2848

Процесс взаимодействия системы с клавиатурой в ОС MS-DOS

Контрольная

Информатика, кибернетика и программирование

Процесс взаимодействия системы с клавиатурой в ОС MS-DOS Клавиатура – это устройство компьютера, предназначенное для ввода текстовой информации. Технически клавиатура представляет собой матрицу ключей (кнопок), замыкаемых пользователем при нажа...

Русский

2012-10-20

39 KB

7 чел.

Процесс взаимодействия системы с клавиатурой в ОС MS-DOS

Клавиатура – это устройство компьютера, предназначенное для ввода текстовой информации. Технически клавиатура представляет собой матрицу ключей (кнопок), замыкаемых пользователем при нажатии, и контроллер, отслеживающий состояния ключей. Схематически процесс взаимодействия системы с клавиатурой в ОС MS-DOS показан на рисунке 1.

Рис. 1

Каждой клавише клавиатуры соответствует скэн-код размером 1 байт, идентифицирующий её расположение на клавиатуре.

Типы клавиш:

  •  основная клавиатура (буквы, цифры, управляющие клавиши Shift, Alt, Ctrl, CapsLock);
  •  функциональная клавиатура (F1, F2,…);
  •  цифровая клавиатура – при включённой клавише NumLock, клавиши управления курсором и экраном – при выключенной клавише NumLock;
  •  клавиши управления курсором и экраном, дублирующие функции цифровой клавиатуры.

При нажатии клавиши от матрицы контроллеру передаётся скэн-код клавиши. Если клавиша удерживается в нажатом состоянии, то через некоторое время срабатывает режим автоповтора, и скэн-код клавиши передаётся снова. При отпускании клавиши (даже если не было режима автоповтора) клавиатура XT передаёт её скэн-код, увеличенный на 80h, а клавиатура AT передаёт два байта: в первом содержится префикс F0h, во втором – скэн-код.

Контроллер клавиатуры посылает скэн-коды в порт 60h и генерирует аппаратное прерывание 09h, по которому ЦП останавливает выполнение текущей задачи и переходит на выполнение программы обработки прерывания от клавиатуры.

Скэн-код однозначно определяет нажатую клавишу, но по нему нельзя определить, в каком режиме работает пользователь (регистр, алфавит). Так как скэн-коды имеют все клавиши, в том числе и управляющие (Shift, Alt, Ctrl, Caps Lock), то их нажатия отслеживаются отдельно, запоминаются программой обработки прерывания и хранятся в специальном слове флагов состояния.

Программа обработки прерывания, получив управление, считывает скэн-код из порта 60h и анализирует его значение, а также слово флагов состояния. Если скэн-код принадлежит управляющей клавише, то устанавливается соответствующий бит в слове состояния флагов. При отпускании соответствующий бит сбрасывается для клавиш Shift, Alt, Ctrl. Для клавиш Insert, Caps Lock, Num Lock и Scroll Lock соответствующий бит сбрасывается при повторном нажатии клавиши.

Если скэн-код не принадлежит управляющей клавише, то её скэн-код транслируется по таблице преобразования в зависимости от флагов слова состояния в код ASCII, формируется двухбайтный код, старший байт которого содержит скэн-код, а младший – ASCII-код. Если скэн-код характеризует символьную клавишу, ASCII-код определяет закреплённый за ней символ. Каждому скэн-коду, как правило, соответствует несколько кодов ASCII.

Если же это не символьная клавиша (например, функциональная, клавиша перемещения по экрану, одновременное нажатие символьной и управляющей клавиш), то ей соответствует нулевой ASCII-код. Двухбайтные коды, содержащие на месте ASCII-кода ноль, называются расширенными ASCII-кодами.

Полученный в результате трансляции двухбайтный код записывается программой обработки прерывания в кольцевой буфер ввода, который служит для синхронизации процессов ввода данных с клавиатуры и приёма их программой пользователя. Объём буфера составляет 30 байтов, он может хранить 15 слов, содержащих коды. Коды извлекаются из буфера в том же порядке, в котором они в него поступали. За состоянием буфера следят два указателя. В хвостовом указателе хранится адрес первой свободной ячейки, в головном указателе хранится адрес самого старого кода, принятого с клавиатуры и ещё не прочитанного программой. Программа обработки прерывания помещает двухбайтный код по адресу хвостового указателя, после чего хвостовой указатель увеличивается на 2.

На этом процесс работы программы обработки прерывания заканчивается.

Пользовательская программа, желая получить код нажатой клавиши, вызывает прерывание int16h, которое активизирует драйвер клавиатуры BIOS. Драйвер считывает из кольцевого буфера двухбайтный код по адресу головного указателя и увеличивает адрес головного указателя на 2. Если это обычный ASCII-код, то будет достаточно считать младший байт, содержащий сам ASCII-код. Если же это расширенный ASCII-код, то необходимо считывать и старший байт.

Таким образом, программный запрос на ввод символа с клавиатуры фактически выполняет ввод не с клавиатуры, а из кольцевого буфера.

Если хвостовой указатель доходит до конца буфера, то при поступлении следующего кода его значение уменьшается на длину буфера, тем самым возвращаясь в начало буфера. Аналогичные манипуляции происходят и с головным указателем.

Равенство адресов головного и хвостового указателей свидетельствует о том, что буфер пуст. Если при этом программа пользователя вызовет прерывание int16h, то драйвер клавиатуры будет ждать поступления кода в буфер. Если же хвостовой указатель, перемещаясь по буферу, подойдёт к головному указателю сверху, то запись в буфер блокируется, чтобы предотвратить переполнение буфера, а нажатие на клавиши будет возбуждать звуковые сигналы.

Некоторые клавиши расширенной клавиатуры (101 клавиша) при нажатии генерируют не один, а несколько сигналов прерываний, каждый из которых сопровождается посылкой в порт 60h своего кода (последовательность кодов).

Функции языка C для работы с клавиатурой.

Для работы с клавиатурой в стандартной библиотеке conio.h объявлены следующие функции.

int getch(void);

Функция читает символ из буфера без отображения его на мониторе и возвращает ASCII-код символа из младшего байта. Если в буфере находится расширенный ASCII-код (ASCII-код, возвращаемый функцией, равен 0), то при следующем вызове функция возвратит значение скэн-кода из старшего байта. Если в буфере находится обычный ASCII-код (не равен 0), то при следующем вызове функция будет читать двухбайтный код следующего символа.

int getche(void);

Аналогична функции getch(), но при чтении из буфера производит вывод символа на экран в позицию курсора. При чтении младшего байта в расширенном ASCII-коде функция печатает пробел, при чтении старшего байта в расширенном ASCII-коде (скэн-кода) функция рассматривает его как обычный ASCII-код и печатает соответствующий ему символ.

int putch(int ch);

Функция выводит символ, код которого принимает в качестве аргумента, в текущую позицию курсора. Если в качестве аргумента указать escape-символ ‘\n’, то функция выполнит перевод курсора на следующую строку, но не будет выполнять перемещение курсора в начало строки.

int kbhit(void);

Функция проверяет, пуст ли буфер клавиатуры, и возвращает 0, если пуст, и значение, отличное от 0 (как правило -1), если буфер не пуст. При этом функция не читает символы из буфера.

int ungetch(int ch);

Функция помещает символ в голову буфера клавиатуры и возвращает значение кода в случае успешного завершения, или EOF (-1) в случае неуспешного завершения (если функция вызывается повторно, но до этого не было чтения с консоли от предыдущего вызова функции). При чтении этого символа функцией getche() отображение на экране не происходит.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46268. Этические основы связей с общественностью 13.13 KB
  Существует и ряд кодексов где проф. Это международные и национальные кодексы профессиональной этики: Кодекс профессионального поведения и этики ИПРА 1961 ИПРА МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ Афинский кодекс 1965 Кодекс профессионального поведения института PR ИПР 1986 Европейский Лиссабонский кодекс 1978 кодекс Американского общества паблик рилейшнз 1954 В сентябре 2001 Российская ассоциация по связям с общественностью приняла Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с...
46269. Зависимость психического развития от содержания структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности. (Эльконин, Леоньтев) 13.07 KB
  Зависимость психического развития от содержания структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности. То что непосредственно определяет развитие психики ребенка это сама его жизнь развитие реальных процессов этой жизни иначе говоря развитие деятельности ребенка как внешней так и внутренней. Значит в изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни.
46270. Electricity Basics 13.06 KB
  Electricity is mde by converting some form of energy into flowing electrons t the power plnt. The type of power plnt depends on the source of energy used: therml power col oil gs nucle r underground stem solr power photovoltic kinetic power wter wind nd chemicl power fuel cell. This system enbles power plnts I nd end users to be connected together. Wtt W is unit mesure of electric power tht depends on mps nd volts.
46271. Языковая просодия, уровни изучения. Суперсегментные звуковые единства. Словесное ударение основные виды 13.05 KB
  Словесное ударение основные виды. Уровни изучения: словесное ударение и фразовая интонация Ударение в слове выделение фонетическими средствами одного слога в составе группы слогов. Виды ударений: экспираторное выдыхательное динамическое силовое ударение за счёт силы выдоха долготное тоновое ударение за счёт восходящего нисходящего комбинированного языкового тона на фоне нейтрального или др. prosodi припев ударение наслаиваются на цепочку сегментов слогов слов фраз предложений.
46272. Понятие субъекта в концепции Ж.Пиаже 13.02 KB
  Понятие субъекта в концепции Ж. Первоначально ребенок воспринимает мир как индивид который не знает себя в качестве субъекта не понимает своих собственных действий и поэтому приписывает реальности свои субъективные ощущения даже не подозревая об этом. По Пиаже ребенок на ранних стадиях развития воспринимает мир как солипсист он игнорирует себя в качестве субъекта и не понимает собственных действий. Конструкция представления об окружающем мире о реальности у ребенка в первые годы...
46273. Ж.Пиаже Как дети образуют математические понятия 13.01 KB
  Пиаже Как дети образуют математические понятия. Младшие дети думают что число изменилось. Но дети в возрасте около 7 лет уже понимают что перемещение не меняет число бусинок. Дети должны уловить принцип сохранения количества прежде чем они могут образовывать понятия числа.
46275. The category of mood 12.83 KB
  There re three moods in English the indictive mood the impertive mood nd the subjunctive mood.The indictive mood form shows tht wht is sid must be regrded s fct s something which hs occurred or is occurring t the moment of speking or will occur in the future. Therefore the indictive mood hs wide vriety of tense nd spect forms in the ctive nd pssive voice.
46276. Кризис семи лет 12.81 KB
  Основная симптоматика кризиса:Потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;Манерничание: ребенок чтото из себя стоит чтото скрывает уже душа закрыта;Симптом горькой конфеты: ребенку плохо но он старается этого не показывать;Трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Переживания приобретают смысл сердящийся ребенок понимает что он сердит благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к...