28268

Роль внутренней речи в процессе мышления (по А.Н.Соколову). Методы исследования внутренней речи

Доклад

Психология и эзотерика

Роль внутренней речи в процессе мышления по А. Методы исследования внутренней речи. Внутренняя речь – производная форма внешней звуковой речи специально приспособленная к выполнению мыслительных операций в уме. Используется при: решении задачвуме чтении про себя мысленном планировании запоминании припоминании Функции внутренней речи: логическая переработка сенсорных данных их осознание и понимание самоинструкции при выполнении произвольных действий самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний Выражается внутренняя речь в виде...

Русский

2013-08-20

34 KB

10 чел.

Вопрос 30. Роль внутренней речи в процессе мышления (по А.Н.Соколову). Методы исследования внутренней речи.

Внутренняя речь – скрытая вербализация, беззвучная речь, возникающая в процессе мышления про себя. Она недоступна восприятию других людей и не может быть средством общения.

Внутренняя речь – производная форма внешней (звуковой) речи, специально приспособленная к выполнению мыслительных операций в уме.

Внутренняя речь – словесная оболочка мышления. Она очень сокращена, свернута, почтиникогда не существует в форму полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются доодного слова, т.к. предмет собственной мысли человеку вполне ясен и не требует от него развернутых словесных формулировок.

Внутренняя речь может быть внутренней беседой, она социальна по своему содержанию.

Используется при:

решении задачвуме

чтении про себя

мысленном планировании

запоминании

припоминании

Функции внутренней речи:

логическая переработка сенсорных данных, их осознание и понимание

самоинструкции при выполнении произвольных действий

самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний

Выражается внутренняя речь в виде семантических комплексов, состоящих из фрагментов слов и фраз, к которым присоединяются наглядные образы и условные знаки.

Вмомент мыслительных затруднений внутренняя речь приближена к внутреннему монологу и может переходить в шепотную и громкую (чтобы точно анализировать объекты и контролировать мыслительную деятельность).

Выготский (1934): Внутренняя речь возникает из эгоцентрической речи (разговор ребенка с самим собой в процессе игры и других занятий); постепенно обеззвучивается и синтаксически редуцируется. Может быть сокращенной, идиоматической и предикатной (намечает, что утверждается, и опускает само собой разумеющееся, известное- о чем идет речь).

Методы исследования речи:

А

наблюдение и самонаблюдение

беседа

анкетирование

методы исследования значений слов

Б

прямые (определение вербального интеллекта)

косвенные (психофизиологические, ассоциативный эксперимент, семантический дифференциал)

В

словарное разнообразие

скорость чтения

анализ почерка

Речь изучают во взаимосвязи ее с мышлением. Слово выражает понятие, его обобщение, поскольку является формой существования мысли. Речь, как и мышление, связана со всеми психическими процессами, но, кроме того, выполняет в их отношении интегративную функцию, выходя за пределы мышления. Экспериментальное исследование речи направлено в основном на выявление связей, существующих между значением слов и их смысловым содержанием, для чего чаще всего используются методики ассоциативного эксперимента. Общим для всех видом ассоциативного эксперимента является то, что в качестве критерия оценки результатов используется время ассоциативной реакции и характер (смысловое содержание) этой реакции. Эти критерии позволяют изучить динамические особенности речемыслительных процессов и структуру так называемого ассоциативного поля субъекта. Время ассоциативной реакции отражает скорость протекания первичных нервных процессов, что чаще всего служит индикатором эмоционального состояния субъекта, позволяя выявить интенсивность ассоциативных реакций у испытуемого.

Цепной ассоциативный эксперимент. Измеряется общий объем продуцируемых ассоциаций за единицу времени (чаще 1 мин.), опуская при этом длительность латентного периода формирования ассоциаций. Испытуемый должен за единицу времени произносить любые слова, не перечисляя их окружения. Определяется длина ассоциативного ряда, число и размер семантических гнезд, их средние размеры. N=19-21 слов в минуту, 3-4 гнезда в одну минуту по 5-6 слов в гнезде.

Свободный ассоциативный эксперимент (впервые использован Юнгом). Испытуемый должен как можно быстрее отвечать на слова экспериментатора первым пришедшим на ум словом. По характеру ассоциаций испытуемого, времени реакции, общему поведению можно судить о его установках, мотивах, эмоциональных сдвигах.

РОЛЬ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ МЫШЛЕНИЯ (ПО А.Н.СОКОЛОВУ). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ.

Внутренняя речь – различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации. В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи.

Типы внутренней речи:

Речь, как средство мышления; использует специфическую структуру (коды образов и схем), осознается частично

Внутреннее программирование – формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания; осознается частично

«Речь про себя» - внутреннее говорение, завершающее звено внутренней речи как процесса перехода от мысли к слову; представляет направленность сознания на самый акт объективации мысли в слове, т.е. это осознанный процесс.

Основные характеристики внутренней речи:

беззвучность

свернутость, сокращенность по сравнению с внешней речью

вторичность, производность от внешней речи

процессуальность и изменение внутренней речи в зависимости от готовности ее перехода в речь внешнюю

Роль внутренней речи по Соколову: Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный неосознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно. В результате его опытов с взрослыми, где в процессе восприятия текста или решения арифметической задачи им предлагалось одновременно вслух читать стихи или произносить простые слоги, было установлено, что обе эти задачи серьезно затрудняются при отсутствии внутренней речи. При восприятии текстов запоминались лишь отдельные слова, а их смысл не улавливался, что доказывает, что мышление предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых состоит внутренняя речь.

Опыты, проведенные с младшими школьниками, показали, что простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы (зажимание языка зубами) вызывала серьезные затруднения в чтении, понимании текста, и приводила к грубым ошибкам при  письме. Письменный текст – наиболее развернутое речевое высказывание, предполагающее длительный и сложный путь умственной работы по переводу смысла в значение. Этот перевод также осуществляется с помощью скрытого процесса, связанного с работой артикуляционного аппарата.

Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь – внешняя речь, направленная на себя, не предполагающая обратной реакции со стороны другого. При переходе из внешней во внутреннюю  эгоцентрическая речь постепенно исчезает. Убывание внешних проявлений эгоцентрической речи свидетельствует об усилении абстракции мысли от звуковой стороны речи.  

Активность эгоцентрической речи возрастает при возникновении затруднений в деятельности человека.

Методы исследования внутренней речи:       

принудительная вербализация и одновременное выполнение мыслительных операций – использование речевых помех

электромиографические исследования

механическая задержка артикуляции (зажимание языка зубами)

электроэнцифалограмма


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29575. Использование особенностей электронных средств массовой информации в процессе формирования общественного мнения 12.23 KB
  Приемы аудиовизуальных СМИ для воздействия на мнение публики: использование ч б – цветного видео в программе; композиционные спецэффекты; настойчивая ежедневная трансляция мифообразов и ключевых фраз; избирательный монтаж; специальный хронометраж эфира; использование имиджа СМИ и отдельных журналистов. Прием дробление и мозаичность сообщений знания складываются из разрозненных обрывков информации. Мозаичность создает смысловой шум затрудняющий ориентацию в информационном потоке Прием сенсационность Быстро чередующиеся...
29576. Реклама как вид массовой коммуникации. Функции и стадии рекламной коммуникации 15.38 KB
  Функции и стадии рекламной коммуникации. Основными функциями социальной коммуникации являются:1 информационная передача информации;2 экспрессивная способность выражать не только смысловую но и оценочную информацию;3 прагматическая способность передавать коммуникационную установку предписывающую определенное воздействие на получателя.Как видно рекламе как коммуникации свойственно выполнение всех трех указанных функций.
29577. Коммерческая и социальная реклама в СМК 15.24 KB
  Функции выполняемые социальной и коммерческой рекламы посредством СМК: 1. Коммерческая реклама: В соответствие с современным подходом к изучению рекламы коммерческая реклама входит в комплекс маркетинговых коммуникаций в который помимо рекламы входят такие инструменты как стимулирование сбыта PR пропаганда и личные продажи. Социальная реклама вид некоммерческой рекламы направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума. В 1993 году был образован негосударственный Рекламный Совет в...
29578. Состояние медиарынка в кризисный и поскризисный период, тенденции дальнейшего развития 24.52 KB
  Те компании которые выжили в это время оказались в очень неплохой ситуации. Как отмечают специалисты основным принципом коммуникаций в кризисной ситуации – не замалчивать события говорить все и как можно скорее. Однако на ранних стадиях кризисной ситуации не следует говорить вещей которых вы не знаете или в которых вы не уверены не следует включаться в догадки поскольку вы можете оказаться не правы. Американские специалисты предлагают учитывать следующие позиции в подобной ситуации [10 с.
29579. Телевидение XXI века: соотношение социальных, политических и коммерческих функций 13.23 KB
  Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы в которой действует данное телевизионное СМИ. Особенно сильно подобное отношение к СМИ вообще и к ТВ в частности у населения постсоветских государств. Люди ждут реакции властей на критические выступления касающиеся тех или иных явлений жизни по инерции доставшейся от советской системы в то время как СМИ – лишь способ донести информацию об этих явлениях до своей аудитории. Дальнейшее зависит уже не от СМИ выпадающего из...
29580. Интернет: история, возможности и прогнозы 16.93 KB
  Интернет: история возможности и прогнозы. Исторически интернет произошел от американской сети RPNET которая разрабатывалась как децентрализованное средство обмена информацией в случае ядерного удара. Прототип интернета RPNET в 1969 соединил сеть американских научно исследовательских университетов. Следующим значительным скачком в развитии интернета стал концепт всемирной паутины выдвинутый в 1989 Тимом БернсЛи идея создания универсального языка HTML Аштэмэйли протокола связи HTTPАштэтэпэ что позволило сделать интернет таким каким он...
29581. Информационное общество: основные характеристики, тенденции развития. Дискуссии в отношении позитивных изменений и негативных последствий всеобщей информатизации и глобализации мирового пространства 16.15 KB
  Информационное общество – ступень в развитии современной цивилизации характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества; возрастанием доли инфокоммуникаций информационных продуктов и информационных услуг в валовом внутреннем продукте ВВП; созданием глобального информационного пространства обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах. Основные характеристики:...
29582. Массовое сознание 12.93 KB
  На общественное мнение влияют мнения людей признаваемых обществом авторитетными и компетентными личный опыт людей В формировании общественного мнения выделяются: субъект воздействия – элитные группы стремящиеся к достижению или удержанию власти заказчики и исполнители государство аналитики журналисты и т.; объект воздействия – массовое сознание изменение которого является целью субъекта; инструмент воздействия – СМИ как массмедиа так и институты социализации культура и т. Формы и способы влияния общественного мнения на личность...
29583. Массовое сознание: Субъективистский и объективистский подходы 14.37 KB
  Массовое сознание включает в себя понятие массы: МассаОртега и Гаса это суждение некомпетентных низкое качество современной цивилизации; Масса Юнгер механизное общество в котором человек является придатком машины; Масса Зиммель Вебер Манхейм – это бюрократическое общество которое отличается широко расчленненой организацией в которой принятие решений допускается на высших этапах иерархии; МассаЛенин – совокупность трудящихся наименее организованных и просвещенных. МассаШарков это шаблонное Например когда в деревнях все...