28272

Использование психологических оснований в концепции этногенеза (Л.Н.Гумилев) и концепции ноосферы (В.И.Вернадский)

Доклад

Психология и эзотерика

Внутренние связи этноса создают его структуру которая неповторима что и определяет оригинальный стереотип поведения данного народа. Если в начальный период существования этноса формирующими стереотип поведения параметрами на первый план выступают географическая среда ландшафт и биологические факторы наследственность признаков то в последующих фазах этногенеза значительное влияние на поступки и взаимосвязи людей оказывает психологический склад точнее культура. этногенез это развитие этноса во всем времени его существования. Для...

Русский

2013-08-20

41.5 KB

4 чел.

Вопрос 4. Использование психологических оснований в концепции этногенеза (Л.Н.Гумилев) и концепции ноосферы (В.И.Вернадский).  

Ананьев «Человек как предмет познания»: «Человек – продукт природы, общества и человечества. Носитель нового качества – единств проявления этих свойств. Именно это качество обеспечивает развитие природы, общества и человечества.

Согласно В.И.Вернадскому, ноосфера – область, возникающая в биосфере в связи с включением в нее человека и реализацией там биохимической энергии научного творчества. Это духовная творческая работа человека и овеществленные результаты его творческой деятельности, определяющие весь духовный облик человечества.

В своей статье «Несколько слов о ноосфере» Вернадский ставит вопрос о взаимодетерминированности процессов развития биосферы в целом и человечества, как наикрупнейшей ее единицы. Он показывает, что с одной стороны - человечество является неотделимой частью живой природы (биосферы) и, следовательно, подчиненно законам ее развития. Человек неразрывно связан с биосферой, т.к. «ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится».

Но с другой стороны, на данном этапе развития человека он же является и ведущим фактором преобразующим биосферу. В связи с этим Вернадский вводит понятие "ноосферы", которым обозначает нынешнее состояние биосферы. В ХХ в. впервые в истории Земли человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту Земли, расселился по всей ее поверхности. Мощь человечества связана не с его материей, а с мозгом, с его разумом и направленным этим разумом трудом. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. Это новое состояние биосферы, к которому приближается человечество, и есть "ноосфера". Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности.

Вернадский подчеркивает, как важно, в связи с этим, осознание человечеством его доминирующей роли в дальнейшей судьбе всей планеты.

Вернадского выделяет ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы:

заселение человеком всей планеты,

усиление связей, в том числе политических, между всеми государствами Земли,

преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере,

расширение границ биосферы и выход в Космос,

равенство людей всех рас и религий,

свобода научной мысли от давления религиозных, философских и политических построений и создание  условий, благоприятных для свободной научной мысли,

подъем благосостояния трудящихся, создание реальной возможности не допустить голода, нищеты и ослабить влияние болезней,

разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения,

исключение войн из жизни общества.

Последнее условие В.И.Вернадский считал особенно важным для создания и существования ноосферы.

Однако если ученые, жившие в начале века, были уверенны в том, что человечество способно осознать и принять на себя ответственность, соответствующую его все растущей силе, то теперь, в конце века, видно, что оно еще не готово духовно к роли "царя природы". И потому процесс развития ноосферы носит в большей степени стихийный характер, а не целенаправленно координируемый, как надеялся Вернадский.

Л.Н.Гумилев ввел понятие этносферы, связанное с человеком как носителем проявления единства природы, общества и человечества, формирующее систему, в которой наиболее представлено взаимодействие его с природой.

Этнос – живая биологическая система, которая проходит свой жизненный путь – этногенез.

Этнос - саморазвивающаяся динамическая система, в которой определяющую роль играют внутренние связи. Так как этнос феномен биосферы, то он связан с географической средой - ландшафтом. Однако этнос не сводится ни к социологическому, ни к биологическому, ни к географическому явлениям.

Внутренние связи этноса создают его структуру, которая неповторима, что и определяет оригинальный стереотип поведения данного народа. Именно характер поведения определяет этническую принадлежность человека. Если в начальный период существования этноса формирующими стереотип поведения параметрами на первый план выступают географическая среда - ландшафт и биологические факторы - наследственность признаков, то в последующих фазах этногенеза значительное влияние на поступки и взаимосвязи людей оказывает психологический склад, точнее - культура.

Этносы появляются и исчезают. Возникновение, развитие и исчезновение этносов Л.Н.Гумилев назвал этногенезом, т.е. этногенез - это развитие этноса во всем времени его существования.

Пусковой механизм этногенеза – «пассионарный толчок», возникающий в результате космических воздействий, которые вызывают микромутации в генной системе человека. По его мнению, движущей силой этнической истории является так называемая пассионарность, то есть наличие в человеческих сообществах индивидуумов, обладающих крайне высокой степенью социальной активности (пассионариев).

Подобно тому, как каждый живой организм обладает энергетическим полем, Л.Н. Гумилев вводит понятие «этнического поля», возникающего в результате трансформации энергии первичного пассионарного толчка. Этническое поле существует не в индивидуальных реакциях определенных людей, а в коллективной психологии, воздействующей на персоны. Принцип этнического поля позволил ученому объяснить наиболее таинственные явления этногенеза. Например, почему одни народы уживаются друг с другом, а другие нет. Л.Н.Гумилев выдвинул гипотезу биополей с разными ритмами, т.е. частотами колебаний. Одни совпадают и создают симфонию, другие - какофонию.

Гумилев выделяет несколько основных фаз этногенеза:

1. Фаза пассионарного подъема. 

В результате первичного пассионарного толчка (внешнее воздействие) в стабильных человеческих сообществах появляется относительно большое количество пассионарных особей. Объединившиеся в устойчивые группы, пассионарии ломают существующие в сообществах стереотипы поведения и создают на их месте новые. Новорожденный этнос растет численно и активно расширяет свой географический ареал. Для данной стадии характерна высокий уровень внутреннего единства этноса и высокая степень жертвенности его членов. 

Длительность данной фазы порядка 300 лет. Главный императив - "будь тем, кем ты должен быть".

2. Акматическая фаза (пассионарный перегрев). 

На этом периоде складывается своеобразие этноса и заканчивается его экспансия . Размножившихся в фазе подъема  пассионарииев, становится настолько много, что они вступают в конфликты между собой. Единство этноса нарушается, в его составе появляются все новые и новые субэтнические группы - носители своеобразных стереотипов поведения (но признающих свою связь с базовым этносом). Идеалы бескорыстной жертвенности уступают место погоне за личной славой. Конфликты пассионариев между собой переходят во взаимоистребление, их численность резко падает . 

Длительность данной фазы порядка 300 лет. Главный императив - "будь самим собой".

3. Фаза пассионарного надлома . 

Уставшие от нескончаемых кровавых катаклизмов соотечественники находят варианты для дополнительного снижения уровня пассионарности этноса. Уничтожение пассионариев становиться частью государственной практики. Уцелевшие от массовых репрессий пассионарии, ищут убежища в далеких от политики и соответственно более безопасных сферах деятельности, например в науке и искусстве, что обеспечивает их быстрый подъем.

Длительность данной фазы 150 -200 лет. Главный императив - "мы устали от великих".

4. Инерциальная фаза 

Общее снижение уровня пассионарности в этносе, дает возможность обуздать пассионарную стихию, и использовать ее в "мирных целях". Наступает эпоха "цивилизации". Именно в инерциальную фазу строятся лучшие храмы и дворцы, расцветают науки и искусства. Этнос живет по инерции, растрачивая накопленный предшествующими поколениями материальный и духовный потенциал. Идеалом общества становится рядовой обыватель,  скромно и честно делающий свое дело. Появляются тенденции к накоплению материальных благ. В обществе интенсивно размножаются так называемые субпассионарии, чей пассионарный потенциал даже ниже уровня простого обывателя, - это плохие работники и никудышные солдаты, которые в более строгие времена просто не выживали.

Длительность данной фазы 200 -300 лет. Главный императив - "будь таким как я".

5. Фаза обскурации 

В данной фазе торжествуют субпассионарии. Трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в общественной жизни узаконивается коррупция. Все продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться. Ценятся не способности, а их отсутствие, не образование, а невежество, не стойкость в мнениях, а беспринципность. Неизбежный конец фазы обскурации наступает довольно быстро.

Длительность данной фазы редко превышает 100 лет. Главный императив - "будь таким как мы".

6. Гомеостаз 

После гибели основного этноса, отдельные элементы его, при благоприятном стечении исторических и географических факторов, могут уцелеть, превратившись в реликты. Подобные реликтовые этносы обычно живут в гомеостазе (равновесии) с окружающей природной средой, сохраняя память о великом прошлом и избегая конфликтов с соседями. Надо заметить, что умственно и физически это вполне полноценные люди. Но если среди них и появляются пассионарные особи, то им обычно приходится искать себе применение на стороне.

При благоприятных условиях, находящийся в состоянии гомеостаза этнос, может существовать неопределенно долго. Главный императив - "будь доволен собой".

7. Мемориальная фаза 

В некоторых случаях может наступить временное улучшение ситуации (регенерация). Обычно это происходит, когда в рамках одного суперэтноса один из субэтносов (сохранивший большую пассионарность) перехватывает инициативу у ранее ведущего субэтноса (растратившего свою пассионарность) .

Данная фаза редко бывает продолжительной. Главный императив - "вспомним, какими мы были великими".

 Таким образом, весь цикл этногенеза занимает от момента оформления этносоциальной системы до превращения этноса в реликт около 1200 лет, при отсутствии внешнего смещения, которое может нарушить процесс этногенеза в любой фазе. Обычно так и происходит. Редкие этносы дожили до своей естественной смерти. Всегда находились желающие ускорить этот процесс.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52292. Я тебе люблю. Лекція для батьків 46.5 KB
  Скажіть будь ласка а що означає у вашому розумінні любити свою дитину Хтось говорить що любити свою дитину означає піклуватися про нього цікавитися його життям возити його відпочивати купувати їжу речі. А останнім часом я все частіше чую що любити свою дитину це говорити йому: Я тебе люблю Готуючись до сьогоднішніх зборів я провела анкетування і 92 дітей бракує слів любові. Що означає приймати дитину безумовно Це означає любити його просто тому що він є. Я пропоную розіграти сценку в якій можливо хтось побачить себе або...
52294. Введение в архитектуру ЭВМ и системы программирования 698.26 KB
  Данная книга представляет собой учебное пособие по архитектуре ЭВМ и системам программирования. Книга написана по читаемому автором лекционому курсу Архитектура ЭВМ и язык Ассемблера для студентов первого курса факультета Вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова.
52295. Понятие о модели данных, базе данных. Понятие и назначение системы управления базами данных 52 KB
  Базы данных. Системы управления базами даннях 12 часов Урок №1 Тема: Понятие о модели данных базе данных. Понятие и назначение системы управления базами данных. Цели: формировать основные понятия темы: модель данных база данных; дать представление о системах управления базами данных и их назначении; организовать работу учащихся для развития умения структурировать информацию; воспитывать информационную компетентность.
52296. The Beauty of the World 57.5 KB
  Good morning, pupils. Today we begin to speak about the new subject. It is rather interesting and there are many things to discuss about it. But the first thing for you to know is the subject itself. I want you to guess it, OK? You can see a crossword on the blackboard. I shall read you the definitions of the words and you will put them down. And when we are done I hope youll be able to find the central word there
52297. Machen wir uns bekannt 200.5 KB
  Guten Tag, liebe Kinder und liebe G?ste! Ich freue mich euch alle zu sehen und ich hoffe, dass ihr gute Zeit haben werdet. Also, beginnen wir unsere Stunde und das heutiges Thema hei?t?? Der Mensch. Machen wir uns bekannt?
52298. Із німецької літератури. Г. Белль. Творчість. Оглядово 71.5 KB
  Тема заняття: Із німецької літератури. Епіграф заняття: Важливо не те чи довго а чи правильно прожив. Мета заняття: дослідити життєвий і творчий шлях німецького письменника Г.
52299. Величини та їх значення 51.5 KB
  Актуалізація опорних знань Учитель. Учитель. Учитель. Розв€язування вправ Учитель.
52300. Сценарий конкурсно - развлекательной программы для учащихся 9-11классов «Посвящение в старшеклассники» или «Старшеклассники вместе с Бендеровичем» 58 KB
  Беспризорник Дядя дай 10 копеек Ну дядя ну дай 10 копеек Бендер Может быть тебе еще и ключ от квартиры где деньги лежат Голос Молодой человек солгал: У него на сегодня не было ни денег ни квартиры где они могли бы лежать ни ключа которым можно было эту квартиру открыть. Входит Киса в камуфляже с табличкою Охрана Бендер А что отец в вашем уездном городе достопримечательности есть Киса Кому и 9 класс – достопримечательность Бендер Больше вопросов не имею Голос И тут же задал другой вопрос. Бендер А не порекомендуете...