28644

Развитие права и первый общерусский сборник 1497 г

Доклад

История и СИД

Первым кодифицированным актом является Судебник Ивана III 1497 г. Судебник составлен дьяком Владимиром Гусевым одобрен царем и Боярской думой. В отличие от РП котя содержала обычные нормы и судебные прецеденты и была своеобразным справочником для поиска правды Судебник уделяет основное внимание организации судебного процесса суда. Судебник регулирует земельные отношения котые характся полным исчезновением самостоятой собствти общины на землю и оформлением вотчинного и поместного землевладения.

Русский

2013-08-20

13.52 KB

1 чел.

13. Развитие права и первый общерусский сборник 1497 г.

В качестве основного источника права продолжает действовать «Русская Правда». В условиях централизации всеобщее правовое значение приобретает законодательство великого князя (грамоты и указы), акты Боярской думы («приговоры»), постановления Земских соборов. Постепенно происходит переход от издания отдельных актов к составлению сборников законов. Первым кодифицированным актом является Судебник Ивана III 1497 г. Его принятие было обусловлено процессом централизации, кот-й затрагивал развитие не только гос-ва, но и права. Вместе с полит-им происходит юрид-ое объединение путем составления общего сборника правовых норм для всего гос-ва. Судебник составлен дьяком Владимиром Гусевым, одобрен царем и Боярской думой. В него вошли нормы «РП», обычного права, судебной практики и литовского законод-ва. В отличие от «РП», кот-я содержала обычные нормы и судебные прецеденты и была своеобразным «справочником» для поиска «правды», Судебник уделяет основное внимание организации судебного процесса – «суда».

Процессуальное право. Процесс – состязательный с элементами инквизиционного (розыск, сыск). Появляются в кач-ве ср-в доказывания пытки и письменное ведение протокола судебного заседания. Суд с участием «лучших людей» (аналог суда присяжных). Процесс и процесс действия платные – за счет истца. Процесс перенят из ПсковскСудебнГрамот. Вышестоящая инстанция – Боярская дума и Великий князь (царь).

Материальное право касалось вещных, наследственных прав, дог-ров купли-продажи, перехода крестьян, холопства. Допускал применение норм обычного права.

Гражд пр.: устанавливал переход крестьян в Юрьев день и в течение недели до и после дня, переход после оплаты пожилого. Расширяет дог-р личного найма, купля-продажа только при свидетелях. Регулировалось банкротство.

Судебник регулирует земельные отношения, кот-ые характ-ся полным исчезновением самостоят-ой собств-ти общины на землю и оформлением вотчинного и поместного землевладения. В Судебнике впервые используется термин «поместье», для обозначения особого вида условного землевладения, есть нормы о поземельных спорах и способах их решения.

Нормы о наследовании (по закону и по завещанию) предусматривали, что при наследовании по закону наследство получал сын, при отсутствии сыновей - дочери. Дочь получала не только движимое им-во, но и земли. За неимением дочерей наследство переходило ближайшему из родственников.

Уг.пр.: преступление понимается как «лихое дело» - тяжкие преступления, отнесенные к ведению Великого князя (крамола, заговор, мятеж, подым - призыв к восстанию).

Судебник вводит новые наказания, теперь уг-ное зак-во стало карательным. Применяется смертная казнь, торговая казнь (битье палками на торговой площади), штраф уходит в прошлое.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58695. Леся Українки “Бояриня” 39.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів зі змістом твору, дослідити, як крізь призму особистого життя героїв розкрито трагедію рідного краю; розвивати творче мислення учнів, уміння аналізувати прочитане; виховувати любов до України, до її історичного минулого.
58696. Схоже і відмінне в кольорах. Порівняння предметів за кольором. Кольори. Вживання закінчень прикметників -й, -а, -е, -і 99 KB
  Мета: Продовжити засвоєння українських назв кольорів; збагачувати й активізувати словниковий запас учнів; удосконалювати орфоепічні вміння; формувати вміння вживати закінчення прикметників (-й, -а, -є, -і); порівнювати предмети за кольором; розвивати мовленнєві навички; виховувати любов до природи.
58697. Іменник. Загальне значення і граматичні ознаки іменника 8.41 MB
  Мета: розширювати і поглиблювати знання учнів про іменник як частину мови; познайомити з іменниками назвами істот та неістот їх характерними ознаками; з іменниками на позначення власних і загальних назв навчити розрізняти їх учити писати в великої літери власні іменники...
58700. Звязок іменників з прикметниками 444.5 KB
  Мета: розширити знання дітей про граматичний і смисловий зв’язок прикметників з іменниками; закріпити прийоми розпізнавання числа, роду, відмінка прикметників. Розвивати вміння будувати зв’язні розповіді га задану тему.
58701. Школьные правила 39 KB
  Цели Оборудование: проигрыватель, грамзапись с ритмической зарядкой; аудиозаписи: голоса птиц, школьных песен, “Урок поведения”, “Песня первоклашки”, Шадоус “Девушка в красном”; иллюстрация – “Зайчик”; игрушки – ёж, лесной медвежонок, зайчонок...
58702. Предмети, що мене оточують 20.96 KB
  Мета: ознайомити учнів з вживанням присвійного відмінка іменників; тренувати у вживанні структури thisis; повторити ЛО з теми «Шкільне приладдя»; розвивати в учнів фонематичний слух, мислення, память, увагу, комунікативні навички
58703. Маркетинг. Урок з економіки 108 KB
  Розвиток вмінь використовувати здобуті знання з маркетингу на практиці: проводити сегментацію ринку; приймати споживче рішення; працювати з графіком життєвого циклу товару та визначати етапи життєвого...