28465

Стандарты ИСО 9000 :2000

Доклад

Туризм и рекреация

С тех пор количество предприятий сертифицировавших свои системы качества на соответствие данным стандартам возросло более чем в 6 раз. В результате комплекс документов состоявший ранее из 24 стандартов некоторые их них остались на стадии внедрения теперь содержит 5 базовых стандартов: ИСО 9000:2000 Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь ; ИСО 9001:2000 Система менеджмента качества. Требования устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита; ИСО...

Русский

2013-08-20

77 KB

2 чел.

6. Стандарты ИСО 9000 :2000.

ИСО это не правительственная организация, основанная в 1947 году и включает в себя представителей 140 стран. Главной задачей организации является развитие сотрудничества и международный обмен в интеллектуальной, научной, технической и экономической сферах деятельности. Результат деятельности ИСО это публикация согласованных международных стандартов во всех направлениях жизнедеятельности исключая области которые относятся к компетенции международной электро-технической комиссии.

Стандарты ИСО серии 9000, применяемые в области систем управления качеством, в первый раз были пересмотрены в 1994 году. С тех пор количество предприятий, сертифицировавших свои системы качества на соответствие данным стандартам, возросло более чем в 6 раз. 15 декабря 2000 года появилось официальное издание новой версии международных стандартов ИСО 9000:2000, которая заменила издание 1994 г.

В результате комплекс документов, состоявший ранее из 24 стандартов (некоторые их них остались на стадии внедрения), теперь содержит 5 базовых стандартов:

ИСО 9000:2000 "Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь";

ИСО 9001:2000 "Система менеджмента качества. Требования" (устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита);

ИСО 9004:2000 "Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества" (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий);

ИСО 19011:2000 "Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды";

ИСО 10012 Обеспечение качества измерительного оборудования.

Требования содержащиеся в данных стандартах являются универсальными и применимы ко всем организациям представляющим товары или услуги независимо от их типа, размера и конкретной отрасли. Их цель состоит в обеспечении общего руководства качеством и выработки требований к управлению организацией в целом. Они разрабатываются таким образом чтобы быть совместимыми с другими международными стандартами и не препятствует работе организации излишним дублированием функций управления. Стандарты ИСО не являются обязательными и степень их использования во многом зависит от объема внешних экономических связей.

Область применения стандартов ИСО 9000 :

Орг-ции стремящиеся добиться преимущества посредствам внедрения системы менеджмента качества;

Орг-ции желающие быть уверенными что их требования к продукции будут выполнены поставщиками;

Пользователи продукции;

Те кто заинтересованы в едином понимании терминологии применяемой в управлении качеством;

Стороны внутренние или внешние по отношению к организации в которой оценивают СМК или проверяют ее на соответствие;

Стороны внутренние или внешние по отношению к организации которые консультируют или поводят обучение по системе менеджмента кач-ва, соответствующее данной организации;

Разработчики соответствующих стандартов.

Преимущества стандартов ИСО 9000:2000 :

- значительно сокращены в сравнении с версией 1994г., более просты в пользовании.

- стандарты пригодны для всех видов продукции, всех отраслей, оганизаций любого размера.

- в стандартах установлена связь СМК с организационными процессами.

- предусмотрена связь с другими системами управления (например, охраной окружающей среды.)

- рассмотрены потребности и польза(выгода) для всех заинтересованных сторон.

- стандарты ориентированны на непрерывное улучшение и удовлетворение запросов потребителей.

Прежде чем приступить к внедрению требований стандартов ИСО 900:200 на предприятии, следует :

изучить нормативные документы для понимания целей сертификации на данную группу стандартов;

определить преимущества после внедрения СМК;

обеспечить участие руководства в процессе внедрения;

спланировать и организовать подготовку к внедрению СМК;

подготовить кадры;

провести обучение всего персонала;

разработать и внедрить документацию по качеству;

провести предварительную оценку СМК;

выбрать сертифицирующий орган;

провести сертификационный аудит.

Во многих странах наличие сертификата ISO является залогом конкурентоспособности компании не только на национальном, на и на международном уровне.Наличие добровольного сертификата ISO является знаком качества продукции или услуг для потребителя, дополнительной гарантией надежности, профессиональной компетентности.

Кроме того, банки и страховые компании также заинтересованы в наличии сертификатов на определенные объекты для принятия решений при определении размеров и условий кредитования и страхования.

Следует отметить, что в последнее время наметилась тенденция, когда оценка системы качества на соответствие стандартам серии ISO рассматривается, как обязательное условие сертификации. Это становится особенно актуальным, если учесть, что Россия находится на пороге вхождения во Всемирную Торговую Организацию (ВТО)

 7. Стандартизация в сфере услуг: основные понятия

Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения:

-безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

-технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

-качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

-единства измерений;

-экономии всех видов ресурсов;

-безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

-обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации, относятся государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственные стандарты стран СНГ (ГОСТ), международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Соответствие продукции и услуг требованиям государственных стандартов может подтверждаться путем маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам. Предприятия и организации, которым выдана лицензия на маркирование продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам, а также сами продукция и услуги, маркированные этим знаком, вносятся в Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам.

В России наиболее распространённым объектом стандартизации является продукция. Однако с 1992 г. услуги также стали объектом государственной стандартизации. До этого требования к качеству услуг устанавливали нормативные правовые акты, ведомственные и производственные документы.

Объектами стандартизации в туристско-экскурсионном обслуживании населения являются: реализация туристских и экскурсионных  услуг, туристские путешествия, рекламно-информационные услуги, транспортные услуги, бытовые услуги, услуги питания, культурно-массовые услуги, физкультурно-оздоровительные и услуги проживания.

В сфере туристско-экскурсионного обслуживания используют следующие категории стандартов:

- межгосударственные стандарты (ГОСТ);

- национальные стандарты России (ГОСТ Р);

- стандарты предприятий (СТП).

Государственные стандарты (ГОСТ и ГОСТ Р) устанавливают обязательные общие требования к туристскому обслуживанию, обеспечивающие безопасность, охрану здоровья и жизни населения, охрану окружающей среды, комплексность, точность и своевременность исполнения, а также рекомендательные требования (назначения, комфортности, эстетические и др.) к видам услуг, включая условия обслуживания.

Стандарты предприятий устанавливают обязательные требования на конкретные туристские услуги, включая условия обслуживания, к организации управления производством, к техническому оснащению, технологическим процессам и методам, применяемым только на данном предприятии.

Понятия в области стандартизации услуг:

Услуга- Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

Объект стандартизации- Услуга, производственный процесс оказания услуги, результат услуги, подлежащие стандартизации.

Группа однородных услуг- Совокупность услуг, характеризующихся общим целевым и/или функциональным назначением.

Стандарт на услугу- стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем чтобы обеспечить соответствие ее назначению.

Стандарт на услугу может быть разработан в таких областях как химическая чистка, стирка белья, гостиничное хозяйство, связь, страхование, банковское дело, торговля, услуги транспорта, автосервиса и др.

Технический документ на услугу- Документ, устанавливающий технические, технологические, конструктивные и другие характеристики услуги.

К техническим документам относят технические условия, технологические регламенты (карты), технические описания, инструкции, альбомы направляющей коллекции мод, чертежи, эскизы.

Технологический регламент на услугу- Документ, содержащий требования к технологическому процессу исполнения услуги.

Техническое описание на услугу: Документ, разрабатываемый на услугу по изготовлению изделия по индивидуальным заказам в соответствии с утвержденным образцом-моделью.

8. Типология элементов МЗВ. (механизм зависимого влияния)

Эта типология делит все элементы на 2 класса :

Класс оддитивных – те элементы, которые влияют на восприятие гостем получаемого обслуживания непосредственно, и эффект от восприятия которых в сознании гостя суммируется.

По знаку вызываемого эффекта оддитивные элементы бывают позитивные и негативные. Позитивные, вызывают положительное восприятие и реализуют те из действующих в гостинице требований, которые соответствуют ожиданиям гостя и выполнены надлежащим образом. Негативные элементы – вызывают отрицательное восприятие и обусловлены ненадлежащим исполнением действующих требований личными вкусовыми предпочтениями гостя, а так же объективными заранее известными обстоятельствами.

2. Класс мультипликативных – те элементы обслуживания, которые влияют на восприятие гостем полученного обслуживания опосредственно, усиливая или ослабляя восприятие некоторой совокупности оддитивных элементов.

9. Этапы проведения сертификации.

Сертификация – документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам и технологическим условиям. Сертификация представляет собой комплекс мероприятий проводимых с целью подтверждения соответствия посредствам сертификата, что продукция отвечает определенным стандартам и другим требованиям нормативно- технической документации. Сертификация проводится с целью защитить внутренний рынок от продукции не пригодной к использованию.

В процессе проведения сертификации системы качества можно выделить два этапа:

- предварительная проверка и оценка системы качества (Подготовка системы качества и ее документации к сертификации, Заявка на проведение сертификации системы качества, Предварительная проверка и оценка системы качества(предварительную проверку проводит орган по сертификации), Заключение договора на проведение сертификации системы качества) ;

- окончательная проверка, оценка и выдача сертификата соответствия системы качества предприятия соответствующего стандарта (Подготовки системы качества к окончательной проверке, Разработка программы проведения окончательной проверки системы качества, Проведение предварительного совещания по организации на предприятии проверки системы качества ,Проведение проверки системы качества, Подготовка предварительных выводов по результатам проверки для заключительного совещания, Проведение заключительного совещания, Составление и рассылка отчета о проведении на предприятии проверки системы качества, Оформление, регистрация и выдача (при положительном решении) сертификата системы качества).

По результатам первого этапа орган по сертификации составляет заключение, в котором указывается готовность предприятия и целесообразность проведения второго этапа работ по сертификации системы качества либо раскрываются причины нецелесообразности или невозможности проведения работ по второму этапу. При положительном заключении при подписании договора устанавливаются сроки проведения работ по второму этапу – окончательной проверке и оценке системы качества. Если при проведении работ второго этапа органом по сертификации обнаруживается несоответствие системы качества требованиям соответствующего стандарта, то совместно с предприятием определяется срок ее доработки и устанавливается ориентировочный срок повторной проверки. При положительном решении сертификат выдается на определенный срок (обычно этот срок ограничивается тремя годами).

10. Этапы перехода на системы менеджмента качества

1 этап.

Лозунг: "Качество продукции как соответствие стандарту."

Возникновение данного этапа связано с появлением системы Тейлора (1905 г), которая организационно полагала установление технических и производственных норм инженерами, обязательных для выполнения рабочими. Основа обеспечения качества на этом этапе — это направление основных сил на отсечение негодных изделий (брака) от потребителя. Периодичность управления — после производства. Особенности данного этапа:

Появление новой специальности — инспектор качества.

Установление требований к качеству изделий в виде полей допуска, или определенных шаблонов, настроенных на верхнюю или нижнюю границу (т.н. проходные и непроходные калибры).

Использование административных и экономических санкций для рабочих, пропускающих брак.

Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в ТУ и проверяемых при входном и выходном контроле.

Система обучения персонала сводилась к профессиональному образованию и обучению пользованию измерительными приборами.

Недостатки данного этапа:

Ограниченное внимание к человеческому фактору и человеческим ресурсам.

Искусственное снятие с рабочих ответственности.

Система Тейлора является системой качества одного изделия.

2 этап.

Лозунг: "Качество продукции, как соответствие стандартам и стабильность процессов." В 1924 г Вальтером Шухартом была разработана концепция, утверждавшая с точностью дефектов, становится вариацией процессоа, и необходимо не искать виноватого среди персонала, а направить все усилия на стабилизацию процессов производства.

Основа обеспечения качества — отбраковка сохраняется, как один из важных методов обеспечения качества, но оценка качества продукции производится методом выборочного контроля. При этом все основные усилия следует сосредоточить на предупреждении появления дефектов путем управления производственным процессом. Периодичность управления — в течение производства.

Особенности данного этапа:

Усложнение систем качества за счет включения в них отделов или служб, использующих статистические методы.

Появление специальности инженер по качеству, который должен анализировать качество и причины возникновения дефектов.

Усложнение мотивации труда из-за необходимости учета настройки процесса.

К профессиональному обучению добавилось обучение методам математической статистики.

В отношениях поставщик-потребитель большую роль стали играть таблицы на статический прием и контроль.

Недостатки:

Не учитывался тот факт, что каждый производственный процесс имеет определенный предел выхода годных изделий и данный предел определяется не процессом самим по себе, а его взаимоотношениями с окружающей средой.

3 этап

Лозунг: "Качество продуктов, процессов и деятельности как соответствие требованиям рынка."

В 50-е года, исправляя основной недостаток концепции Шухарта, американский ученый в области качества Фейгенбаум разработал систему TQC (Total quality control), или «концепция всеобщего контроля качества».

Основа обеспечения качества — обеспечение комплексности контроля и управления качеством за счет учитывания всех этапов производства и четкой взаимосвязи подразделений, участвующих в решении проблем в качестве.

Периодичность управления — перед производством и само производство.

Особенности данного этапа:

Появление документированных систем качества, устанавливающих ответственность и полномочия, а так же взаимодействие в области качества всего руководства, а не только служб качества.

Системы мотивации труда стали смещаться в сторону человеческого фактора, материальное стимулирование уменьшилось, моральное начало увеличиваться.

Учебе уделяется все большее внимание. Работники учатся от нескольких недель до нескольких месяцев (в т.ч. используя и самообучение).

В странах Европы большое внимание стали уделять документированию систем обеспечения качества и их регистрации, а так же сертификации третьей независимой стороной.

Система взимоотношений поставщик-потребитель так же стала предусматривать сертификацию продукции третьей стороной. При этом большее внимание стало уделяться качеству исходных материалов и гарантиям выполнения обязательств.

4 этап.

Лозунг: "Качество, как удовлетворение требований и потребностей потребителей и служащих."

Переход к данному этапу начался в 70-80 гг, его можно обозначить появлением в 1987 г серией новых международных стандартов на системы менеджмента качества ISO 9000. В 1994 г вышла вторая версия стандарта, в 2000 — третья версия, и вскоре ожидается выход четвертой версии стандарта.

Основа обеспечения качества — управление фирмой, направленное на достижение поставленных целей. Такой подход получил название MBO (Management by objectives) - «управление посредством целей». И базируется на построении последующей реализации структурированной системы целей, т.н. «дерева целей».

Современный менеджмент определеяет в качестве основной цели постоянное совершенствование качества. Такой подход получил название MBQ (Management by quality) - «менеджмент посредством качества».

Периодичность управления — постоянно.

Особенности данного этапа:

Ориентированность на непрерывное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставка продукции точно в срок.

Использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшение всего коллектива.

Существенно возросла роль обучения персонала, оно становится непрерывным, сопровождающим сотрудников в течение всей их трудовой деятельности.

Во взаимоотношении поставщик-потребитель включилась сертификация качества на соответствие стандартам ISO 9000.

Внешним признаком того, существует ли на предприятии система менеджмента качества по стандартам ISO 9000, является сертификат на эту систему.

Недостатки данного этапа:

Отсутствие в стандарте ISO 9000 целевой установки на своевременные поставки продукции и слабовыраженная целевая установка на экономическую эффективность.

Наличие у предприятия сертификата на систему менеджмента качества становится одним из основных условий допуска его к тендерам различных проектов.

5 этап.

Лозунг: "Качество, как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев фирмы, потребителей и служащих."

Основа обеспечения качества — усиление влияния общества на деятельность предприятий, требования потребителей, чтобы не только продукция, но и производственные процессы были безопасны и экологичны, появление международных стандартов серии ISO 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Особенности данного этапа:

Сертификация систем качества на требования стандартам ISO 14000 становится не менее популярным, чем сертификация по ISO 9000.

Усиление внимания руководителей к потребностям служащих фирм.

Появление методов самооценки в области качества по моделям премии по качеству.

Стали разрабатываться отраслевые стандарты, появляются корпоративные системы менеджмента качества, которые ставят своей целью усиление требований к международным стандартам и учет в специфике отрасли.

11. Жизненный цикл услуг в соответствии с ИСО 9001

1. Процессы, связанные с потребителями:

  •  изучение спроса на услуги;
  •  определение и анализ требований к услугам;
  •  получение заказа;
  •  получение контактной информации от потребителя;
  •  связь с потребителем (с целью информирования об услуге, об изменении заказа).

2. Проектирование и разработка гостиничных услуг:

  •  проведение анализа необходимости услуги;
  •  определение ответственного и уполномоченного лица;
  •  создание услуги и соответствие ее входным и выходным требованиям (эксплуатационные и законодательные требования);
  •  анализ услуги (способность удовлетворять требования, внесение изменений и предложений);
  •  изменение услуги.

3. Закупки:

  •  Закупка ОФ, материалов необходимых для осуществления услуги;
  •  контроль за соответствием закупок их требованиям.

4. Производство и обслуживание :

  •  наличие информации, характеристики и инструкции об услуге;
  •  применение необходимого оборудования и квалифицированного персонала;
  •  ведение записей;
  •  учет собственности потребителя;
  •  сохранение соответствия услуги в процессе изменений.

5.Управление устройствами для мониторинга и измерений:

  •  выбор устройства измерения;
  •  выявление и устранение несоответствий требованиям;
  •  запись результатов.

Жизненный цикл гостиничных услуг в гостинице «На Советском»

1. Процессы, связанные с потребителями :

  •  получение заказа;
  •  получение контактной информации от потребителя;
  •  связь с потребителем (с целью информирования об услуге, об изменении заказа).

2. Проектирование и разработка гостиничных услуг:

  •  проведение анализа необходимости услуги;
  •  определение ответственного и уполномоченного лица;
  •  создание услуги и соответствие ее входным и выходным требованиям(эксплуатационные и законодательные требования);
  •  анализ услуги (способность удовлетворять требования, внесение изменений и предложений);

3. Закупки:

  •  закупка ОФ, материалов необходимых для осуществления услуги;
  •  контроль за соответствием закупок их требованиям.

4. Производство и обслуживание:

  •  наличие информации, характеристики и инструкции об услуге;
  •  применение необходимого оборудования и квалифицированного персонала;
  •  ведение записей;
  •  учет собственности потребителя;

5.Управление устройствами для мониторинга и измерений:

  •  выбор устройства измерения;
  •  выявление и устранение несоответствий требованиям.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32855. Искусство 11.91 KB
  Искусство Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира высокоорганизованная материальная система подчиняющаяся всеобщим законам и в то же время имеющаяся специфические особенности функционирования и развития. 1Мораль 2Религия 3Искусство 4Наука 5Философия 6Политическое сознание 7Право 8Экологическое сознание Искусство как ФОС – это средство отражения мира в форме художественных образов оно направлено на реализацию эстетических потребностей общества. Искусство – не только ФОС но и деятельность общества по...
32856. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ В ЕВРОПЕ. ДЖ.БРУНО, ДЕКАРТ, Ф.БЭКОН, ГОББС, Д.ЛОКК. ФРАНЦУЗСКИЙ АТЕИЗМ И МАТЕРИАЛИЗМ 56.45 KB
  Лицо эпохи постепенно начинает определять наука ее авторитет постоянно растет вытесняя на периферию культурного пространства притязания религии. Отрицательное отношение церкви к Спинозе было вызвано неявной критикой им религии что нашло позднее наиболее полное выражение в работе Теологическополитический трактат 1670. Утверждение материалистических идей французские материалисты совмещали с резкой критикой религии и церкви. Антиклерикализм и деизм Вольтера Одним из первых выдающихся французских просветителей выступивших против религии и...
32857. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ. КАНТ, ФИХТЕ, ШЕЛЛИНГ, ГЕГЕЛЬ 46.21 KB
  Немецкая философия конца XVIII первой половины XIX века есть завершение традиции классической европейской философии в целом. Хотя все представители этого этапа развития философии самобытные и яркие мыслители их объединяет общность разрабатываемых проблем и единство исследовательских принципов. С известными оговорками к немецкой классической философии можно отнести и ее критиков Людвига Фейербаха и Карла Маркса. Все представители этого направления европейской философии поставили философию в сердце культуры показали неотделимость...
32858. ФИЛОСОФИЯ МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА 36.68 KB
  ФИЛОСОФИЯ МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА. Созданная Карлом Марксом 1818-1883 в содружестве с Фридрихом Энгельсом 1820-1895 марксистская философия явилась своеобразным порождением немецкой классической философии: перевернутый объективный идеализм Гегеля здесь превратился в материализм а перевернутый антропологизм Фейербаха превратился хотя и не сразу в социологизм. Другая ее особенность в том что философия у Маркса и Энгельса оказалась тесно связанной с политэкономией и теорией социализма на основе переосмысления классической английской...
32859. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КИРЕЕВСКИЙ, ХОМЯКОВ, ГЕРЦЕН, ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, ЛЕОНТЬЕВ, ДАНИЛЕВСКИЙ, ЛЕНИН, ФЛОРЕНСКИЙ 45.31 KB
  Ее феноменальность заключается в том что русская философия развивалась исключительно автономно самостоятельно независимо от европейской и мировой философии не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада эмпиризма рационализма идеализма и др. Характерными чертами русской философии являются: сильная подверженность религиозному влиянию особенно православию и язычеству; специфическая форма выражения философских мыслей художественное творчество литературная критика публицистика искусство эзопов язык что...
32860. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ. АГНОСТИЦИЗМ. МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ. ИЗМЕНЕНИЕ И ПОКОЙ. (ОПРЕДЕЛЕНИЯ.) ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА 35.77 KB
  В истории философии М. появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обвах древн. Выступая в качестве идеологов прогрессивной в то время буржуазии материалисты вели борьбу со средневековой схоластикой и церковными авторитетами обращались к опыту как учителю и к природе как объекту философии. этой эпохи было стремление к анализу к разделению природы на более или менее обособленные не связанные друг с другом области и объекты исследования и рассмотрение их вне развития среди представителей материалистической философии...
32861. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ. СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ: ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ, ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ. СЕНСУАЛИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ. АГНОСТИЦИЗМ 23.5 KB
  ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ. Таким образом лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания эмпирического и теоретического познания реальный путь к постижению истины. Проблема истины в познании Следующая важнейшая проблема в познании это проблема истины. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени.
32862. СОЗНАНИЕ И ЧЕЛОВЕК. ГИЛОЗОИЗМ, ПАНПСИХИЗМ. РЕДУКЦИОНИЗМ, ФИЗИКАЛИЗМ, МЕХАНИЦИЗМ 23.23 KB
  Проблема сознания в философии Признание в материализме материи в качестве субстанции сразу же ставит проблему объяснения сознания его происхождения и сущности. Но в дальнейшем было осознано качественное отличие явлений сознания от материальных вещей. Это отличие состоит в невещественности идеальности сознания. Как же решается проблема сознания Уже в древности существовало представление о самостоятельном существовании души.
32863. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВОВЕДЕНИИ 48.5 KB
  Это положение правильно до возникновения экологического кризиса: в нем противопоставление природы и общества превращающее общественный организм только в социальный. Биосфера это часть природы оболочка Земли в которую входят живые организмы жизнь и неживое вещество преобразуемое потребляемое и охватываемое жизнью. Географическая среда обществ это часть природы с которой данное общество взаимодействует. Единство и борьба природы и человечества сопровождается с одной стороны воздействием природы на общество а с другой стороны ...