28276

Проблемы и пути совершенствования инструментов безналичных расчетов в платежной системе Российской Федерации

Дипломная

Деньги и денежные системы

Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой приминяется совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а так же форм и способов расчетови связанного с ними документооборота

Русский

2014-08-21

245.54 KB

32 чел.

Содержание

Введение

Глава 1. Организация и роль безналичных расчетов.

1.1.Основы организации.

1.1.1.Сущность,понятие и принципы организации безналичных расчетов.

1.1.2.Виды банковских счетов.

1.2.Формы безналичных расчетов.

1.3.Межбанковские расчеты.

1.3.1.Межфилиальные расчеты.

1.3.2.Прямые корреспондентские счета.

1.3.3.Межбанковский клиринг.

Глава 2.Анализ безналичных расчетов

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования инструментов безналичных расчетов в платежной системе Российской  Федерации.

3.1.Проблемы организации безналичных расчетов.

3.2.Пути совершенствования безналичных расчетов Российской федерации.

Заключение.

Список литературы.

Глава 1. Организация и роль безналичных расчетов.

1.1.Основы организации.

1.1.1.Сущность,понятие и принципы организации безналичных расчетов.

Безналичные расчеты-это расчеты,осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.

Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой приминяется совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а так же форм и способов расчетови связанного с ними документооборота.

Денежный оборот осуществляется в двух взаимосвязанных формах: налично-денежной и безналичной.

Любая организация совершает денежные расчеты как покупатель и как продавец, рассчитывается с бюджетом и банком, осуществляет также денежные расчеты с рабочими и служащими. Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот, являющийся частью денежного оборота. Значительная часть платежного оборота организаций осуществляется безналичным путем, т.е. совершением записей (проводок) по счетам в банках. Наличные деньги применяются в платежном обороте прежде всего населением, а также субъектами хозяйствования при расчетах незначительными суммами.

В платежном обороте различают несколько денежных потоков (групп платежей).

- К первой группе относятся платежи, обеспечивающие расчеты по основной деятельности производителей товаров и услуг (платежи за приобретаемые товарно-материальные ценности и оказанные услуги, выплата заработной платы рабочим и служащим). Они называются платежами по товарным операциям.

- Ко второй группе относятся платежи по различным финансовым обязательствам: налог на добавленную стоимость и другие платежи в бюджет; платежи во внебюджетные фонды; платежи по расчетам с коммерческими банками за полученные кредиты и уплате процентов; платежи страховым компаниям и т.д.

- Третью группу составляют платежи по операциям, связанным с особенностями воспроизводства основных производственных фондов, образования и расходования специальных фондов организаций (например, амортизационные отчисления).

Две последние группы платежей называют платежами по нетоварным операциям.

Расчеты между юридическими лицами, а также между юридическими лицами и гражданами, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, осуществляются через банки в безналичном порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Порядок проведения безналичных расчетов регулируется действующим законодательством, нормативными актами Национального банка Республики Беларусь, в частности Инструкцией «О банковском переводе» и другими документами.

Система построений безналичных расчетов должна основываться на следующих основных принципах:

1) правовая регламентация с целью унификации;

2) осуществление расчетов через банк или другие финансово-кредитные учреждения по документам, предусмотренным правилами расчета;

3) осуществление расчетов по банковским счетам, которые открываются субъектам хозяйствования всех форм собственности для хранения и осуществления операций с денежными средствами;

4) осуществление расчетов в пределах остатков на счетах клиентов банка и исключительно по приказу субъектов хозяйствования, в порядке установленной очередности платежей;

5) свобода выбора владельцев счета в банке при определении формы платежа и полном невмешательстве банка в договорные отношения субъектов хозяйствования;

6) срочность платежа, которая предполагает осуществление расчетов исходя из сроков, предусмотренных в договорных отношениях субъектов хозяйствования, нормативных документах Национального банка Республики Беларусь;

6) обеспеченность платежа, предусматривающая наличие у владельца счета в банке достаточных денежных средств для осуществления платежа или гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств субъекта хозяйствования;

7) ответственность банков за несвоевременное и неправильное списание или зачисление средств на счета клиентов.

К принципам организации безналичных расчетов относятся также место платежа (выбор субъектами хозяйствования обслуживающего банка), согласие плательщика на осуществление платежа (акцепт), источник платежа и некоторые другие. Все принципы организации безналичных расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение действия одного из них ведет к нарушению функционирования всей платежной системы. Соблюдение указанных принципов позволяет использовать безналичные расчеты в качестве основного инструмента развития рыночной экономики.

К организации безналичных расчетов предъявляются следующие требования:

1)наличие правил, регулирующих проведение платежа;

2)скорость и безопасность его проведения;

3)удобство для клиента;

4)приемлемая стоимость услуг.

Под способом платежа понимается порядок перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Обычно выделяют валовой способ (списание средств со счета - перевод в полной сумме, указанной в расчетном документе), зачет взаимных требований и обязательств (клиринг) со списанием со счета суммы сальдо зачета.

Безналичные расчеты классифицируются по ряду признаков:

- По экономическому характеру платежа (объекту расчетов) - за товары и услуги и по нетоварным операциям (платежи в бюджет, банку по кредитам и процентам, штрафы и т.д.);

- По месту проведения расчетов - внутриреспубликанские (внутригосударственные) и межгосударственные; в свою очередь внутриреспубликанские расчеты подразделяются на одногородние (в пределах одного города, населенного пункта) и иногородние.

- По виду платежа: а) гарантированные, обеспечивающие гарантию платежа за счет бронирования средств на отдельном счете; б) негарантированные (не имеющие такой гарантии); в) путем списания средств со счета или путем зачета взаимных требований; г) с отсрочкой платежа.

В процессе безналичных расчетов происходит концентрация денежных средств в учреждениях банков, что дает возможность использовать их в качестве ресурса кредитования, осуществлять банковский контроль за проведением расчетов.

Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам.

Расчетный (текущий) счет - это счет, открываемый банком субъектам хозяйствования, предпринимателям без образования юридического лица, на который зачисляются все поступающие в их адрес денежные средства и с которого осуществляется расчетные операции как в безналичной, так и в наличной формах, вытекающие из его уставной деятельности.К понятию «другие счета» относятся депозитные, контокоррентные, трастовые, субсчета, счета в иностранной валюте, корреспондентские счета банков и их филиалов, включая специальные.

При наличии на текущем (расчетном) банковском счете денежных средств, достаточных для удовлетворения всех денежных требований, предъявленных владельцу счета, списание этих средств со счета осуществляется в порядке очередности поступления платежных инструкций в банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию.

Безналичные расчеты присущи народному хозяйству с развитыми товарно-денежными отношениями и являются составной частью единого денежного оборота, включающего и обращение наличных денежных знаков. Безналичные расчеты, заменяя обращение наличных денежных знаков, уменьшают потребность в них, ускоряют оборот средств в народном хозяйстве, сокращают издержки обращения, способствуют накоплению и аккумулированию денежных средств, облегчают их перераспределение через финансово-кредитную систему.

1.1.2.Виды безналичных расчетов.

При обращении в кредитную организацию по вопросу открытия счета Вы вправе выбрать вид счета, исходя из своих потребностей. Как правило, в зависимости от цели открытия счета, различают расчетный счет, текущий счет, депозитный счет, валютный счет, ссудный счет, карточный и др. Рассмотрим, наиболее востребованные разновидности банковского счета, чтобы Вы имели представление о услугах, предоставляемых кредитными организациями.

Итак, расчетный счет – счет, открываемый банком организации или индивидуальному лицу для осуществления денежных операций, связанных с их экономической деятельностью. Так, расчетный счет понадобиться, если вы планируете:

1)Зачислять выручку от предпринимательской деятельности и осуществлять связанных с этой деятельностью платежей поставщикам и контрагентам по заключенным сделкам

2)Зачислять суммы полученных кредитов;

3)Осуществлять расчеты с банками по полученным кредитам и процентам по ним;

4)Осуществлять выплату заработной платы и иных выплат сотрудникам;

5)Осуществлять иные расчетные операции.

Текущий счет – счет, открываемый банком организации для получения финансирования, снятия денежных средств. Чаще всего текущие счета открывают некоммерческие организации, или субъекты хозяйственной деятельности, не являющимися юридическими лицами.

Депозитный счет – или как его иначе называют – вкладной счет- предназначен для хранения временно свободных денежных средств. Особенностью данного счета является основание открытие: договор банковского вклада.

Валютный счет – используется для проведения расчетных операций в иностранной валюте. Отметим, что «иностранная валюта» - это денежные средства признаваемые в качестве законного платежного средства в соответствующем иностранном государстве.

Ссудный счет – используется банком для учета предоставленных кредитов и самое главное возвращенных.

Карточный счет (иногда именуемый СКС) – открывается банком с целью учета операций, совершаемых клиентов с использованием банковской карты.

Конечно, существую и иные виды счетов, информацию о которых всегда можно получить в кредитных организациях.

1.2.Формы безналичных расчетов

Безналичные расчеты за реализуемые товары, оказанные услуга, а также по финансовым обязательствам осуществляются в разнообразных формах, причем в каждой есть специфические особенности создания и движения расчетных документов. Каждая форма представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий документооборот.

Клиенты коммерческих банков самостоятельно избирают формы безналичных расчетов со своими контрагентами, т.е. банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Возникающие взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.

При осуществлении безналичных расчетов в формах, предусмотренных, Положением о безналичных расчетах, используются следующие расчетные документы:

1)            платежные поручения;

2)            аккредитивы;

3)            чеки;

4)            платежные требования;

5)            инкассовые поручения.

Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей каждой формы и порядка осуществления безналичных расчетов):

1)            наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 01193;

2)            номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

3)            вид платежа;

4)            наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

5)            наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

6)            наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

7)            Наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

8)            назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается). Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения о безналичных расчетах;

9)            сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

10)        очередность платежа;

11)         вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;

12)         подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях). Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.

Предъявляются расчетные документы в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов, причем все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска Печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы. При приеме банком расчетных документов их проверяют в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета и Положением о безналичных расчетах.

Расчеты платежными поручениями

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в срок, установленный договоров банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

На основе платежных поручений могут производиться перечисления денежных средств:             

-              за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

-              в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

-              в целях возврата/размещения кредитов (займов) депозитов и уплаты процентов по ним;

-          в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В соответствии с условиями договора между контрагентами платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку.

Банк проверяет правильность заполнения и оформления платежного поручения и делает отметку о дате его поступления: Затем последний экземпляр поручения возвращается клиенту в качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по вне балансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

Правила совершения расчетов допускают частичную оплату платежных поручений из картотеки по вне балансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». При частичной оплате платежного поручения банком используется платежный ордер установленной формы. При оформлении платежного ордера на частичную оплату на всех его экземплярах в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка, дата, а также подпись ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр платежного ордера на частичную оплату заверяется подписью работника банка, контролирующего расчеты.

На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка: «Частичная оплата». Запись о частичном платеже выполняется ответственным исполнителем банка. При осуществлении частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым произведена оплата, помещается в документы дня банка, последний экземпляр платежного ордера служит приложением к выписке из лицевого счета плательщика.

При последней частичной оплате по платежному поручению перт вый экземпляр платежного ордера, которым был произведен этот платеж, вместе с первым экземпляром оплачиваемого платежного Поручения помещается в документы дня. Оставшиеся экземпляры платежного поручения выдаются клиенту одновременно с последним экземпляром платежного ордера, прилагаемым к выписке из лицевого счета.

При оплате платежного поручения на всех, экземплярах расчетного документа проставляется дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате — дата последнего платежа).

Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.

Достоинства расчетов платежными поручениями:

-              упрощается организация документооборота;

-              обеспечивается ускорение движения денежных средств;

-              плательщик имеет возможность осуществлять предварительный контроль оплачиваемых товаров и услуг;

-          возможность применять при проведении расчетов по нетоварным платежам.

Расчеты платежными требованиями

Платежное требование — расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

Акцепт — согласие на оплату.

Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:

1)            установленных законодательством;

2)            предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Кроме реквизитов, установленных для заполнения расчетных документов, в платежном требовании указываются:

-              условие оплаты;

-              срок для акцепта;

-              дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных договором документов, в случае если эти документы были отосланы (вручены) плательщику;             

-              наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), дата поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), способ поставки товара и другие реквизиты.

В платежном требовании, оплачиваемом с акцептом плательщика, в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «С акцептом».

Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору, но должен быть не менее пяти рабочих дней.

При оформлении платежного требования кредитор (получатель средств) по основному договору в поле «Срок для акцепта» указывает количество дней, установленных договором для акцепта платежного требования. При отсутствии такого указания сроком для акцепта считаются пять рабочих дней.

На всех экземплярах принятых исполняющим банком платежных требований ответственный исполнитель банка в поле «Окончательного срока акцепта» проставляет дату, по наступлении которой истекает срок акцепта платежного требования. При определении даты в расчет принимаются рабочие дни. День поступления в банк платежного требования в расчет указанной даты не включается.

Платежные требования помещаются исполняющим банком в картотеку расчетных документов, ожидающих акцепта для оплаты, до получения акцепта плательщика, отказа от акцепта (полного или частичного) либо истечения срока акцепта.

Плательщик в течение срока, установленного для акцепта, представляет в банк соответствующий документ об акцепте платежного требования либо отказе полностью или частично от его акцепта по основаниям, предусмотренным в основном договоре, в том числе в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному договору, с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора и указанием мотивов отказа.

Акцепт платежного требования либо отказ от акцепта (полный или частичный) оформляется заявлением об акцепте, отказе от акцепта в установленном Положением о безналичных расчетах порядке. Акцептованное платежное требование не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления, списывается мемориальным ордером с вне балансового счета учета сумм расчетных документов, ожидающих акцепта для оплаты, и оплачивается со счета плательщика.

При полном отказе от акцепта платежное требование списывается мемориальным ордером с вне балансового счета учета сумм расчетных документов; ожидающих акцепта для оплаты, и не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления, поступает в банк эмитент вместе с экземпляром заявления для возврата получателю средств.

Экземпляр заявления вместе с копией платежного требования и мемориальным ордером помещаются в документы дня в качестве основания для списания суммы платежного требования с вне балансового счета учета сумм расчетных документов, ожидающих акцепта для оплаты, и возврата расчетного документа без оплаты.

При частичном отказе от акцепта платежное требование не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления, списывается в полной сумме мемориальным ордером с вне балансового счета учета сумм расчетных документов, ожидающих акцепта для оплаты, и оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком.

Один экземпляр заявления вместе с первым экземпляром платежного требования помещаются в документы дня в качестве основания списания денежных средств со счета клиента, другой экземпляр заявления не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления, направляется в банк эмитент для передачи получателю средств.

При неполучении в установленный срок заявления об акцепте, отказе от акцепта платежное требование на следующий рабочий день после истечения срока акцепта списывается мемориальным ордером с вне балансового счета зета сумм расчетных документов, ожидающих акцепта для оплаты, и возвращается в банк эмитент с указанием на оборотной стороне первого экземпляра платежного требования причины возврата: «Не получено согласие на акцепт».

Все возникающие между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.

Без акцептное списание денежных средств со счета в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о без акцептном списании денежных средств либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в без акцептном порядке, наименовании товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право без акцептного списания).

Отсутствие в договоре банковского счета условия о без акцептном списании денежных средств либо дополнительного соглашения к договору банковского счета является основанием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта. Данное платежное требование оплачивается в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта в пять рабочих дней.

Аккредитивная форма расчетов

Аккредитив — условное денежное обязательство, выдаваемое по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, согласно которому банк, открывший аккредитив (банк эмитент), может=произвести платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

-              покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

-              отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение банка, исполняющего платеж, на весь срок действия аккредитива. При установлении между банками корреспондентских отношений в исполняющем банке может быть открыт непокрытый (гарантированный) аккредитив.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает в аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву в соответствии с его условиями.

Каждый аккредитив должен содержать информацию о том, является он отзывным или безотзывным. Если такое указание отсутствует, то аккредитив считается отзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком эмитентом без предварительного согласования с поставщиком. Все распоряжения об изменении условий отзывного аккредитива плательщик может давать поставщику только через банк элемент, который соответственно извещает об этом исполняющий банк (банк поставщика), а он в свою очередь поставщика. В то же время исполняющий банк обязан оплатить документы, соответствующие условиям аккредитива, выставленные поставщиком и принятые банком поставщика до получения уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.

Условия безотзывного аккредитива не могут быть изменены или аннулированы без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт. Условия безотзывного аккредитива считаются измененными или безотзывный аккредитив считается отмененным с момента получения исполняющим банком согласия получателя средств. Частичное принятие изменений условий безотзывного аккредитива получателем средств не допускается.

Передача документов об открытии аккредитива и его условиях, о подтверждении аккредитива, об изменении условий аккредитива или его закрытии, а также о согласии банка на принятие (отказе в принятии) представленных документов может осуществляться банками с использованием любых средств связи, позволяющих достоверно установить отправителя документа.

Размер и порядок оплаты услуг банков при расчетах по аккредитивам регулируются условиями договоров, заключаемых с клиентами, и соглашениями между банками, участвующими в расчетах по аккредитивам.

Заявление при открытии аккредитива представляется в количестве экземпляров, необходимых банку плательщика для выполнения условий аккредитива. В случае, когда банк, выставивший аккредитив, по поручению плательщика переводит средства в другой банк — банк поставщика, для осуществления расчетов в банке поставщика открывается отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате». В банке плательщика поступившие от клиентов аккредитивы учитываются на вне балансовом счете «Выставленные аккредитивы». Исполнять аккредитив в этом случае будет непосредственно банк, обслуживающий поставщика. Для получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив товары, представляет в обслуживающий его банк реестр счетов и другие отгрузочные документы, предусмотренные условиями аккредитива. Выплата наличными деньгами с аккредитива не допускается.

Закрытие аккредитива в банке поставщика производится по следующим причинам:

-    истечение срока аккредитива, о чем исполняющий банк уведомляет банк эмитент;

-заявление поставщика об отказе от дальнейшего использования аккредитива до истечения срока (исполняющий банк уведомляет банк эмитент);

-             заявление покупателя о полном или частичном отзыве аккредитива.         

Все претензии, возникающие между сторонами расчетов, разрешаются без участия банка.

Расчеты чеками

Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Чекодателем выступает юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться, выставляя чеки. Чекодержатель — юридическое лицо, в пользу которого выдан чек. Плательщиком по чеку  выступает банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока предъявления его к оплате. Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.

Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на вне балансовом счете «Бланки строгой отчетности».

Покрытием чека в банке чекодателя могут быть средства:

-              депонированные чекодателем на отдельном счете;

-           на соответствующем счете чекодателя, но не выше суммы, гарантированной банком и согласованной с чекодателем при выдаче чека, в этом случае банк может гарантировать чекодателю оплату чеков за счет средств банка при временном отсутствии средств на счете чекодателя.

Для получения чеков клиент представляет в банк заявление за подписями лиц, которые имеют право подписывать документы для совершения операций по счету. В заявлении и талоне к нему клиент указывает номер счета, с которого будут оплачиваться чеки. Вместе с заявлением на выдачу чеков представляется платежное поручение для депонирования необходимой суммы средств на отдельном лицевом счете чекодателя.

Чек не может быть выписан на сумму, которая превышает указанную на оборотной его стороне й в чековой книжке. Срок предъявления чека к оплате в учреждение банка — 10 дней, не считая дня его выдачи. Принятые от предприятий и организаций чеки сдают в расчетно-кассовый центр.

Учреждения Банка России, принимающие чеки от коммерческих банков, тщательно проверяют правильность их заполнения и производят оплату чеков. Списание средств со счета чекодателя производится банком на основании поступившего из расчетно-кассового центра (РКЦ) реестра чеков, сами чеки остаются на хранении в РКЦ.

Для безналичных расчетов могут применяться и чеки, выпускаемые кредитными организациями. Такие чеки могут использоваться клиентами кредитной организации, выпускающей эти чеки, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношении. Однако такие чеки не применяются для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России.

В случае если сфера обращения чеков ограничивается кредитной организацией и ее клиентами, чеки используются в платежном обороте на основании договора о расчетах чеками, который заключается между кредитной организацией и ее клиентами.

Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее — банк эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Для расчетов по инкассо банк эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк).    

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в без акцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Инкассовые поручения применяются в следующих случаях:

-              бесспорный порядок взыскания средств установлен законодательством;

-              производится взыскание по исполнительным документам;

-              они предусмотрены в договоре (при условии предоставления банку, обсуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения).

Инкассовые документы на взыскание денежных средств со счетов, выставленных на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя при наличии подлинника исполнительного документа либо его дубликата. Одновременно не принимаются" к исполнению инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке в случаях, когда прилагаемый к инкассовому поручению исполнительный документ предъявлен по истечении срока, установленного законодательством.

Исполнительные документы на взыскание периодических платежей (алиментов, возмещение вреда, причиненного здоровью и др.) сохраняют силу в течение всего времени, на которое присуждены эти платежи. Сроки предъявления исполнительных документов исчисляются для каждого платежа в отдельности.

Расчеты по инкассо могут осуществляться на основе платежных требований, которые оплачиваются на основании распоряжения плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в без акцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств к счету плательщика через банк, обслуживающий взыскателя, который должен исполнить их в трехдневный срок.

Расчетные документы оплачиваются по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством. Возможна и частичная оплата требований и инкассовых поручений.

Не исполнив или ненадлежащим образом исполнив поручение клиента по получению платежа на основании платежного требования или инкассового поручения, банк эмитент несет перед клиентом ответственность в соответствии с законодательством.

Отсутствие в договоре банковского счета или дополнительном соглашении к нему условия о списании денежных средств в бесспорном порядке и непредставление соответствующих средств о кредиторе являются основанием для банка в отказе оплаты инкассового поручения.

Банк может приостановить списание средств в бесспорном порядке в следующих случаях:

-              принято такое решение органом, на который возложено осуществление контрольных функций;

-              представлен судебный акт о приостановлении взыскания;

-              существуют иные основания, предусмотренные законодательством.

1.3.Межбанковские расчеты.

1.3.1.Межфилиальные расчеты.

В общую систему межбанковских расчетов входят расчеты между филиалами одного банка, так называемые межфилиальные расчеты (МФР). Организация МФР связана с проведением платежей через внутрибанковские расчетные системы. По счетам МФР платежи могут осуществляться филиалами кредитной организации по всем банковским операциям, указанным в лицензии, выданной ей Банком России.

Непременным условием организации МФР является разработка банком, имеющим филиалы, внутрибанковского документа «Правила построения расчетной системы кредитной организации». При подготовке этого документа банк руководствуется действующим законодательством и нормативными актами Банка России. Правила построения расчетной системы банка должны быть утверждены исполнительным органом кредитной организации и содержать:

порядок открытия, закрытия и пополнения (увеличение остатка пассивного счета) счетов МФР;

процедуру идентификации каждого участника расчетов в системе МФР кредитной организации (обмен карточками с образцами подписей и оттиском печати, применение аналогов собственноручной подписи в виде кодов, паролей, электронной подписи и т.п.);

описание документооборота, порядок передачи и обработки расчетных документов при проведении операций по счетам МФР, а также последовательность прохождения документов между подразделениями кредитной организации;

порядок экспедирования расчетных документов;

порядок установления даты перечисления платежа при проведении расчетных операций исходя из документооборота между подразделениями кредитной организации;

порядок проведения расчетных операций подразделениями кредитной организации при перераспределении денежных средств;

порядок ежедневной выверки расчетов между подразделениями Кредитной организации по счетам МФР и по перераспределению денежных средств;

порядок действий подразделений кредитной организации при поступлении расчетного документа для осуществления платежа позже установленной ДПП, несвоевременном получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции по техническим причинам либо в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств;

другие вопросы, регулирующие проведение расчетов внутри кредитной организации.

Соблюдение внутрибанковских правил организации расчетных операций между филиалами одного банка должно способствовать своевременному проведению платежей обслуживаемых клиентов и составлению головным банком консолидированного баланса, а также обеспечивать эффективное управление банковской ликвидностью.

Взаимные расчеты между филиалами коммерческого банка подразделяются на два вида. Первый вид связан с перемещением ресурсов, а второй вид охватывает все другие операции, включая расчетные, осуществляемые по поручениям клиентов.

Особенностью МФР является необходимость их осуществления и отражения по счетам бухгалтерского учета одной календарной датой, т.е. датой перечисления платежа (ДПП). Для идентификации участника системы МФР каждый филиал кредитной организации должен иметь уникальный номер, содержащий не более четырех знаков.

При отсутствии корреспондентского субсчета в Банке России и корреспондентских счетов в других кредитных организациях филиал проводит все расчетные операции через счета МФР, открытые в подразделениях кредитной организации, имеющих корреспондентские счета (субсчета) в Банке России. Кроме того, филиал может открывать счета МФР в других филиалах кредитной организации, если это предусмотрено внутрибанковскими правилами построения и функционирования расчетной системы.

При недостаточности денежных средств на счете подразделения кредитной организации, через который проводятся платежи этого филиала, его расчетные документы помещаются в картотеку неоплаченных расчетных документов к корреспондентскому счету (субсчету) кредитной организации (филиала), открытому в РКЦ Банка России, поскольку ведение картотеки неоплаченных расчетных документов к счету межфилиальных расчетов не допускается.

Выверка расчетов по счетам межфилиальных расчетов производится ежедневно на основании выписок, которые представляются филиалами головному банку.

Корреспондентские отношения между банками, как отмечалось выше, могут осуществляться напрямую. В российской практике прямые межбанковские расчеты получили достаточно широкое распространение.

1.3.2.Прямые корреспондентские счета.

В общую систему межбанковских расчетов входят расчеты между филиалами одного банка, так называемые межфилиальные расчеты (МФР). Организация МФР связана с проведением платежей через внутрибанковские расчетные системы. По счетам МФР платежи могут осуществляться филиалами кредитной организации по всем банковским операциям, указанным в лицензии, выданной ей Банком России.

Непременным условием организации МФР является разработка банком, имеющим филиалы, внутрибанковского документа «Правила построения расчетной системы кредитной организации». При подготовке этого документа банк руководствуется действующим законодательством и нормативными актами Банка России. Правила построения расчетной системы банка должны быть утверждены исполнительным органом кредитной организации и содержать:

порядок открытия, закрытия и пополнения (увеличение остатка пассивного счета) счетов МФР;

процедуру идентификации каждого участника расчетов в системе МФР кредитной организации (обмен карточками с образцами подписей и оттиском печати, применение аналогов собственноручной подписи в виде кодов, паролей, электронной подписи и т.п.);

описание документооборота, порядок передачи и обработки расчетных документов при проведении операций по счетам МФР, а также последовательность прохождения документов между подразделениями кредитной организации;

порядок экспедирования расчетных документов;

порядок установления даты перечисления платежа при проведении расчетных операций исходя из документооборота между подразделениями кредитной организации;

порядок проведения расчетных операций подразделениями кредитной организации при перераспределении денежных средств;

порядок ежедневной выверки расчетов между подразделениями Кредитной организации по счетам МФР и по перераспределению денежных средств;

порядок действий подразделений кредитной организации при поступлении расчетного документа для осуществления платежа позже установленной ДПП, несвоевременном получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции по техническим причинам либо в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств;

другие вопросы, регулирующие проведение расчетов внутри кредитной организации.

Соблюдение внутрибанковских правил организации расчетных операций между филиалами одного банка должно способствовать своевременному проведению платежей обслуживаемых клиентов и составлению головным банком консолидированного баланса, а также обеспечивать эффективное управление банковской ликвидностью.

Взаимные расчеты между филиалами коммерческого банка подразделяются на два вида. Первый вид связан с перемещением ресурсов, а второй вид охватывает все другие операции, включая расчетные, осуществляемые по поручениям клиентов.

Особенностью МФР является необходимость их осуществления и отражения по счетам бухгалтерского учета одной календарной датой, т.е. датой перечисления платежа (ДПП). Для идентификации участника системы МФР каждый филиал кредитной организации должен иметь уникальный номер, содержащий не более четырех знаков.

При отсутствии корреспондентского субсчета в Банке России и корреспондентских счетов в других кредитных организациях филиал проводит все расчетные операции через счета МФР, открытые в подразделениях кредитной организации, имеющих корреспондентские счета (субсчета) в Банке России. Кроме того, филиал может открывать счета МФР в других филиалах кредитной организации, если это предусмотрено внутрибанковскими правилами построения и функционирования расчетной системы.

При недостаточности денежных средств на счете подразделения кредитной организации, через который проводятся платежи этого филиала, его расчетные документы помещаются в картотеку неоплаченных расчетных документов к корреспондентскому счету (субсчету) кредитной организации (филиала), открытому в РКЦ Банка России, поскольку ведение картотеки неоплаченных расчетных документов к счету межфилиальных расчетов не допускается.

Выверка расчетов по счетам межфилиальных расчетов производится ежедневно на основании выписок, которые представляются филиалами головному банку.

Корреспондентские отношения между банками, как отмечалось выше, могут осуществляться напрямую. В российской практике прямые межбанковские расчеты получили достаточно широкое распространение.

1.3.3.Межбанковский клиринг.

В общую систему межбанковских расчетов входят расчеты между филиалами одного банка, так называемые межфилиальные расчеты (МФР). Организация МФР связана с проведением платежей через внутрибанковские расчетные системы. По счетам МФР платежи могут осуществляться филиалами кредитной организации по всем банковским операциям, указанным в лицензии, выданной ей Банком России.

Непременным условием организации МФР является разработка банком, имеющим филиалы, внутрибанковского документа «Правила построения расчетной системы кредитной организации». При подготовке этого документа банк руководствуется действующим законодательством и нормативными актами Банка России. Правила построения расчетной системы банка должны быть утверждены исполнительным органом кредитной организации и содержать:

порядок открытия, закрытия и пополнения (увеличение остатка пассивного счета) счетов МФР;

процедуру идентификации каждого участника расчетов в системе МФР кредитной организации (обмен карточками с образцами подписей и оттиском печати, применение аналогов собственноручной подписи в виде кодов, паролей, электронной подписи и т.п.);

описание документооборота, порядок передачи и обработки расчетных документов при проведении операций по счетам МФР, а также последовательность прохождения документов между подразделениями кредитной организации;

порядок экспедирования расчетных документов;

порядок установления даты перечисления платежа при проведении расчетных операций исходя из документооборота между подразделениями кредитной организации;

порядок проведения расчетных операций подразделениями кредитной организации при перераспределении денежных средств;

порядок ежедневной выверки расчетов между подразделениями Кредитной организации по счетам МФР и по перераспределению денежных средств;

порядок действий подразделений кредитной организации при поступлении расчетного документа для осуществления платежа позже установленной ДПП, несвоевременном получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции по техническим причинам либо в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств;

другие вопросы, регулирующие проведение расчетов внутри кредитной организации.

Соблюдение внутрибанковских правил организации расчетных операций между филиалами одного банка должно способствовать своевременному проведению платежей обслуживаемых клиентов и составлению головным банком консолидированного баланса, а также обеспечивать эффективное управление банковской ликвидностью.

Взаимные расчеты между филиалами коммерческого банка подразделяются на два вида. Первый вид связан с перемещением ресурсов, а второй вид охватывает все другие операции, включая расчетные, осуществляемые по поручениям клиентов.

Особенностью МФР является необходимость их осуществления и отражения по счетам бухгалтерского учета одной календарной датой, т.е. датой перечисления платежа (ДПП). Для идентификации участника системы МФР каждый филиал кредитной организации должен иметь уникальный номер, содержащий не более четырех знаков.

При отсутствии корреспондентского субсчета в Банке России и корреспондентских счетов в других кредитных организациях филиал проводит все расчетные операции через счета МФР, открытые в подразделениях кредитной организации, имеющих корреспондентские счета (субсчета) в Банке России. Кроме того, филиал может открывать счета МФР в других филиалах кредитной организации, если это предусмотрено внутрибанковскими правилами построения и функционирования расчетной системы.

При недостаточности денежных средств на счете подразделения кредитной организации, через который проводятся платежи этого филиала, его расчетные документы помещаются в картотеку неоплаченных расчетных документов к корреспондентскому счету (субсчету) кредитной организации (филиала), открытому в РКЦ Банка России, поскольку ведение картотеки неоплаченных расчетных документов к счету межфилиальных расчетов не допускается.

Выверка расчетов по счетам межфилиальных расчетов производится ежедневно на основании выписок, которые представляются филиалами головному банку.

Корреспондентские отношения между банками, как отмечалось выше, могут осуществляться напрямую. В российской практике прямые межбанковские расчеты получили достаточно широкое распространение.

3.1.В экономике роль безналичных расчетов для организации состоит в том, что они выступают условием завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению кругооборота товара (услуг) и денег, объединяющего всю экономику.

Для коммерческих банков расчеты – один из главных участков деятельности, во многом обслуживающий их процветание. От качества расчетно-кассового обслуживания зависят устойчивость и приток клиентуры и мобилизация крупных и нередко бесплатных ресурсов для проведения активных операций. Расчетные операции занимают около 2/3 всего операционного времени работы банков.

Объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяет необходимость установления единообразия посредством регулирования. Это требует выработки единой концепции стандартизации и сертификации банковской деятельности.

На сегодняшний день перед системой безналичных расчетов Российской Федерации стоят следующие проблемы: скорость совершения платежей, проблема задержки расчетов, проблема использования аккредитивов во внутрироссийских расчетах, проблема вексельного обращения, создание специальной банковской почты, защита межбанковских переводов от несанкционированного доступа и т.д.

Рассмотрим основные из них.

Значительной проблемой является задержка расчетов банками, РКЦ, предприятиями. Эти задержки связаны с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией. Представив в банк платежное поручение о перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки – лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств с корсчета банка. В документообороте также иногда происходят заминки. Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, по поступившим через РКЦ на счет предприятия средства банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия [10, с.55].

Проблема вексельного обращения в нашей стране главным образом связана с нерешенными правовыми вопросами. Постоянно расширяется правовая, нормативная база. Кроме того проблема еще заключается и в неэффективности механизма взыскания денежных средств по векселям (он не соответствует задачам, которые должен выполнять: оперативности и простоте обращения денежно-кредитных средств).

Проблема использования аккредитива также заключается в несовершенстве отечественного законодательства и нормативно-правовой базы: с одной стороны Гражданский Кодекс с одной стороны регулирует расчеты аккредитивами, что и позволяет использовать их в принципе, с другой стороны, те нормы, которые содержаться в Гражданском Кодексе являются фрагментарными и не охватывают ряд важных вопросов, что порождает операционные и правовые риски. Как видно из объема российской нормативной базы, посвященной аккредитивам, она пока не в состоянии четко установить правоотношения сторон в аккредитивной сделке. Это приводит к неоднозначному толкованию ответственности сторон, причем не, только арбитражными судами, но и Высшим арбитражным судом. Так, в настоящее время действующим законодательством не урегулирован вопрос о том, на кого должна быть возложена ответственность в случае невозврата денежных средств, составляющих покрытие по аккредитиву, исполняющим банком банку-эмитенту после отзыва аккредитива приказодателем. Не секрет, что банк России зачастую отзывает лицензии у «пошатнувшихся» банков с огромным опозданием. И мошенники, связанные с руководством таких банков, за этот период могут перевести значительные денежные средства.

В завершающем десятилетии ХХв. была выдвинута еще одна крупная проблема, которая связано с влиянием на денежно-кредитную политику страны массированного «наступления» относительно новых платежных инструментов, а именно банковских карт, и новейших платежных средств – электронных денег. В частности, прирост ежегодной эмиссии карт составляет 20-25%, что ведет к росту денежной массы и таит угрозу инфляции. Еще большие последствия в этом отношении может повлечь применение электронных денег с присущей им высокой скоростью обращения. В связи с ростом электронной коммерции количество их увеличивается невиданными темпами. Поэтому во всех странах, включая Россию, усилилось внимание к данной проблематике с разнообразных позиций: законодательного регулирования, изучения влияния на объем и структуру денежной массы, обеспечения защиты информации и другие.

3.2.

Вопросы совершенствования безналичных расчетов применительно к сегодняшней российской ситуации является чрезвычайно актуальными. До настоящего времени в российской экономике, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятиях должным образом не налажен. Не до конца отрегулирован и механизм правового контроля за соблюдением правил расчетов между организациями со стороны государства, что порождает правовой риск.

 С целью совершенствования безналичных расчетов и решения проблемы взаимных неплатежей в настоящее время используются два основных направления:

 • совершенствуется имеющая система безналичных расчетов;

 • внедряются новые прогрессивные формы расчетов, основанные на использование электронных денег.

 Реализация первого направления осуществляется следующим образом:

 • законодательно установлена очередность платежей;

 • запрещено использование дебиторской задолженности для покрытия обязательств перед бюджетом;

 • при совершении бартерных сделок оформляется договор мены;

 • на основании Постановления Конституционного Суда от 12 октября 1998 года № 24-П все платежи предприятий перед своими кредиторами считаются исполненными со дня списания суммы долга с расчетного счета в кредитном учреждении (при наличии на этом счете достаточного денежного остатка), независимо от времени поступления этих средств их получателю;

 • расширение объемов клиринга при проведении расчетов.

 Клиринг представляет собой способ безналичных расчетов, основанный на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары и услуги, ценные бумаги. Данная операция применяется участниками расчетов еще с середины XVIII века ввиду роста числа сделок и объема перерабатываемой информации. В настоящее время клиринг получил широкое распространение во многих странах как на товарном и фондовом рынках, так и в банковской сфере. Концентрация платежей при клиринге позволяет значительно сократить сумму взаимной задолженности, прервать цепочку неплатежей, достичь экономии платежных средств на сумму зачтенного оборота, расширить сферу безналичных расчетов и облегчить управление ими. Как следствие, упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая) наличность, и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников.

 Несмотря на то, что законодательно установленный срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта РФ, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории РФ, до сих пор значительной проблемой является задержка расчетов банками, РКЦ, предприятиями. Эти задержки связаны с большим потоком поступающих в банк бумажных носителей с финансоводенежной информацией и нарушением в расчетах по вине самих коммерческих банков. С введением расчетов банков через корсчета возникла проблема сбоев и задержек расчетов в РКЦ. Предприятие, представив в банк платежное поручение о перечислении средств в трех экземплярах, получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки - лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ, и начинаются они в тот момент, когда там производится списание средств с корсчета банка. Иногда происходят заминки и в документообороте. Некоторые банки задерживают платежные поручения своих клиентов на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, поступившие через РКЦ на счет предприятия средства банк может задержать, не сразу зачисляя их на расчетный счет организации.

 Последним по времени в ряду данных мер стало принятие Федерального закона «О национальной платежной системе от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ, который по своему содержанию соответствует обоим направлениям совершенствования. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

 Однако, несмотря на все принимаемые меры, с сожалением приходится констатировать тот факт, что в современных условиях мало кого можно удивить повторяющимися периодами финансовой нестабильности, которые порой приобретают характер кризисов. Одной из основных форм проявления данных процессов, затрагивающих абсолютно всех участников экономических отношений, является платежный кризис. Платежный кризис нельзя рассматривать как явление, значение которого ограничено исключительно денежной сферой. Он оказывает негативное влияние на различные стороны экономики страны, создает серьезные препятствия нормальному осуществлению хозяйственной деятельности организаций. Распространенным проявлением данного процесса являются проблемы со своевременностью и полнотой поступления выручки, что в свою очередь ограничивает возможность самих предприятий приобретать необходимые им материальные ресурсы и выполнять собственные обязательства.

 Серьезным проявлением кризиса неплатежей являются задержки с выдачей заработной платы рабочим и служащим, что сопровождается ухудшением их материального положения, ограничением объема платежеспособного спроса на товары и услуги. Платежный кризис и вызванное им уменьшение поступлений доходов в бюджет оказывают значительное влияние на образование бюджетного дефицита, что ограничивает возможность расходования средств государством. В условиях платежного кризиса резко уменьшаются капиталовложения.

 Для преодоления последствий платежного кризиса и недопущения их в дальнейшем целесообразно проведение широкого круга мер как в сфере производства, финансовой деятельности, бюджета, так и в сфере организации расчетов с целью обеспечения товарного оборота необходимой массой платежных средств.

 Устранение отмеченных недостатков возможно путем реализации второго направления совершенствования расчетов, связанного с использованием между клиентами банков электронных денег, как с применением кредитных и дебетовых карточек, так и без них с помощью различных форм дистанционного банковского обслуживания, таких как интернет-банкинг, мобильный банкинг и других. Данные формы платежа ускоряют время совершения безналичных расчетов, являются более удобными и дешевыми способами для клиентов банка.

 Стратегия развития платежной системы в настоящее время реализуется по двум направлениям:

 • сокращение наличных денег в обращении путем внедрения расчетов платежными картами;

 • переход к электронной системе дистанционного обслуживания банковских клиентов.

 Во многих развитых странах все больше операций проводится клиентами без посещения банка. На Западе все крупные банки предлагают своим клиентам обслуживание на дому.

 Модернизация телекоммуникационных систем, используемых для осуществления дистанционного обслуживания банковских клиентов, обусловила появление новой концепции организации банковской деятельности Dialog-banking, согласно которой многофункциональные информационные автоматы освобождают сотрудников от рутинной работы, а сами сотрудники ориентируются на контактное интеллектуальное обслуживание клиентов.

 Создание зон самообслуживания позволяет резко снизить нагрузку на специалистов операционного зала банка и соответственно сократить количество исполнителей. Создаются и полностью автоматизированные филиалы, представляющие собой помещение, оснащенное специальным банковским оборудованием. Они могут располагаться в жилых зданиях, на территории магазинов, промышленных объектов, вокзалов и т. д. и оказывают услуги в автоматическом режиме 24 часа в сутки.

 Для того чтобы воспользоваться подобными услугами, от клиента требуется наличие подключенного к интернету компьютера, а порой и мобильного телефона. Однако и при совершенствовании расчетов путем внедрения интернет-банкинга возникают проблемы, которые можно сгруппировать по определенным признакам: психологические, кадровые, юридические, финансовые.

 Психологические проблемы. Большинству рядовых потребителей приятнее иметь туго набитый бумажник, а не пластиковую карточку. Психологически на них давит страх потерять в сети свои деньги, вызванный многочисленными публикациями в прессе о массовых взломах и кражах из компьютерных систем. В данной ситуации единственный верный способ, позволяющий выработать профессиональное отношение к интернету, - нужно просто продолжать его освоение, сначала изучая, затем стараясь создать что-то свое.

 Кадровые проблемы. Качество и оперативность решения любой задачи напрямую зависят от квалификации специалистов, которые за нее берутся. Для разработки и сопровождения систем интернет-банкинга сегодня необходимы программисты, системные администраторы, Веб-дизайнеры, Вебпрограммисты, эксперты по компьютерной и коммуникационной защите, экономисты, маркетологи, юристы. Все они должны хорошо представлять себе мир интернета, что сейчас далеко не всегда достижимо. Очень трудно, например, найти юриста, который является к тому же знатоком электронных коммуникаций, да и стоить такой специалист будет недешево.

 Юридические проблемы. К числу проблем, сдерживающих развитие интернет-банкинга, относится также отсутствие четко сформулированного и систематизированного законодательства как по вопросам защиты и безопасности, так и в области электронной коммерции вообще. Необходимое юридическое обоснование собственной деятельности банкиры складывают из крупиц информации, которую выискивают в многочисленных законодательных актах, указах и инструкциях.

 Финансовые проблемы. По признаниям пионеров интернет-банкинга - достаточно раскрученные платежные комплексы становятся окупаемыми только через 2-3 года при условии сохранения динамики роста количества клиентов и увеличения оборота проходящих через них средств. Интернет не выносит дорогих решений - он рассчитан на массовость и дешевизну сервиса. А вот стоимость самой системы интернет-банкинга может быть весьма высокой. Тот, кто внедряет систему интернет-обслуживания, должен быть готов к серьезным затратам, а кроме того, ему следует по возможности точно оценить конечный выигрыш. Чрезвычайно важно здесь избежать ошибочной попытки достичь рентабельности проекта в короткие сроки - за счет увеличения стоимости обслуживания клиентов.

 Комплексное решение всех перечисленных проблем способно оказать серьезное и положительное влияние на совершенствование расчетов в России, которые, как и во всем мире, все больше и больше становятся электронными.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82038. Проектування магістральної волоконно-оптичної лінії зв’язку між м. Луцьк та м. Хмельницький 1.59 MB
  Розвиток засобів зв’язку має велике значення для ефективного керування народним господарством чіткої роботи державного апарату та всебічного задоволення населення в потребі зв’язку і технічних засобів інформації. А це потребує збільшення пропускної спроможності лінії зв’язку приблизно в 10 разів кожні 1617 років.
82039. Разработка рекламного продукта для декоративного покрытия «Модесто» 18.14 MB
  Характеристики рекламируемого товара. На основе информации собранной из различных источников составляется перечень основных характеристик товара. В качестве основных характеристик которые желательно иметь для разработки рекламного продукта можно выделить следующие: наименование товара...
82040. Основные компоненты бизнес-плана Агентства наружной рекламы 464.5 KB
  Обычно полотно перетяжки изготавливается методом трафаретной печати на хлопчатобумажной ткани. При необходимости размещения на длительный срок или при изготовлении сложного макета используется либо сублимационная печать на шелковой ткани, либо печать на баннере.
82041. Тиристорні перетворювачі 297.5 KB
  Система імпульснофазового управління в свою чергу складається із вузла що перетворює напругу управління в послідовність імпульсів визначеної тривалості форми моменти яких залежать від напруги управління; вузла підсилення імпульсів що формує імпульси з визначеними електричними параметрами.
82042. Туристическая база 13.36 MB
  Туризм можно классифицировать по различным критериям: По цели отдыха По характеру отдыха и его организации По продолжительности путешествия По сезонности Эти критерии имеют решающее значение потому что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и организацию туристического обслуживания.
82043. Изготовление изделий из бисера 6.73 MB
  В настоящее время бисерная вышивка переживает свой расцвет. Это красиво, модно, современно. Вышивкой из бисера украшают не только платья, кофточки, но и обувь, сумки и многое другое. Основой для вышивки служат холст, лен, бархат, атлас, шерсть. Сукно. Нитки следует брать армированные, чтобы бусинки их не перетирали.
82044. Країни південно-східної Азії у другій половині ХХ-го століття 7.55 MB
  Економічна колонізація В’єтнаму французьким капіталом розпочата у другій половині ХІХ ст. в умовах післявоєнного економічного буму французькі колонізатори вдалися до розширеної експлуатації людських і природних багатств В’єтнаму.
82045. Beethovens Musik ist ewig 85 KB
  Liebe Kunstfreunde, liebe Gäste! Es freut mich euch alle in diesem gemütlichen Saal zu begrüßen. Unsere außerschulische Veranstaltung ist dem genialen deutschen Komponisten Ludwig van Beethoven gewidmet. Schüler 1: Ludvig van Beethoven ist einer der größten Komponisten, Schüler 2: einer der berühmtesten Komponisten der Welt,
82046. Золоті правила країни ввічливості 77 KB
  Серед слів які ми вживаємо є чарівні слова ввічливості. Бережи свій час; тримай кожну річ на своєму місці; дотримуйся свого слова. І посміхаються У відповідь люди Добрі слова ж бо Для кожного любі.Я слова чарівні знаю Вивчила охоче І в розмові їх вживаю Зранку і до ночі Доброго здоров’я Галю Добрий день...