2827

ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНД)

Лекция

Биология и генетика

Определение высшей и низшей нервной деятельности. Виды ННД и ВНД. Учение И.П. Павлова о ВНД. Врожденные и приобретенные формы поведения. Принципы работы коры. Безусловные и условные рефлексы (классификация, характеристика, сравнительная характеристика БР и УР). Правила формирования УР. Торможение в коре. Физиология памяти.

Русский

2014-11-16

200 KB

23 чел.

Лекция: ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНД)

Вопросы лекции:

  1.  Определение высшей и низшей нервной деятельности. Виды ННД и ВНД. Учение И.П. Павлова о ВНД.
  2.  Врожденные и приобретенные формы поведения. Принципы работы коры.
  3.  Безусловные и условные рефлексы (классификация, характеристика, сравнительная характеристика БР и УР).
  4.  Правила формирования УР. Торможение в коре.
  5.  Физиология памяти.

1.Кора + ближайшие к ней подкорковые образования – высшие отделы ЦНС

Функции – осуществление сложных рефлекторных реакций, которые обеспечивают поведение человека в окружающей среде и приспособление (адаптацию) через поведенческие реакции к постоянно изменяющимся условиям этой среды. Совокупность этих процессов называется высшей нервной деятельностью.

ЦНС обеспечивает

Низшую нервную деятельность (ННД)

Выводит организм на организменный уровень организации

Высшую нервную деятельность (ВНД)

Обеспечивает выведение организма на надорганизменный уровень организации и превращает человека в единицу человеческого социума (в отличие от зоосоциума животных – стая, прайд)

Изучается: 1) физиологией (механизмы формирования ВНД); 2) психологией (результаты формирования поведения);   3) психиатрией (нарушение механизмов функционирования ВНД)

Формы поведения:

Врожденные

  1.  БР;
  2.  инстинкты

Приобретенные

  1.  УР;
  2.  Импритинг (подражание);
  3.  Мышление и сознание (это высшие формы организации поведения)

Врожденные формы поведения

Безусловные рефлексы – это врожденные, генетически обусловленные ответные реакции организма на действующие раздражители.

Инстинкты – это безусловные рефлексы, имеющие цепной характер (половые инстинкты, материнские, хищника). Инстинкты всегда имеют «витальный» характер, т.е. определяют жизненные функции в их последовательности.

Приобретенные формы поведения

Условные рефлексы – это приобретенные (в течение жизни, генетически не определенные) ответные реакции на раздражители окружающей и внутренней среды организма, которые формируются на базе безусловных рефлексов.

Импритинг – УР, имеющие цепной характер, приобретаемые в критический период онтогенеза, а именно в первые месяцы онтогенеза (постнатальном периоде) как подражательные. Например: ребенок улыбается на 2-м месяце жизни не в ответ на улыбку матери, а подражая ей; утенок движется за курицей не потому, что курица его мать, а потому, что она движется и нужно ее придерживаться как гаранта безопасности (любой движущийся предмет).

Импритинг – это простейшая форма обучения, лежащая в основе поведения; основана на:

  1.  Запечатлении реакции;
  2.  Необратимости процесса запечатления;
  3.  Не нужно повторений действующего раздражителя и его подкрепления (запечатлевается сразу, часто с 1-го предъявления).

Классификация БР и УР

Классификация БР по И.П. Павлову:

  •  Оборонительные;
  •  Половые;
  •  Ориентировочные;
  •  Родительские;
  •  Детские

По П.К. Симонову:

  1.  Витальные (направленные на удовлетворение потребности – пищевой, питьевой, оборонительные);
  2.  Ролевые (требуют участия 2-х и более особей – зоосоциологические рефлексы: половой, родительский, иерархический);
  3.  Рефлексы саморазвития (игровой, подражательный, имитационный).

Классификация инстинктов:

  1.  Витальные;
  2.  Ролевые;
  3.  Саморазвития.

Классификация УР – основана на классификации БР, на основе которых выработаны УР: пищевые, оборонительные и т.д.

Сравнительная характеристика УР и БР

БР

УР

  1.  Видовые
  2.  Врожденные
  3.  Проводниковые
  4.  Постоянные
  5.  Осуществляются в ответ на специфический раздражитель

  1.  Требуют существования определенного рецептивного поля
  1.  Индивидуальные
  2.  Приобретенные
  3.  Замыкательные
  4.  Временные
  5.  Осуществляются в ответ на действие индифферентного раздражителя
  6.  Не требуют существования определенного рецептивного поля

 

Условия формирования УР

  1.  Условный раздражитель (индифферентный) должен предшествовать безусловному раздражителю (подкреплению) – не более 5''.
  2.  Совместное действие двух раздражителей.
  3.  Условный раздражитель по биологической значимости (физической силе) не должен быть больше безусловного подкрепления.
  4.  Центр безусловного раздражителя (корковое представительство) должен быть активированным.
  5.  Обязательное условие – нормальное деятельное состояние полушарий головного мозга, отсутствие патологических процессов и посторонних раздражителей.
  6.  Закон силовых отношений: сила безусловного раздражителя больше или соответствует силе условного раздражителя.

В результате делаем вывод:

Условный рефлекс объединяет индифферентный раздражитель с биологически значимой ответной реакцией.

# Условнорефлекторное слюноотделение на звонок / свет

Выработанный УР имеет:

   

 

Механизм формирования УР

Замыкание временной связи между 2-мя корковыми центрами представительства условного раздражителя и безусловного раздражителя, т.е. формируется новая нейрональная цепочка на основе существования корковых связей:

Проекционных  ассоциативных  комиссуральных

Механизм образования временной связи до сих пор изучается. Существующие гипотезы:

  1.  Морфологическая гипотеза: во время образования временной связи происходит рост отростков нейронов, которые формируют временную связь – рост шипиков на апикальной мембране дендритов нейронов.
  2.  Функциональная гипотеза: повышение проводимости (лабильности) синапсов между нейронами, образующими временную связь; увеличение их количества – возникает постсинаптическая потенциация (облегчение и пролонгирование передачи возбуждения);
  3.  Участие глии в образовании временной связи (миелинизация «голых» пресинаптических аксонов, участвующих в образовании временной связи – быстрая передача возбуждения);
  4.  Биохимическая концепция – во время образования временной связи изменяется синтез белка в нейронах, т.к. в структурах РНК и даже ДНК кодируется действие условного сигнала. Описаны специфические белковые вещества мозга – нейропептиды – с которыми связывают образование временной связи.

Современное состояние вопроса

Временная связь – это пространственно-временная организация нейронов, которая сопровождается специфическими изменениями химизма нейронов, объединяющими их в функциональные ансамбли с активацией через ДНК нейроглиальных комплексов.

 УР бывают I порядка

II порядка    у собак

III порядка

У человека – даже VI и VII порядка.

Порядок УР определяется по порядковому номеру индифферентного раздражителя, на который выработан условный рефлекс. Например:

Звонок + пища  слюноотделение  УР I порядка

Свет + звонок + пища  и слюна выделяется не только на предъявление света

(УР II порядка)

Метроном + свет + звонок + пища  слюноотделение даже только на

предъявление метронома (УР III порядка)

Принципы работы КБП

Анализа и синтеза

Детерминизма (причинности)

Структурности

Афферентация в КБП подвергается анализу и синтезу (формируются ощущения, восприятия и представления)

На основе этого принципа формируется аналитико-синтетическая деятельность КБП, проявлениями которой являются:

1)условнорефлекторное переключение;

2)динамический стереотип;

3)иррадиация и концентрация корковых процессов;

4)положительная и отрицательная индукция корковых процессов.

Без действия раздражителя работа КБП не осуществляется

Афферентация коры БП с обширных рецептивных полей организма

Представительство сенсорных систем в проекционных зонах КБП

Зрительная зона

Слуховая зона

Соматосенсорная зона

Обонятельная зона

Вкусовая зона

Вестибулярная зона

Рефлекторная дуга условного рефлекса

Угасание и исчезновение одних УР и замена их другими (возникновение новых) происходит с участием торможения УР.

Виды торможения УР

Безусловное

Условное

Внешнее

Запредельное

Угасательное

Не происходит подкрепления условного раздражителя безусловным

Условный раздражитель теряет свое сигнальное значение

Запаздыва-тельное

Безусловное подкрепление действует через более длительное время по отношению к действию условного раздражителя (интервал увеличивается настолько, что в этот период может вклиниться действие другого раздражителя

Условный раздражитель теряет свое сигнальное значение

Условный тормоз

Возникает при сочетанном воздействии условного раздражителя данного условного рефлекса и дополнительного индифферентного раздражителя; эта комбинация не подкрепляется безусловным раздражителем

Сочетание условного раздражителя и индифферентного не приобретает сигнального значения  

Дифференци-ровочное

Возникает при действии двух равных по биологическому значению, но отличающихся по физической силе

Обеспечивает различение сигнального значения двух раздражителей

Механизм

Безусловное

Тормозной процесс индуцируется формированием добавочного очага возбуждения на действие дополнительного раздражителя извне (внешнего) или по типу пессимального торможения в центре УР

Условное

Обеспечивается «разрывом» временной связи в центре УР (внутри!)

УР формируются в коре на основе функции памяти.

Память – это корковые нервные процессы, которые обеспечивают:

  1.  Запечатление образа раздражителя, события, действия; комплекс структурно-функциональных изменений в ЦНС, возникающих в процессах запоминания, называется энграммы памяти;
  2.  Сохранение этой информации на нейронах памяти;
  3.  Извлечение этой информации;
  4.  Воспроизведение информации.

Классификация памяти по проявлениям

  1.  Образная (правое полушарие) – воспроизведение образа предмета, действия, события;
  2.  Эмоциональная (лимбическая система) – вызывает эмоции, сопровождавшие ранее происходившие события;
  3.  Словесно-логическая (левое полушарие) – развита только у человека в связи с развитием речи.

Структуры:

- полушарная память: теменно-височная кора, лобная кора (ассоциативные зоны коры);

- лимбика: гиппокамп, миндалина.

Классификация памяти по времени сохранения

Кратковременная

Перевод в течение 30''

Долговременная

От 1' до нескольких часов и дней

2 предстадии:

1)иконическая (сенсорная) 0,1 сек;

2)ближайшая (до 1 мин)

Годы, десятилетия, вся жизнь

- вторичная;

- третичная (не забывается никогда – # имя)

Функциональные изменения в нейронах памяти:

1)ионные процессы;

2) реверберация процессов возбуждения в нейронных «ловушках» с участием тормозных нейронов – латеральное торможение

Механизм

Краткосрочная память:

  •  Сенсорная: механизм – ионные процессы на «сенсорных» нейронах, обрабатывающих афферентацию;
  •  Ближайшая: реверберация нервного возбуждения по нейронной цепочке, обрабатывающей информацию;
  •  Кратковременная: первый вид истинной памяти (от нескольких минут до часов и дней); механизм – нейронные функциональные ловушки без изменения самих нейронов памяти; структуры – гиппокамп и височная кора.

Долговременная память:

Перевод кратковременной в долговременную память основан на активации нейропептидов в нейронах памяти. При этом:

  1.  Увеличивается количество медиаторов;
  2.  Увеличивается площадь синапсов;
  3.  Формируются новые синапсы;
  4.  Образуются новые медиаторы.

Резюме:

Память осуществляется по двум механизмам:

  1.  Изменение характера проведения через синапс и устойчивость синаптической передачи в нервных цепях;
  2.  Изменения в нейронах памяти.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21563. Международная миграция капитала 271 KB
  Международная миграция капитала: сущность и формы вывоза капитала. На современном этапе развития мирового хозяйства одним из основных факторов развития МЭО считается вывоз капитала. Для возникновения только возможности экспорта капитала требовались достаточно значительные накопления его в стране.
21564. Понятие мирового хозяйства. Международное разделение труда 139 KB
  Обычно эти страны имеют много общих черт как в плане экономического развития так и в институциональном и структурном плане. Западные экономисты традиционно классифицировали страны по принадлежности к первому второму или третьему миру. Страны первого мира располагали высокоэффективной экономикой и высоким уровнем дохода. К этой группе принадлежат промышленно развитые и некоторые нефтедобывающие страны получающие высокие доходы от торговли топливными ресурсами.
21565. Структура мирового хозяйства. Мировая экономика 303 KB
  Одной их центральных проблем изучаемых современной наукой является проблема обеспечения населения земного шара и отдельных стран необходимыми природными ресурсами в настоящее время в ближайшей и отдаленной перспективе. Изучением трудовых ресурсов и движением народонаселения занимается наука демография. Целью демографических исследований мировой экономики является прогноз изменений народонаселения стран регионов в мировом хозяйстве в целом. Две тысячи лет назад на Земле проживало более 200 миллионов человек но и тогда большая часть...
21566. Международная экономическая интеграция. Отношения ЕС и России 46 KB
  Трех организаций: Европейского объединения угля и сталиЕОУС;Парижский договор о создании ЕОУС вступил в силу 1951г.; Европейского экономического сообществаЕЭС; Римский договор о создании ЕЭС заключен в 1957г.; Европейского сообщества по атомной энергииЕвратом; договор вступил в силу с1958 г. Интересы европейцев на международном уровне представляются рядом общих институтов: Европейская Комиссия Совет министров Европейский Парламент Суд Счетная палата Кроме этого главы государств и правительств и...
21567. Международная миграция рабочей силы 124.5 KB
  Международная миграция рабочей силы. Лекция: Международная миграция рабочей силы. План: Сущность формы и причины международной миграции рабочей силы. Мировой рынок рабочей силы.
21568. Жизненный цикл: эпигенез идентичности 34.25 KB
  [10;100] Каждый человек идет своим путем развития переживает свои кризисы и находит их разрешение теми способами которые должны быть здесь описаны последовательно проходя от начала до конца выделенные стадии.[10;107] В этом смысле можно говорить об инкорпоративной вбирающей стадии на которой ребенок если можно так выразиться берет то что ему предлагают. [10;107] На второй оральной стадии окончательно формируются способности добиваться и получать удовольствие в более активной и определенно направленной инкорпоративной...
21569. Проблема психического развития ребенка 19.9 KB
  Ключевые слова: Психические процессы Ведущий тип деятельности Стадия Психофизиологических функциях .в изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Только при таком подходе исходящем из анализа содержания самой развивающейся деятельности ребенка может быть правильно понята и ведущая роль воспитания воздействующего именно на деятельность ребенка на его отношения к действительности и поэтому определяющего его психику его...
21570. Средства общения 17.46 KB
  Средства общения Лисина М. В данной статье рассматривается проблемы общения взаимосвязь и психологического развития личностного становления ребенка Ключевые слова: Мимические средства общения Речь Позы Предметные движения Внимание Вокализация Три категории средств общения перечислены в том порядке в котором они появляются в онтогенезе; они составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве Экспрессивномимические средства общения. Своеобразие выразительных средств общения в том что они служат проявлением эмоциональных...
21571. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе 25.07 KB
  [6;110] Выделяют две социальные позиций ребенка по отношению к обществу условно названные я в обществе и я и общество . Целенаправленное рассмотрение в качестве объекта исследования особенностей социального развития детей условий становления их социальной зрелости и анализ ее формирования на разных этапах современного детства позволили вычленить два основных типа реально существующих позиций ребенка по отношению к обществу условно названных нами я в обществе и я и общество [6;111] Первая позиция где акцент делается на себя отражает...