28316

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Государственные и муниципальные унитарные предприятия – это коммерческая организация не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Соответственно унитарные пред приятия подразделяются на государственные федеральные предприятия предприятия субъектов Федерации и муниципальные. № 161ФЗ О государственных и муниципальных унитарных предприятиях далее Закон об унитарных предприятиях и иными правовыми актами.

Русский

2013-08-20

15.66 KB

3 чел.

35. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, имущество которой является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), поэтому оно и называется унитарным (от фр. unitaire — единый). Унитарное предприятие не наделено правом собственности на закрепленное за ним имущество (ст. 113 ГК РФ). Право собственности на это имущество сохраняется за его учредителем, которым может выступать только государство (как Российская Федерация, так и ее субъект) либо муниципальное образование. Соответственно, унитарные пред- приятия подразделяются на государственные (федеральные предприятия, предприятия субъектов Федерации) и муниципальные.

Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований, не допускается.

Правовое положение унитарных предприятий регулируется ГК РФ, а также Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон об унитарных предприятиях) и иными правовыми актами.

Унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных в пункте 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях. Как правило, они создаются для осуществления тех видов деятельности, которые призваны обеспечить публичные интересы. Например, для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; разработки и производства отдельных

видов продукции, обеспечивающей национальную безопасность Российской Федерации; производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Унитарные предприятия создаются на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа и подлежат государственной регистрации. Для государственной

регистрации унитарного предприятия необходимо предоставить не только решение о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, но также сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (п. 2 ст. 10 Закона об унитарных предприятиях). Учредительным документом является устав, который утверждается соответствующим органом. Унитарные предприятия наделяются специальной правоспособностью, поэтому в уставе в обязательном порядке должны быть указаны сведения о предмете и целях деятельности предприятия.

От имени унитарного предприятия действует единоличный исполнительный орган — руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им

подотчетен.

Собственник принимает активное участие в управлении унитарным предприятием (осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества, дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия, принимает решение о реорганизации или ликвидации предприятия и т. д.).

В зависимости от объема прав предприятия на закрепленное за ним имущество различаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные предприятия), и предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Содержание этих ограниченных вещных прав раскрывается в главе 19 ГК РФ.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Собственник имущества такого предприятия не отвечает по его обязательствам, за исключением случаев, когда несостоятельность предприятия вызвана исполнением обязательных для него указаний собственника — при недостаточности имущества предприятия собственник привлекается к субсидиарной ответственности.

Минимальный размер уставного фонда государственного предприятия составляет 5000 минимальных размеров оплаты труда, муниципального — 1000 МРОТ на дату регистрации предприятия. Уставный фонд должен быть полностью сформирован в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может быть признано несостоятельным (банкротом).

Казенное предприятие также отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Однако в случае его недостаточности собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия.

Вследствие этого оно не может быть признано банкротом. В соответствии с законом в казенном предприятии уставный фонд не формируется.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64506. Основные свойства формы костюма 32.5 KB
  Создание художественно-выразительной формы основная задача художника-модельера так как именно изменение формы одежды и является модой. Рассмотрим важнейшие из них помогающие созданию художественной выразительности предмета: величина это соотношение размеров формы с размерами других форм при их сопоставлении...
64507. «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬУТРА РЕЧИ» КАК ЯЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА 15.65 KB
  Это определенный уровень владения нормами литературного языка степень умения использовать различные средства языка в соответствии с целями и задачами речи. Коммуникативный аспект КР: Высокая культура речи заключается в умении найти...
64509. Бытие науки. Характеристика основных аспектов бытия науки 29 KB
  Наука как познавательная деятельность. Как и другие способы познания наука возникает из практической деятельности людей. В отличие от этого наука однажды возникнув из практики по мере дальнейшего развития начинает...
64510. Принцип недискриминации в соглашениях ВТО 15.92 KB
  Основной принцип развития современной мжд. торговой системы – недискриминация. Он реализуется через РНБ – означает, что преимущества предоставленные товару из одной из договаривающихся сторон, должны распространяться на все аналогичные товары всех договаривающихся сторон.
64511. Структура и закономерности развития экономических отношений. Производительные силы структура, закономерности и формы развития 60 KB
  Экономические отношения объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу производства присвоения обмена и потребления благ в особенности продуктов труда. Экономика наука о рациональном поведении людей в процессе производства распределения потребления благ в мире...
64512. Расчеты испарения с поверхности реки Яны 1.03 MB
  Получить необходимые данные для расчёта испарения с реки Яна; рассмотреть основные методики расчета испарения и выбрать наиболее подходящую формулу для расчёта; произвести расчет испарения на конкретном примере.
64513. Понятие науки, ее основные аспекты: наука как знание, как среда деятельности, как социальный институт 41 KB
  Наука представляет собой очень сложный и во многих отношениях противоречивый в своем эмпирическом бытии объект. Так весьма противоречивым логически несовместимым является диахронное историческое многообразие форм науки: Древняя восточная преднаука особенностями которой являлись непосредственная...
64514. Социальная психология как наука. Место социальной психологии в системе научного знания: взаимосвязь с философией, социологией, другими гуманитарными науками 33.5 KB
  Социология как система знаний не может развиваться и реализовывать свои функции не взаимодействуя с другими науками. То что социология занимает общее место среди общественных и гуманитарных наук не означает что она является философской наукой.