28456

Осмысление потребности в сущности бытия и сущности человека. Индивидуальные основные потребности и психофизиологические возможности человека

Доклад

Туризм и рекреация

Осмысление потребности в сущности бытия и сущности человека. Индивидуальные основные потребности и психофизиологические возможности человека. Потребность отражение в сознании человека необходимости получения чегото жизненно важного побуждающего его к активной целенаправленности деятельности. Удовлетворение потребностей цель любой деятельности человека.

Русский

2013-08-20

51.5 KB

21 чел.

71. Осмысление потребности в сущности бытия и сущности человека. Индивидуальные основные потребности и психофизиологические возможности человека.

Потребность – отражение в сознании человека необходимости получения чего-то жизненно важного, побуждающего его к  активной целенаправленности деятельности. Удовлетворение потребностей – цель любой деятельности человека. Первичные(базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные) или выдвигающие какой-либо критерий(психологические, невротические) Стройную систему потребностей выстроил Маслоу, различая несколько уровней. Первый – удовлетворение основных естественных потребностей(дыхание, жажда, голод, тепло, сон). После их удовлетворения вступает в действие второй уровень       -потребность в безопасности. Она выражается в необходимости закрепить достигнутое на первом уровне. Обретенное ощущение независимости и безопасности становится основой следующей мотивационной ступени        - потребности в социальных связях, самоуважении(или престижные потребности). Человеку необходимо ощущение своей причастности к определенной организации, нужно признание, престиж. И высшей ступенью являются духовные потребности, необходимость в самореализации. Потребности низших уровней называются нуждами, а высших – потребости роста. Потребности являются предметом исследования общественных и естественных наук, следовательно каждая выделяет свою типологию.

Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Выступают осознанным стремлением человека к достижению объективно необходимых условий жизни. Они выражают общественные отношения между людьми по поводу производства, обмена и использованию материальных, духовных благ и услуг. Часто выступают в качестве мотива деятельности человека. А любая деятельность всегда направлена на удовлетворение потребностей, но при этом сама деятельность выступает важнейшим фактором формирования личных потребностей. Активная деятельность человека является фактором роста потребностей, их качественного совершенствования, стимулирует проявление закона возрастающих потребностей. Потребности человека носят системный характер. Система личных потребностей – иерархически организованная структура. В ней выделяются потребности первого порядка, удовлетворение которых составляет основу жизнедеятельности человека. Потребности следующих порядков удовлетворяются после, как наступает определенная степень насыщения потребностей 1 порядка. Их отличительной особенностью является невзаимозаменяемость. Личные потребности многообразны.

Индивидуальные потребности: общество состоит из индивидов, имеющих свои биологические особенности  - состояние здоровья, особенностей физиологических процессов в организме, различия в строении и функционирования нервной системы, которые определяют природные задатки человека. На формирование потребностей личности влияют природные индивидуальные черты и воздействие социальной среды. В разные эпохи общество имело потребность в использовании различных природных задатков и способностей людей. Возрастные особенности человека так же влияют на его потребности: для каждого возраста характерна та или иная доминирующая потребность. Нельзя найти двух людей, одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других многими особенностями. Индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупности динамических проявлений психики называется темпераментом человека. Типы темпераментов: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Темперамент является только одной из предпосылок развития свойств психики, которые составляют характер человека. Характер – особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и в общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения. Индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся воля, чувства, ум.

72. Общая характеристика индивидуальных и общественных потребностей. Потребность и деятельность человека. Человеческие потребности и общественные интересы.

Потребность – отражение в сознании человека необходимости получения чего-то жизненно важного, побуждающего его к  активной целенаправленности деятельности. Удовлетворение потребностей – цель любой деятельности человека.

Общественные потребности - потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, социально-экономических групп населения и отдельных его членов. Определяются необходимостью обеспечения условий функционирования и развития общества. К ним можно отнести :производственные потребности, потребности в гос.упралении, в обороне, личные потребности. Они возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Выступают осознанным стремлением человека к достижению объективно необходимых условий жизни. Они выражают общественные отношения между людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг. Часто выступают в качестве мотива деятельности человека. А любая деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей, но при этом сама деятельность выступает важнейшим фактором формирования личных потребностей. Активная деятельность человека явл. фактором роста потребностей, их качественного совершенствования, стимулируем проявление законовозрастающих  потребностей – экономический закон движения потребностей, проявляется в возрастании уровня и качества потребностей. Личные потребности под действием этого закона постоянно усложняются, происходит рост их общего объема, объединении их в крупные комплексы, усложнении структуры. В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, которые характеризуют потребности всего общества. Традиционно выделяют 4 стадии развития потребности: зарождение, интенсивное развитие, стабилизация, угасание. Потребности человека носят системный характер. В зависимости от характера природы возникновения выделяют: физические – поддержание физической жизни человека(пища, одежда, жилье, сон). 2. Социальные – возникают в связи с общественным характером жизнедеятельности человека (потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми) Они не задаются природой не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности. 3. Интеллектуальные – связаны с мыслительной деятельностью человека. В зависимости от преимущественной сферы жизнедеятельности       - материальные, духовные и личные. В зависимости от степени конкретизации потребности человека        - общие и конкретные.

Индивидуальные потребности: общество состоит из индивидов, имеющих свои биологические особенности  - состояние здоровья, особенностей физиологических процессов в организме, различия в строении и функционирования нервной системы, которые определяют природные задатки человека. На формирование потребностей личности влияют природные индивидуальные черты и воздействие социальной среды. В разные эпохи общество имело потребность в использовании различных природных задатков и способностей людей. Возрастные особенности человека так же влияют на его потребности: для каждого возраста характерна та или иная доминирующая потребность. Нельзя найти двух людей, одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других многими особенностями. Индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупности динамических проявлений психики называется темпераментом человека. Типы темпераментов: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Темперамент является только одной из предпосылок развития свойств психики, которые составляют характер человека. Характер – особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и в общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения. Индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся воля, чувства, ум.

Человеческие потребности и общественные интересы: потребность всегда предметна и определена. Предмет влияет на потребность и способ удовлетворения; потребность же избирательна и всегда направлена на свой объект. Предметность потребности выражается в ряде черт:1) потребность – субъект объектной связи; 2) потребность – отражение внутреннего состояния организма в его отношении к объекту или к жизненной среде в целом. Человеческая потребность стимулирована возникновением целенаправленной орудийной деятельности. Не находя в природе в готовом виде предметов своих потребностей, они приспосабливали для этого предметы, создавая в них свойства, пригодные для потребления. Орудийная деятельность становилась потребностью и играла возрастающую роль в формировании новых потребностей. Труд становился необходимым условием процесса удовлетворения потребностей. Теперь все потребности людей – социально обусловлены. Они становятся результатом биологической природы человека и конкретно исторических условий его жизнедеятельности. Происходит зарождение социальной потребности, потребности социального общения.

73. Потребности человека в общении и самореализации, собственности и статусе. Смысл богатства человека: быть или иметь.

Потребность – отражение в сознании человека необходимости получения чего-то жизненно важного, побуждающего его к  активной целенаправленности деятельности. Удовлетворение потребностей – цель любой деятельности человека. Первичные(базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные) или выдвигающие какой-либо критерий(психологические, невротические)

Выступают осознанным стремлением человека к достижению объективно необходимых условий жизни. Они выражают общественные отношения между людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг. Часто выступают в качестве мотива деятельности человека. А любая деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей, но при этом сама деятельность выступает важнейшим фактором формирования личных потребностей. Активная деятельность человека явл. фактором роста потребностей, их качественного совершенствования, стимулируем проявление законовозрастающих  потребностей – экономический закон движения потребностей, проявляется в возрастании уровня и качества потребностей. Личные потребности под действием этого закона постоянно усложняются, происходит рост их общего объема, объединении их в крупные комплексы, усложнении структуры. В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, которые характеризуют потребности всего общества. Традиционно выделяют 4 стадии развития потребности: зарождение, интенсивное развитие, стабилизация, угасание. Потребности человека носят системный характер. В зависимости от характера природы возникновения выделяют: физические – поддержание физической жизни человека(пища, одежда, жилье, сон). 2. Социальные – возникают в связи с общественным характером жизнедеятельности человека (потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми) Они не задаются природой не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности. 3. Интеллектуальные – связаны с мыслительной деятельностью человека. В зависимости от преимущественной сферы жизнедеятельности       - материальные, духовные и личные. В зависимости от степени конкретизации потребности человека        - общие и конкретные.

Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. Объект этих потребностей – материальные блага и услуги(продукты питания, предметы одежды, домашняя обстановка). В зависимости от количественной определенности выделяют платежеспособные потребности. Они определяются платежеспособными возможностями потребителей. Платежеспособные потребности вносятся на рынок и принимают  форму платежеспособного спроса. Связь человека с другими людьми устанавливается на основе не только потребностей в любви, но и в целой группы близких к ней потребностей  - в общении, в дружбе, в сотрудничестве, во взаимопонимании, в принадлежности к какой либо социальной группе.

  Сегодня цивилизация находится на грани катастрофы, связано это со спецификой экономической системы. Экономическая система руководствуется в своем развитии не подлинными интересами человека, а собственными потребностями. В результате формируется особый тип индивида – эгоистичный. Алчный, себялюбивый. Единственный способ избежать глобальной катастрофы, является гуманистическая переориентация направленности развития человека и общества. Различая в индивидуальных характерах людей объясняется через категории обладания(иметь) и бытия(быть). Если человек живет по принципу обладания его отношение к миру выражается в стремлении превратить все и всех в свою собственность. Принцип бытия противостоит обладанию и означает жизнелюбие, подлинную причастность к жизни Признаки обладания – косность, стереотипность, поверхность. Признаки бытия – активность, творчество, заинтересованность. В современном обществе доминирует принцип обладания, он усваивается с детства. При установке на бытие человек ориентирован на другие ценности: он использует свою активность, что бы реализовать себя, свои внутренние возможности, способности, дарования. Счастьем при установке на бытие являются любовь, забота о других, самопожертвование.

74. Природа и сущность человека и его потребностей. Человеческая природа и ее признаки.

Формирование потребностей происходит в 2-х аспектах: объективный процесс возрастания потребностей и определенный вид деятельности общества и государства. При анализе формирование потребности нужно учитывать объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относят те, которые действуют независимо от воли и сознания людей и являются внешними по отношению к человеку. Это социально-экономические и культурно-бытовые условия жизни населения, от них зависит степень развитости потребности и возможности их удовлетворения. Субъективные факторы зависят от самого человека, от психофизических особенностей личности. Это: мнения, предпочтения, вкусы, наклонности, привычки,. В самом процессе формирования и развития личных потребностей различают два типа закономерностей, общие и специфические. Общие закономерности присущи любому общественному строю и проявляются на всех этапах развития общества. Специфические характеризуют отдельные стороны развития личных потребностей. Значительное влияние на формирование потребностей оказывают факторы культуры. Культура предопределяет желание человека и все его поведение. Культура предопределяет желание человека и все его поведение. Формирует основные ценности, нужды, поведенческую мотивацию. Формирование и развитие потребностей каждого человека зависит от социальных факторов включая его принадлежность к тому или иному общественному классу, от его собственной роли статусе в социальной или референтной группе, семье. Референтными называют группы влияющие на потребности и поведение индивида, то есть те с которыми он прямо или косвенно сравнивает свои поступки. Люди могут испытывать эталонных групп, то есть таких к которым они не принадлежат, но хотели бы принадлежать.

 Человеческая природа . Версия на человеческую природу изначально принадлежала религии, минус этого подхода – неясность происхождения, самих истоков происхождения, которые скрываются в божественной тайне. Религиозная интерпретация была постепенно замещена различными натуралистическими версиями. В результате человек из духовного по своей сути предназначению существа превращается в естественный природный феномен, но человеческая природа не сводима к природному феномену. Человеческая природа есть нечто конкретное. Изменяясь человек сохраняет некое ядро своих устойчивых признаков, которые нельзя свести только к биологии или психологии человека. Природа человека не позволяет окончательно приспособиться к любым социальным условиям, как животное приспосабливается к природным. Человеческий индивид, как универсальное и свободное природное существо воссоздает в собственной практике опыт прошлого, меняется и развивает себя. Человеческая природа – не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, не безжизненный слепок с матрицей социальных условий. Это продукт исторической эволюции, и определенных врожденных механизмов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47046. КОЛИЧЕСТВО БАЗ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ БАЗИРОВАНИЯ, И ИХ ОБОЗНАЧЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ 48.61 KB
  Так например при обработке плоскости призматической заготовки рис.8 а ориентировка заготовки на станке в направлении горизонтальных осей координат для получения требуемого размера а не имеет значения поэтому боковые поверхности заготовки теряют значение баз. В данном случае требуемая ориентировка заготовки осуществляется только одной установочной базой А а ее боковые поверхности используются только для закрепления п в базировании заготовки не участвуют.
47048. Условия оптимального решения измерительной задачи 50.71 KB
  Третье из перечисленных выше условий гласит что недостаточная точность измерений приводит к увеличению ошибок контроля к экономическим потерям а завышенная к излишним затратам на приобретение более качественных средств измерений. Определение и сущность технического контроля. Требования к рациональной организации технического контроля. Классификация видов технического контроля.
47049. Возможности применения инновационных технологий в процессе ознакомления школьников с окружающим миром 49 KB
  В младшем школьном возрасте преобладает нагляднодейственное нагляднообразное мышление поэтому всю работу с изображением на интерактивной доске дети воспринимают на интуитивном уровне как работу с живыми картинками и электронным мелом. Дети учатся успешно проявлять свою самостоятельность и сотрудничать с одноклассниками учителем. Все это нужно для того чтобы дети не слишком устали. Прогулки целесообразно использовать для экологического образования учащихся: дети узнают как вести себя на природе как правильно разжигать...
47050. Бюджет и его социально-экономическое значение 49.21 KB
  с принятием: @Закона РСФСР Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР Закона РФ Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ автономной области автономных округов краев областей городов Москвы и СанктПетербурга органов местного самоуправления Бюджетного кодекса РФ Нормативные правовые акты регулирующие бюджетные правоотношения принимают: только органы государственной власти РФ органы...
47053. «Взаимодействие издателя и государства. Формы государственной поддержки издательского дела в России и за рубежом» 49.5 KB
  Свобода издательской деятельности постоянно декларируется как самими ее субъектами так и различными профессиональными объединениями издателей на всех уровнях от регионального до мирового. В Уставе Международной ассоциации издателей указывается что предметом первоочередной заботы этой организации является: Поддерживать и защищать право издателей на публикацию и распространение продуктов их интеллектуальной деятельности в обстановке полной свободы при условии что они будут соблюдать все законы и правила относящиеся к этой деятельности...
47054. Розроблення ґрунту бульдозерами 60.5 KB
  За допомогою бульдозера виконують землерийнотранспортні та планувальні роботи у разі переміщення ґрунту на відстань яка не перевищує 100 м. Зрізування і транспортування ґрунту на відстань до 50 м доцільно виконувати за човниковою схемою за якої бульдозер після відсипання повертається у вихідне положення заднім ходом. У такому разі тривалість циклу роботи бульдозера становитиме Роботу бульдозера з переміщення ґрунту можна організувати так:.