28419

Привилегии и иммунитеты международных организаций

Доклад

Международные отношения

Большое влияние на становление и объем привилегий и им_мунитетов международных организаций оказала практика при_менения дипломатических привилегий и иммунитетов т. Тот факт что привилегии и иммунитеты международных организаций почти совпадают или близки по объему привиле_гиям и иммунитетам дипломатических представительств госу_дарств за рубежом однако не дает никаких оснований считать или именовать первые как дипломатические привилегии и иммунитеты поскольку осуществление дипломатии присуще только государствам но не международным...

Русский

2013-08-20

168.91 KB

33 чел.

Привилегии и иммунитеты международных организаций складывались постепенно: необходимость их предоставления международным организациям не сразу была осознана и тем более не сразу нашла признание и практическое воплощение.

Большое влияние на становление и объем привилегий и им_мунитетов международных организаций оказала практика при_менения дипломатических привилегий и иммунитетов, т. е. тех привилегий и иммунитетов, которыми пользуются дипломати_ческие представительства государств, являющиеся зарубежны_ми государственными органами внешних сношений.

Простое сопоставление привилегий и иммунитетов между_народных организаций с привилегиями и иммунитетами дипло_матических представительств свидетельствует об их большой близости, а нередко и совпадении. Так, согласно Венской конвенции  о дипломатических сношениях 1961 г., дипломатиче_скому представительству иностранного государства предостав_ляются такие привилегии и иммунитеты, как право пользова_ния флагом и эмблемой аккредитующего (посылающего) государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения; неприкосновенность представительства, а также его архивов и документов в любое время и независимо от их местонахождения; свобода сношений; освобождение от налогов и т.д.

Фактически такими же привилегиями и иммунитетами в на_стоящее время пользуются и международные организации. На_пример, в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммуни_тетах ООН 1946 г. Организации Объединенных Наций государствами-членами  предоставляются неприкосновенность помеще_ний, архивов и документов, освобождение от налогов и тамо_женных пошлин, свобода сношений, право на флаг и эмблему и т. д. Тот факт, что привилегии и иммунитеты международных организаций почти совпадают или близки по объему привиле_гиям и иммунитетам дипломатических представительств госу_дарств за рубежом, однако, не дает никаких оснований считать или именовать первые как дипломатические привилегии и иммунитеты, поскольку осуществление дипломатии присуще только государствам, но не международным межправительст_венным организациям. В связи с этим вряд ли оправдано использование термина «дипломатический» применительно к международным организациям.

Сказанное о привилегиях и иммунитетах международных организаций в полной мере относится и к оценке привилегий и иммунитетов международных служащих, составляющих персо_нал международной организации. Поскольку международные служащие находятся на службе в международной организации, ясно, что их нельзя считать исполняющими обязанности дипло_матических представителей отдельных государств. В связи с этим не совсем «правильным оказывается применение термина «дипломатический» к тем привилегиям и иммунитетам, которыми  международные служащие пользуются при исполнении своих служебных обязанностей. Ни в коем случае нельзя со_гласиться с той точкой зрения, что к области дипломатическо_го права относится «режим деятельности международных должностных лиц»19.  Режим деятельности международных должностных лиц, находящихся на службе международной ор_ганизации, равно как и ее самой, входит как составная часть в право международных организаций, но не дипломатического права20.

Распространение дипломатического права на международ_ные организации и их персонал объясняется почти дословным совпадением привилегий и иммунитетов дипломатических учреждений  и их персонала с привилегиями и иммунитетами международных организаций и их персонала. Но это чисто внешнее совпадение, так как у дипломатических учреждений и международных организаций совершенно различная правовая природа. Если в одном случае привилегии и иммунитеты пре_доставляются государственному зарубежному органу и его представителям, то в другом — международной организации и ее служебному персоналу.

Сравним теперь привилегии и иммунитеты дипломатических. представителей (агентов) государств с привилегиями и имму_нитетами служащих международных организаций.

Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., дипломатическому агенту прежде всего гарантируется личная неприкосновенность. Он не подлежит аресту или задер_жанию в какой бы ни было форме. Его частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и по_мещения дипломатического представительства. Он имеет имму_нитет от уголовной, гражданской и административной юрисдик_ции государства пребывания, в двух последних случаях за не_которыми исключениями. Дипломатический агент освобождается  от всех налогов, сборов и пошлин.

Что касается привилегий и иммунитетов тужащих между_народных организаций, то они сводятся к следующим положе_ниям: все должностные лица международных организаций

1) не подлежат судебной ответственности за сказанное или на_писанное ими или за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц;

2) освобождаются от обложения налогами окладов и вознаграждений, уплачиваемых им международной организацией;

3) освобождаются от государственных служебных повинностей;

4) освобождаются вместе с женами и родственниками, находящимися на их иждивении, от ограничений по иммиграции и от регистрации иностранцев и т. д.

Привилегии и иммунитеты должностных лиц международных организаций применительно к ООН весьма подробно изложены в ст. 5 разд. 18 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций. Они предоставляются всем должностным лицам ООН. Нетрудно заметить, что по своему объему эти привилегии и иммунитеты значительно уступают дипломатическим привилегиям и иммунитетам. Видимо, учитывая  это и стремясь к тому, чтобы наивысшая категория должностных лиц ООН была обеспечена такими же привилегиями и иммунитетами, что и дипломатические представители отдельных государств, в ст. 5 разд. 19 Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН предусмотрено, что "кроме иммунитетов и привилегий,  указанных в разд. 18, Генеральный Секретарь и все помощники Генерального Секретаря пользуются в отношении себя, своих жен и несовершеннолетних детей привилегиями и иммунитетами, изъятиями и льготами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломатическим представителям".

Как правильно отмечает М. В. Митрофанов, «привилегии и иммунитеты  международных служащих имеют самостоятельные предпосылки и источники  возникновения, тенденции и этапы развития, которые принципиально отличаются от происхождения, тенденций и этапов  развития дипломатических привилегий и иммунитетов», в связи с чем, считает он, они должны быть выделены в самостоятельный институт современного международного права21.  Именно такой подход позволяет, несмотря на близость и даже совпадение в ряде случаев, по объему отделять привилегии и иммунитеты должностных лиц международных организаций от привилегий и иммунитетов дипломатических представителей государств, ибо должностные лица находятся на службе международной организации, а дипломатические представители — на службе государства. И как ни велико, в особенности в последнее время, значение международных организаций, их недопустимо смешивать и приравнивать к государствам. Государства являются изначальными erga omnes субъектами международного права, только они имеют право выступать по любым вопросам международных отношений. Что же касается международных организаций, то их правосубъектность носит производный характер, она ограничена определенными рамками, устанавливаемыми в их учредительных актах и нормах международного права.

Отсюда недопустимость наименования привилегий и иммунитетов международных организаций как дипломатических, а равно и их включение в дипломатическое право. На мой взгляд, привилегии и иммунитеты международных организации и их служебного персонала входят составной частью в право международных организаций. Следует полностью согласиться с О. В. Богдановым в том, что «частью этого, а не дипломатического права и является раздел, затрагивающий режим учреждений и персонал международных организаций»22.

Что же касается привилегий и иммунитетов постоянных представительств государств при международных организациях и их. персонала, то они, бесспорно, имеют дипломатический характер.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49298. Характеристика різних інформаційно-довідкових підсистем, правової підтримки керівництва підприємства Українських розробників 60.96 KB
  2 Проблеми правової підтримки керівництва підприємства Метою державної підтримки підприємництва є: 1 створення умов для позитивних структурних змін в економіці України; 2 сприяння формуванню і розвитку підприємництва становлення підприємництва як провідної сили в подоланні негативних процесів в економіці та забезпечення сталого позитивного розвитку суспільства; 3 підтримка вітчизняних виробників; 4 формування умов для забезпечення зайнятості населення України запобігання безробіттю створення нових робочих місць. Державна підтримка...
49299. Малохвильовий перетворювач WAVELET 581.78 KB
  Дискретне Wvelets перетворення 11 Приклади застосування Wvelets перетворення. Інакше називають Wvelet аналізом. Слово Wvelet в перекладі з англійської мови означає елементарну хвилю.
49300. Періодичні видання 2.17 MB
  Потужні редактори для опису операцій звязків і обчислення витрат на виконання робіт; Ієрархічна структура діаграм що полегшує послідовне уточнення елементів моделі; Контекстні діаграми для опису меж системи області дії призначення обєктів; Декомпозиційні діаграми для опису особливостей...
49301. Проектування електричного освітлення системи загального рівномірного й евакуаційного освітлення заготівельного цеху 185.46 KB
  Світлотехнічний розрахунок системи загального рівномірного освітлення й визначення одиничної встановленої потужності джерел світла в приміщеннях. Вибір джерел світла типу світильників їхнього розміщення світлотехнічний розрахунок евакуаційного освітлення. Визначення місць розташування щитків освітлення й траси електричної мережі.
49302. Топографические съемки крупного масштаба 443.92 KB
  Для этого выбирается ось маршрута сопвадающая с северной рамкой. При создании карты масштаба 1:5000 с высотой сечения рельефа 2м высотные опознаки совмещают с плановыми планововысотные опознаки ОПВ. В качестве ОПВ выбирают чёткие контурные точки положение которых можно определить на снимке и отождествить на местности с точностью не превышающей 0. Нельзя ОПВ выбирать на крутых склонах на округлых контурах лета и сельскохозяйственных угодьях а также высоких построек.
49303. MathML как средство разметки 86.64 KB
  MathML реализует две точки зрения на математическую разметку. Один из ее видов - это разметка представления (Presentation Markup), которая описывает визуальную форму представления математической формулы. Второй - разметка содержания (Content Markup), выражающая семантическое содержание.
49304. Обзорный диспетчерский радиолокатор 60.03 KB
  Построение зоны обзора РЛС в вертикальной плоскости без учета влияния земной поверхности. Построение зоны обзора РЛС в вертикальной плоскости с учетом влияния земной поверхности . Построение зоны РЛС в горизонтальной плоскости с учетом углов закрытия . Условные обозначения Pu – импульсная мощность РЛС; – длительность импульса; G – коэффициент усиления антенны; λ – длина волны; ϭц – эффективная поверхность рассеивания ЭПР цепи; rэ – радиус экрана индикатора; Pn.