28281

Понятие и виды дееспособности. Порядок ее ограничения

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Гражданская дееспособность по общему правилу возникает в полном объеме по достижении 18летнего возраста. Однако закон определяет случаи когда гражданин становится полностью дееспособным до достижения указанного возраста. Вопервых в случае вступления в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления по просьбе лиц достигших возраста 16 лет; до достижения возраста 16 лет в виде исключения с учетом особых обстоятельств в случаях установленных законами субъектов Российской Федерации. Для эмансипации...

Русский

2013-08-20

16.78 KB

16 чел.

16. Понятие и виды дееспособности. Порядок ее ограничения.

Под дееспособностью понимается способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В отличие от правоспособности, которая представляет собой возможность иметь права и нести обязанности, дееспособность представляет собой возможность осуществлять правоспособность, права и обязанности своими собственными действиями. В содержании дееспособности выделяют два основных элемента: сделкоспособность (способность самостоятельного совершения сделок) и деликтоспособность (способность нести самостоятельную гражданско-правовую ответственность). Полностью дееспособный гражданин несет самостоятельную имущественную ответственность: отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, в том числе долей в имуществе, находящемся в общей собственности. Гражданская дееспособность по общему правилу возникает в полном объеме по достижении 18-летнего возраста. Однако закон определяет случаи, когда гражданин становится полностью дееспособным до достижения указанного возраста. Во-первых, в случае вступления в брак (при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления по просьбе лиц, достигших возраста 16 лет; до достижения возраста 16 лет в виде исключения с учетом особых обстоятельств — в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации). Если в последующем до достижения 18 лет брак будет расторгнут, дееспособность сохраняется в полном объеме. Лишь в случае признания брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности. Вопрос о необходимости принятия решения об утрате полной дееспособности решается по усмотрению суда с учетом психофизических качеств несовершеннолетнего. Во-вторых, в результате эмансипации — объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным. Для эмансипации необходимо наличие следующих условий в совокупности: во-первых, достижение несовершеннолетним 16-летнего возраста; во-вторых, несовершеннолетний должен работать по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя заниматься предпринимательской деятельностью. В зависимости от того, согласны законные представители на эмансипацию или нет, она производится либо по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, либо по решению суда — при отсутствии такого согласия. До достижения возраста 18 лет несовершеннолетние по мере психического созревания наделяются определенным объемом дееспособности. В жизни несовершеннолетнего закон выделяет три возрастных этапа. 1. Малолетние до 6 лет полностью недееспособны. 2. Малолетние с 6 до 14 лет наделяются ограниченной способностью к совершению сделок (частично дееспособные). По общему правилу, за несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, сделки могут совершать от их имени только их законные представители — родители, усыновители или опекуны. Такие сделки должны совершаться в интересах несовершеннолетних, за соблюдением которых осуществляется контроль органами опеки и попечительства (п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ). Однако в качестве исключения из общего правила малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать сделки, указанные в пункте 2 ст. 28 ГК РФ, а именно: — мелкие бытовые сделки, под которыми понимают сделки на небольшую сумму, исполняемые при их заключении и направленные на удовлетворение личных повседневных потребностей; — сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; — сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Малолетние полностью неделиктоспособны. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его законные представители, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица также отвечают в соответствии со статьей 1073 ГК РФ за вред, причиненный малолетними. 3. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет наделяются способностью не только к совершению некоторых сделок, но и к несению имущественной ответственности (не полностью дееспособные). В качестве общего правила установлено, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя. Письменное согласие может быть дано как до, так и после совершения сделки. Без согласия законных представителей несовершеннолетние, помимо сделок, которые они могли совершать до 14-летнего возраста, могут также самостоятельно совершать действия, указанные в пункте 2 ст. 26 ГК РФ: а) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; б) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Кроме того, несовершеннолетние могут с согласия своих законных представителей заниматься предпринимательской деятельностью. По достижении возраста 16 лет они вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в рамках своей дееспособности. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние самостоятельно несут ответственность на общих основаниях (п. 1 ст. 1074 ГК РФ). При отсутствии у несовершеннолетнего доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред возмещают законные представители несовершеннолетнего, если не докажут, что вред возник не по их вине. Дееспособность гражданина может быть ограничена либо гражданин может быть признан недееспособным только на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном главой 31 ГПК РФ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53235. In the town of English Grammar 57.5 KB
  Dear boys and girls! Today you will meet really wonderful creatures who live in a large and unusual town called English Grammar. You may ask me where this town is situated. It is far, far away from here in the middle of the Kingdom of His Majesty English Language. So you understand it is rather difficult to find the way to this Kingdom. I consider only magic can help us. First of all, we have to find a very special thing hidden in our classroom.
53237. Дидактичні ігри з навчання грамоти 115.5 KB
  Предметна компетентність: знають що слова складаються зі звуків а звуки на письмі позначаються буквами. Ігрове завдання задум: Треба все уважно слухать І назвати ті слова Де звук почують вуха І ті де його нема. Ігрові правила: вчитель називає слова а діти плескають у долоні тоді коли почують у слові потрібний звук. Розсели слова Обладнання: будиночки зі звуковими схемами слів предметні малюнки.
53238. У пошуках Весни 45 KB
  Хід заняття Діти заходять до ігрової кімнати та здивовано її оглядають.: Діти що сталося Здається ми потрапили до казки. Вихователь читає: Лист до дітей групи ЛАСТІВКА Доброго дня діти.: Діти допоможемо лісовим мешканцям Весну знайти Тоді в путь Діти підходять до казкових воріт країни Граматики та шлях їм перекривають вартові.
53239. Побудова графіків функцій за допомогою геометричних перетворень 105.5 KB
  Що таке область визначення функції Що таке область значень функції Який вигляд має лінійна функція Що таке обернена пропорційність Який вигляд має степенева функція Що є графіком квадратичної функції Який алгоритм побудови графіка квадратичної функції Як знайти координати вершини параболи Яка функція називається зростаючою спадною Яка функція називається парною непарною Для чого досліджують функцію на парність при побудові її графіка Як побудувати графік функції y=fxn маючи графік функції y=fx Як...
53240. Гражданская война 119 KB
  План изучения нового материала: Причины и суть Гражданской войны Два основных противоборствующих лагеря войны Первые вспышки войны Создание Красной армии Интервенция На фронтах Гражданской войны: Восточный фронт Южный фронт Белый Север Белый Крым 7. Создание Красной армии. В ходе боев с Корниловцами стало понятно что залог сохранения режима – создание регулярной армии. Главным организатором Красной армии стал наркомвоенмор Л.
53241. Гражданская война 1918-1921 гг. – урок для XXI века 1.11 MB
  Однако наша Гражданская война была неразрывно связана с войной за независимость России – войной против интервенции Запада. В ходе гражданской войны в России погибло несколько миллионов человек количественные оценки резко различаются. – Гражданская война как война Февраля с Октябрем – продолжение военными средствами противостояния между двумя революционными проектами России означавшими два разных...
53242. Брейн-ринг з елементами театралізації на тему «Стародавня Греція» 1.99 MB
  Про яку країну ми говоритимемо Стародавня Греція Якої мети ми повинні досягти Чого ви очікуєте від цього брейн – рингу Завдання : назвати моря якими омивається Греція за кожну вірну назву І бал Середземне Егейське Іонічне Тірренське Завдання : Із міфа який вам будуть розповідати назвати дійових осіб. ВЕДУЧА: Чим же закінчилась ця історія Ш Завдання: Кожній команді слід за 3040 секунд розповісти кінець...
53243. Греция в XI-VI ст. до н.э 48.5 KB
  Развивать умения работать со схемами картами информационными текстами; делать самостоятельные суждения. методом рассказа учителя работа со схемой понятиями . Работа с картой. Рассказ учителя работа со схемой.