285

Теория развития философии

Лекция

Логика и философия

Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества. История философской мысли, краткий обзор важнейших эпох и течений. Диалектическая картина мира, человек во вселенной. Глобальные проблемы цивилизации.

Русский

2012-11-14

137.5 KB

40 чел.

Теория развития философии

Раздел1 Метафилософия

Тема: «Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества»

  1.  Метафилософия
  2.  Мировоззрение, его сущность, структура и функции
  3.  Философия как особая наука, философия в системе духовной культуры человека и общества
  4.  Основные проблемы философии

1 вопрос

Философию можно рассматривать с 2 направлений:

- как форму теоретического мировоззрения

- как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления

Оба этих направления тесно связаны между собой, в итоге образуя целостное философское знание.

В истории представлены различные варианты понимания, что такое философия:

  1.  «Философия от латинского - любовь к мудрости» - Пифагор
  2.  «Философия – стремление к совершенству» - Платон
  3.  «Философия – эпоха схваченная в мысли» - Георг Гегель

       Философские размышления часто сложны, малопонятны, туманны, философия не предлагает конкретного и готового результата, как например: математика или физика.

       Борьба с философами была во все времена. Их изгоняли из родной страны, сжигали на кострах, подвергали гонению. В 20-е века в фашисткой Германии массово истребляли народы за их инакомыслие.

  В молодой советской России в 1922г. многие философы были отправлены в пожизненную эмиграцию на «философский пароход», а оставшихся в стране философов ждали лагеря и смертные приговоры.

     «Польза от философии сомнительна, а вред весьма очевиден» - министр народного просвещения Российской империи П.А. Ширинский-Шихматов 1850г.

    «Общество в котором правят тираны, не допускающее социальных и культурных изменений в философах больше не нуждаются» - американский философ Ричард Рорти 1994 г.

Такие высказывания означают, что наука философия признавалась опасной для тоталитарной власти, т.к. философия давала возможность самостоятельного мышления и критики. Советское массовое общество в наши дни это продукт политических и информационных технологий, рекламы и пропаганды. С помощью этих средств упрощается взгляд на мир, на общество.

    Вывод: Кому нужна философия? Это выбор интеллектуального независимого внутренне свободного человека. Философия нужна обществу в целом – свободомыслие, критика, формирование новых идей и предупреждение о новых сложностях.

 2 вопрос

             Философия зародилась в странах Древней Греции и Рима. Философия – общая теория мира и человека в нём. Мировоззрение (взгляд на мир) – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающему миру и самому себе. Философия и мировоззрение тесно взаимосвязаны между собой. Мировоззрение имеет свою структуру: знания, убеждения, вера (религия), надежда, любовь, идеал, принципы, мифология, ценности и т.д.

- Знания являются основным звеном мировоззрения, они бывают обыденные (житейские) и научные. Если нет знаний, то нет и мировоззрения.

- Убеждение означает твердую уверенность человека в истинности своих знаний и представлении в правоте своей жизненной позиции. Наличие убеждений является показателем социальной зрелости человека. Убеждения могут изменяться, уточняться при появлении новых знаний и фактов (например ДТП)

- Вера особое духовное состояние человека, его психологическая установка на восприятие воображаемой реальности как действительности. Вера бывает 2 видов: 1. Рациональная (основанная на знаниях и фактах) например: мы знаем. Что после зимы будет весна. 2. Иррациональная (вера основана на предположениях, фантазиях, догмах. Например: окончание колледжа, нахождение денег.

- Надежда единство, знания и вера. Радостное ожидание, какого либо события или результата. Например: надежда на лучшее (худшее).

- Любовь доброе, бескорыстное отношение к внешнему миру, к другим людям. Стремление к совершенству.

- Идеал образ желаемого будущего как цель и программа действий для человека.

Часто ради идеала люди отказывают себе во многом. Сознательно идут на жертвы и лишения. Например: Павел Корчагин, бытовой: диета.

- Принципы важнейшие руководящие идеи и правила поведения в мире, идеи и понятия могут быть как положительными так и отрицательными. Например : добро и зло; прекрасное и безобразное; низменное и высокое.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой 4 компонента мировоззрения:

- познавательный

- эмоциональный

-ценностный

-деятельный

Мировоззрение имеет 2 уровня:

- теоретический (познание мира)

- практический (поступки, деятельность)

В философии существует 3 исторических типа мировоззрения:

- мифологическое

- религиозное

- философское

Основные черты исторических типов мировоззрения

Тип мировоззрения

Основные черты

Основные функции

мифологическое

- эмоциональность

- очеловечивание природы

- слитность (единство человека и природы как единого целого)

- объяснение явлений природы

- регламентация поведения человека

- передача опыта новым поколениям

религиозное

- вера в сверхъестественное

- догматизм

- моральная направленность

- распространение моральных норм

- формирование духовного мира

- концепция верующих

философское

- логичность

- системность

- обобщенность

- гуманистическая (рассматриваются права и свободы человека

- аксиологическая дает оценку миру, человеку, истине

- общекультурная функция

 

 3 вопрос

                Философия характеризуется системностью и упорядоченностью, имеет свою структуру, методы и категории , т.е. все то, что составляют научные знания. Философия является особой наукой, которая имеет специфические черты: первая черта философии – высокая степень обобщения т.к. изучает мир в целом, самые общие законы существования и развития. Вторая черта – двойственность, включает не только строго научное знание, но и художественные образы, символы, идеалы, ценности.

Наука мыслит четкими законами, формулами, искусство мыслит образами, а философия мыслит объединёнными концептами, где понятие и образ, знание и ценность слитны воедино (соединены). Благодаря этому философия имеет тесную связь с другими науками, она разрабатывает методы для частных наук – наблюдение, эксперимент, моделирование, гипотеза и т.д. Например, Чарльз Дарвин при создании теории эволюции опирался на разработанный в философии дидактический метод Георга Гегеля. В 1959 г. Бертран Рассел сказал : «Наука – это то, что мы знаем, а философия – это то, что мы еще не знаем»

              Философия имеет свои четкие разделы:

- метафилософия – теория философского знания

- история философии – учение о развитии философского знания

- онтология – учение о бытии

- гносеология – учение о теории познания

- философская антропология – учение о человеке

- социальная философия – учение о развитие общества

- аксиология – учение о теории ценностей

             Существует 3 самостоятельные философские науки:

- этика – наука о морали

- эстетика – наука о красоте

- логика – наука о законах мышления

Вывод: философия имеет черты, которые сближают ее с другими науками.

  Особое положение философии позволяет ей соединять различные элементы и элементы из художественной сферы.

    Философия – общая теория мира и человека в нем. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем.

    Философия является теоретической основой, ядром мировоззрения.

4 вопрос

Основными проблемами философии называют высшие существенные важнейшие вопросы человека в мире и о самом себе.

В разное время сущность и способы постановки вопросов варьировались. Все эти вопросы назывались вечными, т.е. философия рассматривает время со всеми ее особенностями и противоречиями от древности до современности.

 Основные проблемы философии

Вопрос

Время постановки проблемы

Раздел философии

«Вечные» и открытые вопросы

Что есть бытие?

Античная философия (Парменид)

Онтология

Из чего все произошло?

Что есть познание?

17 в. Р. Декарт, Ф. Бэкон

Гносеология

Каковы пределы познания человека?

Что есть человек?

18 в. И. Кант

Антропология

В чем смысл жизни?

Что есть общество?

19 в. Карл Маркс, О. Конт

Социальная философия

Как сделать общество справедливым?

Что есть ценность?

20 в. М. Шелер

Аксиология

Что имеет значение в этой жизни?

В современное время к актуальным вопросам относят проблемы которые обсуждают на международных конференциях.

Философия политики и права обсуждает международное право, право человека, международный порядок, войну и справедливость, терроризм, неравенство, бедность, демократию, глобальные проблемы.

Философия языка и литературы рассматривает проблемы – язык науки, понимание текста, смысл, выражение истины, и искусственные языки.

Прикладные этико-философские вопросы – проблемы аборта, эвтаназии, клонирование человека, генная инженерия, смертная казнь, права животных, ценность природы, ответственность ученого за свои открытия.

Философия виртуальности – интернет, виртуальные миры, компьютеризация, искусственный интеллект.

Философия феминизма – права женщин, эмоции, чувства, критика, логика.

  История философии – применение традиционных теорий к современности.

Традиционно, существуют вопросы которые называют вечными. Например: что первично – материя или сознание? Яйцо или курица?

Ученые философы чтобы ответить на эти вопросы делятся на:

-материалистов

-идеалистов

-дуалистов (натуропатов)

    ► Материалисты утверждают что первична материя и она существует независимо от сознания.

     ►Идеалисты считают, что первично сознание.

В этих спорах рождается истина и, конечно, развивается философия.

 Вывод: философские проблемы многообразны и каждый человек должен сам сделать вывод что первично а что вторично.

Раздел 2

Философия Древнего Мира.

Развитие западно-европейской философии.

 Тема: История философской мысли, краткий обзор важнейших эпох и течений .

         Вопросы:

  1.  История Древней философии
  2.  Философия Средних веков
  3.  Философская мысль Нового времени
  4.  Зарубежная философия 20-го столетия

 1 вопрос

Первые формы философии появились 2.5 тыс. лет назад в наиболее культурных, по тем временам, странах – Китай, Индия, Греция, Рим.

Элементы философствования имелись в мифах Древнего Египта и Вавилона, в них присутствовали фантастические представления о возникновении мира, о смысле человеческого существования, о смерти и бессмертии человека.

Для философии это был период получивший название – предфилософия, т.е. первый опыт осмысления человека и мира.

Для философии в Древней Индии была характерна ориентация на этическую проблематику, на ее становление большое влияние оказали веды.

Веды – священные писания брахманизма написанные в стихотворной форме. В ведах рассматривались вопросы о происхождении мира, о космическом порядке, о наличии у человека души, о вечности мира и смертности индивида.

   В Древней Индии существовали ортодоксальные школы – названия школ по именам учителя – веданта, миманса, йога.

Школы миманса и веданта проповедовали идею Бога, а школа йоги здоровый образ жизни. В Индии того времени главным религиозно-философским учением был буддизм, а его учением Будда – реальное лицо, странствующий монах. Основная идея буддизма гласила : «вся жизнь человека – страдание, а причиной этого являются желания и страсти человека, его привязанность к каким либо вещам». Для преодоления страданий необходимо достигнуть состояния нирваны путем сознательного ухода человека от повседневных проблем и сосредоточении на самом себе. Этим учением буддизм проповедовал идею физического и духовного совершенствования человека. Достигнуть состояния нирваны смогут лишь те люди которые ведут аскетический образ жизни. В Древнем Китае основным философским течением было конфуцианство – учитель Конфуций. В своем учении Конфуций утверждал, что Небо – высшая сила неподвластная человеку, и наблюдающая за порядком вещей в мире. А поднебесная – Мир где находится человек. Дао путь, безличный мировой закон, которому люди должны подчиняться и следовать в своей жизни. Сыном Неба является император, а общество представляет собой единую семью в которой все дети подчинены императору ка своему отцу. Мудрецом станет лишь тот кто повинуется небу и во всем следует законом Дао.

В Древней Греции и в Древнем Риме сформировалась античная философия. Она появилась в условиях полисной (городской) демократии и представляла интерес немного-мысленного слоя городских граждан.

Первым философом Древней Греции принято считать Фалеса в античной философии господствовал космоцентризм – как конкретный исторический тип философского мировоззрения.  В основе космоцентризма лежало представление о том, что окружающий человека мир – огромный и таинственный «Космос» (Под «Космосом» понималась природа), которая не была создана никем из людей и из Богов. Основной темой античной философии была тема первоначала (основы мира) . Фалес в качестве основы мира рассматривал воду, Гераклит – динамичный огонь, Демокрит – мельчайшие и неделимые атомы, Платон, предполагал, что основы мира являются бестелесные идеи, и Аристотель – считал, что основой мира является какая-то «форма» (первооснова всего начала).

Вывод: В античной философии имелись многочисленные школы, учения и идеи, например: школы софистов, скептиков и т.д.

 

2 вопрос

2. Средние века – период 5-15вв. были эпохой феодализма и господства христианства в Европе. Философия и религия были тесно переплетены и существовать отдельно друг без друга не могли. В общественном сознании эти века называют теоцентризмом. Его основная идея гласила что мир однажды был сотворен Богом. Человек – тварное существо, созданное из праха земного на 6ой день акта творения. Сам мир представляет собой гигантскую пирамиду, в которой имеется жесткая иерархия (упорядоченность). Эта пирамида включает в себя всю живую и неживую природу, человека и ангелов, а на ее вершине находится Бог, как творец этого мира.

В тот период времени считалось, что целью и смыслом жизни каждого человека считается служение Богу, стремится к нему нужно через молитвы, покаяния, и преодоления греховности. Философия Средних  веков переключила свое внимание с внешнего мира на мир внутренний, т.е. на человека. Наиболее известными философами средних веков были Фома Аквинский, П. Абеляр, Августин Блаженный и т.д. – они занимались изучением жизни и существования человека.

                  У истоков средневековой философии стоял Августин Блаженный, это ученик Платона. В своих произведениях Августин доказывал, что Бог является высшим бытием. Бог сотворил этот мир не по необходимости, а по своей доброй воле. Мир – бесконечная лестница состоящая из различных тел и живых существ восходящих к своему Создателю. Человек представляет собой единство материального тела (плоть) и разумной души. Душа бессмертна и свободна в своих решениях и действиях. С момента первого греха Адама и Евы человеческое общество разделилось на 2 града. Первый град составляют люди верующие, богопослушные, а второй град люди неверующие, богоотступники. Первые будут спасены Богом, а вторые за свои грехи вынуждены гореть в аду.

Однако, Бог всемогущ и милостив, если к нему обращаться с молитвами, то он простит. Фома Аквинский известен своей работой «5 доказательств бытия Бога в мире»:

  1.  Поскольку все движется и изменяется, то должен быть «перводвигатель» т.е. исток всего.
  2.  Мир многообразен и совершенен, следовательно, Бог является высшим совершенством
  3.  Повсюду в живом мире является какая-то цель, следовательно, должен быть высший источник целесообразности, а это исходит от Бога
  4.  Хотя в мире и есть случайное, в целом мир развивается закономерно, это исходит от Бога
  5.  Этот мир единственен и конечен в своем пространстве, в нем повсюду имеет место иерархия (упорядоченность).

Вывод: Философия Средних веков религиозна, но она стала ступенью восходящего развития общественной мысли для последующих эпох.

 

3 вопрос

Эпоха Возрождения является промежуточным звеном между средними веками и новым временем, это был переходный период в истории философской мысли.  Здесь сформировался антропоцентризм (антропо – человек)  - Возрождение;  теоцентризм (Бог) – средние века ; Космоцентризм ( окружающая природа человека) – период  античности.  Антропоцентризм – как конкретный тип философского мировоззрения, в центре изучения философии оказался не Космос, не Бог, а живой и деятельный человек. В Италии в этот период появилось идейное течение – гуманизм, – который провозглашал человека высшей ценностью и целью общества. В эпоху Возрождения существовала тесная связь между философией и искусством, в литературе она получила название «эпоха гигантов», появились новые имена: Эразм Роттердамский, Франческо Петрарка,  Данте, Рафаэль, Тициан, Микеланджело, Н. Коперник, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, И. Кеплер. В науке постепенно стало утверждаться гелиоцентрическая система мира – предполагавшая, что солнце является центром Вселенной. Эпоха Возрождения позволила философии постепенно выходить из под контроля религии и церкви и приобретать светский характер. Новое время начавшееся в 17 веке было эпохой быстрого развития науки и техники, под влиянием точных наук (механика, математика, физика), в философии утвердился механицизм. В Новое время в философии основной темой было познание, образовалось 2 крупных течения: эмпиризм и рационализм.

Сторонники эмпиризма – Френсис Бэкон, Джордж  Локк, Томас Гоббс утверждали, что основным источником достоверного знания о мире является ощущение и опыт человека. В этот период Бэкон стал автором тезиса «Знания – это сила». Бэкон разработал методы эмпирического познания – наблюдение, эксперимент, индукции. Метод индукции предполагает исключение из множества к единичному.

Сторонники рационализма – Р. Декарт, Георг Лейбниц, Б. Спиноза утверждали, что основателем достоверного знания являются разум и понятийное мышление человека. В развитии социальных учений Нового времени в 18 веке большой вклад внесло французское просвещение, ее просветителями были: Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Жан Жак Руссо. Просветители этого периода были убежденными атеистами, другие искренне верующими людьми, но все они воспринимали церковь как символ невежества, мракобесия и тормоз для развития общества. В этот период родился девиз Вольтера «Раздавите гадину» (церковь). В первой половине 19 века получило свое развитие немецкая классическая философия. Ее представителями были: И. Кант и Георг Гегель. Кант разработал учение о нравственности и долге человека. Его нравственный закон призывал каждого человека поступать так, чтобы правила его личного поведения стало правилом поведения для всех. Это закон обладает принудительной силой и внутренне должен присущ быть каждому человеку, то есть подчинению нравственному закону, долгу. Символом немецкой классической философии является Георг Гегель, в своих работах Гегель утверждал, что человек является всего лишь орудием во власти мирового разума, то есть как бы его работником. У Гегеля появился тезис «все действительное разумно, а все разумное со временем тоже станем действительным». В 40 годах 19 века появилась классическая марксистская философия – ее представителями были: Карл Маркс и Фридрих Энгельс.  Ее основателем утверждали, что марксистская философия с самого начала обращалась к «проблемам земли», позже их стали интересовать вопросы экономики, социальные отношения в обществе и политическая жизнь.

Философию марксизма называют диалектическим и историческим материализмом. Марксисты в своей теории разрабатывали идею социалистической революции. Классическая марксистская философия представлена во многих произведениях ее основателей:

КАРЛ МАРКС:

  1.  «Святое семейство», Немецкая идеология, «Нищета философии» - представлена марксисткой теорией исторического процесса.
  2.  Манифест Коммунистической партии – первое программное произведение марксизма, в котором была всесторонне обоснована историческая роль рабочего класса.
  3.  Капитал – основное произведение марксизма, в котором Карл Маркс детально раскрыл строение капиталистического общества.

ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС:

  1.  Диалектика природы – марксистское учение о материи ее свойствах, формах и способах существования.
  2.  «Анти-Дюринг» - это «энциклопедия» марксизма, где соединены 3 ее части марксизма – 1. Философское учение; 2. Политическая экономия; 3. Теория научного социализма.

В Западной Европе наиболее известными марксистами были: Ф. Меринг, Поль Лафарг, Антонио Грамши, К. Каутский

В Россию марксистская теория стала проникать в 80 годах 19 века по инициативе Плеханова и его  соратников.

Главным марксистов в России принято считать Ленина. В своих работах: «Материализм, Эмпириокритицизм», «Философские тетради», «Государство и революция». Ленин теоретически описал проведение социалистической революции в России.

4 вопрос

20 век особенный. Его называют веком социальных катастроф, бесчеловечным веком, периодом взлетов и падений человечества. Для удобства изучения философы 20 век разделили на 2 направления или 2 полюса. Первый полюс составила иррациональная философия или философия неразумности. Предметом интересов этого направления были инстинкты человека, его интуиция и эмоционально-волевые процессы. Немецкий философ Ф. Ницше в своей работе «Философия жизни» развивал идею о том,  что сущностью и законом  мира является воля к власти. У человека это проявляется в стремлении к господству над более слабыми индивидами и социальными группами. Ницше выдвигал идею «сверхчеловека», который должен стать творцом более совершенных форм жизни и отношений в обществе. Общество надо превратить в своеобразный питомник по выращиванию сильных людей.

Теорию Зигмунда Фрейда принято называть психоанализом, Фрейд считал, что основную роль в поведении человека играет его бессознательные инстинкты, главным из которых является половой инстинкт. Конфликт и вражда между индивидом и обществом всегда накладывают табу (запрет) на естественные проявления бессознательного. В этом смысле первобытный дикарь свободнее современного человека. Общество и культура лишают человека свободы и счастья, развивают у него неврозы вплоть до агрессии. Второй полюс в 20 столетии составила рациональная философия или философия «разумности», эта философия оценивает возможности научно-технического разума и защищает его. В 20 веке в период развития НТР появились теории индустриального общества. Их представителями были Тофллер А.,  Д. Белл и т.д. Они утверждали, что с развитием НТР все проблемы человечества отойдут на второй план, НТР принесет людям справедливость, счастье, благополучие, уверенность в будущем. В 60-70 годах 20 века на западе обсуждались проблемы сближения 2 общественных систем: капитализма и социализма. Авторы этих учений осмысливали становлением единой глобальной системы с одним языком, одной культурой и общими правилами. В 20 веке на Западе появился Римский клуб. В него входили ученые, политики, общественные деятели, бизнесмены, религиозные служители и т.д. В рамках этого клуба обсуждался вопрос сохранения и выживания человеческого рода.

ТЕМА № 3

История русской философии

План:

1.  Формирование русской философии в 11-17 веках

  1.  Просвещение в России в 18 веке
  2.  Важнейшие течения в философии 19 века (период классики)
  3.  Русская религиозная философия 19-20 веков
  4.  Философия в Советский период истории (1917-1991гг)

Ксерокопия

Тема №4

Диалектическая картина мира, человек во вселенной

План:

  1.  Понятие бытия, его смысл и познавательное значение.
  2.  Материя, её всеобщие свойства и способы существования.
  3.  Человек как уникальное явление мира.

Ответ 1.

Понятием бытия является одним из самых древних в философии. Бытие изучает один из разделов философии – онтология.

Термин бытие переводится как «быть», «есть», «существовать». Это понятие возникло из стремления познать окружающий мир как единое целое. Первые представления о бытии сформировались в древней философии, так Парменид учил что бытие – это сущее (существующее), и кроме него ничего больше нет. Бытие чем то похоже на большой и неподвижный наполненный шар с темной и светлыми сторонами. Гераклит утверждал, что бытие произошло борьбой противоположности и их взаимодействие, в нем есть огонь и вода. Бытие изменчиво и динамично, «Все течет и изменяется» (Гераклит). Демокрит предполагал, что первоосновой бытия являются атомы как неделимые частицы, двигаясь, сталкиваясь и соединяясь, они порождают многообразие этого мира. Немецкая классическая философия соединяет борьбу  2 направлений – идеалистического и материалистического. Георг Гегель подлинным бытием считал, «абсолютную идею» как основу всего сущего (существующего). Русская религиозная философия при исследовании бытия опиралась на христианскую религию, эти идеи использовали Платон, Гегель и Шеллинг и др.

Бытие имеет свои направления: - бытие природы; - бытие человека; - бытие общества; - бытие духовного.

  1.  Бытие природы – мир ее вещей, состояний и процессов, с точки зрения науки природа существует вечно, независимо от человека.
  2.  Бытие человека – человек, уникальное живое существо, соединение природного, социального, телесного и духовного
  3.  Бытие общества – мир духовного практической деятельности людей и их взаимоотношений. Общество – сфера действия разума и воли человека.
  4.  Бытие духовного – мир чувств, идей, эмоций, образов, понятий, представлений создаваемые людьми в процессе жизни. Духовное бытие включает в себя индивидуальное сознание, общественное сознание в разных формах своего проявления – культура, религия, мораль, искусство, наука, право.

Все формы бытия существуют по своим собственным законам и изучаются различными науками.

Вывод: бытие – философское понятие для обозначения всего того, что существует и имеет место быть.

 Вопрос 2

Понятие материи вещь (вещество) является основным в философии. Первые представления о материи появились в античной философии и связаны с попытками найти первооснову мира в виде конкретного вещества, так Фалес в качестве основы представлял воду, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы, Аристотель – в своих работах под материей понимал бесформенную массу, которая содержит в себе любые вещи. Платон рассматривал материю как низшую ступень бытия, т.е. она служит как бы строительным материалом для воплощения идеи в конкретные вещи. Например: идея дома воплощается в конкретный дом, где живут люди;

Философия средних веков считала, что материальный мир был создан в течении короткого  времени по воли Создателя. В Эпоху Возрождения и нового Времени материя рассматривалась как совокупность физических тел, в этот период было сделано много открытий в области науки, человек был объявлен венцом эволюции природы. В середине 19 века Чарльз Дарвин сформировал теорию взаимосвязи между человеком и всем остальным живым миром. В 1869 г. Дмитрий Менделеев создал периодическую систему химических элементов. Были открыты: элемент радий (Вильгельм Рентген) в 1916 г. Альберт Эйнштейн разработал общую теорию относительности, которая раскрыла связь между движением, пространством и временем.

В результате развития науки была подорвана господствующая механическая картина мира. Материя имеет свои свойства, виды, формы существования. Материи присуще особые свойства – движение, которое выражает ее способность, изменятся и переходить из одного состояния в другое (вода). Движение вечно, а покой временен. В 19 в. Ф. Энгельс в своей работе «диалектика природы» дал простейшую «характеристику» классификацию форм движения материй: механическое движение материи, физическое движение материи, химическое движение материи, биологическое движение материи и социально движение материи.

  1.  Механическое движение материи – перемещение тел в пространстве по определенной траектории, носителями движения являются конкретные тела. Например: падение камня, колебания маятника часов, полет спутника Земли
  2.  Физическое движение материи – включает в себя такие явления как теплота, свет, электричество, магнетизм, гравитация и т.д. Здесь отсутствует четкая траектория движения и присутствует хаотический характер.
  3.  Химическое движение материи – включает в себя сложные взаимодействия атомов, которые происходят в ходе реакций. Например: образование озона в атмосфере во время грозы.
  4.  Биологическое движение материи – существование и развитие живых организмов включая и растения.  В настоящее время на Земле находится приблизительно 12 млн. видов живых организмов. Носителем процессов жизни на Земле является белок.
  5.  Социальная форма движения материи – включает в себя всю совокупность явлений и процессов, происходящих в общественной жизни.

Классификация форм движения материи предложенная Энгельсом существует по сегодняшний день. Формы движения материи происходят в не живой природе, в живой природе и в общественной жизни.

Материя имеет формы существования в пространстве и во времени. Пространство это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга. Элементами пространства являются точка, объем, длина, расстояние и т.д. Принято считать, что свойствами пространства являются: длина, ширина и высота которые в философии получили название 3х-мерность. Изотропность – равенство всех 3 измерений, и обратимость – возможность перемещения предмета и человека в любую точку пространства. История существования человека убеждает, что он имеет власть над пространством, благодаря своим знаниям, технике и труду. Время – длительность существования вещей и процессов последовательность смены их состояний. Время бывает нескольких видов: физическое, биологическое, социальное, космическое, экзистенциальное. Принято считать что время имеет три измерения – прошлое, настоящее и будущее. Время всегда течет в одном направлении от прошлого через настоящее к будущему. Время является безжалостным разрушителем всего земного.

Вывод: материя – объективная реальность, существующая независимо от человека.

 3 вопрос

Философия рассматривает человека как уникальное живое существо. В философии учение о человеке называется антропологией. Существует несколько (приблизительно 300) определений термина «человек».

►Платон: «Человек есть животное на 2 ногах лишенное перьев»

►Рене Декарт: «Человек это мыслящая вещь

► Серж Лем: «Человек это безумная обезьяна, которой дали в руку бритву»

►Толковый словарь (Даль): «Человек это высшее из земных созданий, одаренная разумом, свободной волей и словесной речью»

►Толковый словарь: «Человек это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими

►Федор Михайлович Достоевский так сказал о человеке: «Человек есть тайна»

► Сергей Иванович Ожегов: «Человек это млекопитающее из отрядов приматов, наделенная речью и разумом»

В философии рассматриваются принципы понимания человека:

Историческая эпоха

Ведущий принцип

Основное положение

Древний мир

космоцентризм

Окружающая природа человека

Средние века

теоцентризм

Человек это творение Бога

Эпоха Возрождения

антропоцентризм

Человек свободный творец своей жизни

Новое время

рационализм

Сущность человека определена его разумом

Основные факторы антропогенеза:

Биологические факторы

Форма деятельности

Прямохождение

труд

Развитие руки

Труд, коллективная деятельность

Большой мозг

Мышление, язык

Способность к членораздельной речи

Язык и общение в коллективе

Структура человека как живого существа

  1.  Человек – это живая материя.
  2.  Человек - это биологическое существо т.к. обладает разумом, речью и прямохождением.
  3.  Человек – это социальное существо т.к. проживает в обществе.
  4.  Человек – это идеальное существо – это индивид, это личность обладающая разумом, речью, способностью созидать и анализировать.
  5.  Человек – это психическое существо, обладает агрессивностью, способностью плакать, переживать, анализировать.

В объяснение феномена человека и его происхождение существует несколько мировоззренческих позиций:  

  1.  Естественно-научная позиция – человек это результат и итог эволюции на планете Земля, труд и речь способствовали развитию первобытной обезьяны в разумного человека

Трудовая теория антропогенеза утверждает, что человек в современном его облике появился примерно 30-40 тыс. лет назад, в целом, история человека как вида насчитывает приблизительно около 3 миллионов лет. Возникнув в начале в центральной Африке, человек постепенно  распространился по всей Земле. Возраст Земли равен примерно 5-7 миллиардов лет. Отечественный  ученый академик Николай Николаевич Моисеев разработал концепцию универсального «эволюционизма». В своей теории Моисеев рассматривает универсальность человека как результат пересечения земных и космических факторов.

В лице человека материя получила способность осознавать саму себя и ставить свое развитие под контроль:

►Появился разум, и развитие мира стало носить сознательный характер

►Развился и усовершенствовался мозг как носитель мыслительных способностей человека

►Возникла воля, т.е. способность вмешиваться и направлять и ход событий.

►Сформировалась память как способ сохранения информации и опыта, для передачи накопленного опыта будущим поколениям.

В результате таких факторов сформировался духовный мир человека, как социального организма

  1.  Мифологическая – В Древнегреческой мифологии утверждалось, что в начале существовал хаос, а из хаоса возникло все: день, ночь, горы, небо, океан, солнце и т.д. Затем появились многочисленные Боги, как всемогущие и бессмертные существа. Боги это сверхлюди наделенные человеческими качествами. Первые появившиеся люди были созданы Богами и жили в Эдеме. Это получило название «золотой век».

Мифологическая точка зрения это древняя мифология всего человечества

  1.  Религиозная – в основном письменном источнике христианской религии Библии утверждается, что Бог как творец создал этот мир на 5ый и 6ой день.

В фольклоре народов мира существует несколько версий происхождения мира и человека. Например, эскимосы считают, что человек был вылеплен из земли и распространился по свету с помощью птиц. Некоторые племена верят, что человек был создан из камня или глины разного цвета, т.е. теория рас.

Философия рассматривает человека как уникальное живое существо.

 

 

Тема № 7

Философия и будущее

(глобальные проблемы цивилизации)

План:

  1.  Охрана окружающей среды
  2.  Проблемы войны и мира
  3.  Терроризм и его проявления
  4.  Демографическая проблема человека
  5.  Будущее природы человека

 Вопрос 1

         К середине 20 века общество в первые осознало, что существование человечества и сама жизнь человека находится в опасности. Человек оказался в абсолютно новой для себя ситуации, в 1960 году Римский клуб и его члены впервые представили понятие «глобальная проблема». Глобальными называют серьезные неотложные проблемы затрагивающие интересы всего человечества и разрешимые только в результате коллективных действий всех государств мира. К глобальным проблемам можно отнести:

  1.  Охрана окружающей среды
  2.  Демографическая проблема (контроль над численностью населения)
  3.  Борьба с истощением сырьевых ресурсов (нефть и т.д.)
  4.  Сохранение пищевых и водных ресурсов
  5.  Избавление от голода и опасных болезней
  6.  Борьба с наращиванием оружия массового поражения
  7.  Прекращение военных действий и актов терроризма
  8.  Сохранение(использование) космоса в мирных целях
  9.  Борьба со стихийными бедствиями и техногенными катастрофами
  10.  Сохранение человека как биологического вида

    В связи с тем, что увеличился разрыв между жизнью богатых и бедных людей, вся планета засорена пищевыми бытовыми и сырьевыми отходами это привело к экологической катастрофе. Экологическая проблема состоит в увеличивающемся несоответствии между хозяйственной деятельностью человека и стабильностью природного окружения. Формами проявления экологического кризиса являются:

- загрязнение гидросферы, литосферы и атмосферы Земли

- нарушение органической связи человека с природой

- изменение климата на планете

- истощение жизненно важных для человека ресурсов

- сокращение площадей лесов и плодородных земель

- загрязнение космического пространства

В 2007 году на международной конференции в докладе учеными было сказано, что средняя температура на планете повышается приблизительно от 1,5 до 4,5 градуса, а это приведет к таянию ледников и айсбергов, это приведет к затоплению крупных территорий и городов, исчезновению до 1/3 видов растений и животных, нехватка продовольствия и воды,  увеличению числа ураганов цунами и т.д. В целом, доклады экспертов об экологической проблеме становятся более тревожными а прогнозы менее утешительными.

Вывод: Поиск наиболее эффективных норм путей по решению экологической проблемы должны перестроить мировоззрение человека и привести его к экологической этике.

Вопрос 2

Война сопровождала человечество на протяжении всей его истории. Всего войн на планете произошло более 4500 , они унесли сотни миллионов человеческих жизней, в которых принимали участие десятки стран и народов. Социолог Питирим Александрович Сорокин в своей работе «Индекс интенсивности войн» показал, что с 12 до начала 20 века интенсивность военных действий увеличилась в 200 раз. В 20 веке прошли 2 мировые войны, в которых участвовало большинство стран мира, число жертв в этих войнах составляет приблизительно 70 млн. человек. В науке существуют несколько причин превращающих войну в глобальную проблему:

  1.  Масштабность конфликтующих сторон
  2.  Глобализацией проблемы войны является создание ядерного вооружения. В 1945 году  США применило атомное оружие против населения Японии, стало ясно, что человечество обладает таким видом оружия, которое способно уничтожить население всей планеты. В 1986 году произошла авария на чернобыльской АЭС, которая показала выход «мирного атома»  из под контроля человека. В настоящее время накоплено и хранятся на военных базах десятки тысяч ядерных боеприпасов, такое количество достаточно для уничтожения всего живого на планете, последствием этого станет ядерная зима, победителей в этой войне не будет. Немецкий философ И. Кант в работе к вечному миру писал что «Вечный мир» это объективная историческая неизбежность. И. Кант предлагал основы пацифизма  (от лат. слово мир) т.е. отказу от войн. Пацифисты осуждают войну. В науке существуют различные теории «справедливой войны». Теория «справедливой войны» основывается на различных философских идеях и включает в себя 2 принципа:
  3.  Принцип вступления в войну – принцип правого дела, защита от нападения агрессора, освободительная война, геноцид против собственных граждан, принцип вероятности успеха.
  4.  Принцип ведения войны – принцип  соразмерности потерь и получаемой выгоды, принцип различия, т.е. необходимо различать, когда противник является объектом для законного нападения (солдаты, рабочие, военные заводы), а когда нет (старики, женщины, дети)

Теория справедливой войны не нацелена на полное прекращение войн, необходимо искать средства для смягчения конфликта, разружения с целью создания мира без войн.

Вопрос 3

Терроризм – противозаконные публичные действия, направленные на устрашения населения ради достижения политических целей. Основными факторами, способствующими терроризму являются:

  1.  Усложнение искусственной среды жизнедеятельности человека
  2.  Развитие информационного общества
  3.  Раскол между бедными и богатыми странами

Терроризм - это показатель кризисного состояния современного общества, и борьба с ним будет эффективна только при устранении его социальных причин


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27784. Социализирующие функции религиозных организаций 18.38 KB
  В социализации человека религия и религиозные организации общности верующих при молитвенных центрах были важнейшим после семьи фактором. Кроме того различные конфессии ведут активную работу по привлечению в свои ряды новых верующих. В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций а также через различные формы контроля в одних конфессиях более в других менее жесткого за соответствием жизни верующих...
27785. Личностно-ориентированные педагогические технологии 15.04 KB
  В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностноориентированного обучения. Якиманской признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностноориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностноориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.
27786. Социально-педагогическая технология 16.42 KB
  Она может рассматриваться: как обоснование описание этапов методов и средств социальнопедагогической деятельности обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная оптимальная последовательность деятельности направленная на достижение определенной социальнопедагогической цели. Мардахаев полагает что в каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить: Социальнопедагогическую цель к чему стремиться чего следует добиваться; Условия ее реализации; Особенности и возможности объекта; ...
27787. Джон Локк (1632-1704) 20.34 KB
  Из всех людей с которыми мы встречаемся девять десятых становится тем что они есть: добрыми или злыми полезными или нет благодаря воспитанию говорил Локк. Джентльмен должен получить физическое нравственное и умственное воспитание но не в школе ибо школа по мнению Локка это учреждение где собрана пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния. Локк исходя из практики аристократических семейств рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному солидному воспитателю.
27788. ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ 115 KB
  Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребенка различные соматические заболевания личностные и эмоциональные нарушения социальные последствия. Нарушения физического и психического развития У большинства детей живущих в семьях в которых тяжелое физическое наказание брань в адрес ребенка являются методами воспитания или в семьях где они лишены тепла внимания например в семьях родителейалкоголиков имеются признаки задержки физического и...
27789. ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ 56 KB
  Общие сведения о профессии: Краткая характеристика отрасли народного хозяйства где применяется профессия краткий исторический очерк и перспективы развития профессии основные специальности связанные с данной профессией. Производственное содержание профессии: Место и роль профессии в научнотехническом прогрессе ее перспективность; предмет средства и продукт труда; содержание и характер функция трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии моральные...
27790. ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 96 KB
  ПРАВА РЕБЕНКА В ШКОЛЕ Какие права связаны с правом на образование Право на образование следует рассматривать как совокупность прав: 1 на выбор образовательного учреждения или образовательной программы; 2 на получение образования в соответствии с установленными стандартами; 3 на обучение в условиях гарантирующих безопасность ребенка; 4 на уважение своего человеческого достоинства уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения; 5 на обучение осуществляемое на современной учебноматериальной базе; 6 на...
27791. Советы подросткам при временном трудоустройстве 31.5 KB
  А именно в порыве найти хоть какуюто работу и получить дополнительные карманные средства молодежь хватается за любое предложение реальной работы даже на миг не задумываясь об юридическом аспекте оформления всех отношений с работодателем. И эти случаи довольно часты и заканчиваются печально – невыплатой зарплаты психологическом расстройстве молодого индивидуума Поэтому юные работники знайте: прежде чем преступить к заинтересовавшей вас работе требуйте официального оформления ваших отношений непосредственно с работодателем;...
27792. Методы планирования эксперимента 77.5 KB
  Уточнение условий проведения эксперимента имеющееся или доступное оборудование сроки работ численность и состав группы для исследования и т. Структурные характеристики малой группы Приступая к рассмотрению структурных компонентов малой группы необходимо прежде всего подчеркнуть что понятие структура теснейшим образом сопряжено с понятием система. Реализация членами группы определенных институционально заданных функций в сфере ведущей деятельности группы по решению задач поставленных перед ней в рамках более широкой социальной...