28469

Предприятие в условиях рыночной экономики, основные при

Доклад

Туризм и рекреация

Предприятие в условиях рыночной экономики основные признаки определяющие предприятие характеристика отдельных типов предприятий туристской индустрии. При характеристике рынка туризма необходимо учитывать что основным предметом куплипродажи являются услуги. Принятие самостоятельных решений связанных со стратегией тактикой созданием структур управления предприятием. Можно выделить следующие предприятия в туриндустрии: 1.

Русский

2013-08-20

69.5 KB

3 чел.

27. Предприятие в условиях рыночной экономики, основные признаки, определяющие предприятие, характеристика отдельных типов предприятий туристской индустрии.

Предприятие – это основное звено рынка, которое выполняет хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли.

Рынок – это механизм, позволяющий сбалансировать соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг. При характеристике рынка туризма необходимо учитывать, что основным предметом купли-продажи являются услуги.

Предприятие эффективно функционирует на рынке при следующих условиях:

- свободная конкуренция, при которой все участники рынка стремятся достичь своих целей;

- обеспечение качества и безопасности создаваемых продуктов и услуг.

В рыночной экономике предприятие выполняет следующие функции:

1. Общеэкономическая. Деятельность предприятий осуществляется под воздействием системы экономических законов.

2. Ресурсная. Использование материальных и нематериальных, воспроизводимых и ограниченных ресурсов.

3. Творческо-поисковая. Использование новых идей, выработка новых целей и средств их достижения.

4. Социальная. Возможность быть собственником, поступление средств в гос. бюджет, новые рабочие места.

5. Организаторская. Принятие самостоятельных решений, связанных со стратегией, тактикой, созданием структур управления предприятием.

Основные признаки предприятия:

- самостоятельность ведения хозяйственной деятельности;

- права юридического лица;

- наличие трудового коллектива;

- использование имущества для производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;

- отсутствие в составе других юридических лиц.

Можно выделить следующие предприятия в туриндустрии:

1. Туроператоры

2. Турагенты

3. Специализированные предприятия, оказывающие услуги по размещению

4. Специализированные предприятия питания

5. Специализированные транспортные предприятия

6. Предприятия торговли, специализирующиеся на товарах для туристов

7. Предприятия досуга

8. Рекламно-информационные учреждения

9. Государственные предприятия, занимающиеся туризмом

Туристские предприятия можно  разделить на 2 типа:

- первичные, предназначенные непосредственно для обслуживания туристов;

- вторичные, предназначенные для обслуживания туристов, но их услугами может пользоваться все население;

- третичные, предназначенные для местного населения, но их услугами могут пользоваться туристы.

28. Спрос и предложение на рынке гостиничных и туристских услуг.

Как и все другие рынки, туристический рынок функционирует, основываясь на законе спроса и предложения.

Тур. спрос – подтвержденные платежеспособностью туристские потребности населения, выраженные в определенном количестве тур продукта, который оно может приобрести при существующих ценах. В соответствии со спросом возникает и предложение – разнообразное количество услуг, которые необходимы туристу во время отдыха.

Туристское предложение - это идеальная готовность и реальная возможность товаропроизводителя произвести и поставить на рынок определенное количество туристского товара при определенном уровне цен.

Между спросом и предложением существует взаимосвязь – спрос рождает предложение. Но и предложение определенным образом оказывает влияние на спрос.

Основой тур спроса является потребность человека в отдыхе, познании, общении, которое и побуждает его к путешествию.

Тур. спрос зависит от дохода потребителя, продолжительности свободного времени, цен на товары и услуги и др. факторов.

Спрос бывает:

- неэластичный (спрос с низкой чувствительностью к изменению цены)

- эластичный (изменяющийся в ту или иную сторону, в зависимости от изменяющихся цен).

Эластичность спроса по цене определяет, какое процентное изменение объёма спроса последует за однопроцентным увеличением (уменьшением) цены при прочих равных условиях. Объём спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшаться при её повышении.

Существенное влияние на тур. спрос оказывает изменение дохода потребителя. С улучшением материального положения растут склонность населения к путешествиям, а т.ж. размер тур. расходов.

Тур. спрос носит ярко выраженный сезонный хар-ер с пиками в определённое время года и спадами в остальные месяцы.

Предложение туристского продукта зависит от многих факторов: количества туристских поставщиков (предприятия размещения, питания, развлечений и т. д.); количества фирм-продавцов; уровня эффективности производства туристских товаров и услуг; уровня научно-технического прогресса; системы налогообложения; цен на факторы производства; оценки перспектив спроса и будущих доходов.

Соотношение м/у спросом и предложением зависит от многих факторов, одним из которых явл-ся цена. Завышенные цены приводят к падению спроса, а занижение - к потере прибыли и нерентабельности предпр-я.

29. Основные фонды предприятия как экономическая категория, характеристика, состав и структура основных производственных фондов.

ОФ – совокупность материально-веществ. ценностей, служащих в течениии. длит. времени, участвующих. в проц. пр-ва многократно и утрачивающих. свою стоимость по частям, перенося ее на готовый продукт. Являются частью мат.-тех. базы.

Классификация:

1.Здания (кроме жилых)

- основные. (гостиницы, спорт.комплексы)

- вспомогательные. (гаражи, прачечн., котельные)

2. Сооружения

- фонтаны

- берегоукрепит. сооруж-я

- скважины

- бассейны

- насосные станции

- спорт. площадки

- аттракционы

- тур. маршруты

3. Машины и оборудование, преобразующие. материалы, инфу, энергию (силовые машины. и оборудование, генераторы, производящ. энергию)

4. Жилища (здания, предназнач. для проживания в летний период)

5. Трансп. средства

6. Инвентарь

- производственные (предметы технического назначения, кот. участвует в производств. проц., но не могут быть отнесены ни к оборудованию, ни к сооружениям – пылесосы, кондиционеры, и т.д.)

- хозяйственные (ковров дорожки, спорт. инвентарь)

7. Скот (рабочий, продуктивный, племенной, кроме скота для убоя – конные маршруты, ослики в горы, фото, зоо)

8. Насаждения многолетние (Озеленит., декор. растений., живой. природы.)

Основные фонды тур. предприятия сост. из активной и пасснивной частей. К пассивной части относ.: здания, сооруж., жилища. К активной: машины и оборуд-е, трансп. ср-ва, инвентарь. Размер ОФ определяется в стоимостном выражении.

Элементы ОФ в проц. эксплуатации изнашиваются и становятся непригодными

2 вида износа:

- физический – утрата ОФ их потребительн. стоимости. Дан. износ устраняется  путем выполнения мероприятий технической эксплуатации.

- моральный – заключается в несоответствии ОФ соврем. требованиям; обесценивание фондов в связи с появлением более соврем. оборуд-я. Степ. мор. износа зависит от состояния НТП.

Ср-ва на простое воспроизводство ОФ накапливаются в аммортизацион. фонде, кот. образуется за счет амморизац. отчислений (ден. выраж-е суммы износа, перенесен. на продукцию.).

Объекты ОФ выбывают из эксплуатации по различным причинам:

- ветхость и износ

- реализация объекта др. хозяйственного. субъекту

- безвозмездная. передача

Наличие ОФ опред-ся исходя из данных бух. учета. Так стоим-ть фондов на конец года:

Фк.г. = Фн.г. + Фпоступивш. – Фвыбывш.

Фср.г. = 1/2 у1+у2+…+уn/2 / n-1

Для моментного ряда с неравн. интервалами стоим-ть фондов измер-ся по ср. ариф. взвеш.:

Фср.г. = ?уt / ?t

На основании бух. баланса можно рассчитать ряд пок-лей, кот. хар-ют состояние движ-я ОФ:

I. Показатели движения.

1.Коэфф. ввода

Квв. = стоим-ти вновь поступивш. Ф / ст-ть Ф на конец отчетн. периода

2.Коэфф. обновл-я

= ст-ть нов. Ф / ст-ть Ф на конец отчетн. периода

3.Коэфф. выбытия

= ст-ть всех выбывших Ф / ст-ть Ф на конец отчетн. периода

4.Коэфф. ликвидации

= ст-ть ликвидир Ф / ст-ть Ф на начало отчетн. периода

II. Пок-ли состояния

1.Коэфф. износа

= ?износа / полн. ст-ть наличн. ОФ

2.Коэфф годности

= 1-коэфф. износа

Коэфф. ввода и выбытия отраж. интенсив-ть процесса обновления  ОФ и могут выступать как косвен. индикаторы эфф-ти хоз. деятельности и фин. благополучия предпр. Коэфф. износа и годности определяют состояние ОФ и выявл. необх-ть их списания и ликвидации.

Для хар-ки эффективностити ОФ примен-ся сист. показателей:

Фондоотдача = V выручки от реализ-ии тур. прод. / ср. год. ст-ти ОФ

Она показ. какой V тур. услуг в стоимостном выражении показан на 1-цу ст-ти ОФ. Опр-ся в стоимостном выражении руб./руб. В натур. выраж-ии – кол-во предоставляем. туро-дней или койко-суток.

Фондоемкость (обратный фондоот-че) показ., какое кол-во Ф приходится на 1-цу ст-ти V оказываемых услуг.

Условия тр. и фондооснащен-ть тур. предпр. показ. Фондовооруж-ть, кот. = ср. год. ст-ть ОФ / ср. списочн. числ-ть работников предпр.

30. Оборотные средства предприятия, состав и основные источники образования.

ОС – совок-ть ден. ср-в, авансируемых в основные производств фонды (ОПФ) и фонды обращения, кот. обеспечивают непрерывн. кругооборот ден. ср-в.

ОПФ – ср-ва пр-ва, вещественные элементы, кот. в процессе тр. расходуются в кажд. производств. цикле. Их стоим-ть перенос-ся на прод. сразу и целиком.

Стр-ра ОС:

- сырье и осн. мат-лы

- вспомогат. мат-лы

- топливо, тара

- зап. части для ремонта собств. оборуд-я

- малоценные и быстроизнаш-ся предметы

- незавершен. пр-во и п/ф

- расходы будущ. периодов

Фонды обращ-я – ср-ва предприятия, вложен. в запасы готовой прод-ии, тов. и проч. мат. ценн-ти, ден. срв-ва в расчетах, краткосрочн. фин. вложения и прочие ОС.

ОС по источникам их формирования делятся на:

- собств. – обеспечивают фин. самост-ть и устойч-ть предпри-я

- привлечен. (заемные) – покрывают доп. потр-ть предпр. в ср-вах

ОС подраздел. на:

- нормируем. – исп-ют эк. обоснованные нормативы по соответств. видам ОС

- ненормируем. – явл. элементом фондов обращ-я, и управление этой группой ОС напр. на предотвращ-е их необоснован. уверения с целью ускор-я оборач-ти ОС.

ОС предприятия, участвую в проц. пр-ва и реализ-ии прод-ии, совершают непрерывн. кругооборот. Для тур-ма хар-на особ. форма оборач-ти ОС. Схема кругооборота обусловл. тем, что объектом деят-ти тур-ма явл. чел., кот покупает тур. впечатления исходя из своего интереса. Во-вторых, в т-ме процессы пр-ва, реализ-ии, орг-ии и потреб-я тур. прод. объдинены в един. процесс. Схема примет след. вид:

Д – Т – Д’ – В,

где Д – деньги на созд-е и продвиж-е тур. прод., Т – мат. и немат. услуги т-ма, Д’ – ден. ср-ва, получен. от реализ-ии услуг, тов., тур. впечатлений и влючающ. добавленную стоим-ть, В – тур. впечатления.

Турист тратит Д на то, что он видит. При этом тур. предпр. не вклад. свой капитал в сущ-е объектов показа, кот. в готовом виде приносят предпр-ю доход. Тур. предпр. оплач. те услуги, кот. связ. с показом дан. объектов. Поэтому кач-во и вид объектов оказ. влияние на тур. впечатление и должны соотв-ть тур. интересам.

Измен-е вида или ухудш-е кач-ва объектов привод. к резк. замедлению оборач-ти ОС и соотв-но к снижению ден. поступлений в предпр.

Своеобр-е оборота ОС в т-ме сказывается на скорости их оборота. Скорость оборач-ти ОС явл. важнейш. пок-лем интенсив-ти их использ-я.

Оборач-ть ОС – продолжит-ть прохождения ОС отдельных стадий пр-ва и обращения.

Вр., в теч. кот. ОС находятся в обороте, сост. период оборота ОС. Скорость оборач-ти ОС исчисл-ся с пом. 3-х пок-лей:

1. Коборач-ти = выручка от реализ-ии / ср. остаток ОС (за опр. период)

2. Средн. продолж-ть одного оборота (в днях) = длит-ть периода, за кот. пок-ль / коэфф. оборач-ти

Чаще всего рассматривается период в 360 дн.

3. Коэфф. загрузки ОС хар-ет величину ср. остатка ОС (Соб), затрачен. на один руб. выручки от реализ-ии тур. прод (Реал).

Кзагр. = Соб / Реал = 1/Коборач-ти (обознач. рост эф-ти использ-я ОС)

Т.о. Коб – это фондоотдача, а Кзаг – фондоемкость.

Ускорение оборач-ти ОС и их высвобождение позволяют предпр-ю направить их на развитие либо самого предпр., либо тур. индустрии в целом.

Наличие ОС опр-ся по данным бух. баланса.

Скорость оборота ОС в т-ме намного больше, чем в др. отраслях. Это обусловлено спецификой тур. прод.

31. Ценовая политика предприятия, виды цен на туристские услуги. Ценообразование в туризме.

Перед предприятиями социально-культурного сервиса и туризма постоянно встает задача определения цен на их товары и услуги, что в условиях рыночной экономики является весьма важным и сложным процессом. От ценовой политики предприятия и правильного определения цен во многом зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Суть ценовой политики на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма заключается в установлении таких цен на предоставляемые товары и услуги, которые обеспечат запланированный рост прибыли и будут отвечать стратегическим и оперативным задачам предприятия по удержанию и расширению своих позиций на рынке.

Для выработки ценовой политики предприятию необходимо определить целевую аудиторию и правильно позиционировать свои услуги на рынке. Только после этого можно определять цели, в соответствии с которыми устанавливаются цены. Примерами таких целей могут быть:

-обеспечение выживаемости предприятия,

-максимизация текущей прибыли,

-завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара и др.

Цена имеет 2 предела:

  Нижний - себестоимость произвед-го товара

  Верхний - спрос на данный товар (услуг).

Виды цен:

  -рыночная цена - устанавливается на свободном рынке,

  -мировые - на товар на мировом рынке,

  -договорные - устанавливается по договоренности между продавцом и покупателем:

    * твердая (не изменяется в течении действия договора),

    * скользящая (изменяется по установленной схеме).

  -оптовые - при продаже товара крупными партиями,

  -розничные - на товар, продаваемый в личное потребление штучно, в малых    количествах.

Ценообразование в сфере услуг имеет ряд особенностей:

  - цены на услуги - розничные

  - сезонная дифференциация цен, т.к. спрос в туризме носит сезонный  характер.

  -цена на турпродукт складывается из цен на различные виды услуг, входящих в состав тура,

  -калькуляция на цену тура включает как расходы, так и необходимую прибыль  за оказанные посреднические услуги со стороны турагента и туроператора.

  -цена на турпродукт, рассчитанный на группу туристов, включает оплату сопровождающих лиц.

На цену турпродукта влияет ряд факторов:

  -класс обслуж-я

  -вид т/ путешествия по использ-ю трансп/средв

  -сезонность

  -вид тур-ма

  -возрастные скидки

  -география размещения объектов туризма.

  Цена на услуги вкл след элементы:

  1.стоим-ть сырья и материалов

  2.текущие расходы на произ-во, реализ-я и организ-ю потребл услуг

  3.прибыль

В рыночной экономике существуют различные методы формирования ценовой политики предприятий социально-культурного сервиса и туризма, которые можно разделить на две группы:

•  методы, базирующиеся на затратном подходе;

•  рыночные, или маркетинговые, методы.

Методы ценообразования:

- Ценообразование на основе издержек-калькуляции, издержек производства, желаемой прибыли.

- Ценообразование с ориентацией на уровень конкуренции.

- Ценообразование с ориентацией на спрос - изучение желаний потребителей и установление цен, приемлемых для целевого рынка.

Ценообразование при выпуске нового продукта или при выходе на новый рынок:

- Стратегия «Снятия сливок» - продажа продукта по высоким ценам.

- Стратегия цен проникновения на рынок базируется на преднамеренно низком уровне цен с целью оказания влияния на большее число потребителей.

- Стратегия престижных цен - высокие цены для привлечения потребителей, которые более обеспокоены качеством продукта, его уникальностью или статусом, чем ценой.

- Стратегия следования за лидером - соотнесение фирмой цен на свои продукты с движением и характером цен лидера на данном рынке.

32. Прибыль предприятия, понятие и основные источники формирования прибыли туристских предприятий.

Прибыль - это конечный финансовый результат деятельности предприятия. Чтобы обеспечить устойчивое развитие и дальнейшее расширенное воспроизводство предприятия, выручка от реализации продукции и услуг должна превышать расходы, т.е. организация должна получить прибыль.

Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной деятельности. Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия. Чем больше прибыли получает предприятие, тем меньше его потребность в привлечении внешних источников финансирования.

В гостиничном хозяйстве прибыль от реализации услуг определяется как разница между выручкой от реализации продукции и услуг (за минусом налогов и обязательных платежей) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции и услуг гостиницы.

Прибыль выполняет ряд функций, среди которых можно выделить:

- распределительную (прибыль выступает инструментом распределения чистого дохода между коммерческой организацией и бюджетом),

- стимулирующую (прибыль служит источником образования фондов стимулирования)

- оценочную (прибыль характеризует эффект хозяйственной деятельности).

Основными источниками формирования прибыли туристического предприятия являются:

- прибыль от оказания туристических услуг или от продажи туристического продукта. (Это основная составляющая общей прибыли);

- прибыль от внереализационных операций – это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях, сдачи имущества в аренду, дивиденды на ценные бумаги, доход от владения долговыми обязательствами, и т.д.

- прибыль от продажи имущества включает прибыль от продажи основных фондов (материальных активов, нематериальных активов, ценных бумаг других предприятий и т.д.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64064. Изучение лицензирования и квотирования импорта и экспорта товаров в Таможенном союзе 514 KB
  Экспортные вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров дефицитных на внутреннем рынке.
64065. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧНІ ОСОБЛИВОСТІ АВТОРСЬКИХ ЛЕКСИЧНИХ НОВОТВОРІВ У ПОЕЗІЇ КІНЦЯ ХХ – ПОЧАЬТКУХХІ СТОЛІІТЬ 628 KB
  Актуальність дослідження також зумовлена важливою роллю кожного поета в розвитку літератури рідного краю, збагаченням поетичного словника мови новими оригінальними й високохудожніми індивідуально-авторськими одиницями.
64066. Графічний дизайн тематичного календаря 1.82 MB
  Як приємно за чашкою уранішньої кави проглянути улюблену газету або журнал, відчути приємний лиск глянцю і ні з чим не порівнянний аромат свіжій преси. Зараз вже неможливо уявити собі життя без друкарських ЗМІ, рекламних буклетів і каталогів, без афіш і квитків, нарешті, без візиток і етикеток на товарах.
64067. Правове становище фермерського господарства 405.5 KB
  Предметом дослідження є приписи нормативно-правових актів фермерського, аграрного, земельного, цивільного, господарського та іншого законодавства України, практика його застосування та спеціальна аграрно-правова й земельно-правова література з питань діяльності фермерських господарств.
64068. Апаратне забезпечення комп’ютора 2.95 MB
  Головним пристроєм комп’ютера є центральний процесор. Він і виконує основні операції по опрацюванню даних та управління роботою інших пристроїв. По способу розташування пристроїв відносно процесора їх поділяють на внутрішні та зовнішні (периферійні). До внутрішніх відносіть деякі види пам’яті.
64072. Улаштування однорівневої підвісної стелі. Монтаж вимикачів, розеток, відкритих та схованих електропроводок 3.08 MB
  Для передачі й розподілу електричної енергії використовуються повітряні лінії електропередач кабельні лінії в цехах промислових підприємств – шинопроводи та електропроводки які виконують з металевих проводів із алюмінію сталі та міді. Інструменти для виконання робіт Набір паяльників для паяння жил проводів і кабелів.