28272

Использование психологических оснований в концепции этногенеза (Л.Н.Гумилев) и концепции ноосферы (В.И.Вернадский)

Доклад

Психология и эзотерика

Внутренние связи этноса создают его структуру которая неповторима что и определяет оригинальный стереотип поведения данного народа. Если в начальный период существования этноса формирующими стереотип поведения параметрами на первый план выступают географическая среда ландшафт и биологические факторы наследственность признаков то в последующих фазах этногенеза значительное влияние на поступки и взаимосвязи людей оказывает психологический склад точнее культура. этногенез это развитие этноса во всем времени его существования. Для...

Русский

2013-08-20

41.5 KB

4 чел.

Вопрос 4. Использование психологических оснований в концепции этногенеза (Л.Н.Гумилев) и концепции ноосферы (В.И.Вернадский).  

Ананьев «Человек как предмет познания»: «Человек – продукт природы, общества и человечества. Носитель нового качества – единств проявления этих свойств. Именно это качество обеспечивает развитие природы, общества и человечества.

Согласно В.И.Вернадскому, ноосфера – область, возникающая в биосфере в связи с включением в нее человека и реализацией там биохимической энергии научного творчества. Это духовная творческая работа человека и овеществленные результаты его творческой деятельности, определяющие весь духовный облик человечества.

В своей статье «Несколько слов о ноосфере» Вернадский ставит вопрос о взаимодетерминированности процессов развития биосферы в целом и человечества, как наикрупнейшей ее единицы. Он показывает, что с одной стороны - человечество является неотделимой частью живой природы (биосферы) и, следовательно, подчиненно законам ее развития. Человек неразрывно связан с биосферой, т.к. «ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится».

Но с другой стороны, на данном этапе развития человека он же является и ведущим фактором преобразующим биосферу. В связи с этим Вернадский вводит понятие "ноосферы", которым обозначает нынешнее состояние биосферы. В ХХ в. впервые в истории Земли человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту Земли, расселился по всей ее поверхности. Мощь человечества связана не с его материей, а с мозгом, с его разумом и направленным этим разумом трудом. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. Это новое состояние биосферы, к которому приближается человечество, и есть "ноосфера". Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности.

Вернадский подчеркивает, как важно, в связи с этим, осознание человечеством его доминирующей роли в дальнейшей судьбе всей планеты.

Вернадского выделяет ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы:

заселение человеком всей планеты,

усиление связей, в том числе политических, между всеми государствами Земли,

преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере,

расширение границ биосферы и выход в Космос,

равенство людей всех рас и религий,

свобода научной мысли от давления религиозных, философских и политических построений и создание  условий, благоприятных для свободной научной мысли,

подъем благосостояния трудящихся, создание реальной возможности не допустить голода, нищеты и ослабить влияние болезней,

разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения,

исключение войн из жизни общества.

Последнее условие В.И.Вернадский считал особенно важным для создания и существования ноосферы.

Однако если ученые, жившие в начале века, были уверенны в том, что человечество способно осознать и принять на себя ответственность, соответствующую его все растущей силе, то теперь, в конце века, видно, что оно еще не готово духовно к роли "царя природы". И потому процесс развития ноосферы носит в большей степени стихийный характер, а не целенаправленно координируемый, как надеялся Вернадский.

Л.Н.Гумилев ввел понятие этносферы, связанное с человеком как носителем проявления единства природы, общества и человечества, формирующее систему, в которой наиболее представлено взаимодействие его с природой.

Этнос – живая биологическая система, которая проходит свой жизненный путь – этногенез.

Этнос - саморазвивающаяся динамическая система, в которой определяющую роль играют внутренние связи. Так как этнос феномен биосферы, то он связан с географической средой - ландшафтом. Однако этнос не сводится ни к социологическому, ни к биологическому, ни к географическому явлениям.

Внутренние связи этноса создают его структуру, которая неповторима, что и определяет оригинальный стереотип поведения данного народа. Именно характер поведения определяет этническую принадлежность человека. Если в начальный период существования этноса формирующими стереотип поведения параметрами на первый план выступают географическая среда - ландшафт и биологические факторы - наследственность признаков, то в последующих фазах этногенеза значительное влияние на поступки и взаимосвязи людей оказывает психологический склад, точнее - культура.

Этносы появляются и исчезают. Возникновение, развитие и исчезновение этносов Л.Н.Гумилев назвал этногенезом, т.е. этногенез - это развитие этноса во всем времени его существования.

Пусковой механизм этногенеза – «пассионарный толчок», возникающий в результате космических воздействий, которые вызывают микромутации в генной системе человека. По его мнению, движущей силой этнической истории является так называемая пассионарность, то есть наличие в человеческих сообществах индивидуумов, обладающих крайне высокой степенью социальной активности (пассионариев).

Подобно тому, как каждый живой организм обладает энергетическим полем, Л.Н. Гумилев вводит понятие «этнического поля», возникающего в результате трансформации энергии первичного пассионарного толчка. Этническое поле существует не в индивидуальных реакциях определенных людей, а в коллективной психологии, воздействующей на персоны. Принцип этнического поля позволил ученому объяснить наиболее таинственные явления этногенеза. Например, почему одни народы уживаются друг с другом, а другие нет. Л.Н.Гумилев выдвинул гипотезу биополей с разными ритмами, т.е. частотами колебаний. Одни совпадают и создают симфонию, другие - какофонию.

Гумилев выделяет несколько основных фаз этногенеза:

1. Фаза пассионарного подъема. 

В результате первичного пассионарного толчка (внешнее воздействие) в стабильных человеческих сообществах появляется относительно большое количество пассионарных особей. Объединившиеся в устойчивые группы, пассионарии ломают существующие в сообществах стереотипы поведения и создают на их месте новые. Новорожденный этнос растет численно и активно расширяет свой географический ареал. Для данной стадии характерна высокий уровень внутреннего единства этноса и высокая степень жертвенности его членов. 

Длительность данной фазы порядка 300 лет. Главный императив - "будь тем, кем ты должен быть".

2. Акматическая фаза (пассионарный перегрев). 

На этом периоде складывается своеобразие этноса и заканчивается его экспансия . Размножившихся в фазе подъема  пассионарииев, становится настолько много, что они вступают в конфликты между собой. Единство этноса нарушается, в его составе появляются все новые и новые субэтнические группы - носители своеобразных стереотипов поведения (но признающих свою связь с базовым этносом). Идеалы бескорыстной жертвенности уступают место погоне за личной славой. Конфликты пассионариев между собой переходят во взаимоистребление, их численность резко падает . 

Длительность данной фазы порядка 300 лет. Главный императив - "будь самим собой".

3. Фаза пассионарного надлома . 

Уставшие от нескончаемых кровавых катаклизмов соотечественники находят варианты для дополнительного снижения уровня пассионарности этноса. Уничтожение пассионариев становиться частью государственной практики. Уцелевшие от массовых репрессий пассионарии, ищут убежища в далеких от политики и соответственно более безопасных сферах деятельности, например в науке и искусстве, что обеспечивает их быстрый подъем.

Длительность данной фазы 150 -200 лет. Главный императив - "мы устали от великих".

4. Инерциальная фаза 

Общее снижение уровня пассионарности в этносе, дает возможность обуздать пассионарную стихию, и использовать ее в "мирных целях". Наступает эпоха "цивилизации". Именно в инерциальную фазу строятся лучшие храмы и дворцы, расцветают науки и искусства. Этнос живет по инерции, растрачивая накопленный предшествующими поколениями материальный и духовный потенциал. Идеалом общества становится рядовой обыватель,  скромно и честно делающий свое дело. Появляются тенденции к накоплению материальных благ. В обществе интенсивно размножаются так называемые субпассионарии, чей пассионарный потенциал даже ниже уровня простого обывателя, - это плохие работники и никудышные солдаты, которые в более строгие времена просто не выживали.

Длительность данной фазы 200 -300 лет. Главный императив - "будь таким как я".

5. Фаза обскурации 

В данной фазе торжествуют субпассионарии. Трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в общественной жизни узаконивается коррупция. Все продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться. Ценятся не способности, а их отсутствие, не образование, а невежество, не стойкость в мнениях, а беспринципность. Неизбежный конец фазы обскурации наступает довольно быстро.

Длительность данной фазы редко превышает 100 лет. Главный императив - "будь таким как мы".

6. Гомеостаз 

После гибели основного этноса, отдельные элементы его, при благоприятном стечении исторических и географических факторов, могут уцелеть, превратившись в реликты. Подобные реликтовые этносы обычно живут в гомеостазе (равновесии) с окружающей природной средой, сохраняя память о великом прошлом и избегая конфликтов с соседями. Надо заметить, что умственно и физически это вполне полноценные люди. Но если среди них и появляются пассионарные особи, то им обычно приходится искать себе применение на стороне.

При благоприятных условиях, находящийся в состоянии гомеостаза этнос, может существовать неопределенно долго. Главный императив - "будь доволен собой".

7. Мемориальная фаза 

В некоторых случаях может наступить временное улучшение ситуации (регенерация). Обычно это происходит, когда в рамках одного суперэтноса один из субэтносов (сохранивший большую пассионарность) перехватывает инициативу у ранее ведущего субэтноса (растратившего свою пассионарность) .

Данная фаза редко бывает продолжительной. Главный императив - "вспомним, какими мы были великими".

 Таким образом, весь цикл этногенеза занимает от момента оформления этносоциальной системы до превращения этноса в реликт около 1200 лет, при отсутствии внешнего смещения, которое может нарушить процесс этногенеза в любой фазе. Обычно так и происходит. Редкие этносы дожили до своей естественной смерти. Всегда находились желающие ускорить этот процесс.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43584. Роль командної роботи в створенні програмного забезпечення. Загальна характеристика команди розробників ПЗ. Класифікація команд 69.5 KB
  Команда – це не просто група, під якою розуміється об’єднання людей за інтересами. Команда – це група, що діє спільно з метою досягнення певних цілей або результатів, до яких прагне кожна людина з групи. Потенціал команди набагато вищий за потенціал групових або індивідуальних зусиль...
43585. Проект розробки програмного засобу моніторингу реалізації проектів на основі аналізу освоєного обсягу 1.17 MB
  Практична цінність дослідження полягає у створенні сприятливих умов для кращого сприйняття наданої інформації керівником проекту, що заощадить витрати по проекту. В свою чергу, це є основою для підвищення успішності управління проектом.
43586. Лексико-стилистические особенности комментариев пользователей официальных групп СМИ социальной сети «ВКонтакте» 188.69 KB
  Лексикостилистические особенности Интернетсообществ. Ключевые слова: журналистика Интернет коммуникация Интнернетсообщества лексика стилистика комментарий аудитория. Объектом исследования является текстовые сообщения Интернетсообщества. Цель работы комплексное изучение феномена Интернетсообществ с точки зрения лексических и стилистических особенностей.
43587. Развитие наследственного законодательства в Российской Федерации 381 KB
  Наследование характеризуется универсальным правопреемством. Это означает, что права и обязанности умершего выступают, как единое целое и переходят в этой совокупности к наследнику.
43590. Синтез математической модели для расчета газонасыщенности потока (расход жидкости (5-35) м3/сут) по показаниям датчиков прибора «Ультрафлоу» и выбор вида модели с низкой погрешностью 1.02 MB
  В связи с этим возникла необходимость разработки математической модели для расчета газонасыщенности потока по показаниям датчиков прибора «Ультрафлоу».
43591. Безопасность и экологичность проектных решений к дипломному проекту 65.09 KB
  В этом разделе описаны некоторые рекомендации по организации труда при работе с ЭВМ а также требования представленные в СанПиН Опасные и вредные производственные факторы На рабочем месте инженерапрограммиста можно выделить следующие опасные факторы: повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная влажность воздуха обычно пониженная; повышенная или пониженная подвижность воздуха скорость воздушного потока может возникнуть переохлаждение или перегрев; повышенный уровень шума на рабочем...
43592. Обучение аппликации соломкой на занятиях изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 87.09 KB
  В работе с соломкой есть какая то магическая притягательность. Сохранить традиции восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта в какой то мере помогут методические рекомендации поэтому крайнее важно обеспечить методическими рекомендациями по работе с соломкой учреждения дополнительного образования детей. Селивон не раз отмечали в своих трудах что ознакомление дошкольников с таким традиционным видом белорусского...