28272

Использование психологических оснований в концепции этногенеза (Л.Н.Гумилев) и концепции ноосферы (В.И.Вернадский)

Доклад

Психология и эзотерика

Внутренние связи этноса создают его структуру которая неповторима что и определяет оригинальный стереотип поведения данного народа. Если в начальный период существования этноса формирующими стереотип поведения параметрами на первый план выступают географическая среда ландшафт и биологические факторы наследственность признаков то в последующих фазах этногенеза значительное влияние на поступки и взаимосвязи людей оказывает психологический склад точнее культура. этногенез это развитие этноса во всем времени его существования. Для...

Русский

2013-08-20

41.5 KB

4 чел.

Вопрос 4. Использование психологических оснований в концепции этногенеза (Л.Н.Гумилев) и концепции ноосферы (В.И.Вернадский).  

Ананьев «Человек как предмет познания»: «Человек – продукт природы, общества и человечества. Носитель нового качества – единств проявления этих свойств. Именно это качество обеспечивает развитие природы, общества и человечества.

Согласно В.И.Вернадскому, ноосфера – область, возникающая в биосфере в связи с включением в нее человека и реализацией там биохимической энергии научного творчества. Это духовная творческая работа человека и овеществленные результаты его творческой деятельности, определяющие весь духовный облик человечества.

В своей статье «Несколько слов о ноосфере» Вернадский ставит вопрос о взаимодетерминированности процессов развития биосферы в целом и человечества, как наикрупнейшей ее единицы. Он показывает, что с одной стороны - человечество является неотделимой частью живой природы (биосферы) и, следовательно, подчиненно законам ее развития. Человек неразрывно связан с биосферой, т.к. «ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится».

Но с другой стороны, на данном этапе развития человека он же является и ведущим фактором преобразующим биосферу. В связи с этим Вернадский вводит понятие "ноосферы", которым обозначает нынешнее состояние биосферы. В ХХ в. впервые в истории Земли человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту Земли, расселился по всей ее поверхности. Мощь человечества связана не с его материей, а с мозгом, с его разумом и направленным этим разумом трудом. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. Это новое состояние биосферы, к которому приближается человечество, и есть "ноосфера". Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности.

Вернадский подчеркивает, как важно, в связи с этим, осознание человечеством его доминирующей роли в дальнейшей судьбе всей планеты.

Вернадского выделяет ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы:

заселение человеком всей планеты,

усиление связей, в том числе политических, между всеми государствами Земли,

преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере,

расширение границ биосферы и выход в Космос,

равенство людей всех рас и религий,

свобода научной мысли от давления религиозных, философских и политических построений и создание  условий, благоприятных для свободной научной мысли,

подъем благосостояния трудящихся, создание реальной возможности не допустить голода, нищеты и ослабить влияние болезней,

разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения,

исключение войн из жизни общества.

Последнее условие В.И.Вернадский считал особенно важным для создания и существования ноосферы.

Однако если ученые, жившие в начале века, были уверенны в том, что человечество способно осознать и принять на себя ответственность, соответствующую его все растущей силе, то теперь, в конце века, видно, что оно еще не готово духовно к роли "царя природы". И потому процесс развития ноосферы носит в большей степени стихийный характер, а не целенаправленно координируемый, как надеялся Вернадский.

Л.Н.Гумилев ввел понятие этносферы, связанное с человеком как носителем проявления единства природы, общества и человечества, формирующее систему, в которой наиболее представлено взаимодействие его с природой.

Этнос – живая биологическая система, которая проходит свой жизненный путь – этногенез.

Этнос - саморазвивающаяся динамическая система, в которой определяющую роль играют внутренние связи. Так как этнос феномен биосферы, то он связан с географической средой - ландшафтом. Однако этнос не сводится ни к социологическому, ни к биологическому, ни к географическому явлениям.

Внутренние связи этноса создают его структуру, которая неповторима, что и определяет оригинальный стереотип поведения данного народа. Именно характер поведения определяет этническую принадлежность человека. Если в начальный период существования этноса формирующими стереотип поведения параметрами на первый план выступают географическая среда - ландшафт и биологические факторы - наследственность признаков, то в последующих фазах этногенеза значительное влияние на поступки и взаимосвязи людей оказывает психологический склад, точнее - культура.

Этносы появляются и исчезают. Возникновение, развитие и исчезновение этносов Л.Н.Гумилев назвал этногенезом, т.е. этногенез - это развитие этноса во всем времени его существования.

Пусковой механизм этногенеза – «пассионарный толчок», возникающий в результате космических воздействий, которые вызывают микромутации в генной системе человека. По его мнению, движущей силой этнической истории является так называемая пассионарность, то есть наличие в человеческих сообществах индивидуумов, обладающих крайне высокой степенью социальной активности (пассионариев).

Подобно тому, как каждый живой организм обладает энергетическим полем, Л.Н. Гумилев вводит понятие «этнического поля», возникающего в результате трансформации энергии первичного пассионарного толчка. Этническое поле существует не в индивидуальных реакциях определенных людей, а в коллективной психологии, воздействующей на персоны. Принцип этнического поля позволил ученому объяснить наиболее таинственные явления этногенеза. Например, почему одни народы уживаются друг с другом, а другие нет. Л.Н.Гумилев выдвинул гипотезу биополей с разными ритмами, т.е. частотами колебаний. Одни совпадают и создают симфонию, другие - какофонию.

Гумилев выделяет несколько основных фаз этногенеза:

1. Фаза пассионарного подъема. 

В результате первичного пассионарного толчка (внешнее воздействие) в стабильных человеческих сообществах появляется относительно большое количество пассионарных особей. Объединившиеся в устойчивые группы, пассионарии ломают существующие в сообществах стереотипы поведения и создают на их месте новые. Новорожденный этнос растет численно и активно расширяет свой географический ареал. Для данной стадии характерна высокий уровень внутреннего единства этноса и высокая степень жертвенности его членов. 

Длительность данной фазы порядка 300 лет. Главный императив - "будь тем, кем ты должен быть".

2. Акматическая фаза (пассионарный перегрев). 

На этом периоде складывается своеобразие этноса и заканчивается его экспансия . Размножившихся в фазе подъема  пассионарииев, становится настолько много, что они вступают в конфликты между собой. Единство этноса нарушается, в его составе появляются все новые и новые субэтнические группы - носители своеобразных стереотипов поведения (но признающих свою связь с базовым этносом). Идеалы бескорыстной жертвенности уступают место погоне за личной славой. Конфликты пассионариев между собой переходят во взаимоистребление, их численность резко падает . 

Длительность данной фазы порядка 300 лет. Главный императив - "будь самим собой".

3. Фаза пассионарного надлома . 

Уставшие от нескончаемых кровавых катаклизмов соотечественники находят варианты для дополнительного снижения уровня пассионарности этноса. Уничтожение пассионариев становиться частью государственной практики. Уцелевшие от массовых репрессий пассионарии, ищут убежища в далеких от политики и соответственно более безопасных сферах деятельности, например в науке и искусстве, что обеспечивает их быстрый подъем.

Длительность данной фазы 150 -200 лет. Главный императив - "мы устали от великих".

4. Инерциальная фаза 

Общее снижение уровня пассионарности в этносе, дает возможность обуздать пассионарную стихию, и использовать ее в "мирных целях". Наступает эпоха "цивилизации". Именно в инерциальную фазу строятся лучшие храмы и дворцы, расцветают науки и искусства. Этнос живет по инерции, растрачивая накопленный предшествующими поколениями материальный и духовный потенциал. Идеалом общества становится рядовой обыватель,  скромно и честно делающий свое дело. Появляются тенденции к накоплению материальных благ. В обществе интенсивно размножаются так называемые субпассионарии, чей пассионарный потенциал даже ниже уровня простого обывателя, - это плохие работники и никудышные солдаты, которые в более строгие времена просто не выживали.

Длительность данной фазы 200 -300 лет. Главный императив - "будь таким как я".

5. Фаза обскурации 

В данной фазе торжествуют субпассионарии. Трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в общественной жизни узаконивается коррупция. Все продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться. Ценятся не способности, а их отсутствие, не образование, а невежество, не стойкость в мнениях, а беспринципность. Неизбежный конец фазы обскурации наступает довольно быстро.

Длительность данной фазы редко превышает 100 лет. Главный императив - "будь таким как мы".

6. Гомеостаз 

После гибели основного этноса, отдельные элементы его, при благоприятном стечении исторических и географических факторов, могут уцелеть, превратившись в реликты. Подобные реликтовые этносы обычно живут в гомеостазе (равновесии) с окружающей природной средой, сохраняя память о великом прошлом и избегая конфликтов с соседями. Надо заметить, что умственно и физически это вполне полноценные люди. Но если среди них и появляются пассионарные особи, то им обычно приходится искать себе применение на стороне.

При благоприятных условиях, находящийся в состоянии гомеостаза этнос, может существовать неопределенно долго. Главный императив - "будь доволен собой".

7. Мемориальная фаза 

В некоторых случаях может наступить временное улучшение ситуации (регенерация). Обычно это происходит, когда в рамках одного суперэтноса один из субэтносов (сохранивший большую пассионарность) перехватывает инициативу у ранее ведущего субэтноса (растратившего свою пассионарность) .

Данная фаза редко бывает продолжительной. Главный императив - "вспомним, какими мы были великими".

 Таким образом, весь цикл этногенеза занимает от момента оформления этносоциальной системы до превращения этноса в реликт около 1200 лет, при отсутствии внешнего смещения, которое может нарушить процесс этногенеза в любой фазе. Обычно так и происходит. Редкие этносы дожили до своей естественной смерти. Всегда находились желающие ускорить этот процесс.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23399. Методи штучного інтелекту 326 KB
  підпис прізвище €œ ____ €œ _____________ 2011 року ЛАБОРАТОРНЕ ЗАНЯТТЯ № 9 з навчальної дисципліни __моделювання комп’ютерних мереж напряму підготовки _______інформаційні технології________ освітньокваліфікаційного рівня ____cпеціаліст_____________ спеціальності _____ ком’пютерні системи та мережі_________ Тема Методи штучного інтелекту повна назва лекції Лабораторне заняття №8 розроблено стар. вчена ступінь та звання прізвище та ініціали автора Обговорено на засіданні...
23400. Етапи моделювання систем 80 KB
  То же самое можно сказать и о моделировании. Конечный этап моделирования принятие решения на основании знаний об объекте. Цепочка выглядит следующим образом: Прототип объект процесс Моделирование Принятие решения Моделирование творческий процесс. Содержание этапов определяется поставленной задачей и целями моделирования.
23401. Системи і проблеми 267 KB
  Системы и проблемы. Методы системного анализа Понятие системы тесно связано с понятием проблемы. Любую проблему можно представить как отражение процесса функционирования реальной физической системы естественного или искусственного происхождения в которой при контролируемом входном воздействии создаваемая выходная реакция отличается от требуемой реакции. Первый из них связан с более глубоким познанием действующей системы и направлен на ее развитие эволюцию прежде всего в плане коррекции совершенствования общего процесса ее...
23402. Імітаційне моделювання 78 KB
  Етапи процесу побудови математичної моделі складної системи Формулируются основные вопросы о поведении системы ответы на которые мы хотим получить с помощью модели. Из множества законов управляющих поведением системы выбираются те влияние которых существенно при поиске ответов на поставленные вопросы. В пополнение к этим законам если необходимо для системы в целом или отдельных ее частей формулируются определенные гипотезы о функционировании. Трудности при построении математической модели сложной системы: Если модель содержит много...
23403. Імітаційне моделювання систем масового обслуговування 162.5 KB
  вчена ступінь та звання прізвище та ініціали автора Обговорено на засіданні кафедри ПМК Протокол № __________ €œ ____ €œ _____________ 2011 року Київ Навчальні цілі: Вивчення основних понять моделювання ознайомлення з поняттями системи та моделі співвідношенням між моделлю та системою класифікацією моделей видами моделей технологію моделювання; Виховні цілі: Формування у студентів інженернотехнічного кругозору методами імітаційного моделювання для побудови комп’ютерних систем та мереж вміння ставити та вирішувати складні...
23404. Етапи розробки комп’ютерної імітаційної моделі системи 162 KB
  НАВЧАЛЬНОМАТЕРІАЛЬНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ наочні посібники схеми таблиці ТЗН та інше Діапроектор дидактичні слайди НАВЧАЛЬНІ МАТЕРІАЛИ Етапи розробки імітаційної моделі системи Независимо от способа исходного описания исследуемой системы и внешней среды следует выделить следующие этапы создания ИМ в обобщенном виде представленные на рис. Составление содержательного описания объекта моделирования включая: определение объекта имитации как системы; определение целей моделирования; установление перечня количественных показателей эффективности...
23405. Мови та інструментальні засоби ІМ і CASE-технології 79 KB
  НАВЧАЛЬНОМАТЕРІАЛЬНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ наочні посібники схеми таблиці ТЗН та інше Діапроектор дидактичні слайди НАВЧАЛЬНІ МАТЕРІАЛИ Універсальні мови високого рівня Современные ЭВМ вычислительные комплексы и сети являются мощными средствами исследования сложных систем с использованием технологий имитационного моделирования. Соответствующим образом осуществляется развитие и инструментальных программных средств обеспечивающих решение широкого спектра задач методами имитационного моделирования. Эти средства можно условно разделить на три...
23406. Імітаційне моделювання 87.5 KB
  Імітаційне моделювання – це метод конструювання моделі системи та проведення експериментів. Термін моделювання відповідає англійському тобто побудова моделі та її аналізу. Перш за все слід подати в моделі структуру системи тобто загальний опис елементів і зв’язків між ними потім визначити засоби відтворення в моделі поведінки системи.Розроблення концептуальної моделі.
23407. Імітаційна модель ПК 77 KB
  Формування у студентів інженерно-технічного кругозору, методами імітаційного моделювання для побудови комп’ютерних систем та мереж, вміння ставити та вирішувати складні інженерні задачі, проводити аналіз, аргументовано робити висновки.