трудности классифицирования.  

Период конкретных операций (7/8-11/12 лет) – ребенок постигает объективные отношения между предметами и начинает мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам с учетом иерархии классов (понимают, что животное может быть одновременно собакой и терьером)

Период формальных операций (12 лет-вся жизнь) – подросток может проанализировать решение логической задачи как конкретного, так и абстрактного содержания: может строить планы на будущее или вспоминать прошлое, рассуждать по аналогии и метафорически.

Виды мышления:

Продуктивное – новаторское

Логическое – сознательное            Т     Интуитивное – минимальная    

регулирование мыслью,                      осознанность, нет четких

осуществляется на базе                     этапов, быстрота

понятийных структур

Репродуктивное – шаблонное, но быстрое

Творческое мышление – продуктивное интуитивное

Фазы мыслительного процесса (как решения задач):

Проблемная ситуация

Отражение проблемной ситуации – является внутренним, психическим стартом мысли, оно делает проблему движущим началом мысли.

Обычно проблемная ситуация трактуется как выражение дефицита информации, необходимо для осуществления какого-либо действия, тогда как главное в существе вопроса – наличие информации об этом дефиците. В момент задавания вопроса отношения, которые призваны его разрешить еще не поняты, но это не значит, что они не раскрыты.  

Поиск решения – перебор возможных вариантов

Выдвижение гипотез

Проверка гипотез

Суждение – устранение дефицита информации, ответ на актуальный и потенциальный вопрос.

Соотношение произвольной и непроизвольной регуляции:

Непроизвольная регуляция проявляется в процессах:

Ассоциации – включение в мысль тех психических предметных структур, которые в прошлом опыте были ассоциативно связаны с его компонентами.

Персеверации (повторения) – возвращение и включение в течение мыслительного процесса отдельных психических структур (представлений).

Произвольная регуляция осуществляется посредством:

Детерминирующей тенденции – направление динамики за счет ожидаемого результата.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36882. Word: Ввод и редактирование текста. Операции с фрагментами текста 99 KB
  ввод пробела: при нажатии клавиши Пробел вводится занимающий определенное место в строке символ пробела; наличие или отсутствие пробела в конце строки может быть определено при нажатии на кнопку Непечатаемые знаки на Стандартной панели инструментов в правой стороне; Введите в расположенной ниже строке по одному пробелу между цифрами 1 и 2 и еще три пробела в конце строки. Ввод пробелов: 1111122222311112222311122231122313 Отобразите на экране символы пробела абзаца разрыва строки нажатием на кнопку Непечатаемые знаки на Стандартной панели...
36883. Визначення відношення теплоємності повітря при постійному тиску до теплоємності повітря при постійному об’ємі 544 KB
  Визначення відношення теплоємності повітря при постійному тиску до теплоємності повітря при постійному об’ємі. Якщо у балон з’єднаний з відкритим водяним манометром накачати повітря і зачекати встановлення теплової рівноваги повітря в балоні з навколишнім середовищем то в цьому початковому стані 1 газ має параметри причому температура газу в балоні дорівнює температурі навколишнього середовища а тиск трохи більший від атмосферного. Якщо тепер на короткий час з’єднати балон з атмосферою то станеться адіабатичне розширення повітря....
36884. Прилади індукційної, електростатичної, термоелектричної та випрямляючої систем 301 KB
  Прилади індукційної системи ПРИЗНАЧЕННЯ Й ОБЛАСТЬ ЗАСТОСУВАННЯ Електровимірювальні прилади індукційної системи призначаються для вимірювання електричних величин тільки в ланцюгах змінного струму. Причому на відміну від приладів змінного струму інших систем індукційні прилади можуть бути застосовані в ланцюгах з однією певною частотою і незначна зміна цієї частоти в ту або іншу сторону від номінальної спричиняє більші погрішності показань. У цей час із числа індукційних приладів наші заводи виготовляють тільки лічильники електричної енергії...
36885. Ознайомлення з роботою програмного симулятора dScope-51 123.5 KB
  1 Запуск програми dScope відбувається в середовищі Windows з вікна програм DSW51 Після запуску на екрані монітору з`являється типове вікно Windows з строчкою заголовку вікна кнопками системного меню згортання мінімізації та розгортання. За допомогою команда меню View Вид викликаються робочі вікна: Toolbr дозволяють підключати в вікно програми лінійку кнопкових перемикачів прискореного доступу до певних команд та вікон. Sttus Br дозволяють підключати в вікно програми лінійку статусу де наводиться інформація про...
36886. Прилади магнітоелектричної, електродинамічної та електромагнітної систем 229 KB
  Мета роботи: Вивчення будови принципу дії приладів магнітоелектричної електродинамічної та електромагнітної системи та методами їх використання. Завдання: Ознайомитись з призначенням та областю використання приладів магнітоелектричної електродинамічної та електромагнітної систем. Вивчити принцип дії приладів та методику їх використання. Ознайомитись із властивостями та технічними характеристиками приладів.
36887. Дослідження простої випадкової вибірки за допомогою функції «Выборка» Microsoft Excel 16.4 KB
  Загальні відомості Процедура отримання простої випадкової вибірки проілюстрована на наступному прикладі. Побудова простої випадкової вибірки здійснюється у такій послідовності: Генеральна сукупність – дані таблиці 1. Основа вибірки – нумерація елементів таблиці.
36888. Ознайомитись з основними командами програмного симулятора dScope-51 56.5 KB
  1 При введенні команд перед командою ставиться SM без нього введення команди не відбудеться. Всі команди проводяться через акумулятор А Основні команди симулятора: DD – додавання; SUBB – віднімання; CPL – інверсія; RL – зсув вліво на один; RR – зсув в право на один; XCH – обмін; CJNE – порівняння; CLR – встановлення нулів; DEC – віднімання від регістра одиниці; INC – додавання до регістру одиниці; h ставиться в кінці вводу команди для того щоб показати що число вводиться в шістнадцятирічній СЧ; означає що ми вводимо до...