28270

Классификация методов психологического исследования. Качественный и количественный анализ

Доклад

Психология и эзотерика

Организационные методы: сравнительный метод лонгитюдинальный метод комплексный. Эмпирические методы: а Наблюдение объективное наблюдение непосредственное индивидуальное и коллективное опосредованное анкеты опросники самонаблюдение непосредственное словесный отчет опосредованное дневники автобиографии письма Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. б Экспериментальные методы лабораторный метод психических реакций...

Русский

2013-08-20

37.5 KB

31 чел.

Вопрос 2. Классификация методов психологического исследования. Качественный и количественный анализ.

В отечественной психологии выделяются 4 группы методов:

1. Организационные методы:

сравнительный метод,

лонгитюдинальный метод,

комплексный.

Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. В детской психологии и психогеронтологии сравнительный метод выступил как метод «поперечных срезов», позволяющий выявить особенности развития на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разного уровня развития.

Лонгитюдинальный метод - это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований - регистрировать соматическое и психическое развитие личности.

Лонгитюдный метод по сравнению с методом поперечных срезов обладает рядом преимушеств: лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека; только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, позволяет решить вопрос о критических периодах в развитии.

Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.

Программа комплексного междисциплинарного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами (напр., физического и психического развития).

2. Эмпирические методы:

а) Наблюдение 

объективное наблюдение

непосредственное (индивидуальное и коллективное)

опосредованное (анкеты, опросники)

самонаблюдение

непосредственное (словесный отчет)

опосредованное (дневники, автобиографии, письма)

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.

б) Экспериментальные методы 

лабораторный

метод психических реакций

психофизические методы (определение порогов и динамики чувствительности)

психометрические методы (исследованиемнемических, перцептивных процессов)

естественный

в условиях труда

в условиях учения

в условиях игры

психолого-педагогический

констатирующий

обучающий

Экспериментальный метод предполагает следующее:

исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;

экспериментатор может варьироватъ, изменять условия, при которых протекает явление;

эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

в) Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа)

г) Праксиметрические методы - анализ процессов и продуктов деятельности (оценка изделий и выполненных работ)

д) Биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека)

Методы обработки данных

количественный анализ (математико-статистический) - применение математ. статистики, обработка данных на ЭВМ

качественный анализ (дифференциация материала по типам, группам).

К первым относятся математико-статистические приемы обработки психологической информации. Ко вторым - описание случаев, не только наиболее полно отражающих типы и варианты психических явлений (номотетический подход), но и являющихся исключением или нарушением общих правил (идеографический подход).

Интерпретационные методы

Генетический (филогенетический, онтогенетический, социогенетический, исторический)

Структурный (определяются взаимосвязи между частями и целыми, т.е. функциями и личностьюЮ отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни).

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. КАЧЕСТВЕННЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ.

С точки зрения Ананьева, методы психологического исследования являются системам операций с психологическими объектами и, одновременно с этим – гносеологическими объектами самой психологической науки.

Классификация Ананьева:

Организационные методы:

Лонгитюдный

Метод поперечных срезов

Комплексный метод

Сравнительный метод

Эмпирические методы:

Обсервационные (наблюдение, самонаблюдение)

Экспериментальные (лабораторный, естественный, развивающий)

Праксиметрические (анализ продуктов и процессов деятельности)

Психофизиологические

Биографический метод

Психодиагностические (социометрия, опросники, интервью, психометрические и проективные тесты)

Обрабатывающие методы:

Математическая статистика

Корреляционный анализ

Факторный анализ

Регрессионный анализ

Контент-анализ

Дисперсионный анализ и т.д.

Интерпритационные методы:

Описание генетических связей и возрастной динамики

Описание структурно-динамических связей

Классификация Немова:

Основной метод

Варианты основного метода

наблюдение  

внешнее – внутреннее (самонаблюдение)

свободное – стандартизированное

включенное – стороннее

опрос

устный – письменный

свободный – стандартизированный

тест

тест-опросник

тест-задание

проективный тест

эксперимент

естественный – лабораторный

моделирование

математическое         логическое

кибернетическое        техническое

 

Классификация Рубинштейна:

Наблюдение (внешнее, внутреннее)

Эксперимент (лабораторный, естественный, психолого-педагогический, как вспомогательный – физиологический (изучение условных рефлексов))

Исследование продуктов деятельности

Беседа

Анкета (сравнительный метод, генетический метод)

Основные методы – наблюдение и эксперимент.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82022. ВИДЫ КОНТРОЛЯ И ДВИЖЕНИЯ ФИНАНСОВ 124.21 KB
  В данной дипломной работе представлено основные виды регламентирующих документов, федеральных законов и форм по управлению финансовом потоком во 2-м отряде федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
82023. Проектирование базы данных. Защита информации 429.13 KB
  Концептуальное (инфологическое) проектирование — построение семантической модели предметной области, то есть информационной модели наиболее высокого уровня абстракции. Такая модель создаётся без ориентации на какую-либо конкретную СУБД и модель данных.
82024. Основы работы в программе Excel. Построение Диаграмм и графиков с помощью Excel 1.69 MB
  Существует специальная область информатики, изучающая методы и средства создания и обработки изображений с помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов, – компьютерная графика. Она охватывает все виды и формы представления изображений, доступных для восприятия человеком либо на экране монитора...
82025. Роль фельдшера в организации специфической профилактики инфекционных заболеваний у детей 148 KB
  Иммунопрофилактика инфекционных болезней – это система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок согласно Национальному календарю профилактических прививок...
82026. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ 531.24 KB
  Основные средства играют большую роль в воспроизводственном процессе труда, так как они образуют производственно-техническую базу и определяют производственную мощь предприятия, именно поэтому тема дипломной работы является актуальной на сегодняшний день.
82027. Взаимосвязь межличностных отношений и учебной мотивации детей младшего школьного возраста 496.5 KB
  Теоретические основы взаимосвязи межличностных отношений и мотивации учебной деятельности младших школьников. Мотивация учебной деятельности младших школьников. Влияние межличностных отношений на мотивацию учебной деятельности младших школьников.
82028. Интернет-коммуникации в деятельности предприятия (на примере проекта «Инфодонск» (ИП Кузнецова Г. В.)) 4.81 MB
  Интернет объединил в себе интерактивный характер коммуникации, гипермедийную природу и возможность построения индивидуального взаимодействия. Глобальная компьютерная сеть является одновременно и новой средой общения, и рынком с десятками миллионов потенциальных клиентов, обладающих достаточно высоким уровнем дохода.
82029. Анализ проблем неправомерного поведения военнослужащих и профилактика правонарушений 263.5 KB
  Сущность и понятие правонарушения. Правонарушения военнослужащих Внутренних Войск МВД Российской Федерации. В борьбе с правонарушениями основные усилия должны быть направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин их порождающих.
82030. Учение об отвержении «Я» и самости в Священном Писании и Рейнской мистике 461 KB
  Сравнительный анализ учения рейнских мистиков о самости и Я со Священным Писанием. Учение рейнских мистиков об отвержении Я и самости в контексте Священного писания. Преодоление самости и Я как условие союза человека с Богом.