28316

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Государственные и муниципальные унитарные предприятия – это коммерческая организация не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Соответственно унитарные пред приятия подразделяются на государственные федеральные предприятия предприятия субъектов Федерации и муниципальные. № 161ФЗ О государственных и муниципальных унитарных предприятиях далее Закон об унитарных предприятиях и иными правовыми актами.

Русский

2013-08-20

15.66 KB

3 чел.

35. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, имущество которой является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), поэтому оно и называется унитарным (от фр. unitaire — единый). Унитарное предприятие не наделено правом собственности на закрепленное за ним имущество (ст. 113 ГК РФ). Право собственности на это имущество сохраняется за его учредителем, которым может выступать только государство (как Российская Федерация, так и ее субъект) либо муниципальное образование. Соответственно, унитарные пред- приятия подразделяются на государственные (федеральные предприятия, предприятия субъектов Федерации) и муниципальные.

Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований, не допускается.

Правовое положение унитарных предприятий регулируется ГК РФ, а также Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон об унитарных предприятиях) и иными правовыми актами.

Унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных в пункте 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях. Как правило, они создаются для осуществления тех видов деятельности, которые призваны обеспечить публичные интересы. Например, для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; разработки и производства отдельных

видов продукции, обеспечивающей национальную безопасность Российской Федерации; производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Унитарные предприятия создаются на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа и подлежат государственной регистрации. Для государственной

регистрации унитарного предприятия необходимо предоставить не только решение о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, но также сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (п. 2 ст. 10 Закона об унитарных предприятиях). Учредительным документом является устав, который утверждается соответствующим органом. Унитарные предприятия наделяются специальной правоспособностью, поэтому в уставе в обязательном порядке должны быть указаны сведения о предмете и целях деятельности предприятия.

От имени унитарного предприятия действует единоличный исполнительный орган — руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им

подотчетен.

Собственник принимает активное участие в управлении унитарным предприятием (осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества, дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия, принимает решение о реорганизации или ликвидации предприятия и т. д.).

В зависимости от объема прав предприятия на закрепленное за ним имущество различаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные предприятия), и предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Содержание этих ограниченных вещных прав раскрывается в главе 19 ГК РФ.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Собственник имущества такого предприятия не отвечает по его обязательствам, за исключением случаев, когда несостоятельность предприятия вызвана исполнением обязательных для него указаний собственника — при недостаточности имущества предприятия собственник привлекается к субсидиарной ответственности.

Минимальный размер уставного фонда государственного предприятия составляет 5000 минимальных размеров оплаты труда, муниципального — 1000 МРОТ на дату регистрации предприятия. Уставный фонд должен быть полностью сформирован в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может быть признано несостоятельным (банкротом).

Казенное предприятие также отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Однако в случае его недостаточности собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия.

Вследствие этого оно не может быть признано банкротом. В соответствии с законом в казенном предприятии уставный фонд не формируется.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72493. Первая медицинская помощь при травмах 79 KB
  Травма (от греч. trаuma — рана) — повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванное механическими или иными воздействиями (например, вывихи, растяжения, переломы). Травматология – наука о травмах и их лечении.
72494. Упражнение в свободе 69 KB
  Это не расхожая мораль: поблудил покайся вернись; или слезная история возвращения неузнанного сына столь любезная чувствительным сирийцам дар слезный в противовес египетской памяти смертной а что-то совершенно поразительное: поражающее как молния – аз есмь Этот опыт себя в истории философии и в жизни...
72495. Філософсько-теоретичні основи історії української культури 56.5 KB
  У середні віки набуває поширення комплекс значень згаданого слова, згідно з яким культура стала асоціюватися з міським укладом життя, а пізніше, в епоху Відродження, — з досконалістю людини. Нарешті, у XVIII ст. слово культура набуло самостійного наукового значення.
72496. Історичні умови виникнення та джерела формування української культури 58.5 KB
  Жоден фактор, що визначає нації сучасного світу, не може пояснити самобутність кожної національної культури. Тільки у неповторному комплексі природних, расово-етнічних, мовних та геополітичних факторів, що діяли в конкретному історичному часі, й формувалися народи теперішнього світу...
72497. Понятие, предмет и задачи социально-экономической статистики 508 KB
  Статистика населения Статистика населения решает задачи по изучению численности населения движения населения уровня доходов и расходов населения и уровня неравенства населения в разрезе различных территорий. Данные о численности населения берутся по данным переписи населения.
72498. Предмет, метод, задачи статистики 789.5 KB
  Статистика – это наука, которая присущими ей методами изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной и дает числовые выражения закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.
72499. Содержание ощущений Б.М. Шуранов 43.76 KB
  Примеры ощущений: зелёный цвет, горький вкус, звук «си», гладкая поверхность, горячее. Помимо двух капитальных общефилософских проблем, связанных с нематериальным миром, к которому принадлежат ощущения – психофизической и психофизиологической – есть ещё 2 важнейших подхода к рассмотрению природы нематериального...
72500. СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В 1920-1930-е гг.: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ 159.5 KB
  В 1922 г. в руководстве РКП (б) возникло два проекта объединения. И.Сталин, В.Куйбышев и Ф.Дзержинский отстаивали план автономизации. Согласно ему все республики входили в состав РСФСР на правах автономных образований. В.Ленин выступал за равноправный союз республик, где РСФСР имела бы такой же статус, как и другие государства.
72501. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ 479 KB
  В рыночных условиях объемы продаж и цены подвержены колебаниям поэтому уровень покрытия затрат доходами получается Разным и по видам продукции покупателям и по группам расходов и по отчетным периодам. Сложность контроллинга связана с классификацией затрат.