28270

Классификация методов психологического исследования. Качественный и количественный анализ

Доклад

Психология и эзотерика

Организационные методы: сравнительный метод лонгитюдинальный метод комплексный. Эмпирические методы: а Наблюдение объективное наблюдение непосредственное индивидуальное и коллективное опосредованное анкеты опросники самонаблюдение непосредственное словесный отчет опосредованное дневники автобиографии письма Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. б Экспериментальные методы лабораторный метод психических реакций...

Русский

2013-08-20

37.5 KB

31 чел.

Вопрос 2. Классификация методов психологического исследования. Качественный и количественный анализ.

В отечественной психологии выделяются 4 группы методов:

1. Организационные методы:

сравнительный метод,

лонгитюдинальный метод,

комплексный.

Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. В детской психологии и психогеронтологии сравнительный метод выступил как метод «поперечных срезов», позволяющий выявить особенности развития на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разного уровня развития.

Лонгитюдинальный метод - это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований - регистрировать соматическое и психическое развитие личности.

Лонгитюдный метод по сравнению с методом поперечных срезов обладает рядом преимушеств: лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека; только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, позволяет решить вопрос о критических периодах в развитии.

Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.

Программа комплексного междисциплинарного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами (напр., физического и психического развития).

2. Эмпирические методы:

а) Наблюдение 

объективное наблюдение

непосредственное (индивидуальное и коллективное)

опосредованное (анкеты, опросники)

самонаблюдение

непосредственное (словесный отчет)

опосредованное (дневники, автобиографии, письма)

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.

б) Экспериментальные методы 

лабораторный

метод психических реакций

психофизические методы (определение порогов и динамики чувствительности)

психометрические методы (исследованиемнемических, перцептивных процессов)

естественный

в условиях труда

в условиях учения

в условиях игры

психолого-педагогический

констатирующий

обучающий

Экспериментальный метод предполагает следующее:

исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;

экспериментатор может варьироватъ, изменять условия, при которых протекает явление;

эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

в) Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа)

г) Праксиметрические методы - анализ процессов и продуктов деятельности (оценка изделий и выполненных работ)

д) Биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека)

Методы обработки данных

количественный анализ (математико-статистический) - применение математ. статистики, обработка данных на ЭВМ

качественный анализ (дифференциация материала по типам, группам).

К первым относятся математико-статистические приемы обработки психологической информации. Ко вторым - описание случаев, не только наиболее полно отражающих типы и варианты психических явлений (номотетический подход), но и являющихся исключением или нарушением общих правил (идеографический подход).

Интерпретационные методы

Генетический (филогенетический, онтогенетический, социогенетический, исторический)

Структурный (определяются взаимосвязи между частями и целыми, т.е. функциями и личностьюЮ отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни).

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. КАЧЕСТВЕННЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ.

С точки зрения Ананьева, методы психологического исследования являются системам операций с психологическими объектами и, одновременно с этим – гносеологическими объектами самой психологической науки.

Классификация Ананьева:

Организационные методы:

Лонгитюдный

Метод поперечных срезов

Комплексный метод

Сравнительный метод

Эмпирические методы:

Обсервационные (наблюдение, самонаблюдение)

Экспериментальные (лабораторный, естественный, развивающий)

Праксиметрические (анализ продуктов и процессов деятельности)

Психофизиологические

Биографический метод

Психодиагностические (социометрия, опросники, интервью, психометрические и проективные тесты)

Обрабатывающие методы:

Математическая статистика

Корреляционный анализ

Факторный анализ

Регрессионный анализ

Контент-анализ

Дисперсионный анализ и т.д.

Интерпритационные методы:

Описание генетических связей и возрастной динамики

Описание структурно-динамических связей

Классификация Немова:

Основной метод

Варианты основного метода

наблюдение  

внешнее – внутреннее (самонаблюдение)

свободное – стандартизированное

включенное – стороннее

опрос

устный – письменный

свободный – стандартизированный

тест

тест-опросник

тест-задание

проективный тест

эксперимент

естественный – лабораторный

моделирование

математическое         логическое

кибернетическое        техническое

 

Классификация Рубинштейна:

Наблюдение (внешнее, внутреннее)

Эксперимент (лабораторный, естественный, психолого-педагогический, как вспомогательный – физиологический (изучение условных рефлексов))

Исследование продуктов деятельности

Беседа

Анкета (сравнительный метод, генетический метод)

Основные методы – наблюдение и эксперимент.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37644. ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.54 MB
  Для выполнения своих функций муниципальный сектор располагает разнообразными природными, производственными, финансовыми, информационными и другими ресурсами, которые потребляются непосредственно населением муниципальных образований или через предприятия и учреждения
37645. Стабилизатор напряжения СТН 695.5 KB
  Лабораторная работа №01 Стабилизатор напряжения СТН Цель работы: определить неисправность в стабилизаторе напряжения СТН.1 Стабилизатор напряжения СТН 1.1 ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРА НАПРЯЖЕНИЯ СТН: 1.
37646. Прохождение импульсов через реостатно – емкостные цепи 270.5 KB
  Цель работы: ознакомление с электрическими процессами в простейших реостатно – емкостных цепях при воздействии на них импульсных сигналов прямоугольной формы.
37647. Стабилизатор тока СТТ 655 KB
  Цель работы: определить неисправность в стабилизаторе тока СТТ. Оборудование: осциллограф С1 – 101, тренажер Т – 97, вольтметр В7 – 20.
37648. Прохождение импульсов через усилительный каскад с реостатно–емкостными связями. Генератор пилообразного напряжения 277.5 KB
  Цель работы: ознакомление с принципом действия генераторов пилообразных напряжений (ГПН). Оборудование: лабораторный стенд Е91А 2636, осциллограф С1 – 143, генератор сигналов – низкочастотный Г3 – 120.
37649. МІЖНАРОДНО-ПРАВОВА ОХОРОНА СЕРЕДОВИЩА СВІТОВОГО ОКЕАНУ, ТВАРИННОГО ТА РОСЛИННОГО СВІТУ 709.5 KB
  Мета курсової роботи залежить від пошуку ефективних шляхів, вкладених у гарантоване забезпечення сприятливого середовища Світового океану, тваринного та рослинного світу, екологічну безпеку із застосуванням міжнародно-правових екологічних принципів, і норм.
37650. Транзисторный ключ с нагрузкой индуктивного характера 326.5 KB
  Цель работы: ознакомление с особенностями переходных процессов в схемах транзисторных ключей с нагрузкой индуктивного характера. Оборудование: лабораторный стенд Е91А 2636, осциллограф С1 – 143, генератор сигналов – низкочастотный Г3 – 120.
37651. Усилитель высокой частоты УВЧ 998 KB
  Цель работы: определить неисправность в усилителе высокой частоты УВЧ. Оборудование: осциллограф С1 – 101, тренажер Т – 97, вольтметр В7 – 20.
37652. Блокинг – генератор 247.5 KB
  Для запуска блокинг – генератора в цепь эмиттера подается положительный импульс напряжения. Под действием этого импульса в цепи эмиттера возникает ток открывающий транзистор и вызывающий появление тока в цепи коллектора. Потенциал коллектора повышается, а на обмотке трансформатора, включенной в его цепь, появляется напряжение