28270

Классификация методов психологического исследования. Качественный и количественный анализ

Доклад

Психология и эзотерика

Организационные методы: сравнительный метод лонгитюдинальный метод комплексный. Эмпирические методы: а Наблюдение объективное наблюдение непосредственное индивидуальное и коллективное опосредованное анкеты опросники самонаблюдение непосредственное словесный отчет опосредованное дневники автобиографии письма Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. б Экспериментальные методы лабораторный метод психических реакций...

Русский

2013-08-20

37.5 KB

31 чел.

Вопрос 2. Классификация методов психологического исследования. Качественный и количественный анализ.

В отечественной психологии выделяются 4 группы методов:

1. Организационные методы:

сравнительный метод,

лонгитюдинальный метод,

комплексный.

Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. В детской психологии и психогеронтологии сравнительный метод выступил как метод «поперечных срезов», позволяющий выявить особенности развития на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разного уровня развития.

Лонгитюдинальный метод - это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований - регистрировать соматическое и психическое развитие личности.

Лонгитюдный метод по сравнению с методом поперечных срезов обладает рядом преимушеств: лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека; только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, позволяет решить вопрос о критических периодах в развитии.

Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.

Программа комплексного междисциплинарного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами (напр., физического и психического развития).

2. Эмпирические методы:

а) Наблюдение 

объективное наблюдение

непосредственное (индивидуальное и коллективное)

опосредованное (анкеты, опросники)

самонаблюдение

непосредственное (словесный отчет)

опосредованное (дневники, автобиографии, письма)

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.

б) Экспериментальные методы 

лабораторный

метод психических реакций

психофизические методы (определение порогов и динамики чувствительности)

психометрические методы (исследованиемнемических, перцептивных процессов)

естественный

в условиях труда

в условиях учения

в условиях игры

психолого-педагогический

констатирующий

обучающий

Экспериментальный метод предполагает следующее:

исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;

экспериментатор может варьироватъ, изменять условия, при которых протекает явление;

эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

в) Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа)

г) Праксиметрические методы - анализ процессов и продуктов деятельности (оценка изделий и выполненных работ)

д) Биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека)

Методы обработки данных

количественный анализ (математико-статистический) - применение математ. статистики, обработка данных на ЭВМ

качественный анализ (дифференциация материала по типам, группам).

К первым относятся математико-статистические приемы обработки психологической информации. Ко вторым - описание случаев, не только наиболее полно отражающих типы и варианты психических явлений (номотетический подход), но и являющихся исключением или нарушением общих правил (идеографический подход).

Интерпретационные методы

Генетический (филогенетический, онтогенетический, социогенетический, исторический)

Структурный (определяются взаимосвязи между частями и целыми, т.е. функциями и личностьюЮ отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни).

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. КАЧЕСТВЕННЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ.

С точки зрения Ананьева, методы психологического исследования являются системам операций с психологическими объектами и, одновременно с этим – гносеологическими объектами самой психологической науки.

Классификация Ананьева:

Организационные методы:

Лонгитюдный

Метод поперечных срезов

Комплексный метод

Сравнительный метод

Эмпирические методы:

Обсервационные (наблюдение, самонаблюдение)

Экспериментальные (лабораторный, естественный, развивающий)

Праксиметрические (анализ продуктов и процессов деятельности)

Психофизиологические

Биографический метод

Психодиагностические (социометрия, опросники, интервью, психометрические и проективные тесты)

Обрабатывающие методы:

Математическая статистика

Корреляционный анализ

Факторный анализ

Регрессионный анализ

Контент-анализ

Дисперсионный анализ и т.д.

Интерпритационные методы:

Описание генетических связей и возрастной динамики

Описание структурно-динамических связей

Классификация Немова:

Основной метод

Варианты основного метода

наблюдение  

внешнее – внутреннее (самонаблюдение)

свободное – стандартизированное

включенное – стороннее

опрос

устный – письменный

свободный – стандартизированный

тест

тест-опросник

тест-задание

проективный тест

эксперимент

естественный – лабораторный

моделирование

математическое         логическое

кибернетическое        техническое

 

Классификация Рубинштейна:

Наблюдение (внешнее, внутреннее)

Эксперимент (лабораторный, естественный, психолого-педагогический, как вспомогательный – физиологический (изучение условных рефлексов))

Исследование продуктов деятельности

Беседа

Анкета (сравнительный метод, генетический метод)

Основные методы – наблюдение и эксперимент.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36025. Отношения. Переменные отношения. Значение переменных отношения. Базовые переменные отношения и их представления. Предикаты и высказывания 32 KB
  Отношения. Переменные отношения. Значение переменных отношения. Базовые переменные отношения и их представления.
36026. Английский либерализм 19 века, его методологические принципы 36 KB
  Либерализм от лат свободный: идеология индивидуальных прав и свобод; свобода смысл чел жизни а не средство; начало 17в Локк. Идейное содержание: индивидуальная свобода цель общественного прогресса. Милль: индивидуальная свобода независимость чела в сфере действий кас его самого; границы: свобода мысли и мнения выражаемого вовне свобода действовать сообща с другими индивидами свобода выбора целей; угроза свободе не только от гва но и от обществен мнения взглядов большинства = уловил опасность массовой демократии ...
36027. Философия Платона, основные идеи Платона 34.5 KB
  Платон кличка широкий родился в Афинах в 428 или 427 г. Платон отправился в Египет и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Платон вернулся в Афины в возрасте сорока лет он основал Академию в которой преподавал до конца своих дней.
36028. Слово как основная единица лексики. Лексика русского языка как система 34.5 KB
  Лексика русского языка как система. Слово основная значимая единица языка. Оно принадлежит лексикосемантическому уровню языка и состоит из единиц низших уровней фонем и морфем: фонемы образуют морфемы а морфемы складываются в слово. Хотя синтаксическая конструкция абстрактное понятие отвлеченное от выражения ее в виде реальных словосочетаний или предложений на это указывает и само слово конструкция многообразные синтаксические конструкции языка воплощаются всегда в конкретных сочетаниях слов и в предложениях.
36029. Художественное образование как феномен культуры 34 KB
  Содержание художественного образования включает: формирование культурноисторической компетентности подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов; формирование художественнопрактической компетентности подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств; формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовнонравственных и эстетических идеалов. Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях: формирование отношения...
36030. Формы взаимодействия организмов 34 KB
  Ряд исследователей относят к симбиозу любое сожительство в том числе комменсализм паразитизм а к мутуализму взаимовыгодное сожительство. Подобно паразитизму и симбиозу комменсализм обычно связан с добыванием пищи или поиском необходимого укрытия. Паразитизм форма взаимоотношений между организмами растениями животными микроорганизмами относящимися к разным видам из которых один паразит использует другого хозяина в качестве среды обитания и источника пищи возлагая при всём этом частично или полностью на хозяина регуляцию...
36031. Классификация видов экономического анализа. Особенности в содержании, информационной базе и организации отдельных видов экономического анализа 34 KB
  Классификация видов экономического анализа. Особенности в содержании информационной базе и организации отдельных видов экономического анализа По времени: 1. Ретроспективный исторический посмертный анализ; 2. Оперативный ситуационный анализ; 3.
36032. Происхождение РЯ и основные этапы его становления 31 KB
  В своем историческом развитии русский язык прошел несколько этапов: 1 выделение восточнославянских племен предков русских украинцев и белорусов из общеславянского единства и образование древнерусского языка VI XIV вв. 2 распад древнерусского языка и возникновение языка русской народности XIV XVII вв. и 3 формирование и развитие национального русского языка 2я половина XVII XX в. Первый этап формирования будущего русского языка связан с Киевской Русью феодальным государством восточнославянских племен диалекты которых...
36033. Предмет изучения стилистики 33.5 KB
  Существуют стилистика языка и стилистика речи лингвостилистика и литературоведческая стилистика стилистика от автора и стилистика восприятия стилистика декодирования и др. Стилистика языка исследует с одной стороны специфику языковых подсистем называемых функциональными стилями и подъязыками и характеризующихся своеобразием словаря фразеологии и синтаксиса и с другой стороны экспрессивные эмоциональные и оценочные свойства различных языковых средств. Стилистика речи изучает отдельные реальные тексты рассматривая каким образом...