28437

Записи. Структура объявления типа записи. Оператор присоединения WITH. Использование записи с вариантными полями. Примеры

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Записи. Структура объявления типа записи. Использование записи с вариантными полями. Примеры Запись – это структура данных состоящая из фиксированного числа компонентов называемых полями записи.

Русский

2013-08-20

48.5 KB

7 чел.

Тема 6. Записи. Структура объявления типа записи. Оператор присоединения  WITH. Использование записи с вариантными полями. Примеры

Запись – это структура данных, состоящая из фиксированного числа компонентов, называемых полями записи. В отличие от массива компоненты (поля) записи могут быть различного типа.

При определении типа RECORD для каждого поля указывается идентификатор и тип поля.

Общий вид описания типа RECORD:

TYPE <имя типа>= RECORD

< список полей >

END.

Здесь < имя типа > - правильный идентификатор, < список полей> -список полей; представляет собой последовательность разделов записи, между которыми ставится точка с запятой.

TYPE NTYPE =RECORD

ID 11, ID 12, …, ID 1N: TYPE1;

ID K1, ID K2, …, ID KN: TYPEK;

END;

Каждый раздел записи состоит из одного или нескольких идентификаторов полей, отделяемых друг от друга запятыми. За идентификаторами полей через двоеточие указывается тип полей, например:

Type DAT=RECORD

DEN: 1.. 31;

MEC: 1.. 12;

GOD: INTEGER;

END;

VAR DR, DPL: DAT;

Как и в массиве, значения переменных типа записи можно присваивать другим переменным того же типа, например:

DP:=DR;

Для обращения к полям записи, используется составное имя, т. е. указывается имя переменной типа RECORD, затем через точку указывается имя поля:

DR.DEN: = 3;

DR.MEC: =11;

DR.GOD:=2000;

Для вложенных полей приходится продолжать уточнения:

TYPE DAT=RECORD

DEN, MEC: BYTE;

GOD: WORD;

END;

VAR SV: RECORD

NAME: STRING;

DATR: DAT;

END;

BEGIN

IF SV.DATR.GOD>1980 THEN…

END.

В языке Паскаль можно использовать тип RECORD при описании других структурированных типов. Например, описание массива записей имеет вид:

TYPE GRUP=(ST1, ST2, ST3, ST4);

VAR MASDAT: ARRAY [GRUP] OF DAT;

где DAT-описанная выше запись;

MASDAT – массив, состоящий из записей дат рождения студентов.

Для занесения даты рождения например 1-го студента используются следующие операторы:

MASDAT. [ST1]. DEN: =7;

MASDAT [ST1]. MEC: =11;

MASDAT [ST1]. GOD: =1983;

Оператор WITH.

Для обращения к полям записей используются составные имена, перечисляются имена полей более старших структур.

Для сокращения записи составных имен (для облегчения доступа к полям записи) используется оператор присоединения WITH. Его общий вид:

WITH <переменная> DO

<оператор>;

<переменная>- имя переменной типа RECORD, за которым, возможно, следует список вложенных полей;

<оператор> - любой оператор Паскаля.

Пример: для занесения даты рождения в приведенном выше примере достаточно выполнить операторы:

WITH MASDAT [ST1] DO

BEGIN

DEN: =7;

MEC: =11;

GOD: =1983;

END;

WITH SV. DATR DO MEC: =11; эквивалентно WITH SV DO WITH DATR DO MEC: =11;

 В операторе WITH можно использовать запятую, если необходимо указать более одного типа записи. Запятая служит сокращением для вложенных операторов WITH. Оператор WITH а, b DO... эквивалентен WITH а DO WITH b DO…

Таким образом, во внутреннем операторе можно использовать компоненты обеих записей. Например:

TYPE KRUG: =RECORD

RADIUS: REAL;

CENTER: RECORD

X, Y: REAL

END;

END;

VAR K: KRUG;

 Переменной K присвоить значение, соответствующее кругу радиуса 2.5 с центром в т. (0, 1.8)

  1.  WITH K DO BEGIN RADIUS: 2.5; CENTER.X: = 0; CENTER.Y: =1.8;END;

WITH K DO BEGIN RADIUS: 2.5; WITH CENTER DO BEGIN X: =0; Y: =1.8; END;

WITH K, CENTER DO BEGIN RADIUS: -2.5; X: =0;Y: =1.8;END;

Записи, рассмотренные выше, - это записи с фиксированными частями. В языке Паскаль имеется средство, позволяющее описывать записи переменной структуры. В этом случае список может содержать вариантную часть.

Тогда в описании типа записи после фиксированной части перечисляются все возможные варианты в этой структуре, а при работе осуществляется выбор одного из вариантов с помощью оператора CASE.

Общий вид описания записи с вариантами

Type NTYPE =RECORD

ID11, ID12, …, ID1N: TYPE 1;

IDK1, IDK2, …, IDKN: TYPEK;

CASE L: TYPE L OF

C1: (T11: TYPE 11;T12: TYPE12, …);

C2:(T21: TYPE 21; T22: TYPE 22, …);

CK: (TK1: TYPE K1; TK2; TYPE K2;…)

END;

VAR Z: NTYPE;

где NTYPE – имя типа; L –переменная называемая полем признака, TYPEL – тип признака; С1, С2, ..., Ск – константы выбора, должны принадлежать типу переменной L: T1, Т2, ... – список полей, соответствующих каждой константы выбора (поля является компонентами варианта)

Замечания

  1.  Любая запись может иметь только одну вариантную часть.

Вариантная часть должна расположатся после фиксированной части.

Замечательной особенностью вариантной части является то обстоятельство, что все заданные в ней варианты «накладываются» друг на друга, т.е. каждому из них выделяется одна и та же область памяти. Это открывает дополнительные возможности преобразования типов, например:

VAR

Mem4: record

Case byte of

0:(by: array [0.. 3] of byte);

1:(wo: array [0..1] of word);

2:(lo: longint);

end;

Запись mem4 имеет три варианта, каждый из которых занимает в памяти один и тот же участок из 4 байт. Например, этой записи можно сначала присвоить значение как длинному целому, а затем проанализировать результат по байтам или словам:

VAR

begin

with m do

begin

lo: =trunc(2*pi*x);

if wo [l]=0 then

if by [1]=0 then

xb: =x [0]

else

x: =wo [0]

xl: =lo;

end;

...

end.

Пример записи с вариантными полями:

TYPE Видлист = (книга, журнал)

литист = record

АВТОР:STRING [20];

НАЗВ:STRING [30];

CASE ИСТ: видлист OF

Книга: (город: STRING [12]; Издат: STRING [20]; год-изд:INTEGER);

Журнал: (Назвжур: STRING [15]; Номер: BYTE;) год:INTEGER;

END;

VAR сплит: ARRAY [1..20] of литлист.

Для записи новых данных о книге, расположенной на пятом листе списке, необходимо выполнить следующие операторы:

var Сплит [5] DO

begin

АВТОР:=’Фаронов В.В.’;

НАЗВ:=’TURBOPASCAL 7.0’;

ист:=’книга’;

город:= ’Москва’;

издат:= ’Нолидж’;

год изд.: = ‘1999’;

end;

В Турбо Паскале также можно в поле ключа выбора указывать переменную порядкового типа и даже присваивать ей в программе значение, что однако не влияет на выбор поля: значения констант Турбо Паскале могут быть произвольными, в том числе повторяющимися, например:

Type

Rec1= record

a: byte;

b: word;

end;

rec 2=record

c: longint;

case x: byte of

1: (d: word);

2: (e: record

case of boolean of

3: (f: rec1);

3’: (g: single);

3’’: (c: word);

end)

end;

var r: rec2;

begin

r.x=255;

if r. E. G=0 then writeln (‘O. K.’)

else writeln (r..g); end.

 1осн. [104-108]

5доп [19-22], 10доп.[95-99], 11доп.[321-338]

Контрольные вопросы

  1.  Для чего предназначен и как выполняется оператор присоединения?
  2.  Что такое запись?
  3.  В каких случаях целесообразно  использовать вариантные записи?
  4.  Какие преимущества дает использование оператора присоединения?
  5.  Какова структура объявления типа запись?
  6.  Каким образом осуществляется доступ  компонентам записи?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56346. Театралізоване дійство «Весна прийшла до кожного малятка, весна прийшла до кожного звірятка» 62.5 KB
  Сонечко я згубила по доріжці в дитсадок. Хто це тут так голосно галасує в моєму весняному лісі що й мене Лісовичка розбудив Аце ти Весняночко чому так гірко плачеш Що трапилось Веснянка: Загубила я весняне сонечко.
56347. Классификации здоровьесберегающих образовательных технологий, их основные принципы 240 KB
  Главная отличительная особенность здоровьесберегающей педагогики приоритет здоровья т. Данные принципы помогут правильно организовать образовательный процесс и постепенно разрешать следующие проблемы: 1 проблему учебных перегрузок школьников приводящих к состоянию переутомления...
56348. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности 1.78 MB
  Формирование у детей культуры отношения к своему здоровью должно быть на каждом уроке который учит детей раскрывать для себя жизненные смыслы учит строить отношения с людьми осмысливать ситуации в которые попадает человек и самое главное дети учатся...
56349. ВИКОРИСТАННЯ ІНФОРМАЦІЙНО-КОМУНІКАТИВНИХ ТЕХНОЛОГІЙ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТУ “ЗАХИСТ ВІТЧИЗНИ” 146.5 KB
  Комп’ютер як екраннозвуковий засіб навчання. Функції комп’ютера в сучасному навчальному процесі. Використання мною комп’ютерів при викладанні предмету €œЗахист Вітчизни€. Сучасні педагогічні технології не можуть бути використані як методологічний засіб комп’ютеризації навчання.
56350. Основные литературные направления 17.29 KB
  Натурализм становится одним из важнейших явлений второй половины XIX- начала ХХ в. Натурализм рубежа веков – это и художественный метод, то есть способ воссоздания действительности, и литературное направление, то есть совокупность художественно-изобразительных и эстетико-мировоззренческих принципов
56351. Is it easy to be a teenager? 86 KB
  Last year 2009 is declared the year of young people. Youth is a very important period in the life of a man. This is the time when a person discovers the world and tries to determine the place in the universe.
56352. Французский символизм 17.05 KB
  Французский символизм - первое направление модернизма. Окончательно оформился как единое литературное движение в 1886 году, когда вышел манифест символизма, и само это слово стало широко употребляться
56353. Використання новітніх технологій під час викладання української мови та літератури 35 KB
  Використання інформаційних технологій на заняттях української мови та літератури може відбуватися різними способами це залежить від низки факторів найважливішими з яких вважаємо такі: потреби конкретного заняття рівня володіння різними програмами та наявністю сертифікованих програм у системі освіти.
56354. Творчество Ибсена 18.96 KB
  дна из важнейших проблем, поставленных в творчестве Ибсена - проблема противоречия между нравственностью и человеколюбием. На самом деле это одно из самых важнейших противоречий христианства, а также вообще той морали, которая была свойственна европейскому обществу в 19 веке, да и сейчас