28267

Методы исследования и диагностики понятийного мышления

Доклад

Психология и эзотерика

Методы исследования и диагностики понятийного мышления. Понятийное мышление ведущий вид мышления характеризуется использованием понятий логических конструкций которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление осознанное вербальное вышление. Характеризуется: высокой критичностью повышением понимания скрытого смыслаи подтекста различие иерархии признаков центральные существенные случайные переферические Методы диагностики понятийного мышления Основные методы: Сравнение понятий выделение существенныхпризнаков...

Русский

2013-08-20

27 KB

5 чел.

Вопрос 29. Методы исследования и диагностики понятийного мышления.

Понятийное мышление – ведущий вид мышления, характеризуется использованием понятий, логических конструкций, которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление – осознанное вербальное вышление.Формируется в 6-7 лет.

Предполагает использование:

индукции

дедукции.

Характеризуется:

высокой критичностью

повышением понимания скрытого смыслаи подтекста

различие иерархии признаков

центральные

существенные

случайные

переферические

Методы диагностики понятийного мышления

Основные методы:

«Сравнение понятий» - выделение существенныхпризнаков

«Аналогии» – продлить грамматическую связь (пароход – утонуть, самолет - …)

«Исключение лишнего»

Определения понятий

Интерпретация пословиц и поговорок (переносный смысл)

Классификация картинок

Психофизиологические методы: (оценивается степень напряженности человека в момент решения задачи (по сложности))

ЭКГ

СС

температура лобной поверхности

окулография (измерение движений глаз)

.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ.

Понятийное мышление – это всегда осознанное вербализованное мышление. Наиболее распространенными методами исследования и диагностики понятийного мышления являются исследования его вербальных форм Õ в основном используются бланковые вербальные варианты:

Тест «Вербальное мышление» для дошкольного возраста

вопрос

Ответы (оценка в баллах)

правильный

неправильный

другие

Чем похожи друг на друга молоток и топор?

+3 (два общих признака)

0

+2 (один признак)

Методика «Исключение лишнего» для школьного возраста

Из ряда предложенных понятий надо оставить те, которые могут быть объединены по общему признаку, вычеркнув лишнее: часы, очки, весы, термометр.

Методика «Аналогии» для взрослых

Испытуемый должен продлить логическую связь и заполнить пропуск: аллея – сад, улица - …

Методика «Сравнение понятий» для взрослых

Испытуемый должен указать общие, существенные признаки для пары понятий: зерно-яйцо.

Методика «Сложная аналогия» для взрослых

Испытуемый должен установить тип связи (причина-следствие, род-вид, часть-целое) для пар понятий: месть-поджог.

Подсчитывается сумма правильных ответов и в соответствии с групповой нормой переводится в баллы. В этих методиках определяется умение испытуемых выделять существенные признаки, сравнивать их между собой, исключать неподходящие, обобщать и классифицировать.

Существует также методика Выготского - Сахарова, посредством которой изучается способность формировать понятия: несколько объемных фигур, отличающихся друг от друга формой, цветом и величиной, надо выделить существенные признаки и разнести по группам.

Существует более простой (детский) вариант – плоские фигуры - Говорковой


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54641. Гурток з історії «Олімп» 217.5 KB
  З одного боку такий склад стимулює діяльність учнів які лише починають вивчати предмет бо старшокласники демонструють вже сформовані за роки навчання вміння навики допомагають молодшим учням з іншого боку можуть виникати проблеми повязані з часом бо у старшокласників закінчуються заняття значно раніше ніж в учнів 56 класів. Планування історичного гуртка Олімп Тема заняття Блок 1 1. Організаційне заняття 2. Підсумкове заняття...
54642. Вперед олімпійці. Позакласний захід 51 KB
  Розвивати руховий апарат, фізичні вміння учнів. Впроваджувати елементи класичної аеробіки в систему фізичного виховання. Сприяти розвитку уваги, дисциплінованості, кмітливості. Виховувати у учнів любов до фізичної культури та свідоме ставлення до здорового способу життя.
54643. Единый Всеукраинский Олимпийский урок 227.5 KB
  1 ведущая: 28 веков над землёй пронеслись И теперь до сих пор Слышен стук колесниц Праздник спорта живёт И огонь не погас Олимпийские игры Славит Пегас 2 ведущий: В живописной долине Средь статуй Богов Собирались атлеты Элитных кругов И спортивная песня От века до века Захватила и скифа и тавра и грека Греческий танец исполняют учащиеся 1011классов 1 ведущая: Но до...
54644. Розв'язування вправ та задач на додавання, віднімання та множення натуральних чисел 185.5 KB
  Цього разу щоб отримати підказку вам необхідно розвязати таке завдання на картці. Молодці Отримуйте свою відгадку Катерина Серебрянська художня гімнастика 1996 рік літня олімпіада Лілія Підкопаєва спортивна гімнастика 1996 рік літня олімпіада Рустам Шарипов спортивна гімнастика 1996 рік літня олімпіада Хто же наступний Візьміть аркуш який лежить у кожного на парті. Розв'язання: 28  45 1260 114 448  25 1374 11200 12574 Відповідь: 12574 Тимур Таймазов важка атлетика 1996 рік літня олімпіада Розвяжемо...
54645. Характеристика олигополии 20.84 KB
  Экономисты обозначают условия, в которых протекает рыночная конкуренция, термином рыночная структура. Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации
54647. На божественному Олімпі. Сценарій новорічного свята 85 KB
  Дійові особи: Чарівник Зевс Посейдон Аїд Уранія Кліо Калліопа Мельпомена Ерато Полігімнія Талія Терпсіхора Евтерпа Астролог Історик Оратор. На троні сидить Зевс. Учитель: Ой знову щось не те Зевс: Ох і нудно ж отут самому у піднебессі Чи подивитися на Землю що там смертні роблять. Чути звуки кроків О таки йдуть Посейдон і Аїд: Привіт тобі брате громовержцю Зевс: Привіт і вам Проходьте будь ласка.
54648. МИ - ОЛІМПІЙЦІ 199.5 KB
  Мета: популяризація олімпійських видів спорту; пропаганда здорового способу життя; формування моральних якостей.
54649. Sport Events. Olympic Games 468.5 KB
  Dear pupils. I am glad to see you here. I am sure you are ready for active work. Our topic today is “Sport. Olympic Games”. By the end of the lesson you should learn more about International Olympic Movement and about Olympic Games and the first marathon. I see that you are happy and you know it because your faces surely show it. So let’s sing one of our favourite songs.