28288

Возникновение и прекращение юридического лица

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Реорганизация представляет собой прекращение деятельности одной организации с переходом прав и обязанностей к другой организации. Реорганизация ЮЛ осуществляется в таких формах как: слияние нескольких юридических лиц в одно; присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому; разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций; выделение из состава юридического лица не прекращающего при...

Русский

2013-08-20

16.51 KB

1 чел.

23. Возникновение и прекращение юридического лица.

Традиционно существуют три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный. Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (государственные и муниципальные унитарные предприятия). При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако необходимо согласие соответствующих государственных или муниципальных органов на его создание (например, создание банков). Явочно-нормативный порядок означает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно лишь "явиться" для регистрации. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается (хозяйственные общества и товарищества).

При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы (учредительный договор или устав либо и то и другое). В них должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т.д. (ст. 52 ГК РФ). Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. В соответствии с ГК РФ юридические лица должны регистрироваться в уполномоченном государственном органе (органе Федеральной налоговой службы РФ) в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Деятельность организации может прекращаться двумя способами: при реорганизации либо при ликвидации.

Реорганизация представляет собой прекращение деятельности одной организации с переходом прав и обязанностей к другой организации. Реорганизация ЮЛ осуществляется в таких формах, как:

- слияние нескольких юридических лиц в одно;

- присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;

- разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;

- выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;

- преобразование юр. лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность, по крайней мере, одного ЮЛ, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным ЮЛ в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося ЮЛ.

Реорганизация юридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения) (ст. 58 ГК РФ).

О проводимой реорганизации обязательно письменно извещаются кредиторы, которые могут при этом потребовать досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения связанных с этим убытков.

Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации вновь возникших ЮЛ, а в случае присоединения — с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного ЮЛ (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Ликвидация ЮЛ представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Поскольку права и обязанности ЮЛ не переходят к правопреемникам, задача обеспечения прав и интересов кредиторов (других участников имущественного оборота) приобретает здесь еще большую важность, чем в случаях его реорганизации. Поэтому закон устанавливает специальный порядок ликвидации ЮЛ.

Ликвидация может осуществляться добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то органа ЮЛ, в частности, по истечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось (например, дирекция строящегося предприятия прекращает свою деятельность после сдачи готового объекта в эксплуатацию). Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Основаниями для нее являются осуществление ЮЛ своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также противоречие этой деятельности законодательным запретам (в том числе при систематическом нарушении своей специальной правоспособности некоммерческой организацией). Случаи принудительной ликвидации ЮЛ могут предусматриваться только ГК РФ. К ним относится также признание судом недействительной регистрации ЮЛ из-за допущенных при его создании неустранимых нарушений законодательства, поскольку в этом случае «добровольная» по форме ликвидация ЮЛ, по сути, носит вынужденный (принудительный) характер. Особым случаем ликвидации ЮЛ является его несостоятельность (банкротство). Ликвидация ЮЛ может быть как недействующее ЮЛ (ФЗ от 2 июля 2005 г. N 83-ФЗ) ЮЛ, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия рег. органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое ЮЛ может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим ФЗ. Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17376. Грошово-кредитна система 83.5 KB
  1. Грошова маса та її структуру. Валютна система. 2. Кредит: сутність функції принципи форми. 3. Банки: їх діяльність і операції. Банківська система України. 4.Грошовокредитна політика держави. 1. Грошова маса та її структуру. Валютна система. Грошова система це є фо...
17377. Фінансово-бюджетна політика держави 86 KB
  5. Фінанси: сутність та функції. Фінансова система та її структура. 6 . Податки: функції та види. Природа податку на додану вартість. Ставка оподаткування та крива Лаффера. 7. Держбюджет і джерела його наповнення. Бюджетний дефіцит. Державний борг: зовнішній внутрішній. Д
17378. ОСНОВНІ ПОНЯТТЯ ПОДАТКОВОЇ ТЕРМІНОЛОГІЇ 64.5 KB
  ОСНОВНІ ПОНЯТТЯ ПОДАТКОВОЇ ТЕРМІНОЛОГІЇ В основі вивчення податкової системи і механізмів оподатковування повинне лежати повне і точне розуміння податкової термінології і понять що розкривають суть оподатковування. Розглянемо основні елементи що характеризую
17379. Грошова маса 166 KB
  Грошова маса Г.м. обсяг випущених в обіг паперових грошових знаків банківських та казначейських білетів металевих монет і депозитних грошей грошових засобів на поточних рахунках в банках. У статистиці розвинутих країн існує декілька понять гро
17380. МІЖНАРОДНА ЕКОНОМІКА 75.5 KB
  МІЖНАРОДНА ЕКОНОМІКА Міжнародна економіка іnternational есоnomics це частина теорії ринкової економіки яка вивчає закономірності взаємодії господарюючих суб'єктів різної державної приналежності в області міжнародного обміну товарами руху капіталів факторів виробництва ...
17381. Інтернаціоналізація виробництва 201.5 KB
  1. Інтернаціоналізація виробництва. Міжнародний поділ праці і кооперація праці. 2.Міжнародна торгівля товарами і послугами. Торгівельні барєри. СОТ і ГАТТ. 3.Міжнародна міграція капіталу і робочої сили. Злиття та поглинення економічних субєктів ринку. 4.Іноземніміжн...
17382. Міжнародна трудова міграція та процес міжнародної інвестиційної взаємодії 78.5 KB
  Міжнародна трудова міграція та процес міжнародної інвестиційної взаємодії Міжнародна трудова міграція: суть та причини виникнення. Явище міжнародної міграції населення досить давнє і залишило помітний слід у розвитку людства. Більша частина населення деяких...
17383. Економічна інтеграція 63.5 KB
  Економічна інтеграція Міжнародна економічна інтеграція це вищий рівень розвитку міжнародних економічних відносин коли інтернаціоналізація господарського життя проявляється у переплетінні національних господарств двох або кількох країн та проведенні ними узгодж
17384. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ 92.5 KB
  Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Содержание 1. О границах социологии и ее истории 2. Онтологические критерии социологического знания 3. Эпистемологические критерии 4. Этические критерии 5. Институциональноорганизационные критерии 6.