28316

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Государственные и муниципальные унитарные предприятия это коммерческая организация не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Соответственно унитарные пред приятия подразделяются на государственные федеральные предприятия предприятия субъектов Федерации и муниципальные. № 161ФЗ О государственных и муниципальных унитарных предприятиях далее Закон об унитарных предприятиях и иными правовыми актами.

Русский

2013-08-20

15.66 KB

3 чел.

35. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, имущество которой является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), поэтому оно и называется унитарным (от фр. unitaire — единый). Унитарное предприятие не наделено правом собственности на закрепленное за ним имущество (ст. 113 ГК РФ). Право собственности на это имущество сохраняется за его учредителем, которым может выступать только государство (как Российская Федерация, так и ее субъект) либо муниципальное образование. Соответственно, унитарные пред- приятия подразделяются на государственные (федеральные предприятия, предприятия субъектов Федерации) и муниципальные.

Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований, не допускается.

Правовое положение унитарных предприятий регулируется ГК РФ, а также Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон об унитарных предприятиях) и иными правовыми актами.

Унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных в пункте 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях. Как правило, они создаются для осуществления тех видов деятельности, которые призваны обеспечить публичные интересы. Например, для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; разработки и производства отдельных

видов продукции, обеспечивающей национальную безопасность Российской Федерации; производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Унитарные предприятия создаются на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа и подлежат государственной регистрации. Для государственной

регистрации унитарного предприятия необходимо предоставить не только решение о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, но также сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (п. 2 ст. 10 Закона об унитарных предприятиях). Учредительным документом является устав, который утверждается соответствующим органом. Унитарные предприятия наделяются специальной правоспособностью, поэтому в уставе в обязательном порядке должны быть указаны сведения о предмете и целях деятельности предприятия.

От имени унитарного предприятия действует единоличный исполнительный орган — руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им

подотчетен.

Собственник принимает активное участие в управлении унитарным предприятием (осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества, дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия, принимает решение о реорганизации или ликвидации предприятия и т. д.).

В зависимости от объема прав предприятия на закрепленное за ним имущество различаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные предприятия), и предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Содержание этих ограниченных вещных прав раскрывается в главе 19 ГК РФ.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Собственник имущества такого предприятия не отвечает по его обязательствам, за исключением случаев, когда несостоятельность предприятия вызвана исполнением обязательных для него указаний собственника — при недостаточности имущества предприятия собственник привлекается к субсидиарной ответственности.

Минимальный размер уставного фонда государственного предприятия составляет 5000 минимальных размеров оплаты труда, муниципального — 1000 МРОТ на дату регистрации предприятия. Уставный фонд должен быть полностью сформирован в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может быть признано несостоятельным (банкротом).

Казенное предприятие также отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Однако в случае его недостаточности собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия.

Вследствие этого оно не может быть признано банкротом. В соответствии с законом в казенном предприятии уставный фонд не формируется.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73260. Особенности религиозного и религиоведческого образования в государственных образовательных учреждениях РФ 80.52 KB
  Причины введения курса основы религиозных культур и светской этики в современных школах. Цели и задачи курса. Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Реализация этих целей в культурологических религиоведческих курсах.
73262. Высокоскоростной наземный транспорт 31.62 KB
  Движение таких поездов как правило осуществляется по специально выделенным железнодорожным путям высокоскоростной магистрали ВСМ либо на магнитном подвесе Маглев. Благодаря быстроте обслуживания и высокой скорости движения они составляют серьёзную конкуренцию другим видам транспорта сохраняя при этом такое свойство всех поездов как низкая себестоимость перевозок при большом объёме пассажиропотока. Впервые регулярное движение высокоскоростных поездов началось в 1964 году в Японии по проекту Синкансэн.
73263. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 916.5 KB
  Дисциплина Экономика предприятия входит в блок общепрофессиональных экономических дисциплин. Методические рекомендации разработаны на основе программы Экономика предприятия призвана помочь студенту более глубоко изучить теоретические и практические вопросы связанные с экономической сферой деятельности предприятия законодательноправовые и нормативные документы в данной области выработать...
73264. РЕКОНСТРУКЦИЯ РАЙОНА ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ 49.75 MB
  Цель и задачи курсового проекта Цель курсового проекта разработка проекта реконструкции района жилой застройки. В содержание работы по курсовому проектированию входит решение следующих задач: проведение общего обследования жилой застройки: Сбор исходной информации о жилой застройке посредством проведения натурных изысканий; Построение картограммы жилищного фонда; Разработка возможных реконструктивных мероприятий; Построение картограммы возможных реконструктивных мероприятий...
73266. Технология организации технического обслуживания и ремонта устройств автоматики и телемеханики на железной дороге 286 KB
  Основной задачей работников дистанции сигнализации и связи является обеспечение эксплуатационной надёжности устройств автоматики телемеханики и связи при безусловном соблюдении всех требований безопасности движения поездов. Это рекомендуется: Инструкцией по техническому обслуживанию устройств СЦБ ЦШ 720. Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту...